Стратегия развития Евразийского экономического союза
The development strategy of the Eurasian Economic Union
Авторы
Аннотация
В данной статье рассмотрены последствия создания интеграционных группировок ЕС, НАФТА, АТЭС, СНГ для развитых и развивающихся стран. На основе имеющихся предпосылок, а также опыта интеграционного взаимодействия вышеназванных объединений составлена стратегия интеграции стран-участниц в рамках Евразийского экономического союза.
Ключевые слова
ЕС, НАФТА, АТЭС, СНГ, ЕАЭС, региональная интеграция, взаимная дополняемость экономик, стратегия, внутренняя и внешняя среда, промышленность, сельское хозяйство, торговля, инвестиции, трудовые ресурсы, наднациональные органы, инновационная деятельность.
Рекомендуемая ссылка
Стратегия развития Евразийского экономического союза// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (32). Номер статьи: 3205. Дата публикации: 25.11.2012. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/3205/
Authors
Abstract
This article examines the implications of the EU, NAFTA, APEC, the CIS integration groupings for developed and developing countries. On the basis of assumptions and experience of aforementioned associations integration interaction the integration strategy of the participating countries in the Eurasian Economic Union is made up.
Keywords
EU, NAFTA, APEC, CIS, EAEU, regional integration, mutual complementarity of the economies, strategy, internal and external environment, industry, agriculture, trade, investment, labor, supranational institutions, innovation.
Suggested Citation
The development strategy of the Eurasian Economic Union// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (32). Art. #3205. Date issued: 25.11.2012. Available at: https://eee-region.ru/article/3205/
Любое экономическое явление всегда существует в определенной среде. Это можно сказать и об интеграционных группировках. Факторы среды действуют как внутри объединения, так и вне его. К внутренним факторам группировки относят: цели, задачи, структуру объединения, страны-участницы, стратегию действий. Внешние факторы, находятся вне интеграционного объединения, способствуя или препятствуя его функционированию, выживанию и эффективности. Различают среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность объединения. Это страны, интеграционные группировки, международные организации. Среда косвенного воздействия представлена факторами, которые могут не оказывать непосредственного влияния на объединение, но сказываются на ее деятельности, и группировка их учитывает, планируя свое будущее. Это процесс глобализации, научно-технический прогресс, социально-культурные, экономические и политические изменения. Факторы внешней среды влияют на деятельность интеграционного объединения, и оно должно быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям среды, чтобы выживать и достигать поставленной цели. Существует взаимозависимость факторов внутренней среды, внешней среды и между факторами обеих сред.
Усиление регионального взаимодействия не является самоцелью государств–участников. Цель объединения государств – совместное преодоление кризиса, подъем и развитие экономики, повышение уровня жизни людей.
Для достижения цели перед странами-участницами стоит задача объединения в отдельную группировку посредством создания зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка, экономического и валютного союза, политического союза. Каждую из этих постепенно развивающихся форм можно рассматривать и как шаг по пути последующего развития, и как самостоятельный вид интеграционного объединения.
Для выполнения поставленной задачи создается определенная структура интеграционного взаимодействия. К настоящему времени сложилось два способа структуризациисубрегионального и регионального пространства. В первом случае объединение создается группой стран со сравнительно однопорядковыми экономическими показателями, компактным расположением, традициями взаимной торговли, развитыми транспортными связями, определенной социально-культурной общностью (ЕС, АСЕАН). Когда же в формирующей экономическое объединение группе стран есть лидер – «тяжеловес» (НАФТА — США, МЕРКОСУР – Бразилия, СНГ – Россия), методы регулирования и управления их деятельностью заметно различаются. Так, страны первой группы стремятся (во всяком случае, декларативно) к формированию коллективных органов управления для укрепления своих позиций в регионе и мировом хозяйстве. Во второй группе экономический потенциал лидера – «тяжеловеса» позволяет достигать тех же целей уже с момента возникновения объединения. Но различия в «весе» между лидером и другими участниками порождают у последних опасения потери самостоятельности при создании жестких механизмов управления совместной деятельностью. Видимо, этим и объясняется отсутствие в подобных группировках жестких коллективных и тем более наднациональных механизмов регулирования, поскольку эти функции способен в определенной степени выполнить их лидер [1].
Последствия интеграционного взаимодействия для стран с мощной и слабой экономиками различна. Наибольшими возможностями интегрирования национальных экономик располагают высокоразвитые страны, которые способны интенсивно обмениваться друг с другом товарами и услугами в самом широком диапазоне. При этом они благополучно взаимодополняют друг друга, а неизбежная конкуренция между производителями товаров и услуг имеет не разрушительный, как в случае интеграции более развитых и менее развитых стран, а стимулирующий характер, по большому счету способствуя росту технико-экономического потенциала таких стран-партнеров и повышению их благосостояния. Страны, находящиеся на более низком уровне развития, не производят достаточного количества необходимых друг другу товаров и услуг, и их экономики нельзя считать взаимодополняющими [7]. Наоборот, они часто выступают на мировых рынках в качестве конкурентов друг друга (см. рис. 1).
Рис. 1. Интеграционное взаимодействие стран с сильной и слабой экономиками
Данные выводы подтверждают существующие в настоящее время интеграционные объединения, в том числе ЕС, НАФТА, АТЭС, СНГ, представляющие собой различные модели объединения экономик.
Одним из успешно реализуемых интеграционных проектов является Евразийский экономический союз (ЕАЭС) Белоруссии, Казахстана и России. Данное объединение представляет собой модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. Для этого имеются все необходимые предпосылки: большой природный и экономический потенциал, дешевая рабочая сила и энергогоресурсы, производственно-технологическая взаимосвязь, общая транспортная инфраструктура. По территории ЕАЭС проходит самый короткий сухопутный и морской (через Ледовитый океан) путь из Европы в Юго-Восточную Азию. Процессы глобализации делают Евразийский экономический союз в силу его особого географического, природного, стратегического и экономического положения потенциальным центром мировой геополитической системы.
«Опыт и ошибки европейских стран должны быть учтены в работе Евразийского экономического союза. Сделаем все для того, чтобы их избежать, и мобилизуем на пользу своим экономикам все, что есть положительного и в нашем собственном накопленном за предыдущие годы опыте, и в опыте наших партнеров, друзей и соседей по Евросоюзу, да и по другим интеграционным объединениям», — сказал Владимир Путин [4].
Рассмотрим изменение внутренней среды ЕС, НАФТА, АТЭС, СНГ на основе анализа последствий участия в сфере развития промышленности и сельского хозяйства, торговли, услуг, инвестиций, трудовых ресурсов, валютно-финансовой сфере и управления для стран с сильными и слабыми экономиками (табл. 1-6). В этих таблицах «+» означает положительное влияние, «–» – отрицательное влияние.
Влияние интеграционных процессов на состоянии промышленности и сельского хозяйства в объединяющихся странах представлена в таблице 1.
Таблица 1 — Влияние интеграции на состояние промышленности и сельского хозяйства в объединяющихся странах
№ |
Последствия |
Качество |
ЕС |
||
1 |
Опережение европейскими компаниями американских в сфере производства сложных товаров потребительского назначения |
+ |
2 |
Повышение европейского качества, конструкторских работ |
+ |
3 |
Успешное развитие западной экономики достигнуто благодаря эффективному разделению труда с восточноевропейскими соседями |
+ |
4 |
Деградация и отраслевая фрагментация экономики периферии |
— |
5 |
Падение производительности труда |
— |
6 |
Становление «аграрной Европы» ЕС -15 в результате проведения единой сельскохозяйственной политики (ЕСХП) |
+ |
7 |
Разрушение сельского хозяйства стран-участниц 5-го и 6-го расширений |
— |
ЕС, НАФТА |
||
8 |
Либерализация торгового режима приводит к банкротству мелких и средних предприятий, в которых трудится большинство населения периферии |
? |
НАФТА |
||
9 |
Загрязнение окружающей среды Мексики вследствие опережения роста производства роста специальных защитных мер |
? |
10 |
Падение сельскохозяйственной отрасли Мексики, не выдерживающей конкуренции с дешевой сельскохозяйственной продукцией из США и Канады |
? |
АТЭС |
||
11 |
Укрепление промышленной кооперации между странами региона |
+ |
12 |
Сопровождение экономического роста существенной региональной дифференциацией |
— |
13 |
Различная готовность стран-участниц к либерализации своих аграрных рынков |
— |
СНГ |
||
14 |
Однотипность промышленно-отраслевых структур и выпускаемого ассортимента продукции |
— |
Анализируя табл. 1, можно сделать вывод, что благодаря кооперации производства стран-участниц в рамках ЕС на ранней стадии интеграции получила развитие промышленность в менее развитых странах и снизились издержки производства в более развитых. С углублением интеграционных процессов национальная промышленность менее развитых государств ЕС и НАФТА не выдерживает конкуренции с более сильными соседями, что приводит к разорению мелких и средних предприятий, ликвидации «лишних отраслей», деградации производства, ухудшению экологии. ЕСХП способствовала модернизации сельского хозяйства ЕС в пределах ЕС-15. Однако сельское хозяйство присоединившихся к ЕС стран, также как и Мексики в НАФТА, не выдерживает конкуренции с более дешевой сельскохозяйственной продукцией из стран с более развитой экономикой. В АТЭС положительным моментом является увеличение промышленной кооперации между странами. Вместе с этим растет и региональная дифференциация в пределах отдельных азиатских стран-участниц. Отсюда возникает проблема деформации, выходящая за рамки одной страны и способная оказать негативное влияние на перспективы развития членов АТЭС. Вступили в противоречие интересы Австралии, Новой Зеландии, Вьетнама и Таиланда – крупных производителей и экспортеров продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, желающих сохранить на региональном уровне доступ на внутренние продовольственные рынки стран АТР и интересы Китая, Японии и Республика Корея из-за неготовности пойти на либерализацию своих рынков [8]. Однотипность промышленно-отраслевых структур и впускаемого ассортимента продукции, а также отсутствие технологического донора препятствуют развитию и кооперации производства в СНГ.
Позитивные и негативные последствия интеграционных процессов прослеживаются и в торговле экономических группировок (табл. 2).
Таблица 2 — Влияние интеграции на состояние торговли в объединяющихся странах
№ |
Последствия |
Качество |
ЕС |
||
1 |
Образование зон с более высокой взаимной интенсивностью товаропотоков |
+/- |
НАФТА |
||
2 |
Рост мексиканского экспорта происходит в значительной степени за счет сборочных предприятий – филиалов американских компаний |
+/- |
3 |
Увеличение экспорта токсичных отходов мексиканских предприятий ? филиалов американских компаний в США |
+/- |
4 |
Программа торговой либерализации и реструктуризации экономики Мексики и Канады делает отход от нее затруднительным, а возвращение к экономической самостоятельности – практически невозможным |
— |
АТЭС |
||
5 |
Превышение доли взаимной торговли в совокупном товарообороте над соответствующим показателем ЕС |
+ |
6 |
Возникновение разногласий в регулировании торговли продовольственными товарами |
— |
СНГ |
— |
|
7 |
Недостаточная диверсификация экспорта |
— |
8 |
Высокая доля сырья в товарной структуре экспорта |
— |
9 |
Снижение уровня взаимных связей в пользу новых, внерегиональных («дальнезарубежных») рынков |
— |
Анализ табл. 2 показывает, что интенсивность товаропотоков на территории расширенного ЕС стала менее равномерной. С одной стороны, появление таких зон является основой для более глубокой интеграции, с другой стороны, в этом видится угроза целостности всего ЕС [5]. Рост экспорта Мексики в НАФТА происходит за счет сборочных предприятий – филиалов ТНК стран–лидеров. Это создает «анклавную экономику», не приводит к качественной модернизации хозяйства в целом [2]. АТЭС избежала подобного явления вследствие добровольности либерализации торговли, что в свою очередь приводит к замедлению процесса интеграции и блокированию рынков отдельных отраслей. Моносырьевая ориентация производства, узость внутренних рынков большинства стран, сходство лицензионной продукции, освоенной совместными предприятиями стран Содружества при участии иностранного капитала и в расчете на сбыт в постсоветском ареале приводят к ужесточению конкуренции стран-участниц СНГ как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
Теперь остановимся на влиянии интеграции на инвестиционные процессы в объединяющихся странах (табл. 3).
Таблица 3 — Влияние интеграции на состояние инвестиционного процесса в объединяющихся странах
№ |
Последствия |
Качество |
ЕС, НАФТА |
||
1 |
Геоэкономическая экспансия промышленного и финансового капитала |
+/- |
2 |
Увеличение объема инвестиций вследствие либерализации движения капиталов |
+ |
НАФТА |
||
3 |
Перенос деятельности иностранных компаний на территорию Мексики с целью проникновения на американский и канадский рынки |
+/- |
4 |
Изменение структуры иностранных инвестиций в Мексике: сокращение в предприятиях макиладорас и рост в секторе услуг (финансовых услуг, транспорта, связи, розничной торговли) |
+/- |
5 |
Привлекательность Мексики для иностранных предпринимателей связана с низким уровнем жизни (низкой оплатой труда) и низкими экологическими стандартами |
—
|
АТЭС |
||
6 |
Создание инвестиционных проектов без учета глобальных и региональных экономических тенденций |
— |
СНГ |
||
7 |
Более активная разработка и реализация интеграционных стратегий крупными российскими компаниями топливно-энергетического комплекса |
+/- |
Табл. 3 демонстрирует, что в ЕС и НАФТА система регулирования мировой экономики происходит в интересах развитых государств. Их привлекают природные ресурсы, более низкая оплата труда и низкие экологические стандарты стран с более слабой экономикой, поэтому они не проявляют сильной заинтересованности в улучшении жизненного уровня менее развитых стран. В АТЭС создание новых и модернизация старых азиатских СЭЗ происходило без увязки внутри- и внешнеэкономической политики. Фактором оживления хозяйственных связей на постсоветском пространстве является «точечная» экспансия российских предприятий топливно-энергетической индустрии, проявляющих интерес к расширению своей сырьевой базы и производственным мощностям.
Остановимся теперь на влиянии интеграции на миграционные процессы в объединяющихся странах (табл.4).
Таблица 4 — Влияние интеграции на состояние трудовых ресурсов и миграционного процесса в объединяющихся странах
№ |
Последствия |
Качество |
ЕС |
||
1 |
Практика экономической деятельности направлена на соединение стремления к прибыли с социальной ответственностью |
+ |
2 |
Большое количество свободного времени для отдыха и высокий уровень благосостояния |
+ |
3 |
Рост безработицы |
— |
4 |
Низкая эластичность труда вследствие низкой мобильности рабочей силы и сильного влияния профсоюзов на политику в отношении заработной платы |
— |
5 |
Борьба с нелегальными иммигрантами – закрытие границ |
— |
ЕС, СНГ |
||
6 |
Стареющее население ядра интеграционных блоков приводит к притоку иммигрантов из переферии |
— |
НАФТА |
||
7 |
Увеличение объемов импорта товаров из Мексики препятствует созданию новых рабочих мест в США и Канаде |
+/- |
8 |
Высокий уровень безработицы Мексике |
— |
9 |
Увеличение потоков иммигрантов из Мексики в США |
— |
Согласно табл. 4 наблюдается приток иммигрантов в более развитые страны ЕС и СНГ, вследствие более высокого уровня жизни, старения населения и низкой мобильности рабочей силы. В НАФТА рост безработицы в Мексике приводит к увеличению потоков мигрантов из Мексики в США. В свою очередь создание американских филиалов сборочных предприятий в Мексике препятствует созданию рабочих мест в США и Канаде.
Обратимся теперь к последствиям интеграции для валютно-финансовой сферы объединяющихся стран (табл. 5).
Таблица 5 — Влияние интеграции на состояние валютно-финансовой сферы в объединяющихся странах
№ |
Последствия |
Качество |
ЕС |
||
1 |
Ликвидация потерь, связанных с изменением курса валюты |
+ |
2 |
Ликвидация расходов на конвертацию валюты |
+ |
3 |
Рост прозрачности рынка |
+ |
4 |
Исключение возможности движения спекулятивного капитала |
+ |
5 |
Страны-участницы не нуждаются в валютных резервах для финансирования диспропорции платежного баланса |
+ |
6 |
Повышение эффективности фискальной политики |
+ |
7 |
Невозможность использования денежной политики как элемента национальной макроэкономической политики |
— |
8 |
Невозможность корректировки отрицательного сальдо платежного баланса за счет изменения курса валюты |
— |
9 |
Взлет цен и понижение заработных плат вдвое |
— |
10 |
Отток капитала из страны из-за превышения спроса на продукцию и услуги наиболее развитых стран спроса на национальную продукцию |
— |
11 |
Глобальный финансово-воспроизводственный кризис |
— |
12 |
Рост государственного долга |
— |
13 |
Проблема соблюдения жестких правил маастрихских критериев в условиях, когда в еврозону входят страны, усугубляющие неоднородность ее экономики |
— |
14 |
Кризис из-за различной экономической, финансовой и социальной политики |
— |
15 |
Угроза вывода из состава еврозоны и Шенгенской зоны стран с бюджетным дефицитом |
— |
16 |
Развитие социальных кризисов вследствие увеличения налогов и урезание расходов правительством |
— |
17 |
Долговой кризис в странах Южной Европы втягивает в свою орбиту всю еврозону |
— |
Согласно табл. 5 можно сделать вывод, что неравномерность экономического развития европейских государств, а также отсутствие единой экономической, финансовой и социальной политики — главная причина нынешнего кризиса в зоне евро.
Большое влияние оказывает интеграция на процессы управления на национальном и наднациональном уровнях (табл. 6).
Таблица 6 — Управление интеграционными процессами на национальном и наднациональном уровне в объединяющихся странах
№ |
Последствия |
Качество |
ЕС |
||
1 |
Ослабление франко-германской оси |
+ |
2 |
Сокращение разрыва между сильнейшими и слабейшими экономиками в пределах ЕС-15 |
+ |
3 |
Неспособность сократить разрыв между сильнейшими и слабейшими экономиками в пределах ЕС-27 |
— |
4 |
Нарастание противоречий между волей политических классов Европы и волей граждан Европейского союза |
— |
5 |
Проблема принятия Европейской конституции |
— |
6 |
Повышающаяся разнородность Сообщества затрудняет реализацию реформ, нацеленных на повышение эффективности ЕС |
— |
7 |
Усиления противоречий при переходе от экономической к валютной и политической интеграции |
— |
НАФТА |
||
8 |
Образование одного центра экономической силы – США с одной стороны облегчает управление, с другой – создает недовольство партнеров своим подчиненным положением |
+/- |
9 |
Однобокость интеграции: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом |
— |
АТЭС |
||
10 |
Динамичный рост стран-членов АСЕАН и КНР сопровождается существенными перекосами экономического, социального, культурного и институционального характера, что способно оказать негативное влияние на перспективы развития членов АТЭС |
— |
11 |
Односторонняя и добровольная либерализация проводится медленно, отличается неодинаковым объемом принятых обязательств, непоследовательностью их выполнения |
— |
12 |
Учреждение транстихоокеанского партнерства (ТТП) как формы продвинутой интеграции |
+ |
АТЭС, СНГ |
||
13 |
Постоянное увеличение числа двусторонних или субрегиональных соглашений о свободной торговле (ССТ) |
+/- |
СНГ |
||
14 |
Экономическое ослабление России как ядра СНГ |
— |
15 |
Поляризация позиций стран-участниц СНГ: образование пророссийского вектора и вектора, ориентированного на западные центры силы |
— |
16 |
Затруднения с синхронизацией национальных законодательств |
— |
17 |
Недостаточность финансовых и других ресурсов для проведения интеграционных мероприятий |
— |
Главными источниками финансовых поступлений в общий бюджет ЕС являются страны – «локомотивы» интеграционных процессов, что приводит к сокращению их темпов развития и снижению их конкурентоспособности, что и демонстрирует табл. 6. Достижением общего бюджета ЕС явилось сокращение разрыва в уровне экономического развития между первыми 15 странами-участницами. По мере дальнейшего расширения ЕС, экономическая дифференциация между странами углубляется, следствием чего является разновекторность интересов стран-участниц и трудность в принятии единого решения, направленного на повышение эффективности интеграционного взаимодействия. В НАФТА просматривается ассиметричность взаимосвязей и рост зависимости Мексики и в меньшей степени Канады от американской экономической конъюнктуры. В итоге изменения экономической конъюнктуры США имеют для Мексики глубокие социально-экономические последствия В АТЭС назревает проблема возможного перехода от добровольных принципов участия членов организации в выполнении одобренных решений к обязательному следованию установленным правилам, регулирующим региональные торгово-экономические связи и к разноскоростной интеграции. В АТЭС и СНГ двусторонние договоры препятствуют образованию единой конкурентной среды, не говоря уже об интеграционных процессах. России необходимо укрепить интегрирующую роль в рамках Содружества, мобилизовав свою экономику на получение реальных результатов в ее социально-экономическом и политическом развитии, способных стать притягательной силой для других государств СНГ.
При формировании стратегии действий Евразийского экономического союза необходимо учитывать позитивное и негативное влияние внутренних факторов на интеграционные процессы рассмотренных выше объединений, а также эффективно реагировать на действие факторов внешней среды (табл. 7).Кроме того, ЕАЭС сочетает в себе элементы, присущие всем ранее разработанным моделям экономической интеграции (ЕС, НАФТА, АТЭС), что может найти практическое применение в рамках формирования единого экономического пространства.
Таблица 7 — Стратегия развития Евразийского экономического союза
№ |
Стратегия развития |
Необходимые действия |
Внутренняя среда | ||
1 | Геоэкономическое, а в перспективе и геополитическое развитие евразийской интеграции должно идти исключительно эволюционным и добровольным путем | Необходимо опереться на опыт создания ЕС: переход в последующий этап интеграции должен осуществляться при завершении предыдущего. Неприемлемы никакие формы искусственного ускорения и присоединения отдельных стран |
2 | Страны-участницы должны быть равноправными партнерами по интеграции ЕАЭС | Объединить государства на основе принципов равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения суверенитета и неприкосновенности государственных границ |
3 | ЕАЭС должен строить интеграцию прежде всего на основе экономического прагматизма | Экономические интересы – главный двигатель интеграционных процессов. Необходимо определиться, какими будут положительные и отрицательные последствия членства страны в интеграционном объединении, что является обязательным условием для согласования нормативно-правовой базы, процедур, механизмов и базовых параметров интеграционного вливания страны в интеграционное объединение |
4 | ЕАЭС должно создать наднациональные органы управления | Сформировать единый орган ЕАЭС, который бы действовал на основе консенсуса, с учетом интересов каждой страны-участницы, обладал четкими и реальными полномочиями |
5 | Россия как естественное ядро евразийского экономического союза должно являться инициатором крупных инвестиционных проектов и технологическим донором для стран ЕАЭС | Инициировать крупные кооперационные проекты в сфере «high-tech» и перевести российскую экономику на инновационную модель роста. Последнее и станет ключевой предпосылкой и основой формирования новой, технологичной модели взаимодействия России со странами ЕАЭС |
6 | Евразийский экономический союз должен изначально создаваться как конкурентоспособное глобальное экономическое объединение | Выстроить общий алгоритм модернизации и инновационного развития стран-участниц. Поощрять создание международных инновационных центров, заключающих двусторонние договоры по разработке новейших технологий. Предоставлять льготы в налогообложении и кредитовании при создании совместных предприятий и объединений |
7 | Евразийский экономический союз должен преодолеть «топливно-сырьевой уклон» в формировании единого экономического пространства | Составить перечень отраслей, где возможна промышленная кооперация с сокращением издержек производства и сбыта, или взаимовыгодный обмен товарами и услугами, составить для него «дорожные карты». Разработать совместную Программу евразийской инновационно-технологической кооперации, рассчитанную на перспективу 10–15 лет Параллельно необходимо вести активный поиск новых перспективных направлений и форм сотрудничества. |
8 | Страны ЕАЭС должны диверсифицировать промышленно-отраслевую структуру и выпускаемый ассортимент продукции | Перейти к согласованию экономической, прежде всего промышленной, политики стран ЕАЭС, создать отраслевые и межотраслевые ассоциации производителей, скоординировать деятельность в сфере внешней политики |
9 | ЕАЭС должен модернизировать сельское хозяйство, включить его в интеграционный процесс, создать наднациональный механизм регулирования данной сферы | Взять за основу Единую сельскохозяйственную политику ЕС, которая способствовала становлению «аграрной Европы» |
10 | ЕАЭС должно стать крупным экспортером продукции и технологий в этом сегменте мировой экономики | Активно наращивать инвестиционное и технологическое сотрудничество с США, Евросоюзом, Китаем, странами АТЭС |
11 | Страны ЕАЭС должны использовать и наращивать транспортно-коммуникационное сообщение, единую энергетическую систему | Создать единую транспортную систему, систему связи, новые транспортные коридоры для транзита грузопотоков стран ЕАЭС |
12 | Евразийский экономический союз должен формироваться как самодостаточное региональное финансовое объединение, которое будет частью новой глобальной валютно-финансовой системы | Создать общую расчетную единицу, как в Европе «экю», при сохранении национальной денежно-кредитной системы как мощного рычага государства в экономике. Использовать общую валюту не как кредитный, а как инвестиционный денежный ресурс и осуществлять инвестирование общей валюты интеграционного объединения следует в экономические проекты, имеющие надежную перспективу и гарантирующие высокую прибыль в обмен на акции этих проектов. Создание валютного союза должно сопровождаться унификацией экономической, финансовой и социальной политики Логика системного подхода требует создания также валютной, фондовой и товарной бирж, которые являются непременным атрибутом каждого финансового центра |
13 | Создание Евразийского экономического союза должно проходить только на основе широкой общественной поддержки | Создать Евразийскую ассамблею – наднациональную структуру, объединяющую парламентариев стран-участниц; межправительственную комиссию по торгово-экономическому сотрудничеству, Евразийскую торгово-промышленную палату, Евразийский конгресс промышленников и предпринимателей, контактно-кооперационные биржи, расширить число евразийских общественных объединений. Определить формат онлайн реагирования наднациональных структур на озабоченности и пожелания бизнес-сообщества, граждан ЕАЭС |
14 | Регионы стран-участниц должны активно «подключиться» к процессам интеграции в рамках ЕАЭС в процессе интеграции | Развивать межрегиональные связи стран ЕАЭС, которые выступают своеобразным «двигателем» для активизации торгово-экономических отношений между странами в целом. Изучить влияние укрепления внутритерриториальных связей на межрегиональное сотрудничество в рамках ЕАЭС |
15 | Каждая из стран-участниц ЕАЭС должна нести ответственность за устойчивость внутреннего развития, результативность национальной экономической, кредитно-финансовой и социальной политики | Разработать разветвленную структуру механизмов по различным измерениям интеграционного процесса на уровне бизнеса, науки, НПО, образования и культуры. Давать оценку полученным результатам, влиянию принятых решений на условия ведения бизнеса, особенно среднего и малого, эффективность механизма взаимодействия госорганов с предпринимательским сообществом и гражданами, сформировать высокоэффективную систему менеджмента на микро и макроуровнях |
16 | В процессе интеграции стран ЕАЭС должны приниматься во внимание их национальные концепции экономической безопасности | Разработать отраслевые системы показателей национальной экономической безопасности стран ЕАЭС, ежегодно осуществлять мониторинг отклонений от нормативных значений и вырабатывать меры по их устранению |
Внешняя среда | ||
1 | Страны-участницы должны придерживаться общего вектора эволюции ЕАЭС – интеграции вглубь и вширь | Странам-участницам необходимо сконцентрироваться на строительстве общего экономического пространства, обособившись от других интеграционных группировок. Используя механизмы строительства ЕАЭС «сверху» и «снизу», максимизировать синергетический эффект от мобилизации ресурсов и кооперации потенциала стран интеграционной группировки с целью противостояния конкурентным поглощениям в условиях глобализации мировых процессов |
2 | Государства ЕАЭС должны перейти к созданию ЗСТ с Евросоюзом и ЕАСТ после завершения интеграционного объединения и достижения необходимого уровня конкурентоспособности | Создать новые динамичные рынки от Лиссабона до Владивостока, где будут действовать единые стандарты и требования к товарам и услугам, причем в большинстве случаев унифицированные с европейскими |
3 | Используя участие стран ЕАЭС в ШОС, АТЭС государства должны объединить усилия по созданию ЗСТ с этими интеграционными объединениями | На встречах ШОС, АТЭС государства-члены этих объединений должны продвигать общую, согласованную позицию всех участников ЕАЭС в вопросах снятия барьеров на пути экономического сотрудничества |
4 | Евразийская экономическая интеграция должна иметь открытый характер, быть принципиально совместимой с аналогичными процессами в Европейском и Азиатско-тихоокеанском регионах, в большой Евразии. ЕАЭС должен формироваться как прочное звено, скрепляющее евроатлантический и азиатский ареалы развития | В экономическом плане ЕАЭС должен стать мостом, соединяющим динамичные экономики Евросоюза, Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Возможность работы по одинаковым правилам на рынке от Атлантики до Тихого океана укрепит экспортный потенциал предприятий и привлекательность экономик ЕАЭС для иностранного бизнеса, создаст серьезные конкурентные преимущества крупного интеграционного пространства перед другими игроками в глобальной экономике |
5 | ЕАЭС должен повысить транзитный потенциал государств-участников | Необходимо создать трансевразийскую скоростную железную дорогу, автомагистраль, вдоль этого маршрута выстроить современную транспортно-логистическую систему, которая обеспечит сокращение сроков поставок товаров на европейский и азиатский рынки более чем в 3,5 раза |
6 | Страны-участницы ЕАЭС должны вписаться в глобальную экономику и систему торговли, реально участвовать в процессе выработки решений, задающих правила игры и определяющих контуры будущего | Россия должна активно отстаивать интересы ЕАЭС в ВТО |
Источник: cоставлено автором, [3].
Реализация данной стратегии может осуществиться в два этапа:
I этап (первоначальный), 2012 – 2020 гг. Создание единого экономического пространства ЕАЭС: ликвидация ограничений для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, людей; отмена таможенного контроля на внутренних границах ЕАС; проведение общей политики в области сельского хозяйства; установление правил конкуренции; унификация налоговых систем; сближение законодательств стран-участниц.
II этап (основной), 2020 – 2030 гг. Создание экономического и валютного союза: формирование наднациональных органов управления, общего бюджета, унификация экономической, финансовой и социальной политики, введение единой евразийской валюты.
Создание высокоэффективного интеграционного объединения ЕАЭС позволит перейти на новый уровень экономического роста и повышения конкурентоспособности России и сопредельных государств, что обеспечит долгосрочное благосостояние граждан объединяющихся стран, будет способствовать успешной интеграции государств в мировое хозяйство.
Cписок литературы
- Зевин Л. Глобализм и регионализм в контексте экономического роста // МЭИМО. – 2009. – № 6. – С. 47.ств
- Международная экономическая интеграция: учеб. пособие / под ред. Н.Н. Ливенцева. – М., 2006. – С. 190-191.
- Назарбаев Н.А. Евразийский Союз: от идеи к истории будущего // Известия. – 26.10.2011. С. 5-9.
- Путин призвал Евразийский экономический союз учесть опыт и ошибки ЕС // РИА Новости. – 02/02/2012.URL: http://ria.ru/economy/20120202/554649085.html.
- Родионова И.А., Умерова И.А. Позиции стран-членов ЕС в мировой и внутрирегиональной торговле // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 41 (134). – С. 107.
- Региональное представительство ТПП России в Центральной Азии. Информационно-справочные материалы: Таможенный Союз. Единое экономическое пространство. – Алматы. – Февраль 2012. – 41 c.
- Соколов В. Региональная интеграция и внутриотраслевая торговля машиностроения // МЭИМО. – 2012. – № 2. – С. 42.
- Федоровский А. Эволюция АТЭС и перспективы региональных интеграционных процессов // МЭИМО. – 2012. – № 1. – С. 40-50.
References
- Zevin L. Globalizm i regionalizm v kontekste ekonomicheskogo rosta // MEIMO. – 2009. – № 6. – S. 47.stv
- Mezhdunarodnaia ekonomicheskaia integratciia: ucheb. posobie / pod red. N.N. Liventceva. – M., 2006. – S. 190-191.
- Nazarbaev N.A. Evraziiskii Soiuz: ot idei k istorii budushchego // Izvestiia. – 26.10.2011. S. 5-9.
- Putin prizval Evraziiskii ekonomicheskii soiuz uchest opyt i oshibki ES // RIA Novosti. – 02/02/2012.URL: http://ria.ru/economy/20120202/554649085.html.
- Rodionova I.A., Umerova I.A. Pozitcii stran-chlenov ES v mirovoi i vnutriregionalnoi torgovle // Regionalnaia ekonomika: teoriia i praktika. – 2009. – № 41 (134). – S. 107.
- Regionalnoe predstavitelstvo TPP Rossii v Tcentralnoi Azii. Informatcionno-spravochnye materialy: Tamozhennyi Soiuz. Edinoe ekonomicheskoe prostranstvo. – Almaty. – Fevral 2012. – 41 c.
- Sokolov V. Regionalnaia integratciia i vnutriotraslevaia torgovlia mashinostroeniia // MEIMO. – 2012. – № 2. – S. 42.
- Fedorovskii A. Evoliutciia ATES i perspektivy regionalnykh inte-gratcionnykh protcessov // MEIMO. – 2012. – № 1. – S. 40-50.
Еще в рубриках
Евразийский экономический союз (ЕАЭС)
Мировая экономика