Эффективность государственного финансирования здравоохранения в регионах России
Efficiency of state financing of health care in the regions of Russia
Авторы
Аннотация
Процесс системного становления и развития экономики знаний определяет человеческий капитал в качестве главного фактора экономического роста и процветания государства. Особого внимания со стороны государства в условиях нестабильности экономики и ограниченности ресурсов заслуживает изучение вопросов качества финансирования всех компонент человеческого капитала, фундаментальной и важнейшей из которых неизменно выступает здоровье общества. В этой связи на первый план выходит необходимость оценки эффективности финансирования государственных расходов на здравоохранение. В статье развивается методика расчета интегрального стандартизованного показателя оценки эффективности государственного финансирования здравоохранения с учетом специально сформированной системы критериев. Результаты анализа позволят разрабатывать и принимать управленческие решения в интересах повышения благосостояния, качества и уровня жизни населения страны.
Ключевые слова
государственное финансирование здравоохранения, управление государственными финансами, региональные финансы, эффективность
Рекомендуемая ссылка
Эффективность государственного финансирования здравоохранения в регионах России// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (56). Номер статьи: 5604. Дата публикации: 08.11.2018. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5604/
Authors
Abstract
Process of system formation and development of knowledge economy defines the human capital as the main factor of economic growth and prosperity of the state. The special attention from the state in the conditions of instability of economy and limitation of resources is deserved by studying of quality questions of financing all components of the human capital, fundamental and the most important of which is steadily health of society. In this regard into the forefront there is a need of financial efficiency assessment of the public expenditures to health care. In article the method of calculation of an integral standardized indicator to assess public financial efficiency of health care taking into account specially created system of criteria develops. Results of the analysis will allow to develop and make administrative decisions for the benefit of increase in welfare, quality and the standard of living of the population of the country.
Keywords
public health financing, public financial management, regional finance, efficiency
Suggested Citation
Efficiency of state financing of health care in the regions of Russia// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (56). Art. #5604. Date issued: 08.11.2018. Available at: https://eee-region.ru/article/5604/
Введение
Современные социально-экономические условия однозначно ставят перед системой здравоохранения императив поиска более эффективных способов организации медицинской помощи и использования ресурсного потенциал. Приоритетами должны стать обеспечение максимально возможной стабильности финансирования и повышения качества управления финансами медицинских учреждений и прозрачности правил распределения ресурсов [1].
Внимание к проблеме оценки эффективности расходования государственных средств на здравоохранение уделяется учеными во многих странах мира [2 — 5] на протяжении ряда лет. Данный интерес связан с тем, что здоровье населения является одним из ключевых параметров, определяющих человеческий капитал [5]. Как отмечают многие авторы [4; 6; 7], особенно остро ощущается недостаток финансирования сферы здравоохранения и низкая эффективность государственной политики в области здравоохранения в развивающихся странах. Периодически возникающие в мировой экономике кризисные явления, еще больше обостряют указанные проблемы [6]. В результате, несмотря на увеличение государственных расходов на здравоохранение, их эффективность остается низкой [6; 8].
При оценке эффективности государственных расходов на здравоохранение традиционно исследуются такие параметры как продолжительность жизни населения, уровень младенческой смертности, превышение рождаемости над смертностью, обеспеченность населения медицинскими учреждениями и другие.
Результаты части исследований [6; 7] сводятся к выводу о том, что различия в показателях, характеризующих здоровье населения, во многих развивающихся странах мира, а также в странах Восточной Европы обуславливается различным уровнем ВВП и общими расходами на здравоохранение.
Alfonso и Miguel [3] применили методы непараметрической статистики для оценки государственных расходов на образование и здравоохранение. Авторами был разработан показатель эффективности государственных расходов на образование и здравоохранение, который позволил ранжировать страны ОЭСР по уровням эффективности. Alfonso и Miguel пришли к выводу о том, что различный уровень ВВП на душу населения или уровень образования взрослого населения в исследуемых развитых странах в большей степени обуславливает различные результаты оценки эффективности здравоохранения или образования, чем эффективная государственная политика. В этой связи многие авторы [9] подчеркивали изменение роли государственных затрат в улучшении показателей здоровья населения в развитых странах.
Целью настоящей работы является исследование эффективности государственного финансирования здравоохранения в регионах Российской Федерации на основании предлагаемой авторами методики путем дифференциации регионов по степени эффективности управления государственными финансами в сфере здравоохранения для выработки государственной политики направленной на развитие человеческого капитала.
Разработка методики оценки эффективности государственного финансирования здравоохранения
Авторами настоящей статьи предложена методика определения оценки эффективности государственной политики финансирования здравоохранения регионов Российской Федерации с использованием методов экономического, системного анализа и математической статистики. Методика отвечает требованию удобства применения, обусловленному доступностью исходной информации. Для апробации методики использованы официальные данные в региональном разрезе из открытых баз Федеральной службы государственной статистики РФ [10], Министерства финансов РФ [11] и Фонда обязательного медицинского страхования РФ [12] за 2015 год.
Для проведения качественной комплексной оценки эффективности вложений государственных средств в здравоохранение разрабатывается специальная система критериев, представленных рядом количественных показателей, включающих в себя группу индикаторов ресурсного обеспечения здравоохранения и группу индикаторов, отражающих доступность и качество здравоохранения.
В частности, например, к показателям первой группы относятся следующие:
- валовой региональный продукт на душу населения по субъектам Российской Федерации,
- субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования к численности застрахованных лиц,
- субвенции субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на здравоохранение по отношению к численности населения,
- расходы на здравоохранение консолидированных субъектов Рoссийской Федерации по отношению к численности населения,
- поступление средств в бюджет территориальных фондов обязательного медицинского страхования по отношению к субвенциям из Федерального фонда обязательного медицинского страхования,
- субвенции из Федерального фонда обязательного медицинского страхования к Валовому внутреннему продукту по субъектам Российской Федерации,
- средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское или иное высшее образование,
- обеспеченность 10000 человек населения медицинскими кадрами,
- обеспеченность больничными койками на 10000 человек (включая койки дневных стационаров),
- обеспеченность населения медицинскими учреждениями (на 10000 человек населения) и другие.
Вторая группа показателей представляет собой индикаторы, отражающие доступность и качество здравоохранения. К показателем данной группы относятся следующие:
- численность застрахованных лиц к численности населения,
- численность населения на одного врача на конец года,
- доля учреждений, имеющих дневные стационары в больничных учреждениях,
- уровень госпитализации (отношение числа госпитализированных больных скорой медицинской помощью на 1000 человек населения),
- доля трудоспособного населения в общей численности населения,
- продолжительность жизни населения,
- младенческая смертность,
- превышение рождаемости над смертностью,
- число абортов на 100 родов и другие.
Перечисленные выше показатели были сгруппированы по характеру воздействия (позитивное или негативное) на эффективность системы финансирования здравоохранения регионов Российской Федерации.
Применяя экспертные методы оценки в отношении каждого аналитического показателя, авторы выявили предельные нормативные значения данных индикаторов для условно эталонного региона с высокой и низкой степенью эффективности управления государственными финансами в сфере здравоохранения. Формирование двух наборов пороговых значений показателей позволяет разбить всю совокупность анализируемых регионов на три группы: имеющих высокий уровень эффективности государственной политики финансирования здравоохранения, низкий уровень эффективности, и тех, что попадая в интервал значений между ними, демонстрируют удовлетворительный уровень эффективности управления государственными финансами в сфере здравоохранения в регионе.
Многокритериальный анализ позволяет давать оценочные характеристики объекту с разных сторон, но не может привести их к общему знаменателю – однозначному итоговому ответу. Поэтому авторами настоящей работы была проведена стандартизация перечисленных выше показателей и определен интегральный индикатор эффективности государственной политики финансирования регионов Российской Федерации.
Суть стандартизации заключается в том, что в процессе оценки уровня управления государственными финансами в сфере здравоохранения рассчитанные показатели могут иметь разную размерность, важность или весомость. В этой связи авторы использовали метод, базирующийся на линейном преобразовании исходных показателей: так, значения стандартизованных показателей будут лежать в заданном интервале от 0 до 1. Подобная стандартизация приводит, с одной стороны к потере размерности, однако, с другой стороны, сохраняется структура изменения отдельных показателей; это дает возможность их сравнить и представить в единой системе координат [13-14]. Для проведения процесса стандартизации показатели классифицируются на две группы по воздействию на эффективность системы государственного финансирования здравоохранения [15] регионов Российской Федерации: увеличение одних показателей приводит к снижению качества управления государственными финансами в здравоохранении («минимизирующие показатели»), а увеличение других показателей вызывает повышение качества управления государственным финансированием здравоохранения («максимизирующие показатели»). Расчет стандартизированных показателей производится по следующим формулам (1) и (2).
Группа «минимизирующих показателей»:
(1).
Группа «максимизирующих показателей»:
(2),
где — расчетное значение i-го коэффициента системы показателей эффективности государственного финансирования здравоохранения в j-ом регионе,
— стандартизированный показатель i-го коэффициента системы показателей эффективности государственного финансирования здравоохранения в j-ом регионе,
— наибольшее расчетное значение i-го коэффициента,
— наименьшее расчетное значение i-го коэффициента.
Для получения количественной комплексной оценки эффективности государственного финансирования здравоохранения в регионах авторами предложен интегральный стандартизированный показатель (). Данный показатель рассчитывается (3) как сумма коэффициентов, входящих в систему критериев оценки эффективности государственного финансирования здравоохранения в регионах Российской Федерации, включающих две группы показателей.
(3),
где — показатель эффективности государственного финансирования здравоохранения j-ого региона.
Полученное значение данного показателя сравнивается с соответствующим значением интегрального стандартизованного показателя, отражающего нормативное значение для региона, относящихся к группе с высоким, средним и низким уровнем эффективности государственного финансирования здравоохранения регионов. Чем меньше значение интегрального стандартизированного показателя качества управления государственными финансами в сфере здравоохранения в регионах (), тем более эффективна проводимая государственная политика финансирования здравоохранения в регионах. Это позволяет ранжировать регионы по значению с учетом их одновременного разбиения на группы (высокий, средний и низкий уровень эффективности управления государственными финансами в сфере здравоохранения).
Апробация методики: результаты и выводы
Практическая реализация предложенной методики охватывала регионы Российской Федерации и позволила ранжировать данные территории на основании эффективности государственного финансирования здравоохранения по состоянию на 2015 год. Построение рейтинга проводилось на основе интегрального стандартизированного показателя эффективности государственного финансирования здравоохранения в регионах. Таблица 1 демонстрирует регионы-лидеры каждого из указанных трех уровней эффективности управления государственными финансами в сфере здравоохранения в регионах.
Таблица 1 — Рейтинг регионов Российской Федерации по эффективности государственного финансирования здравоохранения, 2015 г. (фрагмент)
Источник: авторская разработка на основании данных Федеральной службы государственной статистики РФ [10], Министерства финансов РФ [11] и Фонда обязательного медицинского страхования РФ [12].
Показатели общественного здоровья являются одними из ключевых составляющих человеческого капитала. В этой связи оценка эффективности финансирования государственных расходов на здравоохранение играет важную роль при оценке показателей жизни и здоровья населения.
Мониторинг и анализ полученного численного значения ранга региона позволят принимать на государственном уровне эффективные финансовые решения в отношении конкретных регионов Российской Федерации, способствующие улучшению качества и доступности здравоохранения, делая акцент на человеческий капитал, подчеркивая приоритетность повышения ценности человека для процветания государства в условиях экономики знаний.
Проведенное в настоящей работе исследование показывает, что эффективность финансирования здравоохранения во многом зависит от качества управления государственными финансами территориальными органами власти. Разработанная авторами методика комплексной оценки эффективности государственной политики финансирования здравоохранения позволяет проводить сравнение как в динамике за ряд лет, так и между отдельными субъектами РФ. Методика может быть расширена за счет включения новых показателей и адаптирована в зависимости от текущих социально-экономических условий и специфики проводимого исследования.
Ожидается, что регулярный мониторинг рангов регионов будет способствовать принятию эффективных финансовых решений в долгосрочной перспективе. Так, повышение показателей здоровья населения возможно за счет реформирования системы финансирования медицинских учреждений, направленное на повышение доступности медицинских услуг. Важное значение также имеет финансирование инноваций в медицине и их последующее внедрение в практику медицинских учреждений. Эффективная система здравоохранения будет способствовать росту доли экономически активного населения, что является одним из важнейших факторов экономического роста.
Список литературы
- Российское здравоохранение в новых экономических условиях: вызовы и перспективы [Текст]: Доклад НИУ ВШЭ по проблемам развития системы здравоохранения / рук. авт. колл. С. В. Шишкин; Нац. исслед. ун-т ≪Высшая школа экономики≫. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — 84 с.]
- Anderson, G., Poullier, J. (1999). Health Spending, Access, and Outcomes: Trends in Industrialized Countries. Health Affairs, vol. 18(3), pp. 178-192.
- Alfonso, A., Miguel, S. (2005). Non-parametric Approaches to Education and Health Efficiency in OECD Countries. Journal of Applied Economics. vol. VIII(2), pp. 227-246.
- Bokhari, F., Gai, Y., Gottret, P. (2007). Government Health Expenditures and Health Outcomes. Health Economics, vol. 16, pp. 257-273.
- Blomqvist, A. (2011). Public Sector Health Care Financing, in Oxford Handbook of Health Economics, eds. Sherry Glied, and Peter C. Smith. Oxford: Oxford University Press.
- Anton, S., Onofrei, M. (2012). Health Care Performance and Health Financing System in Countries from Central and Eastern Europe. Transylvanian Review of Administrative Sciences, vol. 35(E/2012), pp. 22-32.
- Novignon, J., Olakojo, S., Nonvignon, J. (2012). The Effects of Public and Private Health Care Expenditure on Health Status in Sub-Saharan Africa: New Evidence from Panel Data Analysis. Health Economics Review, vol. 2(22), pp. 1-18.
- Chakraborty, L., Singh, Y., Jacob, J. (2013). Analyzing Public Expenditure Benefit Incidence in Health Care: Evidence from India. Working Paper, vol. 748.
- Stabile, M., Thomson, S. (2014). The Changing Role of Government in Financing Health Care: An International Perspective. Journal of Economic Literature, vol. 52(2), pp. 480-518.
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – URL: www.gks.ru.
- Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. – URL: http://www.minfin.ru.
- Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования – URL: http://www.ffoms.ru.
- Яшина Н.И., Гинзбург М.Ю., Прончатова-Рубцова Н.Н., Кашина О.И. Проблемы и подходы к оценке эффективности финансовой политики государства // Научное обозрение. 2015. № 6. С. 247-255.
- Яшина Н.И., Поющева Е.В., Прончатова-Рубцова Н.Н. Совершенствование методологии определения бюджетной устойчивости субъектов РФ: два подхода к оценке в современных социально-экономических условиях // Финансы и кредит. 2013. № 11 (539). С. 2-11.
- Яшина Н.И., Емельянова О.В., Малышева Е.С., Прончатова-Рубцова Н.Н. Методология оценки эффективности государственного финансирования здравоохранения в России // Финансы и кредит. 2018. Т. 24. № 3 (771). С. 693-708.
References
- Russian health care in the new economic environment: challenges and prospects [Rossijskoe zdravoohranenie v novyh ehkonomicheskih usloviyah: vyzovy i perspektivy]: The report of the HSE on the development of the health system / head of the team of authors S.V. Shishkin; National Research University ≪Higher school of Economics≫. — M.: Ed. house of Higher school of Economics, 2017. — 84 p.
- Anderson, G., Poullier, J. (1999). Health Spending, Access, and Outcomes: Trends in Industrialized Countries. Health Affairs, vol. 18(3), pp. 178-192.
- Alfonso, A., Miguel, S. (2005). Non-parametric Approaches to Education and Health Efficiency in OECD Countries. Journal of Applied Economics. vol. VIII(2), pp. 227-246.
- Bokhari, F., Gai, Y., Gottret, P. (2007). Government Health Expenditures and Health Outcomes. Health Economics, vol. 16, pp. 257-273.
- Blomqvist, A. (2011). Public Sector Health Care Financing, in Oxford Handbook of Health Economics, eds. Sherry Glied, and Peter C. Smith. Oxford: Oxford University Press.
- Anton, S., Onofrei, M. (2012). Health Care Performance and Health Financing System in Countries from Central and Eastern Europe. Transylvanian Review of Administrative Sciences, vol. 35(E/2012), pp. 22-32.
- Novignon, J., Olakojo, S., Nonvignon, J. (2012). The Effects of Public and Private Health Care Expenditure on Health Status in Sub-Saharan Africa: New Evidence from Panel Data Analysis. Health Economics Review, vol. 2(22), pp. 1-18.
- Chakraborty, L., Singh, Y., Jacob, J. (2013). Analyzing Public Expenditure Benefit Incidence in Health Care: Evidence from India. Working Paper, vol. 748.
- Stabile, M., Thomson, S. (2014). The Changing Role of Government in Financing Health Care: An International Perspective. Journal of Economic Literature, vol. 52(2), pp. 480-518.
- Official website of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation. — URL: gks.ru.
- Official website of the ministry of finance of the Russian Federation. — URL: http://www.minfin.ru.
- Official website of the Fund of obligatory medical insurance of the Russian Federation страхования – URL: http://www.ffoms.ru.
- Yashina N.I., Ginzburg M.Yu., Pronchatova-Rubtsova N.N., Kashina O.I. Problems and approaches to assessing the effectiveness of state financial policy [Problemy i podhody k ocenke ehffektivnosti finansovoj politiki gosudarstva] // Scientific Review. 2015. № 6. pp. 247-255.
- Yashina N.I., Pojushcheva E.V., Pronchatova-Rubtsova N.N. Methodology improvement in the measurement of the budget stability of the Russian federation subjects: two approaches towards the assessment in modern social and economic conditions [Sovershenstvovanie metodologii opredeleniya byudzhetnoj ustojchivosti subjektov RF: dva podhoda k ocenke v sovremennyh social’no-ehkonomicheskih usloviyah] // Finance and credit. 2013. № 11 (539). pp. 2-11.
- Yashina N.I., Emelyanova O.V., Pronchatova-Rubtsova N.N., Malysheva S. The methodology of evaluation of efficiency of public health financing in Russia [Metodologiya ocenki ehffektivnosti gosudarstvennogo finansirovaniya zdravoohraneniya v Rossii] // Finance and credit. 2018. vol. 24, № 3 (771), pp. 693-708.
Упоминание статьи в отзывах
Отзыв Крянева А.В.
Выпуск журнала № 4, 2018 содержит материалы анализа социально-экономических достижений и проблем развития регионов Российской Федерации. Актуальные проблемы влияние демографических факторов на спрос образовательных услуг в регионах России рассмотрены в …
Читать весь отзывОтзыв Малаховой Т.А.
Вопросы организации эффективной системы образовательных услуг широко обсуждаются на государственном уровне и в научной среде, поэтому разработка методов оценки развития данных процессов в государстве и их финансовая поддержка находят отражение в статья …
Читать весь отзывОтзыв Куликовой О.И.
Выпуск журнала № 4, 2018 содержит материалы актуальные для современных реалий. Ни для кого не секрет, что в современном мире ценность знаний постоянно возрастает. Спрос на образовательные услуги повышается с каждым годом, так как образование является в …
Читать весь отзывЕще в рубриках
Финансы регионов