Государственная поддержка инвестиционного развития молочного подкомплекса регионов России
State support of investment development of the dairy subcomplex of the regions of Russia
Авторы
Аннотация
В статье рассматриваются направления государственной поддержки молочного скотоводства в регионах России. Обосновывается необходимость корректировки сложившейся модели поддержки притока инвестиций в отрасль и переход на использование инструментов несвязанной поддержки доходов товаропроизводителей молока.
Ключевые слова
государственная поддержка, несвязанная поддержка, инвестиционное развитие, сельское хозяйство.
Рекомендуемая ссылка
Государственная поддержка инвестиционного развития молочного подкомплекса регионов России// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (56). Номер статьи: 5602. Дата публикации: 18.10.2018. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5602/
Authors
Abstract
The article considers the directions of state support of dairy cattle breeding. The need to adjust the current model of support of investment in the industry and the transition to the use of tools of uncoupled income support of milk producers.
Keywords
government support, uncoupled income support, investment development, agriculture.
Suggested Citation
State support of investment development of the dairy subcomplex of the regions of Russia// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (56). Art. #5602. Date issued: 18.10.2018. Available at: https://eee-region.ru/article/5602/
Введение
Проводимая последние годы политика государственной поддержки молочного скотоводства России в соответствии с правилами и требованиями Всемирной Торговой Организации (ВТО) способствовали преломлению негативных тенденции в этой сфере сельского хозяйства, что позволило стабилизировать производство молока сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (КФХ). Поголовье коров в хозяйствах всех категорий на 01.01.2017 года составило 8226 тыс. голов, что на 11,7% меньше уровня 2008 года, когда началось реализация Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Тогда как, в сравнении с периодом 1998-2007 гг. поголовье коров снизилось более чем на 30%. Темпы сокращения поголовья коров в 2008-2017 гг. в 3,1 раз ниже, чем в предыдущее десятилетие. Этому способствовало также продолжение политики поддержки в виде реализуемой Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы. Относительная стабилизация поголовья коров положительно сказалась и на производстве молока, объем которого за последние годы стабильно увеличивается, в 2017 г. достигнув 31,1 млн. т., что на 2,1% выше уровня 2013 г. В сравнении с 1990 г. объем производства молока всеми категориями хозяйств составил около 56%, что при сопоставлении с ещё большей разницей в поголовье коров между отчетным периодом и базисным, может свидетельствовать об увеличении продуктивности крупного рогатого скота.
Наблюдаемые позитивные изменения в развитии молочного скотоводства требуют своего подкрепления ввиду неоднозначности протекающих процессов в различных товарных категориях хозяйств – сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства. Если в сельхозорганизациях за весь период реализации программы государственной поддержки молочного животноводства (2008-2017 гг.) наблюдается отрицательная динамика поголовья крупного рогатого скота (сокращение на 12,7%), в том числе коров (снижение на 14,6%), то в КФХ и индивидуальных предпринимателей, наоборот органами статистики фиксируется более чем двукратный рост данных видов сельскохозяйственных животных. Одним из направлений предотвращения дальнейшего снижения поголовья крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях является, на наш взгляд, стимулирование применения передовых трудосберегающих технологий производства молока, в том числе, посредством инструментов государственной поддержки, ориентированной на широкое использование инновации.
Цель исследования состоит в рассмотрении мер государственной поддержки молочного скотоводства и обосновании направлений их совершенствования с целью ускорения технологической модернизации производства молока на основе широкомасштабного притока инвестиций.
Основные методы исследования. При подготовке статьи использовались монографический, статистический и другие методы изучения явлений в аграрной экономике.
Основное содержание
В последние годы (2008-2017 гг.) получили развитие такие меры государственной поддержки, связанные со стимулированием инвестиционной деятельности, как: субсидии производителям сельскохозяйственных машин и оборудования, субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам в молочном скотоводстве, гранты на строительство и модернизацию молочных ферм, программа создания и развития семейных молочных ферм, активно финансируются программы развития материально-технической базы племенных хозяйств и другие. Все данные направления поддержки отрасли молочного скотоводства отражаются через показатель трансферты производителю одного товара (producer single commodity transfer — PSCT), который представляет собой годовую денежная стоимость валовых трансфертов от потребителей и налогоплательщиков к сельскохозяйственным производителям, возникающие в результате политики, связанной с производством одного товара и для получения трансферта производитель должен произвести указанный товар. Для анализа этого показателя мы воспользовались данными электронного информационного ресурса [1] Организации экономического развития и сотрудничества (Organization for economic development and cooperation).
Рисунок 1. PSCT при производстве молока за 1986-2017 гг. в РФ, %.
Можно выделить за весь рассматриваемый период три этапа снижения уровня трансферта. Начало первого их них относится к 1989 г., когда уровень поступлений из бюджета в виде поддержки товаропроизводителей молока в стоимости продукции, составлявший 82,17%, стал снижаться до 60% в 1991 г., последнего года перед распадом бывшего государства СССР. В дальнейшем, уже в рыночной экономике России, под влиянием многих факторов, обусловивших дестабилизацию экономической системы при общественно-экономической формации, доля бюджетных трансфертов продолжала уменьшаться, достигнув 16,7% в 1994 г.
Второй этап характеризуется «боковым трендом» динамики, охватывая период 1995-2012 гг., в котором размах колебаний значений этого показателя составлял от 3,16% в 2001 г. до 37,1% в 2007. Среднее значение доли бюджетных трансфертов на молоко составило 24,6% за рассматриваемый этап. Отличительной особенностью его можно назвать широкий размах колебания значений и отклонения от среднего уровня, что связано, прежде всего, с началом пересмотра роли государства в развитии сельского хозяйства и сопряженных с ним отраслей.
Третий этап начинается с вступления России в ВТО и началом корректировки политика государства в соответствие с требования и правилами по оказания государственной поддержки сельскому хозяйству в целом в 2013 г. по настоящее время. В этот период наблюдается рост бюджетных трансфертов со значения 9,34% в 2013 г. и достигнув наивысших показателей относительном выражений 38,5% в 2016 г., в последующий год снизившись до 22,34%.
Для сравнения в США в 2015-2017 гг. значение этого показателя колебалось в пределах 18,7-19,6%; в странах Европейского Союза (ЕС): в 2015 г. – 3,98%; в 2016 г. – 5,27%, в 2017 г. – 2,29%. А в период 1990-2004 гг. из бюджета государств, входящих в ЕС из бюджета в виде трансфертов на молоко, фермерам было компенсировано до 41% валовой стоимости молочной продукции [2].
В структуре программ государственной поддержки развития молочного скотоводства следует особо выделить меры, направленные на формирование основного капитала (fixed capital formation), которые осуществляются в рамках общих платежей из бюджета, основанные на использовании ресурсов (payment paid on input use). В 2017 г. из бюджета было выделено платежей на компенсацию части платежей за использование ресурсов в размере 15,8 млрд. руб., что превышает уровни 2009 г. и 2013 г. более чем в два раза и на 66% соответственно. Наблюдается также существенное изменение самой структуры таких платежей с преобладанием средств, выделяемых на формирование основного капитала в молочном скотоводстве (Рисунок 2), доля которых превысила 93% в 2017 году.
Рисунок 2. Структура субсидий за использование ресурсов в рамках государственной поддержки молочного скотоводства РФ, %.
Столь существенное увеличение обусловлено принципиальным изменением государственной политики в сфере поддержки отечественного товаропроизводителя основных видов сельскохозяйственной продукции, имеющих социальное значение, но уже методами, не противоречащими требованиям ВТО. Об этом свидетельствует, в частности, уровень поддержки цены, в которой доля компенсационных выплат в 2017 г. составила 19%, что значительно ниже значений предыдущих лет реформирования экономики страны. Представляется, что переход на систему обеспечения социально незащищенных слоев населения продовольственными карточками позволит решить проблему обеспечения молочной продукции этой категории населения, с одной стороны. С другой – расширит границы поддержки отечественного товаропроизводителя молока и повысит его конкурентоспособность на рынке.
Основными инструментами государственной поддержки молочного подкомплекса за последние годы являлись: субсидирование процентной ставки по инвестиционным и краткосрочным кредитам; гранты на реконструкцию молочных комплексов; поддержка региональных программ развития животноводства – формирование основного капитала семейных молочных ферм и др. (Таблица 1).
Таблица 1. Основные инструменты государственной поддержки молочного животноводства России, млн. руб.
2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2017 г. в % к 2015 г. | 2017 г. в % к 2016 г. | |
Субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам производителям молока | 4381,30 | 8182,30 | 7449,00 | 170 | 91 |
Гранты на строительство и реконструкцию молочных комплексов | 1713,42 | 4174,03 | 6467,60 | 377,5 | 154,9 |
Поддержка региональных программ развития животноводства – формирование основного капитала семейных молочных ферм | 801,57 | 522,50 | 499,63 | 62,3 | 95,6 |
Программы субсидирования развития племенного молочного животноводства | 1508,91 | 978,65 | 273,62 | 18,1 | 28 |
Преобладание инструментов субсидирование инвестиционных кредитов в развитии молочного животноводства, на наш взгляд, обусловленное недостаточным финансированием инвестиций за счет собственных источников долгосрочных ресурсов, позволило активизировать деятельность хозяйствующих субъектов села. Однако, это сопровождается ростом кредиторской задолженности, в которой доля просроченной именно по заемным долгосрочным ресурсам существенна. К сожалению, статистические наблюдения официальных органов Росстата на выделяют уровень кредиторской задолженности по отраслевому признаку в сельском хозяйстве. Но экстраполируя общий удельный вес просроченной задолженности по кредитам и займам, который в 2016 г. составил в сельском хозяйстве страны более 42,5%, можно с относительной уверенностью выдвигать предположение о равновеликом уровне и в молочном скотоводстве. Это подводит, на наш взгляд, к суждению о необходимости концептуального пересмотра политики государства в выработке и использовании мер и инструментов государственной поддержки не только молочного скотоводства, но и в целом, агропромышленного производства. И акцент необходимо смещать с механизма субсидирования процентных ставок по кредитным ресурсам на стимулирование притока частного долгосрочного капитала в аграрный сектор экономики и связанных с ним отраслей.
Государственная поддержка развития молочного подкомплекса, являясь частью общей концепции развития животноводства в стране на длительный прогнозируемый период, неожиданно сменила акцент в стимулировании восстановления племенного дела. Многократное сокращение в 2017 г. объемов бюджетных средств, которые выделялись из консолидировано федеральными и региональными органами власти на развитие племенного молочного животноводства не отвечает требованиям времени, особенно в решении проблемы повышения продуктивности животных и совершенствовании борьбы с их различными заболеваниями. На фоне более чем трехкратного роста средств на строительство и реконструкцию молочных комплексов, снижение в 5,52 раза объема финансирования племенной работы из бюджета в рамках государственной поддержке, на наш взгляд, не обоснованно ничем. Практически это означает удовлетворение текущих потребностей рынка в ущерб перспективным направлениям, связанным с развитием племенного скотоводства. На наш взгляд, необходимо пересмотреть такое положение в сторону расширения субсидирования из федерального бюджета программы развития именно племенного молочного скотоводства.
Тогда как, для решения задачи обеспечения импортозамещения молока и продуктов его переработки можно и необходимо использовать гранты не столько на строительство и реконструкцию молочных ферм, сколько на создание необходимых экономических условий для активизации аграрным бизнесом применения таких институтов, как, например, инвестиционное товарищество. Предоставление хозяйствующим субъектам, формирующим инвестиционное товарищество для строительства и реконструкции молочных комплексов комплекса финансовых, налоговых, экономических льгот, а также подключение к программам и мерам государственной поддержки позволит, на наш взгляд, решить две задачи: повысить эффективность использования бюджетных средств и активизировать предпринимательскую активность при возведении новых и модернизации действующих мощностей производства и переработки молока.
Такой подход особенно важен для реализации региональных программ государственной поддержки инвестиционной активности в сельском хозяйстве, например, в становлении семейных молочных ферм и формирования необходимых организационных структур (кооперативов по переработке и сбыту молока, локальной оптово-логистической системы, сети фермерских магазинов, сети молочных вендингов — торговых цифровых молочных автоматов и др.), необходимых для доведения продукции до конечного потребителя. И, если региональные органы власти не располагают достаточных средств для продолжения программ поддержки становления и развития семейных молочных ферм, то подключение федерального бюджета к созданию обозначенной выше инфраструктуры будет способствовать развитию рынка молока и молочной продукции.
Более того, такой подход соответствует критериям ВТО, что немаловажно, в части несвязанной поддержки сельского хозяйства. Так как, такие выплаты, на наш взгляд, не связаны с и не основывается на виде или объеме продукции (включая поголовье скота); не связаны с и не основывается на ценах, внутренних или мировых, не связана с и не основывается на факторах производства и для получения таких выплат производства не требуется [3], поскольку отсутствует непосредственная связь между поддержкой, например, предлагаемых к созданию инвестиционных товариществ и наличием производственной базы для производства молока у одного или нескольких из членов этого товарищества.
Заключение
Совершенствование системы государственной поддержки развития агропромышленного комплекса является важнейшим направлением аграрной политики, от реализации которой во многом зависит способность удержать в стране достигнутые результаты Доктрины продовольственной безопасности в стране. На примере мер государственной поддержки молочного подкомплекса показаны основные направления, которые необходимы для притока инвестиций в отрасль и постепенное смещение акцента с использования механизма субсидирования части процентной ставки по инвестиционным кредитам на меры компенсации части затрат на строительство и модернизацию молочных комплексов, развития семейных молочных ферм и сопутствующей инфраструктуры.
Список источников
- Организация по экономическим вопросам сотрудничества и развития // www.oecd.org/tad/agricultural-policies/producerandconsumersuppor.htm
- Организация по экономическим вопросам сотрудничества и развития // https://stats.oecd.org
- WTO: Agreement on Agriculture. Annex 2. St. 6.
List of sources
- Organization for Economic Cooperation and Development // www.oecd.org/tad/agricultural-policies/producerandconsumersuppor.htm
- Organization for Economic Cooperation and Development // https://stats.oecd.org
- WTO: Agreement on Agriculture. Annex 2. St. 6
Упоминание статьи в отзывах
Отзыв Крянева А.В.
Выпуск журнала № 4, 2018 содержит материалы анализа социально-экономических достижений и проблем развития регионов Российской Федерации. Актуальные проблемы влияние демографических факторов на спрос образовательных услуг в регионах России рассмотрены в …
Читать весь отзывОтзыв Малаховой Т.А.
Вопросы организации эффективной системы образовательных услуг широко обсуждаются на государственном уровне и в научной среде, поэтому разработка методов оценки развития данных процессов в государстве и их финансовая поддержка находят отражение в статья …
Читать весь отзывОтзыв Куликовой О.И.
Выпуск журнала № 4, 2018 содержит материалы актуальные для современных реалий. Ни для кого не секрет, что в современном мире ценность знаний постоянно возрастает. Спрос на образовательные услуги повышается с каждым годом, так как образование является в …
Читать весь отзывЕще в рубриках
Экономика агропромышленного комплекса (АПК) региона