Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №2 (6), 2006

Проблемы регулирования процессов информатизации регионов

Problems of regulation of processes of information regions

Авторы


кандидат экономических наук
Волгоградский государственный университет
petrova@mail.ru

Аннотация

Со второй половины 90-х годов, в условиях перехода к рыночной экономике, особое значение приобретает создание эффективно действующей системы информационно-аналитической поддержки деятельности органов территориального управления, обеспечивающих оценку состояния и прогнозирование развития экономики регионов.

Ключевые слова

регион, рыночная экономика, информационно-аналитическая поддержка, органы территориального управления, экономика региона

Рекомендуемая ссылка
Петрова Е.А.
Проблемы регулирования процессов информатизации регионов// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (6). Номер статьи: 603. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/603/
Authors

Petrova E.A.
Ph.D.
Volgograd State University
petrova@mail.ru

Abstract

Since the second half of the 90s, during the transition to a market economy, is particularly important to create an effective system of information and analytical support to the territorial administration, providing assessment and forecasting the state of development of regional economy.

Keywords

region, the market economy, information and analytical support, bodies of territorial administration, the economy of the region

Suggested Citation
Petrova E.A.
Problems of regulation of processes of information regions. Regional economy and management: electronic scientific journal. №2 (6). Art. #603. Date issued: 2006-06-25. Available at: http://eee-region.ru/article/603/

Print Friendly, PDF & Email

Интенсификация производства, распределения, обмена и потребления все возрастающих объемов информации делает актуальным создание и применение эффективных и адекватных механизмов её привлечения, обработки и целевого использования в хозяйственных системах. Овладение нарастающими массивами и потоками информации с помощью новых специализированных технологий превратилось в широкомасштабный проект информатизации общества. Информатизация призвана стать основанием кардинальной трансформации качества и уровня жизни.

Информатизация общества рассматривается как организационный социально – экономический и научно – технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Информатизация в данном контексте выступает в качестве средства преодоления информационного кризиса, и, следовательно, она является тем инструментом, который помогает отдельному индивиду и обществу обрабатывать информационные потоки и систематизировать их движение. При этом информатизация выступает в качестве управляемого и инициируемого человеком процесса, направленного на социально-экономическое развитие общества.

На процессах формирования информационных ресурсов регионов сказываются федеральные тенденции и концептуальные изменения в разработке и реализации программ комплексной информатизации государственного регионального управления. Причем эти изменения уже имеют длительную историю.

С начала 70-х годов сразу в нескольких научных центрах — Киеве, Томске, Новосибирске — была сформулирована, а затем и принята к реализации концепция формирования территориальных автоматизированных систем управления — ТАСУ.

В качестве цели создания ТАСУ декларировалось обеспечение единства и полноты информационного отображения жизнедеятельности региона по всем уровням управления. Содержание разработки ТАСУ заключалось в проектировании направленных процессов обработки информации, базирующихся на единых данных о состоянии объекта управления.

Определенные надежды при разработке ТАСУ возлагались на создание и широкое применение человеко-машинных систем в планировании — автоматизированных систем плановых расчетов (АСПР), предназначенных для проведения многовариантных плановых расчетов на основе интегрированной системы обработки данных. Решить данную задачу ни в одной из ТАСУ полностью не удалось. Одной из главных причин этого являлось существование, по сути дела, двух систем управления — формальной, которая жестко регламентировалась разнообразными положениями и инструкциями, и неформальной, которая эти документы игнорировала. При создании АСПР автоматизировались лишь формальные схемы принятия решений, в то время как реальными процессами управляли больше неформальные механизмы.

В АСПР отсутствовала необходимая системная автоматизация информационных процессов, единой региональной информационной базы. Бессистемная автоматизация отдельных процедур управления в лучшем случае давала лишь частичный эффект. В 80-е годы эта тенденция практически сохранилась, несмотря на изменение политической, социально-экономической обстановки, прогресс вычислительной и телекоммуникационной техники.

Обобщая опыт проектирования и внедрения в 70-80-х годах ТАСУ, можно выделить общие, характерные для них, проблемы:

  • недооценка неформальных процедур принятия решений, недоучет потребностей пользователей в услугах ТАСУ;
  • недостаточность участия первых лиц управления регионом в разработке и внедрении ТАСУ;
  • бессистемность и несогласованность отдельных проектных решений — дублирование разработок или невозможность их информационной увязки;
  • задачи ТАСУ сводились зачастую лишь к вычислительным функциям, разработке и анализу альтернативных вариантов управленческих решений должного внимания не уделялось;
  • чрезмерная централизация обработки информационных потоков, отчуждение информации от первоисточника, ее низкая достоверность или значительное запаздывание ее передачи в центр обработки;
  • невысокий уровень информационной подготовки пользователей, что в свою очередь вызывало «эффект отторжения» ими всех нововведений.

В 1991-96 гг. были разработаны комплексные программы информатизации системы территориального управления отдельных регионов России — Татарстана, Чувашии, Нижегородской, Тверской, Ярославской, Ульяновской и др. областей. Их авторы пытались учесть, с одной стороны, значительные перемены в хозяйственном механизме и организационной структуре управления регионов, а с другой — современный уровень развития информационных технологий, телекоммуникационных средств, существующие заделы в плане организационного, методологического, программного, технического обеспечения процессов информатизации.

Сейчас понятно, что тогда для большинства регионов страны декларировался, но не реализовался системный подход к проблеме информатизации региона; не были определены приоритеты в решении проблемы информатизации, формирования информационных ресурсов, отсутствовала четко сформулированная информационная политика региональных органов власти; не была разработана система критериев и показателей оценки эффективности региональной информатизации.

Со второй половины 90-х годов, в условиях перехода к рыночной экономике, особое значение приобретает создание эффективно действующей системы информационно-аналитической поддержки деятельности органов территориального управления, обеспечивающих оценку состояния и прогнозирование развития экономики регионов.

К сожалению, ни одна из федеральных и региональных программ информатизации в этом направлении не была полностью реализована. Видимо, увлечение разработчиков концепций или программ самим процессом подготовки подобных документов затеняло индивидуального или группового пользователя (потребителя) с его конкретными запросами на информацию и информатизацию.

Разработка и реализация программ сопровождались естественным уровнем конфликтности внутри администраций, между оппонирующими представителями тех или иных регионов и ведущих городов, разных школ и направлений по решению проблем информатизации и аналитической деятельности, предложениями организаций федерального уровня по использованию средств связи и вычислительной техники, ФАПСИ и Гостехкомиссии и пр.

Вместе с тем постоянное изменение условий управления и труда происходит все быстрее и быстрее. Раньше процесс проектирования региональных информационных систем любого типа — поисковой или библиотечной, справочной или информационно-аналитической — растягивался на три-четыре года. По сегодняшним меркам такие сроки явно не подходят для заказчика, потребителя. Омертвление капитала, устаревание проектных решений, смена поколений программного или технологического обеспечения — вот одни из основных причин «увядания проектов».

Таким образом, концептуальная работа в решении на федеральном уровне региональных аспектов информатизации определяется противоречивыми тенденциями.

Во-первых, кардинальные политические, экономические, социальные и технологические изменения в обществе вызывают повышенный спрос на информационные продукты и услуги. Это придает особое значение исследованиям такого спроса и переориентации усилий по информатизации на его удовлетворение по сегментам некоммерческого и коммерческого рынка. Каждый регион в этом отношении обладает своей особой спецификой.

Во-вторых, уменьшаются финансовые возможности потенциальных потребителей информационной продукции и услуг, а также государственная поддержка их производителей. Усугубляет ситуацию тот факт, что проводимые в России в последние годы работы в рамках отдельных федеральных отраслей и ведомств были слабо скоординированы между собой и не согласовывались с программами информатизации регионов. Это существенно снижало общий эффект производимых бюджетных инвестиций, приводило к значительным финансовым потерям.

В-третьих, серьезным препятствием для региональной информатизации является неурегулированность правовых норм на федеральном уровне, связанных с обеспечением функционирования и взаимодействия всех субъектов информационных отношений: граждан, юридических лиц, федеральных и территориальных органов государственного управления.

В четвертых, не решается проблема коллективного формирования и доступа территориально-распределенным данным – основы единых информационных ресурсов региона.

Таким образом, регулирование процессов информатизации регионов требует проведения согласованных работ различными структурными подразделениями администраций, четкого взаимодействия между подразделениями, ответственными за информатизацию на федеральном уровне и в органах местного самоуправления.

Государственное и муниципальное управление