Главная страница » Публикации » №4 (76) » Цифровая трансформация государственных и муниципальных услуг в социальной сфере (на материалах Красноярского края)

Цифровая трансформация государственных и муниципальных услуг в социальной сфере (на материалах Красноярского края)

Digital transformation of the management of state and municipal services in the social sphere (based on materials from the Krasnoyarsk Territory)

Авторы

Макарова Светлана Николаевна
кандидат экономических наук, доцент
Россия, Сибирский федеральный университет
msn2004@list.ru

Аннотация

Цель исследования - оценка уровня цифровой трансформации государственного управления в социальной сфере Красноярского края. Выявлены методологических проблемы, связанные как с определением государственных и муниципальных услуги, так и с характеристиками их объема и качества. Проведен анализ уровня цифровой трансформации образовательных услуг в Красноярском крае, определены взаимосвязи задач федеральных и региональный проектов. Сделаны выводы о новых вызовах в сфере образования, связанных с обеспечением технологического сопровождения образовательного процесса с функционалом мониторинга.

Ключевые слова

Государственная и муниципальная услуга, сфера образования, программа, проект, цифровая трансформация, Красноярский край

Финансирование

Исследование выполнено в рамках реализации проекта № 2022030908431 «Разработка методики оценки эффективности реализации стратегических направлений цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления субъектов Российской Федерации (на примере Красноярского края)», поддержанного Красноярским краевым фондом поддержки научной и научно-технической деятельности в рамках регионального конкурса «Конкурс проектов прикладных научных исследований и инновационных разработок в интересах развития Красноярского края» по приоритетным темам, представленным органами государственной власти и местного самоуправления Красноярского края.

Рекомендуемая ссылка

Макарова Светлана Николаевна

Цифровая трансформация государственных и муниципальных услуг в социальной сфере (на материалах Красноярского края)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Номер статьи: 7603. Дата публикации: 18.10.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7603/

DOI: 10.24412/1999-2645-2023-476-3

Authors

Makarova Svetlana Nikolaevna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department finance and risk management
Russia, Siberian federal university
msn2004@list.ru

Abstract

The purpose of the study is to assess the level of digital transformation of public administration in the social sphere of the Krasnoyarsk Territory. Methodological problems related to both the definition of state and municipal services and the characteristics of their volume and quality are identified. The analysis of the level of digital transformation of educational services in the Krasnoyarsk Territory is carried out, the interrelationships of the tasks of federal and regional projects are determined. Conclusions are drawn about new challenges in the field of education related to the provision of technological support of the educational process with monitoring functionality.

Keywords

State and municipal services, education, program, project, digital transformation, Krasnoyarsk Territory

Project finance

The research was carried out as part of the implementation of project No. 2022030908431 “Development of a methodology for assessing the effectiveness of the implementation of strategic directions of digital transformation of key sectors of the economy, social sphere and public administration of the constituent entities of the Russian Federation (using the example of the Krasnoyarsk Territory)”, supported by the Krasnoyarsk Regional Fund for the Support of Scientific and Scientific-Technical Activities in within the framework of the regional competition “Competition of projects for applied scientific research and innovative developments in the interests of the development of the Krasnoyarsk Territory” on priority topics presented by state authorities and local governments of the Krasnoyarsk Territory.

Suggested Citation

Makarova Svetlana Nikolaevna

Digital transformation of the management of state and municipal services in the social sphere (based on materials from the Krasnoyarsk Territory)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Art. #7603. Date issued: 18.10.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7603/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2023-476-3


Введение

Развитие цифровой экономики и информационно-коммуникационных технологий вызывает необходимость цифровой трансформации всей сферы государственного и муниципального управления.

В общем случае объектами государственного и муниципального управления признаются услуги, которые бесплатно получают потребители и которые финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ. Органы власти, как субъекты управления, используют различные методы и инструменты воздействия на объем и иные характеристики как государственных, так и муниципальных услуг. На каждом этапе социально-экономического развития общества, инструменты и методы, образующие механизм управления, подбираются таким образом, чтобы обеспечить эффективное и результативное функционирование управляемой подсистемы.

В любом случае, возникают вопросы — «чем управлять?», «как управлять», «зачем управлять?» — требующие четкого правового ответа и отражения в действующих нормативно-правовых актах. Необходимо сформулировать принципы, на основе которых будут подобраны адекватные методы и инструменты. В основе современного этапа государственного и муниципального управления – принцип программно-проектного управления услугами на основе достижения заданных параметров объема и качества. Применение же цифровых технологий позволяет достичь заданных результатов и эффективно удовлетворить изменившиеся потребности потребителей.

В настоящее время на основе цифровых технологий созданы и функционируют государственные информационные системы (ГИС) и компоненты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (ИТКИ), помогающие органам власти реализовать свои полномочия и организовать межведомственный обмен информацией.

В зависимости от объекта цифровизации выделяют ГИС обеспечения типовой деятельности и ГИС обеспечения специальной деятельности органов власти. В свою очередь, в зависимости от объекта цифровизации компоненты ИТКИ подразделяются на центры обработки данных (ЦОД), типовые компоненты и компоненты инфраструктуры электронного правительства.

В 2009 г. была создана ГИС «Управление» для информационного обеспечения специальной деятельности органов власти по принятию управленческих решений, в том числе стратегического характера. Она интегрирована с другими информационными системами обеспечения специальной деятельности органов власти – ГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» и ГИС «Электронный бюджет». В частности, с помощью этих двух систем организовано предоставление и финансирование государственных и муниципальных услуг, в том числе в социальной сфере.

По данным мониторинга качества перевода государственных и муниципальных услуг в электронную форму, проведенного Министерством экономического развития Российской Федерации в 2020 г. (Распоряжение Правительства РФ от 11.04.2022 N 837-р ) 34 % федеральных услуг, размещенных на едином портале, не имели интерфейсов для онлайн-обращений, 15 % таких интерфейсов были неработоспособны. В более чем 50 % случаев заявители не получали оповещений о ходе получения государственных и муниципальных услуг, 35 % сведений о федеральных услугах на едином портале были неактуальны или ошибочны.

Предпосылки и ключевые направления внедрения цифровых технологий в сферу оказания социальных услуг населению раскрыты в работах Кошкиной Д.И., Сусловой Ю.Ю. и др. [2, 5].

Следует отметить, что эффективность цифровизации сферы государственного и муниципального управления достигается не только уровнем цифровой зрелости органов власти и населения, но методологической основой функционирования созданных информационных систем, включая условия, принципы, инструменты и методы, а также применяемые управленческие технологии.

 

Результаты исследования

Социальная сфера обеспечивает потребности населения в образовании, здравоохранении, культуре, спорте и др. Социальная функция государства реализуется через бесплатное предоставление населению определенного набора указанных государственных и муниципальных услуг. Управление услугой осуществляется посредством программ и проектов, а финансовое обеспечение через программный бюджет.  Цифровое представление услуги требует четкой формализации элементов: понятие услуги, классификация, реестр (перечень) услуг, стандарты (регламенты) услуг. Обобщая историю развития института государственных и муниципальных услуг, отметим, что указанные элементы появлялись с нарушением логической последовательности (табл. 1).

 

Таблица 1 – Инструменты программно-проектного управления государственными и муниципальными услугами 

Инструмент Год появления нормативно-правового акта
Государственные и муниципальные услуги:
— понятие 2010
— реестр 2019
— стандарты услуг 2006
— административные регламенты услуг 2009
— государственные (муниципальные) задания 2011
— государственный (муниципальный) заказ 2020
Программы и проекты:
— понятие программы 2014
— понятие проекта 2018
— типы программ 2008
— типы проектов 2018
Программный бюджет 2014

 

Так, первые стандарты и регламенты услуг, призванные зафиксировать определенные желаемые параметры качества их оказания, появились в 2006 г. (стандарты услуг) и в 2009 г. (регламенты услуг). При этом правовое определение государственной и муниципальной услуги появилось только в 2010 г., а перечни в 2019 г. Кроме того, в 2011 г. автономным и бюджетным учреждениям были выданы первые государственные (муниципальные) задания на услуги при отсутствии единого реестра. Программы и проекты, призванные обеспечивать доступность услуг, появляются только в 2014 г. и 2018 г. Кроме того, до 2014 г. невозможно было обеспечить четкую взаимосвязь бюджетных расходов с результатами оказания государственных и муниципальных услуг, так как отсутствовала соответствующая программная классификация расходов бюджета (программный бюджет).

В настоящее время логическая цепочка восстановлена, но сохраняются отдельные недостатки. Например. Определение государственных и муниципальных услуг содержится в двух разных федеральных законах. В рамках бюджетного законодательства (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ) определение содержит лишь перечень субъектов их оказывающих — органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения. Дополнение состава субъектов иными юридическими лицами (пусть и в соответствии с законодательством РФ) лишает данное определение уникальности. В рамках регулирования правоотношений в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг органами государственной власти и местного самоуправления, услуга представляет собой деятельность органа власти по реализации функций по запросу заявителей в рамках полномочий органа (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). Из определения следует, что такая деятельность – это некий административный процесс, в результате которого потребитель удовлетворяет свою потребность.

Сложившая ситуация не добавляет ясности в процесс предоставления услуг, тем более в условиях развития информационных технологий.

Обратимся к статистике. В РФ по состоянию на начало 2022 г. заявители могут получить около 600 федеральных услуг и 2000 региональных и муниципальных услуг. По федеральным услугам зафиксировано 617 млн. обращений, из них 48 млн. обращений через многофункциональные центры, 79 млн. обращений в органы власти и организации и 490 млн. обращений через электронные каналы связи. За региональными и муниципальными услугами заявители обращались 79 млн. раз, из них 10 млн. раз через многофункциональные центры, 50 млн. раз в органы власти и организации, органы местного самоуправления, 19 млн. раз через электронные каналы связи (Распоряжение Правительства РФ от 11.04.2022 N 837-р). Такое огромное количество услуг в ГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» не делает систему понятной и прозрачной. Возникают трансакционные издержки цифровой идентификации каждой из 2600 услуг.

Считаем, что во всех этих случаях речь идет все-таки не об услуге, как институциональной единице (административном процессе), а об элементе услуги (административном действии в составе административного процесса). Решение видится в агрегировании отдельных мелких действий (услуг) в более крупную единицу учета. Ведь потребителю нужна не услуга записи на прием к врачу или записи в дошкольное образовательное учреждение, а сама медицинская или образовательная услуга. Запись в этом случае выступает лишь административным действием в процессе предоставления услуги, реализованном с использованием информационно-коммуникационных технологий в ГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг». Правовые аспекты взаимодействия информационной среды и современного образовательного процесса исследованы Савотченко С.Е., Акапьевым В.Л. [4].

Осуществляя процесс управления услугами в социальной сфере, органы власти должны определить текущие и желаемые параметры их объема и качества. Эти характеристики напрямую зависят от формулировки наименования услуги, содержащейся в перечнях (реестрах), которые размещены в различных информационных системах.

В соответствие в Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» в ГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» включены услуги: предоставляемые федеральными органами исполнительной власти; необходимые и обязательные для предоставления государственных и муниципальных услуг, которые предоставляются уполномоченными организациями; предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ).

Приведем пример наименования услуги из Приказа министерства социальной политики Красноярского края от 01.09.2015 № 433-ОД «Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) краевыми государственными учреждениями социального обслуживания, подведомственными министерству социальной политики Красноярского края». Услуга 22.032.0 «Предоставление социального обслуживания в форме на дому, включая оказание социально-бытовых услуг, социально-медицинских услуг, социально-психологических услуг, социально-педагогических услуг, социально-трудовых услуг, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочных социальных услуг».

Возникает вопрос о том, как выбрать необходимые параметры качества и объема такой услуги, состоящей из целого пакета разнообразных услуг для разных категорий получателей (взрослых и детей), в том числе отличающихся по времени предоставления (упоминание о срочных услугах). Решение видится в декомпозиции таких формулировок социальных услуг.

Далее остановимся на результатах исследования цифровой трансформации государственных и муниципальных услуг на примере сферы образования Красноярского края. Выделяют три парадигмы электронного образования: когнитивно-информационную, социо-антропологическую и экзистенциальную. Различие парадигм связано с разными задачами образовательных практик, разными формами реализации личностного и компетентностного подходов [6]. Кроме того, важно выделять концепт региональной цифровой подсистемы, с дальнейшим определением ее основных элементов [1, 3].

В Красноярском края разработана и реализуется государственная программа «Развитие образования», утвержденная Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 508-п. В ней указывается, что система образования представлена в Красноярском крае образовательными организациями всех форм собственности и видов. В настоящее время на территории края функционируют 72 организации среднего профессионального образования, 2 организации дополнительного профессионального образования, 9 государственных образовательных организаций высшего образования и 1 частная образовательная организация высшего образования, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук».

Численность студентов образовательных организаций высшего образования в крае в 2021-2021 учебном году составила около 71 тыс. человек, численность специалистов, занятых в науке и высшем образовании, — более 13 тыс. человек. Сеть дошкольных образовательных организаций составляет 853 организации, которые посещют 151,5 тыс. детей.

Сеть общеобразовательных организаций всех форм собственности по состоянию состоит из 924 организаций, в их числе 907 дневных государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, 7 общеобразовательных организаций частной формы собственности, 10 вечерних (сменных) общеобразовательных организаций, в том числе 8 — при исправительных колониях.

С 2020 г. на территории Красноярского края внедряется целевая модель цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях (табл. 2)

 

Таблица 2 – Показатели цифровой трансформации образовательной среды в Красноярском крае

Наименование показателя цифровой трансформации Единица измерения 2022
Доля учащихся, по которым осуществляется ведение цифрового профиля % 10
Доля педагогических работников, получивших возможность использования верифицированного цифрового образовательного контента и цифровых образовательных сервисов % 5
Доля учащихся, имеющих возможность бесплатного доступа к верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам для самостоятельной подготовки % 5
Доля заданий в электронной форме для учащихся, проверяемых с использованием технологий автоматизированной проверки % 10

 

С целью повышения качества обучения и воспитания для 101 образовательной организации края приобретено компьютерное и интерактивное оборудование, школам края обеспечен доступ к высокоскоростному интернету, а соответственно и к современному цифровому образовательному контенту. Всего закуплено более 1800 единиц цифровой техники на общую сумму 111 млн рублей. Ноутбуки и принтеры помогут расширить учебное пространство. Благодаря современной технике ученики и педагоги смогут участвовать в онлайн-конференциях, проводить и подключаться к различным телемостам.

Новые цифровые решения позволяют ребенку, в том числе с ограниченными возможностями, обучаться онлайн с классом при помощи дистанционных технологий.

Созданный в крае мобильный технопарк «Кванториум» обеспечивает доступность различных программ дополнительного образования детей на всей территории края, даже в удаленных районах. Предполагается, что ежегодно будут обучаться 400 детей, а принимать участие в мероприятиях центра более 1,5 тысяч детей. Цель, реализуемых технопарком, программ — формирование у школьников актуальных компетенций в области техники и современных технологий, мотивации личностного развития, раннего профессионального самоопределения.

Несмотря на имеющиеся положительные тенденции цифровой трансформации образования и науки в Красноярском крае, сохраняются отдельные проблемы и ограничения развития отрасли. Актуальным остается повышение качества и территориальной доступности образования и обеспечение единства образовательного пространства на территории Красноярского края. Педагоги должны быть готовы к использованию новых педагогических и информационных технологий в учебном процессе, особенно это касается разработки новых цифровых учебно-методических материалов.

Развитию процессов цифровой трансформации сферы образования Красноярского края способствует участие в национальных и федеральных проектах (табл. 3).

 

Таблица 3 – Целевые показатели цифровой трансформации сферы образования Красноярского края

Показатели единица измерения 2023 2024
Национальный проект «Образование»
Федеральный проект «Современная школа»

Региональный проект «Современная школа»

Обновлена материально-техническая база в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам единиц 11 17
На базе общеобразовательных организаций созданы и функционируют детские технопарки «Кванториум» единиц 1 4
Федеральный проект «Успех каждого ребенка»

Региональный проект «Успех каждого ребенка»

Охват детей деятельностью региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, технопарков «Кванториум» и центров «IТ-куб» % 5,38 5,59
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»

Региональный проект «Цифровая образовательная среда»

Доля общеобразовательных организаций, оснащенных в целях внедрения цифровой образовательной среды % 33,69 33,69
Доля образовательных организаций, использующих сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды при реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования % 20 30
Доля обучающихся, для которых созданы равные условия получения качественного образования вне зависимости от места их нахождения посредством предоставления доступа к федеральной информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды % 15 20
Доля педагогических работников, использующих сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды % 20 40
Национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации»
Федеральный проект «Информационная инфраструктура»

Региональный проект «Информационная инфраструктура (Красноярский край)»

Доля социально значимых объектов, имеющих широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с утвержденными требованиями % 100 100
Доля государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в помещениях которых обеспечена возможность беспроводного широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по технологии Wi-Fi % 100 100

Составлено автором на основе данных https://www.budget.gov.ru

 

В федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» на территории Красноярского края в 2022 г. участвовали 97 образовательных организаций из 57 муниципалитетов красноярского края, из них — 85 муниципальных и 12 краевых учреждений.

Данный федеральный проект направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. Предполагается оснащение образовательных организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности. Проект направлен на создание условий для внедрения современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, использования ресурсов федеральной цифровой платформы.

Реализация региональных проектов направлена на достижение целей и задач федерального проекта в рамках соответствующего национального проекта. Однако выбор целевых показателей и их значения в динамике не отражает в полной мере потребности цифрового развития сферы образования и науки Красноярского края. Не отражены проблемы повышения квалификации педагогических кадров в части освоения цифровых компетенций. Недостаточна для современного образовательного процесса запланированная доля педагогических работников, использующих сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды. Необходима трансформация цифровых процессов, которые уже есть в отрасли, в систему подготовки кадров.

В региональных проектах отсутствуют новые маркеры цифровой трансформации сферы образования (табл. 4).

 

Таблица 4 – Взаимосвязь задач и направлений цифровой трансформации образования в Красноярском крае

Задача Направление (наименование цифрового контента)
Повышение уровня образованности жителей России Цифровое портфолио ученика
Обеспечение контроля и реализации целей обучения в общеобразовательных организациях Система управления в образовательной организации
Обеспечение сопровождения образовательного процесса учеников в цифровых форматах Цифровой помощник ученика
Обеспечение мониторинга и сопровождения образовательного процесса учеников родителями Цифровой помощник родителя
Обеспечение технологического сопровождения образовательного процесса с функционалом мониторинга Цифровой помощник учителя
Повышение качества школьного питания, снижение социальной напряженности за счет минимизации рисков пищевых отравлений в общеобразовательных организациях. Контроль над эффективным расходованием бюджетных средств, выделенных на школьное питание. Отслеживание жизненного цикла продуктового сырья от производителя до готового блюда. Адресный учёт получения бесплатного питания. Создание и внедрение информационной системы учёта и контроля школьного питания

 

Отдельного внимания требует использование цифровых возможностей для организации школьного питания, снижения социальной напряженности за счет минимизации рисков пищевых отравлений в общеобразовательных организациях. Необходимы контроль над эффективным расходованием бюджетных средств, выделенных на школьное питание, отслеживание жизненного цикла продуктового сырья от производителя до готового блюда, адресный учёт получения бесплатного питания.

Сохраняется проблема повышения качества и доступности образования по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в удаленных территориях Красноярского края.

 

Заключение

Цифровые технологии сформировали высокий запрос общества на простоту и удобство оказания разнообразных государственных и муниципальных услуг. Новые вызовы в сфере образования связаны с обеспечением сопровождения образовательного процесса учеников в цифровых форматах, созданием «цифровых двойников» объектов, процессов и других компонентов образовательной системы. Необходимо обеспечение технологического сопровождения образовательного процесса с функционалом мониторинга.

Развитие цифровой трансформации образования связано комплексным подходом и фокусом на вновь возникающие потребности при реализации социально значимых сервисов как в масштабах страны, так и в отдельных регионах. Технологические решения меняют качество образования. Для работы цифровой платформы необходимо физическая инфраструктура, распределенная по территории страны. Независимо от места оказания услуг каждый потребитель имеет равное право на доступность услуги соответствующего качества. И самым правильным будет одинаковое цифровое решение всюду и для всех, создание единого цифрового контура. Кроме того, важно обеспечить высокий уровень информационной безопасности и защищенности персональных данных. Актуальным становится ориентация на отечественные решения образовательных информационных продуктов, с точки зрения информационной безопасности и импортозамещения.

 

Список источников

  1. Вылегжанина, К. А. Цифровые технологии в сфере предоставления государственных услуг / К. А. Вылегжанина // Плехановский барометр. 2022. № 3 (31). С. 13-16.
  2. Кошкина, Д. И. Трансформация системы оказания социальных услуг в условиях развития цифровых технологий / Д. И. Кошкина // Социальные трансформации. 2022. № 33. С. 76-81
  3. Куркин, В. А. Цифровая подсистема региона: сущность, инструменты управления / В. А. Куркин // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2022. №1 (69). Номер статьи: 6916.
  4. Савотченко, С. Е., Акапьев, В. Л. Нормативно-правовые аспекты регулирования цифровой образовательной среды / С. Е. Савотченко, Акапьев В. Л. // Право и образование. 2020. № 4. С. 32-38.
  5. Суслова, Ю. Ю. и др. Проблемы и тенденции развития сферы услуг в условиях цифровизации / Ю. Ю. Суслова и др. М.: ООО «Актуальность.РФ». 2022. – 264 с.
  6. Новикова, Е. Ю. Парадигмы электронного образования в России: подходы и практика / Е. Ю. Новикова // Право и образование. 2020. № 6. С. 32-41.

 

References 

  1. Vylegzhanina, K. A. Digital technologies in the provision of public services [Tsifrovyye tekhnologii v sfere predostavleniya gosudarstvennykh uslug]/ K. A. Vylegzhanina // Plekhanovsky barometer. 2022. No. 3 (31). pp. 13-16.
  2. Koshkina, D. I. Transformation of the system of providing social services in the context of the development of digital technologies [Transformatsiya sistemy okazaniya sotsial’nykh uslug v usloviyakh razvitiya tsifrovykh tekhnologiy]/ D. I. Koshkina // Social transformations. 2022. No. 33. pp. 76-81
  3. Kurkin, V. A. Digital subsystem of the region: essence, management tools [Tsifrovaya podsistema regiona: sushchnost’, instrumenty upravleniya]/ V. A. Kurkin // Regional economics and management: electronic scientific journal. 2022. №1 (69). Article number: 6916.
  4. Savotchenko, S. E., Akapyev, V. L. Regulatory and legal aspects of the regulation of the digital educational environment [Normativno-pravovyye aspekty regulirovaniya tsifrovoy obrazovatel’noy sredy]/ S. E. Savotchenko, Akapyev V. L. // Law and Education. 2020. No. 4. pp. 32-38.
  5. Suslova, Yu. Yu. et al. Problems and trends in the development of the service sector in the conditions of digitalization [Problemy i tendentsii razvitiya sfery uslug v usloviyakh tsifrovizatsii]/ Yu. Yu. Suslova et al. M.: LLC «Topicality.RF». 2022. – 264 p.
  6. Novikova, E. Y. Paradigms of e-education in Russia: approaches and practice [Paradigmy elektronnogo obrazovaniya v Rossii: podkhody i praktika]/ E. Y. Novikova // Law and education. 2020. No. 6. pp. 32-41.

Еще в рубриках

Красноярский край

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *