Экономика образования
Экономика образования
Экономика образования — это изучение экономических вопросов, связанных с образованием, включая спрос на образование, финансирование и предоставление образования, а также сравнительную эффективность различных образовательных программ и политик.
Начиная с ранних работ о взаимосвязи между школьным образованием и результатами на рынке труда для отдельных лиц, область экономики образования быстро росла и охватывала практически все области, связанные с образованием.
Спрос на образование
Доминирующая модель спроса на образование базируется на теории человеческого капитала. Основная идея заключается в том, что образование — это инвестиции в приобретение навыков и знаний, которые увеличат доходы или обеспечат долгосрочные выгоды, такие как оценка литературы (иногда называемая культурным капиталом).
Альтернативная модель спроса на образование, обычно называемая скринингом, основана на экономической теории сигнализации. Центральная идея заключается в том, что успешное завершение образования является сигналом способностей.
Образование как инвестиции
Экономическая наука выделяет, помимо физического капитала, еще одну форму капитала, не менее важную в качестве средства производства – человеческий капитал. При инвестициях в человеческий капитал, таких как образование, можно ожидать трех основных экономических эффектов:
- увеличение расходов, поскольку накопление человеческого капитала требует инвестиций так же, как и физический капитал,
- повышение производительности по мере того, как люди приобретают характеристики, которые позволяют им производить больше продукции,
- возврат инвестиций в виде более высоких доходов.
Инвестиционные затраты
Инвестиции в человеческий капитал влекут за собой инвестиционные затраты, как и любые инвестиции. Как правило, в европейских странах бóльшая часть расходов на образование принимает форму государственного потребления, хотя некоторые расходы также ложатся на плечи отдельных лиц. Эти инвестиции могут быть довольно дорогостоящими.
Окупаемость инвестиций
Человеческий капитал в форме образования имеет много общих характеристик с физическим капиталом. Оба требуют инвестиций для создания, и после создания оба имеют экономическую ценность. Физический капитал приносит доход, потому что люди готовы платить за использование части физического капитала в работе, поскольку это позволяет им производить больше продукции. Чтобы измерить производительную стоимость физического капитала, мы можем просто измерить, какую отдачу он приносит на рынке. В случае с человеческим капиталом расчет отдачи сложнее — в конце концов, мы не можем отделить образование от человека, чтобы увидеть, за сколько оно сдается в аренду. Чтобы обойти эту проблему, отдача от человеческого капитала, как правило, выводится из различий в заработной плате среди людей с разным уровнем образования.
Более высокий уровень образования может увеличить заработок на протяжении всей жизни, влияя на рентабельность инвестиций (ROI) образования.
В высшем образовании ROI также значительно варьируется в зависимости от степени концентрации. Концентрация степеней имеет значение при изучении рентабельности инвестиций в бакалавриат, при этом выбор специальности составляет половину разницы в рентабельности инвестиций между специальностями. Высшее образование с самой высокой рентабельностью инвестиций приходится на инженерию, медицину, бизнес и другие науки. В то время как почти 40% программ на получение степени не приносят финансовой отдачи, степень бакалавра также может иметь социальные преимущества, которые могут повысить рентабельность инвестиций, что часто не учитывается в типичных расчетах рентабельности инвестиций.
Влияние на производительность
В масштабах всей экономики влияние человеческого капитала на доходы оценивается как довольно значительное: 65% заработной платы, выплачиваемой в развитых странах, — это платежи человеческому капиталу и только 35% — сырому труду. Более высокая производительность хорошо образованных работников является одним из факторов, объясняющих более высокий ВВП и, следовательно, более высокие доходы в развитых странах.
Многочисленные исследования показали, что инвестиции в образование детей из бедных семей в среднем существенно снижают риск бедности во взрослом возрасте и увеличивают продолжительность их жизни.
Образование несет в себе основные положительные внешние эффекты: предоставление одному человеку большего образования повышает не только его или ее производительность, но и производительность окружающих его или ее. Образованные работники могут донести новые технологии, методы и информацию до сведения других. Они могут учить других и служить примером. Положительные внешние эффекты образования включают в себя влияние личных сетей и роли, которую играют в них образованные работники.
Положительные внешние эффекты человеческого капитала являются одним из объяснений того, почему правительства участвуют в образовании. Если бы люди были предоставлены сами себе, они не принимали бы во внимание всю социальную выгоду от образования — другими словами, рост производства и заработной платы других — поэтому сумма, которую они предпочли бы получить, была бы ниже социального оптимума.
Финансирование и обеспечение
В большинстве стран школьное образование в основном финансируется и обеспечивается правительствами. Государственное финансирование и обеспечение также играют важную роль в высшем образовании. Несмотря на широкое согласие в отношении принципа, согласно которому образование, по крайней мере на школьном уровне, должно финансироваться главным образом правительствами, ведутся серьезные споры по вопросу о желательной степени государственного предоставления образования. Сторонники государственного образования утверждают, что всеобщее государственное обеспечение способствует равенству возможностей и социальной сплоченности. Противники государственного обеспечения выступают за альтернативы, такие как ваучеры.
Рекомендуемая литература
- Ханушек, Эрик А. (1986). «Экономика школьного образования: производство и эффективность в государственных школах». Журнал экономической литературы. 24 (3): 1141–1177. JSTOR 2725865.
- Эрик Ханушек; Людгер Вессманн (2015). Капитал знаний наций: образование и экономика роста. Издательство Массачусетского технологического института. ISBN 978-0-262-02917-9.
- Википедия.