Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №4 (56), 2018

Пространственные аспекты экономической безопасности муниципального образования (на примере Александровского муниципального района Пермского края)

Economic security Spatial aspects of the municipality (the example of Aleksandrovsky municipality, Perm Krai)

Авторы


кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и биржевого дела
Россия, Пермский государственный национальный исследовательский университет
obganin@yandex.ru


ст.преподаватель кафедры предпринимательства и экономической безопасности
Россия, Пермский государственный национальный исследовательский университет
ganinio@bk.ru

Аннотация

В статье рассматриваются пространственные и социально – экономические факторы, влияющие на устойчивость и экономическую безопасность развития монопрофильных муниципалитетов. В качестве информационной основы используются материалы Стратегии социально-экономического развития Александровского муниципального района Пермского края на 2017-2030 годы. Авторы анализируют депрессивные тренды в социально – экономическом развитии Александровского муниципального района и выделяют условия, при которых пространственные, социально – экономические и природные факторы смогут обеспечить стабилизацию и, в конечном счете, экономическое развитие территории в долгосрочной перспективе. К ключевым факторам стабилизации авторы относят развитие транспортной инфраструктуры и реализацию проекта территории опережающего социально – экономического развития. Учет факторов агломерационного развития, выработка и реализация адекватной политики пространственного развития поселений Александровского муниципального района позволят избежать негативных последствий потери районом экономической, и как следствие, административно – территориальной самостоятельности. Угрозу потери потенциала собственного экономического развития авторы статьи назвали «эффектом Фаэтона». Результатом исследования стала корректировка понятия «экономическая безопасность» муниципалитета с учетом факторов пространственного развития.
В статье представлены результаты экспертной оценки перспектив развития Александровского муниципального района Пермского края как локальной социально – экономической системы с учетом динамики её социально – экономических показателей, имеющегося ресурсного потенциала и пространственного расположения.
Цель: Оценить последствия развития негативных тенденций в социально – экономической сфере Александровского муниципального района и выработать предложения по обеспечению экономической безопасности муниципалитета с использованием факторов пространственного развития для недопущения реализации «эффекта Фаэтона»
Методы: При написании статьи были использованы общенаучный диалектический метод познания, экономико - статистического и формально-логического анализа, а также метод пространственного анализа. Для отражения результатов исследования были использованы табличные и графические приемы визуализации данных.
Результаты: На основе проведенного анализа пространственных, социально – экономических и природных факторов разработаны предложения по обеспечению устойчивого пространственного и социально – экономического развития Александровского муниципального района.
Выводы: Развитие транспортной инфраструктуры с учетом агломерационных процессов, реализация проекта формирования территории опережающего социально – экономического развития в Александровском муниципальном районе позволит избежать «эффекта Фаэтона», приводящего к потере потенциала собственного экономического развития.

Ключевые слова

экономическая безопасность, этапы развития опасности, ущерб, пространственное развитие, агломерационные процессы, «кустовые» системы расселения, «эффект Фаэтона», транспортная инфраструктура.

Финасирование

Статья написана при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках гранта РФФИ 18-010-01202

Рекомендуемая ссылка
ГАНИН О.Б. , ГАНИН И.О.
Пространственные аспекты экономической безопасности муниципального образования (на примере Александровского муниципального района Пермского края)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (56). Номер статьи: 5612. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5612/
Authors

GANIN O.B.
Ph.D., Associate Professor, Department of Finance, Credit and Exchange Business
Russia, Perm State University
obganin@yandex.ru

GANIN I.O.
Senior Lecturer, Department of Entrepreneurship and Economic Security
Russia, Perm State University
ganinio@bk.ru

Abstract

The article discusses the spatial and socio - economic factors which affect the sustainability and economic security development of single-industry municipalities. As an information basis, materials of the Strategy of Social and Economic Development of the Aleksandrovsky Municipality, Perm Krai for 2017-2030 are used. The authors analyze the socio - economic development depressive trends of the Aleksandrovsky municipality and highlight the conditions when spatial, socio - economic and natural factors can deliver stability and, finally, economical development of the territory in long term. The authors consider the transport infrastructure development and the priority development area project as the stabilization key factors. Taking into account the factors of agglomeration development, implementation of spatial development project of the Aleksandrovsky municipality will help to avoid the negative consequences of lossing economic and, as a result, administrative and territorial region independence. The authors name the threat of lossing the potential of their own economic development as “Phaeton effect”. The result of the study is the adjustment of the “economic security” municipality concept, taking into account the factors of spatial development.
Introduction: the article presents the expert assessment results of the development prospects for Aleksandrovsky municipality, Perm Krai as a local socio-economic system, taking into account the dynamics of its socio-economic indicators, existing resource potential and spatial location.
Objective: to assess the consequences of the negative trends development in the social and economic sphere of the Aleksandrovsky municipality and to develop proposals for ensuring the economic security of the municipality using spatial development factors to prevent the implementation of the “Phaeton effect”.
Methods: In the article, the general scientific dialectic method of cognition, economic - statistical and formal logical analysis, as well as the method of spatial analysis are used. To reflect the results of the study tabular and graphical data visualization techniques are used.
Results: on the basis of the carried out analysis of spatial, socio - economic and natural factors, proposals were developed to ensure sustainable spatial and socio - economic development of the Aleksandrovsky municipality.
Conclusions: the development of transport infrastructure, taking into account agglomeration processes, the implementation of the spatial development project, social and economic development in the Aleksandrovsky municipality will avoid “Phaeton effect” leading to losing of its own economic development potential.

Keywords

economic security, stages of danger development, damage, spatial development, agglomeration processes, typology of settlements, “bush” settlement systems, “Phaeton effect”, transport infrastructure.

Project finance

The article was written with the support of the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the RFBR grant 18-010-01202

Suggested Citation
GANIN O.B. , GANIN I.O.
Economic security Spatial aspects of the municipality (the example of Aleksandrovsky municipality, Perm Krai). Regional economy and management: electronic scientific journal. №4 (56). Art. #5612. Date issued: 2018-11-16. Available at: https://eee-region.ru/article/5612/

Print Friendly, PDF & Email

Экономическая безопасность муниципалитета: сущность и значение дефиниции

Рассматривая  экономическую безопасность муниципалитета  как  «состояние устойчивости экономического сектора муниципального образования, обеспечивающее его социально-экономическое развитие в рамках национальной экономики под воздействием внутренних и внешних экономических угроз, достигаемое за счет реализации его внутреннего ресурсного потенциала и адекватного управления» [6, 79],  учитывая опыт разработки документов стратегического развития муниципалитетов Пермского края можно прийти к пониманию необходимости более расширительного толкования этого понятия. Наряду с природно — ресурсным потенциалом, состоянием экономики и качества управления территорией серьёзную роль в обеспечении устойчивого развития муниципалитетов начинают играть пространственные факторы [3].

Рассматривая экономическую безопасность как динамичный процесс, целесообразно  рассматривать этапы возникновения и развития степени опасности, проявляющиеся в увеличении рисков её реализации с последующим нанесением ущерба. Рассматривая основные этапы развития этого процесса по аналогии с  этапами развития диалектических противоречий, можно их сформулировать в виде следующей последовательной цепочки: потенциальный риск (вызов) – реальный риск – угрозы — кризис/конфликт. При этом результатом реализации угроз является возникновение ущерба, приводящего к снижению темпов социально – экономического развития или абсолютному ухудшению технических, экологических, экономических и социальных показателей качества жизни на территории.  В свою очередь, ущерб может быть классифицирован как допустимый, если при его нанесении  локальная социально – экономическая система может продолжать функционировать, но с измененными параметрами, и недопустимый, если система прекращает свое существование (банкротство и ликвидация предприятия, деградация отдельных отраслей производства и услуг, обезлюживание населенных пунктов и опустынивание территорий, ликвидация самостоятельной административно — территориальной единицы  и т.д.).

В исследуемом случае пространственные факторы  на определенном уровне развития кризисных трендов в социально – экономическом развитии муниципалитета становятся ключевыми в создании условий для самого существование муниципального образования как самостоятельной экономической и административной единицы.

Как отмечал патриарх российской урбанистики, авторитетный исследователь вопросов пространственного развития территорий Г.М.Лаппо, «важным условием благополучия России, ее безопасности и устойчивого развития является рациональное территориальное устройство. Наша страна нуждается в прочной пространственной конструкции, обеспечивающей условия нормального существования и благоприятную среду жизнедеятельности людей, функционирование территориальных социально-экономических систем.

Рационализация территориальной структуры увеличивает заключающийся в ней потенциал скрепления частей страны в единое целое, формирует единые пространства — экономическое, культурное, научное. Рыхлая территориальная структура способствует центробежным силам, сепаратизму, чревата распадом страны» [10, 9].

При этом, следует отметить, что анализ уровня развития отдельных муниципалитетов Пермского края подтверждает вывод  Г.М. Лаппо о нарастании процессов экономического сжатия пространств, обусловленных процессами  магистрализации (повышение скорости движения и провозоспособности) и  агломерирования (повышение доли экономичных коротких связей). Автор справедливо утверждает, что «это экономическое сжатие, происходящее  на основе рациональной территориальной организации, включает в сферу деловой активности территории, ранее находившиеся на «обочине» общественного развития, создает условия для формирования новых «точек роста» [10, 9].

Как в свою очередь отмечают И.А.Антипин и Н.В.Казакова, «в настоящее время пространственный фактор недостаточно учитывается в муниципальном управлении, который в первую очередь проявляется в несформированности системы взаимоувязки документов социально — экономического и территориального планирования. С одной стороны, разработанные документы социально – экономического развития не имеют строгой привязки к пространственным характеристикам планируемых процессов, с другой стороны, документы территориального планирования не всегда содержат элементы стратегического планирования: в них трудно определить конкретные цели, задачи, основные направления развития муниципального образования, тем более в порядке приоритетности их достижения… В большинстве случаев все стратегии социально — экономического развития муниципальных образований России по-прежнему содержат лишь формальное упоминание о необходимости учета пространственных факторов» [2, 1012-1013].

В то же время, на федеральном уровне задача поддержания устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации выходит на первый план» [12].

Рассматривая «пространственное  развитие» муниципального образования как общий подход к управлению развитием территории  на основе представления о целостности территории как экономического, социального, экологического,  культурного  пространства» [8, 114-117], в рамках которого происходит хозяйственная деятельность и жизнь людей [4, 119; 9], рассмотрим пространственные аспекты экономической безопасности муниципального образования на примере Александровского муниципального района Пермского края.

 

Система расселения Александровского муниципального района 

Пространственная организация (расселение) территории любого муниципального образования это, прежде всего, оптимальная система расселения населения, охватывающая населенные пункты и связи между ними, и позволяющая наиболее эффективно (с наименьшими транспортными и временными издержками, издержками на содержание инфраструктуры и др.) организовать местное производство и природопользование, а также использование объектов общественной (социальной) инфраструктуры. Оптимальная система расселения должна способствовать обеспечению устойчивых темпов экономического и социального развития территории муниципального образования. С этой точки зрения, систему расселения Александровского муниципального района можно охарактеризовать как «кустовую». Характерной ее особенностью, является размещение (группировка) населенных пунктов вокруг административного центра муниципального района — г. Александровска  и вокруг поселка городского типа Яйва, расположенных на основных транспортных коридорах — железнодорожной линии Чусовская-Соликамск и региональной автодороги Кунгур-Соликамск (Р-343), связывающих Александровский район с другими территориями Пермского края (рис.1).

 

Система расселения Александровского муниципального района  на 01.01.2016 года

Рисунок 1.  Система расселения Александровского муниципального района  на 01.01.2016 года

 

При этом, «кустовая» система расселения рассматривается нами как совокупность  населенных пунктов  различной величины и народнохозяйственного профиля, объединенных регулярными трудовыми миграциями, развитыми территориально — производственными связями, общей транспортной и инженерной инфраструктурой, единой сетью центров социально — культурного обслуживания и мест отдыха населения, а также административным управлением. Радиус транспортной доступности до центрального населенного пункта в местных «кустовых» системах расселения составляет 20-30 минут (10-15 км).

В результате анализа «кустового» расселения на территории Александровского муниципального района можно выделить три крупных «промышленных» (Александровский, Всеволодо — Вильвенский, Яйвинский) и два небольших — «сельский» (Усть – Игумский)  и «лесной» (Скопкортненский) — ареалов  проживания местного населения, образованных по территориально-административному принципу и отвечающих основным критериям, перечисленным выше.

В соответствии со Схемой территориального планирования Пермского края [14] Александровский муниципальный район входит в состав Кизеловской локальной системы расселения (Кизеловская ЛСР) и занимает в нем периферийное положение. Ядром Кизеловской локальной системы расселения является город Губаха. При этом следует отметить центральное нахождение  Александровского  муниципального района между Березниковско-Соликамским промышленным узлом и  Кизеловской локальной системой расселения. Именно это геоэкономического положение Александровского муниципального района в определенных экономических условиях может выступать фактором устойчивого развития, в других – фактором дестабилизации и деструктуризации как самостоятельного экономического субъекта.

Главной особенностью Александровского муниципального района является высокая концентрация населения в трех компактных ареалах проживания – Александровском, Всеволодо — Вильвенском и Яйвинском.  с высокой долей городского населения (89,1%)  и с высокой транспортной доступностью городов – экономических и административных центров соседних территорий — конкурентов  (Березники, Губаха). На эти пространственные факторы,  характеризующие геоэкономические особенности Александровского района, накладывается факторы экономические. Складывающиеся на текущий момент условия социально – экономического развития Александровского муниципального района характеризуют общую динамику ключевых показателей его деятельности как негативную. К таким показателям, имеющим прямое отношение к оценке уровня экономической безопасности территории, были отнесены демографическая, экономическая и социальная сферы. Их анализ показал следующее.

Численность населения Александровского муниципального района устойчиво снижается с 2002 года (диаграмма 1). На 01.01.2017 года население муниципального района снизилось по сравнению с  данными Всероссийской переписи населения 2010 года на 9,9  процента с  31 477 человек до 28 386 человек.  При общем снижении численности постоянно проживающего на территории района населения происходит его концентрация в городских поселениях района.  Как показывает анализ динамики статистических данных, проведенный в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития Александровского муниципального района Пермского края на 2017-2030 годы [11], ежегодное снижение численности населения  Александровского района  обусловлено отрицательным как естественным, там и миграционным приростом населения. Население муниципального района стареет.

Для экономики Александровского муниципального района также стала характерной негативная тенденция сокращения объемов производства и инвестиций. При этом, производственный сектор муниципалитета «опирается» на три «кита» местной экономики:

  • Яйвинская ГРЭС филиал ОАО «Э. ОН Россия» (пгт. Яйва), занимающаяся производством и распределением электроэнергии и тепла (87% объема производимой в районе продукции, 14% занятых);
  • ОАО «Александровский машиностроительный завод» (г. Александровск)), занимающийся производством горно-шахтной и горнорудной техники (7% объема производимой продукции , 18% занятых);
  • АО «Березниковский содовый завод» (п. Карьер Известняк и п. Ивакинский карьер, входящие в состав Всеволодо –Вильвенского городского поселения), осуществляющий на территории района  добычу полезных ископаемых (3% объема производимой продукции, 10% занятых).

В этом плане  Александровский муниципальный район является ярко выраженной «периферийной» горнозаводской  территорией с однозначной  монопрофильностью входящих в его состав городских поселений. Отрицательная динамика экономического развития градообразующего предприятия ОАО «Александровский машиностроительный завод», проявляющаяся в   снижении объёмов выпуска, нехватке оборотного капитала [1],  штрафных санкциях ставит под угрозу социально – экономическую стабильность не только Александровского городского поселения как моногородах [16], но и Александровского муниципального района в целом. Существует реальная угроза снижения спроса на продукцию и Яйвинской ГРЭС при строительстве калийщиками собственных генерирующих мощностей при Усольском калийном комбинате (п.Романово)

При отсутствии внятной региональной промышленной политики и политики централизованного размещения производительных сил [17]* факторами, усиливающими негативные тенденции социально – экономического развития Александровского муниципального района, становится его геоэкономическое, пространственное местоположение между двумя центрами влияния: Кизеловско — Губахинским и Березниковско-Соликамским промышленнымb узлами). Это создает риски разнонаправленного влияния на Александровский муниципальный район со стороны окружающих территорий в конкурентной борьбе за мобильные человеческие и финансовые ресурсы. Ситуация усугубляется динамичным развитием  г. Губаха, предприятия которого увеличивают объемы производства и имеют потребность в рабочей силе (400 новых рабочих мест на строящемся производстве аммиака-карбамида-меламина (АКМ), а в период его стройки единовременно будет задействовано 3-4 тысячи рабочих[5]), а также вводом в эксплуатацию  Усольского калийного комбината (ЕвроХим), который начал работать в начале 2018 года. После запуска, созданное «с нуля», крупное производственное предприятие обеспечит 3000 новых рабочих мест [15]. В условиях деградации собственных центров экономического роста в городских поселениях Александровского муниципального района близость к транспортным магистралям (автомобильная и железная  дороги), часовая доступность до крупных промышленных центров (г. Березники, г. Губаха), а также высокая мобильность населения района создают благоприятные условия для стимулирования миграционного оттока с территории наиболее квалифицированной части трудоспособных жителей. Территориальная близость пгт. Яйва к г. Березники втянет его территорию в агломерационные процессы Березниковско  — Соликамского промышленного узла, а пгт. Всеволодо-Вильва и г. Александровск подпадут под депрессивное влияние территории Кизеловского угольного бассейна (рис.2).

В этой ситуации наиболее полно реализуются пространственные риски, ограничивающие   перспективы социально – экономического развития территории:

  • граничное  расположение между двумя центрами экономического притяжения;
  • отсутствие собственных точек экономического роста;
  • невысокая  экономическая связанность основных центров потенциального развития района, что создает угрозу автономности в решении локальных задач или интеграцию в более мощные экономические системы ближайших территорий (эффект «Фаэтона»**);
  • миграционный отток наиболее квалифицированной части населения и молодежи, как следствие —  снижением качества человеческого потенциала и депопуляция населения;
  • снижение налоговых доходов местных бюджетов;
  • рост затрат на содержание социальной и инженерной инфраструктуры;
  • опережающий рост износа жилищного фонда.

 

Эффект «Фаэтона»

Рисунок 2. Эффект «Фаэтона»

 

Как следствие, это приведет к превращению Александровского муниципального района в депрессивную территорию с разрушением «машиностроительного» потенциала роста, уникального для всей территории Кизеловско – Губахинского и Березниковско  — Соликамского промышленных узлов, и увеличению масштабов негативных тенденций социально – экономического развития территории  Александровского  муниципального района.

 

Обеспечение экономической безопасности Александровского муниципального района

В этой ситуации, для решения задач обеспечения экономической безопасности, направленных на стабилизацию социально – экономического положения Александровского муниципального района, а в последующем – на его устойчивое развитие, можно предложить комплекс мероприятий пространственных преобразований, обеспечивающих в случае их реализации  новое качество экономического роста  территории. Согласно поручениям Президента РФ во главу угла должна быть поставлена региональная политика по размещению объектов сельскохозяйственного и промышленного производства на территории Пермского края исходя из  транспортно — логистических и ресурсно — сырьевых особенностей отдельных муниципалитетов [17]. В этом плане, Александровский муниципальный район обладает уникальным потенциалом природных ресурсов, не получивших выхода на уровень промышленной переработки – лес, алмазы, светложгущиеся глины, сырье для химического производства и др. Неэффективно используются водные ресурсы территории и потенциал Яйвинской ГРЭС как база для развития индустриального рыбоводческого хозяйства и овощеводства закрытого грунта. Производственный и трудовой потенциал ОАО «Александровский машиностроительный завод», находящегося сегодня в сложном экономическом положении, может быть использован для создания  на новой технологической основе локальных машиностроительных и металлообрабатывающих производств, техно — парка или бизнес — инкубатора. Исходя из имеющегося ресурсного потенциала перспективными направлениями развития местной экономики по-прежнему остаются тонкая химия, глубокая переработка леса, производство отделочных строительных материалов (керамика, мрамор), сельское хозяйство (птицеводство, рыбоводство и переработка дикоросов [18]).

С учетом роста потребности в привлечении дополнительной рабочей силы на вновь создаваемые производства Усольского калийного комбината (к югу от г. Березники), а также проблемным характером мест под застройку на территории г. Березников и г.Усолья, принимая во внимание высокую транспортную связанность территорий двух муниципалитетов можно говорить о таком направлении развития  территории Александровского муниципального района как жилищное и дачное строительство. При планируемом сроке эксплуатации шахт от 35 лет и более такой подход может обеспечить не только сохранение жилищной и социальной инфраструктуры Александровского муниципального района, но и её развитие с учетом потребностей работников комбината. Своеобразной «точкой роста» жилищного строительства становится населенный пункт Усть-Игум при условии соответствующего развития транспортной инфраструктуры.

Исследователями «теории расселения»  давно подмечен тот факт, что основная часть населения все больше стягивается к транспортным магистралям. Близость транспортных (автомобильных, железнодорожных) сетей, крупных железнодорожных узлов, морских (речных) портов обеспечивает высокую экономическую защищенность для населения. В связи с этим в теории пространственной экономики возникло понятие «коридоры роста», или «коридоры развития». В этом плане можно говорить ещё об одном конкурентном преимуществе территории Александровского муниципального района, требующего своего сохранения и приумножения – дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры и связанного с ней дорожного и логистического сервиса. При этом имеется в виду развитие дорожной инфраструктуры, связывающей места компактного проживания с местами приложения труда, в том числе с удаленными территориями перспективной промышленной добычи полезных ископаемых и лесных ресурсов (рис.3).

В этом плане, важным фактором стабилизации социально – экономической ситуации в Александровском муниципальном районе становится развитие его транспортного каркаса, повышающего внутреннюю связанность населенных пунктов и транспортную доступность экономических центров соседских территорий.

Развитие транспортного каркаса территории Александровского муниципального района позволит решить несколько задач:

  • обеспечить более высокий уровень связанности северо-восточных территорий Пермского края;
  • реализовать агломерационный подход  к развитию существующей транспортной сети и пассажирским перевозкам в пределах Кизеловско – Губахинского и Березниковско — Соликамского промышленных узлов;
  • повысить  связанность кустовых населенных мест  Александровского муниципального района за счет обеспечения транспортной доступности жителей  населенных пунктов 3-4 ранга к населенным пунктам более высокого ранга для реализации потребности в социальных, бытовых и муниципальных услугах;
  • обеспечить сетевое взаимодействие лесозаготовителей и алмазодобытчиков по транспортировке сырья к центрам переработки, хранения и реализации;
  • снизить стоимость транспортных расходов в себестоимости производимой продукции и в расходах домохозяйств;
  • создать условия для развития придорожного сервиса.

 

Транспортный каркас Александровского муниципального района

Рисунок 3. Транспортный каркас Александровского муниципального района

 

Развитие сети автодорог, соединяющих центральные населенные пункты кустовых населенных мест Александровского муниципального района между собой, позволит сформировать схему регулярных автобусных перевозок, повышающих мобильность местного населения с сохранением постоянного места жительства, а развитие пассажирских перевозок легкорельсовым транспортом (скоростной электричкой) создаст условия для повышения ежедневной трудовой мобильности населения, проживающего в городах, объединенных железнодорожным сообщением.

Организационной формой, создающей комфортные условия для создания новых высокотехнологичных видов бизнеса на территории Александровского муниципального района, может стать создание  территории опережающего социально – экономического развития (ТОСЭР) [13], становящейся точкой притяжения для инновационных малых бизнесов и прилегающих территорий промышленных зон с учетом уникальной возможности центрального нахождения  Александровского  муниципального района между формирующейся  Березниковско — Соликамской агломерацией и  Кизеловской локальной системой расселения. При этом, ядром «территории развития», в состав которой интегрируется Александровский муниципальный район, должен быть определен ближайший крупнейший центр устойчивого развития (как правило, на базе среднего города, расположенного наиболее выгодно или имеющего другие стратегические преимущества) — г. Александровск. Такой подход изменит вектор движения миграционных потоков или сформирует новые – встречные потоки, направленные на реализацию вновь формирующегося потенциала развития для бизнеса в рамках ТОСЭР.

При этом следует отметить, что сегодня ключевым фактором в стабилизации социально — экономической ситуации в Александровском муниципальном районе является региональная политика пространственного и инвестиционного развития территорий края.

Кроме этого, немаловажным фактором устойчивого социально-экономического развития Александровского муниципального района становится взаимодействие с другими муниципальными территориями в производственной, социальной, туристической и культурных сферах с условием эффективного управления развивающимися агломерационными процессами. Многие перспективные проекты развития Александровского муниципального района могут быть наиболее эффективно реализованы в рамках интеграционных процессов, направленных на формирование Горнозаводского локального экономического района, охватывающего не только муниципалитеты Кизеловской, но и  Чусовской локальной системы расселения. Такой подход к сохранению и обновлению производственного потенциала Александровского района как экономической основы местного самоуправления позволит превратить негативный посыл «периферийности» и депрессивности в конкурентные преимущества. В целом, к основным конкурентным преимуществам Александровского муниципального района в этом плане можно будет отнести:

  • «центральное» геоэкономическое положение на стыке двух развивающихся локальных систем расселения;
  • развитую транспортную сеть (электрифицированная железнодорожная магистраль Чусовская-Соликамск, региональная автодорога Кунгур-Соликамск);
  • компактное расположение основных населенных пунктов Александровского муниципального района на ведущих транспортных магистралях территории;
  • высокую долю городского населения с потенциалом роста уровня образования и городской культуры;
  • земельные ресурсы, обеспечивающие потребности развития промышленности,  строительства жилья (МКД и ИЖС) и социальной инфраструктуры;
  • потенциал минерально-сырьевой базы для добычи полезных ископаемых (алмазы, золото), для развития отраслей производства строительных и отделочных материалов, лесопереработки, химического производства, рыбоводства и переработки дикоросов;
  • туристско-рекреационный потенциал, имеющий хорошо выраженную территориальную специализацию (Всеволодо-Вильвенское городское поселение);
  • обеспеченность городских населенных пунктов Александровского района необходимой инженерной и общественной (социальной) инфраструктурой, благоустройством и озеленением;
  • возможность формирования на базе города Александровск нового ядра «территории развития» в рамках ТОСЭР  как точки притяжения субъектов малого и среднего бизнеса с примыкающих территорий, не имеющих четкую отраслевую специализацию и привязку к действующим производителям калийных удобрений, химической продукции, бумаге;
  • возможности использования государственной помощи в соответствии с Единым перечнем мер поддержки монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) [7].

Все перечисленные преимущества могут быть привлекательными как для промышленных (добывающих), так и для сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории района и муниципалитетов-соседей, а также и для иногородних инвесторов, включая зарубежных. Таким образом, можно сделать вывод, что развитие транспортной инфраструктуры, отвечающее потребностям развития экономических, социальных, рекреационных и др.  взаимоотношений муниципалитетов, включенных в единые агломерационные процессы, оказывает существенное влияние на пространственное развитие территории, а также создает дополнительные стимулы к развитию, преобразуя геоэкономические факторы из негативных в позитивные.

 

Заключение

Высоко оценивая роль пространственных аспектов в обеспечении экономической безопасности муниципалитетов с точки зрения сохранения ими статуса саморазвивающейся социально – экономической системы внесем в понятие экономической безопасности муниципалитета [6, 79] соответствующую корректировку:

Экономическая безопасность муниципалитета – это состояние устойчивости экономического сектора муниципального образования, обеспечивающее его социально-экономическое и пространственное развитие в рамках национальной экономики под воздействием внутренних и внешних экономических угроз, достигаемое за счет реализации преимуществ его территориального расположения, внутреннего ресурсного потенциала и адекватного управления.

 

 

Список литературы

  1. «Александровский машзавод» увеличил чистый убыток на 40 млн руб. по сравнению с прошлым годом//Ъ-Online. 15.11.2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3467702 (дата обращения: 12.04.2018).
  2. Антипин И.А., Казакова Н.В. Концептуальные основы разработки стратегии пространственного развития в муниципальном образовании // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 8. – С. 1011-1026.
  3. Блусь П.И., Ганин О.Б., Ганин И.О., Сибиряков А.П. Пространственные аспекты стратегического планирования развития муниципалитетов (на примере Пермского муниципального района) // Ars Administrandi. 2016. № 2. С. 69-103.
  4. Бочко В.С. Интегративное стратегическое развитие территорий: теория и методология. – Екатеринбург: Изд-во ИЭ УрО РАН, 2010. – 316 с.
  5. В Прикамье началось строительство промышленного комплекса на 400 рабочих мест. URL: https://www.newsko.ru/news/nk-4589017.html (дата обращения: 12.04.2018).
  6. Ганин О.Б., Ганин И.О. Экономическая безопасность муниципалитета: генезис, сущность и содержание понятия // Ars Administrandi. 2015. № 1. С. 61-84.
  7. Единый перечень мер поддержки монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов). URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ econReg/monitoringmonocity/20160415 (дата обращения: 12.04.2018).
  8. Кравчук Ю.Б. Актуальность разработки политики пространственного развития муниципального образования // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2012. – № 1. – С. 114-117.
  9. Лаженцев В.Н. Содержание, системная организация и пла-нирование территориального развития: Монография. – Екатеринбург – Сыктывкар: Коми научный центр Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера, 2014. – 236 с.
  10. Лаппо Г. М. Территориальная структура России в начале XXI века // География. — 2002. — № 33. — С. 9‑24.
  11. О принятии Стратегии социально-экономического развития Александровского муниципального района Пермского края на 2017-2030 годы [Электронный ресурс]: решение Земского Собрания Александровского муниципального района Пермского края от 25.05.2017 № 359. URL: http://aleksraion.ru/index.php/2015-02-05-11-23-53/2016-09-06-08-57-23?start=50 (дата обращения: 12.04.2018).
  12. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_164841 (дата обращения: 31.03.2018).
  13. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2014 N 473-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения: 31.03.2018).
  14. Об утверждении Схемы территориального планирования Пермского края [Электронный ресурс]: постановление Правительства Пермского края от 27 октября 2009 г. №780-п. URL: http://docs.cntd.ru/document/911524762 (дата обращения: 31.03.2018).
  15. Орлова Т. «ЕвроХим» построит в Березниках новый микрорайон на 39 жилых домов) [Электронный ресурс]: URL: https://59i.ru/novosti/novosti-permi-i-permskogo-kraja/-evrohim-postroit-v-bereznikah-novyi-mikroraion-na-39-zhilyh-domov.html (дата обращения: 12.04.2018).
  16. Перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. № 1398-р. URL: http://static.government.ru/media/files/41d4f68fb74d798eae 71.pdf (дата обращения: 12.04.2018).
  17. Поручение Президента РФ по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 1 февраля 2018 года: Пр-517ГС, п.1. г). URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/57151 (дата обращения: 12.04.2018).
  18. Стратегическая клюква: как сибирские производители сладостей завоевывают Европу и Азию. URL: http://tass.ru/v-strane/3428450?utm_source=infox.sg (дата обращения: 31.03.2018).

 

References

  1. Aleksandrovsky Machine-Building Plant increased its net loss by 40 million rubles. compared to last year [«Aleksandrovskij mashzavod» uvelichil chistyj ubytok na 40 mln rub. po sravneniju s proshlym godom]// Kommersant-Online. November 15, 2017 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3467702 (access date: 04/12/2018).
  2. Antipin I.A., Kazakova N.V. Conceptual framework for developing a strategy for spatial development in a municipality [Konceptual’nye osnovy razrabotki strategii prostranstvennogo razvitija v municipal’nom obrazovanii]// Russian Entrepreneurship. — 2016. — Vol. 17. — № 8. — p. 1011-1026.
  3. Blus’ P.I., Ganin O.B., Ganin I.O., Sibirjakov A.P. Spatial aspects of the strategic planning of the development of municipalities (on the example of the Perm municipal area) [Prostranstvennye aspekty strategicheskogo planirovanija razvitija municipalitetov (na primere Permskogo municipal’nogo rajona)]// Ars Administrandi. 2016. No. 2. P. 69-103.
  4. Bochko V.S. Integrative strategic development of territories: theory and methodology [Integrativnoe strategicheskoe razvitie territorij: teorija i metodologija]. — Ekaterinburg: Publishing House of IE UB RAS, 2010. — 316 p.
  5. Construction of an industrial complex for 400 workplaces began in Prikamye [V Prikam’e nachalos’ stroitel’stvo promyshlennogo kompleksa na 400 rabochih mest]. URL: https://www.newsko.ru/news/nk-4589017.html (appeal date: 04/12/2018).
  6. Ganin O.B., Ganin I.O. Economic security of the municipality: the genesis, the essence and content of the concept [Jekonomicheskaja bezopasnost’ municipaliteta: genezis, sushhnost’ i soderzhanie ponjatija]// Ars Administrandi. 2015. № 1. S. 61-84.
  7. Unified list of measures to support single-industry municipalities of the Russian Federation (single-industry towns) [Edinyj perechen’ mer podderzhki monoprofil’nyh municipal’nyh obrazovanij Rossijskoj Federacii (monogorodov)]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ econReg / monitoringmonocity / 20160415 (appeal date: 04/12/2018).
  8. Kravchuk Ju.B. The relevance of the development of a policy of spatial development of the municipality [Aktual’nost’ razrabotki politiki prostranstvennogo razvitija municipal’nogo obrazovanija]// News of the Irkutsk State Economic Academy. — 2012. — № 1. — p. 114-117.
  9. Lazhencev V.N. Content, system organization and planning of territorial development: Monograph [Soderzhanie, sistemnaja organizacija i pla-nirovanie territorial’nogo razvitija]. — Ekaterinburg — Syktyvkar: Komi Scientific Center Institute of Social, Economic and Energy Problems of the North, 2014. — 236 p.
  10. Lappo G. M. Territorial structure of Russia at the beginning of the XXI century [Territorial’naja struktura Rossii v nachale XXI veka]// Geography. — 2002. — № 33. — p. 9-24.
  11. On the adoption of the Strategy for Socio-Economic Development of the Aleksandrovsky Municipal District of the Perm Territory for 2017–2030 [O prinjatii Strategii social’no-jekonomicheskogo razvitija Aleksandrovskogo municipal’nogo rajona Permskogo kraja na 2017-2030 gody]: decision of the Zemsky Assembly of the Alexandrovsky Municipal District of the Perm Territory of May 25, 2017 No. 359. URL: http://aleksraion.ru/index .php / 2015-02-05-11-23-53 / 2016-09-06-08-57-23? start = 50 (appeal date: 12.04.2018).
  12. On strategic planning in the Russian Federation [O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii]: Feder. Law of June 28, 2014 No. 172-FZ. URL: http: //www.consultant. ru / document / cons_doc_LAW_164841 (appeal date: 03/31/2018).
  13. On the territories of advanced socio-economic development in the Russian Federation [O territorijah operezhajushhego social’no-jekonomicheskogo razvitija v Rossijskoj Federacii]: Feder. Law of December 29, 2014 N 473-FZ. URL: http://www.consultant.ru/ document / cons_doc_LAW_172962 / (appeal date: 03/31/2018).
  14. On approval of the Territorial Planning Scheme of the Perm Territory [Ob utverzhdenii Shemy territorial’nogo planirovanija Permskogo kraja]: Resolution of the Government of the Perm Territory of October 27, 2009 No. 780-p. URL: http://docs.cntd.ru/document/911524762 (appeal date: 03/31/2018).
  15. 15 Orlova T. “EuroChem” will build in Berezniki a new microdistrict for 39 houses) [«EvroHim» postroit v Bereznikah novyj mikrorajon na 39 zhilyh domov)]: URL: https://59i.ru/novosti/novosti-permi-i-permskogo-kraja/-evrohim-postroit- v-bereznikah-novyi-mikroraion-na-39-zhilyh-domov.html (appeal date: 04/12/2018).
  16. List of single-industry municipalities of the Russian Federation (single-industry towns) [Perechen’ monoprofil’nyh municipal’nyh obrazovanij Rossijskoj Federacii (monogorodov)]: Ordinance of the Government of the Russian Federation of July 29, 2014 No. 1398-p. URL: http://static.government.ru/media/files/41d4f68fb74d798eae 71.pdf (appeal date: 04/12/2018).
  17. Commission of the President of the Russian Federation following the meeting of the Presidium of the State Council of the Russian Federation, held on February 1, 2018 [Poruchenie Prezidenta RF po itogam zasedanija prezidiuma Gosudarstvennogo soveta Rossijskoj Federacii, sostojavshegosja 1 fevralja 2018 goda]: Pr-517GS, clause 1. d). URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/57151 (appeal date: 04/12/2018).
  18. Strategic cranberries: how Siberian sweets are conquering Europe and Asia [Strategicheskaja kljukva: kak sibirskie proizvoditeli sladostej zavoevyvajut Evropu i Aziju]. URL: http://tass.ru/v-strane/3428450?utm_source=infox.sg (appeal date: 03/31/2018).

________

* Поручение Президента РФ по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 1 февраля 2018 года: Пр-517ГС, п.1. «г) предусмотреть включение в стратегию пространственного развития Российской Федерации рекомендаций по размещению объектов промышленности на территориях субъектов Российской Федерации исходя из их транспортно — логистических и ресурсно — сырьевых особенностей».

** Аналог ситуации, когда не сформировавшая своего ядра планета Фаэтон  была «разорвана» гравитационными полями Марса и Юпитера. Потеря экономической основы, производственного «ядра»   устойчивого развития Александровского муниципального района как локальной социально – экономической системы приведет к «растаскиванию» мобильных ресурсов территории  между более сильными «потребителями» вплоть до административно — территориального разрыва целостности территории.

Экономическая безопасность