Выравнивание диспропорций территориального развития ресурсного региона на основе реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов
Leveling imbalances of territorial development of the resource region by implementation of infrastructure and investment projects
Авторы
Аннотация
В статье рассматривается проблема поиска механизма выравнивания внутрирегионального развития ресурсного региона. Диспропорции территориального социально-экономического развития приводят к необоснованной миграции населения, образованию депрессивных территорий, неустойчивому развитию региона в целом. Это проблема особенно проявляется в ресурсных регионах с развитым сектором добывающих отраслей, когда добывающие компании не вкладывают инвестиции в территории присутствия и используют, в основном, вахтовый метод. Для решения данной проблемы предлагается использовать проектный подход освоения территории, основанный на использовании частно-государственного партнерства. Это позволяет обеспечивать устойчивое финансирование реализации проекта, сочетание экономических и социальных целей развития территории присутствия. Целью исследования является обоснование механизма снижения асимметрии внутрирегионального развития ресурсного региона на основе использования проектного подхода. Анализ применения проектного подхода для сокращения внутрирегиональных диспропорций экономического и социального развития на примере Красноярского края показал высокую его эффективность.
Ключевые слова
Красноярский край, диспропорции территориального развития, выравнивание, внутрирегиональные диспропорции развития, ресурсный регион, инфраструктурные и инвестиционные проекты.
Финансирование
Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, Проект 5.6.3.2. (0260-2021-0005) «Движущие силы и механизмы развития кооперационных и интеграционных процессов в экономике Сибири». № 121040100279-5
Рекомендуемая ссылка
Выравнивание диспропорций территориального развития ресурсного региона на основе реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (69). Номер статьи: 6912. Дата публикации: 01.03.2022. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6912/
DOI: 10.24412/1999-2645-2022-169-12
Authors
Abstract
The Article considers a problem of searching for the proper mechanism of leveling intra-regional development of the resource region. Imbalances of spatial socio-economic development cause unreasonable migration of population, along with the formation of depressed areas and unsustainable development of the region as a whole. This problem is particularly evident in resource regions with the developed sector of extractive industries, where mining companies do not invest in the territories of their presence, but mainly use rotational work. To solve the existing problem it is suggested to apply a project approach for territorial development, based on a private-public partnership. It allows providing sustainable financing for the project implementation and combination of economic and social goals for the development of the service territory. The aim of the research is to substantiate the mechanism of reducing an asymmetry in intra-regional development of the resource region using the project-based approach. An analysis of the project-based approach applied to reduce intra-region disproportions of economic and social development by the example of Krasnoyarsk Krai has demonstrated its high efficiency.
Keywords
Krasnoyarsk Territory, disproportions in territorial development, alignment, intra-regional disproportions in development, resource region, infrastructure and investment projects.
Project finance
The research was carried out with the plan of research work of IEIE SB RAS, project «Driving forces and mechanisms for the development of cooperation and integration processes in the economy of Siberia». № 121040100279-5
Suggested Citation
Leveling imbalances of territorial development of the resource region by implementation of infrastructure and investment projects// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (69). Art. #6912. Date issued: 01.03.2022. Available at: https://eee-region.ru/article/6912/
DOI: 10.24412/1999-2645-2022-169-12
Введение
Асимметрия социально-экономического развития регионов является одной из насущных проблем России. Она является сдерживающим фактором роста экономического потенциала страны. Для решения проблемы уменьшения диспропорций развития регионов предложены различные инструменты – финансовые, институциональные, правовые. Однако наряду с диспропорциями межрегионального развития, нерешенной остается проблема диспропорций внутрирегионального развития. Особенно наглядно это проявляется в регионах ресурсного типа, когда добывающие компании не вкладывают средства в социально-экономическое развитие территории присутствия и не создают предприятия по глубокой переработке добываемого сырья, а при исчерпании невозобновляемых природных ресурсов оставляют «заброшенные» территории. Вахтовый метод освоения природных ресурсов только усугубляет эту проблему, поскольку не требуется создание объектов социальной и производственной инфраструктуры.
При этом, если проблеме выравнивания межрегионального развития уделяется достаточное внимание в научной литературе, предложены механизмы и инструменты снижения межрегиональных диспропорций в работах Н.В. Зубаревич, М.В. Аликаевой, Е.А. Коломак и др., то поиск механизмов выравнивания внутрирегиональных диспропорций пока не нашел своего решения ни в научной литературе, ни на практике. Вместе с тем, внутрирегиональные различия социально-экономического развития территорий приводят к необоснованной миграции населения внутри региона, резкому снижению уровня и качества жизни в отсталых районах, появлению территориальной периферии. Все это негативно сказывается на устойчивом развитии региональной экономики и страны в целом.
Следует отметить, что причиной внутрирегиональной дифференциации социально-экономического развития является множество факторов, оказывающих неоднозначное влияние на экономические, социальные, демографические процессы. Как отмечают Афанасьева Е.Е., Корева О.В., Тихий В.И. «Внутрирегиональная социально-экономическая дифференциация – сложное многоплановое явление, увеличение или уменьшение которого отражается на структуре и эффективности функционирования региональной экономики, стратегии и тактики проводимых институциональных преобразований и социально-экономической политики» [1, c.3].
Факторы, определяющие внутрирегиональные различия социально-экономического развития территорий, можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным факторам, на наш взгляд, можно отнести природно-климатические факторы, местоположение в зависимости от транспортной или иной производственной инфраструктуры, природные ресурсы. К субъективным – проводимая экономическая политика региональных органов власти, изменение отраслевой специализации территории, просчеты и ошибки плановых органов. Несмотря на то, что объективными факторами, влияющими на поляризацию территориального развития, достаточно сложно управлять, необходимо найти подходы, максимально нивелирующие их негативное влияние.
Как отмечает Т.А. Король: «Под выравниванием понимается сближение уровней социально-экономического развития территорий в свете уменьшения диспропорций их развития, приоритетное развитие экономики и социальной сферы наиболее отсталых поселений, создание условий для экономического роста всех муниципальных образований района. Выравнивание может производиться за счет развития социальной сферы и инфраструктуры проблемных территорий, за счет перераспределения финансовых ресурсов в рамках межбюджетных отношений, а также стимулирования их опережающего экономического развития» [2].
Целью нашего исследования является поиск механизма нивелирования диспропорций социально-экономического развития территорий внутри региона. Новизной исследования является обоснование эффективности использования проектного подхода для сокращения асимметрии внутрирегионального развития регионов ресурсной специализации.
Анализ диспропорций территориального развития ресурсного региона (на примере Красноярского края)
Красноярский край является типичным ресурсным регионом, на территории которого производится добыча полезных ископаемых и задействованы десятки крупных компаний, осуществляющих свою деятельность. При этом, в регионе развиты добывающие производства и сельское хозяйство. Еще одной особенностью края является то, что он является вторым по величине после Республики Саха (Якутия), и занимает 13, 86% территории страны [3].
Все это определяет сложность в выборе методов регулирования социально-экономическим развитием территорий внутри региона.
Для анализа территориального развития Красноярского края используем деление его на макрорегионы, которые объединяют муниципальные образования по природно-климатическому, экономическому, производственному признакам.
На территории края выделяют 6 крупных макрорегионов – Северный, Приангарский, Южный, Западный, Центральный, Восточный.
Наиболее густонаселенным является Центральный макрорайон. На его территории проживает половина населения Красноярского края — 49,8 % численности (по состоянию на 1 января 2021 г.). В Центральном макрорайоне расположены столица края и крупные города региона. Самым малочисленным является Приангарский макрорайон, где проживает 7,7% всей численности населения края. Немногим больше проживает в Южном и Северном макрорайонах.
В каждом макрорайоне сформировалась своя производственная специализация, определяемая наличием полезных ископаемых, степенью освоенности на основе исторического опыта, природно-климатическими условиями.
Основные виды производственной деятельности в разрезе макрорайонов представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Основные виды производственной деятельности в макрорайонах Красноярского края
Макрорайоны | Добыча полезных ископаемых | Обрабатывающие производства | Обеспечение э/эн | Сельское, лесное хозяйство |
Северный | + | + | ||
Приангарский | + | + | ||
Центральный | + | + | + | |
Восточный | + | + | + | |
Южный | + | + | ||
Западный | + | + |
Как следует из анализа производственной специализации по макрорайонам Красноярского края, в северных районах более развита добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства и производство электроэнергии, в центральной части – обрабатывающие производства и сельское хозяйство, в южной – сельское хозяйство.
Оценка уровня экономического развития макрорайонов представлена в таблице 2.
Таблица 2 — Уровень экономического развития территорий по макрорайонам Красноярского края, 2020 г.
Макрорайоны | Численность населения, чел. | Оборот организаций на 1тыс. чел, тыс. руб. | Объем отгруженной продукции собственного производства на 1 тыс. чел., тыс. руб. | Инвестиции в основной капитал на 1 тыс. чел., тыс. руб. |
Северный | 245191 | 6794435,7 | 6449844,6 | 945454,7 |
Приангарский | 207609 | 1017667,8 | 845449,4 | 172136,7 |
Центральный | 1339364 | 972701,1 | 605470,5 | 80347,9 |
Восточный | 306621 | 217823,0 | 149162,6 | 244552,2 |
Западный | 361283 | 443669,6 | 348107,1 | 58097,2 |
Южный | 228136 | 161662,6 | 115370,0 | 27783,3 |
Рассчитано автором
Сравнение показателей экономического развития в разрезе макрорайонов представлено на рис. 1.
Рисунок 1 — Сравнение показателей экономического развития Красноярского края в разрезе макрорайонов
Как показывает анализ, мы видим асимметрию территориального развития региона. Так, наиболее экономически развитым является Северный макрорайон. Здесь развита добывающая промышленность (добыча углеводородного сырья) и обрабатывающие производства (производство цветных и драгоценных металлов) [4]. Затем, с большим отставанием, следуют Приангарский и Центральный макрорайоны. Самым «отсталым» в экономическом развитии является Южный макрорайон, ориентированный, в основном, на развитие сельского хозяйства и производство сельскохозяйственной продукции.
Для оценки диспропорций внутрирегионального развития Красноярского края, рассмотрим уровень социального развития территорий (табл. 3).
Таблица 3 — Уровень социального развития территорий по макрорайонам Красноярского края, 2020 г.
Макрорайоны | Обеспеченность жильем, кв. м. на 1 чел | Объем платных услуг, тыс. руб./чел | Розничный товарооборот, тыс. руб./чел | Количество врачей на 10 тыс. чел |
Северный | 23,6 | 44,8 | 216,8 | 44,2 |
Приангарский | 26,2 | 9,6 | 125,5 | 27,0 |
Центральный | 26,5 | 46,9 | 267,4 | 71,2 |
Восточный | 25,4 | 4,5 | 105,8 | 25,8 |
Западный | 25,5 | 9,5 | 123,0 | 28,9 |
Южный | 27,3 | 5,0 | 112,7 | 30,5 |
Рассчитано автором
Сравнение социального развития по макрорайонам Красноярского края представлено на рис. 2.
Рисунок 2 – Уровень социального развития по макрорайонам Красноярского края, 2020 г.
Как следует из анализа социального развития территорий в разрезе макрорайонов края, самый высокий уровень жизни сложился в Центральном и Северном макрорайонах. Заметно ниже уровень социального развития в Приангарском и Западном макрорайонах. Самый низкий уровень жизни населения сложился в Южном и Восточном макрорайонах.
Сравнение экономического и социального развития территорий Красноярского края показывает их взаимосвязь, а именно: высокий уровень экономического развития, как правило, обеспечивает высокий уровень жизни населения. Исключением является Приангарский макрорайон, где высокий уровень экономического развития достигается за счет добычи полезных ископаемых (золота), а основной контингент рабочей силы – вахтовые работники, для которых не требуется развитая социальная инфраструктура [5].
Выравнивание диспропорций социально-экономического развития ресурсного региона требует реализации селективной политики, которая должна учитывать производственную специализацию, перспективы экономического роста, комплексное развитие территории [6]. Одним из направлений реализации такой политики является использование проектного подхода, который подразумевает реализацию экономических и социальных целей развития территории. Основными преимуществами применения проектного подхода для сокращения асимметрии территориального развития являются, во-первых, использования частно-государственного партнерства, которое гарантирует стабильное финансирование и контроль за реализацией проекта, а во-вторых, ограниченность реализации проекта во времени, что позволяет обеспечить достижение намеченных целей в достаточно короткий период.
Инвестиционная карта проектов по макрорайонам Красноярского края.
В анализе инвестиционной деятельности в регионе по состоянию на 2021 г. рассматривался 31 проект с объемом инвестирования от 2,5 трлн руб. до 150 млн. руб. Этот перечень не является исчерпывающим, однако охватывает все отрасли и направления инвестирования. На основе анализа реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов была составлена карта инвестирования по шести макрорайонам края.
Общий объем инвестиций на реализацию анализируемых проектов в крае составил более 4,6 трлн руб. (расчет сделан по нижней границе проектируемого объема вложений). Большинство проектов реализуются в среднесрочной перспективе (в срок до 5 лет) и только крупные проекты по освоению природных ресурсов и строительству масштабных инфраструктурных объектов в северных районах края реализуются в срок 10 и более лет. Наиболее масштабными как по срокам, так и по объемам инвестиций, являются проекты по освоению углеводородных запасов в северной части Красноярского края. Но именно эти проекты дают наибольший экономический и социальный эффекты социально-экономического развития территорий [7], [8].
Отличительной особенностью реализуемых проектов является то, что основной объем инвестиций-частные инвестиции крупных корпораций и физических лиц.
Распределение реализуемых в Красноярском крае инвестиционных и инфраструктурных проектов по видам деятельности выглядит следующим образом:
- добыча полезных ископаемых (сырой нефти и природного газа; угля; металлических руд) – 5 проектов;
- обрабатывающие производства (обработка древесины и производство изделий из дерева; производство машин и оборудования; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий) -11 проектов;
- обеспечение электроэнергией -3 проекта;
- сельское хозяйство -8 проектов;
- транспорт -3 проекта;
- решение экологических проблем -1 проект.
Анализ реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов показывает, что в настоящее время наибольшее количество проектов реализуется в Северном, Центральном и Приангарском макрорайонах, наименьшее – в Западном макрорайоне (рис.3).
Рисунок 3 – Количество реализуемых инвестиционных и инфраструктурных проектов
Лидирующее положение по освоению инвестиций в реализацию проектов занимает Северный макрорайон. На него приходится 67,7% или 3138,67 млрд руб. Наименьшие показатели по объемам инвестирования — в Западном макрорайоне (рис. 4).
Рисунок 4 — Распределение объема инвестиций по макрорайонам, в % к общему объему инвестирования проектов
Реализация намеченных проектов приведет к созданию более 168 тыс. новых рабочих мест (прирост составит 12% к численности занятого в настоящее время населения).
На Северный макрорайон приходится более 80% или 136,3 тыс. новых рабочих мест, создаваемых за счет реализации проектов, наименьшее количество создаваемых рабочих мест – в Западном макрорайоне (рис.5).
Рисунок 5 — Количество создаваемых рабочих мест, в % к общему их числу
Реализация инвестиционных и инфраструктурных проектов обеспечивает значительный приток налоговых отчислений в бюджет края. По предварительным оценкам, ежегодный прирост налоговых отчислений в бюджет края в среднесрочной перспективе (2022-2026гг) увеличится на 71,6 млрд. руб. ежегодно. Наибольший прирост налоговых отчислений ожидается от реализации проектов «Южный кластер», «Восток-ойл», развитие инфраструктуры и освоения ресурсной базы Ангаро-Енисейского экономического района и др.
Эффекты от реализации отдельных проектов в разрезе макрорайонов Красноярского края
Северный макрорайон
Проект «Восток-ойл»
Это один из крупнейших инвестиционных проектов, рассчитанный более чем на 30 лет. Дополнительный рост ВРП Красноярского края в результате реализации проекта составит примерно 252 млрд. руб., общий эффект для экономики превысит 23 триллиона (это примерно десять годовых ВРП субъекта РФ). Налоговые отчисления на инвестиционной стадии с 2021-го по 2024 год составит более 25 миллиардов руб. Это примерно столько, сколько сейчас Красноярский край получает от действующих нефтегазовых предприятий в регионе.
Проект станет мощным драйвером развития речного судоходства и инфраструктуры вдоль Енисея. Это позволит обеспечить загрузку судоходных производств, речной ремонтной базы. Строительство современного порта в бухте Север сделает Красноярск крупнейшим логистическим хабом с выходом к северным морям. Формируется идеальное сочетание арктического хаба и транспортной меридианы Енисея.
Создается новая глобальная транспортная артерия, меняющая логистику всего евразийского континента, а для Красноярска открывается огромное поле возможностей. Также будут построены тысячи километров различных типов автомобильных и железных дорог, созданы 15 благоустроенных поселков с численностью населения более 100 тыс. чел.
Проект «Южный кластер»
«Южный кластер» — это проект, дающий «вторую» жизнь месторождению «Норильск-1».
Объем запасов вкрапленных руд – 165 млн т. В результате его реализации в 2027 г. суммарные добывающие мощности достигнут 9 млн т или в 7 раз. На первом этапе реализации проекта основной рост добычи предусматривается за счет расширения карьера (открытым способом), а на втором – за счет подземной выработки. По предварительной оценке, после выхода на целевые показатели, проект обеспечит дополнительно более 20 тонн металлов платиновой группы в год, что по объему сопоставимо с мировыми лидерами по производству этих металлов, а также никель и медь в качестве побочной продукции.
Основные фонды «Южного кластера» по добыче и переработке будут обновлены на 80-90%. Суммарные добывающие мощности к 2024 году составят 6 млн тонн. Рост налоговых платежей в бюджет Красноярского края увеличится до 30 млрд рублей за 10 лет. Проект предполагает социально-экономическое развитие г. Норильска и других поселений. Будут построены объекты социальной и транспортной инфраструктуры.
Проект создания Западно-Таймырского промышленного кластера по производству угольных концентратов из коксующихся углей.
Благодаря реализации этого проекта на Таймыре появятся следующие объекты: угольный разрез открытого способа добычи, обогатительная фабрика глубокой переработки (выход концентрата – более 60%), производственная железнодорожная ветка длиной 60 км, морской порт «Енисей», аэропорт «Таймыр», вахтовый поселок, мини-ТЭЦ, угольные и производственные склады, очистные сооружения и другие инфраструктурные объекты. В эксплуатацию эти объекты будут введены в 2023 году.
На первом этапе ГОК будет выпускать до 5 млн тонн угольного концентрата ежегодно, с запуском второй очереди производительность вырастет до 12 млн тонн.
До 2028 года планируется обеспечить более 6 млрд руб. налоговых поступлений в региональный и муниципальные бюджеты.
Приангарский макрорайон
Проект развития инфраструктуры и освоения ресурсной базы Ангаро-Енисейского экономического района
Проект предполагает строительство моста через Енисей в районе поселка Высокогорский в Енисейском районе Красноярского края, что позволит значительно увеличить золотодобычу. Сейчас в год на территории края добывается более 57 тонн золота. Потенциал увеличения добычи огромен, только в Мотыгинском и Северо-Енисейском районах зарегистрировано больше 500 тонн неосвоенных запасов. Реализация проекта позволит решить социальные задачи, нарастить объемы промышленного производства, в том числе крупнейшего золотодобытчика России — компании «Полюс». Появление инфраструктуры даст импульс для появления различных видов экономической активности: транспортные услуги, строительство, торговля и т.п. Ожидается увеличение налоговых поступлений в краевой бюджет в течение 10 лет до 15 млрд руб.
Центральный макрорайон
Проект «Технологическая долина»
Проект «Технологическая долина» является совместным проектом правительства Красноярского края, Алюминиевой ассоциации и компании «Русал». Его цель – создание комплекса предприятий по выпуску алюминиевой продукции высокого передела в Красноярске и Хакасии, в непосредственной близости от Красноярского алюминиевого завода, Красноярского металлургического завода и Красноярской ГЭС. Концепция проекта предполагает производство продуктов высоких переделов с использованием алюминия для авиации и аэрокосмических производств, автомобильной промышленности и машиностроения, энергетики, строительства и других отраслей. Развитие проекта планируется в рамках особой экономической зоны с предоставлением льгот и преференций для инвесторов.
Создание долины повысит экономический и инвестиционный потенциал Красноярского края. Проект позволит обеспечить тесное взаимодействие горнодобывающей, нефтегазовой и энергетической сферы. Непосредственное размещение рядом с источником производства алюминия даст компаниям возможность использовать сырье КрАЗа – транспортные и технологические издержки будут сведены к минимуму.
Проект «Международный транспортно-логистический хаб»
Проект предполагает создание в Красноярке крупнейшего в России международного логистического хаба. Включает в себя строительство складских комплексов и сортировочного центра, запуск мультимодальных моделей перевозок, создание предприятий, ориентированных на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Проект будет развиваться в формате особой экономической зоны. Площадь территории проекта будет достигать от 245 до 350 га, площадь сооружений – 830 тыс. кв. м. При полномасштабном развитии проекта он сможет обеспечивать грузооборот в 800 тыс. тонн авиационных грузов и 165 тыс. контейнеров.
Проект даст экономию 20-30% при экспорте товаров из Китая в Европу и Северную Америку. Благодаря ему будет обеспечен приток инвестиций в объекты грузового хаба в размере 65 млрд рублей. Проект поспособствует развитию производств с высокой добавленной стоимостью, стимулирует развитие высокотехнологичных отраслей. Благодаря этому, будет увеличен экспорт услуг и высокотехнологичной продукции.
Проект «Модернизация энергомощностей и оптимизация системы теплоснабжения города Красноярска»
Проект предполагает обновление действующих предприятий «Сибирской генерирующей компании», в частности, комплексную модернизацию Красноярской ТЭЦ-1 и расширение Красноярской ТЭЦ-3, а также замещение малых котельных. Проект поможет частично решить экологические проблемы Красноярска, будет способствовать развитию жилищного строительства, сферы тепло- и элекроснабжения.
Западный макрорайон
Проект «Агропромышленный парк «Сибирь»
Проект предполагает развитие в Шарыповском районе большого тепличного комлекса, предприятий глубокой переработки зерна, птицефабрики и рыбной фермы. Реализуется ПАО «Юнипро» с 2016 года с использованием инфраструктуры Березовской ГРЭС.
Проект позволит частично решить проблему перепроизводства зерна в Красноярском крае. В результате реализации проекта до 2025 года валовый региональный продукт края увеличится на 40 млрд рублей, начиная с 2022 года налоговые отчисления составят до 700 млн руб. в год. Появятся десятки новых рабочих мест.
Восточный макрорайон
Проект «Создание компании – производителя батарейных металлов»
В результате реализации проекта будет создан третий в России по масштабам (вслед за Уралом и Норильском) центр цветной металлургии с перспективой создания высокоэффективного производства. Проект обеспечит создание новой точки экономического роста горно-металлургической отрасли на базе уникальных платино-медно-никелевых и медно-молибденовых месторождений юга Красноярского края и Республики Тыва. Объединение группы месторождений в единый территориально-производственный комплекс, расположенный на стыке двух субъектов федерации, позволит снизить общие затраты при освоении, использовать общие существующие объекты инфраструктуры и планировать совместное, взаимовыгодное развитие новых.
При выходе на проектную мощность объем добычи и переработке руды составит 44 миллиона тонн в год и обеспечит средний годовой объем производства около 900 – 1300 тысяч тонн концентрата (медь, золото, молибден, никель, кобальт).
Ежегодные общие налоговые отчисления в бюджеты всех уровней составят 8 млрд руб.
Южный макрорайон
Проект «Строительство железной дороги Элегест-Кызыл-Курагино»
Проект включает три составляющие: строительство железной дороги протяженностью 410 км, горно-обогатительного комбината на Элегестском месторождении угля (республика Тува) и угольного портового терминала в Хабаровском крае. Основное назначение — вывоз угля с Элегестского месторождения в объеме до 15 млн тонн в год и выход на Транссиб. Развитие транспортной инфраструктуры будет происходить одновременно со строительством горно-обогатительного комбината на месторождении.
Мощность горно-обогатительного комплекса на Элегестском месторождении составит более 15 млн тонн концентрата коксующегося угля в год. Пропускная способность железной дороги Элегест-Кызыл-Курагино составит 15 млн тонн в год с возможностью увеличения до 27 млн тонн при дополнительных инвестициях. Важной чертой проекта является его высокая финансовая надежность – средства на проект выделяются из Фонда национального благосостояния, а нацеленность всего проекта — развитие сотрудничество с Китаем. Это даст «вторую» жизнь территориям, вовлеченным в проект по созданию горно-обогатительного комплекса как на юге Красноярского края, так и соседних регионах.
Заключение
Подводя итог проведенному исследованию следует отметить значимость решения проблемы асимметрии внутрирегионального развития как для отдельных регионов, так и для страны в целом. Обеспечение устойчивости социально-экономического развития невозможно без выравнивания диспропорций в уровне и качестве жизни населения на региональном и межрегиональном уровне. Наличие внутрирегиональной асимметрии приводит к необоснованным расходам бюджетных средств, сокращению налоговых поступлений, появлению депрессивных территорий. Использование проектного подхода для развития территорий обеспечивается за счет использования принципа частно-государственного партнерства. Привлечение частных инвестиций для развития территорий присутствия в ресурсных регионах особенно важно, поскольку гарантирует, с одной стороны, стабильность финансирования, а с другой – возможность контроля за сроками исполнения, экологией, приоритетами в распределении инвестиций со стороны региональных органов власти. Анализ опыта применения проектного подхода в освоении природных ресурсов и развитии других отраслей на территории присутствия отдельных компаний на примере Красноярского края доказывает высокую эффективность проектного управления. Реализация проектов сочетает как решение производственных задач (строительство производственных объектов и инфраструктуры), так и решение социальных проблем за счет создания социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, строительства жилья и других социальных объектов.
Список литературы
- Афанасьева, Е.Е., Корева, О.В., Тихий, В.И. Политика внутрирегионального выравнивания как составная часть региональной политики и инструмент снижения социально-экономической асимметрии внутри субъектов Федерации // Вестник Евразийской науки, 2019 №5, https://esj.today/PDF/07ECVN519.pdf (дата обращения 11.02.2022).
- Король, Т.А. Механизмы по выравниванию территориальных диспропорций на муниципальном уровне // Диалоги о науке. № 1. 2010 // http://www.strategplann.ru/nauchnyie-stati/mechanisms-for-the-equalization-of-territorial-disparities-at-the-municipal-levcl.html (дата обращения 11,02.2022).
- Площадь территорий РФ по субъектам — URL: https://infotables.ru/strany-i-goroda/909-ploshchad-territorij-rf (дата обращения 10.02.2022)
- Бурматова, О.П. Стратегические разработки в районе нового освоения. // Актуальные проблемы экономики и права. –2018.–Т.12, №2.–С.221-240.
- Ионова В.Д., Малов В.Ю. Нижнее Приангарье: подходы к освоению и время действий (1920-2020) //Пространственная экономика. –2007. –№3. – С.21-42.
- Chatzitheodorou, K., Skouloudis, A., Evangelinos, K., Nikolaou, I. (2019). Exploring socially responsible investment perspectives: A literature mapping and an investor classification. In Sustainable Production and Consumption, 19, 117-129. DOI: 10.1016/j.spc.2019.03.006
- Novoselov, A., Potravny, I., Novoselova, I. Gassiy, V. (2017). Selection of priority investment projects for the development of the Russian Arctic. In Polar Science, 14, 68-77. DOI: 10.1016/j.polar.2017.10.003
- Fry, M., Hilburn, A. (2020). The Distributional Justice of Oil Industry Social Development Projects and Oil Field Production Activities. In The Extractive Industries and Society, 7(2), 647-659. DOI: 10.1016/j.exis.2020.03.017
References
- Afanasieva, E.E., Koreva, O.V., Tikhii ,V.I. (2019). Intraregional alignment policy as a part of regional policy and a tool to reduce socio-economic asymmetry within the subjects of the Russian Federation [Politika vnutriregional’nogo vyravnivaniya kak sostavnaya chast’ regional’noy politiki i instrument snizheniya sotsial’no-ekonomicheskoy asimmetrii vnutri sub»yektov Federatsii]. The Eurasian Scientific Journal, [online] 5 (11). Available at: https://esj.today/PDF/07ECVN519.pdf (accessed 11.02.2022).
- Korol, T.A. (2010) Mechanisms for leveling territorial disparities at the municipal level [Mekhanizmy po vyravnivaniyu territorial’nykh disproportsiy na munitsipal’nom urovne]. The Dialogues on science. Journal, [online] 1 Available at: http://www.strategplann.ru/nauchnyie-stati/mechanisms-for-the-equalization-of-territorial-disparities-at-the-municipal-levcl.html (accessed 11.02.2022).
- The area of the territories of the Russian Federation by subjects [Ploshchad’ territoriy RF po sub»yektam] (2021). Available at: https://infotables.ru/strany-i-goroda/909-ploshchad-territorij-rf (accessed 10.02.2022)
- Burmatova, O.P. (2018). Strategic developments in new settlement regions [Strategicheskiye razrabotki v rayone novogo osvoyeniya]. In Actual Problems of Economics and Law , 12 (2), 221-240. DOI: 10.21202/1993-047X.12.2018.2.221-240.
- Ionova, V.D., Malov, V.Yu. (2007). The Lower Angara Area: Approaches to Development and Time of Actions (1920–2020) [Nizhneye Priangar’ye: podkhody k osvoyeniyu i vremya deystviy (1920-2020)]. In Spatial Economics, 3, 21-42. DOI: 10.14530/se.2007.3.021-042.
- Chatzitheodorou, K., Skouloudis, A., Evangelinos, K., Nikolaou, I. (2019). Exploring socially responsible investment perspectives: A literature mapping and an investor classification. In Sustainable Production and Consumption, 19, 117-129. DOI: 10.1016/j.spc.2019.03.006
- Novoselov, A., Potravny, I., Novoselova, I. Gassiy, V. (2017). Selection of priority investment projects for the development of the Russian Arctic. In Polar Science, 14, 68-77. DOI: 10.1016/j.polar.2017.10.003
- Fry, M., Hilburn, A. (2020). The Distributional Justice of Oil Industry Social Development Projects and Oil Field Production Activities. In The Extractive Industries and Society, 7(2), 647-659. DOI: 10.1016/j.exis.2020.03.017