Главная страница » Публикации » №3 (59) » Актуальные проблемы развития малого предпринимательства в регионах Центра России

Актуальные проблемы развития малого предпринимательства в регионах Центра России

Actual problems of small business development in the regions of the Center of Russia

Авторы

Захарова Жанна Александровна
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления
Россия, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Владимирский филиал
zjane77@mail.ru
Кислинский Виталий Викторович
аспирант
Россия, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Владимирский филиал

Аннотация

Целью работы является определение актуальных проблем развития малого предпринимательства, на основе анализа показателей развития малого предпринимательства в отдельных регионах центра России и различных исследований в области государственного регулирования предпринимательской деятельности. В ходе выполнения работы авторами были использованы: общенаучные методы: сравнения и аналогии, анализа и синтеза. В результате исследования определены основные проблемы малого предпринимательства, к которым отнесены: высокая неопределенность, вызванная государственной политикой, недостаточное развитие в отдельных регионах крупного капитала, обеспечивающего заказами малое предпринимательство, отсутствие в регионах неких координирующих центров, обеспечивающих малые предприятия информацией о потенциально саморазвивающихся видах экономической деятельности в регионе, государственная поддержка, не учитывающая финансовые возможности малого предпринимательства в отдельных регионах центра России. Полученные результаты могут быть использованы органами государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне, для детализации применительно конкретных регионов основных мер государственной поддержки малого предпринимательства, а также специалистами, изучающими данную проблематику.

Ключевые слова

регионы Центра России, малое предпринимательство, государственная поддержка предпринимательской деятельности, проблемы малого предпринимательства

Рекомендуемая ссылка

Захарова Жанна Александровна , Кислинский Виталий Викторович

Актуальные проблемы развития малого предпринимательства в регионах Центра России// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (59). Номер статьи: 5922. Дата публикации: 19.09.2019. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5922/

Authors

Zhanna A. Zakharova
PhD, Associate Professor, Department of State and Municipal Administration
Russia, Vladimir branch of Russian Academy of national economy and state service under the Russian Federation President
acidman74@mail.ru
Vitaly V. Kislinsky
post-graduate student
Russia, Vladimir branch of Russian Academy of national economy and state service under the Russian Federation President

Abstract

The aim of the work is to determine the actual problems of small business development, based on the analysis of indicators of small business development in certain regions of the center of Russia and various studies in the field of state regulation of entrepreneurial activity. In the course of the work the authors used: General scientific methods: comparison and analogy, analysis and synthesis. The study identified the main problems of small business, which include: high uncertainty caused by state policy, insufficient development in some regions of large capital, providing orders for small businesses, the lack of certain regional coordinating centers, providing small businesses with information about potentially self-developing economic activities in the region, state support, not taking into account the financial capabilities of small business in some regions of the center of Russia. The results obtained can be used by public authorities, both at the Federal and regional levels, to detail the main measures of state support for small business in specific regions, as well as by specialists studying this problem.

Keywords

Regions of the Center of Russia, small business, state support for entrepreneurship, problems of small business.

Suggested Citation

Zhanna A. Zakharova , Vitaly V. Kislinsky

Actual problems of small business development in the regions of the Center of Russia// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (59). Art. #5922. Date issued: 19.09.2019. Available at: https://eee-region.ru/article/5922/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Как отмечает большинство исследователей малое предпринимательство играет огромную роль в обеспечении занятости или скорее самозанятости населения. Однако в России и в большинстве регионов страны эта задача пока не реализована, скорее в виду того, что развитие малого предпринимательства имеет существенные ограничения. Так, если в США одно малое предприятие приходится на каждые 12 человек населения, в Японии на каждые 18 человек, то в России на каждые 60 человек населения страны. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, доля занятого населения в малом бизнесе на 2017 г. составляла 20%. Когда как в зарубежных странах эта цифра варьирует: в Германии, Франции, Италии – 65-80%; в США – 60%; в Японии – 80-88%[1].

Роль малого предпринимательства и его функции в развитии экономики регионов Российской Федерации могут быть наиболее полно раскрыты только при рассмотрении малого предпринимательства как целостной экономической системы. И анализ такой системы предполагает изучение внешних условий, создающих предпосылки для успешной деятельности основных субъектов экономической деятельности, в данном случае – малых предприятий и индивидуального предпринимательства. Именно совокупность внешних условий формирует институциональную среду, необходимую для развития малого предпринимательства. По мнению ряда исследователей, основная роль в создании качественной институциональной среды отводится государству, которому, как считает Е.М. Бухвальд, необходимо формирование такого рода поддержки, которая не только создавала бы условия для развития, но и даже «саморазвития» малого предпринимательства [2, с.7].

 

Результаты исследований

Рассмотрим основные показатели развития малого и индивидуального предпринимательства в регионах центра России и отметим существующие проблемы.

 

Таблица 1 – Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей, тысяч единиц

Регион 2012 2013 2014 2016 2017 2018
Владимирская область 29,8 31,1 28,9 27,3 30,6 30,9
Ивановская область 20,0 17,8 16,3 17,9 18,1 19,6
Калужская область 18,2 16,7 15,9 17,1 16,3 20,9
Костромская область 14,0 13,2 11,0 12,8 12,0 12,7
Московская область 89,4 104,5 87,8 95,1 95,6 108,9
Рязанская область 19,8 18,8 18,0 18,5 15,8 14,7
Ярославская область 24,2 22,4 20,3 21,0 22,8 22,3
г. Москва 103,8 105,6 117,5 112,2 175,1 212,4
Составлено по: Федеральная служба государственной статистики. Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/inst-preob/ip-ved17.xls (Дата обращения 22.08.2019)

 

Так, согласно данным таблицы 1 за период с 2012 по 2018 год численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей увеличилась во Владимирской, Калужской, Московской областях и в городе Москве. При этом в городе Москве за исследуемый период наблюдается более чем двукратное увеличение числа индивидуальных предпринимателей. Кроме того, в 2013 году во многих регионах и по России в целом так же можно отметить снижение числа индивидуальных предпринимателей, что большинство исследователей связывают с существенным повышением с 2013 года ставок страховых взносов в ПФР и ФОМС для индивидуальных предпринимателей, что вызвало массовое закрытие их статуса[3, с. 95]. Снижение фактически действующих индивидуальных предпринимателей повлекло и снижение численности занятых индивидуальной предпринимательской деятельностью (таблица 2)

 

Таблица 2 — Численность занятых индивидуальной предпринимательской деятельностью, тысяч человек

Регион 2012 2013 2014 2016 2017 2018
Владимирская область 60,1 68,7 66,8 65,5 62,5 66,6
Ивановская область 60,7 53,5 48,9 51,8 73,1 56,2
Калужская область 32,0 32,8 31,9 35,2 35,1 43,3
Костромская область 37,3 35,3 31,7 35,5 35,1 36,7
Московская область 143,1 203,5 204,6 171,8 194,5 231,3
Рязанская область 42,3 40,3 51,6 51,5 36,4 40,0
Ярославская область 64,7 62,2 53,2 58,0 57,8 54,6
г. Москва 204,6 203,6 197,0 208,8 357,0 354,0
Составлено по: Федеральная служба государственной статистики. Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/inst-preob/ip-ved17.xls (Дата обращения 22.08.2019)

 

Так, согласно данным таблицы 2 снижение численность занятых индивидуальной предпринимательской деятельностью в 2018 году по сравнению с 2012 годом наблюдается в Ивановской, Костромской, Ярославской, Рязанской областях. При этом в Ярославской области за период с 2012 по 2018 год при снижении численности фактически действующих индивидуальных предпринимателей на 1,9 тыс. человек, численность занятых индивидуальной деятельностью снизилась на 10,1 тысяч человек.

Так же в исследуемых нами регионах центра России весьма нестабильная ситуация наблюдается и с количеством малых предприятий (таблица 3)

 

Таблица 3 — Количество малых предприятий (с учетом микропредприятий) на 10000 человек населения, единиц

Регион 2012 2013 20141 2015 20162 20173 2018
Владимирская область 125 134 131 143 146 141 134
Ивановская область 173 189 198 178 212 204 201
Калужская область 125 129 135 134 154 144 141
Костромская область 127 131 102 143 148 153 146
Московская область 106 108 107 117 164 169 172
Рязанская область 129 136 139 151 182 167 157
Ярославская область 212 202 172 173 226 225 219
г. Москва 201 200 201 239 417 445 421

1 Составлено по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: стат. сб. / Росстат. М., 2016. С.1326
2 Посчитано автором: Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ -2017 г. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_14s/Main.htm (Дата обращения 05.06.2019)
3 Составлено по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: стат. сб. / Росстат. — М., 2018. С.572-573

 

Так, анализируя данные таблицы 3, следует отметить, что до 2016 года количество малых предприятий на 10000 человек населения во всех исследуемых нами регионах увеличивалось, а начиная с 2017 года пошло на спад во Владимирской, Ивановской, Калужской, Рязанской и Ярославской областях. А в 2018 году рост количества малых предприятий сохранился только в Московской области. И здесь, как отмечает значительное число исследователей, с которыми согласны и мы, что снижение количества малых предприятий вызвано: во-первых, введением государством некоторых сборов (например, появлением системы «Платон» в 2016 году для предпринимателей, занимающихся грузовыми перевозками), во-вторых, повышением отдельных налогов (например, акцизов на бензин и дизельное топливо), в-третьих, принуждением перехода на онлайн-кассы (для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, начиная с 2017 года, а для осуществляющих предпринимательскую деятельность на патентной системе и едином налоге на вмененный доход – с июля 2017 года) [3, с.95]; в – четвертых, повышением ставок с 2015 -2016 года для кредитования малого и среднего бизнеса. Так, на начало 2018 года ставка для малого бизнеса по кредитам на срок свыше 1 года составляла более 7%. В результате, объем выданных кредитов предпринимателям в 2017 г. даже в номинальном выражении не вернулся к значениям 2014 г. и, тем более, 2013 г. [4]. И в данном случае одной из основных проблем развития малого предпринимательства можно считать высокий уровень неопределенности, связанный с невозможностью спрогнозировать свою деятельность (например, издержки предприятий, составляющие себестоимости) на длительную перспективу. При этом в условиях такого рода неопределенности снизились финансовые результаты деятельности малого предпринимательства, что еще более уменьшило возможности для его развития. Так, если по данным на 2017 год сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) малых предприятий (с учетом микропредприятий) отнести к обороту, то получим цифру в Ивановской области примерно 4%, во Владимирской — 5,5%, в Московской — 4,7%, в городе Москве — 7,4%, в Рязанской области только около 2%, а в Костромской всего 0,7%. Это свидетельствует о низкой рентабельности малого предпринимательства как по продажам, так и по активам.

Однако, согласно Докладу о состоянии делового климата в России в 2016 году, подготовленным Российским союзом промышленников и предпринимателей, одной из основных проблем, сдерживающих развитие предпринимательской деятельности, как отмечают сами предприниматели (31,6 % опрошенных), является недостаточный уровень спроса на выпускаемую продукцию [5]. Об этой же проблеме в качестве ведущей в ограничении развития малого предпринимательства говорит и Р.С. Гринберг, подчеркивая, что главным для малого и среднего бизнеса считается вопрос: Что производить? [6, с. 246]. Вместе с тем, в рамках проведенного нами исследования хотелось бы внести некоторые корректировки по поводу выделенной проблемы. Поскольку, как мы считаем, в рассматриваемых регионах центра России в отдельных видах экономической деятельности есть спрос на определенные товары, услуги. И эти ниши мог бы занять малый бизнес, но в силу объективных ограничений, возможно и в силу высокой степени неопределенности, предприниматели не заинтересованы работать в этих направлениях.

Так, в регионах Владимирская, Рязанская, Ивановская, Ярославская, Костромская и ряд других областей, ввиду высокой урбанизации населения (примерно 80% городское население), наблюдается значительный внутренний спрос на рекреационные услуги (оздоровление, отдых, лечение), а так же устойчивый спрос на посещение объектов туристко-рекреационной сферы этих областей жителями Москвы и Московской области (в виду экологических проблем, высокого темпа жизни и ограниченности территориального ресурса региона). Кроме того, в самодостаточных регионах повышение качества жизни населения, уровня доходов в соответствии с законом возвышения потребностей, открывает новые потребности, в том числе и потребности в отдыхе, что определяет опережающий спрос на туристско-рекреационные услуги, требование к их разнообразию[7, с.339-340]. Первоначальное желание восстановления сил, оздоровления дополняется стремлением к культурному и духовному развитию, что требует появления разнообразных форм туризма (агротуризм, экологический, промышленный туризм и др.) [8]. Однако, в исследуемых нами регионах количество малых предприятий (с учетом микропредприятий) по виду экономической деятельности «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» за период с 2017 по 2018 год снижается, например, во Владимирской с 802 до 696 единиц, Костромской с 290 до 275, Рязанской с 551 до 528[9]. В основном малое предпринимательство (до 50% по количеству малых предприятий и более 60% по обороту) сосредоточено в сфере торговли, операций с недвижимым имуществом[10]. Кроме того, в регионах (Владимирская, Ивановская, Костромская, Рязанская область) есть существенный спрос на продукцию деревообработки для строительства коттеджей, бань, а также на использование отходов лесопереработки (щепа, пеллеты и др.). В то же время в регионах наблюдается значительный потенциал лесных ресурсов (51 % лесистость территории Владимирской, Ивановской, Рязанской областей и 74,3 % — Костромской). Вместе с тем, большие массивы леса простаивают, ввиду их недоступности, с точки зрения не развитости инфраструктуры. И по виду экономической деятельности «Обработка древесины и производство изделий из дерева» можно отметить незначительное число малых предприятий. В структуре обрабатывающей промышленности регионов этот вид экономической деятельности составляет 2,4 % во Владимирской области, 1,5 % в Ивановской области, что явно не достаточно по сравнению с Костромской областью, где этот показатель составляет 23,3%. В рассматриваемых регионах так же не достаточно используется водный ресурс, несмотря на то, что на территории регионов достаточно много водных объектов, и практически сошел на нет, такой вид экономической деятельности как «Рыбоводство и рыболовство» (В настоящее время водоемы в основном используются для обеспечения водоснабжения. В советское же время были целые заводы, осуществляющие зарыбление прудов и водоемов, в том числе там, где ранее производилась добыча торфа.), не используется в производстве большое количество земель сельскохозяйственного назначения [11] и др. Хотя руководство страны и регионов постоянно говорит о поддержке малого предпринимательства в сельском хозяйстве, вместе с тем по виду экономической деятельности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» за период с 2016 по 2018 год наблюдается снижение количества малых предприятий в Рязанской области с 717 единиц до 525, во Владимирской области с 750 единиц до 393, в Костромской с 521 до 474 предприятий.

То есть в рассматриваемых нами регионах есть объективные предпосылки для развития малого предпринимательства в отдельных видах экономической деятельности (значительный спрос, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, ресурсный потенциал (не освоенные земли сельскохозяйственного и лесного назначения, наличие живописных мест, рекреаций и др.), но в то же время кроме высокой степени неопределенности, вызванной государственной политикой, накладываются определенные ограничения, связанные со спецификой вида экономической деятельности, например, инфраструктурные ограничения, высокие риски осуществления отдельных видов деятельности, проблемы с каналами продвижения товаров (как сложности доведения продукции крестьянских и фермерских хозяйств в крупных торговых сетях), ограниченный доступ к долгосрочным финансовым ресурсам для усиления инновационной активности и приобретения дорогостоящей техники и другие [12,с.35]. В связи с этим, по нашему мнению, одной из основных проблем развития малого предпринимательства является отсутствие в регионах неких координирующих центров, которые, изучая состояние региональных и возможно и мировых рынков, предоставляли бы информацию предпринимателям, где и что производить. И в этом случае государственная поддержка малого предпринимательства должна быть направлена на снятие ограничений, снижении рисков в видах экономической деятельности, где есть предпосылки формирования потенциала саморазвития. Например, во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях для предпринимателей, занимающихся гостиничным бизнесом или организацией общественного питания это может быть снижение налоговой ставки при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «Доходы» до 1%.

Вместе с тем, как отмечают отечественные и зарубежные исследователи, развитие малого предпринимательства зависит от наличия крупного бизнеса в регионе. При этом, если доля крупных фирм, реализующих экономию на масштабе, сочетается со значительной долей малых фирм, гибко исследующих новые идеи и возможности это способствует росту экономики [13].

Так во Владимирской области на 2017 год зарегистрировано 32376 организаций, при обороте в фактически действующих ценах 606,4 млрд. рублей. Средний оборот на 1 организацию – это 18,7 млн. рублей. В Ярославской, Ивановской и Костромской областях указанный показатель составил 14,1 млн. рублей, 5,1 млн. рублей и 9,9 млн. рублей соответственно. В то же время в городе Москве этот же показатель — 42,2 млн. рублей [14]. Это свидетельствует о том, что в рассматриваемых нами регионах с точки зрения повышения устойчивости социально-экономического развития нет достаточно крупных производств. Кроме того, в этих регионах практически не реализуются крупномасштабные, амбициозные проекты. В виду их высокой капиталоемкости и не достаточности средств региональных бюджетов на поддержку этих проектов на инвестиционной стадии, когда значительные финансовые ресурсы отвлекаются на длительный период времени и нет текущего дохода, а так же в виду узости местного рынка, реализация подобного рода проектов (например, строительство платных автомобильных дорог) отмечается только в таких регионах как Москва и Московская область. Вместе с тем такие проекты могли бы быть реализованы в рамках межрегионального сотрудничества, то есть в условиях формирования макрорегиона, активизации и объединении усилий органов государственной власти таких регионов как Владимирская, Ярославская, Ивановская, Костромская, Рязанская и ряд др. областей. Например, возрождение крупномасштабного проекта «Золотое кольцо России» и в рамках его развитие проектов малого масштаба с разработкой и посещением новых маршрутов и новых видов туризма на территориях Владимирской, Ярославской, Ивановской, Костромской и др. областей[15, с.70].

Из сказанного выше, несомненно, то, что малое предпринимательство в условиях высокой неопределенности и различных типов регионов нуждается в масштабной поддержке. Вместе с тем, за период с 2015 по 2018 год наблюдается ее сокращение. Так, согласно данным Федеральной службы государственной статистики объем субсидий, выделяемый регионам в рамках программы Минэкономразвития на поддержку малого предпринимательства в 2015 году составил 18,53 млрд. рублей, в 2016 году 11,12 млрд. рублей, а в 2018 – это всего 5,02 млрд. рублей. А если учитывать еще и то, что самодостаточные регионы (г. Москва, Московская область) имеют объективные возможности получения более значительной поддержки по сравнению с другими регионами (Ивановская, Владимирская, Костромская, Ярославская область) [16], то развивать малое предпринимательство в последних будет весьма проблематично.

Конечно, значительные объемы государственной поддержки на сегодняшний день предусмотрены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В частности, планируется оказание государственной поддержки в следующих направлениях [17]:

1) создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включая инфраструктуру и вспомогательных сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как улучшение городской среды, наука и техника, социальная сфера и экология;

2) создание системы поддержки сельского хозяйства и развития сельского кооперирования;

3) создание цифровой платформы, ориентированной на поддержку производственно-сбытовой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объема льготных кредитов, предоставляемых малому и среднему предпринимательству;

5) обеспечение благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятых граждан, путем создания нового налогового режима, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы в автоматическом режиме, а также освобождение от обязанности предоставлять отчетность.

Естественно, что эти направления поддержки необходимы. Но с другой стороны, если рассмотреть такое направление как повышение доступности кредитования, на которое в рамках национального проекта в 2019 году выделено более ста миллиардов рублей для субсидирования банкам кредитов под 8,5% годовых, непонятно: как и какая доля малых предприятий смогут кредитоваться по этой программе, например, в Костромской области, где рентабельность малого предпринимательства составляет 0,7%?.

 

Выводы

Таким образом, анализ основных показателей развития малого и индивидуального предпринимательства в регионах центра России, а так же исследований отдельных авторов, касающихся выявления проблемного поля и государственного регулирования малого предпринимательства показал, что наиболее актуальными для бизнеса проблемами являются:

  • высокий уровень неопределенности, вызванный существующей государственной экономической политикой (растущие налоги, сборы, обязательное введение онлайн-продуктов, требующих дополнительных затрат, и др.);
  • недостаточное развитие в Ивановской, Костромской, Ярославской, Владимирской и Рязанская областях крупного капитала, обеспечивающего заказами малое предпринимательство;
  • отсутствие в регионах неких координирующих центров, обеспечивающих малые предприятия информацией о востребованных населением этой территории или других регионов видах экономической деятельности;
  • некоторые направления и программы государственной поддержки, не учитывающие финансовые возможности малого предпринимательства в отдельных регионах центра России.

В связи с этим необходима детализация основных направлений государственной поддержки с учетом акцентированных проблем развития малого предпринимательства в регионах центра России. А именно: снижение налоговых ставок для малых предприятий, осуществляющих или планирующих свою работу в видах экономической деятельности, имеющих значительные предпосылки наращивания потенциала саморазвития (сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство, деятельность гостиниц и предприятий общественного питания и др.); инициация государством крупных проектов и органами власти региона проектов малого и среднего масштаба на основе механизмов государственно-частного партнерства в указанных видах экономической деятельности; наиболее продуманные программные продукты кредитования малого предпринимательства, учитывающие реальное финансовое положение малых предприятий регионов центра России.

 

Литература:

  1. Гачегов М.А., Охрименко А.В. Малое и среднее предпринимательство в России в 2017 году: состояние сектора, система государственной поддержки // Российское предпринимательство. 2018. Том 19. № 12. С. 3891.
  2. Бухвальд Е.М. Правовые и институциональные проблемы государственной политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства // Финансы: Теория и Практика. 2016. №3. С.6-18
  3. Руденко М. Развитие и реализация экономического потенциала населения как основа устойчивого развития регионов // Федерализм. 2018. №2. с. 79-96
  4. Титов Б. Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и мир. URL: http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/07/issledovanie-ier-msp-27.07.18.pdf
  5. Доклад о состоянии делового климата в России в 2016 году. URL: http://media.rspp.ru/document/1/f/9/f9c2ca5f8cd104f8d5d40f2a7b50fced.pdf (Дата обращения 20.08.2019)
  6. Беседы об экономике / под ред. С.Д. Бодрунова. М.:ИНИР, 2017.  438 с.
  7. Экономика (Экономическая теория): учебное пособие / под рук. и ред. Б.Д. Бабаева.5-е изд. Иваново: Ивановский гос. университет, 2008г. 572 с.
  8. Бабаев Б.Д., Боровкова Н.В. К вопросу о востребованности рекреационно-туристических услуг // В сборнике: Инновационное развитие регионов в условиях глобализации материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 6-9.
  9. Основные показатели деятельности малых предприятий Рязанской области в 2018 г. URL: http://ryazan.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ryazan/ru/publications/official_publications/electronic_versions/ (Дата обращения 20.08.2019)
  10. Основные показатели деятельности малых предприятий Владимирской области. URL:http://vladimirstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vladimirstat/resources/82d707004a5805da9641972ae22f80ef/Малые+предприятия+%28включая+микропредприятия%29.pdf (Дата обращения 20.08.2019)
  11. Бабаев Б.Д. Захарова Ж.А., Захаров П.Н. Роль и место концессии в социально-экономическом развитии территории // Экономика образования. 2015. № 4. С. 51.
  12. Захарова Ж.А. Предпосылки и ограничения формирования потенциала саморазвития видов экономической деятельности // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. 2018. №2-3(36-37). С.24-36
  13. Wong P.K., Ho Y.P., Autio E. Entrepreneurship, innovation and economic growth: evidence from GEM data [Gachegov M.A., Okhrimenko A.V. Maloye i sredneye predprinimatel’stvo v Rossii v 2017 godu: sostoyaniye sektora, sistema gosudarstvennoy podderzhki]. Small Business Economics, 2015. Vol. 24. p. 335-350
  14. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. / Росстат. М., 2018. 1162 с. С. 554, 566
  15. Политика регионального развития в современной России: приоритеты, институты, инструменты: Научная работа / Отв. Ред. д.э.н., проф, Е.М. Бухвальд. М.: ИЭ РАН, 2018. 250 с.
  16. Игнатова И.В., Игнатов Е.С. Развитие предпринимательства в регионе: факторы и проблемы // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т.10. №5. С. 143-157
  17. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204

 

Literature:

  1. Gachegov M.A., Okhrimenko A.V. Small and medium-sized enterprises in Russia in 2017: the state of the sector, the state support system [Maloye i sredneye predprinimatel’stvo v Rossii v 2017 godu: sostoyaniye sektora, sistema gosudarstvennoy podderzhki]// Russian Entrepreneurship. 2018. Volume 19. No. 12. P. 3891.
  2. Buchwald EM Legal and institutional problems of the state policy of development and support of small and medium-sized enterprises [Bukhval’d Ye.M. Pravovyye i institutsional’nyye problemy gosudarstvennoy politiki razvitiya i podderzhki malogo i srednego predprinimatel’stva]// Finances: Theory and Practice. 2016. No3. S.6-18
  3. Rudenko M. Development and implementation of the economic potential of the population as the basis for sustainable development of regions [Razvitiye i realizatsiya ekonomicheskogo potentsiala naseleniya kak osnova ustoychivogo razvitiya regionov]// Federalism. 2018. No2. from. 79-96
  4. Titov B. Sector of small and medium-sized enterprises: Russia and the world [Sektor malogo i srednego predprinimatel’stva: Rossiya i mir]. URL: http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/07/issledovanie-ier-msp-27.07.18.pdf
  5. Report on the state of the business climate in Russia in 2016 [Doklad o sostoyanii delovogo klimata v Rossii v 2016 godu]. URL: http://media.rspp.ru/document/1/f/9/f9c2ca5f8cd104f8d5d40f2a7b50fced.pdf (Date of access 08.20.2019)
  6. Conversations about the economy [Besedy ob ekonomike]/ ed. S.D. Bodrunova. M.: INIR, 2017.438 s.
  7. Economics (Economic theory) [Ekonomika (Ekonomicheskaya teoriya)]: textbook / at hand. and ed. B.D. Babaeva. 5th ed. Ivanovo: Ivanovo state University, 2008 572 p.
  8. Babayev B.D., Borovkova N.V. To the question of the demand for recreational and tourist services [K voprosu o vostrebovannosti rekreatsionno-turisticheskikh uslug]// In the collection: Innovative development of regions in the context of globalization, materials of the International Scientific and Practical Conference. 2015.S. 6-9.
  9. Key performance indicators of small enterprises in the Ryazan Region in 2018 [Osnovnyye pokazateli deyatel’nosti malykh predpriyatiy Ryazanskoy oblasti v 2018 g.]. URL: http://ryazan.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ryazan/ru/publications/official_publications/electronic_versions/ (Date of access 08.20.2019)
  10. Key performance indicators of small enterprises in the Vladimir region [Osnovnyye pokazateli deyatel’nosti malykh predpriyatiy Vladimirskoy oblasti]. URL: http: //vladimirstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vladimirstat/resources/82d707004a5805da9641972ae22f80ef/Small+ enterprises+%28including+ microenterprises%29.pdf (Date of treatment) 08/20/2019)
  11. Babayev B.D. Zakharova ZH.A., Zakharov P.N. The role and place of the concession in the socio-economic development of the territory [Rol’ i mesto kontsessii v sotsial’no-ekonomicheskom razvitii territorii] // Economics of education. 2015. No. 4. P. 51.
  12. Zakharova Zh.A. Prerequisites and limitations of the formation of the potential for self-development of types of economic activity [Predposylki i ogranicheniya formirovaniya potentsiala samorazvitiya vidov ekonomicheskoy deyatel’nosti]// Bulletin of Ivanovo State University. Series: Economics. 2018. No. 2-3 (36-37). S.24-36
  13. Wong P.K., Ho Y.P., Autio E. Entrepreneurship, innovation and economic growth: evidence from GEM data. Small Business Economics, 2015. Vol. 24. p. 335-350
  14. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2018 [Regiony Rossii. Sotsial’no-ekonomicheskiye pokazateli. 2018]: Stat. Sat / Rosstat. M., 2018. 1162 p. S. 554, 566
  15. The policy of regional development in modern Russia: priorities, institutions, tools [Politika regional’nogo razvitiya v sovremennoy Rossii: prioritety, instituty, instrumenty]: Scientific work / Otv. Ed. Doctor of Economics, Prof. E.M. Buchwald. M .: IE RAS, 2018.250 s.
  16. Ignatova I.V., Ignatov Ye.S. The development of entrepreneurship in the region: factors and problems [Razvitiye predprinimatel’stva v regione: faktory i problemy]// Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2017.V.10. No. 5. S. 143-157
  17. On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024 [O natsional’nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda]: Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204

Упоминание статьи в отзывах

Отзыв Барановой Н.В.

В Российской Федерации как самой большой по площади стране в мире проблема эффективного развития ее регионов обладает особой актуальностью. Инструменты, программы, поступательные шаги развития регионов, безусловно, являются предметом дискуссий ученых-т …

Читать весь отзыв

Еще в рубриках

Центральный федеральный округ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *