Авторы
Дячук Алексей Михайлович
аспирант
Россия, Российский университет транспорта (МИИТ)
9254167824@mail.ru
Устич Дмитрий Петрович
кандидат экономических наук, доцент
Россия, Российский университет транспорта (МИИТ)
ustichdp@yandex.ru
Аннотация
Целью работы является исследование понятия, современного состояния и проблем инфраструктурных отраслей экономики России. Обоснована ключевая роль данных отраслей в условиях мировой глобализации. Проведен анализ позиционирования Российской Федерации в авторитетных международных рейтингах, позволяющих оценить состояние национальной экономики и уровень развития инфраструктуры. На основании анализа сделаны выводы о неудовлетворительном состоянии инфраструктурных отраслей и сформулированы рекомендации по преодолению научно-технического отставания и переходу национальной экономики на инновационный путь развития.
Ключевые слова
инфраструктурные отрасли экономики, глобализация, инновации, научно-техническое развитие, модернизация национальной экономики, международные рейтинги, государственное управление
Рекомендуемая ссылка
Authors
Djachuk Aleksej Mihajlovich
graduate student
Russia, Russian University of Transport (MIIT)
9254167824@mail.ru
Ustich Dmitrij Petrovich
PHD, associate professor
Russia, Russian University of Transport (MIIT)
ustichdp@yandex.ru
Abstract
The aim of the work is to study the concept, the current state and problems of the infrastructure sectors of the Russian economy. The key role of these branches in the conditions of global globalization is substantiated. The analysis of the positioning of the Russian Federation in authoritative international ratings allowing to assess the state of the national economy and the level of infrastructure development is carried out. Based on the analysis, conclusions were drawn about the unsatisfactory state of the infrastructure industries and formulated recommendations for overcoming the scientific and technological gap and the transition of the national economy to an innovative development path.
Keywords
infrastructure sectors of the economy, globalization, innovation, scientific and technological development, modernization of the national economy, international ratings, public administration.
Suggested Citation
Функционирование экономики и обеспечение жизнедеятельности народонаселения сопровождается совокупностью различных форм движения в виде миграционного перемещения людей, потоков материалов, сырья, готовой продукции, потоков материальных и нематериальных услуг. Все это обеспечивает инфраструктура.
Инфраструктура играет ключевую роль в формировании единого экономического пространства со свободным перемещением товаров, трудовых, материальных и финансовых ресурсов на основе правопорядка, установленного и поддерживаемого государством [1]. Она является «связующим звеном» в национальной экономике и является обслуживающей подсистемой материального производства. К инфраструктуре относятся отрасли и виды деятельности, способствующие обеспечению поставок, ускорению оборота материальных средств и мобильности трудовых ресурсов между удаленными и экономически не связанными друг с другом звеньями производства.
Из обзора и анализа различных источников [2−5] видно, что определений инфраструктуры много, но сущность одна: инфраструктура создает условия жизнедеятельности людей. Общим у всех экономистов-исследователей является то, что инфраструктура создает условия производства, осуществляет взаимосвязанный товарооборот и обеспечивает жизнедеятельность. В самом общем виде под инфраструктурой понимается комплекс обслуживающих взаимосвязанных структур, обеспечивающих решение задачи (проблемы).
В последние десятилетия ускорились процессы глобализации мировой экономики, суть которых в превращении мирового хозяйства в единый рынок товаров и услуг и слиянии национальных экономик в единую общемировую систему. Данные процессы основаны на принципах свободной конкуренции, международной специализации и ориентированной на мировой рынок, торговли. Они сопровождаются увеличением потоков наукоемких технологий, товаров и услуг между странами и возрастающей, в связи с этим, экономической взаимозависимостью национальных экономик.
Процессы глобализации носят, пока еще, трансформационный общепланетарный характер, но они уже привели к ускоренному развитию «планетарной» инфраструктуры: международной транспортной системы, включающей все виды транспорта; глобальной логистической инфраструктуры; мировой сети информационных коммуникаций, в том числе межконтинентальной сети телекоммуникаций, спутниковой связи и интернета. Глобальное инфраструктурное обеспечение очень быстро распространилось на все страны и стало насущной потребностью всего народонаселения. Этим незамедлительно попытались воспользоваться развитые индустриальные страны, такие как США и их союзники, чтобы завоевать лидирующее положение в процессах глобализации и утвердиться в гегемонической идеологии «исключительных государств». И эта «невидимая рука» [6] глобального рынка инновационной экономики устроила процессы развития таким образом, что стали совершенно очевидными давно назревшие проблемы в инфраструктурных отраслях экономики России. Следует отметить, что в основном об этих проблемах давно известно, однако, они так и остаются нерешенными на протяжении многих лет и, более того, порождают новые проблемы.
Россия, начав в 90-х гг. XX века социально-политическое и экономическое переустройство и включившись в мировую экономику, столкнулась с проблемой своего экономического суверенитета. Произошло разрушение функциональных взаимосвязей между инфраструктурными элементами национальной экономики. Темпы промышленного роста приобрели отрицательную динамику, а инфраструктурные отрасли национальной экономики в настоящее время отличаются своей отсталостью и малой инвестиционной привлекательностью.
Глава Счетной палаты Голикова Т.А., выступая 18 ноября 2016 г. на пленарном заседании Госдумы заявила, что материально-техническая база российской экономики – инфраструктура, технологии, оборудование – устарела, износ основных фондов превысил 50 %, а денег на модернизацию в достаточном объеме в бюджете нет. По мнению Голиковой Т.А., чтобы остановить стремительное ветшание промышленной, транспортной и другой инфраструктуры нужны инвестиции в размере 4 триллиона рублей [7]. Однако, при таком уровне износа основных фондов трудно увеличить производительность труда и проблематично встраиваться в глобальную инфраструктуру. Так ли это?
Одним из инструментов, позволяющим позиционировать страну в иерархии мировой экономики и сравнить ее с развитыми странами, являются международные рейтинги. Чтобы удостовериться в объективности озвученных Главой Счетной палаты выводов, воспользуемся результатами не одного, а нескольких рейтинговых исследований, которые были выполнены разными авторитетными международными организациями. Для примера выберем рейтинги, которые уже сами по себе, или при анализе их совместной взаимосвязанной динамики развития, показывают взаимосвязь индекса с инновационным развитием и состоянием инфраструктурных отраслей в российской экономике. Период исследования ограничиваем рамками 2008−2017 гг., так как, только с 2008 г. Всемирным экономическим форумом начали проводиться глобальные международные исследования по состоянию и качеству автомобильных и железных дорог. Воспользуемся опубликованными данными международных исследований, на основании которых составлены следующие рейтинги:
Наиболее значимым для оценки уровня развития инфраструктурных отраслей является рейтинг конкурентоспособности России. Для более высокой достоверности оценки этого показателя воспользуемся результатами исследований двух разных международных организаций (GCI, IMD) с разной методикой исследований и оценки. Каждый из двух анализируемых индексов представляет своеобразную модель, включающую набор специфических факторов, которые определяют уровень конкурентоспособности страны в этих мировых рейтингах. При этом, в обеих методиках расчета использовались как инновационные, так и инфраструктурные критерии оценки. Но если расчетное значение индекса глобальной конкурентоспособности (GCI) опирается в основном на данные опросов, то значение индекса экономической конкурентоспособности стран (IMD) в основном опирается на статистические данные, которые характеризуют различные состояния государственного управления и экономики страны.
На рис. 1 представлены результаты статистического анализа рейтинговых мест России и динамика изменения каждого из пяти индексов за 2008−2016 гг.
Рис. 1. Позиция России в международных рейтингах за период 2008-2016 гг. [8,9]
Сводный анализ полученных данных показывает, что оба рейтинга конкурентоспособности (GCI и IMD) имеют похожую динамику изменения по времени. Кроме того, на рис.1 видно, что рейтинговые графики Глобального индекса инноваций (GII) и индексов качества дорог практически повторяют динамику изменения рейтинговых графиков конкурентоспособности, что свидетельствует о прямой зависимости национальной экономики России от состояния инфраструктурных отраслей и уровня инновационной деятельности.
В соответствии с индексом GCI (глобальной конкурентоспособности)
В рейтинге за 2016−2017 гг. места наиболее инновационно-развитых стран распределились следующим образом: США –3; Япония – 8; Финляндия – 10; Франция – 21; Россия – 43.
Следует отметить, что и ранее в «Докладах о глобальной конкурентоспособности» за предыдущие годы неоднократно отмечалась плохая инфраструктура и недостаточная способность России к инновациям. В группе субиндекса оценок «Факторы инноваций» Россия остается в аутсайдерах и за 2016 г. [10]. Ввиду этого Россия не может реализовать свои ключевые преимущества: образованную рабочую силу; природные ресурсы, а также выгодное географическое положение [11].
В соответствии с индексом IMD (экономической конкурентоспособности стран)
Россия за последние два года показывает отрицательную динамику данного индекса. Стране мешают малая степень диверсификации экономики, низкая эффективность государственных институтов и низкий инновационный потенциал. В 2016 г. худшие показатели Россия показала по фактору «Эффективность бизнеса». В связи с этим, российскому бизнесу рекомендовано не только изучать, но и применять свои инновационные методы управления, опираясь на передовой опыт управления бизнесом в Японии, США, Китае, отдельных странах Европы [12].
В соответствии с индексом GII (глобальный инновационный индекс)
Экспертами отмечено, что развитие инноваций в России сдерживают плохие инновационные связи. В этом рейтинге Россия заняла 112-е место из 128-ми стран. Для России характерна крайне малая вовлеченность ученых в исследования передового уровня. Для 90% российских предприятий участие в инновационной деятельности даже на национальном уровне не является самой популярной бизнес-стратегией [13].
Дополнительно для оценки инновационной деятельности в России приведем данные исследований американского информационного агентства Bloomberg. По версии агентства, в «Инновационном рейтинге 2017 г.» Россия потеряла 14 позиций и опустилась с 12-го на 26-е место в рейтинге 50 стран с инновационной экономикой. Это сильнейшее падение среди исследуемых стран.
Среди основных причин провала в рейтинге Bloomberg аналитики отмечают: низкую государственную поддержку инновационной деятельности; значительное снижение спроса на высокотехнологичную продукцию и низкую востребованность инноваций в российской экономике из-за девальвации рубля за 2014−2015 гг. Сказалось негативное влияние санкций и низких цен на сырьевые энергоносители за последние годы, что привело к снижению финансирования на НИОКР. Если в 2013 г. на НИОКР в Российской Федерации расходовалось около 5 % ВВП, то в 2016 г. этот показатель упал до 1,14 % ВВП [14].
В соответствии с индексом «Качество автомобильных дорог»
Россия по качеству автомобильных дорог из года в год оказывается на последних местах в рейтингах ВЭФа, а конкретнее, в числе пятнадцати стран с наихудшими дорогами в мире.
Эти выводы ВЭФа подтверждает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, отметивший, что, как это ни прискорбно, оценка международных экспертов Всемирного экономического форума вполне объективна [15].
Подтверждаются выводы Всемирного экономического форума и исследованиями ученых и экспертов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, которые пришли к выводу, что сеть отечественных автомагистралей отстает в своем развитии от мирового уровня на 40-50 лет:
В соответствии с индексом «Качество железнодорожной инфраструктуры»
Россия заняла 25-е место в 2016 г., что значительно выше, чем по другим видам транспорта, и с 2008 г., в целом отмечается положительная динамика. Однако, с учетом того, что Россия имеет исключительно выгодное географическое положение для реализации глобальных трансконтинетальных маршрутов, а внутри страны в сегменте перевозок на дальние расстояния железнодорожный транспорт России занимает доминирующее положение, с учетом огромных территорий нашей страны и разбросанности промышленных зон, 25-е место в мире является неудовлетворительным.
При обсуждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. Президент страны негативно оценил текущую ситуацию: «Нынешнее состояние транспортной системы явно отстает от растущих потребностей экономики России, сдерживает переход на инновационный путь развития. Более того – лишает значительные территории нашей страны возможностей для развития» [17]. Транспортный комплекс превратился в «узкое место» и тормозит рост экономики: неразвитость систем транспортной логистики; значительное отставание в развитии дорожной сети от интенсивных темпов автомобилизации народонаселения страны; ограниченная пропускная и провозная способность железнодорожных магистралей и др.
Из анализа рейтингового позиционирования видно, что наша страна сильно отстала от развитых стран, а развитие инфраструктуры не соответствует задачам инновационного развития национальной экономики России. Требуется обновление и модернизация ветхих устаревших объектов инфраструктуры с большими сроками эксплуатации.
Анализ рейтингов показывает, что в России недостаточно осуществляется государственное управление в области формирования научной стратегии и инновационной политики, а также разработки и внедрения промышленных научно-технических исследований. Государство лишь пассивно участвует в автономном реформировании инфраструктурных отраслей, осуществляемом под влиянием узко монопольных собственнических интересов не взаимоувязанных едиными согласованными стратегическими планами реформаторских действий. Инфраструктурные отрасли не заинтересованы в инновациях и их деятельность нацелена на получение прибыли. «Сложилась парадоксальная ситуация: пытаться получить качественную продукцию для мирового рынка, используя отсталую отечественную производственную инфраструктуру – занятие безнадежное, а подтянуть эту инфраструктуру до уровня мировой, не хватает средств. Осталось только «гнать» на экспорт сырье и за счет этого удерживать на достаточном уровне инфраструктуру ВПК. Но такой чудовищный перекос не может существовать бесконечно…» [18].
От государства требуется принятие ряда важнейших решений, стратегия выработки которых определена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». В документе отмечается, что трансформация науки и технологий должна стать ключевым фактором развития России и обеспечения способности страны эффективно отвечать на большие вызовы. В Стратегии отмечены неразрешенные проблемы, препятствующие научно-технологическому развитию страны и снижающие ее конкурентоспособность [19]:
Исследования позиционирования России в различных международных рейтингах с итоговой оценкой качества инфраструктуры, приведенные выводы и комментарии экспертов свидетельствуют о том, что на сегодняшний момент ключевая российская инфраструктура по критериям научно-технического и инновационного развития не соответствует требованиям и задачам модернизации национальной экономики. Необходимы радикальные изменения в подходах к развитию, как инфраструктурных отраслей, так и в целом экономики страны. Современная российская практика может быть усовершенствована с учетом лучшего мирового опыта и более точного учета факторов, определяющих особенности научно-технического и инновационного развития инфраструктуры в национальной экономике.
В России продолжает формироваться конкурентоспособная рыночная экономика, и на этом этапе не обойтись без эффективного государственного регулирования. России необходимо проводить активную и действенную инновационную политику по интернационализации отечественной инфраструктуры и интеграции ее в мировую экономику. Сырьевые ресурсы страны не бесконечны, и потенциал роста экономики, основывающейся в настоящее время исключительно на внутренних факторах, имеет свой предел. Необходим переход национальной экономики и, особенно, ее инфраструктурных отраслей на инновационный путь развития. С учетом обострившихся внешних экономических условий и множества внутренних факторов, определяющих особенности развитие инфраструктурных отраслей в России, очевидно, что эти отрасли «особенные» и требуется «особый подход» к их инновационному развитию.
Литература
References: