Авторы
Цёхла Светлана Юрьевна
д.э.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента предпринимательской деятельности Института экономики и управления
Россия, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
s.tsohla@yandex.ru
Симченко Наталия Александровна
д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории Института экономики и управления
Россия, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
simchenko@gmail.com
Подсмашная Ирина Николаевна
ст. преподаватель кафедры менеджмента предпринимательской деятельности Института экономики и управления
Россия, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
podsmashnaya@bk.ru
Аннотация
Работа посвящена разработке концептуально-стратегических подходов к развитию рынка труда молодежи, необходимых для обеспечения качественных изменений в социальной, экономической и общественно-политической жизни Республики Крым. Обосновывается необходимость системного использования административного ресурса государственного регулирования с использованием инструментов и технологий, учитывающих экономические, социальные особенности региона и инфраструктурные ограничения муниципальных образований.
Ключевые слова
рынок труда, рынок труда молодежи, Республики Крым, эффективность рынка труда, государственное регулирование рынка труда
Финасирование
Публикация подготовлена в рамках проекта РФФИ «Развитие социальных институтов регулирования рынка труда молодежи Республики Крым», № 15-02-00150
Рекомендуемая ссылка
Authors
Cjohla Svetlana Jur'evna
Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of Department of Management of Entrepreneurship of Institute of Economics and Management
Russia, Crimean Federal University named V.I. Vernadskij
s.tsohla@yandex.ru
Simchenko Natalija Aleksandrovna
Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of Department of Economic Theory of Institute of Economics and Management
Russia, Crimean Federal University named V.I. Vernadskij
simchenko@gmail.com
Podsmashnaja Irina Nikolaevna
Senior Lecturer of Department of Management of Entrepreneurship of Institute of Economics and Management
Russia, Crimean Federal University named V.I. Vernadskij
podsmashnaya@bk.ru
Abstract
The work is devoted to the development of conceptual and strategic approaches to the development of the youth labor market, necessary to ensure qualitative changes in the social, economic and socio-political life of the Republic of Crimea. This study shows the necessity of systematic use the administrative resource of state regulation using tools and technologies that take into account the economic and social characteristics of the region and the infrastructure constraints of municipalities.
Keywords
labor market, youth labor market, the Republic of Crimea, labor market efficiency, state regulation of the labor market
Project finance
This publication was prepared within the framework of the RFBR project "Development of social institutions regulating the labor market of young people of the Republic of Crimea», № 15-02-00150
Suggested Citation
На современном этапе социально-экономического развития Республики Крым требуют решения задачи, связанные с обеспечением эффективной занятости молодежи, ее адаптацией на рынке труда, трудовой и профессиональной социализацией, развитием рынка труда молодежи в республике, что обеспечит ресурсную поддержку и модернизацию экономики республики.
Ученые различных школ и направлений признавали тот факт, что трудовые ресурсы являются одним из главных факторов экономического роста. Среди сегментов регионального рынка труда одним из наиболее перспективных с точки зрения активности его субъектов и потенциала является рынок труда молодежи, что подтверждается исследованиями отечественных ученых. Симаков А.В. обосновывает, что «эффективность экономики зависит от доли молодого населения как в его общей численности, так и в общем объёме трудовых ресурсов» [1, с.55]. Схожая точка зрения представлена в работе Асалиева А.М., Забелиной О.В., рассматривающих молодежь как основной источник пополнения ресурсов труда и обосновывающих необходимость признания важной роли молодежи для настоящего и будущего социально-экономического развития общества [2]. Корчагина И.А. отмечает, что «недоиспользование трудового потенциала молодежи приводит к снижению темпов обновления трудовых ресурсов, особенно в наименее привлекательных для молодых людей отраслях, что в конечном итоге негативно отражается на развитии всей экономики и общества в целом» [3]. Таким образом, большинство российских ученых, изучающих проблемы функционирования рынка труда, профессионального определения, трудоустройства, адаптации и трудовой социализации молодого поколения, признают тот факт, что молодежь является одним из основных субъектов общественного воспроизводства, носителем интеллектуального, инновационного, трудового и репродуктивного потенциала нации. Интерес исследователей также направлен на осмысление проблем, происходящих в молодежной среде, связанных с ценностно-нормативным кризисом.
В контексте качественных изменений социально-политической и экономической жизни Республики Крым при выявлении социально-экономических проблем, определении состояния и перспектив социально-экономического развития республики особое место должно быть отведено исследованию рынка труда молодежи и выработке подходов к его развитию.
В этой связи целью работы является разработка концептуально-стратегических подходов к развитию рынка труда молодежи Республики Крым.
Одним из наиболее значимых ресурсов для обеспечения инновационного развития являются трудовые. Особая роль отведена рынку труда молодежи, процессам его развития и регулирования, поскольку именно здесь происходит аккумуляция резервов рабочей силы, трудового потенциала региона. Молодежь, являясь субъектом экономических и социальных отношений, обладает достаточно высоким, по сравнению с другими социально-демографическими группами, уровнем активности и, как следствие, попадая на рынок труда, динамично реагирует на его сигналы и конъюнктурные изменения.
Ключевые факторы, обуславливающие нестабильность функционирования рынка труда в России выделены Ивановой Н.А. [4]:
На наш взгляд на состояние и развитие рынка труда молодежи Республики Крым последний из перечисленных Ивановой Н.А. факторов оказывает значительное влияние, хотя причины его возникновения иные, связаны с геополитическими и социально-экономическими вызовами. Однако наиболее важными из вышеперечисленных, с точки зрения силы их воздействия и последствий для Республики Крым, являются такие факторы как: модернизация российской экономики и неконтролируемая миграция. Именно они оказывают наибольшее влияние на рынок труда республики. Остальные факторы, подчеркивая важность учета социально-экономических преобразований, очерчивают направления адаптации рынка труда Республики Крым к общероссийским условиям.
Выработка концептуальных подходов предполагает предварительную разработку комплекса ключевых положений, определяющих направленность, архитектонику и преемственность исследования. Исходное положение при разработке концептуально-стратегических подходов к развитию рынка труда молодежи Республики Крым основывается на тезисе о том, что эволюционно-институциональными истоками и движущей силой инновационного развития республики должны стать процессы модернизации. Необходимость осуществления модернизации экономики Республики Крым актуализирует выработку новых для региона подходов, обеспечивающих развитие рынка труда молодежи и как следствие — рост показателей социально-экономического развития, базирующихся на эффективном использовании его ресурсного потенциала.
Различные аспекты модернизации экономики регионов России на протяжении последнего десятилетия являются предметом изучения ведущих отечественных ученых. Вопросы восприимчивости регионов России к модернизации и инновациям рассмотрены в работах Балакиной Г.Ф. [5], Владимировой О.Н. [6]. Исследование Кетовой Н.П. посвящено изучению возможностей модернизации регионов Юга России и обоснованию стратегий, предусматривающих их инновационно-ориентированное развитие [7]. В работе обобщены черты, присущие территориям Юга России в начале ХХІ века, которые требуют учета при «очерчивании контуров и возможных направлений модернизации экономики» [7]. Анализ социально-экономического развития Республики Крым в начале ХХІ века дает основания говорить о наличии значительного числа аналогий, что позволяет, с учетом определенной погрешности, связанной со спецификой Крыма как уникального региона Российской Федерации, рассматривать возможности и сдерживающие факторы, необходимые для модернизации экономики региона, в первую очередь, за счет развития рынка труда молодежи и активного ее вовлечения в процессы преобразования.
Молодежь как носитель интеллектуального, инновационного, трудового и репродуктивного потенциала может дать новый импульс социально-экономическому развитию региона, стать катализатором происходящих изменений.
При исследовании факторов, обеспечивающих развитие территории и рост благосостояния, Степановой С.В., наряду с общими факторами, такими как географическое положение, демография и климат, факторами пространственного развития, ресурсной обеспеченности и экономического развития выделены социальные активы, к которым отнесены: социально-политическая стабильность, частно-государственное партнерство, квалификация и трудовые ресурсы, социальная инфраструктура [8, с.173]. На наш взгляд автором недооценена роль трудовых ресурсов в достижении заданного вектора и уровня эффективности трансформационных процессов, включая процессы модернизации. В работах Белой Н.В [9], Думанова А. Х., Кумышева З. Х., Кильчукова А. Л. [10] обосновывается определяющая роль трудовых ресурсов при осуществлении модернизации и смене технологического уклада, что в большей степени соответствует сложившимся условиям.
Эволюционные механизмы модернизации в стратегии региона рассмотрены Мартишиным Е.М. [11]. Отмечая, что в стратегии модернизации выделяют два противоположных направления: модернизация «сверху», которая трактуется как воздействие государства, его административного ресурса на достижение целей модернизации и модернизация «снизу» — «с опорой на частную инициативу» в работе обосновывается целесообразность применения на Юге России первого направления институциональной траектории модернизации [11, с.17]. В работе Золина И.Е., посвященной исследованию механизмов государственного регулирования рынка труда в условиях модернизации, доказана необходимость модернизации существующих подходов к государственному регулированию рынка труда [12]. Соглашаясь с авторами, необходимо подчеркнуть, что для Крымского региона с учетом его культурных, экономических, социальных и геополитических особенностей направленность и глубина модернизационных процессов должны быть обеспечены необходимым и достаточным административным ресурсом государства с учетом опыта, накопленного субъектами Российской Федерации в этой сфере.
Исследуя предпосылки и последствия изменений содержания и характера труда в условиях становления инновационной экономики Долженко Р.А. подчеркивает «фрагментарность трансформаций, происходящих в сфере труда», также в работе отмечено, что дихотомия, характерная для современной системы трудовых отношений, выражается в двух абсолютно разнонаправленных тенденциях в сфере труда – гуманизации и прекаризации труда [13, с. 82]. Указанные тенденции характерны и для рынка труда молодежи Республики Крым, что обостряет противоречие между ожиданиями работодателей и представителей молодого поколения, которые, с одной стороны не всегда обладают достаточным уровнем квалификации, с другой – не согласны на монотонный, рутинный труд. В подтверждение выраженности указанных тенденций необходимо отметить, что многие отечественные ученые и практики констатируют обострение проблемы неконкурентоспособности молодежи на рынке труда. В частности эти вопросы освещены в работах Тавокина Е.П., Абасовой Х.У., Чернышевой Н.И., Вишневской Н.Г., Климовой Н.В., Михеевой В.А.. Среди основных причин недостаточной конкурентоспособности молодежи на рынке труда выделяют:
Исследования качественного состояния трудового потенциала населения на примере отдельных областей Российской Федерации подтверждают, что неготовность молодежи реализовывать имеющийся потенциал связана с такими факторами, как: недостаток профессиональных знаний, работа не по специальности, неудобный график работы, несоответствие работы способностям и склонностям, отсутствие интереса к выбранной профессии [14, с.252].
В Республике Крым – по данным Министерства труда и социальной защиты – ситуация на рынке труда, в том числе рынке труда молодежи, усугубляется продолжением действия экономических санкций со стороны ЕС и США и пониженной инвестиционной активностью [15]. Среди региональных проблем также выделяют значительное количество неэффективных рабочих мест с плохими условиями труда, низкой производительностью и низким уровнем заработной платы и низкий прогнозируемый приток молодежи в трудовые ресурсы по сравнению с численностью лиц, выбывающих из трудоспособного возраста [16, с.6].
Признавая, что на рынке труда молодежи в Республике Крым существует ряд проблем, необходимо очертить круг тех, которые могут быть решены при последовательной реализации концептуально-стратегических подходов к его развитию. В исследовании Здоровцевой Л.В. отмечается, что «эффективность рынка труда определяется качеством общественных институтов – государственного управления, системы образования, служб занятости и пр.» [17, с.70]. Возрастание роли государственного вмешательства в процессы структурной реорганизации существующей социальной сферы социально-экономических систем: образования, здравоохранения, культуры и т.д. в рамках развития нового технологического уклада в России рассматриваются Думановой А. Х., Кумышевой З. Х., Кильчуковой А. Л. [10]. Ими подчеркивается, что «Необходимость государственного вмешательства в регулировании рынка труда является неоспоримым». Правомерно предположить, что именно на уровне регионов государственное вмешательство должно быть реализовано в виде концептуально-стратегических подходов к развитию рынка труда молодежи с учетом внутренних условий региона, выражаемых в генезисе структуры региональной экономики, нормативной и институциональной средах, доминирующих в обществе идеологических установках, укладе, хозяйственном порядке, определяемым в работе Степановой С.В. как «генотип» [18, с.174]. Генотип может оказывать тормозящее или стимулирующее влияние на процесс трансформации социально-экономической системы, что предопределяет важность учета этого фактора при формировании комплекса мероприятий или выборе инструментов развития регионального рынка труда.
В Республике Крым инструментом, обеспечивающим развитие рынка труда молодежи, являются государственные программы [19-22], представляющие собой комплекс организационных, экономических, социальных мероприятий, направленных на обеспечение государственных гарантий в области повышения занятости населения и снижения социальной напряженности на рынке труда республики.
Реализация данных Программ направлена на решение таких задач, как:
В Республике Крым была принята Государственная программа «Молодежь Крыма» [24], которая легла в основу при разработке программ, направленных на реализацию молодежной политики муниципальными округами, но в дальнейшем Постановлением Совета Министров Республики Крым от 16 мая 2016 года N 204 «Об утверждении Государственной программы развития образования в Республике Крым на 2016-2018 годы» она была признана утратившей силу. На данный момент в Государственную программу развития образования в Республике Крым на 2016-2018 годы [25] включена подпрограмма «Реализация государственной молодежной политики», однако при детальном анализе можно сделать вывод, что конкретных мероприятий и инструментов, направленных на решение проблем занятости молодежи она не содержит.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г. развитие рынка труда и молодежная политика включены в раздел, посвященный развитию человеческого потенциала. При разработке программных документов, планов и показателей деятельности органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться положениями Концепции. Развитие рынка труда в Концепции рассматривается как необходимое условие перехода к инновационной экономике. Основные мероприятия, направленные на развитие рынка труда молодежи реализуются на уровне городских округов и муниципальных районов Республики Крым, где разработаны и приняты муниципальные программы, целью которых является действенная молодежная политика. При этом анализ муниципальных программ, целью которых является решение проблем, с которыми сталкивается молодое поколение, дает основание говорить о том, что менее половины содержат четко сформулированные задачи и мероприятия, направленные на содействие занятости молодежи, адаптации молодежи на региональном рынке труда, созданию условий реализации потенциала и предпринимательских инициатив. Наиболее часто на уровне муниципальных образований Республики Крым ставятся задачи:
Содействие трудоустройству и вторичной занятости молодежи, поддержка молодежного предпринимательства выделены только в «Муниципальной программе «Молодежь» городского округа Судак на период 2016-2018 годы», утвержденной Постановлением администрации города Судака от 04.12.2015г. №1231. Механизм контроля эффективности реализации мероприятий, направленных на решение проблем молодежи на рынке труда, не достаточно эффективен. Индикаторы, позволяющие оценить достижение утвержденных к реализации мероприятий в части обеспечения эффективной занятости молодежи, ее адаптации и трудовой социализации отсутствуют.
На основе анализа регулирования рынка труда молодежи в Республике Крым и реализации государственной молодежной политики в сфере занятости, можно сделать следующие выводы:
Наращивание темпов экономического роста региона следует обеспечить применением комплексного подхода к развитию рынка труда молодежи Республики Крым на основе:
Активная государственная политика, направленная на развитие рынка труда молодежи в Республике Крым, должна включать в себя:
Таким образом, развитие рынка труда молодежи в Республике Крым возможно при последовательном системном использовании административного ресурса государственного регулирования на уровне республики с использованием разнообразных инструментов и технологий, учитывающих экономические, социальные, геополитические особенности региона и инфраструктурные ограничения, влияющие на процесс модернизационной трансформации региона.
Список литературы
References