О развитии государственно-частного партнерства в России

О развитии государственно-частного партнерства в России

Минэкономразвития России в настоящем информационно-аналитическом обзоре представляет результаты проведения мониторинга рынка концессионных соглашений (КС), соглашений о государственно-частном партнерстве (ГЧП), соглашений о муниципально-частном партнерстве (МЧП), подготовленные с использованием сведений, представленных в государственной автоматизированной информационной системе «Управление» (ГАС «Управление»).

Statistika rynka kontsessiy po sostoyaniyu na nachalo 2020 g. v Rossii
Статистика рынка концессий по состоянию на начало 2020 г. в России

Основные выводы о развитии государственно-частного партнерства в России (2020)

  • Объем принятых инвестиционных обязательств по заключенным КС составляет порядка 1,6% от объема ВВП за 2019 год. Для сравнения: в Великобритании этот уровень составляет 6,6% от ВВП, в Австралии и Новой Зеландии — 6,9% от ВВП, а в Канаде — 8,1% от ВВП. Это свидетельствует о недостаточном уровне инвестиций в инфраструктуру посредcтвом концессий.
  • Практически все субъекты Российской Федерации (за исключением четырех) используют механизм КС для создания или реконструкции инфраструктурных объектов. При этом только у 10 регионов (12%) заключено более 100 КС (с учетом муниципальных концессий). Это свидетельствует о нераскрытом потенциале механизма КС для строительства инфраструктуры.
  • Российская Федерация испытывает нехватку инвестиций в инфраструктурные объекты. В период с 2020 по 2040 г. эта нехватка будет ежегодно составлять 1,9% от ВВП, по оценке Global Infrastructure Hub . В то же время в Австралии и Новой Зеландии этот уровень за тот же период будет составлять 0,36% от ВВП, в Великобритании — 0,16% от ВВП, а в Канаде — 0,04% от ВВП.
  • Наибольший объем инвестиций (42%) предусмотрен в рамках КС, заключенных на федеральном уровне, из которых на транспортную инфраструктуру приходится 96%. При этом наибольшее количество КС заключено на муниципальном уровне (94%), из которых на коммунальную сферу приходится 93%.
  • Рынок крупных КС в количественном выражении относительно небольшой — заключено всего 32 КС с объемом инвестиций от 10 млрд. рублей (1% от количества КС) и 93 КС с объемом инвестиций от 1 до 10 млрд. рублей (3%).
  • Более 70% инвестиций по КС — это внебюджетные инвестиции, которые на сегодняшний день составляют более 1,2 трлн. рублей.
  • Объем забалансовых бюджетных обязательств по КС в Российской Федерации достиг порядка 560 млрд. рублей по итогам 2019 года, или 0,5% от объема ВВП за 2019 год, по оценке InfraONE Research. Оценка бюджетных рисков по КС, сделанная НАКДИ — 320 млрд. рублей, или 0,3% от объема ВВП за 2019 год.
  • Вероятность дефолта проекта ГЧП (включая концессионные проекты) в течение ближайших 10 лет составляет не более 3,8%, а уровень восстановления в случае
    дефолта в среднем составляет 79,3%, по оценке Moody’s для мирового рынка ГЧП (включая концессии).
  • На КС, которые заключены по результатам состоявшегося конкурса, приходится порядка 19% от объема инвестиций по КС, с единственным участником конкурса — 43%, по решению высшего исполнительного органа власти — 38% (из которых 26% приняты в рамках частной концессионной инициативы при отсутствии заявок от других участников, 6% — в рамках трансформации договора аренды в концессию, 6% — с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации).
  • В общей сложности почти 1000 КС (33%), формирующих 61% объема инвестиций по всем КС, в настоящее время находятся на начальной стадии реализации — проектировании или строительстве объекта КС.
  • Из общего количества заключенных КС — 10 заключены на срок более 50 лет (0,3%). При этом средний срок КС составляет 12 лет, а средний срок КС в транспорте — 21 год, в социальной сфере — 22 года. Заключено 144 КС сроком менее 3 лет (5%).
  • Соглашения о ГЧП, МЧП в российской практике являются немногочисленными. На всех административных уровнях заключено всего 25 таких соглашений, на которые приходится порядка 60 млрд. рублей инвестиционных обязательств.
  • В целях повышения привлекательности КС и соглашений о ГЧП, МЧП для частных инвесторов и активизации притока внебюджетных средств в развитие инфраструктуры при реализации долгосрочных инвестиционных проектов необходимо принятие разработанного Минэкономразвития России проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизмов государственно-частного партнерства». Законопроект предусматривает в том числе совершенствование конкурсных процедур, порядка частной инициативы и форм государственной поддержки проектам ГЧП.

Информационно-аналитический обзор (полный текст)

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать документ

Рекомендуемая литература

  1. О развитии государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Информационно-аналитический обзор//Министерство экономического развития Российской Федерации, 2020.

Статьи в журнале по теме: О развитии государственно-частного партнерства в России

Посмотреть еще в категории: Государственно-частное партнерство

  • Рейтинг субъектов РФ по уровню развития государственно-частного партнерства за 2022 год
  • Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *