Главная страница » Публикации » №2 (74) » Влияние экономического сотрудничества Кыргызстана и России на снижение безработицы и роста доходов населения

Влияние экономического сотрудничества Кыргызстана и России на снижение безработицы и роста доходов населения

The impact of economic cooperation between Kyrgyzstan and Russia on the reduction of unemployment and growth in incomes of the population

Авторы

Жакшылык кызы Райма
аспирант кафедры экономики
Кыргызстан, Бишкекский государственный университет им. К.Карасаева
Чылабаева Асель Кубанычбекова
аспирант кафедры экономики
Кыргызстан, Бишкекский государственный университет им. К.Карасаева
Аракелян Анетта Араратовна
аспирант кафедры мировой экономики
Россия, Российский экономический университет им. Плеханова

Аннотация

в данной статье рассмотрено укрепление экономического сотрудничества Кыргызстана и России и его влияние на снижение напряжения на рынке труда и улучшение социально-экономической ситуации в Кыргызстане, а также состояние системы распределения и перераспределения доходов, их формы и виды в Кыргызской Республике. Проведен анализ современного состояния спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, безработицы и бедности среди населения, обосновано влияние внешней трудовой миграции на снижение уровня бедности населения в регионах, выявлено необоснованное неравенство в распределении доходов по видам экономической деятельности и в разрезе регионов, сгруппированы причины низкого уровня доходов населения и наличия высокой бедности в стране, обоснована необходимость дальнейшего проведения реформы системы оплаты труда и значительного повышения уровня жизни населения Кыргызстана при активном сотрудничестве с Российской Федерацией в рамках членства в ЕАЭС.

Ключевые слова

население, экономическое сотрудничество, ЕАЭС, рынок труда, безработица, трудовая миграция, доходы, заработная плата, социальные трансферты, бедность, минимальная заработная плата, бюджетная сфера, реформа системы оплаты труда, дифференциация доходов, активная политика на рынке труда.

Рекомендуемая ссылка

Жакшылык кызы Райма , Чылабаева Асель Кубанычбекова , Аракелян Анетта Араратовна

Влияние экономического сотрудничества Кыргызстана и России на снижение безработицы и роста доходов населения// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (74). Номер статьи: 7416. Дата публикации: 24.06.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7416/

DOI: 10.24412/1999-2645-2023-274-16

Authors

Zhakshylyk kyzy Rayma
postgraduate student of the Department of Economics
Kyrgyzstan, Bishkek State University. K. Karasaeva
Chylabayeva Asel Kubanychbekova
postgraduate student of the Department of Economics
Kyrgyzstan, Bishkek State University. K. Karasaeva
Arakelyan Anetta Araratovna
postgraduate student of the Department of World Economy
Russia, Russian University of Economics. Plekhanov

Abstract

this article discusses the strengthening of economic cooperation between Kyrgyzstan and Russia and its impact on reducing tension in the labor market and improving the socio-economic situation in Kyrgyzstan, as well as the state of the system of distribution and redistribution of income, their forms and types in the Kyrgyz Republic. The analysis of the current state of demand and supply of labor in the labor market, unemployment and poverty among the population was carried out, the impact of external labor migration on the reduction of poverty in the regions was substantiated, unreasonable inequality in the distribution of income by type of economic activity and by region was identified, the reasons for low the level of income of the population and the presence of high poverty in the country, the need for further reform of the wage system and a significant increase in the standard of living of the population of Kyrgyzstan in active cooperation with the Russian Federation within the framework of membership in the EAEU is substantiated.

Keywords

population, economic cooperation, EAEU, labor market, unemployment, labor migration, income, wages, social transfers, poverty, minimum wage, public sector, wage system reform, income differentiation, active labor market policy.

Suggested Citation

Zhakshylyk kyzy Rayma , Chylabayeva Asel Kubanychbekova , Arakelyan Anetta Araratovna

The impact of economic cooperation between Kyrgyzstan and Russia on the reduction of unemployment and growth in incomes of the population// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (74). Art. #7416. Date issued: 24.06.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7416/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2023-274-16

Print Friendly, PDF & Email

 

Введение

Экономическая система Кыргызской Республики за годы становления рыночной экономики претерпела качественные изменения, которые характеризуются рядом факторов, основными из них необходимо назвать следующие: реформа нормативно-правовых актов, развитие частных форм собственности, либерализация ценообразования, реформы в аграрном и промышленном секторах, на финансовом рынке, в налоговой сфере, в государственном управлении и т.д. Произошли изменения в социальном и имущественном составе населения Кыргызстана, появилась безработица, бедность среди населения, увеличился поток внешней трудовой миграции в дальнее и ближнее зарубежье, прежде всего, в Россию и Казахстан, произошло расслоение населения на бедных и богатых, В результате неравноценности распределения доходов среди населения привело к перекосам в социальном и экономическом развитии различных групп населения, имеющих различные доходы. Идет активный процесс формирования отдельных социальных слоев по имущественному признаку, что создает ситуацию социальной напряженности в обществе. [1]

Государственная система, которая в эпоху трансформации экономических и правовых институтов сама оказалась в сложной ситуации в решении ключевых проблем, но путем накопления опыта в рыночной действительности, постепенно выстраивает логичную и справедливую социальную иерархию в стране. Присущие государству регулирующие механизмы постепенно обретают свое логичное очертание и содержание в соответствии с принципами социальной справедливости. Основные усилия государственной политики в социальной сфере направлены на решение проблем неравенства между различными группами населения, снижения безработицы и бедности.

Сущностная основа социальной политики государства основывается на формировании социальных условий для равноправного доступа различных слоев населения к основным общественным благам, которые гарантирует государство для своих граждан: образование, здравоохранение, право на труд, свобода слова и экономической деятельности и т.д. Поступательное экономическое развитие общества, всех его слоев, каждого гражданина, есть одно из обязательных условий социально-экономического развития страны в целом [2]. Такие экономические факторы, как общественное производство и внутренний валовый продукт должны служить развитию всего населения Кыргызстана и работать на улучшение жизни каждого его гражданина. Распределение и перераспределение доходов в различных слоях населения является одним из механизмов построения социально-ориентированного общества, в котором минимизированы противоречия, вызванные неравенством доходов и наличием безработицы. Внимание к социальным проблемам отразилось в разработанной Правительством Стратегии развития Кыргызстана на 2018-2040 гг. В указанном документе прописаны положения о необходимости сокращения несправедливого разрыва между доходами различных групп населения и снижения уровня бедности и безработицы в стране.

 

Результаты исследования

Прежде чем анализировать динамику занятости и безработицы в Кыргызской Республике в рамках членства в ЕАЭС, выясним количество экономически активного населения в Кыргызстане и проведенный анализ показал, что за период 2016-2020гг. его количество выросло свыше пятидесяти тысяч человек [3]. Занятость населения стала больше на 93,1 тысяч человек, при этом одновременно число безработных стало меньше на 18 процентов (рис. 1), что вызвало снижение уровня безработицы  на 1,9 процента.

 

Численность общей безработицы в Кыргызской Республике, тыс. чел.

Рис.1. Численность общей безработицы в Кыргызской Республике, тыс. чел. [3]

 

Уровень безработицы по регионам распределяется неравномерно, он выше в южных регионах Кыргызстана. Рынок труда в стране также нестабильный, это, во-первых, приводит к усилению конкуренции между работодателями за качественную рабочую силу, а, во-вторых, в некоторых сферах снижается производительность труда, обусловлено такое положение, в частности,  ростом внешней трудовой миграции.

Но несмотря на высокий процесс внешней трудовой миграции рынок труда Кыргызской Республики все еще остается трудоизбыточным, предложение свободной рабочей силы превышает спрос  Но, как правило, такая ситуация вызвана  наличием так называемых неэффективных рабочих мест и, прежде всего, не устраивает низкая заработная плата, при высоком уровне цен, В настоящее время заработная плата на вакантных местах 20-30 тысяч сомов не устраивает население, так как в России за такую же работу предлагают заработную плату 60-80 тысяч рублей, проезд и часто проживание за счет работодателя [4].

Поэтому часть граждан Кыргызстана выезжает в трудовую миграцию для трудоустройства на работу с более выгодными условиями. Поток миграции все еще большой и для республики характерно отрицательное сальдо миграции, то есть число выехавших на длительное время или на постоянное место жительства превышает число прибывших в республику. Например, в 2020 году это превышение составило 4 861 человек. Выезжают не только неквалифицированные кадры, а в том числе и высококвалифицированные образованные специалисты.

Однако, начиная с 2015 года, когда Кыргызская Республика стала членом ЕАЭС, произошла активизация экономического сотрудничества с Российской Федерацией было введено в строй ряд современных промышленных предприятий с хорошими условиями труда и хорошей заработной платой отток несколько снизился, увеличилось число прибывших в республику, но тем не менее следует сказать, что кардинально положение не поменялось. Желающих выехать в дальнее зарубежье возрастает.

 

Количество занятых в национальной экономике Кыргызстана в разрезе пола и возраста в 2020 г., тысяч человек

Рис.2. Количество занятых в национальной экономике Кыргызстана в разрезе пола и возраста в 2020 г., тысяч человек [3]

 

Но все равно основное число участников внешней трудовой миграции выбирают Россию и Республику Казахстан, прежде всего, это связано с отсутствием языкового барьера и близость совместного проживания в одной большой стране. В 2020 году число выехавших составляло 5 822 чел., из них в  Россию выехало 3 792 чел., и Казахстан – 1 664 человека.

Если посмотреть на состав безработных в Кыргызстане, то можно сделать вывод, что свыше одной трети безработных в Кыргызской Республике составляют низкоквалифицированные рабочие, о чем свидетельствуют данные национальной переписи, произведенной в 2020 году. Так, согласно переписи населения безработными являются  50 процентов выпускники средних школ и 20 процентов выпускники университетов.

 

Показатели безработицы Кыргызстана в разрезе полученного образования, человек

Рис.3. Показатели безработицы Кыргызстана в разрезе полученного образования, человек [3]

 

Как видно из рисунка 3, наибольший рост численности безработных за период 2015-2020гг. наблюдается у граждан со средним общим образованием (на 74,3%). Значительный рост численности безработных и у людей с неполным средним образованием.

Согласно статистическим данным, представленных в рис. 4, в 2020 г., относительная величина безработных женского пола в процентах к общей численности безработных в экономике страны снизилась и составила 46,8%, когда в 2016г. она составляла 53% от общей численности.

Но тем не менее следует отметить, что за  период с 2016 по 2020 годы произошло увеличение числа безработных, при этом число безработных среди мужчин увеличилось на 56 процентов или на 40748 человек, а среди женщин на 21 процент или на 35904 человека. Но проведенный анализ  занятых в национальной экономике страны по полу и возрасту в 2020 году, показал, что занятость среди мужчин выше, чем среди женщин. Так, к примеру, доля занятых мужчин в возрасте 30-39 лет от общей численности составляет 28,8 процентов, а доля женщин этой же возрастной группы составляла 27,3 процента. Сложившееся положение, что среди безработных больше женщин, чем мужчин. Поэтому в осуществлении политики занятости необходимо обратить внимание на состояние женской занятости и устранить это гендерное неравенство.

 

Количество безработных мужчин и женщин в Кыргызстане, человек

Рис.4. Количество безработных мужчин и женщин в Кыргызстане, человек [3]

 

Следует отметить, что наибольшие плюсы от вступления республики в 2015 году в ЕАЭС, прежде всего, от пребывания в Российской Федерации, получили трудовые мигранты из Кыргызстана. Они, согласно договору о Евразийском экономическом союзе, были отменены различные сборы, которые не взымались с коренного населения и получили равные права с коренными жителями стран –участниц ЕАЭС. Так, в Российской Федерации, следовательно, и стало не надо платить за эту процедуру. Кыргызстанцам предоставлена возможность работать не только по трудовому, но и по гражданско-правовому договору, что значительно расширяет сферы их возможного трудоустройства. В настоящее время трудовые мигранты из Кыргызстана в Российской Федерации платят налог на доходы (НДФЛ) 13 процентов вместо 30 процентов, т.е. их уравняли в правах с местными жителями. Они имеют право на социальное страхование и медицинское обслуживание во всех странах ЕАЭС. Дети трудящихся имеют право на посещение дошкольных учреждений и получение образования в соответствии с законодательством государства трудоустройства. В ЕАЭС принято решение о взаимном признании дипломов при трудоустройстве на работу, исключение составляют незначительное число специальностей. Ч в значительной степени облегчает процесс трудоустройства в любой стране этого регионального объединения.

Как отмечает профессор Р.Э. Асизбаев, уровень жизни населения Кыргызстана, особенно в южных регионах, во многом стал повышаться за счет участия жителей во внешней трудовой миграции. Основным источником доходов бедных семей в этих регионах стали переводы от родственников, выевших в трудовую миграцию [5]. Южные области Кыргызстана: Баткенская, Джалал-Абадская и Ошская имеют самые низкие показатели валового регионального продукта и в силу этого имеют высокий уровень безработицы, поэтому большинство трудовых мигрантов являются жителями этих областей. Большинство из них работают в России и значительную часть заработанных денег отправляют на родину своим родственникам. Переведенные домой деньги составляют свыше 30% ВВП Кыргызстана. Это означает, что трудовые мигранты из Кыргызской Республики отправляют на родину в среднем по $2 млрд. ежегодно. Если разделить данную сумму на официальное количество трудящихся в России кыргызстанцев, то получается, что один мигрант ежегодно отсылает в Кыргызстан $3,3 тыс., или $280 в месяц.

 

Таблица 1. – Структура денежных переводов трудовых мигрантов, млн. долл. США [6]

Показатели 2017 2018 2019 2020 2021
Денежные переводы работающих 2231,5 2356,0 2138,7 2136,1 2433,6

 

Денежные переводы стабильно в основном поступают жителям южных областей. В 2021 году 97,6 процента денежных средств поступило из России. За счет денежных переводов финансируется большая часть торгового дефицита Кыргызстана, а также направляется на покрытие чистого экспорта от потребительских товаров, который имеет тоже отрицательное значение и составляет 1 618,2 млн долларов США.

Развитие внешнеэкономических связей Кыргызской Республики и Российской Федерации способствуют притоку инвестиций и развивать промышленное производство и в целом экономику Кыргызстана. В настоящий период из средств созданного Кыргызско-Российского фонда развития финансируется 23 инвестиционных проекта стоимостью 93 млн. долларов США. Значительная часть инвестиций направляется на переработку сельхозпродукции, на развитие швейного и текстильного производства, выпуск строительных материалов, развитие транспортной инфраструктуры туризма, а также проекты по развитию малого и среднего бизнеса и др. Ставка процента по кредитам Фонда развития на банковском рынке Кыргызстана самая низкая.

Товарооборот между Кыргызстаном и Россией увеличился и составил более 3 млрд. долл. США. Активно развивается сотрудничество во внешней торговле, хотя известно, что торговые связи Кыргызстана со странами ЕАЭС были весьма развиты до образования ЕАЭС и вступления в него Кыргызстана, но за годы членства Кыргызстана в ЕАЭС они значительно укрепились и выросли, прежде всего, с Россией.

В рыночной экономике роль государства, как регулятора деятельности всех социально-экономических институтов страны, характеризуется амбивалентными и взаимообусловленными качествами. С одной стороны, государство стоит на охране права частной собственности и гарантирует свободу предпринимательства, что служит развитию экономического потенциала и его эффективности. С другой стороны, государство обязано предоставить всем своим гражданам равный доступ к достаточному уровню жизни, доступ к образованию, здравоохранению и др. социально значимым сферам. Соответственно, государственная система, пользуясь всеми возможными инструментами, должна выстраивать социальную политику, регулирующую перекосы в распределении доступа к общественным благам и направленную на оптимизацию разрыва доходов среди основных групп населения, сокращения безработицы и бедности в стране. Для Кыргызской Республики именно эти задачи являются приоритетом для достижения социальной стабильности. Стоит отметить, что актуальность решения проблемы социальной стабильности связана с тем, что на современном этапе экономического развития структура доходов населения в стране отличается значительным деформационным креном и неравномерным распределением среди основных групп населения. В экономической теории признается, что структура доходов населения складывается из различных видов денежных доходов, основными среди них выделяются:

  • доходы от трудовой деятельности;
  • социальные трансферты;
  • доходы от личного подсобного хозяйства;
  • доходы от собственности;
  • доходы от предпринимательской деятельности;
  • прочие денежные поступления.

В Кыргызстане по данным Национального Статистического комитета КР на рисунке 5 показано, как изменилась структура денежных доходов домашних хозяйств. За 2016-2020 годы доля трудовых доходов выросла с 66.5% до 67.4%, а доля всех остальных форм доходов снизилась. Социальные трансферты изменились незначительно с 16.5% до 16.7%, доходы от личного подсобного хозяйства снизились – с 12.8% до 11,9 %.

 

Структура среднедушевых денежных доходов домашних хозяйств, %

Рис.5. — Структура среднедушевых денежных доходов домашних хозяйств, % [7]

 

Из приведенных в таблице 2 данных видно, что совокупные денежные доходы за период 2017-2021 гг. увеличились в 1,31 раза и составили 5625.4 сома, из них трудовые доходы увеличились в 1.34 раза и составили 3793.8 сома, социальные трансферты увеличились в 1.34 раза и составили 938.6 сом, доходы от личного подсобного хозяйства увеличились в 1.23 раза и составили 671 сом, а прочие денежные поступления увеличились в 1.24 раза и составили 222 сома на душу населения.

 

Таблица 2. Денежные доходы домашних хозяйств (в среднем на душу населения, сомов в месяц) [7]

2017 2018 2019 2020 2021 2021г. в % к 2017г.
Всего
Денежные доходы – всего, в том числе: 4258,0 4739,4 5337,3 5684,7 5625,4 131,1
доходы от трудовой деятельности 2 830,0 3 270,5 3 676,8 3 978,9 3793,8 134,1
социальные трансферты 704,3 779,6 841,3 898,7 938,6 133,6
доходы от личного подсобного хозяйства 544,4 486,4 595,9 565,3 671,0 123,3
прочие денежные поступления 179,4 202,8 223,3 241,9 222,0 123,7
Городские поселения
Денежные доходы – всего, в том числе: 4655,2 5172,3 5583,5 5886,0 5701,9 122,5
доходы от трудовой деятельности 3644,4 4049,3 4356,3 4583,8 4403,8 120,8
социальные трансферты 736,8 822,7 877,4 919,3 949,8 128,9
доходы от личного подсобного хозяйства 57,9 62,0 76,8 66,1 82,5 142,5
прочие денежные поступления 216,0 238,4 273,1 316,8 265,8 123,1
Сельская местность
Денежные доходы – всего, в том числе: 4040,0 4500,9 5200,4 5571,7 5581,7 138,2
доходы от трудовой деятельности 2382,9 2841,5 3298,9 3639,4 3446,2 144,6
социальные трансферты 686,4 755,9 821,2 887, 932,1 135,8
доходы от личного подсобного хозяйства 811,4 720,2 884,6 845,4 1006,4 124,0
прочие денежные поступления 159,3 183,2 195,7 199,8 197,0 123,7

 

Стоит подчеркнуть, что в настоящее время подавляющая часть населения Кыргызской Республики получает денежные доходы в форме заработной платы. Но объективная реальность такова, что микро- и макроэкономические факторы настоящего времени привели к тому, что реальная доля заработной платы в совокупных доходах населения снижается. Среди экономических факторов, которые оказывают влияние на уменьшение доли заработной платы в общем объеме доходов граждан страны, необходимо выделить основные: уменьшение масштаба общественного производства, отсутствие повышения общего уровня зарплаты, несмотря на инфляцию и снижение покупательской способности нацвалюты, несоответствие законодательно установленного минимума оплаты труда даже ниже стоимости воспроизводства простой рабочей силы.

И в то же время, необходимо отметить, что, учитывая снижение доли заработной платы в общем объеме доходов населения, все-таки довольно значительная составляющая часть совокупных доходов наших граждан формируется за счет заработной платы. Такая ситуация демонстрирует, что значительная доля наших граждан формирует свой совокупный доход из дохода, полученного за оплату наемного труда, а также наглядно показывает, что на сложившемся рынке труда функционирует деформированная система распределения доходов между различными группами населения.

Существует довольно значительная разница между законодательно установленной минимальной оплатой труда и зарплатами, существующими в отдельных сферах экономики. В сущности, огромный разрыв в зарплатах полностью дискредитирует доверие к государственным механизмам, регулирующим оплату труда. В соответствии с данными, представленными в таблице, работники отдельных отраслей, а именно – сельское хозяйство, образование, медицина, социальная служба, получают необоснованно низкую в сравнении с другими отраслями заработную плату. Таким образом, создаются условия дискриминации отдельных профессий и отраслей, причем негативное воздействие данной ситуации усиливается, с учетом социальной значимости этих профессий. В сущности, мы все в настоящее время на практике столкнулись с последствиями этой длящейся длительное время дискриминацией. Отток и дефицит кадров, снижение профессиональной заинтересованности явились результатом недостаточной оплаты труда учителей школ, преподавателей вузов, врачей, медсестер. В результате – снижение доступности и качества гарантированных социальных благ – качественного образования и медицины. Как говорится, за что боролись…. Государство, таким образом, теряет контроль над регулированием сохранения и развития социально значимых профессий. Потеря одного профессионального учителя ведет к низкому уровню знаний у сотен детей нашей страны, а если представить эту картину в масштабе, то ситуация вырисовывается катастрофическая. В медицине картина аналогичная.

Заработная плата в государственных учреждениях социальной сферы утратила свои основные функции, она не обеспечивает воспроизводственную, распределительную и стимулирующую роль. В настоящее время государственная система, столкнувшись с кризисом социально значимых профессий, делает шаги, которые призваны исправить сложившуюся за десятилетия независимости диспропорцию, при которой заработная плата не выполняла функцию ключевого фактора построения социальной сферы в Кыргызстане. Среди этих шагов стоит отметить повышение оплаты труда врачей, учителей, милиционеров.

Среди стран Евразийского экономического союза в Кыргызстане наблюдается самая низкая средняя заработная плата, она составляет 239 дол. Согласно представленному рисунку 6, в лидерах экономического союза по размеру зарплат идет Россия, где в 2021 г. средняя зарплата была на уровне 768 дол. Второе место принадлежит Республике Казахстан, где средняя зарплата была 584 доллара, третья – Республика Беларусь – 565 долларов, затем – Армения, 405 долларов.

 

Среднемесячная номинальная заработная плата в странах ЕАЭС

Рис.6- Среднемесячная номинальная заработная плата в странах ЕАЭС

(в долларах США) [8]

 

Уровень средней зарплаты в Кыргызской Республике в 2021 г. составил 239 долларов, что в более чем три раза меньше, чем в Российской Федерации. Анализируя представленные данные, также стоит отметить, что в Кыргызстане уровень повышения средней заработной платы за период 2017-2021 гг. оставался одним из самых низких, по сравнению с другими странами ЕАЭС, увеличившись с 228 долларов до 239 долларов, составив 104,8% за указанный период, в то время как в Российской Федерации уровень заработной платы в 2021 г. составил 114,5% от 2017 г., в Республике Казахстан – 126,1%, в Республике Беларусь – 132,6%, в Армении – 117,7%, Таким образом, лидером по росту уровня среднемесячной заработной платы в странах ЕАЭС является Республика Беларусь.

Анализ размеров заработной платы в странах ЕАЭС показал, что в Кыргызской Республике самая низкая зарплата среди государств экономического союза. Почему сложилась такая негативная ситуация именно в Кыргызстане? Потому что в республике  существуют условия и механизмы скрытого перераспределения реальных доходов экономики в карманы узкой социальной прослойки, заинтересованной в контроле над стратегическими экономическими объектами, контролирующей их деятельность.

Объективно стоит отметить, что указанные деформирующие факторы наблюдаются не только в Кыргызстане, аналогичные явления существуют и в других национальных экономиках. Этому послужило формирование неравномерного распределения доходов между различными видами производства, что привело к закреплению межотраслевых, внутриотраслевых и внутрипроизводственных диспропорций в оплате труда. Неравномерность распределения доходов и их перераспределения в зарплатах, возникли в результате воздействия нескольких экономических факторов. В первую очередь необходимо назвать объективно существующее монополистическое господство отдельных отраслей в экономическом пространстве страны. Во вторую очередь стоит обратить внимание на факторы, которые явились элементами трансформационного периода, среди них – деформированное перераспределение доходов в пользу экономически и политически более сильных групп населения через механизмы инфляции, раздела и передела собственности.

В результате общее число граждан Кыргызстана, получающих социальные выплаты и пособия, как указано в таблице 2, на начало 2021 года составило 435,9 тыс. человек. Среди этих граждан 340,5 тыс. человек из 105,8 тыс. семей получают ежемесячное пособие по малообеспеченности семьи, а   95,4 тыс. чел. получают социальные пособия. При этом стабильно происходит рост числа получателей социальные пособия, а количество семей, которые получают ЕПМС нестабильно: то становится их больше, то меньше. Так, например, в 2021 году получающих социальные пособия по сравнению с 2016 годом увеличилось на 11, 3 процента. Сумма ЕПМС на конец 2020 г. в сравнении с 2016 г. увеличилась на 26 % и составила 868,6 сомов на одного получателя. Категории граждан, имеющих право на получение социального пособия:

  • дети в случае потери кормильца, при отсутствии права на пенсионное обеспечение;
  • круглые сироты, лишенные обоих родителей;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья, больные детским церебральным параличом, ВИЧ-инфицированные и дети, рожденные от матерей с ВИЧ/СПИДом.

Средняя сумма ежемесячного социального пособия на одного ребенка на начало 2021 г. составляла 4 тыс. сом, т.е. 88 % от суммы прожиточного минимума названного периода. Необходимо отметить тревожную тенденцию роста числа детей, получающих пособие в категории «ограниченные возможности здоровья». Из экспертного заключения медико-социальной комиссии видно, что в стране произошел рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья I группы и вызвано это слабым и низкокалорийным питанием, анемией и недостатком витаминов и микроэлементов в рационе питания детей и беременных женщин. Кроме тог, на рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья влияют также недостатки внимания за состоянием здоровья ребенка, несвоевременная диагностика и халатность при лечении больных детей, а также появление на свет детей с врожденной патологией и наследственными болезнями по родственной линии и другие причины.

 

Таблица 3. Основные показатели социального обеспечения в Кыргызской Республике [9]

2016 2017 2018 2019 2020
Численность пенсионеров (на конец года), тыс. чел. 661 673 695 715 736
Численность получателей гос. месячных пособий, тыс. чел. 542 510 379 402 436
Средний размер назначенной месячной пенсии одного пенсионера с учетом компенсационных выплат, сом 5235,0 5578,0 5761,0 5960,0 6101,6
Средний размер ежемесячного пособие малообеспеченным семьям (ЕПМС), сом 873,4 877,2 875,7 861,1 868,6
Средний размер социального пособия, сом 2405,3 2389,8 3008,8 3029,9 3043,9
Стоимость продовольственной корзины прожиточного минимума, сом 3116,3 3185,5 3115,2 3124,1 3483,1
Общий уровень бедности, % 25,4 25,6 22,4 20,1 25,3

 

Анализ данных таблицы 3, показывает, что растет численность взрослого населения, находящегося на учете в Социальном фонде и других органах соцзащиты на начало 2021 г., пенсионерами были 736 тыс. чел., что на 11,3% больше, чем в 2016 г. На указанный момент времени пенсионерами являлись 11 % от общего числа граждан Кыргызской Республики. Среди всех пенсионеров по возрасту в стране официально трудоустроены 13,3%. Наблюдается динамика роста денежных выплат пенсионерам. К примеру, на начало 2021г. средний размер ежемесячной пенсии с учетом выплаты компенсации за электричество был равен 6102 сом., что на 27% больше показателя прожиточного минимума для людей пенсионного возраста. В период 2017-2021 гг. средний размер пенсионных выплат по возрасту увеличился в 1,2 раза, средний размер социальных выплат по инвалидности увеличился в 1,1 раза, средний размер соцвыплат в случае потери кормильца вырос в 1,1 раза.

Но, тем не менее, следует отметить, что, несмотря на принятые меры, доходы домашних хозяйств все еще остаются низкими и не обеспечивают достойного уровня жизни населения, и значительно отстают от уровня стран ЕАЭС. В решении этой проблемы важное место занимает реформирование распределительных отношений в стране. Среди мер, которые необходимо предпринять для снижения рисков обнищания населения, утраты социальной стабильности и сохранения человеческого капитала, особенно актуально стоят задачи реформирования принципов расчета и начисления заработной платы для представителей социально значимых профессий, трудовой потенциал которых задействован в бюджетной сфере. Справедливая и логичная система оплаты труда работников бюджетных отраслей экономики будет способствовать повышению социальной стабильности в стране, росту доступности к системе образования и медицине, социального обслуживания, искоренению коррупции, снизит отток кадров из социально значимых профессий, повысит уровень материальной заинтересованности работников социальных сфер.

 

Выводы

Таким образом, подводя итог вышесказанного, можно сделать вывод, что за годы членства Кыргызской Республики в ЕАЭС произошло укрепление внешнеэкономического сотрудничества между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией, что способствовало повышению уровня жизни населения Кыргызстана, снизилась безработица, бедность населения, улучшились условия труда и пребывания кыргызстанцев во внешней трудовой миграции, возросли доходы населения. Но в то же время следует сказать, что Кыргызстан еще не добился качественного перелома в социально-экономической жизни в стране, поэтому требуется дальнейшее укрепление  сотрудничества в техническом и технологическом состоянии экономики Кыргызстана, чтобы обеспечить рост производительности труда и соответственно оплаты труда в ближайшие годы.

 

Литература

  1. Койчуев, Т.К. Избранные сочинения в 3 томах/Турар Койчуевич Койчуев.-Б.: ЦЭС при ПКР,2007.
  2. Савин, В.Е., Таранова, Е.В., Мырзалиева, М.А. Развитие малого и среднего предпринимательства в Кыргызстане и его роль в насыщении потребительского рынка// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (70). Номер статьи: 7001. Дата публикации: 05.04.2022. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7001/
  3. Занятость и безработица. Итоги интегрированного выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и рабочей силы в 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stat.kg/ru/publications/zanyatost-i-bezrabotica-itogi-integrirovannogo-vyborochnogo-obsledovaniya-byudzhetov-domashnih-hozyajstv-i-rabochej-sily-v-2013g/ (Дата обращения: 12.05.2023)
  4. Савина, С.Е., Мырзалиева, М.А. Особенности развития рынка товаров и услуг в Кыргызкой Республике // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2021. Т. 21. № 11. С. 3-9.
  5. Асизбаев, Р.Э., Арзыбаева, М.А. Сравнительная оценка миграционных процессов в странах СНГ // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2018. № 9. С. 16-21.
  6. Платежный баланс Кыргызской Республики. URL: https://www.nbkr.kg/DOC/22072022/000000000058842.pdf (дата обращения: 15.05.2023)
  7. Уровень жизни населения Кыргызской Республики 2016-2021. — Б.: Нацстатком Кыргызской Республики. 2021
  8. Статистический ежегодник Евразийского экономического союза; Евразийская экономическая комиссия. – Москва: 2021. C.62
  9. Кыргызстан в цифрах. — Б.: Нацстатком Кыргызской Республики. 2021

 

Literature

  1. Koychuev, T.K. Selected works in 3 volumes [Izbrannyye sochineniya v 3 tomakh]/ Turar Koychuevich Koychuev.-B .: CES at the RCC, 2007.
  2. Savin, V.E., Taranova, E.V., Myrzalieva, M.A. Development of small and medium-sized businesses in Kyrgyzstan and its role in saturating the consumer market [Razvitiye malogo i srednego predprinimatel’stva v Kyrgyzstane i yego rol’ v nasyshchenii potrebitel’skogo rynka]// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — No. 2 (70). Article number: 7001. Publication date: 04/05/2022. Access mode: https://eee-region.ru/article/7001/
  3. Employment and unemployment. Results of the integrated sample survey of household budgets and labor force in 2021 [Zanyatost’ i bezrabotitsa. Itogi integrirovannogo vyborochnogo obsledovaniya byudzhetov domashnikh khozyaystv i rabochey sily v 2021 g.]. URL: http://www.stat.kg/ru/publications/zanyatost-i-bezrabotica-itogi-integrirovannogo-vyborochnogo-obsledovaniya-byudzhetov-domashnih-hozyajstv-i-rabochej-sily-v-2013g/ (Accessed: 05/12/2023)
  4. Savina, S.E., Myrzalieva, M.A. Features of the development of the market for goods and services in the Kyrgyz Republic [Osobennosti razvitiya rynka tovarov i uslug v Kyrgyzkoy Respublike]// Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University. 2021. V. 21. No. 11. S. 3-9.
  5. Asizbaev, R.E., Arzybaeva, M.A. Comparative assessment of migration processes in the CIS countries [Sravnitel’naya otsenka migratsionnykh protsessov v stranakh SNG]// Izvestiya Vuzov Kyrgyzstani. 2018. No. 9. S. 16-21.
  6. Balance of payments of the Kyrgyz Republic [Platezhnyy balans Kyrgyzskoy Respubliki]. URL: https://www.nbkr.kg/DOC/22072022/000000000058842.pdf (date of access: 15.05.2023)
  7. Standard of living of the population of the Kyrgyz Republic 2016-2021 [Uroven’ zhizni naseleniya Kyrgyzskoy Respubliki 2016-2021]. — B.: National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic. 2021
  8. Statistical Yearbook of the Eurasian Economic Union [Statisticheskiy yezhegodnik Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza]; Eurasian Economic Commission. — Moscow: 2021. C.62
  9. Kyrgyzstan in numbers [Kyrgyzstan v tsifrakh]. — B.: National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic. 2021

Еще в рубриках

Кыргызстан

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *