Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (53), 2018

Государственное регулирование производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Республике Татарстан

State regulation of production and use of alternative types of motor fuel in the Republic of Tatarstan

Авторы


доктор юридических наук, профессор, заведующий лабораторией правовых проблем недропользования, экологии и топливно-энергетического комплекса
Россия, Институт проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан
sargus6@yandex.ru


старший научный сотрудник
Россия, Институт проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан
e.i.igonin@mail.ru


доктор химических наук, директор
Россия, Институт проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан
Shagidullin_@mail.ru

Аннотация

Применение возобновляемых и альтернативных источников энергии, в том числе альтернативных видов моторного топлива, способствует повышению энергоэффективности, а также улучшению экологической обстановки, снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Вместе с тем пока рынок производства и использования альтернативных видов моторного топлива развивается слабо. Одним из средств стимулирования развития рынка альтернативных видов моторного топлива является правовое регулирование. Цель данной статьи – обоснование и разработка отдельных предложений, направленных на формирование организационно-правовых основ государственного регулирования производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Республике Татарстан. На основе анализа проектов законов, направленных на регулирование отношений в сфере производства и использования альтернативных видов моторного топлива, было выявлено, что сложности существуют в первую очередь в вопросах определения предмета правового регулирования. Это обусловлено, видимо, тем, что общественные отношения в сфере производства и использования альтернативных видов моторного топлива имеют неоднородный характер, содержат как публично-правовые отношения (государственное регулирование, надзор, мониторинг), так и частно-правовые отношения (поставка, купля-продажа). Кроме того, в сфере использования альтернативных видов моторного топлива необходим соответствующий мониторинг за состоянием окружающей среды. В связи с этим представляется целесообразным разработать проект закона, предмет регулирования которого охватывает комплекс взаимосвязанных отношений в сфере производства и использования альтернативных видов моторного топлива. Это может быть проект закона «Об основах государственного регулирования производства и использования альтернативных видов моторного топлива». Предложена его структура.

Ключевые слова

Республика Татарстан, государственное регулирование, альтернативные виды моторного топлива, рынок газомоторного топлива, экологическая безопасность

Рекомендуемая ссылка
Салиева Роза Наильевна , Игонин Евгений Иванович , Шагидуллин Рифгат Роальдович
Государственное регулирование производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Республике Татарстан// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (53). Номер статьи: 5308. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5308/
Authors

Salieva Roza Nail'evna
Doctor of Law, Professor, Head of the Laboratory of Legal Problems of Subsoil Use, Ecology and Fuel and Energy Complex
Russia, Institute of Ecology and Subsoil Use of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan
sargus6@yandex.ru

Igonin Evgenij Ivanovich
Senior Researcher
Russia, Institute of Ecology and Subsoil Use of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan
e.i.igonin@mail.ru

Shagidullin Rifgat Roal'dovich
Doctor of Chemical Sciences, Director
Russia, Institute of Ecology and Subsoil Use of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan
Shagidullin_@mail.ru

Abstract

The use of renewable and alternative energy sources, including alternative types of motor fuel, contributes to the improvement of energy efficiency, as well as to improvement of environmental conditions, the reduction of emissions of harmful substances (pollutants) into the atmosphere, and the development of environmentally sound technologies. However, at present the market of production and use of alternative types of motor fuel is being poorly developed.
One of the means to stimulate market development of alternative types of motor fuel is effective legal regulation. The purpose of this article is justification and development of individual proposals, aimed at creating the legal basis for State regulation of the production and use of alternative types of motor fuel in the Republic of Tatarstan.
Based on the analysis of draft laws aimed at regulating relations in the sphere of production and use of alternative types of motor fuel, it was revealed that complexity exists primarily on the identification of the subject of legal regulation.
This is due to, apparently, the fact that public relations in the sphere of production and use of alternative types of motor fuel have heterogeneous nature, containing both governmental (public regulation, supervision, and monitoring), and private legal relations (delivery, sale). Besides the appropriate environmental monitoring is required in the field of alternative motor fuels use. Therefore, it is advisable to draft a law, subject which covers a set of interdependent relations in the sphere of production and use of alternative types of motor fuel. This may be a draft of the law On the basis of State regulation of the production and use of alternative types of motor fuel. Its structure is proposed.

Keywords

Republic of Tatarstan, state regulation, alternative types of motor fuel, gas engine fuel market, environmental safety

Suggested Citation
Salieva Roza Nail'evna , Igonin Evgenij Ivanovich , Shagidullin Rifgat Roal'dovich
State regulation of production and use of alternative types of motor fuel in the Republic of Tatarstan. Regional economy and management: electronic scientific journal. №1 (53). Art. #5308. Date issued: 2018-03-06. Available at: https://eee-region.ru/article/5308/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

На всей территории современной России, в т.ч. в Республике Татарстан, отмечается неуклонный рост количества транспортных средств, прежде всего индивидуальных автовладельцев, вследствие чего увеличивается эмиссия вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и усиливается воздействие неблагоприятных экологических последствий использования автомобильного транспорта на здоровье людей и в целом на окружающую среду. Применение возобновляемых и альтернативных источников энергии способствует повышению энергоэффективности, а также улучшению экологической обстановки, снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Очевидно, что для минимизации негативного воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды целесообразно осуществить перевод его на малотоксичные виды моторного топлива, и прежде всего – на сжатый природный газ.

Во всем мире увеличивается объем энергии, получаемой за счет альтернативных источников. Производство энергии из возобновляемых источников, включая биомассу, динамично развивается в большинстве европейских стран и во всем мире. В Германии уже сейчас может быть произведено такое количество биотоплива, которое покроет 20% нынешнего уровня потребления органического топлива автомобильным транспортом. А к 2030 году этот показатель может увеличиться до 35%. При этом себестоимость производства составит менее 0,80 евро за литр топлива [Приказ Минсельхоза России от 09.12.2013 N 459 “Об утверждении отраслевой программы “Внедрение технологий, основанных на применении возобновляемых видов сырья в агропромышленном комплексе России на 2014 — 2020 годы” // СПС КонсультантПлюс.].

Страны СНГ также считают, что в сфере природопользования и охраны окружающей среды и в сфере обеспечения экологической безопасности необходимы, в частности, внедрение экологических инноваций, альтернативных технологий и источников энергии [Решение Совета глав государств СНГ “О роли Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ в развитии межрегионального сотрудничества государств-участников СНГ” // СПС КонсультантПлюс.]. Важным шагом в этом направлении стало принятие Концепции сотрудничества государств-участников СНГ в области использования ВИЭ [Решение Совета глав правительств СНГ “О Прогнозе производства и потребления энергоресурсов государств-участников СНГ на период до 2020 года” // СПС КонсультантПлюс.]. Концепция направлена на расширение межгосударственного сотрудничества в области использования возобновляемых источников энергии (далее также – ВИЭ) и дальнейшее развитие их применения.

Также странами СНГ принят “Модельный закон об использовании альтернативных видов моторного топлива” [«Модельный закон об использовании альтернативных видов моторного топлива» // СПС КонсультантПлюс.], в котором наряду с альтернативными видами моторного топлива (Альтернативные виды моторного топлива — сжатый или сжиженный природный газ, состоящий не менее чем на 85% из метана, сжиженный углеводородный газ (пропан-бутановые смеси), другие виды жидкого и газообразного моторного топлива, полученные в результате переработки нетрадиционных источников и видов энергетического сырья, прошедшие специальную обработку и по своим энергетическим и экологическим характеристикам отвечающие требованиям, предъявляемым моторному топливу, установленным соответствующими стандартами) определены также виды нетрадиционных источников энергии и виды энергетического сырья (нетрадиционные источники и виды энергетического сырья — любые, за исключением нефтяных, источники сырья, в том числе сырье растительного происхождения, твердые горючие вещества, биогаз, пригодные и экономически целесообразные для получения моторного топлива).

В России специальный закон об использовании альтернативного моторного топлива пока не принят. Хотя во многих стратегических документах отмечается приоритетность и перспективность использования альтернативных видов топлива для транспорта и энергетики [Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р “Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года” // Собрание законодательства РФ, 30.11.2009, N 48, ст. 5836; Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р “О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489; Приказ Минпромторга России от 23.04.2010 N 319 “Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года” // СПС КонсультантПлюс; Приказ Минтранса РФ от 12.05.2005 N 45 “Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года” // СПС КонсультантПлюс и др.]. А в п.4 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” установлено правило о том, что в региональных, муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны отражаться, в частности, такие показатели, как: увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива, а также должно отражаться увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина и дизельного топлива альтернативными видами моторного топлива.

Программные документы принимаются также на региональном уровне. Так, например, в Республике Татарстан принято постановление Кабинета Министров от 26.04.2013 № 283, которым утверждена Государственная программа “Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013 – 2023 годы” (далее также – Программа).

Главной задачей Программы является модернизация материально-технической базы автомобильного транспорта и создание условий для приоритетного использования автотранспортными средствами компримированного природного газа в качестве моторного топлива.

В ходе реализации Программы за период 2013 – 2017 г.г. предприятиями и организациями республики закуплено более 1000 единиц автобусов и коммунальной спецтехники на газомоторном топливе, что обеспечило снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу более чем на 7,7 тыс.тонн. Так же Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление от 12.02.2016г. № 90 “Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан на возмещение недополученных доходов при переводе транспортных средств на газомоторное топливо (метан)”. Из бюджета республики на эти цели выделены субсидии, что позволило перевести на газ 843 автомобиля находящиеся в эксплуатации.

Необходимо также отметить, что в статье 62 Экологического кодекса Республики Татарстан [Экологический кодекс РТ от 15 января 2009 г. N 5-ЗРТ // Ведомости Государственного Совета Татарстана, N 1, январь 2009 г.] закреплены положения об экономическом стимулировании рационального природопользования. В частности, экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды осуществляется путем установления налоговых, кредитных и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при использовании малотоксичных видов моторных топлив, транспортных и иных передвижных средств с улучшенными экологическими характеристиками. Порядок экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.

 

Методы

На основе анализа законодательных положений и проектов специальных законов, международной практики регулирования рынка альтернативных видов моторного топлива, а также с учетом результатов изучения проблем этого рынка другими авторами попытаемся выявить основные проблемы правового регулирования на данном рынке и обосновать предложения, направленные на их решение.

Необходимо отметить, что за период с 1998г. и по настоящее время на обсуждение в Государственную Думу РФ представлялись несколько проектов законов, направленных на регулирование отношений в сфере производства и использования альтернативных видов моторного топлива.

Так, 02.07.1998г был внесен в Государственную Думу ФС РФ Проект Федерального закона № 98056418-2 “Об использовании природного газа в качестве моторного топлива” (редакция согласительной комиссии, принятая ГД ФС РФ 20.10.1999) [Проект Федерального закона № 98056418-2 “Об использовании природного газа в качестве моторного топлива” // СПС КонсультантПлюс.]. Предметом регулирования в этом проекте предлагалось определить “отношения юридических и физических лиц – собственников, пользователей и изготовителей транспортных и иных средств, а также собственников природного газа, предназначенного для использования в качестве моторного топлива, с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, возникающие в связи с реализацией мер по использованию природного газа в качестве моторного топлива”. Однако 02.02.2005г. законопроект был снят с рассмотрения Государственной Думой ФС РФ согласно постановлению ГД ФС РФ от 02.02.2005 № 1456-IV ГД в связи с отклонением Президентом Российской Федерации [Постановление ГД ФС РФ от 02.02.2005 N 1456-IV ГД «О Федеральном законе “Об использовании природного газа в качестве моторного топлива” (проект N 98056418-2)” // Собрание законодательства РФ, 14.02.2005, N 7, ст. 517.].

В Государственную Думу ФС РФ 18.01.2005г. был внесен проект Федерального закона № 130858-4 “Об использовании альтернативных видов моторного топлива” [Проект Федерального закона № 130858-4 “Об использовании альтернативных видов моторного топлива” // СПС КонсультантПлюс.]. К предмету регулирования в этом проекте были отнесены “организационные и правовые основы использования альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации”. Проект был отклонен 07.10.2011г. Государственной Думой ФС РФ [Постановление ГД ФС РФ от 07.10.2011 N 5935-5 ГД “О проекте Федерального закона N 130858-4 “Об использовании альтернативных видов моторного топлива” // Собрание законодательства РФ, 17.10.2011, N 42, ст. 5892].

Также Минсельхозом России был подготовлен Проект Федерального закона “О развитии производства и потреблении биологических видов топлива” [Проект Федерального закона “О развитии производства и потреблении биологических видов топлива” // СПС КонсультантПлюс.], но он не был внесен в ГД ФС РФ. Предмет регулирования предлагалось определить следующим образом: “настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и юридическими и физическими лицами в связи с осуществлением деятельности, связанной с возделыванием (добычей) биомассы растительного происхождения непродовольственного назначения, производством из нее, а также отходов сельского и лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса и деревообрабатывающих предприятий и других отходов биотоплива в жидком, твердом и газообразном виде, его оборотом и потреблением”.

В Госдуму РФ в 2014г. был представлен  Проект Федерального закона № 670206-6 “О производстве и использовании альтернативных видов моторного топлива” [Проект Федерального закона № 670206-6 “О производстве и использовании альтернативных видов моторного топлива” // СПС КонсультантПлюс.], в преамбуле которого было определено, что “настоящий Федеральный закон направлен на создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации”. 26.02.2015 законопроект снят с рассмотрения Советом ГД ФС РФ [СПС КонсультантПлюс.]. По данному проекту также “принято решение согласиться с предложением Комитета Государственной Думы по энергетике вернуть указанный проект Федерального закона автору законодательной инициативы в связи с несоблюдением требований части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (отсутствует заключение Правительства Российской Федерации)”.

03.03.2017 г. в Госдуму РФ был внесен проект Федерального закона № 114268-7 “Об альтернативных видах моторного топлива” [Проект Федерального закона № 114268-7 “Об альтернативных видах моторного топлива” // СПС КонсультантПлюс.]. Во вводной части закона указано, что он “направлен на создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации”.

Как видно из приведенных примеров – сложности существуют в первую очередь в вопросах определения предмета правового регулирования, т.е. в четком определении тех общественных отношений, которые подлежат регулированию.

В представленных выше проектах законов об альтернативных видах моторного топлива предлагается определить предмет следующим образом: либо как “организационные и правовые основы использования альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации” (например, проект Федерального закона № 130858-4 “Об использовании альтернативных видов моторного топлива” и в др.); либо предлагается включить в предмет виды отношений, возникающих между участниками (например, в Проекте Федерального закона № 98056418-2 “Об использовании природного газа в качестве моторного топлива” и в др.).

Видимо, сложность в определении предмета правового регулирования связана с тем, что общественные отношения в области использования альтернативных видов моторного топлива не являются однородными (простыми), они (общественные отношения) охватывают и сферу производства альтернативных видов моторного топлива, и сферу их использования, а также охватывают отношения, связанные с обеспечением охраны окружающей среды и экологической безопасности. Так, в сфере производства отношения возникают между государственными (муниципальными) органами и производителями (компаниями разных сфер хозяйственной (предпринимательской) деятельности и разных форм собственности). В сфере реализации топлива отношения возникают между производителями и потребителями – транспортными организациями, отдельными юридическими и физическими лицами на основании договоров поставки (купли-продажи). Кроме того, в сфере использования альтернативных видов моторного топлива со стороны государства в лице полномочных органов осуществляется соответствующий мониторинг за состоянием окружающей среды. Т.е. общественные отношения имеют неоднородный характер, имеют в своем составе, фактически, как публично-правовые отношения (государственное регулирование, надзор, мониторинг), так и частно-правовые отношения (поставка, купля-продажа), возникающие между различными субъектами (участниками) – государством в лице компетентных органов управления, производителями альтернативных видов моторного топлива и его потребителями.

Необходимо отметить, что, например, в Евросоюзе отношения в области использования моторного топлива регулируются соответствующими Директивами, Регламентами: об инфраструктуре для альтернативных видов топлива [Директива N 2014/94/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза “О развертывании инфраструктуры для альтернативных видов топлива” // СПС КонсультантПлюс.]; о правовых основах для одобрения моторных транспортных средств [Директива N 2007/46/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза “Устанавливающая правовые основы для одобрения моторных транспортных средств и их прицепов, а также систем, компонентов и технических узлов, предназначенных для таких транспортных средств (Рамочная директива)” // СПС КонсультантПлюс.]; о разработке стандартов, устанавливающих требования к выбросам для новых легковых автомобилей в рамках Европейской стратегии по сокращению выбросов углекислого газа [Регламент (ЕС) N 443/2009 Европейского парламента и Совета Европейского Союза “О разработке стандартов, устанавливающих требования к выбросам для новых легковых автомобилей в рамках Европейской стратегии по сокращению выбросов углекислого газа (CO2) автотранспортными средствами малой грузоподъемности” // СПС КонсультантПлюс.] и др. (Например, Регламент N 715/2007 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О типовом утверждении транспортных средств в отношении выбросов легковых пассажирских и коммерческих автомобилей (Евро 5 и Евро 6), допуске отремонтированных транспортных средств и получении информации» // СПС КонсультантПлюс; Директива N 2009/28/EC Европейского парламента и Совета Европейского Союза “О стимулировании использования энергии из возобновляемых источников, внесении изменений и дальнейшей отмене Директив 2001/77/ЕС и 2003/30/ЕС” // СПС КонсультантПлюс; Регламент N 1291/2013 Европейского парламента и Совета Европейского Союза”Устанавливающий “Горизонт 2020” — Рамочную программу по научным исследованиям и инновациям (2014 — 2020) и отменяющий Решение 1982/2006/ЕС” // СПС КонсультантПлюс и др.). В целом, как показал анализ содержания перечисленных Директив и Регламентов, они регламентируют комплекс отношений в сфере производства и использования альтернативных видов моторного топлива. В первую очередь они регулируют отношения по использованию альтернативных видов топлива на транспорте. При этом преследуется цель снижения вредных выбросов (в том числе углекислого газа) в атмосферу, уменьшения зависимости от нефтяных видов топлива.

По вопросу о видах альтернативного моторного топлива необходимо отметить следующее. На уровне действующих российских законов понятия «моторное топливо» и «альтернативное моторное топливо» и их виды не определены. В подзаконных нормативных актах встречаются различные наименования видов моторного топлива. Так, в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 27.08.2007 № 62 “Об утверждении санитарных правил” [Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.08.2007 N 62 ”Об утверждении санитарных правил” // СПС КонсультантПлюс.] перечислены следующие виды моторного топлива: автомобильные бензины, дизельные топлива, сжиженный углеводородный газ, сжиженный природный газ, диметиловый эфир и другие альтернативные виды моторного топлива. В Приказе Минэнерго России от 30.06.2014 № 400 “Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования” к допустимым топливно-энергетическим ресурсам отнесены, в частности, такие виды моторного топлива, как бензин; керосин; дизельное топливо; сжиженный газ; сжатый газ; твердое топливо; жидкое топливо (кроме бензина, керосина, дизельного топлива, сжиженного газа). В Рекомендациях по внедрению методов подавления выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников [“Рекомендации по внедрению методов подавления выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников” (введены письмом Минприроды РФ от 25.12.1995 N 11-02/02-594) // СПС КонсультантПлюс.] указано, что к альтернативным видам топлива относятся водород, метанол, спирт, сжатый природный и сжиженный нефтяной газ.

В Модельном законе об использовании альтернативных видов моторного топлива [”Модельный закон об использовании альтернативных видов моторного топлива” // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2004. N 33. С. 93 – 106.] к альтернативным видам моторного топлива отнесены: сжатый или сжиженный природный газ, состоящий не менее чем на 85% из метана; сжиженный углеводородный газ (пропан-бутановые смеси); другие виды жидкого и газообразного моторного топлива, полученные в результате переработки нетрадиционных источников и видов энергетического сырья, прошедшие специальную обработку и по своим энергетическим и экологическим характеристикам отвечающие требованиям, предъявляемым моторному топливу, установленным соответствующими стандартами.

Понятие альтернативных видов моторного топлива и их виды содержатся в законодательстве Европейского Союза. Так, в статье 2 Директивы № 2014/94/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза “О развертывании инфраструктуры для альтернативных видов топлива” [Директива N 2014/94/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза “О развертывании инфраструктуры для альтернативных видов топлива” // СПС КонсультантПлюс.] содержится следующее определение: “альтернативные виды топлива» означает такие виды топлива или источники энергии, которые служат, по крайней мере частично, альтернативой ископаемым видам топлива при обеспечении транспортной системы энергией и которые потенциально могут способствовать ее декарбонизации и повысить экологическую устойчивость транспортного сектора. Такие виды топлива, interalia, включают:

  • электричество;
  • водород;
  • различные виды биотоплива, как они определены в пункте “I” статьи 2 Директивы 2009/28/ЕС;
  • виды синтетического и парафинового топлива;
  • природный газ, включая биометан, в газообразной (сжатый природный газ) и жидкой (сжиженный природный газ) форме; а также
  • сжиженный нефтяной газ”. Приведенный в Директиве № 2014/94/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза “О развертывании инфраструктуры для альтернативных видов топлива” перечень видов альтернативного моторного топлива представляется наиболее полным.

В литературе по общим проблемам развития рынка альтернативных видов топлива отмечается, что механизмы налогового стимулирования в данной сфере практически отсутствуют [5]. Ряд авторов также приходит к выводу о необходимости развития альтернативной энергетики в средне- и долгосрочной перспективах и государственной поддержке в этой сфере [4].

Как показал анализ источников и литературы к основным организационно-правовым проблемам в сфере производства и использования альтернативных видов моторного топлива относятся: отсутствие специального нормативного правового акта, регламентирующего отношения в области производства и использования альтернативных видов топлива; неопределенность в вопросе о видах альтернативного моторного топлива; слабое развитие комплексной инфраструктуры в области использования и мониторинга на рынке альтернативного моторного топлива; необходимость государственной поддержки и налогового стимулирования.

С учетом изложенного представляется целесообразным разработать проект закона, предмет регулирования которого охватывает комплекс взаимосвязанных отношений в сфере производства и использования альтернативных видов моторного топлива. Это может быть проект закона “Об основах государственного регулирования производства и использования альтернативных видов моторного топлива”. Предметом регулирования в данном случае можно определить общественные отношения в сере производства и использования альтернативных видов топлива.

Целесообразность разработки специального проекта закона “Об основах государственного регулирования производства и использования альтернативных видов моторного топлива” определяется и тем фактом, что в Федеральном законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” указано, что положения его не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением, в частности, купли-продажи продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов. Т.е. согласно вышеуказанным положениям ФЗ №381-ФЗ отношения, связанные с организацией и осуществлением купли-продажи иных видов энергетических ресурсов (к ним относятся и альтернативные виды моторного топлива как виды энергетических ресурсов (Понятие “энергетический ресурс” определено в ст. 2 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, согласно которой “Энергетический ресурс — носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии”.),) должны быть урегулированы в специальном законе.

 

Заключение

  1. К основным организационно-правовым проблемам в области производства и использования альтернативных видов топлива относятся: отсутствие специального нормативного правового акта, регламентирующего данные отношения; неопределенность в вопросе о видах альтернативного моторного топлива; необходимость более интенсивного развития инфраструктуры по использованию альтернативных видов моторного топлива; вопросы организации мониторинга, обеспечения экологической безопасности.
  2. Целесообразно разработать и принять закон «Об основах государственного регулирования производства и использования альтернативных видов моторного топлива».
  3. Предложена структура проекта закона «Об основах государственного регулирования производства и использования альтернативных видов моторного топлива».

В целом в предлагаемом к разработке и принятию проекте закона “Об основах государственного регулирования производства и использования альтернативных видов моторного топлива” целесообразно определить предмет, основные термины и понятия. Целесообразно также включить разделы о целях, принципах и методах государственного регулирования; о полномочиях органов государственного управления в сфере производства и использования альтернативных видов моторного топлива; об экономическом стимулировании рационального природопользования путем установления налоговых, кредитных и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при использовании малотоксичных видов моторных топлив; об инфраструктуре для производства и использования альтернативных видов моторного топлива; о мониторинге и охране окружающей среды при производстве и использовании таких видов топлива; об экономическом стимулировании в сфере производства и использования альтернативных видов моторного топлива.

 

 

Список источников

  1. Директива N 2014/94/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза “О развертывании инфраструктуры для альтернативных видов топлива” // СПС КонсультантПлюс.
  2. Директива N 2007/46/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза “Устанавливающая правовые основы для одобрения моторных транспортных средств и их прицепов, а также систем, компонентов и технических узлов, предназначенных для таких транспортных средств (Рамочная директива)” // СПС КонсультантПлюс.
  3. Директива N 2009/28/EC Европейского парламента и Совета Европейского Союза “О стимулировании использования энергии из возобновляемых источников, внесении изменений и дальнейшей отмене Директив 2001/77/ЕС и 2003/30/ЕС” // СПС КонсультантПлюс.
  4. Папенов К.В., Казанцева А.Н. Государственная поддержка развития альтернативной энергетики // /Предпринимательское право. N 2. С. 44 — 52.
  5. Ратнер С.В., Дира Д.В. Налоговое стимулирование альтернативной энергетики в Европе // Международный бухгалтерский учет, 2012, N 17.- С. 56 — 62.
  6. Регламент (ЕС) N 443/2009 Европейского парламента и Совета Европейского Союза “О разработке стандартов, устанавливающих требования к выбросам для новых легковых автомобилей в рамках Европейской стратегии по сокращению выбросов углекислого газа (CO2) автотранспортными средствами малой грузоподъемности” // СПС КонсультантПлюс.
  7. Регламент N 715/2007 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О типовом утверждении транспортных средств в отношении выбросов легковых пассажирских и коммерческих автомобилей (Евро 5 и Евро 6), допуске отремонтированных транспортных средств и получении информации») // СПС КонсультантПлюс.
  8. Регламент N 1291/2013 Европейского парламента и Совета Европейского Союза ”Устанавливающий “Горизонт 2020” — Рамочную программу по научным исследованиям и инновациям (2014 — 2020) и отменяющий Решение 1982/2006/ЕС” // СПС КонсультантПлюс .
  9. Экологический кодекс РТ от 15 января 2009 г. N 5-ЗРТ // Ведомости Государственного Совета Татарстана, N 1, январь 2009 г.

 

References

  1. Directive 2014/94/EU of the European Parliament and of the Council of 22 October 2014 on the deployment of alternative fuels infrastructure [O razvertyvanii infrastruktury dlja al’ternativnyh vidov topliva] // SPS ConsultantPlus.
  2. Directive 2007/46/EC of the European Parliament and of the Council of 5 September 2007 establishing a framework for the approval of motor vehicles and their trailers, and of systems, components and separate technical units intended for such vehicles (Framework Directive) [Ustanavlivajushhaja pravovye osnovy dlja odobrenija motornyh transportnyh sredstv i ih pricepov, a takzhe sistem, komponentov i tehnicheskih uzlov, prednaznachennyh dlja takih transportnyh sredstv (Ramochnaja direktiva)]// SPS ConsultantPlus.
  3. Directive 2009/28/EC of the European Parliament and of the Council of 23 April 2009 on the promotion of the use of energy from renewable sources and amending and subsequently repealing Directives 2001/77/EC and 2003/30/EC [O stimulirovanii ispol’zovanija jenergii iz vozobnovljaemyh istochnikov, vnesenii izmenenij i dal’nejshej otmene Direktiv 2001/77/ES i 2003/30/ES] // SPS ConsultantPlus.
  4. Papenov K.V., Kazanceva A.N. State Support of Development of the Alternative Energy Sector [Gosudarstvennaja podderzhka razvitija al’ternativnoj jenergetiki]// Predprinimatelskoe pravo. 2016. N 2. С. 44 — 52.
  5. Ratner S.V., Dira D.V. Nalogovoe stimulirovanie alternativnoi energetiki v Evrope [Nalogovoe stimulirovanie al’ternativnoj jenergetiki v Evrope]// Mezxdunarodnii buhgalterskii utchet, 2012, N 17.- С. 56 — 62.
  6. Regulation (EC) No 443/2009 of the European Parliament and of the Council of 23 April 2009 setting emission performance standards for new passenger  cars as part of the Community’s integrated approach to reduce CO  emissions from light-duty vehicles [O razrabotke standartov, ustanavlivajushhih trebovanija k vybrosam dlja novyh legkovyh avtomobilej v ramkah Evropejskoj strategii po sokrashheniju vybrosov uglekislogo gaza (CO2) avtotransportnymi sredstvami maloj gruzopod#emnosti]// SPS ConsultantPlus.
  7. Regulation N 715/2007 of the European Parliament and of the Council on type approval of motor vehicles with respect to emissions from light passenger and commercial vehicles (Euro 5 and Euro 6) and on access to vehicle repair and maintenance information [O tipovom utverzhdenii transportnyh sredstv v otnoshenii vybrosov legkovyh passazhirskih i kommercheskih avtomobilej (Evro 5 i Evro 6), dopuske otremontirovannyh transportnyh sredstv i poluchenii informacii]// SPS ConsultantPlus/
  8. Regulation (EU) No 1291/2013 of the European Parliament and of the Council of 11 December 2013 establishing Horizon 2020 — the Framework Programme for Research and Innovation (2014 — 2020) and repealing Decision No 1982/2006/EC [Ustanavlivajushhij “Gorizont 2020” — Ramochnuju programmu po nauchnym issledovanijam i innovacijam (2014 — 2020) i otmenjajushhij Reshenie 1982/2006/ES]// SPS ConsultantPlus.
  9. The environmental code dated January 15, 2009 N 5-LRT [Jekologicheskij kodeks RT ot 15 janvarja 2009 g]// Vedomosti of the State Council of Tatarstan, No. 1, January 2009.

Экономика природопользования