Методика проведения постпроектной оценки региональных инфраструктурных проектов на транспорте
Post project evaluation methodology of regional transport infrastructure projects
Авторы
Аннотация
Инфраструктурные проекты на транспорте являются капиталоемкими, их разработка занимает длительное время и подразумевает рассмотрение различных вариантов. Сбор, систематизация и анализ результатов реализации региональных инфраструктурных проектов на транспорте может повысить точность расчета технико-экономического обоснования по новым проектам, точность планирования расходной и доходной части бюджета, прозрачность процесса обоснования и распределения инвестиций на новые проекты, предоставить заинтересованным сторонам научно обоснованные объяснения того, почему фактические результаты могут отличаться от ожидаемых результатов. Одним из организационно-экономических механизмов концепции реализации региональной политики развития транспортной инфраструктуры является проведение постпроектной оценки. Предлагаемая в данной статье методика проведения постпроектной оценки реализованных региональных инфраструктурных проектов на транспорте определяет цели, задачи, результаты и порядок проведения оценки.
Ключевые слова
Методика постпроектной оценки, региональная транспортная инфраструктура, региональный инфраструктурный проект на транспорте, концепция реализации региональной политики.
Рекомендуемая ссылка
Методика проведения постпроектной оценки региональных инфраструктурных проектов на транспорте// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Номер статьи: 7604. Дата публикации: 27.10.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7604/
DOI: 10.24412/1999-2645-2023-476-4
Authors
Abstract
Infrastructure projects in transportation are capital intensive, their development takes a long time and involves reviewing various options. The collection, systematization and analysis of regional transport infrastructure project results can improve the accuracy calculation of technical and economic assessment for new projects, the accuracy of budget spending and revenue planning, the transparency of the justification process and investment allocation for new projects, and provide stakeholders with scientifically sound explanations of why the actual results may differ from the expected results. One of the organizational and economic mechanisms of the implementation concept of the regional policy of transport infrastructure development is post-project evaluation. The proposed in this article methodology of post-project evaluation of the implemented regional infrastructure projects in transport defines the goals, objectives, results and procedure of the evaluation.
Keywords
Post project evaluation methodology, regional transportation infrastructure, regional transport infrastructure project, implementation concept of the regional policy.
Suggested Citation
Post project evaluation methodology of regional transport infrastructure projects// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Art. #7604. Date issued: 27.10.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7604/
DOI: 10.24412/1999-2645-2023-476-4
Введение
Инфраструктурные проекты на транспорте являются капиталоемкими, при этом превышение фактических затрат составляет до 44,7%, 50% прогнозов дорожного движения ошибочны более чем на ±20% [5]. Отсутствие единых подходов и методик усложняет проведение и систематизацию результатов реализации инфраструктурных проектов на транспорте, выявлению сходств и отличий в таких проектах. Оценка эффектов от реализации инвестиционных проектов в сфере транспорта осуществляется по определенным проектам Фондом «Центр стратегических разработок» по заказу Минэкономразвития России [1].
Проведенный ранее обзор научных работ и анализ методологических документов проведения постпроектной оценки в Великобритании [6] и Австралии [4], позволил обосновать необходимость осуществления постпроектной оценки региональных инфраструктурных проектов на транспорте в России через один год, пять лет, 15 лет после начала эксплуатации, а также в год окончания эксплуатации. [2].
Цель данной статьи – представить разработанную автором методику проведения постпроектной оценки.
Результаты исследований
Проведение постпроекной оценки (далее – ППО) является одним из четырех организационно-экономических механизмов (наряду с созданием базы данных по инфраструктуре, формированием реестра предложений по созданию новой инфраструктуры и модернизации существующей, созданием единого плана развития инфраструктуры региона), предложенных нами в рамках концепции реализации региональной политики развития транспортной инфраструктуры (ранее была названа концепция управления региональной транспортной инфраструктурой) [3].
Цель методики – обеспечение оценки завершенных региональных транспортных инфраструктурных проектов. Данная методика может быть использована как для проектов, которые имели рассчитанный бизнес-кейс (технико-экономическое обоснование), так и для проектов, по которым не было предоставлено технико-экономического обоснования, но проект был реализован. Отсутствие технико-экономического обоснования не является основанием не производить постпроектную оценку, так как эксплуатация результата инфраструктурного проекта (построенной, либо отремонтированной дороги) может приносить выгоды (качественные или количественные), которые никто не исследовал и не фиксировал; информация по организации процесса также может принести пользу в части изменений подхода к строительству и эксплуатации региональной транспортной инфраструктуры.
Методика разработана для использования сотрудниками предприятий транспорта, федеральных и территориальных органов исполнительной власти при проведении отбора новых и оценки эффективности завершенных региональных транспортных инфраструктурных проектов.
Задачами Методики является:
- определение порядка процесса проведения ППО;
- выработка рекомендаций по формулированию цели (целей) и задач проведения ППО;
- выработка рекомендаций по направлениям оценки;
- выработка рекомендаций по определению используемых региональных и иных ресурсов (далее – ресурсы) и непосредственных и конечных результатов (далее – результаты), по разработке критериев проведения ППО;
- выработка типовых методов, используемых при проведении ППО;
- выработка рекомендаций по формулированию выводов и подготовке отчета о проведении ППО по анализируемым региональным инфраструктурным проектам.
Результаты проведения процесса постпроектной оценки заключаются в следующем:
- улучшение точности расчета ТЭО по новым проектам за счет использования верифицированных данных по фактическим результатам региональных инфраструктурных проектов;
- повышение точности планирования расходной и доходной части бюджета за счет сравнения плановых и фактических расходов на проекты и сроков реализации;
- предоставление заинтересованным сторонам научно обоснованных объяснений того, почему фактические результаты могут отличаться от ожидаемых результатов.
Рекомендуемый алгоритм проведения ППО, отраженный на рисунке 1 состоит из трех этапов:
- Подготовительный этап: определение объема оценки и дизайна.
- Основной этап: сбор данных для проведения постпроектной оценки, проведение интервью и опросов, сравнение обнаруженных фактов с критериями.
- Заключительный этап: подготовка сводного отчета, распространение отчета и использование результатов проведения оценки.
Рис.1. Алгоритм проведения постпроектной оценки проекта по региональной транспортной инфраструктуре*
* Разработка автора
Подготовительный этап состоит из двух подэтапов: определение объема оценки и дизайн оценки (выбор подходов и методов анализа и сбора данных).
Для определения объема оценки необходимо:
- изучить объем реализованного проекта и его текущей доказательной базы нас основе имеющейся документации по проекту, оценить детализацию, полноту и качество проектной документации;
- определить плановые цели, результаты, показатели, заинтересованные стороны анализируемого проекта. При качественно оформленной документации, данная информация может быть взята из паспорта проекта и плана мероприятий;
- сформулировать цель (цели) и вопросы проведения ППО, разработать критерии по каждому вопросу.
- выбрать направления необходимой оценки. Это зависит от цели (целей) и вопросов проведения ППО: оценить процесс, стратегическое соответствие, экономическую целесообразность, либо эффективность реализации.
Для составления дизайна оценки необходимо:
- разработать методические подходы к сбору и анализу информации и выбрать оптимальные (эффективных) методы для сбора и анализа данных, которые могут ответить на вопросы оценки.
- проанализировать доказательную базу по проекту (наличие/отсутствие данных, системы-источники данных, варианты сбора информации)
- сформировать матрицу дизайна (при необходимости)
- выбрать проверяющих, принять решение о привлечении внешних экспертов, проведение консультаций (при необходимости)
- утвердить программу проведения ППО
- подготовить рабочий план проведения ППО
По окончании подготовительного этапа должны быть зафиксированы ответы на следующие вопросы:
- Требуется ли ППО для проекта?
- Разработан ли план проведения ППО?
- Когда будут проводиться первоначальная и последующие ППО?
- Определил ли инициатор проекта требования к организации, сбору и хранению данных, которые облегчат проверяющим сбор данных и информации по время проведения оценки?
- Возложена ли ответственность за сбор и хранение информации на определенную роль или подразделение?
- Были ли собраны и сохранены документы и информация с этапа планирования проекта в доступном месте? (например, окончательный бизнес-кейс, экономический анализ, смета расходов, план реализации выгод)
- Подготовлен ли шаблон отчетности для сбора информации в ходе реализации проекта? Шаблон должен фиксировать информацию и данные об окончательных затратах, сроках, изменениях в объеме, процессах управления рисками, достижении намеченных стратегических целей и других возникающих проблемах.
- Какие показатели будут использоваться для анализа фактических результатов проекта в сравнении с прогнозами, и включены ли они в шаблон отчетности?
- Кто будет отвечать за проведение ППО?
- Какие навыки потребуются проверяющему для проведения ППО?
- Как будут собираться и регистрироваться прогнозируемые и фактические выгоды и затраты по проекту?
В рамках основного этапа производится сбор и анализ фактических данных и информации для проведения ППО на основе методических подходов, разработанных на подготовительном этапе; сравнение плановых и фактических данных, фиксирование полученной в ходе проведения оценки информации; формирование матрицы результатов (при необходимости) и оформление результата проведения ППО.
Все шаги применяются ко всем видам оценки: процесса, стратегического соответствия, экономической целесообразности, эффективности реализации.
При оценке процесса определяется, соответствует ли проект или программа проектов утвержденным подходам проектного управления на уровне региона и/или страны, документам стратегического управления, госпрограммам и бюджетному циклу.
Оценка стратегического соответствия показывает, соответствует ли проект или программа проектов стратегическим целям на уровне региона и/или страны. Проблема и цели проекта включаются в паспорт проекта и в технико-экономическое обоснование. Таким образом, технико-экономическое обоснование, конкурсная документация, и любая проектная документация должны составлять основу стратегических целей проекта или программы работ. Для оценки того, достиг ли проект каждой утвержденной стратегической цели, лицо, проводящее ППО должно использовать интервью с представителями сторон, семинары и/или анкетирование.
В ходе анализа экономической целесообразности проекта или программы производится сравнение фактических показателей проекта с ожидаемыми плановыми показателями, зафиксированными в паспорте проекта и технико-экономическом обосновании.
Области, подлежащие оценке в рамках оценки эффективности реализации, включают: стоимость строительства проекта, объем проекта, график и сроки проекта, модель закупки и реализации проекта, финансирование проекта.
По окончании основного этапа должны быть собраны данные и информация для анализа в части:
- Прогнозных и фактических затраты и сроков реализации проекта
- Прогнозных и фактических данных о производительности инфраструктуры
- Прогнозных и фактических данных по эксплуатации и техническому обслуживанию
- Прогнозных и фактических выгод
- Прогнозных и фактических показателей эффективности
В рамках заключительного этапа производится подготовка отчета, его распространение и использование результатов. На данном этапе фиксируются ответы на следующие вопросы, которые позволяют валидировать, все ли основные вопросы освещены и какие возможные источники информации были упущены:
- Была ли собрана и изучена документация?
- Были ли проведены интервью с командой по реализации проекта?
- Насколько сопоставимы результаты анализа документов и интервью? Есть ли какие-либо расхождения, требующие дальнейшего изучения?
- Если необходимо, было ли проведено дополнительное интервью с командой исполнителей проекта для получения разъяснений?
- Должна ли последующая оценка быть более независимой или детальной в зависимости от сложности проекта или в связи с выводами, которые появились в ходе первоначальной оценки?
- Были ли информация и метод, использованные в первоначальной оценке, адекватными, и поэтому их следует использовать в последующей оценке, или же более подходящими являются альтернативные исходные данные и/или подход?
- Были ли определены основные выводы и рекомендации ППО?
- Как будут распространяться основные выводы и рекомендации ППО, чтобы другие люди могли учиться на опыте и выводах проекта?
- Если выводы будут представлены коллективно по нескольким проектам, было ли решено, какие проекты будут выбраны для получения коллективных выводов?
Финальный отчет проведения ППО включает анализ процесса, стратегического соответствия, экономической целесообразности, эффективности реализации и других уроков. Примерное оглавление отчета о проведении постпроектной оценки приведено на рисунке 2.
Рис. 2. Оглавление отчета о проведении постпроектной оценки
В ходе первичной ППО проверяющее лицо также должно определить необходимость и сроки проведения повторной ППО, а также оценить достаточность данных, полученных в рамках проведения первичной ППО и выдать рекомендации по сбору дополнительной информации.
Важной составляющей проведения ППО является открытая публикация результатов. Основные выводы по результатам проведения ППО должны быть распространены максимально открыто и рассмотрены с точки зрения улучшения качества планирования реализации других транспортных проектов. В случае проблемных выводов, проверяющим следует попытаться понять причину такого результата и включить рекомендации о том, как избежать повторения результата в будущих проектах. Аналогично, в случае положительных результатов, проверяющий должен дать рекомендации о том, какие шаги нужно предпринять в будущих проектах для достижения аналогичного положительного результата.
Заключение
Использование организационно-экономического механизма проведения постпроектной оценки и разработанной методики для его реализации позволит начать систематизировать опыт анализа региональных инфраструктурных проектов на транспорте, улучшить точность расчета технико-экономического обоснования, повысить точность планирования расходной и доходной части бюджета, предоставить заинтересованным сторонам научно-обоснованные объяснения того, почему фактические результаты могут отличаться от ожидаемых результатов.
Список литературы:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 04.12.2021 № 2197 «Об утверждении Правил предоставления в 2021 году из федерального бюджета за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации субсидии Фонду «Центр стратегических разработок» в целях оценки эффектов от реализации инвестиционных проектов в сфере транспорта» [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/novye-postupleniya/rasporyazhenie-pravitelstva-rossiyskoy-federatsii-ot-19-11-2021-3257-r/?sphrase_id=8018 (дата обращения: 10.08.2022).
- Саргина, А. В. Мировой опыт проведения постпроектной оценки инфраструктурных проектов на транспорте / А. В. Саргина. – Текст : непосредственный // Федерализм. – 2022. – Т. 27, № 4(108). – С. 203-217. – DOI 10.21686/2073-1051-2022-4-203-217.
- Саргина, А.В. Концепция управления региональной транспортной инфраструктурой / А.В. Саргина. – Текст : электронный // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2023. Т. 13. № 4А. – С. 197-205. – URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2023-4/journal-economics-2023-4a.pdf
- Australian Transport Assessment and Planning. URL: https://www.atap.gov.au/framework/index (дата обращения: 10.08.2022).
- Flyvbjerg B. Policy and Planning for Large Infrastructure Projects: Problems, Causes, Cures // World Bank Policy Research Working Paper, 2005. No. 3781. URL: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2278256 (дата обращения: 10.11.2022).
- Magenta Book. Central Government guidance on evaluation. // HM Treasury. March 2020. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/879438/HMT_Magenta_Book.pdf (дата обращения: 10.08.2022).
Bibliography:
- Decree of the Government of the Russian Federation dated December 4, 2021 No. 2197 “On approval of the Rules for the provision in 2021 from the federal budget at the expense of the reserve fund of the Government of the Russian Federation of subsidies to the Center for Strategic Research Foundation in order to assess the effects of the implementation of investment projects in the field of transport” [Postanovleniye Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 04.12.2021 № 2197 «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya v 2021 godu iz federal’nogo byudzheta za schet sredstv rezervnogo fonda Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii subsidii Fondu «Tsentr strategicheskikh razrabotok» v tselyakh otsenki effektov ot realizatsii investitsionnykh proyektov v sfere transporta»]. URL: http://pravo.gov.ru/novye-postupleniya/rasporyazhenie-pravitelstva-rossiyskoy-federatsii-ot-19-11-2021-3257-r/?sphrase_id=8018 (access date: 08/10/2022).
- Sargina, A. V. World experience in conducting post-project assessment of infrastructure projects in transport [Mirovoy opyt provedeniya postproyektnoy otsenki infrastrukturnykh proyektov na transporte]/ A. V. Sargina. – Text: direct // Federalism. – 2022. – T. 27, No. 4(108). – pp. 203-217. – DOI 10.21686/2073-1051-2022-4-203-217.
- Sargina, A.V. Concept of regional transport infrastructure management [Kontseptsiya upravleniya regional’noy transportnoy infrastrukturoy]/ A.V. Sargina. – Text: electronic // Economics: yesterday, today, tomorrow. – 2023. T. 13. No. 4A. – pp. 197-205. – URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2023-4/journal-economics-2023-4a.pdf
- Australian Transport Assessment and Planning. Framework [Australian Transport Assessment and Planning. Framework]. URL: https://www.atap.gov.au/framework/index (accessed 08/10/2022).
- Flyvbjerg B. Policy and Planning for Large Infrastructure Projects: Problems, Causes, Cures [Policy and Planning for Large Infrastructure Projects: Problems, Causes, Cures]// World Bank Policy Research Working Paper, 2005. No. 3781. URL: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2278256 (accessed 11/10/2022).
- Magenta Book. Central Government guidance on evaluation [Magenta Book. Central Government guidance on evaluation] // HM Treasury. March 2020. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/879438/HMT_Magenta_Book.pdf (accessed 08/10/2022).
Еще в рубриках
Транспорт и логистика