Главная страница » Публикации » №4 (76) » Проекты умного города: систематизация отечественного и зарубежного опыта

Проекты умного города: систематизация отечественного и зарубежного опыта

Smart city projects: domestic and foreign experience

Авторы

Семячков. К.А.
кандидат экон. наук, старший научный сотрудник Центра экономической теории
Россия, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
k.semyachkov@mail.ru
Веретенникова А.Ю.
кандидат экон. наук, старший научный сотрудник Центра экономической теории
Россия, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
vay_uiec@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены проекты умных городов, реализуемые в международном масштабе, а также на национальном уровне в городах России. Цель настоящей работы заключается в систематизации проектов умных городов, выявления закономерностей их реализации в мировой практике, а также сравнение этого опыта с практикой реализации проектов умных городов в России. В качестве анализируемых данных выступила открытая база мировых и российских смарт-практик, а также трендов умных городов, начавшаяся формироваться на ресурсе ICT.Moscow в 2019 году. Кроме того, теоретической базой для проведения исследования выступили ранее опубликованные в научной печати работы по тематике умных городов, а также авторские разработки в области цифровизации урбанизированных территорий. Систематизацию проектов проводили исходя из направлений умного города, соответственно, были выделены проекты в таких направлениях как экология, безопасность, городская среда, городская экономика, цифровая мобильность, цифровое правительство, человеческий и социальный капитал. Метод исследования - системный логический анализ различных проектов умных городов. В результате исследования выделен ряд групп проектов умных городов, среди которых проекты организационного характера, технические, финансовые проекты. Показаны их основные особенности в контексте цифровизации городской среды. В работе обосновано, что основой развития современных городов в условиях формирования цифрового общества являются проекты умного города, формирующие условия для повышения качества жизни населения урбанизированных территорий. В работе отмечается, что исследование тенденций в области проектов умных городов, выявление наилучших практик позволяет формировать взгляд на развитие урбанизированных территорий, перенимать этот опыт и реализовывать такие проекты в отечественной практике. В рамках исследования зарубежных и отечественных проектов умных городов выявлены основные цели реализации инициатив в области цифровизации городской среды. Кроме того, в работе систематизированы основные результаты реализации инициатив умных городов для структур управления, бизнеса и населения. Сделан вывод, что развитие на основе цифровых технологий является одним из наиболее эффективных направлений для решения проблем современных городов.

Ключевые слова

умный город, проект, городская среда, цифровые технологии, инновации, урбанизация, развитие территорий.

Финансирование

Исследование выполнено при поддержке Российским научным фондом в рамках научного проекта 22-28-00439 "Институциональная конфигурация устойчивого развития умного города".

Рекомендуемая ссылка

Семячков. К.А. , Веретенникова А.Ю.

Проекты умного города: систематизация отечественного и зарубежного опыта// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Номер статьи: 7602. Дата публикации: 18.10.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7602/

Authors

Semyachkov. K.A.
candidate of economics Sci., senior researcher at the Center for Economic Theory
Russia, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
k.semyachkov@mail.ru
Veretennikova A.Yu.
candidate of economics Sci., senior researcher at the Center for Economic Theory
Russia, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
vay_uiec@mail.ru

Abstract

The article discusses the stages of the development of the urban environment from industrial cities to smart cities in the context of the formation of a digital urban environment and the introduction of digital technologies in various areas of urban economy. The purpose of this study is to structure the stages of digitalization of urban space. The analyzed data were scientific studies reflected in the periodical press, as well as the author's results in the study of the digitalization processes of modern cities. The research method is a systematic logical analysis of the various stages of digitalization and the development directions of modern cities. As a result of the study, four stages of urban development are identified, their significant differences are shown in the context of digitalization of the urban environment, their main features are identified in the framework of the formation of a digital society. The paper substantiates that the basis for the development of modern cities is industrial cities, which represent the infrastructure for the development of post-industrial agglomerations. Informatization of society has significantly transformed the urban environment, making it possible to develop informational, and later digital and smart cities. The paper notes that different types of cities require different approaches to management due to their economic, social, infrastructural and other features. The main difference between the post-industrial type of cities is the use of advanced digital technologies for the most efficient organization of economic activity. Based on digital innovations, new tools for socio-economic interactions are being formed, such as digital platforms, social networks, crowdsourcing platforms, etc. Such innovations are actively being introduced into the city management system, involving the population in decision-making processes. It is shown that the stages of digitalization of the urban environment are nested sets, each of which includes other technologies and socio-economic models of interactions. It is concluded that the development based on digital technologies is one of the most effective areas for solving the problems of modern cities.

Keywords

smart city, project, urban environment, digital technologies, innovation, urbanization, territorial development.

Project finance

The study was supported by the Russian Science Foundation within the framework of the scientific project 22-28-00439 "Institutional configuration for the sustainable development of a smart city".

Suggested Citation

Semyachkov. K.A. , Veretennikova A.Yu.

Smart city projects: domestic and foreign experience// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Art. #7602. Date issued: 18.10.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7602/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Современные цифровые решения кардинальным образом меняют принципы функционирования социально-экономических систем различного уровня, в том числе городов [1]. Цифровые технологии создают условия для развития новых подходов к управлению сложными инфраструктурными системами городских территорий, социальной средой, экономикой города. При этом цифровая трансформация городов связана с целенаправленным использованием технологий и данных для принятия более эффективных решений и повышения качества жизни местного населения. Современное развитие городской территории на основе инновационных решений, реализация инициатив по цифровизации городской среды связана с формирование экосистемы умного города, в которую, как правило, помимо местных властей включены и другие заинтересованные стороны, в частности представители бизнеса, местного населения, научных кругов, средств массовой информации [2].

Умные города подразумевают использование широкого диапазона цифровых решений в качестве инструментов развития урбанизированных территорий. Все большее число городов по всему миру в качестве стратегического ориентира своего развития выбирают концепцию умного города. Активное развитие проектов умного города ведется в Москве, Барселоне, Лондоне, Нью-Йорке, Рио-де-Жанейро, Токио. Важнейшее значение в развитии умных городов играют местные жители. Цифровые технологии позволяют городам вовлекать население в процессы принятия решений, создают условия для повышения качества публичного управления городской средой на принципах широкой вовлеченности заинтересованных сторон в процессы развития городской территории [3]. Такой подход характерен, в частности, в рамках развития крупных европейских столиц. Например, в Плане «Умный Лондон» в качестве наиболее важного фактора успеха указывается привлечение граждан к разработке концепции умного города [4]. В настоящее время по всему миру идет реализация все большего числа пилотных проектов, связанных с реализацией инициатив умного города, в которых различные заинтересованные стороны применяют новые технологии для решения городских проблем [5]. В силу особенностей, связанных с большой ресурсоемкостью, значительным числом вовлеченных сторон, чувствительности к институциональным, культурным условиям конкретной территории, трудностью оценки эффективности, большинство проектов умного города можно считать достаточно сложными в реализации. В этой связи становится крайне важным развитие инструментария реализации проектов умного города, их масштабирования и тиражирования лучших практик среди других территорий [6].

Инновационные решения, реализуемые в рамках концепции умного города, по своей природе в большей части являются социотехническими в том смысле, что они включают в себя использование новых технологий, а также способствуют изменениям в социальной сфере, вовлечению населения в процессы публичного управления развитием городских территорий. Ключевая идея этих подходов заключается в том, что необходимо изучать взаимодействие между технологическими и социальными изменениями, чтобы улучшить понимание инноваций и того, что технология и социальная среда развиваются в процессах взаимодействий. Современные подходы к развитию инноваций подчеркивают, что инновации являются результатом взаимодействия между различными субъектами: властными структурами, частным бизнесом, неправительственными организациями, институтами знаний, местным населением [7]. Основная идея совместных инноваций заключается в том, что сотрудничество с различными участниками усиливает инновационные процессы, поскольку инновации чаще всего возникают в результате взаимодействия между участниками разных уровней и организаций. Сотрудничество имеет преимущества на всех этапах инновационного процесса. Основное положение совместных инноваций заключается в том, что большая ценность для каждого отдельного партнера может быть реализована, когда участники сотрудничают в процессах инноваций [8, 9].

Важным компонентом разработки и реализации концепции умного города является оценка влияния проектов на развитие урбанизированной территории. Этот процесс оценки нуждается в понятной системе оценки, которая может измерять эффективность мер в отношении развития умного города. Подобную систему оценки можно использовать в качестве инструмента поддержки принятия решений для структур управления, чтобы оценить эффективность проектов умных городов, и понимать, какие типы мер оказывают большее влияние в разных городах с различными контекстуальными характеристиками. В настоящее время системы оценки основаны на определении и использовании ключевых показателей эффективности (KPI), которые определяют результаты проекта на основе количественных или качественных данных. Разработка системы оценки заключается в использовании отдельных показателей, которые либо составляют набор показателей, либо образуют составной индекс. Проекты умных городов, как правило, следуют подходу к оценке, основанному на конкретных целях проекта и ожидаемом воздействии [10].

Несмотря на значительное число исследований по тематике умных городов, в настоящее время остается множество не решенных вопросов, связанных с исследованием процессов цифровой трансформации городских территорий в условиях формирования цифрового общества. Хотя концепция умных городов уже сейчас получила широкое практическое применение во множестве стран мира, остаются без ответа общие вопросы развития проектов умных городов, оценки их эффективности, привлечения заинтересованных сторон в качестве участников и другие смежные вопросы. С нашей точки зрения, важным вопросом является вопрос, связанный с исследованием мирового опыта реализации проектов умных городов, а также сравнение такого опыта с российской практикой, что позволит изучить тенденции в области смартизации урбанизированных территорий. В этой связи, целью настоящего исследования является систематизация проектов умных городов, выявления закономерностей их реализации в мировой практике, а также сравнение этого опыта с практикой реализации проектов умных городов в России.

 

Теоретические аспекты реализации проектов умного города

Развитие современных городов все чаще связывается с внедрением инновационных решений, цифровых технологий в городскую среду, в систему публичного управления урбанизированной территорией [11]. Хотя проекты умных городов направлены на повышение качества жизни местного населения, зачастую их реализация происходит в форме нисходящих инноваций, которые не воспринимаются местным населением в качестве общественного блага. В этой связи основной задачей становится изменение отношений между гражданами и городскими властями, вовлечение населения в процессы публичного управления урбанизированными территориями. Крайне важным становится развитие отношений между участниками экосистемы умного города, например, с помощью новых форм взаимодействия, таких как краудсорсинг, краудфандинг, долевая экономика. К примеру, на основе проекта в бельгийском городе Гент граждане смогли представлять и оценивать идеи инноваций в области умного города. Представители самого города оценили такие краудсорсинговые идеи по трем критериям: инновационность, осуществимость и польза для пользователя. В целом, все идеи получили относительно низкий уровень инновационности, но они предлагали значительно больше преимуществ пользователям, чем идеи, созданные группой специалистов по умному городу. Это указывает на то, что, хотя выработка идей посредством краудсорсинга не приводит к радикальным, прорывным идеям, пользователи, по-видимому, лучше способны генерировать идеи, которые обеспечивают решение их проблем, по сравнению с экспертами [12].

В научной литературе на теоретическом уровне выделяются положительные эффекты, возникающие при реализации проектов умного города. Среди таких групп эффектов можно отметить развитие новых моделей организации социально-экономических отношений, финансовой сферы, повышение качества предоставления муниципальных услуг, цифровизацию инфраструктуры, бизнес-процессов, развитие институциональной среды, повышение качества окружающей среды, транспортной инфраструктуры [13]. Каковы же факторы, влияющие на развитие умных городов? Зачастую среди факторов, влияющих на развитие умных городов, выделяют человеческий и социальный капитал, уровень экономического развития урбанизированной территории, качество системы публичного управления городом, экологическая устойчивость территории, инфраструктурное развитие территории, активность местного населения в вопросах реализации инициатив умного города [14].

Умные города являются примерами для реализации инициатив по развитию урбанизированных территорий. Выбор правильных приоритетов, инвестирование в соответствующие технологии, направленные на решение местных проблем, наращивание местного потенциала и создание сообщества заинтересованных сторон имеют важнейшее значение для достижения успеха [15]. Как и любая инновационная экосистема, экосистема умного города включают в себя знания, находящиеся как внутри, так и за пределами ее границ. Согласно парадигме открытых инноваций, развитие умных городов может осуществляться за счет объединения знаний, созданных и принадлежащих партнерам по проектам, со знаниями, которые берутся из других источников. В этой связи актуализируются задачи по исследованию мирового опыта развития умных городов, выявлению тенденций в области реализации проектов умных городов, систематизации передовых практик в области цифровизации урбанизированных территорий [16].

Умный город предполагает построение новой системы публичного управления. Одна из важнейших задач, которая должна быть решена, заключается в создании стратегии, основанной на политике переговоров и объединении гражданского общества. Такой подход необходим для повышения устойчивости развития городской территории, достижения социальной справедливости. Помимо этого, важным является переход от чисто технической проблематики развития умных городов, в основном связанных с вопросами цифровых технологий, к социально-ориентированному развитию городских территорий. В этой связи необходимо достижение понимания того, что цифровые технологии являются лишь инструментом для достижения целей развития как общества в целом, так и отдельных его составляющих, например, городов [17].

Одним из важнейших условий реализации того или иного проекта умного города является его эффективность, то есть способность проекта повысить качество функционирования инфраструктуры, поспособствовать экономии ресурсов или достижению других положительных эффектов. Немаловажным является и то, каким образом планируемый для реализации проект сказывается на устойчивом развитии территории. В этой связи приоритет получают те проекты, которые направлены на повышение качества окружающей среды, использование возобновляемых ресурсов и источников энергии [18].

Городское планирование претерпевает серьезные изменения в то время, когда предъявляются новые требования и ожидания в отношении эффективности использования ресурсов и устойчивости в развитии городов. Следовательно, городское планирование уже не является узкоспециализированным вопросом проектирования районов, зданий или элементов инфраструктуры, но и включает в себя вопрос принятия во внимание новых аспектов, например, цифровизации, качества жизни, потребностей граждан. Таким образом, это вынуждает местные власти искать новые подходы к управлению городской территорией. В этой связи инновационные технологии, в особенности, цифровые технологии, рассматриваются в качестве основного фактора, способствующего этой трансформации [19].

Используя комплексный подход к развитию урбанизированных территорий, местные власти вынуждены привлекать к реализации идей умного города новых участников, что требует особых способов организации и управления планированием. Процессы управления в городах становятся чрезвычайно сложными, поскольку они представляют собой многогранные и многоуровневые экосистемы групп заинтересованных сторон (например, местных органов власти, граждан, градостроителей), которые часто обладают разными интересами [20]. Поэтому эффективное развитие проектов умного города напрямую связано с необходимостью сбалансировать цели и ценности различных ключевых участников, участвующих в планировании умного города. Использование концепций и идей из теории заинтересованных сторон является одним из способов определения ключевых игроков и их ролей [21].

Проекты по цифровизации городской среды становятся приоритетом для реализации в современных условиях. Большинство передовых городов делают значительные успехи в этом направлении. При этом остается ряд нерешенных проблем теоретического и практического значения. В частности, к таким проблемам следует отнести проблему оценки эффективности проектов умного города, управления процессами цифровизации урбанизированных территорий. С нашей точки зрения, важным является рассмотрение вопроса, связанного с определением тенденций в области реализации проектов умных городов в международном, а также национальном масштабе, систематизации и выявлении лучших практик.

 

Процедура исследования

В качестве объекта исследования в настоящей статье рассмотрели современную концепцию цифровизации городской среды в контексте использования цифровых данных как основного ресурса развития в условиях цифрового общества. Предмет настоящего исследования – проекты умных городов, реализуемые в зарубежных странах, а также в городах на территории России. Основой исследования являются научные исследования, отраженные в периодической печати, авторские результаты в рамках исследования процессов цифровизации современных городов, а также база данных по проектам умных городов, представленная на портале ict.moscow[1] за 2018-2021 годы. Всего было проанализировано 563 проекта. Метод исследования — системный логический анализ проектов умного города.

 

Результаты исследования и их обсуждение

В целом, анализ проектов умных городов в международном и национальном масштабах дает понимание общих тенденций и направлений в области цифровизации урбанизированных территорий. По результатам исследования нами выделены три группы проектов, которые реализовались как в международной практике, так и в рамках развития умных городов на территории РФ. Во-первых, проекты технического характера, связаны с внедрением определенных технических решений в различные сферы городского хозяйства (датчики, сенсоры, умные приборы). Во-вторых, это проекты по финансированию инициатив умного города, развитию инструментов финансовой поддержке (фонды, краудфандинг). В-третьих, это проекты организационного характера, связанные с планированием развития территории на основе идей умного города, разработкой стратегий территориального развития, формирования новых моделей социально-экономических взаимодействий.

В рамках настоящего исследования были проанализированы 326 зарубежных проектов умного города, при этом выявлены основные цели реализации проектов (таблица 1).

 

Таблица 1. Систематизация международных проектов умного города

Направление Цели реализации проектов
Экология Основными целями проектов умного города в сфере экологии на международном уровне являются снижение негативного воздействия на окружающую среду, развитие альтернативной энергетики, снижение потребления ресурсов, оптимизация систем утилизации и переработки отходов, информирование местного населения о состоянии окружающей среды, повышение эффективности управления отходами, тестирование качества питьевой воды.
Безопасность В рамках повышения безопасности проекты умного города нацелены на достижение целей в области раскрываемости преступлений, повышения безопасности различных категорий граждан, защиты персональных данных, повышения скорости реагирования на чрезвычайные ситуации, повышения безопасности объектов инфраструктуры, профилактики аварийных ситуаций, пожаров.
Городская среда Основными целями развития городской среды являются модернизация городской инфраструктуры, повышение энергетической эффективности городских объектов, улучшение жилищных условий граждан, создание цифровых сервисов, преобразование городских пространств, обеспечение доступа к интернету, развитие сетей 5G, создание тестовых площадок для высокотехнологичных городских решений.
Городская экономика Целями развития экономики в рамках проектов по цифровой трансформации являются поощрение сотрудничества в работе с данными, распространение технологии среди малого бизнеса, развитие экосистемы стартапов и инвестиций, создание рабочих мест, продвижение модели циркулярной экономики и создание новых проектов в этой сфере, помощь в реализации инновационных проектов. Кроме того, существенное внимание уделяется  процессам цифровизации банковской сферы и платежных систем, цифровизации сферы торговли, модернизации сельскохозяйственного сектора, развитию местных IoT-решений.
Цифровая мобильность Целями развития транспортной системы в рамках реализации проектов умного города являются повышение популярности общественного транспорта, точности данных о ситуации на дорогах, использование альтернативных транспортных средств, беспилотного транспорта, внедрение цифровых сервисов, создание удобных парковочных пространств, предоставление пассажирам возможности полного планирования своего маршрута в зависимости от текущей транспортной ситуации. Кроме того, ставятся цели по повышению уровня обслуживания, безопасности, соответствия стандартам качества, развитию инновационной транспортной инфраструктуры (остановочные комплексы, инфраструктурные объекты для электромобилей, умные светофоры).
Цифровое правительство Целями реализации проектов умного города в рамках управления урбанизированными территориями является перевод государственных услуг в цифровой формат, увеличение числа сервисов, доступных через мобильное приложение. Кроме того, можно отметить такие направления, как улучшение стандартов обслуживания населения, упрощение оплаты ЖКУ, визуализацию городских пространств, повышение информированности граждан о ситуации в городе, распространение технологи блокчейн в государственном секторе, повышение прозрачности и подотчетности работы муниципалитета. Цели реализации таких проектов также направлены на расширение пользовательского опыта населения, повышение эффективности правовой системы посредствам цифровизации, осведомленности общественности о преимуществах технологий умного города, продвижение городских технологических инноваций и решений, расширение использования цифровых данных в процессах управления городской территорией.
Человеческий и социальный капитал Целями реализации проектов умного города в рамках развития человеческого и социального капитала являются повышение вовлеченности в жизнь города местного населения, развитие сфер образования и здравоохранения. Кроме того, целями являются развитие туризма, сферы обслуживания. Значительное внимание уделяется социальной поддержке населения, в частности создаются возможности для социальных служб предоставлять более качественные услуги большему количеству клиентов, предоставляется помощь гражданам в трудоустройстве, поддержка отдельных слоев населения в трудных жизненных ситуациях, ставятся цели по улучшению городских условий для людей с ограниченными возможностями. Существенное внимание уделяется инновациям, в частности, робототехники, перестройке бизнес-процессов, например, внедрению методологии аджайл в текущие процессы.

Источник: составлено автором

 

В рамках настоящего исследования были проанализированы 237 российских проектов умного города, при этом выявлены следующие цели реализации проектов (таблица 2).

 

Таблица 2. Систематизация российских проектов умного города

Направление Цели реализации проектов
Экология Целями реализации проектов умного города в экологической сфере на территории России является развитие мероприятий по проведению экологического мониторинга, оптимизации процессов управления отходами, прогнозирование их динамики. Кроме того, целями является развитие взаимодействия гражданского общества и властных структур по вопросам экологии и обустройства городского пространства, а также обеспечение свободного доступа населения к информации о состоянии окружающей среды города.
Безопасность Основные цели в рамках повышения безопасности при реализации проектов умных городов заключаются в обеспечении мер по снижению количества дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, в борьбе с преступностью и обеспечении общественной безопасности, в ускорении реагирования и повышении эффективности функционирования оперативных служб.
Городская среда В рамках развития городской среды можно отметить такие цели как формирование безбарьерной среды для населения, включая людей с ограничениями и нарушениями здоровья, инвалидов, пожилых людей, иноязычных граждан, создание систем видеонаблюдения, эффективное управление ЖКХ, улучшение освещения города и повышение его энергетической эффективности. Существенное внимание уделяется строительной отрасли, в частности, созданию систем мониторинга строящихся объектов, оптимизации процедур технологического присоединения к инженерным сетям, создания систем контроля соблюдения шумового режима на городских строительных объектах. Также целями является повышение привлекательности территорий за счет модернизации объектов инфраструктуры, информационная поддержка туристического направления.
Городская экономика При развитии экономики в рамках идей умного города ставятся цели по созданию инструментов оценки инвестиционного потенциала муниципалитета, создание инфраструктуры для поддержки высокотехнологичных стартапов, повышение эффективности использования муниципальных пространств и оборудования, повышение осведомленности крупных компаний о возможных цифровых решениях. Кроме того, значительное внимание уделяется повышению уровня контроля и эффективности закупок, обеспечению доступности к государственным закупкам для малого и среднего бизнеса, автоматизации процессов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Цифровая мобильность Развитие транспортной сферы ставит такие цели как повышение удобства использования общественного транспорта, оптимизация транспортных потоков, создание условий для широкомасштабного внедрения всех видов электротранспорта на территории страны, решение проблемы хаотичной парковки на улицах города, создание возможности для комфортного передвижения пешеходов, велосипедистов, общественного транспорта и автомобилей. Кроме того, планируется модернизация инфраструктуры (умные остановки). Значительное внимание уделяется развитию цифровых сервисов (мониторинг транспорта, единая цифровая карта, аренда автомобилей, сервис для взаимодействия со структурами управления, регулирующими сферу транспорта).
Цифровое правительство Цели реализации проектов в области цифрового правительства заключаются в повышении доступности общественных обсуждений для населения и расширение круга лиц, вовлеченных в процесс решения вопросов местного значения, в улучшении качества, доступности и прозрачности муниципальных услуг, их максимальный перевод в цифровой вид, в оптимизации городского управления, создании единой платформы умного города.
Человеческий и социальный капитал В рамках развития человеческого и социального капитала ставятся цели по повышению доступности объектов социальной инфраструктуры для граждан с ограниченными возможностями, цифровизации сферы культуры, поддержке детского спорта, повышению качества школьного образования, обучению населения востребованным навыкам, повышению туристической привлекательности города, развитию у детей интереса к науке и технике.

Источник: составлено автором

 

В рамках проведения настоящего исследования проанализированы результаты реализации проектов умного города в зарубежных странах с точки зрения получения значимых эффектов для структур местного управления, для бизнеса и местного населения (таблица 3). В рамках исследования использовались данные по 69 проектам по тематике экологии и безопасности, 37 проектов по городской среде, 29 проектов по городской экономике, 79 по цифровой мобильности, 51 по цифровому правительству, 61 по человеческому и социальному капиталу.

 

Таблица 3. Результаты реализации проектов умного города в зарубежных странах

Направление Результаты для государства Результаты для бизнеса Результаты для общества
Экология — снижение потребления энергии, создание возможности для перехода на возобновляемые источники, экономия бюджетных средств;

— повышение осведомленности об экологичных технологиях;

— расширение сети мониторинга состояния окружающей среды;

— упрощение перехода на возобновляемую энергию, снижение издержек;

— дополнительные рекламные возможности;

— возможность для сотрудничества с государством в ходе реализации проекта;

— возможность развивать инновационные проекты;

— вторичное использование материалов;

— облегчение доступа к информации экологического характера;

— улучшение качества окружающей среды;

— улучшение ситуации с отходами;

— возможность снижения расходов на электроэнергию;

Безопасность — повышение устойчивости к экстренным ситуациям, снижение рисков;

— повышение  эффективности раскрытия преступлений;

— снижение потерь бюджета из-за чрезвычайных ситуаций;

— снижение транспортного травматизма;

  — повышение устойчивости к экстренным ситуациям;

— повышение безопасности за счет более эффективного раскрытия преступлений;

— снижение рисков на опасных производствах;

— защита персональных данных;

Городская среда экономный расход бюджетных средств;

— контроль потребления ресурсов;

— возможность прогнозирования новых строительных проектов;

— упорядочивание городского пространства, дополнительные доходы;

— формирование базы данных для будущего использования в процессах развития города;

— тестирование новых подходов в сборе и анализе данных;

— доступ к пространственным данным;

— возможность продвижения и продажи технологических решений;

— улучшение облика города;

— снижение коммунальных расходов;

— возможность участвовать в обустройстве города;

— повышение качества жизни местного населения;

— повышение доступности социальных объектов;

Городская экономика — доступ к новым данным для улучшения городских проектов;

— создание новых рабочих мест;

— улучшение качества связи;

— разработка IoT решений для города;

— поиск наиболее перспективных проектов;

— повышение скорости работы сервисных служб, повышение скорости и прозрачности налоговых сборов;

— повышение финансовой активности малого бизнеса;

— поощрение безопасной работы с данными;

— возможности для реализации новых проектов;

— использование ИИ для повышения эффективности процессов;

— возможности протестировать решения;

— развитие стартапов;

— привлечение дополнительного финансирования;

— возможность опробования собственных технологий, возможность продемонстрировать продукт;

— защита прав, повышение осведомленности об открытых данных;

— новые проекты, направленные на улучшение уровня жизни;

— возможность реализации собственного проекта;

Цифровая мобильность — повышение спроса на общественный транспорт;

— повышение эффективности транспортной инфраструктуры;

— оптимизация затрат;

— повышение популярности альтернативных видов транспорта;

— тестирование беспилотного транспорта;

— мониторинг транспортной ситуации в реальном времени;

— использование стандартов, оптимизация деятельности;

— возможности для внедрения рекламы;

— информация, которая может применяться для создания новых продуктов;

— спрос на услуги;

— возможность использования новых технологий;

— привлечение государственного финансирования;

 

 

 

 

 

— комфортное использование транспортной инфраструктуры;

— расширение возможностей перемещения по городу для людей с ограниченными возможностями;

— опыт использования альтернативных видов транспорта;

— осведомленность о ключевых проектах,

— удобный доступ к городским дорожным сервисам;

Цифровое правительство — повышение прозрачности процессов управления;

— лучшее планирование ресурсов;

— повышение скорости и прозрачности во взаимодействии с гражданами;

— облегчение процесса обмена данными;

— повышение доверия граждан;

— подотчётность бизнеса;

— блокчейн-проекты;

— ускорение обработки транзакций;

— дополнительные данные о потребителях в регионе;

— возможность протестировать свое решение в городе;

— развитие за счет государственного бюджета;

— упрощение ведения бизнеса;

— повышение качества услуг;

— появление новых рабочих мест, рост и развитие сферы цифровых технологий;

— повышение осведомленности об объектах инфраструктуры;

— возможность участия в развитии города, повышение качества выдвигаемых решений;

Человеческий и социальный капитал — возможность для изучения общественного мнения;

— новые проекты в сфере здравоохранения на основе актуальных данных граждан;

— борьба с распространением заболеваний;

— привлечение молодых специалистов в технологическую сферу;

— возможность для рекламы;

— увеличение рынка потребителей цифровых услуг;

— сокращение бумажной работы;

— возможность продемонстрировать продукты;

— поддержка стартапов, получение государственных заказов;

— увеличение вовлеченности в жизнь города;

— получение более качественных социальных услуг;

— опыт использования технологий VR;

— повышение осведомленности о новых технологиях;

— возможность развивать навыки удалённо;

— простота поиска работы;

Источник: составлено автором

 

В рамках работы проанализирован ряд отечественных проектов умного города, систематизированы основные результаты от их реализации для государства, частных компаний, а также для общества (таблица 4). В частности, были использованы данные по 23 проектам в области экологии и безопасности, 72 проекта по городской среде, 7 проектов по городской экономике, 64 проекта по цифровой мобильности 40 проектов по цифровому правительству, 31 проект по человеческому и социальному капиталу.

 

Таблица 4. Результаты реализации проектов умного города в России

Направление Результаты для государства Результаты для бизнеса Результаты для общества
Экология — мониторинг состояния окружающей среды;

— оптимизация вывоза отходов;

 

 

 

— планирование деятельности, связанной с отходами; — прозрачность процессов тарифообразования для жителей;

— осведомленность об актуальной экологической ситуации в городском округе;

Безопасность — оперативная фиксация нарушений ПДД;

— дополнительные объекты видеонаблюдения;

— снижение уровня преступности;

— повышение оперативности реагирования экстренных служб;

— повышение безопасности пешеходов;

— безопасность инфраструктуры;

— снижение уровня преступности;

— эффективное взаимодействие с оперативными службами;

Городская среда — внедрение инфраструктуры умного города (остановки, датчики, светофоры);

— повышение эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством, инфраструктурой;

— цифровые копии объектов;

— автоматический учет потребления ресурсов и начисления платежей;

— новые возможности для инвестиций;

— эффективное управление коммунальным хозяйством;

— создание благоприятных условий для ведения бизнеса;

— повышение качества городской среды;

— быстрое и удобное решение вопросов в сфере ЖКХ;

— ускорение процессов технологического подключения;

— контроль сроков и факта исполнения работ по заявкам;

 

Городская экономика — привлечение инвестиций, рост объемов производства,  рост налогооблагаемой базы;

— создание прозрачного и эффективного механизма для сдачи в аренду муниципальной собственности;

— повышение эффективности расходования средств;

— возможности для сотрудничества и инвестиций;

— сервисы для участников закупок;

— обеспечение удобного доступа к государственным заказам;

— рост спроса на услуги в связи с повышением доступности информации;

— возможности для продажи своих услуг крупным заказчикам;

— создание новых рабочих мест;

— улучшение условий для создания бизнеса;

 

 

 

 

Цифровая мобильность — рост числа пользователей общественного транспорта;

— контроль ситуации на дорогах и оптимизация движения;

— создание базы для внедрения новых технологий;

— увеличение привлекательности экологичных видов транспорта;

— упрощение работы парковочных пространств;

— моделирование транспортных ситуаций;

— повышение прозрачности процесса сбора оплаты за проезд; — упрощение процесса оплаты проезда на общественном транспорте.

— повышение удобства использования общественного транспорта;

— увеличение доступности парковочных мест;

— снижение времени на передвижение по городу.

— совместное использование транспортных средств;

— использование мобильных приложений в сфере транспорта;

Цифровое правительство — прозрачность и доступность общественных обсуждений;

— внедрение цифровой платформы в органах местного самоуправления, отказ от «бумажного» документооборота;

— синхронизация внутренних систем управления городом и ускорение процессов обмена информацией;

— повышение прозрачности процессов управления;

— снятие административных барьеров для застройщиков;

— цифровизация кадастрового учета;

— развитие сервисов муниципальных закупок;

 

 

 

 

 

— вовлечение граждан в решение вопросов городского развития;

— повышение скорости и качества предоставления муниципальных услуг;

— повышение эффективности взаимодействия власти и граждан;

— упрощение участия в жизни города, оперативное решение проблем в сфере ЖКХ;

Человеческий и социальный капитал — повышение эффективности и прозрачности работы объектов социальной инфраструктуры;

— повышение интереса к спорту;

— подготовка кадрового резерва для наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики;

— оптимизация труда работников социальной сферы;

— повышение контроля и прозрачности трудовой миграции;

— рост предложения сотрудников с необходимыми навыками;

— повышение количества квалифицированных специалистов;

— повышение качества предоставляемых муниципальных услуг;

— улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья;

— повышение доступности объектов культуры;

— повышение качества образования;

— упрощение доступа к медицинским услугам;

— повышение квалификации, рост уровня жизни;

Источник: составлено автором

 

Результаты исследования свидетельствуют о том, что проекты умных городов являются перспективным инструментом для повышения качества жизни населения урбанизированных территорий. В этой связи, местные власти, бизнес, население в городах по всему миру реализуют инициативы развития умных городов. В целом можно отметить, что в зарубежной и отечественной практике наблюдаются схожие тенденции в области городского хозяйства. Значительное внимание уделяется вопросам повышения эффективности использования ресурсов, снижения воздействия на окружающую среду. В отечественной практике наблюдается значительное число проектов, направленных на развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства. По-видимому, для российских городов эта сфера является наиболее проблемной. В международной практике большее число проектов имеют организационный характер, направлены на решение проблем за счет внедрения новых форм организации социально-экономических отношений. Также значительную роль играют проекты, связанные с финансовым обеспечением проектов умных городов. Таким образом, можно сделать вывод, что проекты умных городов в России в настоящее время направлены, в большей степени, на внедрение технологических решений, а зарубежные страны, пройдя этап первичной цифровизации, на базе цифровых решений формируют новые социально-экономические модели.

 

Выводы

В настоящем исследовании с целью выявления основных этапов трансформации городской среды в условиях становления цифрового общества получены следующие результаты.

Во-первых, в работе показано, что одним из важнейших факторов преобразования городской среды выступают цифровые технологии, влияющие на различные аспекты социально-экономической деятельности людей.

Во-вторых, рассмотрены цели и задачи реализации проектов умных городов в международном масштабе, а также проекты умных городов на территории России. В рамках исследования выделены такие группы проектов, как технические, организационные, финансовые проекты.

В-третьих, показано, что в международной практике получают свое развитие проекты организационного характера, а также проекты финансовой поддержки инициатив умного города. При этом, отечественные проекты в большей степени направлены на внедрение технических средств в городскую среду.

В-четвертых, в рамках развития умных городов на территории РФ предлагается развивать проекты, связанные, во-первых, с финансовой поддержкой инициатив умных городов, во-вторых, с организационными преобразованиями, в частности, с развитием новых форм социально-экономических взаимодействий, таких как краудсорсинг, краудфандинг, долевая экономика.

 

Список использованных источников

  1. Anttiroiko, A.-V., Valkama, P., & Bailey, S. J. (2013). Smart cities in the new service economy: building platforms for smart services. AI & SOCIETY, 29(3), 323–334. doi:10.1007/s00146-013-0464-0
  2. Семячков, К.А. Дерево исследований умных городов // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2022. Т. 17. № 4. С. 404-428.
  3. Van der Graaf, S., & Veeckman, C. (2014). Designing for participatory governance: assessing capabilities and toolkits in public service delivery. Info, 16(6), 74–88. doi:10.1108/info-07-2014-0028
  4. Willems, Jurgen & Bergh, Joachim & Viaene, Stijn. (2017). Smart City Projects and Citizen Participation: The Case of London. 10.1007/978-3-658-16112-5_12.
  5. Bakıcı T., Almirall E., Wareham J. A smart city initiative: the case of Barcelona //Journal of the knowledge economy. – 2013. – Т. 4. – С. 135-148.
  6. Van Winden, W., & van den Buuse, D. (2017). Smart City Pilot Projects: Exploring the Dimensions and Conditions of Scaling Up. Journal of Urban Technology, 24(4), 51–72. doi:10.1080/10630732.2017.1348884
  7. Вертакова Ю.В., Трещевский Ю.И., Фирсова Н.В., Трещевский Д.Ю. «Умный город» как комплексный инновационный проект // Экономическое возрождение России. 2019. № 3 (61). С. 157-172.
  8. Mayangsari, L., & Novani, S. (2015). Multi-stakeholder co-creation Analysis in Smart city Management: An Experience from Bandung, Indonesia. Procedia Manufacturing, 4, 315–321. doi:10.1016/j.promfg.2015.11.046
  9. Meijer, A., & Thaens, M. (2016). Urban Technological Innovation: Developing and Testing a Sociotechnical Framework for Studying Smart City Projects. Urban Affairs Review, 54(2), 363–387. doi:10.1177/1078087416670274
  10. Kourtzanidis, K., Angelakoglou, K., Apostolopoulos, V., Giourka, P., & Nikolopoulos, N. (2021). Assessing Impact, Performance and Sustainability Potential of Smart City Projects: Towards a Case Agnostic Evaluation Framework. Sustainability, 13(13), 7395. doi:10.3390/su13137395
  11. Александров Н.Д., Багаутдинова Д.А. Генезис теории умных городов // Управленческий учет. 2021. № 6-2. С. 339-349.
  12. Gooch, D., Wolff, A., Kortuem, G., & Brown, R. (2015). Reimagining the role of citizens in smart city projects. Proceedings of the 2015 ACM International Joint Conference on Pervasive and Ubiquitous Computing and Proceedings of the 2015 ACM International Symposium on Wearable Computers — UbiComp ’15. doi:10.1145/2800835.2801622
  13. Dameri, R. P., & Ricciardi, F. (2017). Leveraging Smart City Projects for Benefitting Citizens: The Role of ICTs. Springer Optimization and Its Applications, 111–128. doi:10.1007/978-3-319-61313-0_7
  14. Kogan, Natalia & Lee, Kyoung. (2014). Exploratory Research on the Success Factors and Challenges of Smart City Projects. Asia Pacific Journal of Information Systems. 24. 141-189. 10.14329/apjis.2014.24.2.141.
  15. Anand, P. B. (2020). Assessing smart city projects and their implications for public policy in the Global South. Contemporary Social Science, 1–14. doi:10.1080/21582041.2020.1720794
  16. Ardito, L., Ferraris, A., Messeni Petruzzelli, A., Bresciani, S., & Del Giudice, M. (2018). The role of universities in the knowledge management of smart city projects. Technological Forecasting and Social Change. doi:10.1016/j.techfore.2018.07.030
  17. Rosati, U., & Conti, S. (2016). What is a Smart City Project? An Urban Model or A Corporate Business Plan? Procedia — Social and Behavioral Sciences, 223, 968–973. doi:10.1016/j.sbspro.2016.05.332
  18. Wu, Y. J., & Chen, J.-C. (2019). A structured method for smart city project selection. International Journal of Information Management. doi:10.1016/j.ijinfomgt.2019.07.007
  19. Рослова, Е.Ю. Проблемы внедрения концепции «умный город» в города Российской Федерации // Актуальные вопросы современной экономики. 2023. № 1. С. 273-277.
  20. Белов, В.И., Смирнов, И.И. Управление жизнедеятельностью городов посредством реализации концепции «умный город» // Синергия Наук. 2018. № 24. С. 439-445.
  21. Axelsson, K., & Granath, M. (2018). Stakeholders’ stake and relation to smartness in smart city development: Insights from a Swedish city planning project. Government Information Quarterly. doi:10.1016/j.giq.2018.09.001

 

References

  1. Anttiroiko, A.-V., Valkama, P., & Bailey, S. J. (2013). Smart cities in the new service economy: building platforms for smart services. AI & SOCIETY, 29(3), 323–334. doi:10.1007/s00146-013-0464-0
  2. Semyachkov, K.A. Tree of smart cities research [Derevo issledovaniy umnykh gorodov]. Vestnik Permskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. [Bulletin of Perm University. Series: Economics]. 2022. T. 17. No. 4. P. 404-428.
  3. Van der Graaf, S., & Veeckman, C. (2014). Designing for participatory governance: assessing capabilities and toolkits in public service delivery. Info, 16(6), 74–88. doi:10.1108/info-07-2014-0028
  4. Willems, Jurgen & Bergh, Joachim & Viaene, Stijn. (2017). Smart City Projects and Citizen Participation: The Case of London. 10.1007/978-3-658-16112-5_12.
  5. Bakıcı T., Almirall E., Wareham J. A smart city initiative: the case of Barcelona //Journal of the knowledge economy. – 2013. – Т. 4. – С. 135-148.
  6. Van Winden, W., & van den Buuse, D. (2017). Smart City Pilot Projects: Exploring the Dimensions and Conditions of Scaling Up. Journal of Urban Technology, 24(4), 51–72. doi:10.1080/10630732.2017.1348884
  7. Vertakova Yu.V., Treshchevsky Yu.I., Firsova N.V., Treshchevsky D.Yu. «Smart city» as a comprehensive innovative project [«Umnyy gorod» kak kompleksnyy innovatsionnyy proyekt]. Ekonomicheskoye vozrozhdeniye Rossii [Economic revival of Russia]. 2019. No. 3 (61). pp. 157-172.
  8. Mayangsari, L., & Novani, S. (2015). Multi-stakeholder co-creation Analysis in Smart city Management: An Experience from Bandung, Indonesia. Procedia Manufacturing, 4, 315–321. doi:10.1016/j.promfg.2015.11.046
  9. Meijer, A., & Thaens, M. (2016). Urban Technological Innovation: Developing and Testing a Sociotechnical Framework for Studying Smart City Projects. Urban Affairs Review, 54(2), 363–387. doi:10.1177/1078087416670274
  10. Kourtzanidis, K., Angelakoglou, K., Apostolopoulos, V., Giourka, P., & Nikolopoulos, N. (2021). Assessing Impact, Performance and Sustainability Potential of Smart City Projects: Towards a Case Agnostic Evaluation Framework. Sustainability, 13(13), 7395. doi:10.3390/su13137395
  11. Aleksandrov N.D., Bagautdinova D.A. Genesis of the theory of smart cities [Genezis teorii umnykh gorodov]. Upravlencheskiy uchet [Management accounting]. 2021. No. 6-2. pp. 339-349.
  12. Gooch, D., Wolff, A., Kortuem, G., & Brown, R. (2015). Reimagining the role of citizens in smart city projects. Proceedings of the 2015 ACM International Joint Conference on Pervasive and Ubiquitous Computing and Proceedings of the 2015 ACM International Symposium on Wearable Computers — UbiComp ’15. doi:10.1145/2800835.2801622
  13. Dameri, R. P., & Ricciardi, F. (2017). Leveraging Smart City Projects for Benefitting Citizens: The Role of ICTs. Springer Optimization and Its Applications, 111–128. doi:10.1007/978-3-319-61313-0_7
  14. Kogan, Natalia & Lee, Kyoung. (2014). Exploratory Research on the Success Factors and Challenges of Smart City Projects. Asia Pacific Journal of Information Systems. 24. 141-189. 10.14329/apjis.2014.24.2.141.
  15. Anand, P. B. (2020). Assessing smart city projects and their implications for public policy in the Global South. Contemporary Social Science, 1–14. doi:10.1080/21582041.2020.1720794
  16. Ardito, L., Ferraris, A., Messeni Petruzzelli, A., Bresciani, S., & Del Giudice, M. (2018). The role of universities in the knowledge management of smart city projects. Technological Forecasting and Social Change. doi:10.1016/j.techfore.2018.07.030
  17. Rosati, U., & Conti, S. (2016). What is a Smart City Project? An Urban Model or A Corporate Business Plan? Procedia — Social and Behavioral Sciences, 223, 968–973. doi:10.1016/j.sbspro.2016.05.332
  18. Wu, Y. J., & Chen, J.-C. (2019). A structured method for smart city project selection. International Journal of Information Management. doi:10.1016/j.ijinfomgt.2019.07.007
  19. Roslova, E.Yu. Problems of introducing the “smart city” concept into cities of the Russian Federation [Problemy vnedreniya kontseptsii «umnyy gorod» v goroda Rossiyskoy Federatsii]. Aktual’nyye voprosy sovremennoy ekonomiki [Current issues of modern economics]. 2023. No. 1. P. 273-277.
  20. Belov, V.I., Smirnov, I.I. Managing the life of cities through the implementation of the “smart city” concept [Upravleniye zhiznedeyatel’nost’yu gorodov posredstvom realizatsii kontseptsii «umnyy gorod»]. Sinergiya Nauk [Synergy Sciences]. 2018. No. 24. pp. 439-445.
  21. Axelsson, K., & Granath, M. (2018). Stakeholders’ stake and relation to smartness in smart city development: Insights from a Swedish city planning project. Government Information Quarterly. doi:10.1016/j.giq.2018.09.001

________________________________

[1]Электронный ресурс. Режим доступа https://ict.moscow/ (дата обращения 04.09.2023).

Еще в рубриках

Регионы России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *