Региональный аспект государственного регулирования процессов рационального природопользования и охраны окружающей среды
Regional aspect of state regulation of environmental management and environmental protection
Авторы
Аннотация
Работа посвящена обобщению направлений государственной политики в области рационального природопользования и охраны окружающей среды, а также деятельности региональных органов государственной власти по обеспечению экологической безопасности региона.
Ключевые слова
охрана окружающей среды, природопользование, экология, государственная политика, экономическое развитие, экологическая безопасность.
Рекомендуемая ссылка
Региональный аспект государственного регулирования процессов рационального природопользования и охраны окружающей среды// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (32). Номер статьи: 3201. Дата публикации: 30.11.2012. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/3201/
Authors
Abstract
the paper is devoted to generalization of the directions of the state policy in the field of rational nature management and environmental protection, as well as the activities of the regional bodies of the state authorities to ensure environmental safety.
Keywords
environment protection, use of natural resources, ecology, public policy, economic development, environmental security.
Suggested Citation
Regional aspect of state regulation of environmental management and environmental protection// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (32). Art. #3201. Date issued: 30.11.2012. Available at: https://eee-region.ru/article/3201/
Вопросы перехода к устойчивому эколого-экономическому развитию регионов активно обсуждаются на современном этапе. Неразрывное сочетание экономической, экологической и инновационной политики – необходимое условие формирования актуальной модели экономического развития, не наносящей ущерб природе. Это связано с тем, что вопросы рационального природопользования и инноваций сопряжены со многими экономическими проблемами.
Экологическая политика все более активно реализуется в экономической стратегии развитых стран. Она охватывает систему мер, направленных на рациональное использование природных ресурсов, их охрану и восстановление. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года к числу стратегических ориентиров долгосрочного социально-экономического развития отнесена экологическая безопасность экономики и экология человека. В этом документе отмечается, что динамика основных экологических показателей развития России показывает на увеличение негативного воздействия на окружающую среду (суммарные выбросы в атмосферу от стационарных и мобильных источников, объемы образования отходов на фоне снижения уровня их переработки). Прогноз основных опасностей и угроз природного, техногенного и социального характера показывает, что на территории России сохранится высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера. В связи с этим в Концепции выделяются следующие основные направления обеспечения экологической безопасности экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека: экология производства – поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников; экология человека – создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха; экологический бизнес – создание эффективного экологического сектора экономики; экология природной среды – сохранение и защита природной среды [1].
Безусловно, региональный аспект имеет важное значение в исследовании данной проблемы. Социально-экономическое развитие региона определяется оптимальным сочетанием производительных сил и наличием природных ресурсов, сосредоточенных на его территории. Все это должно учитываться при определении тенденций государственной политики, направленной на сохранение и рациональное использование природных ресурсов на региональном уровне.
Следует отметить, что в рамках стратегии развития Южного федерального округа определен инновационный сценарий, предполагающий качественно новый подход к решению региональных проблем рационального природопользования и экологии за счет снижения негативных экологических последствий экономической, туристической, научной и иной деятельности, осуществления значимых мероприятий в области экологически безопасного развития промышленного и сельскохозяйственного производства, туризма, развития городского хозяйства, утилизации производственных отходов, восстановления, использования и охраны водных объектов, охраны земель и лесных ресурсов. Инновационными направлениями снижения негативных для экологии последствий экономической деятельности являются создание и использование возобновляемых источников энергии, организация работ по реконструкции глубоководных выпусков сточных вод, создание современной системы утилизации отходов, базирующейся на использовании передовых технологий по их переработке и обезвреживанию [4].
Функции государственного управление природопользованием выполняют специально уполномоченные государственные органы. На уровне Российской Федерации – это Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Государственные функции в сфере экологических полномочий субъекта Российской Федерации на территории Республики Калмыкия осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия.
Экологическая ситуация на территории Республики Калмыкия характеризуется следующими показателями:
- загрязнение атмосферного воздуха в результате аварий, ремонтных работ на предприятиях республики, свое негативное воздействие на окружающую среду оказывают и степные пожары. Основными объектами, оказывающими негативное воздействие на состояние атмосферы, являются предприятия газонефтедобычи, топливно-энергетического комплекса, автотранспорт, автотранспортные предприятия и предприятия теплоэнергетики (котельные);
- размещение и захоронение отходов производства и потребления на территории республики, резко обострившейся в последние годы. По статистическим данным Управления Росприроднадзора по РК общий объем учтенных отходов производства и потребления на территории республики достигает более 200 тысяч тонн в год. При этом количество отходов, которые накапливаются на несанкционированных свалках, учету не подлежит. Основными источниками отходов производства и потребления, исходя из специфики Республики Калмыкия, являются предприятия газо-нефтедобычи, пищевого и перерабатывающего комплекса, промышленного и автодорожного строительства, жилищно-коммунального хозяйства;
- экстенсивная хозяйственная деятельность, неконтролируемое наращивание поголовья скота, без учета существующих реалий, привели к ухудшению качества земель и их опустыниванию на значительных площадях. В результате процесса опустынивания, вторичного засоления и подтопления наблюдается процесс деградации земель, сокращения видового разнообразия флоры и фауны.
- актуальна проблема с питьевой водой на территории республики;
- произошло значительное уменьшение численности популяции сайгака Северо-Западного Прикаспия, обитающей на территории Республики Калмыкия. Снижение численности обусловлено комплексом причин: засухи и неблагоприятные зимы, степные пожары, возросший пресс браконьерства, наряду с увеличением численности волков, нанесли колоссальный ущерб популяции сайгака [5].
Кроме этого следует отметить, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия осуществляет государственные функции контроля за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации и Республики Калмыкия в сфере охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), в ходе которого выявляются следующие нарушения:
- лесного законодательства;
- проведения охоты, связанные с сохранением биоразнообразия объектов животного мира;
- правил охраны объектов животного мира;
- загрязнение водных объектов;
- несанкционированная разработка участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участков недр местного значения;
- несанкционированное размещение твердых бытовых отходов на землях сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов (в 2011г. – 10,38 га) [5].
В связи с тем, что на территории Республики Калмыкия существуют угрозы экологической безопасности, оказывающие негативное влияние на социально-экономическое развитие территории в целом, органами власти проводится активная политика в области охраны окружающей среды и экологического развития. Эффективность деятельности Министерства доказывают следующие данные. Так, в целях своевременного устранения нарушений природоохранного законодательства Министерством в 2011 году выдано 104 предписания по устранению выявленных нарушений природоохранного законодательства с установлением конкретных сроков устранения допущенных нарушений на общую сумму 946 тысяч рублей. За указанный период все нарушения устранены [6].
Исполнение государственных функций по государственному надзору осуществляется за счет средств бюджета Республики Калмыкия и средств, выделяемых из федерального бюджета в виде субвенций. Общий объем финансовых средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на осуществление проведенных проверок, административных расследований в 2011 году составляет 26,0 тыс. рублей [7]. В целом комплекс реализованных природоохранных мероприятий позволил стабилизировать экологическую ситуацию в республике.
Заключение
Таким образом, экономическое развитие, улучшение состояния окружающей среды, качества жизни и здоровья населения должно обеспечиваться соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, природоохранных программ, повышением эффективности государственного управления в сфере природопользования, сохранением природного потенциала.
Список литературы:
- Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»
- Указ Президента РФ от 03.06.1996 N 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации»
- Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации»
- Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 N 1538-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года»
- Доклад об экологической ситуации в Республике Калмыкия в 2011г.- [электронный ресурс] — http://kalmpriroda.ru – Официальный сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия
- Доклад об осуществлении государственного экологического надзора на территории Республики Калмыкия Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и об эффективности такого надзора в 2011 году — [электронный ресурс] — http://kalmpriroda.ru – Официальный сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия
- http://www.statrk.ru Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия
References
- The Decree of the President of the Russian Federation dated 12.05.2009 N 537 «On the Strategy of national security of the Russian Federation up to 2020» [Ukaz Prezidenta RF ot 12.05.2009 N 537 «O Strategii natcionalnoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatcii do 2020 goda»]
- The Decree of the President of the Russian Federation from 03.06.1996 N 803 «On Basic provisions of regional policy in the Russian Federation» [Ukaz Prezidenta RF ot 03.06.1996 N 803 «Ob Osnovnykh polozheniiakh regionalnoi politiki v Rossiiskoi Federatcii»]
- Order of the Government of the Russian Federation from 31.08.2002 N 1225-p «On the Ecological doctrine of the Russian Federation» Decree of the Government of the Russian Federation from 31.08.2002 N 1225-p «On the Ecological doctrine of the Russian Federation» [Rasporiazhenie Pravitelstva RF ot 31.08.2002 N 1225-r «Ob Ekologicheskoi doktrine Rossiiskoi Federatcii» Rasporiazhenie Pravitelstva RF ot 31.08.2002 N 1225-r «Ob Ekologicheskoi doktrine Rossiiskoi Federatcii»]
- Order of the Government of the Russian Federation from 05.09.2011 N 1538-R «On approval of the Strategy of socio-economic development of the southern Federal district till 2020» [Rasporiazhenie Pravitelstva RF ot 05.09.2011 N 1538-r «Ob utverzhdenii Strategii sotcialno-ekonomicheskogo razvitiia Iuzhnogo federalnogo okruga do 2020 goda»]
- Report on the environmental situation in the Republic of Kalmykia in 2011. [Doklad ob ekologicheskoi situatcii v Respublike Kalmykiia v 2011g.] http://kalmpriroda.ru . Official site of the Ministry of natural resources and environmental protection of the Republic of Kalmykia
- Report on the implementation of the state environmental supervision on the territory of the Republic of Kalmykia the Ministry of natural resources and environmental protection of the Republic of Kalmykia and on the effectiveness of such oversight in 2011. [Doklad ob osushchestvlenii gosudarstvennogo ekologicheskogo nadzora na territorii Respubliki Kalmykiia Ministerstvom prirodnykh resursov i okhrany okruzhaiushchei sredy Respubliki Kalmykiia i ob effektivnosti takogo nadzora v 2011 godu]. http://kalmpriroda.ru — Official site of the Ministry of natural resources and environmental protection of the Republic of Kalmykia.
- Official site of Territorial body of Federal service of state statistics in the Republic of Kalmykia. http://www.statrk.ru