Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (63), 2020

Оценка влияния инновационных промышленных парков на территориальное развитие Республики Татарстан

Assessment of the impact of innovative industrial parks on territorial development of the Republic of Tatarstan

Авторы


ассистент кафедры логистики и управления
Россия, Казанский национальный исследовательский технологический университет
Oleg.Pelevin@tatar.ru

Аннотация

В статье оцениваются эффекты создания промышленных площадок в Республике Татарстан как элемента инновационной инфраструктуры. Пристальное внимание в статье уделено характеристике результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, а также пространственным и экономическим эффектам внедрения промышленных площадок и промышленных парков. Автором дана оценка эффективности муниципальных промышленных парков, получивших финансирование из федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан по показателям: площадь территории, количество резидентов, количество созданных рабочих мест и объем налоговых отчислений.

Ключевые слова

территориальное развитие, инструменты инновационного развития, пространственное развитие, промышленные площадки, промышленные парки, реализация проектов, Республика Татарстан.

Рекомендуемая ссылка
Пелевин Олег Владимирович
Оценка влияния инновационных промышленных парков на территориальное развитие Республики Татарстан// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (63). Номер статьи: 6312. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6312/
Authors

Pelevin Oleg Vladimirovich
Assistant of the Department of Logistics and Management
Russia, Kazan National Research Technological University
Oleg.Pelevin@tatar.ru

Abstract

The article assesses the effects of creating industrial sites in the Republic of Tatarstan in terms of spatial and innovative development of the region. The article focuses on the characteristics of the results of production, economic and financial activities of objects, as well as the spatial and economic effects of the introduction of industrial sites and industrial parks. The author evaluates the effectiveness of municipal industrial parks that received funding from the Federal budget and the budget of the Republic of Tatarstan by indicators: the area of the territory, the number of residents, the number of jobs created and the amount of tax deductions.

Keywords

territorial development, innovative development tools, spatial development, industrial sites, industrial parks, project implementation, Republic of Tatarstan.

Suggested Citation
Pelevin Oleg Vladimirovich
Assessment of the impact of innovative industrial parks on territorial development of the Republic of Tatarstan. Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (63). Art. #6312. Date issued: 2020-08-18. Available at: https://eee-region.ru/article/6312/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В Республике Татарстан есть понимание, что улучшение инвестиционного климата связано с созданием  на конкретной территории комфортных условий для создания и развития новых производств, в том числе инновационных промышленных парков и промышленных площадок. В 2006 году принято решение о создании инновационной инфраструктуры поддержки бизнеса. Следующим шагом стала инициатива Республики Татарстан по возможности  поддержки на федеральном уровне не только крупных промышленных парков, но и промышленных площадок муниципального уровня, создание которых позволяет развивать небольшие территории. Реализация подобных проектов позволяет системно решать вопросы, связанные с отраслевой структурой малого и среднего предпринимательства, повышает деловую активность, а также своевременно обеспечивает решение проблем социального характера в виде создаваемых рабочих мест [1,2].

 

Результаты исследований

После запуска крупных объектов стало очевидным, что для развития территорий важно создать условия для ведения бизнеса. Поэтому была разработана новая концепция, согласно которой промышленные площадки открываются в каждом районе Республики Татарстан [3]. На сегодняшний день в республике действует 20 промышленных парков и 80 промышленных  площадок – то есть 100 комплексов, объединяющих на своей территории объекты недвижимости и инфраструктуры, которые позволяют размещать и предоставлять условия для эффективной работы малых и средних производств. Отличаются они лишь в размером занимаемой территории – объект именуется парком, если его площадь не менее 8 га,  площадкой – не менее 2 га.

По данным Ассоциации индустриальных парков (АИП) в республике сосредоточены:

  • 10% всех промышленных парков России;
  • зарегистрировано более 30% резидентов нашей страны.

Также, согласно рейтингу инвестиционной привлекательности ОЭЗ и индустриальных парков России за 2019 год, составленному журналом «Эксперт», индустриальные парки Республики Татарстан занимают 3 первых места. В общей сложности в рейтинг вошел 101 индустриальный парк Российской Федерации [4].

Важно отметить, Республика Татарстан уже довольно долго сохраняет за собой лидерство в части создания и развития инновационной инфраструктуры имущественной поддержки предпринимательства – особых экономических зон, индустриальных парков, промышленных площадок, и активно принимает участие в реализации мероприятий по их дальнейшему развитию.

Из 100 созданных объектов инновационной промышленной инфраструктуры (инновационные промышленные парки и промышленные площадки):

  • мощная инфраструктура для поддержки и развития предпринимательства, в том числе крупнейший в Европе Камский индустриальный парк «Мастер», Технополис «Химград», ИТ-и Агропромышленный парки;
  • 80 промышленных муниципальных площадок.

Согласно данным Министерства экономики 100 объектов инфраструктуры (80 промышленных площадок и 20 промышленных парков), на которых по итогам 1 квартала 2020 года осуществляют деятельность 1497 резидентов, создано 30 265 рабочих мест.

 

Таблица 1- Показатели эффективности промышленных площадок и промышленных парков

Показатель эффективности объектов инфраструктуры I кв. 2019 I кв. 2020 Темп роста, %
Количество объектов инфраструктуры 88 100 113,6
Количество резидентов 1 377 1 497 108,7
Количество созданных рабочих мест 25 980 30 265 116,5
Объем отгруженной продукции, млн руб. 32 074,9 46 669,8 145,5
Объем налоговых отчислений, млн руб. 3 497,3 5 764,7 164,8

*Таблица составлена автором по данным Министерства экономики Республики Татарстан

 

По итогам первого квартала 2020 года наблюдается положительный темп роста по всем показателям: по сравнению с I кварталом 2019 года количество резидентов увеличилось на 120 единиц (рост 109%), количество рабочих мест увеличилось на 4285 единиц (рост 117%). По итогам I квартала 2020 года объем отгруженной продукции составил 46,7 млрд рублей (рост 146%), а объем налоговых отчислений достиг показателя в 5,8 млрд рублей (рост 165%).

Основными драйверами роста экономики Республики Татарстан являются промышленность, агропромышленный комплекс, строительство. За последние 10 лет Татарстану удалось обеспечить динамичный рост по ключевым показателям социально-экономического развития и сохранить свои лидирующие позиции среду субъектов Российской Федерации.

Так, согласно данным Татарстанстата, рост ВРП (2019 г. к 2009 г.) составил более 128%, промышленного производства – 138%. В промышленности увеличилась доля обрабатывающего сектора до 70% (в 2019 году – 69,5%, в 2009 году – 58,2%).  Почти в 2 раза выросла доля несырьевого экспорта и составила порядка 60% (в 2019 г. – 58,7%, в 2009 г. – 35,4%). За 10 лет на развитие экономики и социальной сферы привлечено инвестиций на сумму более 5,4 трлн рублей [6].

Республикой внедрены новые технологии в добыче нефти, благодаря чему за 10 лет с 32,4 млн т до 36,6 млн т (на 13,1%). Рост добычи обеспечен также за счет увеличения добычи сверхвязкой нефти (в 2006 г. — 4,1 тыс. т, в 2019 г. – 2 735 тыс. т) [4].

Согласно данным Минпромторга Республики Татарстан введены промышленные мощности на крупнейших высокотехнологичных предприятиях «ТАИФ-НК» и «ТАНЕКО», что позволило увеличить переработку нефти в 2,2 раза с 8,3 млн тонн до 18,6 млн тонн и  глубину переработки до 99%.

Модернизация и строительство новых химических производств «Нижнекамскнефтехима» и «Казаньоргсинтеза» позволило увеличить за 10 лет объемы производства базовых полимеров на 35% (с 1 140,7 до 1 538 тыс. т). Строительство нового олефинового комплекса «Нижнекамскнефтехима» увеличит их производство еще на 40% (ввод ЭП-600 запланирован на 2023 г.).

Производство каучуков за 10 лет увеличилось на 34% — с 508,8 тысяч тонн в 2010 году до 678,8 тысяч тонн в 2019 году. За счет запуска новых предприятий («Данафлекс», «Айпласт», «Татхимпласт») переработка полимеров увеличена почти в 2,5 раза (с 145,8 тыс. т до 353,7 тыс. т).

Производство минеральных удобрений увеличилось в 6 раз (с 73 тыс. т до 462 тыс. т). Почти удвоились объёмы производства синтетических моющих средств – с 130,1 тыс.тонн в 2010 году до 249,5 тыс.тонн в 2019 году. За последние 10 лет в машиностроительном комплексе республики производство грузовых автомобилей увеличилось с 27,9 тысяч единиц в год (2009 год) до 50 тысяч (2019 год). Развитие новых производств на «КАМАЗе», в том числе газомоторной техники (произведено более 11,5 тыс. единиц), электротранспорта (200 электробусов поставлено в Москву, еще 200 поставит в 2020) и беспилотной техники. В 2019 году ПАО «КАМАЗ» построил завод каркасов кабин и вывел на рынок грузовые автомобили нового поколения (К5).

На Казанском авиационном заводе развернуто производство ракетоносцев Ту-160М. Глубокую модернизацию проводит Казанский вертолетный завод. За последнее десятилетие завод начал выпускать 2 новых вертолета «Ансат» и «Ми-38».

Каждый третий военный корабль производится Зеленодольским заводом им. Горького. За счёт реализации инвестиционных проектов предприятий «ПОЗиС» и «Хайер фридж Рус» вдвое выросли объёмы производства бытовых холодильников и морозильных камер (с 300 тысяч штук в 2010 году до 613 тысяч штук в 2019 году).

Масштабная работа проводится по модернизации электросетевого хозяйства. За последние годы модернизированы 4 крупные энергетические станции, что позволило увеличить мощность энергосистемы на 1,2 ГВт (Казанская ТЭЦ-2 — 220 МВт, Нижнекамская ТЭЦ — 350 МВт; Казанская ТЭЦ-3 — 394,4 МВт; Казанская ТЭЦ-1 — 246 МВт). Предусмотрена модернизация еще 3 энергостанций на 1,6 ГВт (ПГУ мощностью 495 МВт на «Нижнекамскнефтехиме»; 250 МВт на «Казаньоргсинтезе»; Заинская ГРЭС 850 МВт).

Татарстан является самодостаточным регионом по обеспеченности основными продовольственными товарами за счет собственного производства. Республика прочно занимает первое место по объемам производства молока (1,9 млн т), стабильно входит в 10-ку крупнейших производителей зерна, картофеля, сахарной свеклы [6].

Наряду с крупными агрохолдингами активно развиваются малые формы хозяйствования, которые производят половину валовой продукции агропромышленного комплекса.

Территориальное   развитие  современного  Татарстана   тесно  связано  с  развитием его инновационной инфраструктуры. В соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» на период до 2020 г., инновационная инфраструктура является одним из элементов национальной инновационной системы, в которую входят особые экономические зоны, промышленные парки, промышленные площадки, технологические платформы, высокотехнологичные кластеры и т.д. [3].

Автором была проведена оценка эффективности муниципальных промышленных парков, получивших финансирование из федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан (таблица 2).

 

Таблица 2 — Оценка эффективности муниципальных промышленных парков, получивших финансирование из федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан

Оценка эффективности муниципальных промышленных парков, получивших финансирование из федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан

*Оценка срока бюджетной окупаемости при  налоговых отчислениях за 2019 г.
** Парк с одним резидентом (Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан не предоставляет сведения по паркам с 1
резидентом)
***Таблица составлена автором согласно данным Комитета Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу и Управления Федеральной налоговой службы по Республики Татарстан по итогам 2019 г.

 

Оценка эффективности объектов инновационной промышленной инфраструктуры проводилась в соответствии с размером выделенной субсидии по отношению к следующим показателям: площадь территории, количество резидентов, количество созданных рабочих мест и объем налоговых отчислений.

 

Заключение

Таким образом, можно заключить, что, несмотря на недостаточные темпы бюджетной окупаемости, следует отметить, что само наличие объектов инновационной промышленной инфраструктуры на территории муниципальных образований Республики Татарстан дают территориям дополнительный импульс развития, становятся настоящими «точками роста» экономики районов, и это преимущество необходимо полнее реализовывать, поскольку реализация подобных проектов позволит системно решать вопросы, связанные с отраслевой структурой малого и среднего предпринимательства, повышать деловую активность, а также своевременно обеспечивать решение проблем социального характера, в виде создаваемых рабочих мест [5].

 

Список литературы:

  1. Аганбегян А.Г. Уроки кризиса: России нужна модернизация и инновационная экономика // ЭКО. 2010. — №1 (427). — С. 34-60
  2. Амосенок Э.П., Бажанов В.А. Методические подходы к анализу и оценке инновационного потенциала регионов // Регион: экономика и социология. 2008.- № 4. — С.186-202
  3. Варшавский А.Е. О проекте МЭР «Инновационная Россия 2020» (стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.) // Инновации. 2011.- № 2 (148). — С. 10-14.
  4. Министерство экономики Республики Татарстан [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://mert.tatarstan.ru (дата обращения 08.06.2020).
  5. Пелевин О.В. Управление региональной инновационной инфраструктурой Республики Татарстан как ключевой фактор инновационного развития региона. //Приборостроение и автоматизированный электропривод в топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве: матер. V Национальной науч.-практ. конф. (Казань, 8-9 декабря 2019 г.): в 2 т. / редкол.: Э.Ю. Абдуллазянов (гл. редактор) и др. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2019. – Т. 1., 0,5 п.л.
  6. Росстат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru (дата обращения 13/07/2020).

 

References:

  1. Aganbegyan A.G. Lessons from the crisis: Russia needs modernization and innovative economy [Uroki krizisa: Rossii nuzhna modernizatsiya i innovatsionnaya ekonomika] // IVF. 2010. — No1 (427). — S. 34-60
  2. Amosenok E.P., Bazhanov V.A. Methodical approaches to the analysis and evaluation of the innovative potential of regions [Metodicheskiye podkhody k analizu i otsenke innovatsionnogo potentsiala regionov] // Region: economics and sociology. 2008.- No 4. — S.186-202
  3. Varshavskiy, A. Ye. About the IER Project «Innovative Russia 2020» (Russian Innovation Development Strategy for 2020) [O proyekte MER «Innovatsionnaya Rossiya 2020» (strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 g.)] // Innovation. 2011.- No 2 (148). — S. 10-14.
  4. Ministry of Economy of the Republic of Tatarstan [Ministerstvo ekonomiki Respubliki Tatarstan] // Access Mode: https://mert.tatarstan.ru (address date 08.06.2020).
  5. Pelevin O.V. Management of the Regional Innovation Infrastructure of the Republic of Tatarstan as a key factor in the innovative development of the region [Upravleniye regional’noy innovatsionnoy infrastrukturoy Respubliki Tatarstan kak klyuchevoy faktor innovatsionnogo razvitiya regiona]. Instrumentation and automated electric drive in the fuel-energy complex and housing and utilities: mater. V National Science-Practice. Conf. (Kazan, December 8-9, 2019): 2 t. // rarity: E.Yu Abdullazyanov (editor) et al. Kazan: Kazan. State. Energy. Un-t, 2019. T. 1., 0.5 p.l.
  6. Rosstat [Rosstat]. Access mode: https://www.gks.ru (address date 13/07/2020).

Инвестиции и инновации