Главная страница » Публикации » №2 (6) » Региональный менеджмент в формировании инвестиционного климата территории

Региональный менеджмент в формировании инвестиционного климата территории

Regional management in shaping the investment climate area

Авторы

Скопина И.В.
доктор экономичеких наук
Вятский государственный университет
mim@mcnip.ru
Бакланова Ю.О.
Вятский государственный университет
Агаев А.А.
Вятский государственный университет

Аннотация

Одной из приоритетных задач, стоящих перед правительствами, должно стать расширение возможностей и стимулирование компаний всех типов к осуществлению продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест и расширению бизнеса. Согласно мнения Всемирного банка, имеющиеся у компаний возможности и стимулы к этому определяются затратами, рисками и препятствиями на пути развития конкуренции, связанными с имеющимися инвестиционными возможностями. Цель состоит в улучшении инвестиционного климата в интересах всех слоев общества.

Ключевые слова

инвестиции, бизнес, риски, затраты, инвестиционный климат, Всемирный банк

Рекомендуемая ссылка

Скопина И.В. , Бакланова Ю.О. , Агаев А.А.

Региональный менеджмент в формировании инвестиционного климата территории// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (6). Номер статьи: 602. Дата публикации: 25.06.2006. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/602/

Authors

Skopina I.V.
PhD, Doctor of Science
Vyatka State University
mim@mcnip.ru
Baklanova Yu.O.
Vyatka State University
Agayev A.A.
Ph.D., Associate Professor
Vyatka State University

Abstract

One of the priority tasks of governments should be empowering and encouraging companies of all types to invest productively, create jobs and expand business. According to the World Bank, the existing opportunities and incentives for companies to that determined by the costs, risks and obstacles to the development of competition associated with the available investment opportunities. The aim is to improve the investment climate to benefit all sectors of society.

Keywords

investment, business risks, costs, investment climate, the World Bank

Suggested Citation

Skopina I.V. , Baklanova Yu.O. , Agayev A.A.

Regional management in shaping the investment climate area// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (6). Art. #602. Date issued: 25.06.2006. Available at: https://eee-region.ru/article/602/ 

Print Friendly, PDF & Email

Ключевую роль в формировании инвестиционного климата играют политика и действия органов государственного управления. Хотя ряд факторов (например, географические) едва ли подвластны правительству страны, от него во многом зависят гарантии прав собственности, подходы к государственному регулированию и налогообложению (реализуемые как внутри страны, так и на ее границах), создание инфраструктуры, функционирование финансовых рынков и рынков труда, а также факторы более общего плана, определяющие качество государственного управления, например, уровень коррупции.

Общество получает огромную выгоду от деятельности компаний. Тем не менее, их интересы не во всем совпадают с интересами общества, и этот конфликт наиболее ярко проявляется в сфере налогообложения и государственного регулирования [1].

Можно выделить несколько противоречий:

  • недовольство компаний высокими налогами, однако, за счет налоговых поступлений идет финансирование предоставляемых государством услуг, которые способствуют улучшению инвестиционного климата и решению других социальных задач;
  • многие компании предпочли бы работать в условиях менее жесткого регулирования их деятельности, однако рациональная система регулирования помогает устранять сбои рыночного механизма, способствуя тем самым улучшению инвестиционного климата и защите иных интересов общества.

Создание здорового инвестиционного климата требует от правительств обеспечения баланса этих интересов.

Согласно мнения Всемирного банка [1], имеющиеся у компаний возможности и стимулы к осуществлению продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест и расширению производства определяются затратами, рисками и препятствиями на пути развития конкуренции, связанными с имеющимися инвестиционными возможностями [1]. Влияние органов государственного управления на эти факторы обеспечивается сочетанием официальной политики в определенных областях – обеспечение стабильности и безопасности, нормативно-правовое регулирование и налогообложение, финансы и инфраструктура, а также рабочая сила и рынки труда – и практической деятельности государственных органов, а также более общими параметрами системы государственного управления. К числу последних относятся пресечение попыток рентоориентированного поведения, укрепление доверия к власти, создание атмосферы общественного доверия и законности, а также выбор политики, соответствующей местным институциональным условиям.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед правительствами, должно стать расширение возможностей и стимулирование компаний всех типов к осуществлению продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест и расширению бизнеса. Речь идет не только об увеличении объемов инвестиций, но и о повышении производительности, что представляет собой основное условие обеспечения устойчивого экономического роста. Цель состоит в улучшении инвестиционного климата в интересах всех слоев общества. Благоприятный инвестиционный климат выгоден обществу в целом, а не только компаниям, и распространяется на все компании, а не только на крупные или располагающие серьезными политическими связями.

Улучшение инвестиционного климата является главным направлением общей стратегии самого Всемирного банка в области развития. С ним связана другая очень важная задача, нашедшая свое отражение во втором направлении стратегии Банка, а именно, инвестирование в людские ресурсы и расширение прав и возможностей населения, с тем, чтобы люди могли воспользоваться возникающими возможностями.

В России, согласно данным рейтингового агентства «Эксперт» [2], важнейшей составляющей инвестиционного риска в межгосударственном сопоставлении является законодательство . Специфика межрегионального подхода состоит в том, что на территории большинства регионов действует единый общегосударственный или «общефедеральный» законодательный фон, который слегка видоизменяется в отдельных регионах (субъектах федерации) под воздействием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах своих полномочий. Кроме того, законодательство, как правило, не только влияет на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, определяет порядок использования отдельных факторов производства — составляющих инвестиционного потенциала региона.

Основа государственной инвестиционной политики большинства регионов России идентична. Например, основной целью инвестиционной политики Ростовской области [3] в 2005 году является наращивание общего объема инвестиций в экономику и социальную сферу за счет более эффективного использования бюджетных и привлечения внебюджетных ресурсов. Основной задачей в 2005 году являлось стимулирование привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, обеспечивающие поступательное развитие экономики Ростовской области и повышение конкурентоспособности производства. Решение этой задачи предполагалось осуществлять путем:

  • мобилизации всех инвестиционных ресурсов за счет предоставления государственной поддержки в соответствии с Областным законом «Об инвестициях в Ростовской области»;
  • концентрации инвестиций, являющейся необходимым условием роста их эффективности;
  • расширения поля инвестиционной деятельности за счет вовлечения в инвестиционный процесс банковского сектора, фондового рынка, инвестиционных институтов, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов;
  • более полного использования инвестиционных возможностей, предоставляемых федеральным бюджетом;
  • дальнейшего формирования инвестиционного имиджа Ростовской области посредством проведения инвестиционных выставок, конференций, презентаций.

Сравнения инициатив Всемирного банка и крупнейшего российского рейтингового агентства «Эксперт» в области государственного регулирования показывают, взгляды в области поддержания и доведения инвестиционного климата до благоприятного уровня несколько различны. Какой взгляд будет положен в основу формирования инвестиционного климата конкретной территории в поиске путей достижения экономического роста? Это вопрос приоритетов развития, профессионализма принимающих решения лиц и местных условий.

Литература:

  1. Доклад о мировом развитии 2005 « Улучшение инвестиционного климата в интересах всех слоев населения». — Вашингтон, Федеральный округ Колумбия: Международный банк реконструкции и развития/Всемирный банк
  2. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России// http://www.expert.ru/expert/ratings/regions/reg96/data/reg.htm
  3. Инвестиционная программа Ростовской области на 2005 год. Утверждена Областным законом от 14.02.04 № 207-ЗС, в редакции областных законов от 29.03.05 № 298-ЗС, от 26.07.05 № 341-ЗС, от 02.08.05 № 347-ЗС, от 08.11.05 № 389-ЗС

References:

  1. World Development Report 2005 «Improving the Investment Climate for Everyone— Washington, DC: International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank
  2. rating of investment attractiveness of Russian regions / / http://www.expert.ru/expert/ratings/regions/reg96/data/reg.htm
  3. The investment program of the Rostov region in 2005. Approved by the Regional Law of 14.02.04 № 207-AP, as amended by the provincial laws from 29.03.05 № 298-AP, from 26.07.05 № 341-AP, from 02.08.05 № 347-AP, from 08.11.05 № 389 — AP

Еще в рубриках

Экономика инноваций

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *