К вопросу о стратегии развития цифровых навыков в Кыргызской Республике
To the question about the digital skills development strategy in the Kyrgyz Republic
Авторы
Аннотация
Данная статья посвящена к вопросам формирования стратегии развития цифровых навыков. В работе отмечены проблемы и приоритетные направления развития цифровых навыков, заложенные в концептуальных и проектных документах по цифровой трансформации в Кыргызской Республике. Представлены основные категории цифровых навыков и компоненты инициатив стратегий по развитию навыков, отраженные в документах международных организаций. Анализированы основные аспекты политики в области навыков по реализации стратегий, рекомендуемые при разработке и формировании национальной стратегии развития цифровых навыков.
Ключевые слова
Кыргызская Республика, цифровые навыки и компетенции, цифровая экономика, технологии, цифровизация, национальная стратегия по развитию цифровых навыков, дорожная карта по развитию цифровых навыков.
Рекомендуемая ссылка
К вопросу о стратегии развития цифровых навыков в Кыргызской Республике// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (69). Номер статьи: 6915. Дата публикации: 23.03.2022. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6915/
DOI: 10.24412/1999-2645-2022-169-15
Authors
Abstract
This article is devoted to the formation of the digital skills development strategies. The paper highlights the problems and priority areas for the development of digital skills inherent in conceptual and project documents on digital transformation in the Kyrgyz Republic. The main categories of digital skills and the components of skills development strategy initiatives as reflected in documents of international organizations are presented. The main aspects of the policy in the field of skills for the implementation of strategies are analyzed, which are recommended in the development and the formation national digital skills development strategy.
Keywords
Kyrgyz Republic, digital skills and competencies, digital economy, technologies, digitalization, national strategy for the development of digital skills, roadmap for the development of digital skills.
Suggested Citation
To the question about the digital skills development strategy in the Kyrgyz Republic// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (69). Art. #6915. Date issued: 23.03.2022. Available at: https://eee-region.ru/article/6915/
DOI: 10.24412/1999-2645-2022-169-15
Введение
В Кыргызской Республике (КР) основные направления развития цифровых навыков для цифровой экономики заложены в Концепции цифровой трансформации “Цифровой Кыргызстан” — 2019-2023 годы.
В рамках данного документа для развития цифровых навыков определены следующие приоритетные направления: внедрение цифрового образования и развитие цифровых навыков на всех уровнях системы образования; развитие ИТ-образования, широкомасштабная подготовка высококлассных ИТ-специалистов для ИТ-индустрии; разработка системы обучения и переобучения цифровым навыкам для всего населения [1].
В Кыргызстане разрабатывается новая Концепция цифровой экономики на 2021-2023 годы. В ходе презентации Концепции отмечено, что документ включает в себя основные направления такие, как цифровое образование и развитие человеческого капитала в области информационно- коммуникационных технологий (ИКТ), создание устойчивой цифровой инфраструктуры, построение «Электронного правительства e-Gov», создание условий по развитию цифровой экономики.
Реализация направления «цифровое образование и развитие человеческого капитала» предусматривает: разработка и внедрение проекта «Цифровая школа» во всех регионах страны; создание условий для партнерства учебных заведений с бизнес-сообществом для широкомасштабной подготовки квалифицированных ИКТ-специалистов в сфере цифровой индустрии «под заказ»; и повышение квалификации государственных служащих и введение обязательной аттестации по цифровой грамотности.
Проект «Развитие цифровых навыков и возможностей для занятости молодежи в цифровой экономике в КР», нацеленный на молодежь Кыргызстана, реализован Представительством ПРООН в КР при финансовой поддержке Российской Федерации. Проект реализован в двух компонентах:
а) Улучшение развития цифровых навыков и системы формального образования;
б) Содействие инновационной платформы для молодых предпринимателей и тестирование новых моделей обучения в неформальных образовательных учреждениях через партнерство с частным сектором.
В рамках проекта «Digital CASA–КР» по развитию цифровых навыков реализуются инициативы подкомпонента 3.2.: «Региональные партнерства для развития навыков цифровой экономики, рабочих мест и инноваций в сфере цифровой экономики». Данный подкомпонент предлагает использовать различные формы партнерства и совместного финансирования в качестве основных механизмов, которые позволят решить задачи по развитию цифровых навыков и компетенций в стране.
Основные компоненты инициатив по развитию цифровых навыков в программных и проектных документах, реализуемых в КР анализировано в работе [2]. Программные документы по цифровизации, принятые на правительственном уровне, результаты Проектов и Отчет по реализации проекта ПРООН [3] станет основой для последующей разработки Национальной стратегии и дорожной карты по развитию цифровых навыков в КР.
Ниже в работе обсуждается, по мнению авторов, основные аспекты, необходимые при разработке и формировании Национальной стратегии и дорожной карты по развитию цифровых навыков в КР.
Результаты исследований
Как показывает практика, на сегодня процесс цифровизации в стране испытывает большие трудности. Несмотря на все достижения последних лет, по-прежнему существует цифровой разрыв, который усугубляется диспропорциями в области доступа и навыков использования цифровых технологий, в особенности между городскими и сельскими районами, а также различиями в наличии доступных и приемлемых в ценовом отношении цифровых услуг и т. др. Уровень развития цифровых навыков среди населения КР остается на довольно низком уровне. Согласно глобальному Индексу человеческого развития ПРООН, 2018 г — страна занимал 83 место в мире. В целях улучшения ситуации начата работа над новой концепцией «Цифровая экономика Кыргызской Республики 2021-2023 годы», направленная на создание клиентоориентированной среды.
При разработке стратегии цифровых навыков важное значение имеет идентификация цифровых компетенций и соответствующих навыков. Поэтому Цифровая повестка Евразийского экономического союза (ЕАЭС) до 2025 года рекомендует запуск на уровне ЕАЭС программы по развитию цифровых навыков и повышению цифровой грамотности, а также принятие политики Союза в области цифровой грамотности и навыков. Требует внимания и увеличение объемов финансирования вузов для организации курсов по ИКТ, а также программ прикладных исследований в области цифровых технологий [4].
В Цифровой стратегия ЦАРЭС до 2030 года по развитию цифровых навыков внимание уделено как базовым навыкам цифровой грамотности населения, так и передовым цифровым навыкам для профессионалов во всех отраслях экономики. Приоритетным направлением будут развитие цифровых навыков и компетенций работников госсектора, включая представителей высшего руководства. Ключевыми компонентами в стратегии являются повышение качества национальных систем образования и использование цифровых технологий для повышения цифровых компетенций во всём регионе за счёт совершенствования процесса обучения, повышения квалификации и переподготовки, а также продвижения обучения на протяжении всей жизни [5].
Изменения в спросе на навыки, обусловленные цифровой экономикой, создают две основные проблемы для развития навыков:
- во-первых, хотя есть понимание того, что профиль навыков граждан и рабочих будет сильно отличаться от прошлого, навыки будущего трудно определить с уверенностью из-за быстрых технологических изменений;
- вторая задача — после выявления изменений в системе развития навыков, достаточно быстро обеспечить и приспосабливаться к требованиям новых навыков.
Концептуальная записка по ИКТ в сфере образования, подготовленной ЮНЕСКО [6], посвящена вопросам развития стратегий и преодоления трудностей в сфере обеспечения возможностей для приобретения цифровых навыков всеми людьми. В документе отмечается, что для развития цифровых навыков и необходимой для работы квалификации нужны новые стратегии и новаторские подходы. Речь идет о таких компонентах, как:
- пересмотр программ обучения и интеграция методик приобретения цифровых и социальных навыков; повышение возможностей трудоустройства выпускников через разработку программ подготовки или обучения в сотрудничестве с представителями отраслей с целью более эффективного удовлетворения потребностей работодателей;
- расширение потенциала преподавателей, с тем чтобы образовательные учреждения продолжали играть ключевую роль в развитии и сертификации цифровых навыков; задействование растущего числа поставщиков услуг в области неформального обучения и повышения потенциала;
- поиск эффективных стратегий для обеспечения взаимодействия между программами формального и неформального обучения на протяжении всей жизни; предоставление работодателям стимулов для переподготовки и повышения квалификации своих работников;
- использование потенциала цифровых устройств и ресурсов для развития навыков, обеспечивающих готовность к трудоустройству [6].
В странах организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) стратегия развития навыков построена вокруг трех основных рычагов: развитие соответствующих навыков, активация предложение навыков, и эффективное использование навыков (рис. 1).
Рис.1. Стратегия развития навыков по ОЭСР [7]
Стратегия развития навыков ОЭСР обеспечивает рациональный подход к рассмотрению возможностей и проблем для развития навыков в цифровой экономике. Этот подход состоит из трех основных шагов:
- во-первых, более точное определение видов навыков, необходимые в цифровой экономике, посредством определения согласованных рамок цифровой грамотности, дальнейший межстрановой анализ существующих наборов данных и разработка новых обследований;
- во-вторых, изучить, как эти изменения могут повлиять на реформу учебных программ, подготовку учителей и профессиональное развитие;
- в-третьих, использовать ИКТ для улучшения доступа к образованию и обучению, и повышения их качества, н-р: онлайн-курсы, новые инструменты обучения в школе и адекватное признание навыков, приобретенных в неформальном обучении.
При разработке программных документов и дорожных карт по развитию цифровых навыков Международный Союз Электросвязи (МСЭ) рекомендует [8]:
- Закрепление термина «цифровые навыки» в законодательных актах, а также включения в ключевые показатели эффективности (key performance indicators), дальнейшей гармонизации в стандартах образования и занятости.
- Создавать условия для удаленной работы с цифровыми навыками, а также создание подразделения на развитие профессиональных цифровых навыков на базе отраслевых госорганов или по делам госслужбы.
- Подключение в сфере занятости и неправительственные организации, помимо органов в сфере ИКТ и образования, также изучение лучших практик и внедрение рекомендаций от организаций ООН.
- Разработка и внедрение курсов «Цифровые технологии + отрасль» совместно с частным сектором и совместно с неправительственными организациями по освоению базовых цифровых навыков для целевых групп: незрячих, неслышащих, инвалидов-колясочников, представителей серебряного возраста.
- Оказывать финансовую поддержку (гранты, субсидии) для организаций, которые занимаются переподготовкой и обучением специалистов для практического применения цифровых навыков в приоритетных отраслях.
При разработке дорожной карты по развитию цифровых навыков рассматриваются различные модели цифровых компетенций для людей разных возрастных групп и профессиональных сообществ. В аналитическом отчете [9] подчеркивается, отсутствие базовых ИКТ-навыков и компьютерного опыта, как правило, имеет место у людей в возрасте 55-65 лет, у людей с отсутствием полного среднего образования и у людей с низкой квалификацией. Это отсутствие навыков ИКТ у взрослого населения вызывает особое беспокойство, поскольку люди с наиболее слабыми навыками ИКТ автоматически попадают в группу риска потери работы в текущем технологическом преобразовании трудовых ресурсов. Таким образом, изменения на рынке труда затронут тех работников, которые имеют самый низкий уровень навыков ИКТ, и тех, кто наименее подготовлен для обновления своих навыков.
Обеспечение экономики необходимыми навыками может потребовать разнообразных действий. Чтобы убедиться, что предложение навыков соответствует спросу, также может потребоваться прогнозирование цифровых навыков для потребностей будущего, распространять информацию о таких потребностях студентам, молодежи, соискателям и фирмам, и сделать системы образования и обучения более отзывчивым к потребностям рынка.
Наиболее распространенный тип политики, проводившейся больше чем в 80% стран, включает поддержку профессионального обучения и высшего образования в ИКТ, который включает, например, программы бакалавриата, курсы с получением технического сертификата и без него и частные инициативы или государственно-частные партнерства по обучению специалистов по ИКТ. Почти три четверти стран финансируют программы, направленные на определение конкретных целей развития ИКТ-грамотности в федеральных учебных планах, а более 70% стран направляют дополнительные средства на приобретение товаров и услуг в области ИКТ для студентов, например, на покупку персональных компьютеров и проведение широкополосного интернета в школах [9].
Ряд международных организаций и инициатив предприняли усилия по выявлению и классификации цифровых навыков и знаний, необходимых для будущего. В таблице 1 приведены примеры отдельных категорий таких навыков и знаний.
Таблица 1. Различные категории цифровых навыков [10]
Категории | Навыки |
Готовые к применению на работе цифровые навыки для достойных рабочих мест (Международная организация труда и МСЭ) | -Продвинутые цифровые навыки (кодирование и другая алгоритмическая подготовка); -Основные цифровые навыки (связанные с использованием технологий); -Коммуникативные навыки (такие как общение и лидерство); -Цифровое предпринимательство (интернет исследование рынка и использование финансовых платформ); |
Профессиональные навыки (ВЭФ) | -Способности (когнитивные и физические); -Основные навыки (содержание и навыки обработки); -Межфункциональные навыки (социальные системы, комплексное решение проблем, управление ресурсами и технические навыки; |
Будущее работы (ОЭСР) | -Технические и профессиональные навыки (специфические и отраслевые навыки, такие как установка и эксплуатация роботов); -Общие навыки в сфере ИКТ (навыки, необходимые для понимания, использования и внедрения технологий; способность адаптироваться к технологическим изменениям); -Дополнительные коммуникативные навыки в сфере ИКТ (креативность, навыки общения, критическое и логическое мышление, работа в команде, цифровое предпринимательство); |
Требуемые цифровые навыки не статичны, развиваются, и они постоянно обновляются согласно изменениям в технологиях и спросу к навыкам.
Согласно исследованию авторов [11], наиболее простым предположением о том, какие навыки нужны для более широкого использование цифровых технологий, может стать предположение о трех направлениях, в которых они укладываются:
- навыки специалистов в области ИКТ для программирования, разработки прикладных программ и управления сетями; общие навыки использования ИКТ для профессиональных целей;
- дополнительные навыки ИКТ для выполнения новых задач связанные с использованием ИКТ в работе, например: обработка информации, самонаправление, решение проблем и коммуникация;
- навыки цифровой грамотности, а также социальные и эмоциональные навыки.
ОЭСР разработала комплексную стратегию повышения навыков (квалификации), которая помогает странам определять сильные стороны и слабые места их национальных систем навыков, провести сравнительный анализ их на международном уровне и разработать политику, которая может превратить лучшие навыки в лучшие рабочие места, экономический рост и социальную интеграцию.
Стратегия развития навыков поддерживают страны в реализации последовательного и комплексного подхода к политике в области навыков в следующих аспектах [7]:
- сделать приоритетным инвестирование ограниченных ресурсов: поскольку развитие новых навыков является дорогостоящим и долгосрочным мероприятием, необходимо разработать политику в области навыков, чтобы эти инвестиции приносили наибольшие экономические и социальные выгоды.
- сочетание краткосрочных и долгосрочных намерений: эффективная политика в области навыков необходима для реагирования на структурные и циклические вызовы, такие как рост безработицы в условиях спада экономики или острая нехватка навыков в условиях бума в отраслях экономики, а также для обеспечения долгосрочного стратегического планирования в отношении навыков, которые необходимы для создания конкурентных преимуществ и поддержки требуемых структурных изменений.
- обоснование необходимости обучения на протяжении всей жизни: рассматривая навыки как инструмент, который нужно оттачивать на протяжении всей жизни человека, стратегический подход позволяет странам оценивать влияние различных видов обучения — от дошкольного образования через школьное обучение до формального и неформального обучения позже -с целью сбалансированного распределения ресурсов для достижения максимальных экономических и социальных результатов.
- содействовать общегосударственному подходу: если навыки необходимо развивать в течение всей жизни, то это затрагивает широкий спектр областей политики, включая образование, науку, технологии и инновации, промышленность, занятость, экономическое развитие, миграция и государственные финансы. Согласование политики между этими различными областями помогает разработчикам политики определять компромиссы в политике, которые могут потребоваться, и избегать дублирования усилий и обеспечивать эффективность. Это может оказаться сложной задачей в национальных системах развития навыков, где ответственность распределяется между субнациональными уровнями управления, такими как города, регионы и области.
- согласование точек зрения на разных уровнях государственного управления: с учетом определенных географических различий в предложении и спросе на профессиональные навыки внутри страны, есть веские основания для рассмотрения политики повышения квалификации на местном уровне. Это поможет стране согласовать национальные стремления с местными потребностями.
- привлечение всех соответствующих заинтересованных сторон: для разработки эффективной политики в области навыков требуется нечто большее, чем просто координация различных секторов государственного управления и согласование различных уровней управления: широкий круг неправительственных субъектов, включая работодателей, профессиональных и промышленных ассоциаций, торговых объединений, профсоюзы, системы образования и учебные заведения, а также должны быть задействованы и частные лица.
Заключение
Разработка Стратегии развития цифровых навыков в КР является политической задачей. Спектр политических областей, которых следует рассматривать в комплексе, очень широк и включает инфраструктуру, образование и развитие навыков, рынок труда, конкуренцию, науку, технологии и инновации, фискальные вопросы и политику в сфере торговли и промышленности. Все это требует эффективного межсекторального сотрудничества как в рамках правительства, так и между заинтересованными сторонами. Правительству следует искать возможности, представляемые цифровой экономикой, в поддержку соответствующих задач устойчивого развития. Координация межсекторальной политики является сложной задачей для любой страны, но особенно для тех стран, ресурсы которых ограничены.
Список литературы
- Концепция цифровой трансформации “Цифровой Кыргызстан — 2019-2023” [Электронный ресурс]: https://www.gov.kg/storage/2020/12/files/program /12/kontseptsiya_tsifrovoy_transformatsii_tsifrovoy_kyrgyzstan_2019_2023.doc
- Ташбаев, А.М., Осмоналиева, Д.А., Жакшылык кызы, Г. Развитие цифровых навыков в контексте реализации цифровых проектов в Кыргызской Республике [Текст] // Экономика и бизнес: теория и практика.-2022, № 1,стр.74-80.
- Доклад «Цифровые навыки для цифровой экономики». Проект «Цифровые навыки и возможности трудоустройства молодежи в условиях цифровой экономики Кыргызской Республики». [Электронный ресурс]: https://www.kg.undp.org/content/kyrgyzstan/ru/home/projects/digital-skills-and-youth-employment-opportunities-in-the-digital.html.
- Стратегические направления формирования и развития цифрового пространства ЕАЭС, в перспективе до 2025 года. [Электронный ресурс]: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/Pages/digital_agenda.aspx
- Цифровая стратегия ЦАРЭС до 2030. [Электронный ресурс]: https://www.carecprogram.org/uploads/NFP_Session1.2_Digital_Transformation_ Strategy_20211012_RU.pdf
- Навыки для взаимосвязанного мира. Концептуальная записка/ Неделя мобильного обучения – 2018. ЮНЕСКО, ИКТ в сфере образования. [Электронный ресурс]: https://ru.unesco.org/sites/default /files/unesco-mlw2018-concept-note-ru_finalpdf
- Skills For a Digital World. Working Party on Measurement and Analysis of the Digital Economy. DSTI/ICCP/IIS(2015)10/FINAL. OECD. — 2016. URL: https://www.oecd.org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf
- TRACK 4 Цифровые навыки. Report on Regional Preparatory Meeting New Regional activities to WTDC-21. [Электронный ресурс]:https://www.itu. int›Events›RDF›Presentations
- Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет. — М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018 — 136 с.: ил., табл.
- Овладение цифровыми знаниями для использования существующих и новых технологий с особым акцентом на гендерной и молодежной проблематике. Доклад Генерального секретаря ООН. Двадцать первая сессия. —Женева, 14–18 мая 2018 года [Электронный ресурс: https://unctad.org /meetings/en/SessionalDocuments/ecn162018d3_ru.pdf
- Андреева, Г.Н., Бадальянц, С.В., Богатырева, Т.Г. и др. Развитие цифровой экономики России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения: монография / Нижний Новгород: издательство «Профессиональная наука».- 2018. — 131 с.
References
- The concept of digital transformation “Digital Kyrgyzstan — 2019-2023” [Kontseptsiya tsifrovoy transformatsii “Tsifrovoy Kyrgyzstan — 2019-2023”]: Access mode: https://www.gov.kg/storage/2020/12/files/program/12/kontseptsiya _tsifrovoy_transformatsii_tsifrovoy_kyrgyzstan_2019_2023.doc
- Tashbaev, A.M., Osmonalieva, D.A., Zhakshylyk kyzy, G. Development of digital skills in the context of the implementation of digital projects in the Kyrgyz Republic [Razvitiye tsifrovykh navykov v kontekste realizatsii tsifrovykh proyektov v Kyrgyzskoy Respublike] [Text] // Economics and Business: theory and practice. -2022, No. 1, pp. 74-80.
- Report «Digital Skills for the Digital Economy». Project “Digital Skills and Employability of Youth in the Digital Economy of the Kyrgyz Republic”. [Doklad «Tsifrovyye navyki dlya tsifrovoy ekonomiki». Proyekt «Tsifrovyye navyki i vozmozhnosti trudoustroystva molodezhi v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki Kyrgyzskoy Respubliki»]. Access mode: https://www.kg.undp.org/ content/kyrgyzstan/ru/home/projects/digital-skills-and-youth-employment-opportunities-in-the-digital.html
- Strategic directions for the formation and development of the digital space of the EAEU, in the future until 2025 [Strategicheskiye napravleniya formirovaniya i razvitiya tsifrovogo prostranstva YEAES, v perspektive do 2025 goda]. Access mode: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/Pages/ digital _agenda.aspx
- CAREC Digital Strategy until 2030 [Tsifrovaya strategiya TSARES do 2030]. Access mode: https://www.carecprogram.org/ uploads/NFP_Session1.2_ Digital_Transformation_Strategy_20211012_RU.pdf
- Skills for an interconnected world. Concept Note/ Mobile Learning Week 2018. UNESCO, ICT in Education. [Navyki dlya vzaimosvyazannogo mira. Kontseptual’naya zapiska/ Nedelya mobil’nogo obucheniya – 2018. YUNESKO, IKT v sfere obrazovaniya]. Access mode: https://ru.unesco.org/sites/default/ files/unesco-mlw2018-concept-note-ru_final_0.pdf
- Skills For a Digital World. Working Party on Measurement and Analysis of the Digital Economy. DSTI/ICCP/IIS(2015)10/FINAL. OECD. — 2016. URL: https://www.oecd.org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf
- TRACK 4 Digital skills. Report on Regional Preparatory Meeting New Regional activities to WTDC-21. Access mode: https://www.itu.int›Events›RDF› Presentations
- Digital Skills Education: Global Challenges and Best Practices. Analytical report. [Obucheniye tsifrovym navykam: global’nyye vyzovy i peredovyye praktiki. Analiticheskiy otchet] — M.: ANO DPO «Corporate University of Sberbank», 2018 — 136 p.: ill., tab.
- Mastering digital knowledge to use existing and new technologies, with a special focus on gender and youth. Report of the Secretary-General of the United Nations. Twenty-first session.-Geneva, May 14–18, 2018 [Ovladeniye tsifrovymi znaniyami dlya ispol’zovaniya sushchestvuyushchikh i novykh tekhnologiy s osobym aktsentom na gendernoy i molodezhnoy problematike. Doklad General’nogo sekretarya OON.] Access mode: https://unctad.org/meetings/en/ SessionalDocuments/ ecn162018d3_ru.pdf
- Andreeva, G.N., Badal’yants, S.V., Bogatyreva, T.G. and others. Development of the digital economy of Russia as a key factor in economic growth and improving the quality of life of the population: monograph [Andreyeva G.N., Badal’yants S.V., Bogatyreva T.G. i dr. Razvitiye tsifrovoy ekonomiki Rossii kak klyuchevoy faktor ekonomicheskogo rosta i povysheniya kachestva zhizni naseleniya: monografiya]/ Nizhny Novgorod: publishing house «Professional science», 2018. — 131 p.
Еще в рубриках
Мировая экономика