Главная страница » Публикации » №3 (75) » Формирование приоритетов региональной промышленной политики в условиях цифровизации (на примере Красноярского края)

Формирование приоритетов региональной промышленной политики в условиях цифровизации (на примере Красноярского края)

Formation of regional industrial policy priorities in the context of digitalization (on the example of the Krasnoyarsk territory)

Авторы

Шишацкий Николай Георгиевич
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник отдела прогнозирования экономического развития Красноярского края
Россия, Институт экономики и ОПП СО РАН
nik@ksc.krasn.ru
Ефимов Валерий Сергеевич
кандидат физико-математических наук, директор Центра стратегических исследований и разработок
Россия, Сибирский федеральный университет
vefimov@sfu-kras.ru
Лаптева Алла Владимировна
ведущий специалист Центра стратегических исследований и разработок
Россия, Сибирский федеральный университет
avlapteva@yandex.ru

Аннотация

Масштабность технологических и информационных преобразований в экономике и в обществе обусловливает необходимость уточнения ключевых приоритетов, определяющих структуру и механизмы социально-экономического развития на долгосрочную перспективу.
Особую роль в формировании успешной национальной социально-экономической стратегии развития играют промышленная политика и ее региональная составляющая. Именно региональная промышленная политика позволяет использовать инвестиционный промышленный потенциал регионов в решении проблем эффективной трансформации не только отдельных территорий, но и России в целом.
Формирование и реализации новой региональной промышленной политики может обеспечить максимально благоприятную внешнюю среду для повышения конкурентоспособности промышленного производства и стимулирования на его основе позитивных тенденций социально-экономического развития.
В статье (на примере Красноярского края) сформулированы ключевые приоритеты развития промышленного комплекса региона в условиях технологических и информационных трансформаций, показаны основные проблемы и риски, связанные с их реализацией. Обоснован вывод о необходимости разработки сбалансированной системы приоритетов, учитывающей территориальные и пространственные факторы развития.

Ключевые слова

Стратегия развития промышленности, реиндустриализация, новые проблемы и вызовы для региональной промышленной политики, промышленный комплекс Красноярского края, приоритеты и механизмы повышения конкурентоспособности, цифровая экономика как фактор развития повышения эффективности.

Финансирование

Исследование выполнено в рамках гранта КФ-877 «Разработка концепции промышленной политики Красноярского края в условиях цифровой трансформации до 2030 года» при поддержке Красноярского краевого фонда науки

Рекомендуемая ссылка

Шишацкий Николай Георгиевич , Ефимов Валерий Сергеевич , Лаптева Алла Владимировна

Формирование приоритетов региональной промышленной политики в условиях цифровизации (на примере Красноярского края)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (75). Номер статьи: 7520. Дата публикации: 29.09.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7520/

DOI: 10.24412/1999-2645-2023-375-19

Authors

Shishatsky Nikolai Georgievich
candidate of economic sciences, leading researcher at the Department for Forecasting the Economic Development of the Krasnoyarsk Territory
Russia, Institute of Economics and Industrial Engineering SB RAS
nik@ksc.krasn.ru
Efimov Valeriy Sergeevich
candidate of Physical and Mathematical Sciences, director of the Center for Strategic Research and Development
Russia, Siberian Federal University
vefimov@sfu-kras.ru
Lapteva Alla Vladimirovna
leading researcher of the Center for Strategic Research and Development
Russia, Siberian Federal University
avlapteva@yandex.ru

Abstract

The scale of technological and information transformations in the economy and in society makes it necessary to clarify the key priorities that determine the structure and mechanisms of socio-economic development in the long term.
Industrial policy and its regional component play a special role in shaping a successful national socio-economic development strategy. It is can to transform the investment and industrial potential of the regions and turn them into a platform for the effective development of not only individual territories, but Russia as a whole.
The formation and implementation of a new regional industrial policy can provide the most favorable external environment for increasing the competitiveness of industrial production and stimulating positive trends in socio-economic development on its basis.
The article (on the example of the Krasnoyarsk Territory) formulates the key priorities for the development of the industrial complex of the region in the context of digital transformations, shows the main problems and risks associated with their implementation. The authors of the article substantiate the conclusion that it is necessary to develop a balanced system of priorities that takes into account territorial and spatial factors of development.

Keywords

Industrial development strategy, reindustrialization, new problems and challenges for the regional industrial policy, the industrial complex of the Krasnoyarsk Territory, priorities and mechanisms for increasing competitiveness, the digital economy as a factor in the development of increasing efficiency.

Project finance

The study was carried out as part of the KF-877 grant “Development of the concept of industrial policy of the Krasnoyarsk Territory in the context of digital transformation until 2030” with the support of the Krasnoyarsk Regional Fund of Science

Suggested Citation

Shishatsky Nikolai Georgievich , Efimov Valeriy Sergeevich , Lapteva Alla Vladimirovna

Formation of regional industrial policy priorities in the context of digitalization (on the example of the Krasnoyarsk territory)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (75). Art. #7520. Date issued: 29.09.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7520/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2023-375-19

Print Friendly, PDF & Email

1. Введение. Роль и место региональной промышленной политики

Стратегическое планирование промышленности на национальном и региональном уровнях – актуальная тема исследований и разработок во всём мире. Это связано с обострением международной конкуренции на рынках продукции и технологий, проблем сохранения национального технологического суверенитета и обеспечения национальной безопасности. Для решения новых проблем требуется восстановление и/или усиление ключевой роли промышленности как источника роста в экономике индустриальных и постиндустриальных стран: переход от деиндустриализации к современной индустриализации (реиндустриализации), выход на новый технологический уровень «Промышленность 4.0» и экономику замкнутого цикла.

Формирование системной национальной политики, ориентированной на современную (неоиндустриальную) модель, интегрированную в межрегиональные и глобальные кооперационные связи – важнейший тренд и приоритет российской государственной экономической политики. К настоящему времени разработаны десятки различных программных стратегических документов, направленных на решение этой задачи [1] и др.

Вместе с тем, остается актуальным поиск новых подходов к проведению комплексной промышленной политики, которая бы сгруппировала разнородные меры отдельных отраслевых политик и усиливала бы их влияние на развитие конкретных секторов экономики.

С одной стороны, это связано с тем, что имеющиеся документы стратегического развития отрасли характеризуются определенной непоследовательностью, несбалансированностью и противоречивостью. Разработанные отдельные отраслевые стратегии (начиная с 2009 г. разработано 20 отраслевых стратегий) не скоординированы с положениями стратегий развития промышленности более высокого уровня – сводной для обрабатывающей промышленности и общей стратегии развития промышленности страны, которые были разработаны позже – в 2020-м и в 2021-м годах [2].

С другой стороны, необходимость «новой упаковки» для промышленной политики усиливается новыми условиями, в которых промышленности предстоит функционировать и развиваться:

  • введением международных секторальных санкций, которые ограничат приток технологий и оборудования в отдельных отраслях. С одной стороны, это ограничит развитие отдельных отраслей в краткосрочной перспективе, а с другой, в долгосрочной перспективе будет способствовать развитию собственных производств и импортозамещению (это может привести к большим объемам государственной поддержки, необходимой для развития существующих и созданию новых производств);
  • введением санкций в финансовой сфере, которые ограничат доступ российских фирм к мировым рынкам капитала, ограничат инвестиционные возможности, необходимые для развития отдельных отраслей российской экономики;
  • повышением рисков ведения бизнеса, которые негативно будут влиять на деятельность предприятий в России в силу вероятности мобилизационного варианта развития событий, а также снизят объем прямых иностранных инвестиций в страну;
  • изменением условий торговли, которое создает предпосылки для ослабления рубля, что, в свою очередь, будет способствовать росту стоимости заимствований и ухудшению условий ведения бизнеса внутри страны;
  • появлением ограничений в возможностях выхода российских компаний на международные рынки с традиционной и новой продукцией, рост логистических издержек из-за необходимости переориентации на новые рынки.

Особую роль в формировании успешной промышленной политики России играет ее региональная составляющая. Именно региональная промышленная политика позволяет использовать инвестиционно-промышленный потенциал регионов в решении проблем эффективной перестройки экономики не только отдельных территорий, но и России в целом [3].

В этих условиях особое значение приобретает выявление стратегических возможностей регионов, к которым в современных условиях относятся, прежде всего, уникальные – пространственное расположение и система логистики, природные и производственно-технические ресурсы, а также человеческий капитал и нематериальные активы.

В то же время необходимо видеть, что реализация стратегических возможностей регионов и ключевых факторов успеха страны будет протекать в условиях развития противоречивых тенденций мирового, национального и территориального развития. Это неизбежно будет формировать сложную противоречивую среду менеджмента корпоративных структур региона и влиять на динамику его промышленного и социально-экономического развития.

Преодоление этой противоречивости и смягчение внешних угроз объективно требует формирования и реализации новой региональной промышленной политики, которая смогла бы обеспечить максимально благоприятную внешнюю среду для менеджмента и роста конкурентоспособности промышленных предприятий региона и тем самым стимулировать активизацию позитивных тенденций социально-экономического развития.

 

2. Промышленный комплекс Красноярского края – ключевой элемент устойчивого социально-экономического развития региона

Красноярский край является одним из крупнейших индустриальных регионов РФ (по итогам 2021 года край занимает 8 место в рейтинге субъектов РФ по объему отгруженной промышленной продукции, на его долю приходится 3,1% промышленного производства страны) и крупнейшим промышленным центром Сибирского ФО (27,8% всей отгруженной в 2021 году промышленной продукции федерального округа).

Промышленность Красноярского края формирует более 60% валовой добавленной стоимости региона, в этом секторе экономики занято около 275 тыс. человек (20,2% общей численности занятых). На промышленные виды деятельности приходится 65,7% всех налоговых поступлений, собираемых на территории Красноярского края в бюджетную систему страны.

В составе промышленного комплекса выделяются три базовые отрасли: цветная металлургия, электроэнергетика и нефтедобывающий комплекс. В настоящее время их доля в объеме промышленного производства края составляет около 85%.

Высокий уровень развития цветной металлургии опирается на качественную сырьевую базу с наличием крупных горнодобывающих и металлургических предприятий, постоянно совершенствующих технологии производства и систему подготовки квалифицированных кадров. На территории края производится порядка 30% общероссийского объема меди, 98-99% металлов платиновой группы, 65% свинца, 10% цинка, добывается около 20% золота.

Особое положение занимает в крае алюминиевая промышленность. Главным фактором, обеспечивающим высокую конкурентоспособность и значительное развитие алюминиевой отрасли, является наличие в крае больших объемов дешевой гидроэнергии, в то время как необходимая по запасам и качеству сырьевая база в регионе отсутствует и металлургические предприятия (Красноярский и Богучанский алюминиевые заводы) вынуждены ориентироваться на импортное сырье (табл.1).

 

Таблица 1. Производство важнейших видов цветных металлов в Красноярском крае

Продукция Единица измерения Красноярский край Российская Федерация  4) Красноярский край в % к РФ
2020 2021 2022 2021 2021
Медь 1) тыс.т 351,4 315,5 355,5 1146,8 27,5
Свинец 2)
(концентрат)
тыс.т 164,2 184,3 200,3 281 65,6
Цинк 2)
(концентрат)
тыс.т 46,5 55,2 34,5 532,3 10,4
МПГ 2) тонн 159,6 133,6 133,9 134,9 99,0
Золото2) тонн 95,6 77,4 79,2 438,1 17,7
Алюминий3) тыс.т 1310 1311 1315 3930 33,5

Примечание. 1) данные годовых отчетов группы «Норильский никель»; 2) данные годовых докладов  «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае» (раздел Запасы и объемы добычи полезных ископаемых) ; 3) данные годовых отчетов En+ Group; 4) данные государственных докладов  «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации” (разделы “Медь”, “Свинец”, “Цинк”, “Золото”, “Металлы платиновой группы”,”Алюминиевое сырье”)

 

Высокая обеспеченность комплексными запасами топливно–энергетических ресурсов, как возобновляемых (гидроресурсы), так и минеральных (гигантские запасы энергетических углей, ресурсы нефти и газа, торфа), основа для формирования и развития в Красноярском крае на долгие годы обозримой перспективы одной из важнейших энергоресурсных баз России. Регион является энергоизбыточной территорией (производит ежегодно более 70 000 млн. кВт·ч 6,3% общероссийской выработки), около 20% производимой электроэнергии отпускается за пределы края для энергообеспечения других регионов страны. Около 60% электроэнергии вырабатывают предприятия гидроэнергетики (АО «Красноярская ГЭС» и ПАО «Богучанская ГЭС»).

Около 40% вырабатываемой в крае электроэнергии приходится на тепловые электростанции, которые работают на углях Канско-Ачинского бассейна обладающего наиболее значительными запасами энергетического бурого угля, добывающегося открытым способом (табл.2).

 

Таблица 2. Показатели электроэнергетического комплекса Красноярского края

Продукция Единица измерения Красноярский край Российская Федерация 1) Красноярский край в % к РФ
2020 2021 2022 2021 2021
Производство э/энергии 1) млн. кВт•ч 66334,2 68136,9 72684,4 1159,0 6,3
в том числе
— на ГЭС, млн. кВт•ч 39638 41938 34940 216 16,2
из них
Красноярская ГЭС 2) млн. кВт•ч 22000 24700 148005) х х
Богучанская ГЭС 3) млн. кВт•ч 17638 17238 20140 х х
— на тепловых станциях млн. кВт•ч 26696,2 26198,9 37744,4 715,0 3,6
Добыча бурого угля 4) млн.т 35,5 36,0 46,3 73,6 48,9

Примечание. 1) данные Росстата; 2) данные годовых отчетов En+ Group; 3) данные годовых отчетов ПАО “РусГидро”; 4) данные годовых докладов  «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае» (раздел Запасы и объемы добычи полезных ископаемых) 5) Снижение выработки электроэнергии на Красноярской ГЭС в 2022 году на 40% связано с аномально низкой водностью реки Енисей, что является своеобразной природно-климатической закономерностью повторяющейся в среднем один раз в 10 лет.

 

Относительно новой активно развивающейся отраслью в регионе является добыча нефти, которая началась в 2009 году на Ванкорском нефтегазовом месторождении. В 2016-2019 годах, после выхода добычи нефти на этом месторождении на «полку», началась добыча нефти на новых месторождениях Ванкорской группы – Сузунском, Тагульском и Лодочном. В 2017 году запущен в эксплуатацию нефтепровод Куюмба – Тайшет протяженностью 700 км, что позволило начать нефтедобычу на месторождениях юга Эвенкии – Юрубчено-Тохомском и Куюмбинском.

В настоящее время добыча нефти и газа превратилась в ведущую промышленную отрасль Красноярского края, в которой производится 1/5 всей промышленной продукции региона и добывается около 4% общероссийских объемов нефти (табл.3).

 

Таблица 3. Динамика добычи нефти в Красноярском крае 1)

Продукция Единица измерения Красноярский край Российская Федерация Красноярский край в %  к РФ
2019 2020 2021 2021 2021
Добыча нефти (извлекаемые запасы), без конденсата (исторический максимум добычи – 24 млн.т в 2018 году) млн.т 23,1 20,0 19,2 486,1 3,95
в том числе
Ванкорский кластер (Ванкорское, Сузунское, Тагульское, Лодочное месторождения) млн.т 18,5 16,0 15,9 х х
Месторождения Южной Эвенкии (Юрубчено-Тохомское, Куюмбинское месторождения) млн.т 4,6 4,0 3,0 х х

Примечание. 1) Рассчитано на основе данных государственных докладов  «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации» (раздел “Нефть и конденсат”)

 

В 2019 году началась реализация масштабного проекта ПАО НК «Роснефть» «Восток Ойл» по освоению Пайяхской группы месторождений на Таймыре. Реализация амбициозных целей этого проекта предполагает увеличение объемов добычи нефти к 2030 г. в 3–5 раз.

Сектор обрабатывающих производств (раздел C ОКВЭД-2) развит в Красноярском крае относительно слабо. На него (без учета цветной металлургии, код 24.4 раздела С) приходится меньше 15% общих объемов промышленного производства.

Важной особенностью обрабатывающей промышленности Красноярского края является наличие средне- и высокотехнологичных химических (22,7%) и машиностроительных (15,3%) производств (рис.1).

 

Отраслевая структура обрабатывающих производств Красноярского края в 2020 году (раздел C, без учета цветной металлургии (код 24.4))

Рисунок 1. Отраслевая структура обрабатывающих производств Красноярского края в 2020 году (раздел C, без учета цветной металлургии (код 24.4))

(рассчитано на основе данных Росстата «Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами  в фактических ценах (без НДС и акциза) по «чистым» видам экономической деятельности промышленного производства по полному кругу организаций  Красноярского края в 2020 году»)

 

Технологическим ядром Красноярского химико-машиностроительного комплекса являются:

  • продукты нефтепереработки,
  • синтетический каучук;
  • космические и ядерные технологии;
  • информационно-коммуникационные системы;
  • радиоэлектроника и приборостроение.

У высокотехнологичных отраслей промышленности есть общая черта: их инновационная активность и производительность труда выше среднего уровня. Таким образом, они играют ключевую роль в экономике региона, генерируют создание стоимости и рабочих мест в смежных отраслях.

Доля лесопромышленного и агропромышленного комплексов в структуре региональной экономики уступает базовым отраслям, однако они играют важную социальную роль, обеспечивая занятость населения и сохраняя систему расселения на территории региона.

При этом красноярский лесопромышленный комплекс является одним из крупнейших в стране. Здесь производится 15-20% общероссийского выпуска пиломатериалов, значительная часть продукции поставляется на экспорт. Разрабатывается ряд проектов в целях создания мощностей по химико-технологической переработке древесины, производству целлюлозы.

Хорошие перспективы развития имеет и красноярский агропромышленный комплекс. Высокая обеспеченность сельскохозяйственными угодьями, устойчивый внутренний спрос на продукты питания, сокращение импорта продовольственных товаров создают устойчивые предпосылки и стимулы для наращивания в регионе производства и глубокой промышленной переработки сельскохозяйственной продукции.

В период 2001-2014 гг. отгрузка промышленной продукции в крае росла опережающими темпами, превышающими среднероссийские показатели (среднегодовые темпы прироста в крае и РФ составляли, соответственно, 6,5% и 3,5%). Однако превышение темпов роста промышленного производства Красноярского края обеспечивалось, в основном, за счет экстенсивного развития, масштабного освоения нефтегазовых ресурсов Ванкорского кластера и месторождений Южной Эвенкии, начавшегося в 2008-2012 годах.

В 2015-2019 гг. темпы промышленного роста в регионе резко замедлились (достигла пика и перестала расти добыча нефти на Ванкорском месторождении, началась масштабная, экологически ориентированная реконфигурация Норильского ГМК, связанная с закрытием и ограничением ряда профильных мощностей). Среднегодовые темпы прироста объемов отгруженной продукции снизились в крае в 2015-2019 гг. более чем в 3 раза (до 1,61%), что оказалось в 1,5 раза ниже среднероссийского показателя (2,51%).

Серьезный удар по всей экономике, в том числе и по промышленному производству, нанесла в 2020 году пандемия COVID-19. Объемы отгруженной промышленной продукции в Красноярском крае снизились в 2020 году на 8,3%, в том числе в добыче полезных ископаемых – на 12,9% (в РФ, соответственно, на 2,1% и на 6,5%). После снятия пандемийных ограничений в 2021 году промышленное производство в регионе начало быстро восстанавливаться (объем отгруженной промышленной продукции в РФ вырос на 6,3%, в Красноярском крае замедлилось падение объемов до 1,9%), однако этот процесс затормозила осложнившаяся в 2022 году геополитическая обстановка. Основным вызовом для промышленного производства стали международные санкционные ограничения, введенные в отношении российских товаропроизводителей.

В этих условиях в региональном промышленном комплексе основные усилия направлялись на структурную трансформацию, перестройку логистических цепочек и минимизацию ущерба. Объемы промышленного производства в Красноярском крае (по отгруженной продукции) выросли в 2022 году на 2,9% (в РФ снизились на 0,6%). Однако в целом за период 2020-2022 гг. показатели промышленной динамики в Красноярском крае оставались на более низком уровне по сравнению со среднероссийскими : в Российской Федерации промышленное производство выросло в среднегодовом исчислении на 1,13%, в то время как в Красноярском крае оно уменьшилось на 2,55% (табл.4).

 

Таблица 4 — Сравнение динамики объемов промышленного производства (по отгруженной продукции) Красноярского края со среднероссийскими показателями 1)

Среднегодовые темпы роста промышленного производства за период (%)
2001-2014 гг. 2015-2019 гг. 2020-2022 гг. 2001-2022 гг.
Красноярский край 6,50 1,61 -2,55 4,10
Российская Федерация 3,50 2,51 1,13 2,93

Примечание. 1) Рассчитано на основе данных Росстата.

 

Текущее состояние промышленности Красноярского края характеризуется значительной неоднородностью в развитии отдельных видов экономической деятельности. Фактически промышленность региона развивается в рамках двухполюсной модели, при которой в одних отраслях промышленности доминируют крупные, экспортно-ориентированные производства, а в других развитие идет на базе небольших предприятий, ориентированных на региональные рынки сбыта. При этом средний класс промышленности, массовые и конкурентоспособные производства, способные конкурировать на региональном и национальном рынках с импортерами, в большинстве промышленных отраслей отсутствуют. Следствием такой неоднородности является неустойчивое развитие отраслей промышленности и усиление ее структурных диспропорций: 1) недостаточный вклад в формирование экспортного и импортозамещающего потенциала страны; 2) низкая глубина промышленных видов производств, относящихся к высоким переделам, низкий потенциал формирования высокотехнологичного и наукоемкого секторов производства; 3) отсутствие комплексного регионального заказа на поиск и разработку инновационных технологий интеграции; 4) фрагментарный характер развития цифровых технологий, низкая потребность промышленных предприятий в ключевых цифровых технологиях.

Опрос промышленных предприятий Красноярского края позволил выявить ключевые проблемы развития производства (рис.2).

 

Оценка проблем развития промышленного производства

Рисунок 2. Оценка проблем развития промышленного производства*

*Опрос предприятий Красноярского края проводился в сентябре-октябре 2022 г. и в апреле-мае 2023 г., в опросе приняли участие 17 крупных и средних предприятий региона

 

Наиболее значимым проблемами для предприятий являются: «дефицит кадров» – 100%; «экономические санкции, ограничивающие доступ к современным технологиям, оборудованию, комплектующим, ПО, материалам» – 63,6%; «устаревшие производственные технологии» – 36,4%; «низкий уровень цифровизации производственных, логистических и управленческих процессов» – 18,2%; «длительный цикл вывода новой продукции на рынок» – 18,2%; «низкая производительность труда» – 18,2%.

В отношении приоритетов промышленной политики Красноярского края респонденты выделили следующие: поддержка инвестиционных проектов промышленных предприятий, направленных на производство конкурентоспособной продукции (в том числе импортозамещающей продукции) – 81,8%; содействие технологической модернизации промышленных предприятия для производства конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью – 45,5%; содействие развитию инфраструктуры, обеспечивающей промышленный предприятия необходимыми для их деятельности продукцией, работами, услугами (энергоснабжение, логистика, транспорт и др.) – 36,4%; поддержка процессов цифровой трансформации промышленных предприятий – 36,4%; совершенствование тарифной политики, обеспечение прозрачности и предсказуемости ценообразования – 27,3%; содействие в продвижении на международные и межрегиональные рынки промышленной продукции предприятий края – 27,3%; создание условий для углубления кооперации и межотраслевого взаимодействия субъектов промышленности, науки, образования, малого предпринимательства – 27,3%; повышение капитализации (увеличение объемов) Фонда развития промышленности Красноярского края – 18,2%; создание и укрепление существующих региональных институтов развития, обеспечивающих поддержку малого и среднего бизнеса (ОЭЗ, технопарков, фондов, центров поддержки бизнеса и др.) – 18,2% (рис. 3).

 

Приоритеты промышленной политики Красноярского края

Рисунок 3. Приоритеты промышленной политики Красноярского края

 

3. Роль крупных промышленных компаний в социально-экономическом развитии региона. Система взаимодействия малых и средних предприятий с крупным бизнесом

Крупные корпорации играют важную роль в промышленном комплексе Красноярского края. Во многом это определяется особенностями реализации проектов освоения и разработки уникальных месторождений полезных ископаемых, а также масштабных отраслевых программ развития, которые требуют интегрального подхода к созданию комплекса взаимосвязанных производственных мощностей одновременно с развитием производственной и социальной инфраструктуры в необжитых и малоосвоенных районах.

Так сложилось исторически еще в годы СССР, когда, несмотря на декларируемые принципы сбалансированного территориально-отраслевого подхода, преобладал отраслевой, а ключевые (профильные) министерства и ведомства становились зачастую главным и единственным началом в решении межотраслевых проблем (со всеми их плюсами и минусами) на обширных сибирских территориях. Преобладание отраслевого подхода в планировании и управлении экономикой неизбежно сопровождалось накоплением разного рода диспропорций во многих сферах экономики. Вместе с тем, даже частичное (неполное) получение системного эффекта от масштаба позволяли компенсировать возникающие при этом издержки и создавать мощные индустриальные комплексы.

Нынешние корпорации являются своеобразными продолжателями традиций. Многие из них входят в число эффективных и успешных компаний не только Сибири и России, но и мира. При этом проблемы неоптимального формирования и использования доходов при несбалансированном территориально-отраслевом развитии остались.

В России сложились устойчивые практики, позволяющие перераспределять эффекты в пользу крупных корпораций: экономически выгодные регулируемые тарифы (для естественных монополий); прямые государственные субсидии (для финансирования операционной деятельности или осуществления инвестиционных проектов крупных компаний); доступ к внешнему финансированию на нерыночных условиях (в том числе с участием госбанков и мегарегулятора); льготы по налогам и прочим платежам в бюджет; преференции в получении крупных государственных заказов и подрядов и т.д. [4].

Далеко не всегда эти возможности используются корпорациями в интересах устойчивого социально-экономического развития тех территорий, где формируются доходы. При высоких показателях ВРП в ресурсных регионах с успешными корпорациями, ведущими активную экономическую деятельность на их территории, зачастую наблюдается кризисная экологическая обстановка, низкий уровень жизни населения, сокращение численности и естественного прироста, высокая заболеваемость.

По состоянию на 2021 г. в Красноярском крае насчитывалось 142 крупных предприятия с объемом выручки от трех и более млрд. руб. с общим объемом выручки по всем видам деятельности в 3268 млрд руб. [5].

Согласно оценкам, выполненным в [6], доля промышленных предприятий среди крупных предприятий края составляет по выручке 80% (45% общего числа предприятий и организаций).

Использование значительного потенциала крупного бизнеса в интересах социально-экономического развития региона является одной из первостепенных задач как государственных органов власти, так и ответственного бизнеса, который не живет одним днем, а заинтересован в сохранении долговременных устойчивых возможностей для своей деятельности на территории региона.

В целях наиболее быстрого и безболезненного решения данной проблемы получила развитие концепция ESG (ответственного инвестирования) [7].

ESG-концепция исходит из того, что ответственному бизнесу выгодно снижать риски, связанные с плохой экологией, бедностью в ареале своего присутствия, низкой мотивацией и квалификацией персонала и т.п.

Крупные промышленные компании Красноярского края достаточно активно включились в ESG-процессы. По последним данным (на апрель 2023 г.), рэнкинг RAEX-Europe для 160 крупных компаний России показал, что в него вошли 10 промышленных компаний, осуществляющих свою деятельность в Красноярском крае, при этом 9 из них занимают достаточно высокие позиции в реализации  принципов ESG (табл.5).

 

Таблица 5. ESG-рэнкинг промышленных компаний, осуществляющих деятельность в Красноярском крае (составлен RAEX-Europe по состоянию на апрель 2023 года)

№ в ESG-рейтинге1) Промышленные компании Действующие активы в Красноярском крае 2) Перспективные проекты в Красноярском крае 2) Баллы ESG 1)
(ESG-рэнкинг апрель 2023)
2 ПАО «Полюс» Золоторудные месторождения Олимпиада и Благодатное (Северо-Енисейский район) Золоторудные месторождения Панимба и Раздолинское  (Северо-Енисейский район) AA (ESG-рейтинг)
AAA (E-рейтинг)
A (S-рейтинг)
A (G-рейтинг)
8 ПАО «ГМК Норильский никель» Норильский дивизион с (добыча, обогащение, металлургия). Транспортные, энергетические и газовые активы
(Таймырский Долгано-Ненецкий МР, ГО Норильск)
Южный кластер по добыче руды (Медвежий ручей)
Модернизация обогатительных и плавильных мощностей (Талнах, Норильск)
Реализация экологической программы «Серный проект» (Норильск)
A (ESG-рейтинг)
BBB (E-рейтинг)
A (S-рейтинг)
AA (G-рейтинг)
16 ПАО «ЮНИПРО» Березовская ГРЭС
(3 энергоблока суммарной мощностью 2400 МВт) (Шарыповский район)
BBB (ESG-рейтинг)
BB (E-рейтинг)
A (S-рейтинг)
A (G-рейтинг)
17 «Русал» Богучанский АЗ (300 тыс.т) (совместно с Русгидро) (Кежемский район) Строительство 2-й очереди БоАЗ (600 тыс.т алюминия в год) (Кежемский район) BBB (ESG-рейтинг)
BB (E-рейтинг)
A (S-рейтинг)
A (G-рейтинг)
19 ПАО «НК Роснефть» Нефтегазовые месторождения Ванкорского кластера (Туруханский район) Проект Восток-Ойл (освоение нефтяных месторождений)
(Таймырский Долгано-Ненецкий МР)
BBB (ESG-рейтинг)
BBB (E-рейтинг)
BBB (S-рейтинг)
A (G-рейтинг)
21 АО «СУЭК» 3 угольных разреза (Шарыповский МР, Назаровский МР, Рыбинский МР)
5 ТЭЦ и 2 ГРЭС (Красноярск, Канск, Назарово, Минусинск)
Увеличение добычи на угольном разрезе Бородинский (Рыбинский МР)
Модернизация Красноярских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3.
BBB (ESG-рейтинг)
B (E-рейтинг)
BBB (S-рейтинг)
A(G-рейтинг)
24 ПАО «Русгидро» Богучанская ГЭС
Богучанский АЗ (300 тыс.т) (совместно с Русал)
(Кежемский район)
Строительство 2-й очереди БоАЗ (600 тыс.т алюминия в год) (Кежемский район) BBB (ESG-рейтинг)
BBB (E-рейтинг)
BB (S-рейтинг)
A (G-рейтинг)
33 En+ Group Красноярская ГЭС (Дивногорск)
Красноярский алюминиевый завод (Красноярск)
Ачинский глиноземный комбинат (Ачинск)
Экологическая реконструкция Красноярского алюминиевого завода (Красноярск)
Производство продукции с добавленной стоимостью из алюминия и сплавов на его основе (Красноярск, Дивногорск)
BB (ESG-рейтинг)
B (E-рейтинг)
BB (S-рейтинг)
A (G-рейтинг)
37 Сегежа групп Лесозаготовки
Лесосибирский ЛДК-1
Новоенисейский ЛХК
Приангарский ЛПК
Фанерный завод КРАСФАН  и др
Ксилотек- Сибирь BB (ESG-рейтинг)
B (E-рейтинг)
BBB (S-рейтинг)
BBB (G-рейтинг)

Примечание.
Используемые обозначения : ESG – общий рейтинг; E – экологический подрейтинг; S – социальный подрейтинг; G – управленческий под рейтинг.
Шкала рейтинговых классов:
AAA – наивысший; AA – очень высокий; A – высокий
BBB – умеренно высокий; BB – средний; B – сравнительно низкий.
Источник информации: 1)[8]; 2) годовые отчеты промышленных компаний

 

Наиболее успешно ESG-принципы реализуются в компаниях «Полюс» и ПАО «ГМК Норильский никель» (2-я и 8-я позиции из 160), умеренно высокий уровень имеют компании ПАО «Юнипро» (16 место), Русал (17 место), ПАО «НК Роснефть» (19 место), АО «СУЭК» (21 место), ПАО «Русгидро» (24 место). У En+ Group и Сегежа групп — средний уровень (33-я и 37-я позиции, соответственно). Интегрированная нефтегазовая компания «Группа Славнефть» (ООО Славнефть-Красноярснефтегаз и ООО Байкитская нефтегазоразведочная экспедиция) расположилась на 131 месте с общей оценкой CC – очень низкий уровень.

Наряду с крупными предприятиями региональный промышленный комплекс характеризуется значительным количеством малых и средних предприятий (МСП).

В промышленности Красноярского края по итогам сплошного обследования Росстата, проведенного в 2020 году, действовало 5198 организаций МСП, в том числе 2978 юридических лиц (средних, малых и микропредприятий) и 2220 индивидуальных предпринимателей. В этой сфере было занято 52,5 тыс. работников, ее оборот составлял 170 млрд.руб. в год [9].

Важность промышленного сектора МСП признана во всем мире. Рост количества малых и средних предприятий приводит к росту конкуренции и уровня инновационного развития.

МСП – это важнейший создатель рабочих мест и пул подрядчиков при реализации масштабных инвестиционных проектов. Многие из МСП работают вместе с крупными компаниями, используя высокоавтоматизированные и капиталоемкие производственные процессы для создания сложных индустриальных товаров.

Традиционное сотрудничество промышленных компаний в цепочках создания стоимости все больше меняется и превращается в сотрудничество в динамичных сетях создания стоимости. Эффективность и гибкость промышленных сетей МСП и крупных фирм составляют основу экономического успеха развитых индустриальных стран.

Вместе с тем, в промышленном секторе Красноярского края огромный потенциал развития сектора МСП остается нереализованным:

1) по удельным показателям, характеризующим долю промышленного сектора МСП в экономике, Красноярский край уступает не только странам с развитой экономикой (в 3-5 раз), но и многим российским регионам (3-е место в Сибирском ФО и 17-е в РФ). Доля МСП в обрабатывающей промышленности в крае (4,9%) более чем в 2 раза уступает среднероссийскому уровню (10,7%);

2) отраслевая структура сектора МСП примитивна (преобладают продукты первичной переработки) и слабо ориентирована на взаимодействие с крупными компаниями региона, использующими высокоавтоматизированные и капиталоемкие производственные процессы для создания сложных индустриальных товаров. Более 50% оборота МСП в обрабатывающем секторе Красноярского края приходится на выпуск пищевых продуктов и напитков (майонез (99%), рыбная продукция (91%), мучные, крупяные, хлебобулочные изделия (85-90%)); обработку древесины (более 60% пиломатериалов хвойных пород и необработанных лесоматериалов); готовые металлические изделия (кроме машин и оборудования).

 

4. Технологические и экономические вызовы развития региона. Пути их решения. Цели и задачи промышленного развития

Региональная промышленная политика в Красноярском крае осуществляется в тесной взаимосвязи со «Стратегией социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года» (утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.10.2018 № 647-п) и «Стратегией социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года» (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.01.2023 г. №129-р), национальными и федеральными проектами, отраслевыми государственными программами,, инвестиционными программами частных инвесторов, реализуемыми на территории Красноярского края.

Основные цели, на достижение которых направлена региональная промышленная политика в Красноярском крае:

  • улучшение институциональной (правовой) основы для развития социальной рыночной экономики региона;
  • укрепление инновационного потенциала, развитие НИОКР, усиление интеграции промышленных предприятий с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями;
  • активное внедрение цифровых технологий в производство, маркетинг и логистику предприятий для снижения издержек и повышения конкурентоспособности продукции;
  • развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей, развитие системы экспортной логистики;
  • совершенствование пространственной и отраслевой структуры промышленного производства и межотраслевых взаимодействий на территории региона;
  • повышение социальной и экологической ответственности бизнеса (предпринимателей);
  • совершенствование подготовки кадров и повышение мотивации трудовых ресурсов.

Эти цели являются перманентными для региона. Результаты анализа и предлагаемые меры по их решению являются предметом постоянных (регулярных) обсуждений на разных уровнях регионального управления (Красноярский экономический форум и т.п.).

В этом отношении разработка долговременной промышленной стратегии Красноярского края должна рассматриваться как непрерывный среднесрочный процесс, в котором особое внимание должно уделяться реагированию на растущие технологические и политические изменения. Это позволит создавать новые возможности для их решения.

В первую очередь это касается следующих моментов:

1) современная промышленность переживает далеко идущие последствия, связанные со структурными изменениями, вызванными распространением целого ряда инноваций. Их потенциальное влияние охватывает почти все отрасли и вызывает долгосрочные циклы роста. Многие из этих технических инноваций подрывают как само производство, так и связанные с ним логистические процессы, а также поведение потребителей на российских и зарубежных рынках.

Эти технологии, меняющие правила игры на рынке, могут разрушать рынки и трансформировать глобальные сети создания стоимости. Примерами таких инноваций, кардинально меняющих структуру экономики, являются: искусственный интеллект (ИИ), машинное обучение и глубокое обучение, потенциал автоматизации, предлагаемый Индустрией 4.0; биотехнологии, включая генную инженерию, биоэкономику и бионику, новые материалы и нанотехнологии, квантовые технологии второго поколения (особенно вычислительная техника, связь, измерительная техника и моделирование). Промышленные предприятия Красноярского края должны использовать революционные технологии, обеспечивать их развитие и применять соответствующие стандарты;

2) развитие платформенной экономики (Платформенная экономика — экономическая деятельность, основанная на платформах, под которыми понимаются онлайн системы, предоставляющие комплексные типовые решения для взаимодействия между пользователями, включая коммерческие транзакции [10]), тесно связанной с цифровизацией и использованием ИИ создают дополнительные возможности для увеличения добавленной стоимости. Вместе с тем это также влечет за собой риски монополизации рынка. Крупные интернет-платформы могут контролировать огромные объемы информации и, таким образом, получают возможность становиться лидерами инноваций. Промышленные предприятия Красноярского края могут оказаться в этих условиях на периферии инновационного развития.

Красноярский край должен укреплять свои позиции в сфере бизнеса и промышленных платформ, Индустрии 4.0 и цифровых технологий, а также в сфере таких услуг, как облачная инфраструктура. Это является ключевым фактором промышленной конкурентоспособности в эпоху масштабной цифровой революции;

3) в перспективе возрастет значение промышленности как источника и инструмента решения экологических и климатических проблем. Несмотря на то, что объемы выбросов промышленных загрязнений и масштабы негативного промышленного воздействия на окружающую среду в регионе в последние два-три десятилетия существенно снизились, потребуются значительные дополнительные усилия для достижения к 2030 году национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни». Затраты на «экологические» и «климатические» инвестиции необходимые для того, чтобы снизить выбросы опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, а также CO2, постоянно растут. Таким образом, существует необходимость интенсивной поддержки перехода к низкоуглеродному промышленному сектору с низким уровнем выбросов;

4) Красноярский край развивается в сибирском, российском и мировом пространстве. Для края, это означает, что он конкурирует не только на классических рынках товаров и услуг, но также с экономическими системами, которые развиваются на основе собственных стратегий и программ развития.

Новые изменяющиеся внешнеэкономические и межрегиональные условия создают не только новые проблемы, но и дополнительные возможности для региональной промышленной политики:

  • совершенствование пространственной структуры промышленного производства, оптимизация внутрирегиональных и межрегиональных связей, обеспечивающих высокую производительность и эффективность региона как промышленного центра;
  • распространение передовых технологий, укрепление высокотехнологичных секторов в цепочках добавленной стоимости и разработка эффективных бизнес-моделей управления;
  • системная цифровизация и повышение цифровой зрелости промышленного сектора региона.

 

5. Направления приоритетного развития промышленного комплекса региона

Совершенствование пространственной структуры промышленного производства, оптимизация внутрирегиональных и межрегиональных связей, обеспечивающих высокую производительность и эффективность региона как промышленного центра

Красноярский край является активным экспортером промышленных товаров в 88 стран мира в 2021 году (в 2015 году в 92 страны) и обладает высоким потенциалом развития высокотехнологичного и наукоёмкого экспорта, относящегося в настоящий момент к важнейшей целевой установке развития экономики. Доля несырьевых товаров в экспорте края достигла в 2021 году 86,7%, край стал ведущим несырьевым экспортером в Сибирском ФО.

Импорт края характеризуется преобладанием высокотехнологичной продукции. Как показывает анализ, Красноярский край вынужден в больших объемах импортировать даже ту продукцию, которую, учитывая многообразие природных условий и богатство недр земли, он мог бы обеспечивать себя самостоятельно.

В целом можно отметить, что вклад промышленности Красноярского края в формирование экспортного и импортозамещающего потенциала государства, обеспечение технологического суверенитета и национальной безопасности является недостаточным и в последние десятилетия происходит снижение соответствующих показателей.

Перспективы использования географического положения Красноярского края в контексте производственной и пространственной кооперации имеются в следующих направлениях:

1) развитие транзитной торговли с использованием транспортных коридоров, связывающих регионы и проходящих по территории Ангаро-Енисейского макрорегиона;

2) географическая диверсификация внешней торговли товарами в форме ее переориентации с Европы на страны АТР;

3) организация на территории Ангаро-Енисейского макрорегиона и регионов КИП «Енисейская Сибирь» комплексных интегрированных производств для совместного выхода на рынки АТР (металлургия, машиностроение, химические производства, деревообработка, производство продуктов питания).

Основные задачи данного направления:

1) развитие и диверсификация промышленного экспорта:

  • информационное обеспечение развития промышленного экспорта (формирование и ведение региональной базы экспортеров товаров и услуг, включая потенциальных экспортеров; мониторинг товарных позиций с целью управления и актуализации товарной структуры экспорта Красноярского края для выхода на национальные и международные рынки);
  • инвестиционная поддержка экспортно-ориентированных предприятий, развивающих деятельность в приоритетных для региона направлениях (льготное кредитование, займы, специальные инвестиционные контракты, субсидии);

2) создание комплексной системы формирования и реализации политики импортозамещения в промышленном комплексе региона:

  • информационное обеспечение импортозамещения в промышленном комплексе региона, разработка перечня конкурентоспособной импортозамещаемой продукции;
  • поддержка инвестиционных проектов по развитию производства конкурентоспособной продукции из перечня импортозамещаемых.

Распространение передовых технологий, укрепление высокотехнологичных секторов в цепочках добавленной стоимости и разработка эффективных бизнес-моделей управления

В целом для промышленных предприятий Красноярского края характерны:

  • низкая глубина промышленных видов производств, относящихся к высоким переделам;
  • низкий потенциал формирования высокотехнологичного и наукоемкого секторов производства, обеспечивающих технологическую модернизацию производства и технологическое лидерство на товарных рынках;
  • отсутствие потенциала секторов обрабатывающей промышленности, ориентированных на рынки массового спроса.

Отставание Красноярского края говорит о необходимости радикально менять условия деятельности бизнеса в сфере технологических инноваций с целью повысить мотивацию и обеспечить необходимыми ресурсами для разработки и внедрения технологий как основного фактора роста прибыли и капитализации компаний.

Повышение уровня инновационного развития, может быть, достигнуто в рамках локализации крупных промышленных производств на основе инновационных кластеров:

  • использования существующей сырьевой базы для построения производственных цепочек (переделов продукции);
  • максимизации длины возможных производственных цепочек с целью максимизации создания добавленной стоимости в рамках региона;
  • обеспечения экономической целесообразности локальных проектов в составе производственных цепочек;
  • создания технологически взаимосвязанных производств для снижения затрат на формирование общей инфраструктуры и снижения трансакционных издержек, обеспечения возможности использования общего пула квалифицированных работников и поддерживающей их инфраструктуры;
  • диверсификации создаваемых производственных цепочек в целях снижения негативного воздействия неблагоприятной ценовой конъюнктуры в одной из них на экономическое развитие территории в целом.

В крае уже формируются нескольких протокластеров, образованных вокруг ключевых промышленных компаний, ведущих активную деятельность в регионе – ПАО «Норильский никель», ПАО «Полюс», ПАО «НК «Роснефть», АО «СУЭК», МКПАО «ОК РУСАЛ». Вместе с тем, целый ряд перспективных направлений кластерной интеграции промышленной деятельности, особенно в области машиностроения, лесопромышленного и химического комплекса, остаются вне сферы скоординированного системного развития.

Основные задачи данного направления:

1) создание индустриальных парков, промышленных технопарков и функционирование ТОСЭР, поддержка резидентов ОЭЗ, ТОСЭР, технопарков, индустриальных парков, формирующихся и действующих на территории региона;

2) поддержка проектов модернизации предприятий обрабатывающей промышленности на основе внедрения новых и высоких технологий использования прогрессивного оборудования;

3) создание региональных технологических платформ по приоритетным направлениям промышленного развития региона;

4) осуществление взаимодействия субъектов деятельности в сфере промышленности, направленного на формирование межрегиональных цепочек добавленной стоимости.

Системная цифровизация и повышение цифровой зрелости промышленного сектора региона

В разработанных и реализуемых в крае стратегических документах по развитию цифровизации в экономике региона (Государственная программа «Развитие информационного общества» (2019-2030 гг.), «Региональная стратегия цифровой трансформации ключевых отраслей экономики») промышленности уделяется недостаточное внимание. Так, в Программе «Развитие информационного общества» промышленность не упоминается вообще, а в «Стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики» из 66 проектов в 10 отраслях для реализации в промышленности предусмотрен лишь один проект – «Формирование на платформе ГИСП цифровых паспортов промышленных предприятий».

Опрос промышленных предприятий Красноярского края по оценке автоматизации предприятий с использованием цифровых технологий показал, что из 5 уровней автоматизации на большинстве предприятий реализован 3 и 4 уровни (3 – базовая автоматизация учетных функций; 4 – автоматизация планирования) (рис.4)

 

Оценка степени автоматизации основных бизнес-процессов и использования специализированных цифровых систем на промышленных предприятиях Красноярского края

Рисунок 4. Оценка степени автоматизации основных бизнес-процессов и использования специализированных цифровых систем на промышленных предприятиях Красноярского края*

* Опрос предприятий Красноярского края проводился в сентябре-октябре 2022 г. и в апреле-мае 2023 г., в опросе приняли участие 17 крупных и средних предприятий региона.

 

В целом можно отметить, что развития цифровых технологий на промышленных предприятиях Красноярского края носит фрагментарный характер, наблюдается низкая потребность промышленных предприятий в ключевых цифровых технологиях, обеспечивающих технологическую и цифровую трансформацию.

Низкая востребованность ключевых цифровых технологий не позволяет обеспечить качественные преобразования в производственных процессах, претендующих на технологическое лидерство.

Основные задачи данного направления:

1) поддержка инвестиционных проектов, направленных на цифровую трансформацию промышленности Красноярского края: а) создание цифровых платформ как инструментов развития межотраслевых и межрегиональных взаимодействий; б) формирование региональных экосистем для создания лучшего предложения для клиентов; в) создание цифровых платформ для получения информации о новых бизнес-возможностях;

2) поддержка проектов, направленных на повышение цифровой зрелости промышленных предприятий региона.

 

Заключение

Стратегической целью промышленного развития Красноярского края является формирование в регионе высокопроизводительного индустриального сектора, развивающегося на основе современных инновационных и цифровых технологий, обеспеченного квалифицированными кадрами с высоким экспортным потенциалом, обладающего конкурентоспособностью в глобальном масштабе, обеспечивающего достижение общерегиональных целей развития.

Основу для достижения поставленной цели может составить кластерно-платформенная модель развития промышленного комплекса региона, основанная на развитии производственной кооперации и создания технологических цепочек в самых разнообразных формах (от вертикальных производственных цепочек до сетевых образований и стратегических альянсов).

Формирование промышленной политики на кластерно-платформенных принципах предполагает развитие платформенных технологий управления – распределённых цифровых систем, обеспечивающих на основе единых стандартов проведение всех операций, необходимых для управления производственной и логистической деятельностью. Цифровизация процессов управления промышленными предприятиями открывает дополнительные возможности для применения подобной концепции.

Для системной реализации необходимы: 1) оценка потребности предприятий в получении различных мер государственной поддержки; 2) формирование набора эффективных инструментов поддержки; 3) устранение нефинансовых препятствий для инвестирования и развития предприятий; 4) формирование пакета решений, обеспечивающих развитие сопутствующих сфер деятельности и сервисных процессов связанных с промышленным производством; 5) стимулирование предприятия для решения экологических проблем и выполнения требования ESG повестки.

В инфраструктурной сфере с учётом решения задач развития промышленности потребуется согласование интересов бизнеса, власти и различных институтов гражданского общества, увязка положений региональной промышленной политики со Стратегией социально-экономического развития региона, а также развития территориального стратегического планирования с учетом приоритетов развития промышленного сектора (поддержка муниципальных программ и стратегий развития промышленности).

 

Список используемых источников 

  1. Отраслевые стратегии промышленности РФ на сайте Минпромторга РФ. URL: https://minpromtorg.gov.ru/docs/ (дата обращения 25.08.2023).
  2. Яковлева, С.И. Стратегия развития промышленности: проекты Германии и России. // Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник. Материалы XXI Национальной научной конференции с международным участием, Москва, 16–17 декабря 2021 года – М. — 2022. — Выпуск 17. Часть 1. — С. 580-584. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-razvitiya-promyshlennosti-proekty-germanii-i-rossii (дата обращения 25.08.2023).
  3. Романова, О.А. Приоритеты промышленной политики России в контексте вызовов четвертой промышленной революции. Часть 1 // Экономика региона. — 2018. — Т.14. — №2. — С.420-432. DOI: 10.17059/2018-2-7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritety-promyshlennoy-politiki-rossii-v-kontekste-vyzovov-chetvertoy-promyshlennoy-revolyutsii-chast-1 (дата обращения 25.08.2023).
  4. Нефёдкин, В.И. Экономическая власть корпораций: тенденции и последствия для российской экономики // Экономическая политика России в межотраслевом и пространственном измерении : материалы 4-ой конференции ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН по межотраслевому и региональному анализу и прогнозированию (Россия, г. Белокуриха, 24-25 марта 2022 г.). – Новосибирск : Изд-во ИЭОПП СО РАН. — 2022. – Том 4 — С. 158-162. — DOI: 10.36264/978-5-89665-367-7-2022-005/32-180. URL: http://lib.ieie.nsc.ru/docs/2022/005-Conf/32-Nefedkin.pdf (дата обращения 25.08.2023).
  5. ТОП-100 самых успешных компаний Красноярского края по итогам 2021 года. URL: https://krasnoyarsk.dk.ru/news/237172913#:~:text=%D0%9D%D0%B0%20%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%8D%D1%82%D0%B0%D0%BF%D0%B5%20%D0%BC%D1%8B%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8,%D0%92%D1%8B%D1%80%D1%83%D1%87%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B0%20%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B6%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%BC%20%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BC (дата обращения 25.08.2023).
  6. Popodko, G.I., Nagaeva, O.S., Shishatsky, N.G. The impact of large mining corporations on reducing poverty and social inequality in resource-based regions. // J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci.. – 2022. — 15(7). – р. 987–1000. DOI: 10.17516/1997-1370-0903. URL: https://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/145596/08_Popodko.pdf?sequence=1 (дата обращения08.2023).
  7. Вострикова, Е.О., Мешкова, А.П. ESG-критерии в инвестировании: зарубежный и отечественный опыт // Финансовый журнал. — 2020. — Т. 12. — № 4. — С. 117–129. — DOI: 10.31107/ 2075-1990-2020-4-117-129. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esg-kriterii-v-investirovanii-zarubezhnyy-i-otechestvennyy-opyt (дата обращения 25.08.2023).
  8. ESG-рэнкинг российских компаний (апрель 2023 года). URL: https://raex-rr.com/ESG/ESG_companies/ESG_rating_companies/2023.4/ (дата обращения 25.08.2023).
  9. Малое и среднее предпринимательство Красноярского края – 2020. Красноярский крайстат. URL: https://24.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%8F%20-%202020.pdf (дата обращения 25.08.2023).
  10. Platform Economy – Definition and Explanation the Future of the Digital World. URL: https://morethandigital.info/en/platforms-and-platform-economy-explained/ (дата обращения 25.08.2023).

 

References

  1. Industry strategies of the Russian Federation on the website of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation [Otraslevye strategii promyshlennosti RF na sajte Minpromtorga RF]. Avialable at: https://minpromtorg.gov.ru/docs/ (accessed 25 August 2023).
  2. Yakovleva, S.I. (2022). Industry Development Strategy: German and Russian Projects [Strategiya razvitiya promyshlennosti: proekty Germanii i Rossii]. Russia: Trends and Prospects: Yearbook. Materials of the XXI National Scientific Conference with international participation, Moscow, December 16-17, 2021 [Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya: Ezhegodnik. Materialy XXI Nacional’noj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Moskva, 16–17 dekabrya 2021 goda]. Moscow. v.17(1). Pp.580-584. Avialable at: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-razvitiya-promyshlennosti-proekty-germanii-i-rossii (accessed 25 August 2023). (In Russ.).
  3. Romanova, O.A. (2018). Industrial policy priorities of Russia in the context of challenges of the fourth industrial revolution. Part 1 [Prioritety promyshlennoj politiki Rossii v kontekste vyzovov chetvertoj promyshlennoj revolyucii. CHast’ 1]. Economy of regions [Ekonomika regiona]. v.14. No.2. Pp.420-432. DOI: 10.17059/2018-2-7. Avialable at: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritety-promyshlennoy-politiki-rossii-v-kontekste-vyzovov-chetvertoy-promyshlennoy-revolyutsii-chast-1 (accessed 25 August 2023). (In Russ.).
  4. Nefedkin, V.I. (2022). Corporate Economic Power: Trends and Implications for the Russian Economy [Ekonomicheskaya vlast’ korporacij: tendencii i posledstviya dlya rossijskoj ekonomiki]. Russian economic policy in the inter-sectoral and spatial dimension: materials of the 4th conference of the INP RAS and IEOPP SB RAS on inter-sectoral and regional analysis and forecasting (Russia, Belokurikha, March 24-25, 2022) [Ekonomicheskaya politika Rossii v mezhotraslevom i prostranstvennom izmerenii : materialy 4-oj konferencii INP RAN i IEOPP SO RAN po mezhotraslevomu i regional’nomu analizu i prognozirovaniyu (Rossiya, g. Belokuriha, 24-25 marta 2022 g.)]. Novosibirsk : Izd-vo IEOPP SO RAN. v.4. 158-162. DOI: 10.36264/978-5-89665-367-7-2022-005/32-180. Avialable at: http://lib.ieie.nsc.ru/docs/2022/005-Conf/32-Nefedkin.pdf (accessed 25 August 2023). (In Russ.).
  5. TOP-100 of the most successful companies of the Krasnoyarsk Territory in 2021 [TOP-100 samyh uspeshnyh kompanij Krasnoyarskogo kraya po itogam 2021 goda]. Avialable at: https://krasnoyarsk.dk.ru/news/237172913#:~:text=%D0%9D%D0%B0%20%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%8D%D1%82%D0%B0%D0%BF%D0%B5%20%D0%BC%D1%8B%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8,%D0%92%D1%8B%D1%80%D1%83%D1%87%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B0%20%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B6%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%BC%20%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BC (accessed 25 August 2023).
  6. Popodko, G.I., Nagaeva, O.S., Shishatsky, N.G. (2022)/ The impact of large mining corporations on reducing poverty and social inequality in resource-based regions. // J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci.. v.15(7). 987–1000. DOI: 10.17516/1997-1370-0903. Avialable at: https://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/145596/08_Popodko.pdf?sequence=1 (accessed 25 August 2023). (In Russ.).
  7. Vostrikova, E.O., Meshkova, A.P. (2020). ESG criteria in investment: foreign and russian experience [ESG-kriterii v investirovanii: zarubezhnyj i otechestvennyj opyt]. Financial journal [Finansovyj zhurnal]. v.12. No.4. Pp.117–129. DOI: 10.31107/ 2075-1990-2020-4-117-129. Avialable at: https://cyberleninka.ru/article/n/esg-kriterii-v-investirovanii-zarubezhnyy-i-otechestvennyy-opyt (accessed 25 August 2023). (In Russ.).
  8. ESG-ranking of Russian companies (April 2023) [ESG-renking rossijskih kompanij (aprel’ 2023 goda)]. Avialable at: https://raex-rr.com/ESG/ESG_companies/ESG_rating_companies/2023.4/ (accessed 25 August 2023).
  9. Small and medium enterprises of the Krasnoyarsk Territory — 2020. Krasnoyarskstat [Maloe i srednee predprinimatel’stvo Krasnoyarskogo kraya – 2020. Krasnoyarskij krajstat]. Avialable at: https://24.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%8F%20-%202020.pdf (accessed 25 August 2023).
  10. Platform Economy – Definition and Explanation the Future of the Digital World. Avialable at: https://morethandigital.info/en/platforms-and-platform-economy-explained/ (accessed 25 August 2023).

Еще в рубриках

Красноярский край

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *