Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (49), 2017

Модернизация отраслевой структуры экономики и приоритеты развития промышленности Республики Дагестан

Modernization of the branch structure of the economy and development priorities of the Republic of Dagestan industry

Авторы


старший преподаватель кафедры маркетинга и коммерции
Россия, Республика Дагестан, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
kalimat2012@yandex.ru

Аннотация

В статье обоснована необходимость проведения модернизации структуры народного хозяйства и превращения промышленности в структурообразующую отрасль экономики Республики Дагестан. Рассматриваются направления структурной промышленной политики региона с позиции Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года. Предлагается разработать долгосрочную промышленную стратегию, структурную политику развития и модернизации промышленности республики.

Ключевые слова

Республика Дагестан, отраслевая структура экономики региона, промышленность, промышленная политика, стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан, государственная программа развития промышленности

Рекомендуемая ссылка
Рабаданова Калимат Асадовна
Модернизация отраслевой структуры экономики и приоритеты развития промышленности Республики Дагестан// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (49). Номер статьи: 4913. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4913/
Authors

Rabadanova Kalimat Asadovna
Senior Lecturer, Department of Marketing and Commerce
Russia, Republic of Dagestan, Dagestan State University of National Economy
kalimat2012@yandex.ru

Abstract

The article substantiates the need for modernization of the structure of the economy and the transformation of industry structure-forming sector of the Republic of Dagestan of the economy. Directions of structural industrial policy in the region from the perspective of the Strategy of socio-economic development of the Republic of Dagestan till 2025. It is proposed to develop a long-term industrial strategy, structural policy development and modernization of the republic's industry.

Keywords

Republic of Dagestan, the sectoral structure of the region's economy, industry, industrial policy, the strategy of socio-economic development of the Republic of Dagestan, the state program of development of industry

Suggested Citation
Rabadanova Kalimat Asadovna
Modernization of the branch structure of the economy and development priorities of the Republic of Dagestan industry. Regional economy and management: electronic scientific journal. №1 (49). Art. #4913. Date issued: 2017-02-02. Available at: http://eee-region.ru/article/4913/

Введение

Глобализация мирохозяйственных процессов, использование современных информационных и высоких технологий требует радикальных изменений в структуре, как в целом народного хозяйства, так и каждой отрасли. Без активного и динамичного совершенствования структуры невозможно обеспечить устойчивое развитие экономики и социальной сферы.

Традиционно сложившаяся в Дагестане отраслевая структура соответствует депрессивной экономике и является одной из основных причин отставания республики от средних показателей по России. Важнейшим звеном современной инновационной экономики является развитое наукоемкое промышленное производство, а Дагестан продолжает оставаться преимущественно отсталым аграрным регионом. Удельный вес сельского хозяйства в ВРП республики выше по сравнению с Россией в 3,6 раза, а доля промышленности меньше в 5,3 раза.

Поэтому первоочередным стратегическим приоритетом структурной политики, по нашему мнению, является прорывное развитие промышленных видов деятельности.

 

Необходимость модернизации промышленности в Дагестане

Кардинальные структурные сдвиги в экономике и промышленном комплексе республики, на наш взгляд, объективно необходимы. Проведенный анализ состояния и перспектив развития экономики, весь исторический опыт социально-экономического развития свидетельствует, что современную и самодостаточную экономику республики можно построить только на индустриальной основе. Базовой доктриной структурной политики, прежде всего, должна быть прорывное развитие промышленности, превращение ее в доминирующую структурообразующую отрасль экономики, а Дагестан – в индустриально-аграрную республику. Речь идет не только о восстановлении и прорывном развитии отраслей промышленных видов деятельности,  но и о новой индустриализации всей социально-экономической сферы, масштабном внедрении современных инновационных индустриальных методов и технологий в сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, социальной сфере, сфере коммунальных, туристско-рекреационных услуг и т.д. Мировой опыт свидетельствует, что новая индустриализация всех сфер жизнедеятельности на основе современных достижений науки и техники составляет основу конкурентоспособности экономики и всех ее отраслей.

Такой качественный маневр в структуре экономики Дагестана является неизбежным и диктуется объективными факторами. Во-первых, одной из острейших экономических и социальных проблем Дагестана является обеспечение занятости населения. Решение этой проблемы в принципе невозможно без масштабного промышленного производства. Общая закономерность такова, что численность городского населения растет высокими темпами как за счет естественного прироста, так и особенно миграции сельского населения в города. Только за последние 4 года (1991–2014 гг.) численность городского населения Республики Дагестан увеличилась на 62,0%. В настоящее время (начало 2015 г.) численность городского населения составляет 1348,2 тыс. человек. Из них около 600 тыс. человек относятся к экономически активному населению. Помимо постоянно проживающих в городах республики ищут работу приезжие из сельской местности, других регионов России  и соседних государств. Таким образом, чтобы обеспечить занятость и минимальные доходы городскому населению необходимо в городах республики иметь свыше 600 тыс. современных рабочих мест.

Во всех видах промышленной деятельности, включая промышленность, размещенная в сельской местности, в республике занято около 94,0 тыс. человек (2014 г.) или примерно 15,7% экономически активного городского населения. Конечно, часть трудоспособного населения занята в строительстве, транспорте, торговле и других отраслях услуг, но обеспечить занятость все возрастающего городского населения эти сферы не могут ни сейчас, ни тем более в более отдаленной перспективе. Только развитие промышленности, создание новых рабочих мест по производству высокотехнологичной и наукоемкой промышленной продукции позволит решить эту острейшую для Дагестана проблему.

Во-вторых, диверсификация, расширение масштабов и рост объема продукции промышленности является материальной основой инновационного развития и повышения производительности труда во всех других отраслях народного хозяйства и сфере услуг, следовательно, обеспечения конкурентоспособности всей экономики. Именно промышленность создает современные средства и орудия труда, являющиеся базой высоких технологий во всех отраслях и сферах жизнедеятельности, следовательно, перевода всей экономики на инновационный путь развития.

В третьих, сокращение и постепенное преодоление дотационности для Дагестана является острейшей проблемой. Промышленность должна играть решающую роль в наращивании налоговой базы и обеспечении бюджетной самодостаточности республики. Удельный вес промышленности в налоговых поступлениях в 2014 г. составлял 32,3%. Именно только высокоразвитая и эффективная промышленность может стать реальным и надежным источником налоговых поступлений и  обеспечения финансовой самодостаточности республики.

В четвертых, активное восстановление и прорывное развитие промышленности диктуется необходимостью освоения месторождений минерального сырья, наращивания темпов и объемов производства добывающей и перерабатывающей промышленности. Крайне важно для Дагестана развитие топливно-энергетического комплекса за счет добычи и переработки нефти и газа, создания дополнительных мощностей по электроэнергетике и т.д. [1].

В 1990-е годы в условиях радикальной реформы произошло разрушение сложившейся структуры экономики. В 80е годы прошлого века сформировалась структура промышленности, характеризующаяся двумя особенностями: во-первых, специализацией ряда обрабатывающих отраслей, особенно машиностроения, на производстве оборонной продукции; во-вторых, жесткой зависимостью дальнейшего роста производства, технического и технологического развития от  поставок оборудования, материалов, деталей и комплектующих по кооперации с другими регионами России и зарубежными странами. В 90е годы именно в связи с прекращением оборонных заказов, разрывом кооперационных связей произошло не только разрушение основных отраслей, обвальное падение объема, но и структурная деградация промышленного производства. Начиная с 2000 г. происходит постепенное восстановление отдельных отраслей промышленности, но, несмотря на относительно высокие темпы роста, общий объем промышленного производства в 2015 г., по нашей оценке, составил всего 57,7% к уровню 1990 г., а ее структура весьма далека от оптимальной.

Структурную промышленную политику Республики Дагестан и механизм ее реализации прежде всего следует ориентировать на устранение накопившихся диспропорций и решение острейших структурных проблем. К ним, на наш взгляд, можно отнести:

  • несоответствие технического уровня и качества промышленной продукции современным стандартам, требованиям мирового и отечественного рынков;
  • недостаточная ориентация промышленности на производство продукции, удовлетворяющего повседневные потребности населения, а также спроса регионального республиканского рынка на товары и услуги производственного назначения;
  • узкая специализация машиностроения и ее ориентация преимущественно на производство деталей и узлов по кооперации с отечественными предприятиями оборонно-промышленного комплекса;
  • несоответствие техники и технологии промышленного производства современному мировому уровню, технологическая несовместимость с промышленно развитыми регионами России и зарубежными странами;
  • диспропорция между производством продукции сельского хозяйства и промышленной переработкой сельскохозяйственного сырья;
  • разрыв между уровнем износа основных фондов промышленности и темпами наращивания инвестиций в их обновление;
  • диспропорция между потребностями в квалифицированных кадрах и их подготовкой [3].

 

Направления структурной промышленной политики Республики Дагестан

В промышленной структурной политике с учетом внутренних и внешних факторов необходимо определить направления, конкретные правовые, организационные и экономические меры по оптимизации структуры, преодолению диспропорций, прорывному развитию промышленности и решению обозначенных выше оптимизационных задач.

Реальное решение проблем развития и структурной перестройки промышленности Дагестана нам видится в двух направлениях:

1) возрождение и восстановление на современной инновационной основе разрушенных в 90е годы предприятий и подотраслей, модернизация действующих предприятий, полное использование производственных мощностей и потенциала всех отраслей промышленности республики;

2) строительство новых предприятий путем привлечения инвестиций и реализации современных инновационных инвестиционных проектов.

Необходимо организовать системную планомерную работ в этих направлениях с ориентацией на долгосрочные стратегические цели развития промышленности и кардинальное изменение ее отраслевой структуры.

Прежде всего, надо исходить из того, что структурная политика, как и промышленная политика, в целом, должна быть ориентирована на реализацию Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года. Реализация Стратегии РД-2025 и осуществление намеченных в структурной политике мер должны обеспечить достижение стратегических целей, темпов развития и соответственно структурной перестройки промышленного комплекса республики.

В Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года (Стратегия РД-2025) [4] предусмотрены следующие темпы роста промышленности в 2025 г. в % к 2012 г. по сценариям развития.

 

Таблица 1 — Темпы роста промышленности Республики Дагестан в 2025 г. в % к 2012 г. по сценариям развития

Индекс промышленного производства, 2025 г.

в % к 2012 г. по сценариям

инерционный вариант базовый

вариант

оптимизационный вариант
Промышленное производство – всего 379,2 488,9 625,7
Добыча полезных ископаемых 147,3 157,3 170,9
Обрабатывающие производства 477,8 634,8 839,4
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 192,7 224,6 265,5

 

При развитии промышленности республики темпами, предусмотренными Стратегией РД-2025, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами и отраслевая структура по видам экономической деятельности в 2025 г., по нашим расчетам, сложится следующим образом.

 

Таблица 2 — Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами и отраслевая структура по видам экономической деятельности в Республике Дагестан в 2025 г.

Исходные показатели 2012г 2025 г. по сценариям
объем производства, млн

руб.

удельный вес,

%

инерционный вариант базовый

вариант

оптимистический вариант
объем производства, млн.руб. уд. вес, % объем производства, млн.руб. уд.вес, % объем производства, млн.руб. уд. вес, %
Промышленность – всего 43107 100 163462 100 210750 100 269720 100
Добыча полезных

ископаемых

 

3447

 

8,0

 

5577

 

3,4

 

5622

 

2,7

 

5891

 

2,2

Обрабатывающие

производства

 

27508

 

63,8

 

133433

 

81,6

 

176621

 

83,8

 

230902

 

85,6

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды  

12152

 

28,2

 

24452

 

15,0

 

28507

 

13,5

 

32927

 

12,2

 

Приведенные показатели свидетельствуют о том, что экономическая политика ориентирована на прорывное развитие промышленности в целом и кардинальное изменение ее сложившейся структуры. При таких темпах увеличения объемов производства за 13 лет (с 2013 по 2025 г. по инерционному сценарию в 3,8 раза, базовому сценарию – в 4,9 раза и оптимистическому сценарию в 6,3 раза) при любом варианте сценария развития промышленность станет основной структурообразующей отраслью экономики республики. Что такая стратегическая цель будет реализована свидетельствует и то, что Государственной программой РД «Развитие промышленности Республики Дагестан на 2015–2020 годы» [2] также предусмотрены высокие темпы развития промышленности, в частности рост индекса производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» в 2020 г. составит в 2,5 раза в сравнении с показателем базового 2014 года.

На наш взгляд, реализация стратегических целей, государственной программы развития промышленности, приоритетного проекта развития РД «Новая индустриализация» и других законодательных и нормативно-правовых актов по развитию промышленных видов деятельности приведет к тому, что удельный вес промышленности в структуре ВРП возрастет к 2020 г. до 21,3% и к 2025 г. – до 22,1% (см. табл. 1). Вместе с тем неизбежны существенные структурные преобразования в самом промышленном комплексе. С учетом нынешнего состояния и перспектив на период до 2025 г. нам представляется наиболее вероятным развитие экономики по инерционному сценарию. При этом при высоких темпах роста в целом промышленного комплекса, обрабатывающие производства будут развиваться опережающими темпами и займут доминирующее положение (при инерционном варианте сценария – 81,6%) в структуре промышленных видов деятельности.

Учитывая доминирующую роль промышленности в макроэкономической структуре народного хозяйства, ее решающее значение для развития и модернизации всей экономики целесообразно принять отраслевую стратегию долгосрочного (до 2030 г.) развития и структурной модернизации промышленности Республики Дагестан. В этой стратегии, на наш взгляд, должна быть заложена доктрина прорывного развития промышленности, реального превращения ее в доминирующую структурообразующую отрасль экономики Дагестана.

 

Заключение

Таким образом, в сложившихся условиях развития экономики в Республике Дагестан, возникает необходимость в следующем:

  • обеспечение прорывного развития промышленности, превращения ее в доминирующую структурообразующую отрасль экономики, а Дагестан – в индустриально-аграрную республику;
  • структурную промышленную политику Республики Дагестан и механизм ее реализации ориентировать на устранение накопившихся диспропорций в отрасли;
  • структурная политика должна быть ориентирована на реализацию Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года и достижение намеченных в ней индикаторов развития;
  • принятие отраслевой стратегии долгосрочного (до 2030 г.) развития и структурной модернизации промышленности Республики Дагестан, в которой должна быть заложена доктрина прорывного развития промышленности, реального превращения ее в доминирующую структурообразующую отрасль экономики Дагестана.

Конечной целью структурной модернизации промышленности является преодоление нынешнего глубокого кризиса, отставания отрасли от среднероссийских показателей, имеющихся структурных диспропорций, модернизация и восстановление традиционных, создание и развитие новых современных и инновационных высокотехнологичных конкурентоспособных отраслей промышленности.

 

Библиографический список

  1. Ахмедуев А.Ш. Промышленность Дагестана: узловые проблемы и приоритеты развития // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 8. С. 64-72.
  2. Постановление Правительства РД от 26 мая 2016 г. № 147 «О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан «Развитие промышленности Республики Дагестан на 2015–2020 годы».
  3. Рабаданова А.А. Оптимизация отраслевой структуры экономики региона в условиях модернизации // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 4. С. 141-146.
  4. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденная законом РД от 15 июля 2011 года № 38, с изменениями, внесенными законом РД от 12 ноября 2015 года № 89.

 

References

  1. Ahmeduev A.Sh. Strategic management of social development of region-ekonomicheskim [Promyshlennost’ Dagestana: uzlovye problemy i prioritety razvitija]/ — Regional problems of economic transformation. 2014. № 8. pp. 64-72.
  2. Resolution of the Government RD on May 26, 2016 № 147 «On amendments to the state program of the Republic of Dagestan «Development of the Republic of Dagestan industry in 2015-2020 [O vnesenii izmenenij v gosudarstvennuju programmu Respubliki Dagestan «Razvitie promyshlennosti Respubliki Dagestan na 2015–2020 gody]»
  3. Rabadanova A.A. Optimization of the branch structure of the regional economy in the conditions of modernization [Optimizacija otraslevoj struktury jekonomiki regiona v uslovijah modernizacii]// Regional problems of economic transformation. 2012. № 4. pp. 141-146.
  4. Strategy for Socio-Economic Development of the Republic of Dagestan till 2025 [Strategija social’no-jekonomicheskogo razvitija Respubliki Dagestan do 2025 goda], approved by RD Law of July 15, 2011 № 38, as amended by the law RD from November 12, 2015 № 89.

Отраслевая экономика