Главная страница » Публикации » №4 (72) » Формирование стратегии кластерного развития дорожно-строительного комплекса в условиях анклавной территории (на материалах Калининградской области)

Формирование стратегии кластерного развития дорожно-строительного комплекса в условиях анклавной территории (на материалах Калининградской области)

Formation of a cluster development strategy for the road construction complex in the conditions of an enclave territory (based on the materials of the Kaliningrad region)

Авторы

Боднар Татьяна Игоревна
Россия, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
tatasofa1983@mail.ru
Проваторова Галина Владимировна
Россия, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
asf.inst@yandex.ru

Аннотация

Определены особенности развития кластерной политики Калининградской области, проведен обзор и роль действующих кластерных образований в стратегии развития Калининградской области как анклавной территории. Обозначены проблемы и перспективы кластеризации региона.
Приведена модель и механизм инновационно кластерной структуры дорожно-строительного комплекса в условиях анклава. Определена практическая значимость развития кластера дорожно-строительной.

Ключевые слова

Калининградская область, кластерное развитие, стратегия развития региона, анклавная территория, дорожная отрасль.

Рекомендуемая ссылка

Боднар Татьяна Игоревна , Проваторова Галина Владимировна

Формирование стратегии кластерного развития дорожно-строительного комплекса в условиях анклавной территории (на материалах Калининградской области)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (72). Номер статьи: 7230. Дата публикации: 21.12.2022. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7230/

DOI: 10.24412/1999-2645-2022-472-30

Authors

Bodnar Tatyana Igorevna
Russia, Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs
tatasofa1983@mail.ru
Provatorova Galina Vladimirovna
Russia, Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs
asf.inst@yandex.ru

Abstract

The features of the development of the cluster policy of the Kaliningrad region are determined, a review and the role of existing cluster formations in the development strategy of the Kaliningrad region as an enclave territory are carried out. The problems and prospects of clustering the region are outlined.
The model and mechanism of the innovative cluster structure of the road-building complex in the conditions of the enclave is presented. The practical significance of the development of the road construction cluster is determined.

Keywords

Kaliningrad region, cluster development, regional development strategy, enclave territory, road industry.

Suggested Citation

Bodnar Tatyana Igorevna , Provatorova Galina Vladimirovna

Formation of a cluster development strategy for the road construction complex in the conditions of an enclave territory (based on the materials of the Kaliningrad region)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (72). Art. #7230. Date issued: 21.12.2022. Available at: https://eee-region.ru/article/7230/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2022-472-30

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В рамках разработки стратегий социально-экономического развития регионов заметен возросший интерес к созданию и функционированию кластерных механизмов.

Кластеры возникли в последние два десятилетия в качестве центрального вопроса исследования в сфере инновационности предприятий. Наиболее важными характеристиками кластеров являются: географическая и отраслевая концентрация, сотрудничество и конкуренция (соконкуренция), специализация на определенных видах экономической деятельности, существование взаимоотношений между действующими участниками кластера и формальной взаимной зависимостью [1]

Кластер был определен М.Е. Портером как «географическая концентрация взаимосвязанных компаний, поставщиков, продуцентов услуг, фирм в родственных областях, а также связанных с ними институциональных образованиях (например, университетах, агентствах по стандартизации и торговых ассоциаций) в определенных областях, которые конкурируют между собой, но вместе с тем и сотрудничают» [2]

В соответствии с положениями, изложенными в работах М.Е. Портера, чем в большей степени национальные отрасли, в частности строительство, подвергаются воздействию процессов международной конкуренции, тем более явной становится тенденция к кластеризации [3].

В соответствии с последними достижениями научной мысли кластеры приобретают свойства и статус новых международных стратегий, таких как задействование аутсорсинга и привлечение прямых иностранных инвестиций в целях поддержания их конкурентоспособности [4].

Данный интерес объясняется широкомасштабным положительным опытом кластеризации экономик многих развитых стран мира, доказавшим не в теории, а на практике эффективность использования сетевых структур в повышении конкурентоспособности экономики, как отдельных регионов, так и страны в целом [5].

В кластер, как правило, входят также предприятия и учреждения инфраструктуры, предоставляющие торговые, юридические, аудиторские, маркетинговые, информационные, образовательные и научно-исследовательские услуги [6].

Кроме того, объединение организаций на уровне региона формирует принципиально новый уровень отношений, который базируется на порядочности и доверии между участниками кластера, формируя новый способ мышления [7].

В более характерной для России дирижистской кластеризации государство определяет приоритеты, целенаправленно создает инфраструктуру, определяет регионы создания кластеров и объемы финансирования кластерных образований [8].

Продвижение кластерных инициатив – одна из эффективных технологий управления региональным развитием [9].

Объединение усилий предпринимателей, органов управления, субъектов инвестиционной и инновационной деятельности на определенной территории дает значительные преимущества по отношению к конкурентам, способствует рационализации производственно-рыночных процессов, перераспределению рисков и проведению гибкой политики, необходимой в условиях быстро меняющейся рыночной конъюнктуры [10].

Кластерный подход является своего рода стратегическим управленческим подходом к диверсификации и модернизации экономического пространства проблемных регионов [11].

К проблемным регионам можно отнести Калининградскую область, которая является  анклавной территорией.

В Государственной программе развития промышленности и предпринимательства указана необходимость обеспечения инженерной инфраструктурой кластеров Калининградской области, развития практики государственно-частного партнерства, улучшения инвестиционного климата и кадрового обеспечения производственных кластеров [12].

В Калининградской области в настоящее существует четыре кластера.

Дорожно-строительный комплекс–это многоотраслевая структура, объединяющая подрядные, проектные и специализированные организации, предприятия строительной индустрии, транспортной логистики, инженерной инфраструктуры и многие другие [13].

Ввиду многогранных сложностей в первую очередь территориальной назревает вопрос к созданию дорожно-строительного кластера анклавной территории Калининградской области.

В связи с этим разработка организационно- методического инструментария кластерной политики применительно к региональному дорожно-строительному комплексу представляется актуальной, своевременной и имеющей высокую практическую значимость задачей стратегического характера [14, 15].

Целью данной работы является определение роли кластеров разных направлений в развитии Калининградской области, разработка модели и механизма кластерного развития дорожно-строительной отрасли, работающего в условиях анклава.

 

Особенности развития кластерной политики в Калининградской области

Кластерные объединения состоят из различных участников рынка, включая предприятия, осуществляющие производство товаров, компании, выполняющие поставки оборудования и материалов, оказывающие услуги сервиса, научных исследований, образования, консалтинга, информационного обеспечения, согласно профилю кластера. Задачи формирования региональных кластеров различных направленностей внесены в стратегии развития субъектов РФ и муниципальных образований. В этой связи актуальным является определение проблем и перспектив кластеризации региона, на примере Калининградской области [16].

С этой целью в структуре Фонда «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области (микрокредитная компания)» в декабре 2017 года создан Центр кластерного развития.

Он оказывает содействие развитию кооперации бизнеса, органов государственной власти, учреждений образования, науки и инвесторов в реализации совместных проектов.

 

Существующие кластеры Калининградской области

В настоящий момент в Калининградской области действуют четыре кластера: Кластер янтарной промышленности, Кластер судостроения и судоремонта Калининградской области и Балтийский металлообрабатывающий кластер.

 

Кластер янтарной промышленности

Калининградская область имеет естественные предпосылки для развития янтарного промышленного кластера, поскольку на территории региона объединены добыча и переработка янтаря, а также богатая материальная и нематериальная культура, связанная с переработкой и потреблением янтаря.

 

1 Наименование кластера Ассоциация «Кластер янтарной промышленности Калининградской области»
2 Год создания 2018
3 Количество участников 32
4 Суммарный оборот, млрд. руб. 4,32
5 Количество занятых 689
6 Инвестировано в область,  млн. руб. 350
7 Налогов заплачено, млрд. руб. 1,3

 

Балтийский металлообрабатывающий кластер.

Постановлением Правительства Калининградской области программа по развитию Балтийского металлообрабатывающего кластера внесена в перечень государственных программ по развитию Калининградской области. Программа проекта рассчитана вплоть до 2025 года и содержит следующие задачи:

Освоение производства инновационной продукции с использованием современного оборудования (комплексы лазерного раскроя и сварки, высокоточные токарные и фрезерные станки с числовым программным управлением и другие виды оборудования) и материалов;

Расширение спектра оказываемых услуг по металлообработке участниками кластера.

 

1 Наименование кластера АО «ИМС»
2 Год создания 2019
3 Количество участников 13
4 Суммарный оборот, млрд. руб. 2057,41
5 Количество занятых 331
6 Инвестировано в область,  млн. руб. 124,4
7 Налогов заплачено, млрд. руб. 245,7

 

Кластер судостроения и судоремонта

Участники кластера обладают возможностью строительства судов различного назначения. Членом кластера является крупнейшая судоверфь ПСЗ Янтарь, что позволяет обеспечивать выполнение заказов военно-промышленного комплекса и активно развивать гражданское судостроение. Предприятия кластера имеют партнёрские соглашения с крупнейшими производителями судового, а также иного технологического оборудования России, Китая.

 

1 Наименование кластера Ассоциация «Кластер судостроения и судоремонта Калининградской области»
2 Год создания 2018
3 Количество участников  33 резидента
4 Суммарный оборот, млрд. руб. 15237
5 Количество занятых 5641
6 Инвестировано в область,  млн. руб. 500,6
7 Налогов заплачено, млрд. руб. 1900,9

 

Туристический кластер

«В ноябре 2020 года между Министерством по культуре и туризму Калининградской области, Фондом «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области» и Автономной некоммерческой организацией Калининградской области «Туристский информационный центр Калининградской области» подписано трехстороннее соглашение о создании туристского кластера Калининградской области.

К участию в деятельности кластера привлечены СМСП, которые включают туристические организации, объекты размещения и питания, производства сувенирной продукции, рекреационные и прочие услуги.

Создан Совет кластера, который включает представителей крупнейших ассоциаций отрасли: Ассоциация предприятий туриндустрии, Ассоциация гостеприимства, Ассоциации профессиональных экскурсоводов и гидов-переводчиков, Ассоциации рестораторов и отельеров Зеленоградского района, Ассоциации участников сельского туризма Калининградской области.»

1 Наименование кластера Автономная некоммерческая организация Калининградской области «Туристский информационный центр Калининградской области»
2 Год создания 2020
3 Количество участников 41
4 Суммарный оборот, млрд. руб.
5 Количество занятых
6 Инвестировано в область,  млн. руб.
7 Налогов заплачено, млрд. руб.

 

Проблемы и перспективы кластеризации Калининградской области

Учитывая геополитические особенности Калининградской области и наличие таможенных границ, перспективным будет развитие кластеров, предоставляющих услуги в сфере IT-технологий и цифровых трансформаций. Так, ФЦП предусматривает финансирование развития индустриальных и технологических парков «Храброво», «Черняховск», «Технобалт», включающих среди прочих направлений деятельности, разработку продуктов и оказание услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий [17].

В связи с санкциями ряда стран руководство Минсельхоза РФ и губернатор Калининградской области запланировали создание плодоовощного кластера, включающего производство яблок (для с и других фруктов и овощей. Развитие кластера для удовлетворения плодоовощных потребностей области и России в целом требует освоения сотен тысяч гектаров садово-огородных территорий и внедрения эффективных технологий плодоводства и овощеводства, что будет осуществляться за счет субсидирования и привлечения краткосрочных кредитов

Следует учитывать, что запланированных в ФЦП средств недостаточно для эффективного развития кластерных образований. При организации кластерных проектов возможно привлечение средств фонда содействия инновациям, например, в виде грантов на развитие национальных технологических инициатив, позволяющих объединять усилия бизнес-сообществ, научных и образовательных структур, государственных органов, зарубежных партнеров и общества в целом для развития высокотехнологичных отраслей. Для развития малого инновационного бизнеса существуют конкурсы «Старт 1» и «Старт 2». Проблемой грантовой политики фонда для вновь создаваемых предприятий остается требование к сроку существования компании-заявителя — не менее года с момента регистрации до подачи заявки на конкурс [18].

Отдаленность Калининградской области от основной территории Российской Федерации границами стран Европейского союза создает для полуэксклава массу проблем. К тому же сформировавшийся тип промышленного производства в регионе с опорой на низкотехнологичное, морально устаревшее оборудование и дешевую рабочую силу препятствует формированию новой модели экономического развития Калининградской области и тормозит развитие инновационных секторов экономики.

 

Существующие кластерные объединения дорожной отрасли в регионах России

В субъектах организованы небольшие кластеры дорожной отрасли.

В 2018 создано инновационно-производственный кластер автодорожной отрасли Ростовской области, составе АО «Донаэродорстрой». ООО «Шахтостроймонтажное управление и Южно-Российский государственный политехнический университет ( НПИ) имени  М.И. Платова.

Целью создание кластера: разработка проектов развития автодорожной инфраструктуры в регионе, реализация научно-исследовательских программ, организация подготовки и переподготовки кадров, разработка предложений для органов власти в сфере транспортной политики. [19,20].

 

Модель создания дорожно-строительного кластера Калининградской области 

1 Предпосылки развития кластера:

 

  • Анклавный статус, транспортная изолированность, которая выступает барьером по транспортно-логистической обеспеченности сырьем, и остро требует участия государства;
  • Нехватка квалифицированных кадров, отсутствие образовательной базы в регионе, в частности кафедры «Автомобильные дороги» высшего профессионального образования, что тормозит обеспечению профессиональными кадрами;
  • Острая необходимость в модернизации производства и техническом перевооружении предприятий;
  • Отсутствие научно-исследовательской базы в области инновационной деятельности дорожной отрасли.
2 Цель создания
  • Кластер — способ взаимодействия с партнерами, способ решения важных, но непрофильных для себя задач, или же реализации сложных проектов, требующих большого числа участников, таких как образовательный центр, создание инфраструктуры для НИОКР, разработка новых сложных продуктов, продвижение на международном рынке, организация форумов. Участие в кластере помогает также привлечь финансирование для этих проектов.
3 Задачи создания
  • Расширять сферы государственно-частного партнерства;
  • Формировать общую коммерческую, а также внешнеэкономическую политику;
  • Вырабатывать общую политику участников дорожно- строительного рынка в сфере стандартов, подготовки кадров, внедрения современных технологий и материалов, информатизации коммерческих процессов и д
  • Создавать инструменты саморегулирования взаимоотношений между участниками дорожностроительного рынка;
  • Создавать инновационные и научно-исследовательские центры для развития технологий строительства и производства инновационных материалов;
  • Создавать образовательную базу.
  • Формировать единый информационное пространство, когда через взаимодействие головной организации с организациями-участниками вырабатывается новая информация, становящаяся движущей силой деловой активности. 
4 Направление деятельности
  • Выполнение полного цикла работ объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты, с целью реализации инвестиционных промышленных проектов «под ключ» на основе государственно-частного партнерства по направлениям деятельности: промышленность и природные ресурсы; транспорт и коммуникации, защита окружающей среды.
  • Техническое обеспечение инвестиционных промышленных проектов собственными и привлеченными ресурсами, включая трансфер технологий и использование мощной партнерской материальной базы, с целью реализации государственных программ Российской Федерации.
  • Создание совместных промышленных экономических зон, ориентированных на производство экспортной продукции и оснащенных передовыми технологиями, использования высокотехнологичных производств, инноваций и долгосрочных финансовых ресурсов; построение единых международных транспортных коридоров с целью улучшения транспортной логистики за счет мультимодальных перевозок и перераспределения грузооборота.
5 Участники дорожно-строительного кластера Калининградской области Со стороны Государства

  • Правительство Калининградской области;
  • Министерство инфраструктуры Калининградской области;
  • ГКУКО «Управление дорожного хозяйства Калининградской области»;
  • Фонд «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области»;

Со стороны Образования

  • Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ им. Иммануила Канта);
  • Калининградский государственный технический университет (КГТУ)

Со стороны Бизнеса

  • Дорожные предприятия Калининградской области;
  • Некоммерческое партнерство «Строительный союз Калининградской области»;
  • АО «Калининградский морской торговый порт»;
  • ОАО « РЖД»;
  • Экспедиторские, логистические, транспортные, лизинговые компании;
  • Производители дорожно-строительной техники и специфицированного оборудования;
  • Производители битума, ПБВ, битумной эмульсии минерального порошка, инертных материалов, эмульгаторов, пластификаторов, адгезии;
  • Международные партнеры (РУПП «Гранит» Республика Беларусь (гранитный щебень),  ООО «Доломит» Республика Беларусь ( минеральный порошок)
  • Проектная организация ООО «Дорсервис-Запад»

Со стороны Научного комплекса

  • Лаборатория ГКУ КО «Управление дорожного хозяйства» 
6 Основные преимущества участников дорожно-строительного Кластера Калининградской области:

 

Участие Государства, как инструмент:

  • Повышать стратегический аспект развития региона;
  • Повышать инвестиционную привлекательность региона;
  • Развивать предпринимательскую среду и среднего малого бизнеса;
  • Развивать образовательные программы (подготовки кадров);
  • Развивать инновационную деятельность;
  • Развивать научно-исследовательскую деятельность;
  • Развивать внешнеэкономические партнерства;
  • Формировать предпосылки создания международного кластера

Развитие Бизнеса в составе кластера позволит:

  • Привлекать доступные долгосрочные инвестиции, субсидии в рамках партнёрства с государством;
  • Решать транспортно-логистические барьеры по поставке сырья для строительных работ;
  • Снижать перебои в обеспечении сырьевых ресурсов;
  • Снижать затраты, связанных с производством, за счет передачи части работ партнерам, специализирующимся в конкретных видах деятельности;
  • Адаптироваться совместными усилиями к многообразию строительных стандартов, регламентов;
  • Повышать уровень профессиональной подготовки специалистов на базе специализированных образовательных учреждений высшего, среднего профобразования, участвующих в кластере
  • Внедрять инновационные технологии совместными усилиями, обсуждения проблем и согласования действий в рамках крупных проектов.

 

Схематически модель дорожно-строительного кластера представлена на рис.  1

 

Модель дорожно-строительный кластер Калининградской области

Рис.1 Модель дорожно-строительный кластер Калининградской области

 

Заключение

Таким образом, проведенный анализ показал перспективность и обоснованность развития в Калининградской области кластеров различной направленности в связи со стимулирующей функцией со стороны государственных органов и заданной в региональных стратегических документах.

К ряду назревших проблем, которые следует преодолевать в ходе развития кластерных объединений, можно отнести нехватку квалифицированных специалистов (янтарный, судостроительный, дорожно-строительной кластеры), что в перспективе будет решено совместно с образовательными учреждениями региона.

Так же выявленной проблемой остается низкая восприимчивость к инновациям технологиям дорожной отрасли в виду отсутствие научно-исследовательских центров и квалифицированных кадров, и как следствие, чего требует инвестиций в развития новейших технологий, в частности за счет государственных субсидий, системы грандов и дотаций.

Проблемы развития инфраструктуры сервиса и транспорта (туристический, транспортно-промышленный, дорожно-строительный, автотранспортный кластеры), а также кластеров в сфере высоких технологий, смогут решаться за счет субсидий ФЦП, региональных программ развития, системы грантов, льготных кредитов и внедрения механизмов государственно-частного партнерства.

Выполненное исследование создает методическую основу и выступает практическими рекомендациями для разработки инновационной модели кластерного развития в деятельности дорожной отрасли в условиях анклава.

В целом государственная политика и стратегические программы развития Калининградской области способствую активизации процессов кластеризации.

 

Список источников

  1. Kowalskiand, A.M., Marcinkowski, A. “Clusters versusclusterin itiatives, with focus on the ICT sectorin Poland” European Planning Studies, 2012.
  2. Porter, M. E. On Competition (Конкуренция), Boston: Harvard Business School Press, 1998, pp. 197.
  3. Porter, M.E. The Competitive Advantage of Nations. New York: Free Press, 1990, pp. 152. 13.Rabellotti R., Carabelli A., Hirsch G. “Industrial districts on the move: where are they going?” European Planning Studies, vol. 17, no. 1, 2009, pp. 19-41.
  4. Weresa, M.A., Warsaw, Ed. World Economy Research Institute, Warsaw School of Economics, 2011, pp. 321-347
  5. Атуева, Э.Б., Борисова, Л.А. Кластерный подход в стратегии развития России и регионов // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы теории и практики управления развитием социально-экономических систем. – Махачкала: ФГБОУ ВПО ДГТУ, 2013, с. 107–112
  6. Воронин, А. В. Кластерный подход к управлению инвестиционно-строительным комплексом региона // Региональная экономика: теория и прак тика. № 13
  7. Воронин, А. В. Совершенствование системы управления региональным инвестиционно-строительным комплексом. СПб.: Изд-во НПК «РОСТ»,
  8. Дубровская, Ю.В., Козоногова, Е.В. Анализ особенностей кластеризации экономики на основе мирового опыта // Государственное управление. 2016. — №58. – С.126-146.
  9. Сайфуллина, Ф.М., Мустафина, Л.Р., Семенов, Д.Н. Инновационные технологии как основа устойчивого развития дорожного строительства // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Том 8. – № 4. – С. 705–714. doi: 10.18334/vinec.8.4.39612
  10. Марков, Л. С., Ягольницер, М. А. Кластеры: формализация взаимосвязей в неформализованных производственных структурах. Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН,
  11. Асаул, А. Н. Строительный кластер -новая региональная производственная система // Экономика строительства. № 6.
  12. Постановление Правительства Калининградской области от 25 марта 2014 года № 144 «О государственной программе Калининградской области «Развитие промышленности и предпринимательства». Калининград, 2014. — 138с.
  13. Асаул, А. Н. Феномен инвестиционно-строи тельного комплекса или сохранение строительного комплекса страны в рыночной экономике: монография. СПб.: Изд-во СПбГАУ,
  14. Асаул, А. Н., Грахов, В. П. Маркетинг-менеджмент в строительстве. М.: Изд-во ЛКИ,
  15. Асаул, А. Н., Грахов, В. П. Интегративное уп- равление в инвестиционно-строительной сфере. СПб.: Гуманистика, 2007
  16. Поляков Р.К., Дуров А.В., Роль кластеров и кластерной политики в развитии Калининградской области// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999–2645. — №2 (50). Номер статьи: 5019. Дата публикации: 23.05.2017. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5019/
  17. Медведева, С.В. Кластеризация перспективных отраслей. Калининградская область на пути восстановления янтарной промышленности // Молодой ученый. — 2014. — №7.1. — С. 57-59.
  18. Усов, В.Ю. Создание промышленного кластера в Калининградской области // Экономические стратегии. – 2013. — №6-8. — С. 142-146.
  19. Янченко, О.А., Баташова, А.Ф. Предпосылки создания кластеров в Ростовской области / Перспективы развития Восточного Донбасса: материалы VIIй Международной и 65-й Всероссийской науч.практ. конф., апрель 2016, г. Шахты / Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. – Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2016.
  20. Симонова, Е.Е., Баташова, А.Ф. Оценка реализации кластерного развития Ростовской области / Развитие инструментов управления научной деятельностью: сборник статей Международной научно-практической конференции (18 мая 2017 г., г. Уфа). В 4 ч. Ч.2. – Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС.

 

List of sources

  1. Kowalskiand, A.M., Marcinkowski, A. “Clusters versus clusterin itiatives, with focus on the ICT sector in Poland” [Clusters versusclusterin itiatives, with focus on the ICT sectorin Poland]//European Planning Studies, 2012.
  2. Porter, M. E. On Competition [On Competition (Konkurentsiya)], Boston: Harvard Business School Press, 1998, pp. 197.
  3. Porter, M.E. The Competitive Advantage of Nations [The Competitive Advantage of Nations]. New York: Free Press, 1990, pp. 152. 13. Rabellotti R., Carabelli A., Hirsch G. “Industrial districts on the move: where are they going?” European Planning Studies, vol. 17, no. 1, 2009, pp. 19-41.
  4. Weresa, M.A., Warsaw, Ed. World Economy Research Institute [World Economy Research Institute], Warsaw School of Economics, 2011, pp. 321-347
  5. Atueva, E.B., Borisova, L.A. Cluster approach in the development strategy of Russia and regions [Klasternyy podkhod v strategii razvitiya Rossii i regionov]// Proceedings of the IX All-Russian scientific and practical conference “Problems of theory and practice of managing the development of socio-economic systems. — Makhachkala: FGBOU VPO DSTU, 2013, p. 107–112
  6. Voronin, A. V. Cluster approach to managing the investment and construction complex of the region [Klasternyy podkhod k upravleniyu investitsionno-stroitel’nym kompleksom regiona]// Regional economy: theory and practice. 2007. No. 13
  7. Voronin, A. V. Improving the management system of the regional investment and construction complex [Sovershenstvovaniye sistemy upravleniya regional’nym investitsionno-stroitel’nym kompleksom]. St. Petersburg: Publishing house of NPK «ROST», 2007.
  8. Dubrovskaya, Yu.V., Kozonogova, E.V. Analysis of the features of economic clustering based on world experience [Analiz osobennostey klasterizatsii ekonomiki na osnove mirovogo opyta]// Public Administration. 2016. — No. 58. — P.126-146.
  9. Saifullina, F.M., Mustafina, L.R., Semenov, D.N. Innovative technologies as a basis for sustainable development of road construction [Innovatsionnyye tekhnologii kak osnova ustoychivogo razvitiya dorozhnogo stroitel’stva]// Issues of innovative economics. — 2018. — Volume 8. — No. 4. — P. 705–714. doi:10.18334/vinec.8.4.39612
  10. Markov, L. S., Yagolnitser, M. A. Clusters: formalization of relationships in non-formalized production structures [Klastery: formalizatsiya vzaimosvyazey v neformalizovannykh proizvodstvennykh strukturakh]. Novosibirsk: Institute of Economics and Organization of Industrial Production of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 2006.
  11. Asaul, A. N. Construction cluster — a new regional production system [Stroitel’nyy klaster -novaya regional’naya proizvodstvennaya sistema]// Construction Economics. 2004. No. 6.
  12. Decree of the Government of the Kaliningrad Region dated March 25, 2014 No. 144 “On the State Program of the Kaliningrad Region “Development of Industry and Entrepreneurship” [O gosudarstvennoy programme Kaliningradskoy oblasti «Razvitiye promyshlennosti i predprinimatel’stva»]. Kaliningrad, 2014. — 138s.
  13. Asaul, A. N. The phenomenon of the investment and construction complex or the preservation of the country’s building complex in a market economy: monograph [Fenomen investitsionno-stroi tel’nogo kompleksa ili sokhraneniye stroitel’nogo kompleksa strany v rynochnoy ekonomike: monografiya]. St. Petersburg: SPbGAU Publishing House, 2001.
  14. Asaul, A. N., Grakhov, V. P. Marketing management in construction [Marketing-menedzhment v stroitel’stve]. M.: Publishing House LKI, 2006.
  15. Asaul, A. N., Grakhov, V. P. Integrative management in the investment and construction sector [Integrativnoye up- ravleniye v investitsionno-stroitel’noy sfere]. St. Petersburg: Humanistics, 2007
  16. Polyakov R.K., Durov A.V., The role of clusters and cluster policy in the development of the Kaliningrad region [Rol’ klasterov i klasternoy politiki v razvitii Kaliningradskoy oblasti]// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999–2645. — No. 2 (50). Article number: 5019. Publication date: 05/23/2017. Access mode: https://eee-region.ru/article/5019/
  17. Medvedeva, S.V. Clustering of promising industries. Kaliningrad region on the way to the restoration of the amber industry [Klasterizatsiya perspektivnykh otrasley. Kaliningradskaya oblast’ na puti vosstanovleniya yantarnoy promyshlennosti]// Young scientist. — 2014. — No. 7.1. — S. 57-59.
  18. Usov, V.Yu. Creation of an industrial cluster in the Kaliningrad region [Sozdaniye promyshlennogo klastera v Kaliningradskoy oblasti]// Economic strategies. — 2013. — No. 6-8. — S. 142-146.
  19. Yanchenko, O.A., Batashova, A.F. Prerequisites for the creation of clusters in the Rostov region [Predposylki sozdaniya klasterov v Rostovskoy oblasti]/ Prospects for the development of the Eastern Donbass: materials of the VIIth International and 65th All-Russian scientific pract. Conf., April 2016, Shakhty / South-Russian State Polytechnic University (NPI) named after M.I. Platov. — Novocherkassk: YuRGPU (NPI), 2016.
  20. Simonova, E.E., Batashova, A.F. Assessment of the implementation of cluster development in the Rostov region [Otsenka realizatsii klasternogo razvitiya Rostovskoy oblasti]/ Development of scientific management tools: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference (May 18, 2017, Ufa). At 4 p.m. Part 2. – Ufa: MCII OMEGA SCIENCE.

Еще в рубриках

Калининградская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *