Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (59), 2019

Перспективы развития и внедрения муниципальных геоинформационных систем на территории Удмуртской Республики

Prospects for the development and implementation of municipal geographic information systems within the territory of the Udmurt Republic

Авторы


ведущий инженер Управления капительного строительства Администрации города Воткинска
Россия, УКС Администрации города Воткинска
sablin.artem@mail.ru


старший преподаватель кафедры технической механики
Россия, Ижевского государственного технического университета им. М.Т. Калашникова, Воткинский филиал
domnina@vfistu.ru


к.т.н., доцент кафедры промышленного и гражданского строительства
Россия, Ижевский государственный технический университета им. М.Т. Калашникова
el5torro@gmail.com

Аннотация

Несмотря на положительный опыт внедрения муниципальных ГИС (МГИС) на территории России, в настоящее время полноценных по своему функционалу МГИС в Удмуртской Республике не существует. Геоинформационные системы (ГИС) нового поколения направлены на управление пространственными данными и на территориальный анализ, в том числе муниципальных образований (МО). Данная статья посвящена обзору существующих МГИС на территории Удмуртской Республики (УР). Рассмотрены особенности таких систем в различных городах, а также решаемые с их помощью задачи. Сформулированы перспективы развития и внедрения МГИС в составе информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) субъекта федерации.

Ключевые слова

Удмуртская Республика, муниципальная геоинформационная система, муниципальное управление, геоинформационные проекты управления развитием территорий, информационная система обеспечения градостроительной деятельности, инвестиционная привлекательность территории

Рекомендуемая ссылка
Саблин Артем Эрикович , Домнина Ксения Леонидовна , Данилов Михаил Владимирович
Перспективы развития и внедрения муниципальных геоинформационных систем на территории Удмуртской Республики// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (59). Номер статьи: 5921. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5921/
Authors

Sablin Artem Erikovich
Senior project engineer, Department of Capital Construction of the Administration of the town of Votkinsk
Russia, Department of Capital Construction of the Administration of the town of Votkinsk
sablin.artem@mail.ru

Domnina Ksenia Leonidovna
Senior Lecturer of the Department "Technical Mechanics"
Russia, Votkinsk branch of Kalashnikov Izhevsk State Technical University
domnina@vfistu.ru

Danilov Mikhail Vladimirovich
Ph.D., Associate Professor of the Department "Industrial and Civil Construction"
Russia, Kalashnikov Izhevsk State Technical University
el5torro@gmail.com

Abstract

Geographic information systems (GIS) are automated systems designed for collecting, processing, analyzing, modeling and displaying data, as well as solving information and calculation problems using digital cartographic, analog and textual information. GIS of a new generation are aimed at managing spatial data and at territorial analysis, including municipalities. In spite of the positive experience of municipal GIS (MGIS) introduction in Russia, there are no full-fledged functioning MGIS in the Udmurt Republic. This article is devoted to a review of existing MGIS in the Udmurt Republic. The features of such systems in various towns, as well as problems solved with their usage, are considered in this article. The prospects for the development and implementation of MGIS as a part of the Russian Federation subject’s town-planning activity support information system are formulated.

Keywords

Udmurt Republic, municipal geoinformation system, municipal administration, geoinformation projects for territorial development management, information system for ensuring urban development activities, investment attractiveness of the territory

Suggested Citation
Sablin Artem Erikovich , Domnina Ksenia Leonidovna , Danilov Mikhail Vladimirovich
Prospects for the development and implementation of municipal geographic information systems within the territory of the Udmurt Republic. Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (59). Art. #5921. Date issued: 2019-09-09. Available at: https://eee-region.ru/article/5921/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Попытки создания и внедрения муниципальных геоинформационных систем ведутся по всей территории России. В 2019 году наметилась тенденция к созданию в органах местного самоуправления (ОМСУ) комплексных информационно-аналитических систем, аккумулирующих территориальные данные, для решения всего спектра задач градостроительной деятельности, эффективного использования муниципальных ресурсов, взаимодействия с организациями и населением.

В первую очередь, это связано с тем, что руководители регионов и муниципальных образований приходят к пониманию того, что внедрение автоматизированных информационных систем в работу государственных служащих дает ощутимый положительный эффект, имеющий реальное материальное выражение.

Интерес связан с быстрым развитием, расширением и совершенствованием функциональных характеристик программных компонентов современных МГИС. Увеличивается количество решаемых ими задач, постепенно улучшается их взаимодействие с другими информационными системами.

МГИС, как инструмент комплексного управления территорией, обеспечивает информационную поддержку муниципального управления в таких сферах, как архитектура и градостроительство, земельная политика, управление муниципальным имуществом, благоустройство, организация транспортной схемы, социально-экономическая сфера и т.д.

За последние пять лет для органов местного самоуправления реализованы тематические геоинформационные проекты управления жизнедеятельностью и развитием территорий в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Уфа, Нижний Новгород, Екатеринбург, Нижний Тагил и т.д. [14]. В Челябинске была разработана система для информационной поддержки принятия управленческих решений и анализа городских территорий с целью налогообложения земельных участков.

Несмотря на положительный опыт внедрения геоинформационных систем на территории России, муниципальные образования Удмуртской Республики сталкиваются с трудностями, связанными с внедрением подобных систем.

 

Основная часть

В настоящее время полноценных по своему функционалу МГИС на территории Удмуртской Республике не существует. Используемые МГИС представляют собой набор растровых и векторных слоёв и не имеют функций выполнения анализа информации для поддержки принятия управленческих решений.

На сегодняшний день, для решения задач по предоставлению услуг населению, Управления архитектуры муниципальных образований Удмуртской Республики пользуются большим набором невзаимосвязанных программных продуктов. Так, например, для работы с кадастровой картой и генеральным планом города большинство МО УР пользуются ГИС «AutoMap», разработанной ЗАО «Удмуртгражданпроект» (г. Ижевск) [13]. В 2018 году Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Воткинска была осуществлена попытка внедрения бесплатной геоинформационной системы «Quantum GIS» (QGIS) (Сайт разработчика ГИС QGIS. Режим доступа: https://www.qgis.org/ru/site/), имеющей усовершенствованный функционал просмотра данных, компоновки карт, анализа данных и возможность адаптации к особым потребностям с помощью расширяемой архитектуры модулей, взамен используемой «AutoMap», обладающей ограниченным набором функций. По состоянию на 3 июня 2019 г. переход на QGIS не был осуществлен, в виду отсутствие координирующего начала, а также недостаточно высокой квалифицированной подготовки кадров.

Между тем развитие МГИС Удмуртской Республики, являющихся частью информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) в перспективе дало бы возможность подключения всех заинтересованных подразделений Администраций МО к базе данных ИСОГД, а также интеграции этой базы в единую геоинформационную систему уровня субъекта федерации.

Возможность доступа к полной, актуальной, регулярно обновляемой информации в электронном виде можно считать одним из главных преимуществ автоматизированной ИСОГД. Использование ИСОГД представителями администрации повышает эффективность управления, благодаря чему оперативное межведомственное взаимодействие снижает административные барьеры и позволяет свести к минимуму коррупционную составляющую.

Единственный на территории Удмуртской Республики положительный опыт использования ИСОГД имеет Администрация МО «Город Глазов». Административный регламент о предоставлении сведений из автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в том числе за плату был утвержден там в апреле 2012 года [6]. Благодаря ИСОГД, жители города Глазова имеют возможность оперативно ознакомиться с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, геодезическими и картографическими материалами, адресным реестром, а также дежурным планом [6].

В других городах Удмуртской Республики ИСОГД пока не существует, однако в настоящий момент Правительством Удмуртской Республики, совместно с Министерством информатизации и связи УР и Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики УР готовится распоряжение о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности в Удмуртской Республике. В данном распоряжении, в соответствии со статьей 56 Градостроительного кодекса РФ [2], Федеральным законом от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» [1], постановлением Правительства РФ №636 от 09.06.2006 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» [3], а также в целях реализации регионального проекта «Умные города Удмуртской Республики», будет прописана необходимость создания ИСОГД УР, определены операторы, технологические администраторы и участники системы, а также прописаны их задачи. Согласно проекту распоряжения, уже к концу 2019 года, оператор ИСОГД должен осуществить приобретение программного обеспечения, произвести пусконаладочные работы и предварительные испытания. Реализация данного распоряжения будет осуществляться в пределах средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных на реализацию государственной программы УР «Развитие информационного общества в Удмуртской Республике» [4][9].

Для реализации проекта ИСОГД УР из обширного списка разработчиков подобных программных продуктов Российской Федерации, специалистами Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР был выбран Институт территориального планирования «Град» (ИТП ГРАД) (Сайт разработчика ИТП ГРАД. Режим доступа: https://itpgrad.ru/). Целью данного проекта будет являться создание комплексной двухуровневой информационно-аналитической системы управления градостроительным развитием территории Удмуртской республики (на примере ИСОГД Тюменской области) путем совершенствования, расширения функциональных характеристик программных компонентов ведомственных информационных систем [12].

В проект войдет следующий комплекс работ:

— На муниципальном уровне (ИСОГД МО):

  1. Создание базовых модулей системы, функциональные возможности которых позволят автоматизировать основные операции по осуществлению градостроительной деятельности (ведение ИСОГД, регистрация и размещение документов; ведение реестров объектов градостроительной деятельности, например, таких как реестр объектов капитального строительства, реестр земельных участков, реестр территориальных зон, реестр функциональных зон и др., ведение дежурного плана территории, обновление сведений о существующем состоянии территории на основании инженерных изысканий; ведение адресного реестра; формирование различных аналитических и пространственных запросов, подготовка справок, схем и т.д; приложение «Администрирование», обеспечивающее разграничение прав доступа пользователей к реестрам ИСОГД);
  2. Автоматизация процессов предоставления муниципальных услуг (выдача градостроительного плана земельного участка (в т.ч. автоматизация функций подготовки чертежа); подготовка и выдача разрешения на строительство; подготовка и выдача разрешения на ввод объектов в эксплуатацию; подготовка проекта границ земельного участка; предоставление сведений, содержащихся в ИСОГД);
  3. Разработка web-сервисов интеграции с системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) для муниципальных услуг.

— На региональном уровне (ИБДГД УР):

  1. Реализация базовых модулей системы, функциональные возможности которых позволяют автоматизировать основные операции по осуществлению градостроительной деятельности заказчиком;
  2. Разработка проекта административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг (в т.ч. межведомственных) и технических регламентов;
  3. Автоматизация процессов предоставления государственных услуг, в т.ч. с использованием СМЭВ;
  4. Реализация подсистемы «Репликация», обеспечивающая автоматизацию процесса актуализации данных ИБДГД УР и Единой карты Удмуртской Республики посредством получения на регулярной основе данных из муниципальных ИСОГД в режиме прямого доступа к данным (при наличии каналов связи), либо на цифровых носителях;
  5. Создание WEB-портала Удмуртской Республики, обеспечивающего публикацию в сети «Интернет» сведений из ИБДГД УР о существующем состоянии территории Удмуртской Республики, градостроительной документации всех уровней, а также публикацию данных из информационных систем региональных ведомств посредством сервисов WMS/WFS, а также позволяющий подключать информационные слои с внешних ресурсов (Россреестр, OpenStreetMap).

 

Предполагаемая схема структура ИСОГД УР

Рисунок. Предполагаемая схема структура ИСОГД УР

(МО – муниципальное образование; ИСОГД – информационная система обеспечения градостроительной деятельности; СМЭВ — Система межведомственного электронного взаимодействия; ИБДГД — информационный банк данных градостроительной деятельности, ИС – информационные системы)

 

Созданная система мониторинга ИБДГД УР на основе ежедневного наполнения баз данных ИСОГД муниципальных образований позволит ежедневно в полностью автоматическом режиме обновлять базу данных УР актуальными сведениями и документами о существующем состоянии и планируемом развитии территории, что позволит заказчику осуществлять контроль, оперативно влиять на ситуацию, получать необходимые сведения о деятельности органов местного самоуправления.

Система позволит оперировать большим количеством документов в единицу времени вследствие регулирования потоков циркулирующей информации. Снизятся трудозатраты на такие рутинные операции, как составление отчетности, поиск документов и т.д., а также снизится влияние человеческого фактора при многократной регистрации данных в потоке документов, обрабатываемых специалистами органов исполнительной власти.

 

Заключение

Выбранный подход построения 2-х уровневой системы с сильным региональным сегментом, обеспечит условия для ведения ИСОГД муниципальными образованиями. Особенно важна методическая и консультационная поддержка муниципалитетов регионом в вопросах ведения ИСОГД, предоставления услуг в электронной форме и межведомственного электронного взаимодействия.

По результату внедрения информационной системы регион получит эффективный инструмент управления градостроительным развитием территории Удмуртской Республики, обеспечивающим создание комфортной среды для жизни и деятельности жителей и согласованность интересов всех участников градостроительных процессов, позволяющим повысить инвестиционную привлекательность территории за счет доступа к принятым градостроительным решениям всех заинтересованных лиц.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // Консультант плюс
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018), статья 56 // Консультант плюс
  3. Постановление Правительства РФ №636 от 09.06.2006 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» // Консультант плюс
  4. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 01 июля 2013 года № 268 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие информационного общества в Удмуртской Республике» (в ред. от 27.03.17). Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/463805026
  5. Постановление Администрации муниципального образования «Город Глазов» от 26.09.2011 № 23/165 «Об утверждении «Положения об автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Глазова»
  6. Постановление Администрации города Глазова от 06.04.2012 №18/44 Административный регламент «Предоставление сведений из автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Глазова, в том числе за плату». Режим доступа: http://glazov-gov.ru/official/docs/admh_decree/docview?node=1325815799
  7. Постановление Администрации муниципального образования «Город Глазов» от 02.05.2012 №23/86 «Об утверждении положения об актуализированном дежурном плане города Глазова». Режим доступа: http://glazov-gov.ru/official/docs/admh_decree/docview?node=1325816619
  8. Постановление Администрации муниципального образования «Город Глазов» от 30.01.2014 №23/7 «Об утверждении положения «Об Адресном реестре муниципального образования «Город Глазов». Режим доступа: http://glazov-gov.ru/files/1325835200/%D0%90%D0%B4%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%80%D0%B5%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80.pdf?1392285447
  9. Приказ от 15.02.2017 № 16A «Об утверждении Плана реализации государственной программы Удмуртской Республики «Развитие информационное общества в Удмуртской Республике». Режим доступа: http://www.msur.ru/function/participation/rio/
  10. ГОСТ 28441-99 Межгосударственный стандарт «Картография цифровая. Термины и определения». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-28441-99
  11. Данилов М.В., Поточечная переинтерпретация материалов ГИС // Системная инженерия. 2015. № 2 (2). С. 13-17 [https://elibrary.ru/item.asp?id=25690460};
  12. Общие данные ИСОГД Тюменской области. Режим доступа: https://itpgrad.ru/node/745
  13. Паспортные данные «AutoMap» (ЗАО «Удмуртгражданпроект» (Ижевск)). Режим доступа: http://www.gisa.ru/3423.html
  14. Томилин В.В., Нориевская Г.М. Использование ГИС в муниципальном управлении // Практика муниципального управления, 2017. — №7.

 

References

  1. Federal Law of July 27, 2006 No. 149-ФЗ “On Information, Information Technologies and Protection of Information” [Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiyakh i zashchite informatsii]// Consultant Plus
  2. Urban Development Code of the Russian Federation [Gradostroitel’nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii] dated December 29, 2004 N 190-ФЗ (as amended on December 25, 2018), article 56 // Consultant Plus
  3. Decree of the Government of the Russian Federation No. 636 of June 09, 2006 “On Information Support of Urban Planning Activities” [Ob informatsionnom obespechenii gradostroitel’noy deyatel’nosti]// Consultant Plus
  4. Decree of the Government of the Udmurt Republic of July 01, 2013 No. 268 “On approval of the state program of the Udmurt Republic“ Development of the Information Society in the Udmurt Republic ” [Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Udmurtskoy Respubliki «Razvitiye informatsionnogo obshchestva v Udmurtskoy Respublike»] (as amended on March 27, 17). Access mode: http://docs.cntd.ru/document/463805026
  5. Resolution of the Municipal Administration “City of Glazov” dated September 26, 2011 No. 23/165 “On the approval of the“ Provision on the automated information system for ensuring the town-planning activity of the city of Glazov ”[ Ob utverzhdenii «Polozheniya ob avtomatizirovannoy informatsionnoy sisteme obespecheniya gradostroitel’noy deyatel’nosti goroda Glazova]
  6. Resolution of the Administration of the City of Glazov dated April 06, 2012 No. 18/44 Administrative Regulations «Provision of information from the automated information system to support the town-planning activities of the city of Glazov, including for a fee. [Predostavleniye svedeniy iz avtomatizirovannoy informatsionnoy sistemy obespecheniya gradostroitel’noy deyatel’nosti goroda Glazova, v tom chisle za platu]» Access mode: http://glazov-gov.ru/official/docs/admh_decree/docview?node=1325815799
  7. Resolution of the Municipal Administration “City of Glazov” dated 02.05.2012 No. 23/86 “On approval of the provision on the updated duty plan of the city of Glazov” [Ob utverzhdenii polozheniya ob aktualizirovannom dezhurnom plane goroda Glazova]. Access mode: http://glazov-gov.ru/official/docs/admh_decree/docview?node=1325816619
  8. Resolution of the Administration of the City of Glazov Municipality of January 30, 2014 No. 23/7 “On Approval of the Regulation“ On the Address Register of the City of Glazov Municipality ” [Ob utverzhdenii polozheniya «Ob Adresnom reyestre munitsipal’nogo obrazovaniya «Gorod Glazov»]. Access Mode: http://glazov-gov.ru/files/1325835200/%D0%90%D0%B4%D1%80%D0%B5%D1%81%D0BB%D1%8B%D0B 20% D1% 80% D0% B5% D0% B5% D1% 81% D1% 82% D1% 80.pdf? 1392285447
  9. Order dated February 15, 2017 No. 16A “On approval of the Plan for implementation of the state program of the Udmurt Republic. “Development of the information society in the Udmurt Republic“ [Ob utverzhdenii Plana realizatsii gosudarstvennoy programmy Udmurtskoy Respubliki «Razvitiye informatsionnoye obshchestva v Udmurtskoy Respublike»]. Access mode: http://www.msur.ru/function/participation/rio/
  10. GOST 28441-99 Interstate standard “Digital cartography. Terms and Definitions» [GOST 28441-99 Mezhgosudarstvennyy standart «Kartografiya tsifrovaya. Terminy i opredeleniya»]. Access mode: http://docs.cntd.ru/document/gost-28441-99
  11. Danilov M.V. Pointwise reinterpretation of GIS materials [Potochechnaya pereinterpretatsiya materialov GIS]// System Engineering. 2015. № 2 (2). Pp. 13-17 [https://elibrary.ru/item.asp?id=25690460};
  12. General data of ISCAS of the Tyumen region [Obshchiye dannyye ISOGD Tyumenskoy oblasti]. Access mode: https://itpgrad.ru/node/745
  13. Passport information «AutoMap» (Udmurtgrazhdanproekt (Izhevsk)) [Pasportnyye dannyye «AutoMap» (ZAO «Udmurtgrazhdanproyekt» (Izhevsk))]. Access mode: http://www.gisa.ru/3423.html
  14. Tomilin V.V., Noriyevskaya G.M. The use of GIS in municipal management [Ispol’zovaniye GIS v munitsipal’nom upravlenii]// Praktika Municipal Management, 2017. — №7.

Государственное и муниципальное управление