Авторы
Мантаева Эльза Ивановна
доктор экономических наук, профессор, проректор по экономике и новациям
Калмыцкий государственный университет
mantaeva.08@rambler.ru
Слободчикова Инна Валентиновна
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и права
Калмыцкий государственный университет
slobodchikova.iv@yandex.ru
Аннотация
Работа посвящена обобщению направлений государственной политики в области рационального природопользования и охраны окружающей среды, а также деятельности региональных органов государственной власти по обеспечению экологической безопасности региона.
Ключевые слова
охрана окружающей среды, природопользование, экология, государственная политика, экономическое развитие, экологическая безопасность.
Рекомендуемая ссылка
Authors
Mantaeva Elza Ivanovna
Doctor of Economics, Professor, Vice-Rector for Economics and innovations
Kalmyk State University
mantaeva.08@rambler.ru
Slobodchikova Inna Valentinovna
PhD, Associate Professor of Public Administration and Law
Kalmyk State University
slobodchikova.iv@yandex.ru
Abstract
the paper is devoted to generalization of the directions of the state policy in the field of rational nature management and environmental protection, as well as the activities of the regional bodies of the state authorities to ensure environmental safety.
Keywords
environment protection, use of natural resources, ecology, public policy, economic development, environmental security.
Suggested Citation
Вопросы перехода к устойчивому эколого-экономическому развитию регионов активно обсуждаются на современном этапе. Неразрывное сочетание экономической, экологической и инновационной политики – необходимое условие формирования актуальной модели экономического развития, не наносящей ущерб природе. Это связано с тем, что вопросы рационального природопользования и инноваций сопряжены со многими экономическими проблемами.
Экологическая политика все более активно реализуется в экономической стратегии развитых стран. Она охватывает систему мер, направленных на рациональное использование природных ресурсов, их охрану и восстановление. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года к числу стратегических ориентиров долгосрочного социально-экономического развития отнесена экологическая безопасность экономики и экология человека. В этом документе отмечается, что динамика основных экологических показателей развития России показывает на увеличение негативного воздействия на окружающую среду (суммарные выбросы в атмосферу от стационарных и мобильных источников, объемы образования отходов на фоне снижения уровня их переработки). Прогноз основных опасностей и угроз природного, техногенного и социального характера показывает, что на территории России сохранится высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера. В связи с этим в Концепции выделяются следующие основные направления обеспечения экологической безопасности экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека: экология производства – поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников; экология человека – создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха; экологический бизнес – создание эффективного экологического сектора экономики; экология природной среды – сохранение и защита природной среды [1].
Безусловно, региональный аспект имеет важное значение в исследовании данной проблемы. Социально-экономическое развитие региона определяется оптимальным сочетанием производительных сил и наличием природных ресурсов, сосредоточенных на его территории. Все это должно учитываться при определении тенденций государственной политики, направленной на сохранение и рациональное использование природных ресурсов на региональном уровне.
Следует отметить, что в рамках стратегии развития Южного федерального округа определен инновационный сценарий, предполагающий качественно новый подход к решению региональных проблем рационального природопользования и экологии за счет снижения негативных экологических последствий экономической, туристической, научной и иной деятельности, осуществления значимых мероприятий в области экологически безопасного развития промышленного и сельскохозяйственного производства, туризма, развития городского хозяйства, утилизации производственных отходов, восстановления, использования и охраны водных объектов, охраны земель и лесных ресурсов. Инновационными направлениями снижения негативных для экологии последствий экономической деятельности являются создание и использование возобновляемых источников энергии, организация работ по реконструкции глубоководных выпусков сточных вод, создание современной системы утилизации отходов, базирующейся на использовании передовых технологий по их переработке и обезвреживанию [4].
Функции государственного управление природопользованием выполняют специально уполномоченные государственные органы. На уровне Российской Федерации – это Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Государственные функции в сфере экологических полномочий субъекта Российской Федерации на территории Республики Калмыкия осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия.
Экологическая ситуация на территории Республики Калмыкия характеризуется следующими показателями:
Кроме этого следует отметить, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия осуществляет государственные функции контроля за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации и Республики Калмыкия в сфере охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), в ходе которого выявляются следующие нарушения:
В связи с тем, что на территории Республики Калмыкия существуют угрозы экологической безопасности, оказывающие негативное влияние на социально-экономическое развитие территории в целом, органами власти проводится активная политика в области охраны окружающей среды и экологического развития. Эффективность деятельности Министерства доказывают следующие данные. Так, в целях своевременного устранения нарушений природоохранного законодательства Министерством в 2011 году выдано 104 предписания по устранению выявленных нарушений природоохранного законодательства с установлением конкретных сроков устранения допущенных нарушений на общую сумму 946 тысяч рублей. За указанный период все нарушения устранены [6].
Исполнение государственных функций по государственному надзору осуществляется за счет средств бюджета Республики Калмыкия и средств, выделяемых из федерального бюджета в виде субвенций. Общий объем финансовых средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на осуществление проведенных проверок, административных расследований в 2011 году составляет 26,0 тыс. рублей [7]. В целом комплекс реализованных природоохранных мероприятий позволил стабилизировать экологическую ситуацию в республике.
Заключение
Таким образом, экономическое развитие, улучшение состояния окружающей среды, качества жизни и здоровья населения должно обеспечиваться соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, природоохранных программ, повышением эффективности государственного управления в сфере природопользования, сохранением природного потенциала.
Список литературы:
References