Региональная экономическая политика
Региональная политика
Региональная политика представляет собой совокупность ряда политик, сформулированных в соответствии с региональными различиями для координации региональных отношений и регионального механизма макроопераций, который влияет на региональное развитие на макроуровне. Она включает в себя региональную экономическую политику, региональную социальную политику, региональную экологическую политику, региональную политическую политику, региональную культурную политику и т.д.
Региональная политика направлена на улучшение экономических условий в регионах, находящихся в относительно неблагоприятном положении, либо внутри страны, либо в рамках наднациональной группировки. Кроме того, региональная политика может быть направлена на решение проблемы высокого уровня безработицы и более низких, чем в среднем, доходов на душу населения. Ее основным инструментом являются государственные инвестиции.
Региональная политика является составной частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются: административно-территориальные деления (области, края, провинции); единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе); субъекты федерации. В чрезвычайных ситуациях объектами становятся зоны стихийных и экологических бедствий, конфликтов. Степень самостоятельности регионов в разных странах неодинакова, зависит от государственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путём компромиссов. Успехи или неудачи в проведении политики зависят от правильно выбранной, научно обоснованной стратегии регионального развития.
Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т. д. Главная цель политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.
Методы проведения политики:
|
Меры политики в депрессивных и нуждающихся районах страны предусматривают:
- прямую финансовую помощь;
- займы на выгодных условиях и налоговые льготы;
- создание за счет государства производственной и социальной инфраструктуры;
- размещение государственных заказов;
- политика направления в необходимое русло миграционных потоков населения.
Элементы региональной политики:
- Налоговая политика — определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности.
- Бюджетная политика — механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами.
- Ценовая политика — государственное регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования.
- Инвестиционная политика — мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.
- Структурная политика — система мер по поддержке и реструктуризации предприятий.
- Социальная политика — определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей.
- Институциональная политика.
Экономическая политика
Экономическая политика — совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны на данный момент.
Экономическая политика охватывает системы установления уровней налогообложения, государственные бюджеты, денежную массу и процентные ставки, а также рынок труда, национальную собственность и многие другие области государственного вмешательства в экономику.
Большинство факторов экономической политики можно разделить либо на фискальную политику, которая имеет дело с действиями правительства в отношении налогообложения и расходов, либо на денежно-кредитную политику, которая имеет дело с действиями центрального банка в отношении денежной массы и процентных ставок.
Типы экономической политики
Почти каждый аспект государственного управления имеет важную экономическую составляющую. Вот несколько примеров существующих видов экономической политики:
- Макроэкономическая стабилизационная политика, которая пытается удержать рост денежной массы темпами, не приводящими к чрезмерной инфляции, и пытается сгладить деловой цикл.
- Торговая политика, которая относится к тарифам, торговым соглашениям и международным институтам, которые их регулируют.
- Политика, направленная на обеспечение экономического роста.
- Политика, связанная с экономикой развития.
- Политика, связанная с перераспределением доходов, имущества и/или богатства.
- Регуляторная политика, антимонопольная политика, промышленная политика и политика экономического развития, основанная на технологиях.
Макроэкономическая стабилизационная политика
Стабилизационная политика пытается стимулировать экономику выйти из рецессии или ограничить денежную массу, чтобы предотвратить чрезмерную инфляцию.
- Фискальная политика, часто связанная с кейнсианской экономикой, использует государственные расходы и налоги для управления экономикой.
- Фискальная политика: размер дефицита или профицита.
- Налоговая политика: налоги, используемые для сбора государственных доходов.
- Государственные расходы практически на любую сферу государственного управления.
- Денежно-кредитная политика контролирует стоимость валюты, снижая предложение денег для контроля над инфляцией и повышая ее для стимулирования экономического роста. Он связан с количеством денег в обращении и, следовательно, процентными ставками и инфляцией.
- Процентные ставки, если они установлены Правительством.
- Политика в области доходов и контроля над ценами, направленная на введение немонетарного контроля над инфляцией.
- Резервные требования, влияющие на денежный мультипликатор.
Инструменты реализации экономической политики
Реализация экономической политики предусматривает использование совокупности мер, инструментов, которые образуют механизм государственного воздействия на экономику.
Классификация методов экономической политики
Всю совокупность мер воздействия для реализации экономической политики можно разделить на две группы:
- Меры прямого воздействия. Данные методы предполагают, что субъекты экономики принимают решения не самостоятельно, а по указаниям государства. Примеры: налоговое законодательство, правила в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям.
- Меры косвенного воздействия. Суть данных методов состоит в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно лишь создаёт условия к тому, чтобы субъекты экономики самостоятельно выбирали экономические решения, которые соответствуют целям экономической политики.
Существует ещё одна классификация методов реализации экономической политики на основе организационно-институциональных критериев. При данном подходе выделяют: административные, экономические и институциональные методы.
- Административные меры. Совокупность административных мер регулирующего действия обеспечивается правовой инфраструктурой. Главная функция административных мер состоит в обеспечении стабильной, основанной на праве обстановки в обществе: сохранение прав собственности, защита конкурирующей среды, обеспечение возможностей свободного выбора и принятия экономических решений. Административные меры, в свою очередь, подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения.
- Экономические меры. К экономическим мерам относят действия государства, которые с помощью экономических рычагов воздействуют на рыночные отношения. Под этими мерами понимаются различные методы воздействия на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики. К экономическим мерам относят: финансовую политику; фискальную (бюджетную) политику; денежно-кредитную политику; экономическое прогнозирование, планирование и программирование.
- Институциональные меры. Институциональные меры предполагают создание, поддержание и развитие определённых общественных институтов. При этом под «институтом» понимается словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Наличие институтов означает существование в обществе преобладающего и устойчивого способа мышления или действия, который стал привычкой для определённых социальных групп или обычаем для народа. Примеры: «институт права», «институт собственности». Различными вариантами распространения институциональных форм являются: структура органов исполнительной государственной власти, непосредственная задача которых — практическая реализация целей правительства; формирование и поддержание объектов государственного сектора экономики, то есть государственной собственности; разработка национальных экономических программ и экономических прогнозов; поддержка исследовательских центров по экономике (имеющих разную форму собственности), институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов, обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики; правовая, информационная поддержка негосударственных структур: предпринимательских и профессиональных союзов; участие в различных формах экономической интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам (Большая семёрка, большая восьмёрка, большая двадцатка, АТЭС и другие).
Рекомендуемая литература
- Википедия.
Статьи в журнале по теме: Региональная экономическая политика
Посмотреть еще в категории: Региональная политика