Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №2 (54), 2018

К вопросу о содержании региональной политики как совокупности взаимосвязанных компонентов: экономического, социального, экологического

To the question of the content of regional policy as a set of interrelated components: economic, social, environmental

Авторы


аспирант
Россия, Пермский государственный национальный исследовательский университет
voronina-hub@yandex.ru

Аннотация

Целью статьи является обоснование содержания региональной политики как совокупности взаимосвязанных компонентов: экономического, социального, экологического. В статье раскрыто содержание региональной политики и ее экологического компонента. Описан механизм влияния экологического компонента на другие компоненты региональной политики. Конкретизированы цели, задачи, система направлений, функции, механизм реализации экологического компонента, что позволяет повысить результативность региональной политики в целом и обеспечить устойчивое развитие региона.

Ключевые слова

региональная политика, устойчивое развитие, структура региональной политики, экологический компонент.

Рекомендуемая ссылка
Попова Анна Геннадьевна
К вопросу о содержании региональной политики как совокупности взаимосвязанных компонентов: экономического, социального, экологического// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (54). Номер статьи: 5409. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/5409/
Authors

Popova Anna Gennad'evna
Postgraduate
Russia, Perm State National Research University
voronina-hub@yandex.ru

Abstract

The purpose of the article is to substantiate the content of regional policy as a set of interrelated components: economic, social, environmental. The article develops the content of regional policy and its environmental component. The mechanism of influence of the ecological component on the economic and social components of the regional policy is described. The mechanism contains channels of influence of the environmental component on indicators of the effectiveness of the economic and social components of regional policy. The subject, object, goals, objectives, the system of directions, functions, the mechanism of the environmental component implementation are specified, which allows to increase the effectiveness of regional policy and to ensure sustainable development of the region.

Keywords

regional policy, sustainable development, structure of regional policy, environmental component.

Suggested Citation
Popova Anna Gennad'evna
To the question of the content of regional policy as a set of interrelated components: economic, social, environmental. Regional economy and management: electronic scientific journal. №2 (54). Art. #5409. Date issued: 2018-05-16. Available at: http://eee-region.ru/article/5409/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Одной из важнейших задач региональной политики является обеспечение комплексного и пропорционального социально-экономического развития регионов страны. Регионы, как относительно самостоятельные образования, способны обеспечить необходимую реиндустриализацию и инновационное развитие страны, необходимый уровень занятости и экономический рост. В то же время для многих регионов актуальными являются вопросы социального развития и обеспечения достойного уровня жизни населения, а также вопросы экологии и создания благоприятной среды жизнедеятельности.

В ХХI веке все чаще на первый план выходят проблемы устойчивого развития, сохранения природной среды без ограничения экономического роста и социального развития. Перечисленные проблемы являются достаточно актуальными для России в виду того, что современные приоритеты региональной политики ориентированы на создание условий экономического роста и повышение качества жизни населения. Целям экологического развития уделяется меньшее внимание. В структуре региональной политики субъектов РФ проблемы экологического развития представлены недостаточно: в 12% стратегий субъектов РФ практически отсутствуют разделы, направленные на экологическое развитие, в 73% стратегий не определены целевые показатели экологического развития.

В связи с этим в теоретическом плане актуальным является обоснование содержания региональной политики как совокупности взаимосвязанных компонентов (экономического, социального, экологического); раскрытие теоретического содержания, функциональности, каналов влияния экологического компонента на экономический и социальный компоненты региональной политики.

Проблемам устойчивого развития региона посвящены научные исследования О.К. Цапиевой [1], Л.В. Щукиной [2], О.В. Вильчинской, Е.А. Храброва, Е.А. Гусева [3], Н.Я. Лобанова [4], А.В. Неверова, М.А. Масилевич [5], О.А. Петриной, Е.В. Савкиной [6], Д.В. Новаченко, Д.В. Маловой [7].

Вопросы содержания и структуры региональной политики были исследованы в научных трудах А.Г. Гранберга [8], В.И. Бутова [9], М.Д. Шарыгина, В.В. Воронина [10], В.В. Котилко, В.Г. Игнатова, Н.П. Кетовой [11], Б.М. Штульберга [12], Н.М. Ратнер [13], В.В. Кистанова, Н.В. Копылова [14], С. Филин, А. Бакитжанова [15].

 

Структура региональной политики

Высокая значимость и новизна проблем экологического компонента региональной политики, не востребованность зарубежного опыта, отсутствие обоснования, реальной оценки вклада и значимости включения экологического компонента в региональную политику обусловили выбор цели данного исследования.

Целью данного исследования является обоснование содержания региональной политики как совокупности взаимосвязанных компонентов (экономического, социального, экологического), раскрытие содержания и функциональности экологического компонента региональной политики, описание механизма влияния экологического компонента на социальный и экономический компоненты региональной политики

В XXI веке получила распространение концепция устойчивого развития, оказывающая влияние на содержание и структуру региональной политики. Данная концепция обосновывает экономический рост и социальное развитие при сохранении природной среды, базируется на объединении трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической. То есть устойчивое развитие региона складывается из объединения нескольких аспектов развития:

  • Экономический аспект устойчивого развития (экономическое развитие): производство максимального потока совокупного дохода. При этом, в соответствии с теорией Хикса-Линдаля, такой поток может быть обеспечен только при сохранении капитала, на основании которого поток генерируется: человеческий, природный капитал.
  • Социальный аспект устойчивого развития (социальное развитие): сохранение стабильности социальных и культурных систем на основании справедливого разделения благ не только внутри одного поколения, но и между различными поколениями населения.
  • Экологический аспект устойчивого развития (экологическое развитие): обеспечение целостности и способности к самовосстановлению природных систем; борьба с деградацией природных ресурсов, загрязнением окружающей среды и утратой биологического разнообразия, снижающих способность систем к самовосстановлению.

Зоны отдельных аспектов развития пересекаются и накладываются друг на друга, обеспечивая устойчивое развитие региона. Экологический аспект обеспечивает долгосрочность развития региона путем воспроизводства природного и человеческого капитала, необходимого для экономического роста, а также путем создания благоприятных условий жизнедеятельности для повышения уровня и качества жизни населения региона.

Данные идеи находят отражение в реализации национальных и региональных политик и программ наиболее развитых стран.

Тем не менее, в процессе формирования и реализации современной российской региональной политики целям экологического развития, охраны окружающей среды не уделяется достаточного внимания ни в инструментах региональной политики, ориентированных на долгосрочную перспективу, ни в инструментах, ориентированных на текущее развитие: в 12% региональных стратегий практически отсутствуют разделы, посвященные экологическому развитию, в 26% стратегий охрана окружающей среды не относится к приоритетным направлениям, более чем в 70% стратегий не определены целевые экологические показатели, в 50% региональных программ проанализированных в данном исследовании регионов не установлены целевые индикаторы по уменьшению антропогенной нагрузки на отдельные природные среды [16].

В соответствии с принципами теории устойчивого развития в структуре региональной политики можно выделить три компонента, соответствующих отдельным аспектам устойчивого развития (см. Рисунок 1):

  • экономический компонент, целью которого является рост валового регионального продукта (далее — ВРП);
  • социальный компонент, целью которого является рост уровня и качества жизни населения региона.
  • экологический, целью которого является охрана окружающей среды, сохранение способности к самовосстановлению природных систем.

 

Содержание региональной политики

Рисунок 1. Содержание региональной политики

 

Субъектом экологического компонента региональной политики являются законодательные и исполнительные органы государственной власти субъекта РФ в сферах государственного контроля в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, владения и распоряжения природными ресурсами. Объектом экологического компонента региональной политики является регион — субъект РФ.

 

Механизм влияния экологического компонента на другие компоненты региональной политики

В структуре региональной политики экологический компонент находится во взаимодействии с экономическим и социальным компонентами, оказывая влияние на показатели экономического и социального развития через каналы влияния:

  • охрана окружающей среды, снижение уровня ее загрязнения способствуют созданию благоприятных экологических условий жизнедеятельности, что обеспечивает снижение заболеваемости и смертности населения региона, рост ожидаемой продолжительности жизни;
  • внедрение идей экологического развития, охраны окружающей среды в экономическую деятельность способствует модернизации экономики на основе энергосберегающих, энергоэффективных и ресурсосберегающих («зеленых») технологий в среднесрочной перспективе; кроме того, стабильное воспроизводство природного (через охрану окружающей среды и обеспечение рационального использования природных ресурсов) и человеческого капитала (через создание благоприятных экологических условий жизнедеятельности и соответствующее снижение заболеваемости и смертности населения) способствует долгосрочному экономическому росту.

 

Задачи экологического компонента региональной политики

Автором были конкретизированы задачи экологического компонента региональной политики:

  • экологизация экономики и обеспечение экономического роста на основе энергосберегающих, энергоэффективных и ресурсосберегающих («зеленых») технологий;
  • обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения;
  • защита и восстановление природной среды.

Под экологизацией экономической деятельности понимается последовательный процесс модернизации экономической деятельности на основе принципов устойчивого развития, включающий в себя:

  • включение целей экологического развития в ряд приоритетных в рамках разработки и реализации экономической политики, принятия управленческих решений;
  • учет экологических ограничений величины антропогенной нагрузки на природную среду в процессе осуществления хозяйственной деятельности;
  • изменения структуры инвестиционных вложений в сторону увеличения доли энергосберегающих, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;
  • переход производства в направлении роста качественных показателей, на основе изменений в структуре отраслей и технической модернизации;
  • развитие и разработка систем платности за пользование природными ресурсами и учет экологических факторов в системах ценообразования.

Обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения включает в себя реализацию права населения на проживание в благоприятной экологической среде, рационализацию инфраструктуры городов и создание в них более благоприятных и комфортных условий для жизни населения и др.

Защита и восстановление природной среды включает в себя предотвращение загрязнения окружающей среды, ликвидация последствий загрязнения окружающей среды, сохранение и возобновление природных ресурсов и др.

 

Приоритетные направления и функции экологического компонента региональной политики

Также в ходе исследования были выделены приоритетные направления экологического компонента региональной политики:

  • налогово-бюджетное: оптимизация формирования доходов, осуществление целевого финансирования природоохранных мероприятий и мероприятий, направленных на экологизацию экономики, стимулирование экологического развития;
  • структурно-отраслевое: осуществление прогрессивных изменений в структуре экономики, в том числе увеличение доли экологически эффективных отраслей;
  • инвестиционное: создание субъектам хозяйствования необходимых условий для привлечения и концентрации финансовых ресурсов на нужды модернизации производства на основе энергосберегающих, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;
  • инфраструктурное: развитие инфраструктурных объектов региона, обеспечивающих достижение целей экологического развития;
  • социальное: создание благоприятной среды жизнедеятельности и повышение уровня здоровья населения;
  • природоохранное: выполнение природоохранных мероприятий, рациональное использование и полноценное воспроизведение природных ресурсов.

Экологический компонент региональной политики отвечает за выполнение следующих функций:

  • институциональная: определение правил, норм, процедур функционирования регионального хозяйственного механизма с учетом принципов устойчивого развития, рационального природопользования;
  • экономическая: экологизация экономической деятельности в регионе;
  • социальная: создание комфортной среды жизнедеятельности человека, благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, укрепление здоровья населения;
  • природоохранная: выполнение природоохранных мероприятий на территории региона, снижение уровня загрязнения и антропогенной нагрузки на природную среду.

 

Механизм реализации экологического компонента региональной политики

Автором систематизирован ряд существующих в российской и зарубежной практике инструментов экологического компонента региональной политики. Фрагмент анализа представлен в табл. 1.

 

Таблица 1 — Инструменты экологического компонента региональной политики

Инструмент Содержание
Административные инструменты
Платежи за загрязнение окружающей среды и штрафы Формирование экономической ответственности за деградацию природной среды (по принципу «загрязнитель платит»), целевое использование поступлений от экологических платежей.
Налоговое регулирование Стимулирование промышленных предприятий к переходу на альтернативные технологии производства и минимизации отрицательного воздействия на окружающую среду посредством переноса налогового бремени на экологически опасные виды деятельности и продукцию (специальные объекты налогообложения, дифференцированные налоговые ставки, целевое использование поступлений от экологических налогов).
Ускоренная амортизация основных фондов Установление норм ускоренной амортизации для очистного сооружения с целью скорейшего накопления капитала для обновления оборудования и перехода к более современным природоохранным технологиям.
Использование наилучших доступных технологий (НДТ) НДТ – это наиболее эффективная и передовая стадия в развитии видов деятельности и методов их эксплуатации, которые показывают практическую пригодность определенных технологий для принципиального обеспечения предельных эмиссий, разработанных для предотвращения и, если это практически невозможно, для снижения эмиссий и влияния на окружающую среду в целом.
Экологический аудит Независимая оценка соблюдения требований нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды.
Экономические инструменты
Бюджетное субсидирование и льготное кредитование Государственное финансирование природоохранных мероприятий на промышленных предприятиях: специализированные бюджетные экологических фонды, возмещение расходов на модернизацию оборудования с учетом экологических требований, инвестиционные премии и субсидирование технологических разработок, льготное кредитование приобретения очистного оборудования, мониторинг наиболее экологически эффективных предприятий с целью их поощрения.
Программно-целевое управление Разработка специализированных программных документов по охране окружающей среды в различных экономических областях. Оказание консультационной помощи федеральным центром при разработке региональных (муниципальных) документов стратегического планирования, программных мероприятий и контроле их реализации
Платежи за экологические услуги Проведение консультаций по вопросам природоохранного национального и международного законодательства, оценка экологических проектов и др.
Экологическое страхование Создание страховой защиты на случай причинения страхователям, застрахованным и третьим лицам (выгодоприобретателям) ущерба в результате внезапного сверхнормативного загрязнения окружающей среды.
Институциональные инструменты
Организация рынка прав на различного рода выбросы и сбросы Установление ограничения на выбросы загрязняющих веществ на определенной территории на определенный период с целью последующего свободного распределения квот на выбросы и установления на них цены посредством спроса (Киотский протокол: торговля квотами, проекты совместного осуществления, механизмы чистого развития).
Различные формы государственно-частного партнерства Создание экологических консультационных советов, состоящих из представителей органов управления и активной части гражданского населения с целью выработки приоритетных направлений экологической политики и пропаганды идей экологического развития. Участие всех заинтересованных сторон (органы государственной и местной власти, отдельные физические лица, учебные заведения, промышленные предприятия, общественные организации, СМИ) в реализации программ и планов экологического развития.
Межрегиональные (межмуниципальные) организации и объединения Объединение муниципальных образований с целью консультирования населения, обмена опытом между муниципальными образованиями и софинансирования экологических проектов.
Эколого-инновационные кластеры Объединение компаний с целью расширения использования экологических технологий в промышленности, реализации государственно-частного партнерства в экологических и экономических проектах, информирования населения о развитии данной сферы.
Системы экологического менеджмента Часть системы корпоративного управления, целью которой является достижение целей экологической политики предприятия.
Пропаганда идей устойчивого развития Назначение уполномоченных по экологической защите в учебных заведениях и организациях, реализация проектов посредством форм нематериального поощрения.

Источник: составлено автором на основе источников [16]-[29].

 

В ходе анализа, автором было установлено, что не все успешно применяемые в зарубежной практике инструменты могут быть использованы в российской действительности, либо нуждаются в существенной адаптации в виду наличия исторически сложившихся социокультурных характеристик российского менталитета, институциональных структур, особенностей осуществления экономической деятельности.

Административные, экономические и институциональные инструменты в совокупности с правилами, нормами и процедурами региональной политики составляют механизм реализации экологического компонента региональной политики. Кроме того, функционирование экологического компонента требует проведения системной оценки результативности экологического компонента региональной политики.

 

Заключение

Наличие экологических проблем и последствий, низкая значимость приоритетов экологического развития в современной региональной политике России определяют необходимость классификации регионов по уровню результативности региональной политики, включающей экономический, социальный и экологический компоненты. Для этого необходима разработка и апробация методического подхода к оценке результативности региональной политики, как совокупности взаимосвязанных компонентов (экономический, социальный, экологический), с акцентом на экологический компонент и оценкой его влияния на социальный и экономический компоненты.

 

Библиографический список

  1. Цапиева О.К. Устойчивое развитие региона: теоретические основы и модель // Проблемы современной экономики. – 2010. — № 2 (34). – С. 307-311.
  2. Щукина Л.В. Теоретические аспекты устойчивого развития региональных социально-экономических систем // Псковский регионологический журнал. – 2015. — № 21. – С. 38-50.
  3. Вильчинская О.В., Храбров Е.А., Гусев Е.А. Устойчивое и комплексное социально-экономическое развитие: государство, регион, муниципальные образования // Terra Economicus. – 2011. — Том 9 № 1 Часть 3. – С. 144-119.
  4. Лобанов Н.Я. Оценка и обоснование устойчивого развития региона // Записки горного института. – 2008. — Том 179. – С. 192-194.
  5. Неверов А.В., Масилевич М.А. Оценка устойчивости развития экологоориентированного региона // Труды БГТУ. – 2016. — № 7. — С. 98–102.
  6. Петрина О.А., Савкина Е.В. К вопросу об устойчивом развитии социально-экономических систем // Вестник университета. – 2017. — №2. – С. 37-41.
  7. Новаченко Д.В., Малова Д.В. Устойчивое развитие региона // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2013. — №4. – С. 34-41.
  8. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. 2-е изд.: учеб. пособие. – Москва, ГУ–ВШЭ, 2001. – 495 с.
  9. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. — Москва, Ростов-на-Дону: Изд-во «МарТ», 2000. — 448 с.
  10. Воронин В.В., Шарыгин М.Д. Региональная политика России (географические аспекты совершенствования). Самара, 2001.
  11. Котилко В.В. Региональная экономическая политика. — М.: Издательство РДЛ. 2001.
  12. Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. — М.: Гелиос АРВ, 2000.
  13. Ратнер Н.М. и др. Развитие региона: методологический подход. Екатеринбург, 1995.
  14. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 584 с.
  15. Бакитжанов А., Филин С. Управленческие аспекты инвестиционной политики (на примере Республики Казахстан)// Проблемы теории и практики управления. — 2001. — №5.
  16. Илинбаева Е.А. Оценка результативности стратегий развития субъектов федерации на основе учета экологического компонента: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Екатеринбург – 2016.
  17. Федеральный закон от 21 июля 2014 № 219-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» / СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 27.03.2018).
  18. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» / СПС КонсультантПлюс (дата обращения 27.03.2018).
  19. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата — ООН, 2007 — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/kyoto.pdf (дата обращения: 03. 03.2018).
  20. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml (дата обращения: 03.03.2018).
  21. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» / СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 27.03.2018).
  22. Никитина Ю.А. Экономические аспекты экологической безопасности в нефтегазовой отрасли (международный опыт и российская практика): автореф. дис. на соискание уч. степени канд. эк. наук: 08.00.14. — М., 2012 — 30 с.
  23. Писарев И.Д. Экономический механизм регулирования негативного воздействия на окружающую среду: на примере алюминиевой промышленности: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. эк. наук: 08.00.05. — М., 2003 — 170 с.
  24. Доклад Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека «Обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду. Основные проблемы. Возможные решения» — 2012. — 62 с.
  25. Как сделать управление природоохранными расходами эффективным? – OECD, 2007 – 8 с.
  26. Мурзин А.Д., Мурзина С.М. Анализ практики реализации региональных экологических программ в России и за рубежом // Экономика и экология территориальных образований — 2017. — №2 (1) — С. 124-133.
  27. Развитие рынка экологических товаров и услуг// Лекции по глобальным экологическим проблемам — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ecology-education.ru/index.php?action=full&id=214 (дата обращения: 03.03.2018).
  28. Environmental tax revenues — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.eea.europa.eu/data-and-maps/daviz/environmental-tax-revenues-1#tab-googlechartid_chart_11 (дата обращения: 03.03.2018).

 

References

  1. Capieva O.K. Sustainable development of the region: theoretical foundations and model [Ustojchivoe razvitie regiona: teoreticheskie osnovy i model’]// Problems of the modern economy. — 2010. — No. 2 (34). — P. 307-311.
  2. Shhukina L.V. Theoretical aspects of sustainable development of regional socio-economic systems [Teoreticheskie aspekty ustojchivogo razvitija regional’nyh social’no-jekonomicheskih sistem]// Pskov Regionological Journal. — 2015. — No. 21. — P. 38-50.
  3. Vil’chinskaja O.V., Hrabrov E.A., Gusev E.A. Sustainable and integrated socio-economic development: state, region, municipalities [Ustojchivoe i kompleksnoe social’no-jekonomicheskoe razvitie: gosudarstvo, region, municipal’nye obrazovanija]// Terra Economicus. — 2011. — Vol. 9 No. 1 Part 3. — P. 144-119.
  4. Lobanov N.Ja. Assessment and justification of sustainable development of the region [Ocenka i obosnovanie ustojchivogo razvitija regiona]// Notes of the Mining Institute. — 2008. — Volume 179. — P. 192-194.
  5. Neverov A.V., Masilevich M.A. Estimation of the sustainability of the development of an ecologically-oriented region [Ocenka ustojchivosti razvitija jekologoorientirovannogo regiona]// Proceedings of BSTU. — 2016. — No. 7. — P. 98-102.
  6. Petrina O.A., Savkina E.V. On the issue of sustainable development of socio-economic systems [K voprosu ob ustojchivom razvitii social’no-jekonomicheskih sistem]/ / Bulletin of the University. — 2017. — №2. — P. 37-41.
  7. Novachenko D.V., Malova D.V. Sustainable development of the region [Ustojchivoe razvitie regiona] // Bulletin of the Russian Economic University named G.V. Plekhanov. — 2013. — №4. — P. 34-41.
  8. Granberg A.G. Bases of regional economy [Osnovy regional’noj jekonomiki]. 2 nd ed.: Textbook. allowance. — Moscow, State University-Higher School of Economics, 2001. — 495 p.
  9. Butov V.I., Ignatov V.G., Ketova N.P. Bases of regional economy [Osnovy regional’noj jekonomiki]. — Moscow, Rostov-on-Don: «Mart» Publishing House, 2000. — 448 p.
  10. Voronin V.V., Sharygin M.D. Regional policy of Russia (geographical aspects of improvement) [Regional’naja politika Rossii (geograficheskie aspekty sovershenstvovanija)]. Samara, 2001.
  11. Kotilko V.V. Regional economic policy [Regional’naja jekonomicheskaja politika]. — Moscow: Publishing house RDL. 2001.
  12. Shtul’berg B.M., Vvedenskij V.G. Regional policy of Russia: theoretical bases, tasks and methods of implementation [Regional’naja politika Rossii: teoreticheskie osnovy, zadachi i metody realizacii]. — Moscow: Helios ARV, 2000.
  13. Ratner N.M. and others. Development of the region: a methodological approach [Razvitie regiona: metodologicheskij podhod]. Ekaterinburg, 1995.
  14. Kistanov V.V., Kopylov N.V. Regional Economy of Russia [Regional’naja jekonomika Rossii]: A Textbook. — Moscow: Finance and Statistics, 2003. — 584 p.
  15. Bakitzhanov A., Filin S. Management aspects of investment policy (on the example of the Republic of Kazakhstan) [Upravlencheskie aspekty investicionnoj politiki (na primere Respubliki Kazahstan)]// Problems of theory and practice of management. — 2001. — №5.
  16. Ilinbaeva E.A. Evaluation of the effectiveness of the development strategies of the subjects of the federation on the basis of the ecological component [Ocenka rezul’tativnosti strategij razvitija sub#ektov federacii na osnove ucheta jekologicheskogo komponenta]: the author’s abstract of the thesis for the degree of candidate of economic sciences, Ekaterinburg — 2016.
  17. Federal Law No. 219-FZ of July 21, 2014 (as amended on December 29, 2014) «On Amendments to the Federal Law» On Environmental Protection «and Certain Legislative Acts of the Russian Federation [Ob ohrane okruzhajushhej sredy» i otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii]» / SPS ConsultantPlus (circulation date: 27.03.2018 ).
  18. Federal Law of 10 January 2002 No. 7-FZ «On Environmental Protection [Ob ohrane okruzhajushhej sredy]» / ATP ConsultantPlus (circulation date 27.03.2018).
  19. Kyoto Protocol to the United Nations Framework Convention on Climate Change — United Nations, 2007 — [Kiotskij protokol k Ramochnoj konvencii Organizacii Ob#edinennyh Nacij ob izmenenii klimata] — Access mode: http://www.un.org/en/documents/decl_conv/conventions/pdf/kyoto.pdf ( date of circulation: 03. 03.2018).
  20. Rio de Jane Declaration on Environment and Development — [Rio-de-Zhanejrskaja deklaracija po okruzhajushhej srede i razvitiju] — Access mode: http://www.un.org/en/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml (reference date: 03/03/2018 ).
  21. Decree of the Government of the Russian Federation No. 344 of June 12, 2003 «On the Norms of Charges for Emissions into the Atmosphere of Pollutants by Stationary and Mobile Sources, Discharges of Pollutants into Surface and Underground Water Objects, including through Centralized Wastewater Disposal Systems, Waste Disposal production and consumption [O normativah platy za vybrosy v atmosfernyj vozduh zagrjaznjajushhih veshhestv stacionarnymi i peredvizhnymi istochnikami, sbrosy zagrjaznjajushhih veshhestv v poverhnostnye i podzemnye vodnye ob#ekty, v tom chisle cherez centralizovannye sistemy vodootvedenija, razmeshhenie othodov proizvodstva i potreblenija]»/ SPS ConsultantPlus (circulation date: 27.03.2018).
  22. Nikitina Ju.A. Economic aspects of environmental safety in the oil and gas industry (international experience and Russian practice) [Jekonomicheskie aspekty jekologicheskoj bezopasnosti v neftegazovoj otrasli (mezhdunarodnyj opyt i rossijskaja praktika)]: thesis. dis. for the competition uch. degree of Cand. eq. Sciences: 08.00.14. — M., 2012 — 30 p.
  23. Pisarev I.D. Economic mechanism to regulate the negative impact on the environment: the example of the aluminum industry [Jekonomicheskij mehanizm regulirovanija negativnogo vozdejstvija na okruzhajushhuju sredu: na primere aljuminievoj promyshlennosti]: avtoref. dis. for the competition uch. degree of Cand. eq. Sciences: 08.00.05. — M., 2003 — 170 p.
  24. Report of the Council under the President of the Russian Federation on the development of civil society and human rights «Ensuring the rights of citizens to a favorable environment. Main problems. Possible solutions [Obespechenie prav grazhdan na blagoprijatnuju okruzhajushhuju sredu. Osnovnye problemy. Vozmozhnye reshenija]»- 2012. — 62 pp.
  25. How to make environmental expenditure management effective? [Kak sdelat’ upravlenie prirodoohrannymi rashodami jeffektivnym?]- OECD, 2007 — 8 p.
  26. Murzin A.D., Murzina S.M. Analysis of the practice of implementing regional environmental programs in Russia and abroad [Analiz praktiki realizacii regional’nyh jekologicheskih programm v Rossii i za rubezhom]// Economics and ecology of territorial entities — 2017. — №2 (1) — P. 124-133.
  27. Development of the market for environmental goods and services / / Lectures on global environmental issues — [Razvitie rynka jekologicheskih tovarov i uslug] — Access mode: http://ecology-education.ru/index.php?action=full&id=214 (reference date: 03/03/2018 ).
  28. Environmental tax revenues — Access mode: http://www.eea.europa.eu/data-and-maps/daviz/environmental-tax-revenues-1#tab-googlechartid_chart_11 (reference date: 03.03 .2018).

Государственное и муниципальное управление