Главная страница » Публикации » №4 (76) » К вопросу о новом порядке отбора получателей субсидий из бюджета субъектов Российской Федерации

К вопросу о новом порядке отбора получателей субсидий из бюджета субъектов Российской Федерации

On the issue of a new procedure for selecting recipients of subsidies from the budget of the constituent entities of the Russian Federation

Авторы

Саакян Татьяна Васильевна
руководитель Департамента содействия организации бюджетного процесса
Россия, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации
TSaakyan@nifi.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу условий, влияющих на выбор подхода к регулированию порядка отбора получателей субсидий в целях оказания им государственной поддержки из бюджета.
Рассмотрены результаты анализа возможных действий субнациональных органов власти и органов местного самоуправления при переходе на новый порядок отбора получателей субсидий в соответствии с внесенными в декабре 2022 года изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части отбора получателей субсидий, позволяющий обеспечить открытость и публичность этого процесса, прозрачность распределения целевых средств, а также минимизировать риски, которые неизбежны при изменении правового регулирования. Ключевое место занимают рекомендации при переходе на новый порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ и услуг.
Основой статьи служат результаты исследования, проведенного Научно-исследовательским финансовым институтом Минфина России в 2023 году по унификации и стандартизации порядка проведения отбора получателей субсидий, сформированные на основании «лучших практик», выявленных по результатам анализа положений об отборе получателей субсидий, содержащихся в актах, регулирующих порядок предоставления из федерального бюджета, бюджетов отдельных субъектов Российской Федерации субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг, действующих до вступления в силу вышеуказанных поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Ключевые слова

субсидии, в том числе гранты в форме субсидий; юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица-производители товаров, работ и услуг; государственные информационные системы; бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

Рекомендуемая ссылка

Саакян Татьяна Васильевна

К вопросу о новом порядке отбора получателей субсидий из бюджета субъектов Российской Федерации// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Номер статьи: 7641. Дата публикации: 12.12.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7641/

Authors

Sahakyan Tatyana Vasilievna
Head of the Department for Assistance in Organizing the Budget Process
Russia, Research Financial Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation
TSaakyan@nifi.ru

Abstract

The article is devoted to the analysis of conditions influencing the choice of the option of selecting the recipients of subsidies in order to provide them with state budget support.
The results of the analysis of possible actions of subnational authorities and local governments in the transition to a new procedure for selecting recipients of subsidies in accordance with the amendments to the Budget Code of the Russian Federation in December 2022 in terms of the selection of recipients of subsidies, which allows to ensure openness and publicity of this process, transparency in the distribution of targeted funds, as well as to minimize the risks that are inevitable when changing the legal regulation. The key place is occupied by recommendations in the transition to the new procedure for granting subsidies to legal entities, individual entrepreneurs, individuals-producers of goods, works and services.
The article is based on the results of the study conducted by the Financial Research Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation in 2023 to unify and standardize the procedure for the selection of recipients of subsidies, formed on the basis of "best practices" identified through the analysis of the provisions on the selection of recipients of subsidies contained in acts governing the procedure for granting subsidies from the federal budget, the budgets of certain constituent entities of the Russian Federation to legal entities, individual entrepreneurs, and individuals - the "best practices", which are based on the results of the analysis of the provisions on the selection of recipients of subsidies contained in acts governing the procedure for granting subsidies from the federal budget, the budgets of certain constituent entities of the Russian Federation.

Keywords

subsidies, including grants in the form of subsidies; legal entities, individual entrepreneurs, individuals-producers of goods, works and services; state information systems; budgets of constituent entities of the Russian Federation, local budgets.

Suggested Citation

Sahakyan Tatyana Vasilievna

On the issue of a new procedure for selecting recipients of subsidies from the budget of the constituent entities of the Russian Federation// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Art. #7641. Date issued: 12.12.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7641/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В результате проведенной в последнее десятилетие работы по развитию бюджетного законодательства в части оказания государственной поддержки из бюджетов на развитие отраслей экономики, сельского хозяйства, науки и социальной сферы сложились предпосылки для кардинального усовершенствования правового регулирования этого вопроса.

Благодаря внесенным в конце прошлого года изменениям в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) [1, 2] закреплены положения об инструментах, обеспечивающих упрощение доступа потенциальных получателей субсидии к информации о предоставлении субсидий, установлены полномочия Правительства Российской Федерации по определению единых правил предоставления субсидий, а также порядка проведения отбора получателей субсидий.

В целях реализации внесенных в БК РФ поправок разработаны нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, утверждающие правила предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий, в том числе грантов в форме субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам ‒ производителям товаров, работ, услуг, предусмотренных пунктами 1 и 7 статьи 78, пунктами 2 и 4 статьи 78.1 БК РФ (далее – субсидии) [3], а также правила отбора получателей указанных целевых средств [4].

Эти изменения стали важным шагом в направлении создания более эффективной и структурированной системы предоставления государственной поддержки, а также улучшения доступности информации и прозрачности процесса для потенциальных получателей субсидий.

Вместе с тем БК РФ дает широкие полномочия субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по определению как порядка предоставления субсидий, так и отбора их получателей, закрепляя возможность прямого регулирования не за актами Правительства Российской Федерации, а за актами высших исполнительных органов субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, которые должны соответствовать Общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (действующие до 1 января 2024 года в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1492 [5], а после указанной даты – в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2023 № 1782 (далее – новая редакция Общих требований)) [6].

В случае выбора субъектом РФ или муниципальным образованием варианта самостоятельного правового регулирования на уровне «собственных» актов их необходимо разработать в довольно сжатые сроки, в том числе правила отбора получателей субсидий. Задача осложняется тем фактом, что в Общих требованиях в отношении порядка отбора (в отличие от порядка предоставления субсидий) регулирование было крайне схематичным.

 

Условия проведения отбора получателей субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)

Учитывая установленные статьей 78.5 БК РФ полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по определению порядка отбора получателей субсидий, в статье рассмотрены два возможных подхода к переходу на новый порядок отбора в зависимости от принятого высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования решения о проведении отбора получателей субсидий в соответствии с порядком, установленным:

  • нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, регламентирующим порядок отбора получателей субсидий, определенным абзацем первым пункта 4 статьи 78.5 БК РФ (далее – Единый порядок отбора);
  • нормативными правовыми актами высших исполнительных органов субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами местных администраций), содержащими положения, устанавливающие порядок отбора получателей субсидий, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), в случае принятия высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) решения, предусмотренного абзацем вторым пункта 4 статьи 78.5 БК РФ (далее – региональные порядки отбора).

Правильность принятия указанных решений необходимо оценивать через призму положений пункта 5 статьи 78.5 БК РФ, согласно которым при предоставлении субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов отбор получателей субсидий должен осуществляться в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – система «Электронный бюджет»).

Указанное требование не применяется только к субъектам Российской Федерации, в бюджете которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, перечень которых регулярно определяется Министерством финансов Российской Федерации [7] (далее – субъекты Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости).

Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости вправе определить для проведения отбора получателей субсидий из бюджетов государственную информационную систему (далее – ГИС) субъекта Российской Федерации (далее – региональная государственная информационная система), с последующей передачей данных в рамках информационного взаимодействия указанной информационной системы с системой «Электронный бюджет».

Очевидно, что при выборе варианта отбора получателей субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости должны учитываться результаты анализа процедур отбора, проводимых в настоящее время с использованием электронных ресурсов государственных информационных систем (специализированных интернет-порталов), обеспечивающих не только проведение отбора получателей субсидий, но также их взаимодействие с системой «Электронный бюджет», в том числе с Порталом предоставления мер финансовой государственной поддержки системы «Электронный бюджет» (далее – Портал государственной поддержки) [8].

Другим важным фактором, влияющим на определение подхода к регулированию проведения отбора получателей субсидий, безусловно являются сроки перехода на новый порядок отбора, которые на основании части 3 статьи 4 Федерального закона от 19.12.2022 № 521-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] применяются:

  • в отношении субсидий, предоставляемых юридическим лицам из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по предоставлению указанных субсидий являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, – начиная с 1 января 2024 года;
  • в отношении иных субсидий, предоставляемых юридическим лицам из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), – начиная
    с 1 января 2025 года.

Указанные положения обуславливают обязательство субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по применению системы «Электронный бюджет» в целях проведения отбора получателей субсидий, предоставляемых исключительно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), с 1 января 2025 года, а при наличии софинансирования расходных обязательств из федерального бюджета – с 1 января 2024 года.

Таким образом, каждый субъект Российской Федерации и муниципальное образование, не отнесенные к числу регионов с высоким уровнем долговой устойчивости, обладая правом утверждения собственного порядка отбора получателей субсидий, должны предусмотреть в акте по отбору нормы о проведении этого процесса в системе «Электронный бюджет».

В свою очередь, субъекты с высоким уровнем долговой устойчивости должны понимать, что использование исключительного права проведения отбора получателей субсидий в региональной государственной информационной системе напрямую зависит от возможностей этой системы соблюдать все процедуры, предусмотренные в системе «Электронный бюджет», в целях соответствия положениям, установленным в этой части новой редакцией Общих требований.

Рассмотрим далее какие еще факторы определяют успешный переход на новый порядок отбора в случае каждого подхода к регулированию проведения отбора.

 

Проведение отбора получателей субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в соответствии с Единым порядком отбора

При выборе варианта проведения отбора получателей субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в соответствии с Единым порядком отбора, в целях сохранения целостности правового регулирования необходимо обеспечить признание утратившими силу соответствующих положений нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), регулирующих проведение отбора получателей субсидий, изданных до 1 января 2024 года (далее – действующие акты), сохранив возможность завершения правоотношений, возникших на основании указанных актов, принятых не только главными распорядителями бюджетных средств, но и самими получателями субсидий (например, банками, заключившими договоры о предоставлении кредитов по льготной ставке).

В целях информирования о новых подходах предоставления субсидий из бюджета рекомендуется сформировать планы («дорожные карты»), в соответствии с которыми организовать проведение обучающих занятий о положениях Единого порядка отбора – как с участниками бюджетного процесса (главными распорядителями и получателями бюджетных средств), так и с потенциальными получателями субсидий – участниками отбора.

Необходимо предусмотреть обучение потенциальных пользователей работе на Портале государственной поддержки, в том числе посредством ознакомления их с соответствующими руководствами пользователей, вебинарами, описывающими порядок проведения отбора в системе «Электронный бюджет», а также с экранными формами веб-интерфейса системы «Электронный бюджет», находящимися в открытом доступе.

Обучение рекомендуется осуществить в отношении основных стадий настройки и проведения отбора получателей субсидий в системе «Электронный бюджет» (формирование профиля субсидии; формирование объявления о проведении отбора; организация приема заявок; рассмотрение заявок; оценка заявок; валидация экспертной оценки заявок; определение победителей и распределение средств субсидии).

Для организации процесса обучения рекомендуется использовать материалы, опубликованные в разделе «Техническая поддержка» Портала государственной поддержки [Полная ссылка для перехода в соответствующий раздел Портала предоставления мер финансовой государственной поддержки с руководствами пользователей и вебинарами по организации отбора получателей субсидий и участию в нем. URL: https://promote.budget.gov.ru/m-data/minfin/support-center]. Среди таких материалов представлены ответы на часто задаваемые вопросы по тематическим направлениям, инструкции для всех участников процесса, включающие в себя руководства пользователей и обучающие видеоролики, а также записи вебинаров.

Ответы на часто задаваемые вопросы представляются в разбивке по соответствующим группам (общая информация; регистрация; поиск субсидий и отборов; заполнение заявки; подписание заявки; после подачи заявки; дополнительные вопросы).

Руководства пользователей представлены в отношении различных тематик, в зависимости от вида выполняемых на Портале государственной поддержки действий (установка «КриптоПро CSP» и сертификата электронной подписи для последующего подписания заявки для участия в отборе; формирование, заполнение и подача заявки на участие в отборе, а также ее копирование и отзыв; проведение экспертизы заявок; ведение диалогов в чат-группах;  предоставление данных для формирования соглашения, подписание соглашения и просмотр отчетности).

Также на Портале государственной поддержки размещено три обучающих вебинара, посвященных работе с функционалом Портала государственной поддержки.

Отдельного внимания заслуживает работа по налаживанию информационного взаимодействия с системой «Электронный бюджет» ГИС субъектов Российской Федерации, обеспечивающих в настоящее время проведение отдельных стадий отбора. В этом направлении рекомендуется провести анализ использования сервисов, связанных с отраслевыми особенностями государственной поддержки (при их наличии).

Как уже отмечалось, на основании пункта 5 статьи 78.5 БК РФ правом на использование собственных государственных информационных систем в целях проведения отбора получателей субсидий обладают субъекты Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости. При этом должна обеспечиваться последующая передача данных в рамках информационного взаимодействия указанных информационных систем с системой «Электронный бюджет» с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. В рамках информационного взаимодействия осуществляется обмен следующими сведениями:

  • информация о субсидиях (передается из системы «Электронный бюджет»);
  • информация об объявлениях о проведении отбора получателей субсидий, отмене отбора получателей субсидий (передается из системы «Электронный бюджет»);
  • указатели страниц сайтов региональных государственных информационных систем, с которыми обеспечивается информационное взаимодействие (передается из ГИС субъекта Российской Федерации);
  • информация о заявках (передается из ГИС субъекта Российской Федерации);
  • информация о ходе и результатах отборов получателей субсидий (передается из ГИС субъекта Российской Федерации).

 

Проведение отбора получателей субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в соответствии с региональными порядками отбора

Региональные порядки на основании пункта 4 статьи 78.5 БК РФ должны учитывать положения, установленные Общими требованиями. В этой связи органам власти субъектов РФ и местного самоуправления для подготовки проектов региональных порядков отбора необходимо провести анализ действующих актов, в рамках которого:

  • определить показатели, по которым будет проводиться сопоставление актов, и осуществить сбор данных по показателям;
  • сформулировать выводы, полученные в результате сопоставления показателей, и определить «лучшие практики» проведения отбора.

При определении показателей, по которым в дальнейшем будут осуществляться сбор данных, содержащихся в анализируемых актах, рекомендуется исходить из положений, закрепленных в Общих требованиях.

Используя опыт анализа аналогичных норм, проведенного Научно-исследовательским финансовым институтом Минфина России (далее – НИФИ Минфина России) при подготовке проекта Единого порядка отбора, положения действующих актов предлагается проанализировать в разрезе разделов, указанных в таблице 1.

 

Таблица 1 – Анализ информации нормативных правовых актов, регулирующих проведение отбора получателей субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)

Раздел 1 «Сведения о НПА»
1 Наименование субсидии
2 Наименование и реквизиты НПА
Раздел II. Способы проведения отбора
3 Запрос предложений
4 Конкурс (один этап)
5 Конкурс (несколько этапов)
Раздел III. Требования к участнику отбора
6 Категория получателей субсидии
7 Критерии отбора получателей субсидии
8 Исключения из условий допуска участника отбора
9 Дополнительные требования
10 Документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям
Раздел IV. Содержание предложения (заявки) участника отбора
11 Общие сведения об участнике отбора и базовый пакет документов
12 Сведения и документы, подтверждающие соответствие участника отбора установленным требованиям
13 Сведения и документы по установленным критериям оценки
Раздел V. Внебюджетные источники финансирования
Раздел VI. Форма подачи предложения (заявки)
14 Электронный документ
15 На бумажном носителе
Раздел VII. Сроки для участника отбора
16 Даты начала подачи или окончания приема предложений (заявок)
17 Предельный срок отзыва предложения (заявки)
18 Предельный срок изменения предложения (заявки)
19 Предельный срок возврата (до окончания приема заявок)
Раздел VIII. Основания для возврата предложения (заявки)
20 Предложение подано с нарушением правил подачи
21 Одним участником конкурса подано более одного предложения (одной заявки)
22 Предложение подано после окончания срока подачи предложения (заявки)
23 Иные основания
Раздел IX. Информационное обеспечение отбора
24 Наименование информационной системы
25 Положения о взаимодействии с оператором системы (да/нет)
Раздел X. Объявление о проведении отбора
26 Срок размещения
27 Место размещения
28 Предельный срок направления запроса о разъяснении объявления
29 Предельный срок направления ответа на запрос о разъяснении объявления
Раздел XI. Отмена отбора
30 Случаи отмены
31 Предельный срок отмены
Раздел XII. Основания для отклонения предложений (заявок)
32 Предложение (заявка) не соответствует требованиям
33 Выявление недостоверности представленных сведений
34 Предложение подано участником конкурса после окончания срока подачи заявок
35 Иные основания
Раздел XIII. Оценка предложений (заявок)
36 Субъект, рассматривающий заявки участников отбора (ГРБС, комиссия, эксперты)
37 Сроки рассмотрения и оценки
38 Способ ранжирования
Раздел XIV. Критерии оценки предложений (заявок)
39 Качественные критерии
40 Стоимостные критерии
41 Иные критерии
Раздел XV. Способ распределения средств субсидии
Раздел XVI. Подписание соглашения
42 Срок подписания соглашения победителем отбора
Раздел XVII. Иные особенности

Источник: составлено автором с учетом проведенного НИФИ Минфина России исследования.

 

Полученные результаты позволят сформулировать выводы:

  • о статистике применения способов проведения отбора (запроса предложения, конкурса), а также о факторах, обусловливающих использование способов проведения отбора;
  • о практике установления базовых требований к участникам отбора, отличных от установленных Общими требованиями, а также об определении целевой модели проверки соответствия участников отбора установленным требованиям в разрезе показателей, указанных в таблице 2.

 

Таблица 2 – Анализ нормативных правовых актов в целях определения базовых требований к участникам отбора

№ п/п Требование Статистика по отсутствию требования в НПА Возможность автоматической проверки в информационных системах (да/нет) Документы, подтверждающие соответствие
1 Отсутствие налоговой задолженности
2 Отсутствие задолженности по возврату средств в федеральный бюджет
3 Отсутствие реорганизации, ликвидации, приостановки деятельности
4 Отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц
5 Не иностранные лица и не лица, зарегистрированные в офшоре
6 Не получают средств из федерального бюджета на аналогичные цели
7 Отсутствие в перечне лиц-экстремистов

Источник: составлено автором с учетом проведенного НИФИ Минфина России исследования.

 

По результатам исследования действующих актов возможно также сделать выводы:

  • о возможности стандартизации документов для подтверждения соответствия базовым требованиям, установленным к участникам отбора, а также о необходимости (об отсутствии необходимости) запроса таких документов у участников отбора при возможности обеспечения проверки с использованием информационных систем;
  • о практике определения дополнительных требований к участникам отбора, отличных от установленных Общими требованиями;
  • о возможности стандартизации документов для подтверждения соответствия дополнительным требованиям, установленным к участникам отбора, а также о необходимости запроса таких документов у участников отбора;
  • о возможности расширения стандартизации в части использования критериев (при определении критериев оценки, отличных от стандартизированных);
  • о практике обмена документами на бумажном носителе при проведении отбора, о наличии отраслевой или иной специфики в указанном вопросе и о возможности сохранения таких процедур;
  • о возможности стандартизации сроков начала или окончания подачи предложений (заявок) участников отбора;
  • о возможности определения закрытого перечня оснований для возврата предложений (заявок);
  • о возможности определения сроков для внесения участниками отбора изменений в заявки (предложения);
  • об особенностях сведений, включаемых в объявления о проведении отбора, и о возможности стандартизации отдельных сведений, включаемых в объявления о проведении отбора;
  • о возможности определения закрытого перечня оснований и предельных сроков отмены проведения отбора;
  • о возможности определения закрытого перечня оснований для отклонения предложения (заявки) участника отбора, о наличии исключений;
  • о возможности стандартизации перечня субъектов, участвующих в рассмотрении и оценке предложений (заявок);
  • о возможности стандартизации правил проведения оценки предложений (заявок) участников отбора, о наличии особенностей, не подпадающих под стандартизацию;
  • о возможности стандартизации правил ранжирования предложений (заявок) участников отбора, в том числе о наличии способов ранжирования предложений (заявок), отличных от способа ранжирования в порядке поступления заявок (предложений) при проведении отбора путем запроса предложений или от способа ранжирования от наибольшего к наименьшему, а при равенстве баллов – в порядке поступления заявок (предложений) при проведении отбора в форме конкурса;
  • о возможности стандартизации правил распределения средств субсидии между победителями отбора.

Анализ нормативных правовых актов на предмет наличия в них указанных положений, в том числе в отношении определения предельных сроков внесения участниками отбора изменений в заявки (предложения), а также о сроках внесения соответствующих изменений (например, до истечения установленного срока подачи заявок) рекомендуется проводить по главным распорядителям бюджетных средств с выделением информации о том, где устанавливаются такие нормы (в объявлении о проведении отбора / извещении / информационном сообщении / в конкурсной документации).

Обобщенные положения по каждому показателю станут основой для разработки норм, отражающих региональные и отраслевые особенности регионального порядка отбора.

Кроме того, при разработке регионального порядка отбора предлагается учитывать положения действующих региональных актов, выявленные по результатам анализа, проведенного НИФИ Минфина России, и определенные как «лучшие практики» проведения отбора получателей субсидий.

В качестве успешной практики опыта определения требований к участникам отбора получателей субсидий целесообразно использовать опыт Нижегородской области, в большей части актов которой представлены требования, конкретизирующие положения, предусмотренные Общими требованиями [9, 10].

Успешный опыт определения положений, касающихся внесения изменений в заявки (предложения), поданные участниками отбора получателей субсидий, демонстрирует Пензенская область, в актах которой содержатся положения, определяющие различные основания для внесения изменений и допустимые сроки изменения заявки на уровне нормативных правовых актов, а не объявления о проведении отбора [11, 12].

В части положений, касающихся отмены проведения отбора, включая основания для отмены проведения отбора и предельные сроки отмены, основания для признания отбора несостоявшимся, в качестве «лучших практик» определены положения нормативных правовых актов Пензенской [13, 14] и Ярославской областей [15, 16], в которых содержатся нормы, регулирующие отмену проведения отбора и указывающие на возможные основания для отмены.

 

Заключение

Изменения бюджетного законодательства в части оказания государственной поддержки из бюджетов бюджетной системы РФ на развитие отраслей экономики, сельского хозяйства, науки и социальной сферы предусматривают необходимость перехода на новый порядок проведения отбора получателей субсидий из бюджета субъекта РФ и местных бюджетов. Так, высшие органы исполнительной власти субъекта РФ и местные администрации вправе выбрать один из следующих вариантов правового регулирования порядка проведения отбора:

  • проведение отбора получателей субсидий в соответствии с Единым порядком, определенном Правительством РФ;
  • проведение отбора получателей субсидий в соответствии с региональным порядком.

Рекомендации, изложенные в статье, могут оказать помощь высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местным администрациям муниципальных образований:

  • при определении соответствующих показателей для принятия решения о порядке предоставления субсидии (в части, касающейся отбора) — в случае выбора Единого порядка отбора получателей субсидий;
  • при разработке положений, которые могут стать основой региональных порядков отбора получателей субсидий – в случае выбора регионального порядка отбора получателей субсидий.

 

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 03.08.1998. № 31. Ст. 3823.
  2. Федеральный закон от 19.12.2022 № 521-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 26.12.2022. № 52. Ст. 9351.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от .11.2023 № 1780 «Об утверждении Правил предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, предоставляемых из бюджетов
    бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам ‒ производителям товаров, работ, услуг».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от .11.2023 № 1781 «Об утверждении Правил отбора получателей субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, предоставляемых из бюджетов
    бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам ‒ производителям товаров, работ, услуг».
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам ‒ производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 28.09.2020. № 39. Ст. 6069.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.10.2023 № 1782 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам ‒ производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 28.09.2020. № 39. Ст. 6069.
  7. Приложение № 4 к приказу Минфина России от 11.11.2022 № 497 «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  8. Портал предоставления мер финансовой государственной поддержки ГИИС «Электронный бюджет». URL: https://promote.budget.gov.ru (дата обращения 20.10.2023).
  9. Постановление Правительства Нижегородской области от 15.10.2021 № 913 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение промышленным предприятиям части затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями» // Нижегородские новости, 24.12.2021. № 100(6356).
  10. Постановление Правительства Нижегородской области от 22.08.2022 № 659 «Об учреждении гранта Правительства Нижегородской области государственным и муниципальным общеобразовательным организациям, демонстрирующим высокий уровень управления качеством общего образования, и утверждении порядка его предоставления из областного бюджета в форме субсидии» // Нижегородские новости, 23.09.2022 (постановление). № 57(6414).
  11. Постановление Правительства Пензенской области от 08.10.2013 № 752-пП «Об утверждении государственной программы Пензенской области «Содействие занятости населения в Пензенской области»» // Пензенские губернские ведомости, 21.10.2013. № 105. С. 11.
  12. Постановление Правительства Пензенской области от 05.02.2019 № 43-пП «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат на обучение на рабочем месте в форме стажировки и частичное возмещение затрат на оплату труда наркозависимых лиц, прошедших курс реабилитации» // Пензенские губернские ведомости, 13.02.2019. № 12. С. 41.
  13. Постановление Правительства Пензенской области от 14.02.2019 № 84-пП «Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям, созданным общественными объединениями инвалидов, на возмещение части затрат, связанных с оплатой услуг теплоснабжения и электроснабжения» // Пензенские губернские ведомости, 22.02.2019. № 17. С. 1.
  14. Постановление Правительства Пензенской области от 09.02.2022 № 94-пП «Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Пензенской области социально ориентированным некоммерческим организациям на поддержку проектов социальных инициатив и о признании утратившим силу отдельного нормативного правового акта Правительства Пензенской области» // Пензенские губернские ведомости, 16.02.2022. № 12.
  15. Постановление Правительства Ярославской области от 31.03.2021 № 173-п «Об утверждении государственной программы Ярославской области «Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области» на 2021–2025 годы и о признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Правительства области» // Документ-Регион, 09.07.2021. № 55.
  16. Постановление Правительства Ярославской области от 23.03.2022 № 184-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий физкультурно-спортивным организациям Ярославской области и о признании утратившими силу постановлений Правительства области от 20.02.2018 №89-п и от 07.08.2019 № 571-п» // Документ-Регион, 08.04.2022. № 27.

 

References

  1. Budget Code of the Russian Federation dated July 31, 1998 No. 145-FZ [Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 31.07.1998 № 145-FZ]// Collection of Legislation of the Russian Federation, August 3, 1998. No. 31. Art. 3823.
  2. Federal Law of December 19, 2022 No. 521-FZ “On Amendments to the Budget Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation” [Federal’nyy zakon ot 19.12.2022 № 521-FZ «O vnesenii izmeneniy v Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii i otdel’nyye zakonodatel’nyye akty Rossiyskoy Federatsii»]// Collection of Legislation of the Russian Federation. 12/26/2022. No. 52. Art. 9351.
  3. Decree of the Government of the Russian Federation dated November 2023 No. 1780 “On approval of the Rules for the provision of subsidies, including grants in the form of subsidies provided from budgets budget system of the Russian Federation to legal entities, individual entrepreneurs, as well as individuals — producers of goods, works, services.» [Postanovleniye Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot .11.2023 № 1780 «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya subsidiy, v tom chisle grantov v forme subsidiy, predostavlyayemykh iz byudzhetov byudzhetnoy sistemy Rossiyskoy Federatsii yuridicheskim litsam, individual’nym predprinimatelyam, a takzhe fizicheskim litsam ‒ proizvoditelyam tovarov, rabot, uslug».]
  4. Decree of the Government of the Russian Federation dated November 2023 No. 1781 “On approval of the Rules for selecting recipients of subsidies, including grants in the form of subsidies provided from budgets budget system of the Russian Federation to legal entities, individual entrepreneurs, as well as individuals — producers of goods, works, services.» [Postanovleniye Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot .11.2023 № 1781 «Ob utverzhdenii Pravil otbora poluchateley subsidiy, v tom chisle grantov v forme subsidiy, predostavlyayemykh iz byudzhetov byudzhetnoy sistemy Rossiyskoy Federatsii yuridicheskim litsam, individual’nym predprinimatelyam, a takzhe fizicheskim litsam ‒ proizvoditelyam tovarov, rabot, uslug»]
  5. Decree of the Government of the Russian Federation dated September 18, 2020 No. 1492 “On general requirements for regulatory legal acts, municipal legal acts governing the provision of subsidies, including grants in the form of subsidies, to legal entities, individual entrepreneurs, as well as individuals — manufacturers of goods , works, services, and on the recognition as invalid of certain acts of the Government of the Russian Federation and certain provisions of certain acts of the Government of the Russian Federation” [Postanovleniye Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 18.09.2020 № 1492 «Ob obshchikh trebovaniyakh k normativnym pravovym aktam, munitsipal’nym pravovym aktam, reguliruyushchim predostavleniye subsidiy, v tom chisle grantov v forme subsidiy, yuridicheskim litsam, individual’nym predprinimatelyam, a takzhe fizicheskim litsam ‒ proizvoditelyam tovarov, rabot, uslug, i o priznanii utrativshimi silu nekotorykh aktov Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii i otdel’nykh polozheniy nekotorykh aktov Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii»]// Collection of Legislation of the Russian Federation, 09.28.2020. No. 39. Art. 6069.
  6. Decree of the Government of the Russian Federation dated October 25, 2023 No. 1782 “On general requirements for regulatory legal acts, municipal legal acts governing the provision of subsidies, including grants in the form of subsidies, to legal entities, individual entrepreneurs, as well as individuals — manufacturers of goods , works, services, and on the recognition as invalid of certain acts of the Government of the Russian Federation and certain provisions of certain acts of the Government of the Russian Federation” [Postanovleniye Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 25.10.2023 № 1782 «Ob obshchikh trebovaniyakh k normativnym pravovym aktam, munitsipal’nym pravovym aktam, reguliruyushchim predostavleniye subsidiy, v tom chisle grantov v forme subsidiy, yuridicheskim litsam, individual’nym predprinimatelyam, a takzhe fizicheskim litsam ‒ proizvoditelyam tovarov, rabot, uslug, i o priznanii utrativshimi silu nekotorykh aktov Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii i otdel’nykh polozheniy nekotorykh aktov Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii»]// Collection of Legislation of the Russian Federation, 09.28.2020. No. 39. Art. 6069.
  7. Appendix No. 4 to the order of the Ministry of Finance of Russia dated November 11, 2022 No. 497 “On approval of lists of constituent entities of the Russian Federation in accordance with the provisions of paragraph 5 of Article 130 of the Budget Code of the Russian Federation” // ATP “ConsultantPlus” [Prilozheniye № 4 k prikazu Minfina Rossii ot 11.11.2022 № 497 «Ob utverzhdenii perechney sub»yektov Rossiyskoy Federatsii v sootvetstvii s polozheniyami punkta 5 stat’i 130 Byudzhetnogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii»].
  8. Portal for providing measures of financial state support of the GIIS “Electronic Budget” [Portal predostavleniya mer finansovoy gosudarstvennoy podderzhki GIIS «Elektronnyy byudzhet»]. URL: https://promote.budget.gov.ru (date accessed 10/20/2023).
  9. Decree of the Government of the Nizhny Novgorod Region dated October 15, 2021 No. 913 “On approval of the Procedure for providing subsidies to reimburse industrial enterprises for part of the costs of paying the first installment (advance payment) when concluding an equipment leasing agreement (agreements) with Russian leasing organizations” [Postanovleniye Pravitel’stva Nizhegorodskoy oblasti ot 15.10.2021 № 913 «Ob utverzhdenii Poryadka predostavleniya subsidii na vozmeshcheniye promyshlennym predpriyatiyam chasti zatrat na uplatu pervogo vznosa (avansa) pri zaklyuchenii dogovora (dogovorov) lizinga oborudovaniya s rossiyskimi lizingovymi organizatsiyami»]// Nizhny Novgorod News, 24.12 .2021. No. 100(6356).
  10. Decree of the Government of the Nizhny Novgorod Region dated August 22, 2022 No. 659 “On the establishment of a grant from the Government of the Nizhny Novgorod Region to state and municipal educational organizations that demonstrate a high level of quality management of general education, and approval of the procedure for its provision from the regional budget in the form of a subsidy” [Postanovleniye Pravitel’stva Nizhegorodskoy oblasti ot 22.08.2022 № 659 «Ob uchrezhdenii granta Pravitel’stva Nizhegorodskoy oblasti gosudarstvennym i munitsipal’nym obshcheobrazovatel’nym organizatsiyam, demonstriruyushchim vysokiy uroven’ upravleniya kachestvom obshchego obrazovaniya, i utverzhdenii poryadka yego predostavleniya iz oblastnogo byudzheta v forme subsidii»]// Nizhny Novgorod News, 09/23/2022 (resolution). No. 57(6414).
  11. Resolution of the Government of the Penza Region dated October 8, 2013 No. 752-pP “On approval of the state program of the Penza region “Promoting employment of the population in the Penza region”” [Postanovleniye Pravitel’stva Penzenskoy oblasti ot 08.10.2013 № 752-pP «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Penzenskoy oblasti «Sodeystviye zanyatosti naseleniya v Penzenskoy oblasti»»]// Penza Provincial Gazette, 10.21.2013. No. 105. P. 11.
  12. Resolution of the Government of the Penza Region dated 02/05/2019 No. 43-pP “On approval of the Procedure for providing subsidies to legal entities, with the exception of subsidies to state (municipal) institutions, individual entrepreneurs for reimbursement of costs for on-the-job training in the form of internships and partial reimbursement of costs for remuneration for drug addicts who have completed a rehabilitation course” [Postanovleniye Pravitel’stva Penzenskoy oblasti ot 05.02.2019 № 43-pP «Ob utverzhdenii Poryadka predostavleniya subsidiy yuridicheskim litsam, za isklyucheniyem subsidiy gosudarstvennym (munitsipal’nym) uchrezhdeniyam, individual’nym predprinimatelyam na vozmeshcheniye zatrat na obucheniye na rabochem meste v forme stazhirovki i chastichnoye vozmeshcheniye zatrat na oplatu truda narkozavisimykh lits, proshedshikh kurs reabilitatsii»]// Penza Provincial Gazette, 02.13.2019. No. 12. P. 41.
  13. Resolution of the Government of the Penza Region dated 02.14.2019 No. 84-pP “On approval of the Procedure for providing subsidies to organizations created by public associations of disabled people to reimburse part of the costs associated with paying for heat supply and electricity services” [Postanovleniye Pravitel’stva Penzenskoy oblasti ot 14.02.2019 № 84-pP «Ob utverzhdenii Poryadka predostavleniya subsidiy organizatsiyam, sozdannym obshchestvennymi ob»yedineniyami invalidov, na vozmeshcheniye chasti zatrat, svyazannykh s oplatoy uslug teplosnabzheniya i elektrosnabzheniya»]// Penza Provincial Gazette, 02.22.2019. No. 17. P. 1.
  14. Resolution of the Government of the Penza Region dated 02/09/2022 No. 94-pP “On approval of the Procedure for providing grants in the form of subsidies from the budget of the Penza Region to socially oriented non-profit organizations to support projects of social initiatives and on the recognition of a separate regulatory legal act of the Government of the Penza Region as invalid” [Postanovleniye Pravitel’stva Penzenskoy oblasti ot 09.02.2022 № 94-pP «Ob utverzhdenii Poryadka predostavleniya grantov v forme subsidiy iz byudzheta Penzenskoy oblasti sotsial’no oriyentirovannym nekommercheskim organizatsiyam na podderzhku proyektov sotsial’nykh initsiativ i o priznanii utrativshim silu otdel’nogo normativnogo pravovogo akta Pravitel’stva Penzenskoy oblasti»]/ / Penza Provincial Gazette, 02/16/2022. No. 12.
  15. Decree of the Government of the Yaroslavl Region No. 173-p dated March 31, 2021 “On approval of the state program of the Yaroslavl Region “Development of civil society institutions in the Yaroslavl Region” for 2021–2025 and on the recognition as invalid and partially invalidated certain resolutions of the Regional Government” [Postanovleniye Pravitel’stva Yaroslavskoy oblasti ot 31.03.2021 № 173-p «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Yaroslavskoy oblasti «Razvitiye institutov grazhdanskogo obshchestva v Yaroslavskoy oblasti» na 2021–2025 gody i o priznanii utrativshimi silu i chastichno utrativshimi silu otdel’nykh postanovleniy Pravitel’stva oblasti»]// Document -Region, 07/09/2021. No. 55.
  16. Decree of the Government of the Yaroslavl Region No. 184-p dated 03.23.2022 “On approval of the Procedure for providing subsidies to physical culture and sports organizations of the Yaroslavl Region and on invalidating the Resolutions of the Regional Government dated 02.20.2018 No. 89-p and dated 08.07.2019 No. 571- p» [Postanovleniye Pravitel’stva Yaroslavskoy oblasti ot 23.03.2022 № 184-p «Ob utverzhdenii Poryadka predostavleniya subsidiy fizkul’turno-sportivnym organizatsiyam Yaroslavskoy oblasti i o priznanii utrativshimi silu postanovleniy Pravitel’stva oblasti ot 20.02.2018 №89-p i ot 07.08.2019 № 571-p»]// Document-Region, 04/08/2022. No. 27.

 

Еще в рубриках

Регионы России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *