Главная страница » Публикации » №2 (78) » Формирование инновационной политики как особого направления развития России в условиях режима международных санкций

Формирование инновационной политики как особого направления развития России в условиях режима международных санкций

Formation of innovation policy as a special direction of Russia’s development under the international sanctions regime

Авторы

Остапец Айгуль Галиаскаровна
Аспирант кафедры инновационной экономики
Российская Федерация, Уфимский университет науки и технологий
ajg-gafarova@yandex.ru

Аннотация

Статья рассматривает формирование инновационной политики как ключевого направления развития России в условиях международных санкций. Основное внимание уделено анализу актуальных вопросов инновационной политики в реальном секторе экономики, с учетом современного понимания этого понятия. Автор выделяет направления и инструменты инновационной политики России, обсуждает ее конечные цели и отличительные черты, определяемые санкционным давлением международного сообщества. В статье представлена разработанная автором структура инновационной системы России, способная справиться с вызовами современности.

Ключевые слова

инновационная политика, Россия, международные санкции, реальный сектор экономики, структура инновационной системы

Рекомендуемая ссылка

Остапец Айгуль Галиаскаровна

Формирование инновационной политики как особого направления развития России в условиях режима международных санкций// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (78). Номер статьи: 7820. Дата публикации: 08.06.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7820/

Authors

Ostapets Aigul Galiaskarovna
Postgraduate student of the Department of Innovative Economics
Russian Federation, Ufa University of Science and Technology
ajg-gafarova@yandex.ru

Abstract

The article examines the formation of innovation policy as a key direction for Russia's development under international sanctions. The main focus is on the analysis of current issues of innovation policy in the real sector of the economy, taking into account the modern understanding of this concept. The author highlights the directions and instruments of Russia's innovation policy, discusses its ultimate goals and distinctive features determined by the sanctions pressure of the international community. The article presents the structure of Russia's innovation system developed by the author, which is capable of coping with the challenges of our time.

Keywords

innovation policy, Russia, international sanctions, real sector of the economy, structure of the innovation system

Suggested Citation

Ostapets Aigul Galiaskarovna

Formation of innovation policy as a special direction of Russia's development under the international sanctions regime// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (78). Art. #7820. Date issued: 08.06.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/7820/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Выступая в качестве основного катализатора экономического развития и занимая центральное место в структуре национальной хозяйственной системы, реальный сектор экономики сохраняет своё решающее значение в современных условиях международной конкуренции [1]. Тем не менее, в эпоху Четвертой промышленной революции, сквозной цифровизации этот сектор сталкивается со множеством как внутренних, так и международных проблем, которые угрожают его устойчивому и поступательному росту.

Не подлежит сомнению тот факт, что Индустрия 4.0 требует гибкости в мышлении и реализации, поэтому успеха добьются те предприятия реального сектора экономики, которые готовы присоединиться к инновациям. Это может включать цифровизацию, автоматизацию, искусственный интеллект и всё, что позволит совершить следующий технологический прорыв [2]. Инновации и технологии — это мощные двигатели процветания, инклюзивности и устойчивости, которые способны обеспечить радикальные преимущества для реальной экономики, например поддержку перехода к нулевому уровню энергопотребления, создание рабочих мест с более высокой стоимостью [3].

В то же время несмотря на то, что многочисленные исследования посвящены влиянию технологических инноваций на экономический рост, подробные сведения об их конкретных функциях и синергии в рамках реального экономического подъема весьма ограничены [4].

 

Результаты и их обсуждение

Обозначенная проблематика имеет особую актуальность и значимость для России по ряду причин.

Во-первых, страна обладает значительным наукоемким и промышленным потенциалом. Повышение ее конкурентоспособности на мировой арене возможно при условии технологического переоснащения и модернизации производств.

Во-вторых, введение комплекса международных санкций ограничивает доступ России к мировому рынку технологий и передовых решений. Это обуславливает необходимость активизации внутреннего производства и интенсификации инновационных разработок национальными предприятиями.

В-третьих, роль России как крупного поставщика сырьевых товаров ставит ее в основу широкого спектра мирового производства и глобальных цепочек создания стоимости. Однако доминирование в экспорте сырьевых ресурсов создает определенные угрозы для дальнейших позиций страны, учитывая переход к смарт-производству и усиление роли индустрии высоких технологий.

Учитывая то, что активизация инновационной деятельности относится к системным вопросам макроэкономического развития, решение которых должно осуществляться прежде всего на центральном уровне, исследование теоретических и практических аспектов формирования государственной инновационной политики представляет важную проблему в современной науке, что и обусловило выбор темы данной статьи.

Тенденции инновационного развития мирового хозяйства исследовали такие ученые как Макаров И.Н., Почепаев И.А., Сотников Н.Б., Смирнова В.Р., Чернявский С.В., Васильева Ю.С., David Zilberman, Justus Wesseler, Melina Sophie Kurte, Katharina Elisabeth Blankart.

Отдельные вопросы инвестиционно-инновационной модели развития реального сектора экономики России прорабатываются Чередниченко О.А., Дорофеевым А.Ф., Довготько Н.А., Гантемировой З.Э., Тарамовой Б.Ш.

Теоретические, методические и практические вопросы модернизации промышленной политики на основе инновационного развития экономики получили развитие в трудах Колончина К.В., Серегина С.Н., Сысоева Г.В., Jenny M. Lewis, Gosia Mikolajczak, Umar Farooq, Muhammad Nouman Shafiq.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, цель статьи заключается в рассмотрении особенностей формирования инновационной политики реального сектора экономики как особого направления развития России в условиях режима международных санкций.

Прежде всего, представляется целесообразным акцентировать внимание на понятийной определенности и категориальной сущности предмета исследования. В данном контексте отметим, что инновационная политика постоянно развивается по мере того, как все больше внимания уделяется «инновациям» как отдельному понятию. В связи с этим, традиционные политические усилия, затрагивающие инновации, не обязательно попадают под определение инновационной политики. Начиная с 1990-х годов понятие «инновационная политика» все чаще используется как самостоятельное и самодостаточное [5]. При этом, например, границы между научно-технической и инновационной политикой остаются зачастую размытыми.

Классическим подходом к инновационной политике является «изобретательский», однако он все чаще дополняется системной и целевой составляющей. Инновационная политика, ориентированная на изобретения, как правило, сосредоточена на аспектах инноваций, связанных с НИОКР и изобретениями, которые часто поддерживаются специальными государственными органами (например, исследовательскими советами). Инновационная политика, ориентированная на миссию, устанавливает конкретные цели, которых должны достичь инновации. Это означает, что политика направлена не на отдельный этап инновационного процесса, а на весь процесс в целом, чтобы обеспечить продвижение по пути, соответствующему заявленной миссии или достижению цели. Системно-ориентированная инновационная политика подчеркивает важность связей между различными участниками и фокусируется на инновационной системе в целом [6].

С учетом отмеченного, считаем, что в условиях действия санкций в отношении России, инновационная политика страны, нацеленная на развитие реального сектора экономики, представляет собой систему мер, реализуемых государственным и частным сектором, которые сосредотачивают свое внимание на контекстуальном и встроенном характере инноваций для создания системных условий, которые будут способствовать, направлять и стимулировать инновационную деятельность. Основными фокусными точками инновационной политики являются субъекты (предприятия, университеты, правительства, пользователи, посредники), участвующие в создании инноваций, их взаимодействие в сетях и институциональная среда, в которой происходит это взаимодействие [7]. В число целевых ориентиров инновационной политики входят поддержка инновационного потенциала, мобилизация различных типов участников и вспомогательных институтов для создания инноваций, создание адаптивной инфраструктуры для развития научных достижений и обеспечения и трансфера.

Учитывая санкционное давление, для стимулирования развития реального сектора экономики и поддержки его конкурентоспособности в динамичной и агрессивной рыночной среде в рамках реализации инновационной политики, по мнению автора, большее внимание должно уделяться созданию и развитию систем поддержки, способствующих повышению способности национальных предприятий к разработке и освоению технологий. Акцент должен постепенно смещаться с приобретения передовых производственных решений за рубежом на устранение внутренних препятствий разработки технологий отечественными предприятиями и инновационными центрами.

Другими словами, следует отойти от узкого подхода к пониманию инновационной политики, который сосредоточен только на научно-технической подсистеме (включающей создание потенциала, подготовку кадров и формальное образование, а также услуги, связанные с наукой и техникой) и ее взаимосвязи с производственно-инновационной подсистемой (где в основном работают фирмы). Широкий фокус национальной инновационной политики должен охватывать, помимо отмеченных, также другие подсистемы и контексты: например, подсистемы политики, продвижения, представительства и финансирования; спрос (сегменты рынка); а также (гео)политический и социально-экономический контекст.

В таблице 1 автором выделены основные направления и инструменты инновационной политики России на современном этапе.

 

Таблица 1 Основные направления и инструменты инновационной политики России в контексте развития реального сектора экономики

Векторы реализации государственной инновационной политики Содержание
Повышение гибкости и адаптивности национальной инновационной системы Использование оптимизированных инструментов и методов планирования и прогнозирования государственной системы управления инновациями
Поддержка и стимулирование фундаментальных исследований и передовых разработок
Поддержка и создание стимулов для интенсификации сотрудничества между предпринимательской сферой и наукой (НИИ, университетами) на национальном уровне Поддержка симметричной конвергенции участников научно-исследовательской среды в России и корпораций
Наращивание инвестиции в науку, внедрение передовых форм государственно-частного партнерства для разработки прорывных технологических решений
Стимулирование инновационной активности частного сектора
Создание действенных методов поддержки инициативы отечественного научного сектора
Включение национальных предприятий в международные инновационные сети Комплексная интеграция
Технологическая специализация
Создание внутренних инновационных сетей Разработка специальных условий для поддержки связей и кооперации в инновационной сфере
Привлечение регионов в инновационные проекты на государственном, региональном и местном уровнях
Реструктуризация государственного сектора исследований и разработок
Разработка и реализация стратегии «умной специализации» Инициация структурных изменений, связанных с промышленным, цифровым и «зеленым» переходом
Умная специализация регионов на основе их потенциала их промышленных отраслей и инновационных систем
Запуск инклюзивного процесса участия всех заинтересованных сторон, сосредоточенный на «предпринимательских открытиях»

 

В рамках представленных в таблице 1 основных направлений и инструментов инновационной политики России, автором отдельно выделена «умная специализация», которая на сегодняшний день должна играть ключевую роль в поддержке регионов, промышленных отраслей и производственных систем в активации их потенциала для инноваций, конкурентоспособности, создания устойчивых рабочих мест и устойчивого роста, что позволит России укрепить свои позиции на международной арене.

Главным результатом инновационной политики должно стать достижение технологического суверенитета на базе эффективно функционирующих инновационных систем. Основу этих систем составляют три элемента: участники системы, сети, которые их связывают, и институты, интегрированные в систему. Действующими лицами должны быть компании частного и государственного сектора России, а также вспомогательная инфраструктура, включающая образовательные учреждения, исследовательские центры, государственные органы и другие учреждения. Сеть между этими участниками будет способствовать потоку знаний при поддержке институциональной структуры, включающей формальные правила и неформальные нормы внутри сети.

Отличительной чертой современной инновационной политики, поддерживающей развитие реального сектора экономики, в условиях, когда нарушены традиционные коммерческие и хозяйственные связи, должно стать не стимулирование развития отдельных участников, а налаживание и укрепление связей между ними в рамках национальной экономики. Политика должна учитывать потенциал отдельных участников (включая государственный сектор), а также оценивать и развивать отношения между участниками. Университеты должны быть нацелены на сотрудничество c местными компаниями, карьера ученых должна строится вокруг расширения возможностей развития национальных предприятий и продуцирования передовых достижений науки и техники на базе собственного научного потенциала, коммерциализация исследований должна активно поощряться со стороны государства.

Таким образом, новая инновационная система России должна охватывать не только национальный уровень, но и сочетание региональных инновационных систем, а также быть включенной в глобальные сети и отраслевые кластеры дружественных стран (см. рис. 1). Усиление роли регионов связано с тем, что в стране реализуется постепенное изменение парадигмы регионального развития от модели, ориентированной на государственные субсидии, к политике, которая инвестирует в местные активы и раскрывает потенциал роста.

 

Участники и связи в инновационной системе России

Рис. 1 Участники и связи в инновационной системе России

(составлено автором)

 

Основу приведенной на рис. 2 структуры инновационной системы, составляет не только национальная инновационная система, но и сочетание региональных инновационных систем страны, а также их встроенность в глобальные сети и отраслевые кластеры. Такая структуризация связана, во-первых, с активным включением регионов и их специфических активов в национальную инновационную политику, и, во-вторых, с изменение парадигмы политики регионального развития от модели, ориентированной на субсидии, к политике, которая инвестирует в местные активы и раскрывает потенциал роста на региональном уровне. Регионы и города могут использовать свои связи с местными компаниями, чтобы лучше адаптировать государственную политику к местным потребностям и возможностям и поддержать компании в использовании инновационных рамок, установленных на более высоких уровнях власти. Кроме того, поскольку факторы и характер инноваций становятся все более междисциплинарными и сложными, бесспорной является необходимость координации действий в различных областях политики, таких как образование и навыки или участие в глобальной цепочке создания стоимости.

С учетом вышеизложенного в рамках предложенной на рис. 2 структуры инновационной системы России, вместо того чтобы фокусироваться на отдельных участниках, автор делает акцент на критической важности связей между участниками системы. Страна или регион могут иметь все отдельные элементы, ассоциирующиеся с высокими инновационными показателями, например, международные компании, университеты, офисы трансфера технологий, исследовательские центры и т.д., но прогресс может быть медленным или вообще отсутствовать из-за нескоординированности и недостатка налаженных связей между участниками на всех уровнях.

 

Заключение

Таким образом, резюмируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы. Инновационная политика России в условиях действия режима международных санкций должна быть нацелена на поддержку и стимулирование реального сектора экономики на основе создания устойчивой инновационной системы.

Эта система должна охватывать региональный, национальный и глобальный масштаб, тем самым обеспечивая технологический суверенитет страны. Она должна способствовать укреплению конкурентных позиций национальных предприятий на международной арене, стимулировать рост производительности и обеспечивать устойчивость экономики страны перед глобальными вызовами.

 

Литература:

  1. Макаров, И.Н., Почепаев, И.А., Сотников, Н.Б. Институциональный базис формирования и функционирования государственной промышленно-инновационной политики // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12. № 3. С. 1399-1408.
  2. Patrick Spieth, Pascal Breitenmoser, Tobias Röth Business model innovation: Integrative review, framework, and agenda for future innovation management research // Journal of Product Innovation Management. 2023. № 67. Р. 29-39.
  3. Martinez, M.G. Geographical and cognitive proximity effects on innovation performance: Which types of proximity for which types of innovation? // European Management Review. 2024. №. 87. Р. 117-123.
  4. Лаур, А.Д. Стратегии реализации государственной инновационной политики // Аллея науки. 2023. Т. 1. № 6 (81). С. 1198-1201.
  5. Артамонов, В.С. Влияние санкций на государственную инновационную политику России, предпринятые меры и их влияние на инновационную сферу // Экономика и предпринимательство. 2024. № 1 (162). С. 471-477.
  6. Скорниченко, Н.Н., Стрелкова, Н.В. Роль технопарков в развитии инновационной деятельности и укреплении технологического суверенитета России // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2023. Т. 14. № 2. С. 114-124.
  7. Афанасьева, Ю.С. Роль политики импортозамещения в обеспечении экономической безопасности РФ // Russian Economic Bulletin. 2024. Т. 7. № 1. С. 332-336.
  8. Скрыль, Т.В. Причины стагнации российской экономики: к вопросу о развитии и модернизации промышленного сектора // ЦИТИСЭ. 2022. № 2 (32). С. 65-74.

 

References

  1. Makarov, I.N., Pochepev, I.A., Sotnikov, N.B. Institutional Basis for the Formation and Functioning of State Industrial-Innovation Policy [Institutsional’nyy bazis formirovaniya i funktsionirovaniya gosudarstvennoy promyshlenno-innovatsionnoy politiki] // Questions of Innovative Economy. Vol. 12. No. 3. P. 1399-1408.
  2. Patrick Spieth, Pascal Breitenmoser, Tobias Röth Business model innovation: Integrative review, framework, and agenda for future innovation management research // Journal of Product Innovation Management. 2023. № 67. Р. 29-39.
  3. Martinez, M.G. Geographical and cognitive proximity effects on innovation performance: Which types of proximity for which types of innovation? // European Management Review. 2024. №. 87. Р. 117-123.
  4. Laur, A.D. Strategies for Implementing State Innovation Policy [Strategii realizatsii gosudarstvennoy innovatsionnoy politiki] // Alley of Science. 2023. Vol. 1. No. 6 (81). P. 1198-1201.
  5. Artamonov, V.S. The Impact of Sanctions on Russia’s State Innovation Policy, Measures Taken and Their Impact on the Innovation Sphere [Vliyanie sanktsiy na gosudarstvennuyu innovatsionnuyu politiku Rossii, predprinyatye mer i ikh vliyanie na innovatsionnuyu sferu] // Economics and Entrepreneurship. No. 1 (162). P. 471-477.
  6. Skornichenko, N.N., Strelkova, N.V. The Role of Technoparks in the Development of Innovation Activities and Strengthening Russia’s Technological Sovereignty [Rol’ tekhnoparkov v razvitii innovatsionnoy deyatel’nosti i ukreplenii tekhnologicheskogo suvereniteta Rossii] // Bulletin of Samara University. Economics and Management. 2023. Vol. 14. No. 2. P. 114-124.
  7. Afanasyeva, Yu.S. The Role of Import Substitution Policy in Ensuring the Economic Security of the Russian Federation [Rol’ politiki importozameshcheniya v obespechenii ekonomicheskoy bezopasnosti RF] // Russian Economic Bulletin. Vol. 7. No. 1. P. 332-336.
  8. Skryl, T.V. Causes of Stagnation in the Russian Economy: On the Issue of Development and Modernization of the Industrial Sector [Prichiny stagnatsii rossiyskoy ekonomiki: k voprosu o razvitii i modernizatsii promyshlennogo sektora] // CITISE. No. 2 (32). P. 65-74.

Еще в рубриках

Регионы России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *