Главная страница » Публикации » №1 (61) » Роль этноэкономики региона в социально-экономическом развитии Республики Крым

Роль этноэкономики региона в социально-экономическом развитии Республики Крым

The role of the ethno-economy of the region in the socio-economic development of the Republic of Crimea

Авторы

Маркарян Варвара Рафаеловна
Кандидат экономических наук, доцент
Россия, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Краснодарский филиал
markarianvr@gmail.com

Аннотация

Приведен анализ факторов развития Республики Крым. В статье сделан вывод, что этноэкономика и национальная экономика становятся реальными и важными компонентами хозяйственной структуры прогрессивного общества и, как предмет финансового анализа, требуют органичного сочетания их классических способов с разработками смежных сторон жизнедеятельности этноса.

Ключевые слова

Республика Крым, этноэкономика региона, развитие территории, стратегия социально-экономического развития Республики Крым

Рекомендуемая ссылка

Маркарян Варвара Рафаеловна

Роль этноэкономики региона в социально-экономическом развитии Республики Крым// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (61). Номер статьи: 6103. Дата публикации: 15.02.2020. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6103/

Authors

Markaryan Varvara Rafayelovna
PhD in Economics, Associate Professor
Russia, Financial University under the Government of the Russian Federation, Krasnodar branch
markarianvr@gmail.com

Abstract

The analysis of the development factors of the Republic of Crimea is given. The article concludes that ethnoeconomics and the national economy are becoming real and important components of the economic structure of a progressive society and, as a subject of financial analysis, require an organic combination of their classical methods with the development of related aspects of the ethnos.

Keywords

Republic of Crimea, ethno-economy of the region, development of the territory, strategy of socio-economic development of the Republic of Crimea

Suggested Citation

Markaryan Varvara Rafayelovna

The role of the ethno-economy of the region in the socio-economic development of the Republic of Crimea// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (61). Art. #6103. Date issued: 15.02.2020. Available at: https://eee-region.ru/article/6103/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Чтобы говорить об успешной региональной экономике, нужно, прежде всего, наметить эффективные направления реализации региональной экономической политики. Для этого необходимо точно определить сильные и слабые стороны рассматриваемой территории, как в плане обеспеченности ресурсами, так и в геополитическом и геостратегическом плане. После экономических потрясений мирового масштаба решающим фактором в оздоровлении экономики любой страны являются ресурсы,  в т.ч.  людские ресурсы, т.е. демографические показатели, уровень образования, качество жизни – как одни из наиболее важных, но мало исследованных и  плохо используемых факторов экономического развития региона.

Анализ состояния этноэкономического развития в Крыму в дореволюционный и советский период, его особенности у различных народов, прежде всего крымскотатарского, который ранее не прослеживается в научной литературе, был бы весьма актуален  для реализации цели  выявления особенностей процесса этноэкономического развития в Крыму в настоящее время.

 

Влияние этноэкономики на развитие территории

Различные государства преуспевают в абсолютно различных сферах экономики. Это случайное явление или закономерность? От чего же зависит результат в этих, либо других секторах экономики различных стран? Какая связь между экономикой, культурой и этническими особенностями поведенческих моделей жителей? Именно этими вопросами занимается национальная экономика [1, с. 4].

Согласно В.В.Леонтьева,  национальная экономика, т.е. экономика страны — это независимая система, имеющая внутри себя хозяйственные, организационные, общественные и технологические аспекты, которая  характеризуется единым финансовым эффектом, состоящим из отдельных потенциалов.

Естественно, в процессе развития мировой экономики экономика страны постоянно испытывает различные изменения в структуре и организации  различных уровней, которые обусловлены определенными направлениями и закономерностями становления.

В число ресурсов, которые характеризуют национальную экономику, входят не только человек, природа, капитал., но также географическое и геостратегическое положение, которое может служить с положительным эффектом для страны, если проводить верную с позиции геополитики, правильную и эффективную экономическую политику не только в масштабах федерального уровня, но и, в особенности, региональную политику для приграничных, т.н. «периферийных» регионов.

Этноэкономика определяет взаимосвязи и взаимовлияния традиций, нравов, уровня культуры, этнопсихологии, философии и религиозных взглядов различных этносов и процессов экономического развития территорий. Направленное изучение разных наций и народностей в рамках разных наук ведётся уже довольно давно. Наравне с отличительными чертами исторического развития различных народов, со временем обнаруживаются единые законы и закономерности функционирования этносов, обусловливаются экономические, общественные, демографические и экологические условия их жизни. Немаловажную роль при этом играет исследование связи народных и социально-экономических действий, изучение государственных особенностей экономического поведения. При исследовании данной проблемы выделяют ряд сознательно разных точек зрения.

В соответствии с марксистским подходом и, прежде всего, учением о базисе и надстройке, принимая во внимание взаимосвязь с законом соответствия производственных отношений характеру и степени формирования производительных сил, народные движения обусловливаются степенью развитости производственных отношений, какие, в свою очередь, зависят от нрава и степени производительных сил.

В учении М.Вебера рассматривается непосредственно обратный аспект: один из основных компонентов существования этноса — идеология (в трудах M. Вебера речь идёт, в первую очередь, о протестантской этике) — в значительной степени устанавливает степень формирования экономики и производственных взаимоотношений [2, с. 24].

Этноэкономика отличается экстенсивностью, аграрно-кустарной тенденцией, естественными и мелкотоварными формами обмена, замкнутостью в рамках домохозяйства и неформальным регулированием работы. Что касается наиболее обширного расклада, то региональная этноэкономика владеет не только лишь традиционно-базовыми методами хозяйствования, соответственными региональным природно-климатическим обстоятельствам и исторически сформировавшимся общественно финансовым учреждениям, но и возможностями к модификации, модернизации и трансформации с целью формирования дополнительных конкурентных положительных сторон.

Функции этноэкономики с точки зрения классической и расширенной концепций также несколько разнообразны. В первом случае областная этноэкономика считается глубоким каркасом аграрного хозяйствования, служит средством выживания этноса, представляет в качестве стабилизатора общественного напряжения и компенсационного приспособления, смягчающего  результаты финансового упадка, осуществляет роль амортизатора при переходе от переломного этапа к оживлению.

Во втором  случае этноэкономика придаёт вспомогательную устойчивость экономике района, повышает ее положительно-поступательную динамику, резонирует позитивные структурные сдвиги и увеличивает конкурентоспособность местности в целом, служа стимулом организации разноплановых составляющих регионального воспроизводства. Формы региональной этноэкономики и ее деятельностная структура в представлении различных авторов также разнятся.

Задача этноэкономики региона как научной тенденции состоит, с нашей точки зрения, в исследовании развития и формирования этноэкономических явлений, взаимосвязей между ними, а, кроме того, с иными действиями, совершающимися в пределах определенной местности.

Задача этноэкономики региона как области практической деятельности — предоставление стабильного (а в возможности и расширенного) финансового воспроизводства этносов в качестве неповторимых объектов-образцов в базе успешного функционирования как классических для этого района, индустриальных, так и базарных и инноваторских типов финансовой работы, нацеленных на увеличение качества существования жителей местности [9, c. 69–70].

К задачам региональной этноэкономики можно, по нашему мнению, причислить:

  • во-первых, разработку теоретического источника — развитие абстрактных взглядов на региональные этнокономические процессы, формулировку и последующее конкретизирование базисных этноэкономических категорий и определений, исследование региональных отличительных черт и формирование своеобразных качеств хозяйствования различных этносов;
  • во-вторых, разработку методико-методологического источника —систематизацию и типологию исторических и нынешних конфигураций финансовой деятельности, имеющих выраженную народную окраску, исследование методологических и методических основ идентификации этноэкономики региона, установление концепции характеристик и указателей областного уровня для выявления и количественной характеристики этноэкономической работы;
  • в-третьих, разработку практического источника — моделирование и прогнозирование этноэкономической ситуации, формулировку научно аргументированных рекомендаций согласно направленному поступательному формированию абсолютно всех этноэкономических частей территории и эффективному встраиванию этноэкономики в экономику региона, исследование областной этноэкономической стратегии.

Таким образом, следует вывод, что этноэкономика и национальная экономика становятся реальными и важными компонентами хозяйственной структуры прогрессивного общества и, как предмет финансового анализа, требуют органичного сочетания их классических способов с разработками смежных сторон жизнедеятельности этноса. Речь идет об интеграции в экспериментальный процесс аналогичных наук, таких, как культурология, этнология, этнодемография и др., со свойственным им методологическим инструментарием.

 

Результаты исследования

Обладая уникальным стратегически значимым географическим положением, Республика Крым занимает важное геополитическое положение в Азово-Черноморском бассейне.

Нельзя не констатировать наличие существенных трудностей, связанных с этническими факторами, с изменением логистики товаров, переориентацией грузооборота на рынки регионов  Российской Федерации, с потерей традиционных рынков сбыта. Катастрофическая проблема острой нехватки пресной воды для сельского хозяйства привела к существенным трансформациям структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур, замене традиционно выращиваемых влагозависимых культур на засухоустойчивые.

Анализ показателей социально-экономического развития  Республики Крым по сравнению с другими регионами РФ характеризует уровень экономического развития данного региона ниже среднероссийских показателей. Нельзя  не акцентировать внимание на показателе естественной убыли населения, несмотря  на то, что по приросту миграции Республика Крым занимает одно из ведущих мест. Это свидетельствует о стремительном старении населения региона. По таким показателям, как жилая площадь на одного человека, обеспеченность детей местами в дошкольных  учреждениях, ВРП на душу населения, объем инвестиций в основной капитал, оборот  продукции в малом бизнесе, объем внешней торговли на душу населения Республика  Крым находился практически на последнем месте среди 85 регионов РФ. Это свидетельствует об угрозе экономической безопасности региона.

В результате проведенного анализа тенденций социально-экономического развития были выявлены угрозы экономической безопасности Республики Крым [10, c. 28–29]:

  • политическая нестабильность и изоляция Республики Крым со стороны приграничных территорий Украины: продовольственная, водная, энергетическая;
  • существенное отставание крымских компаний от российских в области разработки и внедрения инновационных технологий, низкая квалификация специалистов в регионе;
  • неудовлетворительное состояние инфраструктуры Республики Крым;
  • проблема утилизации бытовых отходов;
  • проблема транспортной доступности Республики Крым;
  • недостаточность обеспечения региона собственными необходимыми ресурсами: энергией, водой, продовольствием;
  • режим санкций, который повлиял на ослабление международного и внешнеэкономического сотрудничества;
  • неравномерность социально-экономического развития территорий региона;
  • стремительное старение населения и отрицательные демографические показатели;
  • остановка и снижение роста доходов населения. При отсутствии индексации заработной платы и росте инфляции доходы населения снижаются. Нехватка денежной массы у населения сдерживает спрос, а значит, и темпы роста экономики;
  • сокращение объемов инвестиций в основной капитал по сравнению с 2013 годом;
  • максимальный индекс инфляции среди других регионов Российской Федерации;
  • сокращение объемов экспорта и импорта;
  • отрицательное торговое сальдо, в т.ч. по продовольственным товарам;
  • низкая производительность труда;
  • устойчивое сокращение оборота розничной торговли;
  • высокий уровень теневой экономики, особенно в торговле и туристической отрасли.

Все эти проблемы оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие экономики Республики Крым. Справиться с вызовами экономической безопасности необходимо с помощью повышения темпов экономического роста, расширения производства на основе цифровых технологий, в том числе и за счет бюджетного инвестирования [11, с. 92].

На рост производительности труда влияет рост трудового потенциала и развитие  высококачественных и высокопроизводительных технологий. Также на производительность труда влияют реформы здравоохранения и образования. Возникла ситуация острой нехватки инженерных кадров, а также специалистов начальной и средней профессионально-технической подготовки. Для технологического прорыва необходимо развитие науки и образования, подготовка высокопрофессиональных специалистов в  технических областях.

Решение этих проблем позволит повысить производительность труда, перейти из дотационного региона в разряд регионов-доноров с устойчивым экономическим ростом, конкурентоспособной экономикой, которая обеспечит экономическую безопасность региона.

Также необходимо повышать уровень жизни населения Республики Крым путем увеличения размера заработной платы работникам, индексации оплаты труда в бюджетном секторе и увеличения размера пенсий, так как рост инфляции обгонял рост заработной платы за 2014–2019 годы практически в 3 раза, что указывает на снижение реальных доходов населения. Увеличение доходов населения будет способствовать росту спроса, а, следовательно, росту оборота розничной торговли и будет стимулировать повышение производительности труда.

На развитие региона большое влияние оказывают стратегия проведения реформ и качество политического и хозяйственного управления. Особое внимание необходимо уделять финансовому состоянию региона, его инвестиционной активности. Важной составляющей, которая влияет на экономическую безопасность, является система финансовой безопасности региона, которая требует серьезных мер, на реорганизацию, перестройку работы и построение новых взаимоотношений в сфере бюджетно-налоговых, валютно-денежных и кредитно-банковских отношений [12, c.91].

С целью разрешения комплекса внутренних проблем, мировых экономических, технологических, геополитических и геоэкономических вызовов, повышения социально-экономического развития региона Республики Крым разработана Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, в которой определены направления стратегического планирования, главные цели, задачи, приоритетные направления развития, механизмы и требуемое финансирование. Целью данной Стратегии является создание и осуществление функционирования инновационной системы устойчивого социального, экономического и экологического развития, с помощью которой планируется обеспечение высокого уровня и качества жизни общества и приезжих гостей Республики Крым.

В результате ее реализации планируется:

  • метаморфоза Республики Крым из дотационного в самодостаточный регион устойчивого развития;
  • достижение увеличения показателей роста производительности труда и уровня конкурентоспособности производства товаров и услуг региона;
  • достижение высокого качества жизни Республики Крым.

 

Вывод

Основной задачей развития региона является как можно более быстрое встраивание в экономику российского экономического пространства,  ускорение социально-экономического развития региона с учетом его специализации, создание новых отраслей пятого, шестого технологических укладов и модернизация существующих на основе инновационных технологий, повышение конкурентоспособности экономики региона, уровня и качества жизни населения.

 

Литература

  1. Визер Т.В. Экономика. Этнос. Культура // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. [Электронный ресурс]. Международный центр научно-исследовательских проектов, 2008
  2. Маркарян В.Р. Геоэтноэкономические ресурсы (потенциал) региона: теория, оценка, практика. Монография. — Ер.:НТ Холдинг, 2014.-238.с.
  3. Маркарян В.Р. Формирование механизма управления геоэтноэкономическими ресурсами региона: Монография. — Ер.: НТ Холдинг, 2015.- 328 с.
  4. Маркарян В.Р. Развитие полиэтнического региона (субъекта РФ) с учетом его геоэтноэкономического потенциала. — Ер.:НТ Холдинг, 2017.-373 с.
  5. Роль и место этноэкономики в развитии региона //Международный журнал Естественно-гуманитарные исследования. ЕГИ 22(4)-2018 стр. 148-152.
  6. Проблемы формирования эффективной социально ориентированной модели хозяйственного развития России. Коллективная монография. Клейнер Г.Б., Сорокожердьев В.В., Пименов Г.Г., Солонина С.В., Карташов К.А., Мишулин Г.М., Васильева Л.Ф., Васильев С.К., Успенская С.Н., Баранов, Н.С., Константиниди Х.А., Берлин С.И., Маркарян В.Р. Под редакцией Г.Б. Клейнера, С.И.Берлина, Х.А. Констанитиниди. Краснодар, 2014.
  7. Маркарян В.Р. Проблемы учета геоэтноэкономического потенциала региона в условиях глобализации // Journal of Economic Regulation. 2013. T. 4. No 1. С. 35-41.
  8. Берлин С.И., Берлина С.Х., Петров Д.В. Современные тенденции развития российского предпринимательства // Вестник ИМСИТ. 2015. No1 (61). С. 27.
  9. Игонина Л.Л. Воздействие фискальной и монетарной политики на развитие экономики и социальной сферы // Финансы и кредит. 2014. No 15 (591). С. 37-45.
  10. Маркарян В.Р. Направления экономического сотрудничества регионов Юга России //Проблемы прогнозирования. 2008. № 5 (110). С. 68-80.
  11. Буренина Н.Б. Угрозы экономической безопасности Республики Крым // Экономические отношения. – 2018. – Том 8. – № 1. – С. 25-30.
  12. Буренина Н.Б. Угрозы и стратегические направления обеспечения экономической безопасности России // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция – 2017 г. – № 1 – С. 90-93 ВАК
  13. Срибный В.И. Обеспечение экономической безопасности Республики Крым: угрозы и контрмеры // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 3. – С. 1697-1710. – doi: 10.18334/eo.9.3.41062

 

Literature

  1. Vizer T.V. Economy. Ethnos. Culture [Ekonomika. Etnos. Kul’tura]// Regional Economics and Management: Electr. scientific journal. International Center for Research Projects, 2008
  2. Markaryan V.R. Geoethnoeconomic resources (potential) of the region: theory, assessment, practice. Monograph [Geoetnoekonomicheskiye resursy (potentsial) regiona: teoriya, otsenka, praktika]. — Er.: NT Holding, 2014.238.s.
  3. Markaryan V.R. Formation of a mechanism for managing geo-ethno-economic resources of a region: Monograph [Formirovaniye mekhanizma upravleniya geoetnoekonomicheskimi resursami regiona]. — Er .: NT Holding, 2015 .— 328 p.
  4. Markaryan V.R. Development of a multi-ethnic region (subject of the Russian Federation), taking into account its geo-ethno-economic potential [Razvitiye polietnicheskogo regiona (sub»yekta RF) s uchetom yego geoetnoekonomicheskogo potentsiala]. — Er.: NT Holding, 2017.-373 p.
  5. The role and place of ethnoeconomics in the development of the region [Rol’ i mesto etnoekonomiki v razvitii regiona]// International Journal of Natural Sciences and Humanities. EGI 22 (4) -2018 p. 148-152.
  6. Problems of forming an effective socially-oriented model of economic development of Russia [Problemy formirovaniya effektivnoy sotsial’no oriyentirovannoy modeli khozyaystvennogo razvitiya Rossii]. Collective monograph. Kleyner G.B., Sorokozherd’yev V.V., Pimenov G.G., Solonina S.V., Kartashov K.A., Mishulin G.M., Vasil’yeva L.F., Vasil’yev S.K., Uspenskaya S.N., Baranov, N.S., Konstantinidi KH.A., Berlin S.I., Markaryan V.R. Pod redaktsiyey G.B. Kleynera, S.I.Berlina, KH.A. Konstanitinidi. Krasnodar, 2014.
  7. Markaryan V.R. Problems of accounting for the geo-ethno-economic potential of the region in the context of globalization [Problemy ucheta geoetnoekonomicheskogo potentsiala regiona v usloviyakh globalizatsii]// Journal of Economic Regulation. 2013.T. 4.No 1.P. 35-41.
  8. Berlin S.I., Berlina S.KH., Petrov D.V. Modern trends in the development of Russian entrepreneurship [Sovremennyye tendentsii razvitiya rossiyskogo predprinimatel’stva]// IMSIT Bulletin. 2015.No1 (61). S. 27.
  9. Igonina L.L. The impact of fiscal and monetary policies on the development of the economy and social sphere [Vozdeystviye fiskal’noy i monetarnoy politiki na razvitiye ekonomiki i sotsial’noy sfery]// Finance and Credit. 2014.No 15 (591). S. 37-45.
  10. Markaryan V.R. Directions of economic cooperation of the regions of the South of Russia [Napravleniya ekonomicheskogo sotrudnichestva regionov Yuga Rossii]// Problems of forecasting. 2008. No. 5 (110). S. 68-80.
  11. Burenina N.B. Threats to the economic security of the Republic of Crimea [Ugrozy ekonomicheskoy bezopasnosti Respubliki Krym]// Economic relations. — 2018. — Volume 8. — No. 1. — S. 25-30.
  12. Burenina N.B. Threats and strategic directions of ensuring economic security of Russia [Ugrozy i strategicheskiye napravleniya obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii]// RISK: Resources, Information, Supply, Competition — 2017 — No. 1 — P. 90-93 VAK
  13. Sribnyy V.I. Ensuring the economic security of the Republic of Crimea: threats and countermeasures [Obespecheniye ekonomicheskoy bezopasnosti Respubliki Krym: ugrozy i kontrmery]// Economic relations. — 2019.- Volume 9. — No. 3. — S. 1697-1710. — doi: 10.18334 / eo.9.3.41062

Еще в рубриках

Республика Крым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *