Главная страница » Публикации » №1 (69) » Развитие агломераций муниципальных образований как фактор совершенствования территориального размещения населения

Развитие агломераций муниципальных образований как фактор совершенствования территориального размещения населения

Development of agglomerations of municipalities as a factor in improving the territorial distribution of the population

Авторы

Меркурьев Владимир Владимирович
кандидат экономических наук, доцент
Россия, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф.Горбачёва
merkurevvv@kuzstu.ru
Мягков Е.В.
Аспирант
Россия, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф.Горбачёва
merkurevvv@kuzstu.ru

Аннотация

В статье исследованы проблемы управления агломерациями с позиции совершенствования территориальной организации населения. Рассмотрены различные методики выделения агломераций, в том числе и в зарубежных странах. Агломерации на данный момент играют ключевую роль в социально-экономическом развитии территорий, образуя инновационные процессы в больших территориальных системах. Необходимо выработать единые методические подходы, на которые можно будет опираться при разработке законодательства по определению агломераций и их управлению в рамках пространственного развития и территориального управления. Авторами предложены основные принципы, которые отражают сущность агломерации. В статье рассмотрено распределение полномочий между уровнями власти в сфере развития агломераций.

Ключевые слова

агломерации, агломерационные процессы, территориальное размещение население, региональное управление.

Рекомендуемая ссылка

Меркурьев Владимир Владимирович , Мягков Е.В.

Развитие агломераций муниципальных образований как фактор совершенствования территориального размещения населения// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (69). Номер статьи: 6913. Дата публикации: 04.03.2022. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6913/

DOI: 10.24412/1999-2645-2022-169-13

Authors

Merkuryev Vladimir Vladimirovich
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Russia, Kuzbass State Technical University named after T.F.Gorbachev
merkurevvv@kuzstu.ru
Myagkov Ye.V.
Graduate student
Russia, Kuzbass State Technical University named after T.F.Gorbachev
merkurevvv@kuzstu.ru

Abstract

The article examines the problems of agglomerations management from the perspective of improving the territorial organization of the population. Various methods of allocation of agglomerations, including in foreign countries, are considered. Agglomerations currently play a key role in the socio-economic development of territories, forming innovative processes in large territorial systems. It is necessary to develop unified methodological approaches that can be used to develop legislation on the definition of agglomerations and their management within the framework of spatial development and territorial management. The authors propose basic principles that reflect the essence of agglomeration. The article considers the distribution of powers between the levels of government in the field of agglomerations development.

Keywords

agglomerations, agglomeration processes, territorial placement population, regional management.

Suggested Citation

Merkuryev Vladimir Vladimirovich , Myagkov Ye.V.

Development of agglomerations of municipalities as a factor in improving the territorial distribution of the population// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (69). Art. #6913. Date issued: 04.03.2022. Available at: https://eee-region.ru/article/6913/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2022-169-13

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Вопрос территориального размещения населения является одним из основных в региональной экономике, а агломерации выступают основными опорными каркасами расселения. Агломерационные процессы, стали объектом пристального внимания многих отечественных и зарубежных исследователей в настоящий период времени. По мнению экспертов, агломерации представляют собой эффективный инструмент повышения конкурентоспособности экономики регионального уровня и, в целом, по стране, способствующий формированию благоприятных условий жителям и предпринимателям социально-экономического и правового характера.

По большинству параметров, применяемых для характеристики процессов, происходящих в агломерациях, Российская Федерация сопоставима с развитыми странами. В частности, по таким показателям как размер территории агломерации —  в среднем  25 000 квадратных километров, в ядрах агломерации муниципальных образований проживает более шестидесяти процентов ее жителей, также наблюдается относительно равномерное распределение агломераций в субъектах федерации, что позволяет говорить о формировании опорного каркаса расселения.

На данный момент полноценный механизм развития агломераций в нашей стране не выработан и в первую очередь это касается как отсутствия нормативно-правового регулирования, так и отсутствия единого подхода в этом вопросе научного сообщества. Все эти факторы приводят к снижению эффективности управления социально-экономическим развитием городских систем. Очевидно, что для решения данных проблем на первом этапе необходимо выработать единые методические подходы, на которые можно будет опираться при разработке законодательства по определению агломераций и их управления в рамках пространственного развития и территориального управления.

Проблемы развития агломераций муниципальных образований необходимо решать, совершенствовать теоретические и практические подходы, что в конечном итоге позволит органам государственной власти улучшить систему территориального размещения населения и создать новые полюса экономического роста и воспроизводства человеческого капитала.

В качестве объекта исследования выступают  агломерации муниципальных образований.

Предмет – формирование организационно-экономического механизма управления агломерациями.

Методы исследования. При исследовании применялись методы: аналитический, абстрактно-логический, системный анализ.

 

Результаты и их обсуждение

Вопрос территориального размещения населения является одним из основных в региональной экономике, а агломерации выступают основными опорными каркасами расселения. Зарубежные страны уже продолжительное количество времени используют различные методики выделения агломераций, при этом в большинстве стран это проводится на государственном уровне. В нашей стране этими вопросами занимались Лаппо Г.М. , Лейзерович Е.Е., Хорев Б.С. Недостаточность статистических данных, предоставляемых соответствующими государственными органами, не дает в полной мере произвести исследование процессов возникновения и развития агломераций.  Например, в Соединённых Штатах Америки, агломерации выделяются на основании сведений перемещения населения в трудовых целях в каждом графстве. Эти данные имеют открытых характер и размещаются на портале Бюро переписей за определенные периоды (размещаются, начиная с 1970 г. и актуализируются каждые последующие 10 лет). Привести подобные аналоги в нашей стране не представляется возможным. Таким образом, изучение агломерация в России не носит системного характера, и исследователи применяют различные неполные отрывочные данные обследований отдельных муниципальных образований и агломераций.

Серьезный научный шаг в решение данной проблематики сделал Лейзерович Е.Е., в 1988 г. была опубликована детальная сетка «экономических микрорайонов». Всего было выделено 423 единицы микрорайонов, в том числе был выделен тип №10 «Крупногородской», который формировался вокруг муниципальных образований. Данный тип можно рассматривать аналогом современного понятия агломерация [3].

Лейзерович Е.Е. было опубликовано дополненное издание в 2004 г., в котором была обновлена статистика по микрорайонам. В указанном издании был охарактеризован десятый тип следующим образом: «Экономические микрорайоны типа №10 имеются во всех без исключения экономических районах Российской Федерации, во всех ее основных пригородных зонах. Общая площадь экономических микрорайонов десятого типа – 1377 тысяч квадратных километров. Это лишь 8 процентов территории России. Но здесь проживало в 1990 г. около 83 миллионов человек, или 56 процентов всего населения страны. Средняя площадь экономических микрорайонов десятого типа, включающих в себя всю зону хозяйственного тяготения их центров – крупных и крупнейших муниципальных образований, составляет почти 23 тысячи квадратных километров. Это заметно больше, чем в микрорайонах всех других типов» [3].

Особенно важным представляется уточнение Лейзеровича Е.Е.  о городах в центре микрорайонов десятого типа: «Большинство из них формирует вокруг себя крупные городские агломерации» [3]. В 1990 г на территории менее 10 % проживало более 50 % населения, таким образом, сосредоточение населения в крупных городских системах имеет уже довольно длительную тенденцию

Если проводить параллели между сеткой административных районов Российской Федерации и выделяемые метрополитенские ареалы в Соединённых Штатах Америки, то можно сделать вывод, что в целом графства можно соотнести с административными районами нашей страны. Также можно назвать микрорайоны десятого типа городскими агломерациями. Необходимо отметить, что в методике Лейзеровича Е.Е. в сравнение с методикой, используемой в  США, существует определенная недоработка, она не сопоставляет экономические микрорайоны и существующее административно – территориальное деление России. Хотя стоит согласиться с тем, что чаще всего границы существующих экономических микрорайонов совпадают с административно – территориальным делением, так как большие города в подавляющем большинстве случаев расположены в центре административно – территориальных единиц. Можно привести один из примеров близкорасположенных муниципальных образований — это Абакан и Минусинск.

Используя данную методику, можно определить агломерации на основании районов (административно-территориальные единицы 2 уровня) с общей численностью населения не менее 900 000 в каждом. Суммарно в таких районах будет сосредоточено не менее 170 муниципальных образований (67 численностью населения более 100 000 человек) с общей численностью населения превышающей 60 млн. или более 1/3 всего населения нашей страны.

Подытоживая все вышесказанное можно прийти к выводу, что по большинству параметров, применяемых для характеристики процессов, происходящих в агломерациях, Российская Федерация сопоставима с развитыми странами. В частности, по таким показателям как размер территории агломерации —  в среднем  25 000 квадратных километров, в ядрах агломерации муниципальных образований проживает более шестидесяти процентов ее жителей, также наблюдается относительно равномерное распределение агломераций в субъектах федерации, что позволяет сформировать опорный каркас расселения.

В связи с постепенным увеличением агломераций, в том числе за счет улучшения транспортной доступности, их территории начинают соприкасаться и накладываться друг на друга. Возникает так называемая зона сцепления общая для нескольких агломераций, и появляются населенные пункты, которые входят одновременно в две, а иногда и более агломерации. Таким образом, появляется новое понятие в урбанистике как надагломерационные образования, который имеют в своей структуре сложный состав. Наиболее часто урбанистические образования надагломерационного характера встречаются в Европейской части Центральной России в силу высокой плотности населения. Например, границы Московской агломерации пересекаются и накладываются на границы Тульской, Тверской, Калужской и Рязанской агломераций. При сохранении тенденций надагломерационных процессов подобные предпосылки возникают в Сибири и на Урале.

Развитие агломерации муниципальных образований меняет коренным образом картину территориального размещения населения, оно становится более ареальным и сгруппированным вокруг крупнейших муниципальных образований страны. Причем это касается не только городских поселений, но и сельских. В результате этого процесса меняется экономический уклад городских и сельских жителей, при этом часто происходит рост численности последних в агломерациях, несмотря на то, что численность сельского населения в целом снижается.

При увеличении численности крупных муниципальных образований и достижении критического значения возникает острая потребность в ресурсах. К таким ресурсам в первую очередь относятся трудовые ресурсы, но также сюда можно отнести территориальную потребность, водоснабжение, инфраструктуру, места под складирование, переработку и захоронение твердых бытовых отходов. Как показывает практика, к этому моменту в границах города данные запасы ресурсов близки к исчерпанию, поэтому возникает необходимость рассмотрения планов развития муниципальных образований в границах, которые превышают его фактические административно-территориальные. На данный момент законодательного регулирования этот процесс не имеет и муниципальные образования решать вопросы местного значения могут только в административных границах. В этом случае существует 2 варианта решения данной проблемы: 1. Строительство объектов на границе муниципальных образований; 2. Строительство объектов за границами города. При первом варианте есть экологические и транспортные риски (автомобильные пробки), при втором варианте, необходимость заключать межмуниципальные соглашения либо создавать межмуниципальные предприятия, что имеет недостаточно регламентированную нормативно-правовую базу. Таким образом, возникают агломерации, которые являются различными спутниками производственного профиля.

По существующим градостроительным нормативам радиус пригородной территории (зоны) муниципальных образований составляет в среднем (в расчет были взяты города центральной европейской части России): при численности более 1 млн. человек 35-40 километров, от 0,5 до 1 млн. человек – 25–30 километров; от 100 000 до 500 000 человек  –  20–25 км. [2].

При формировании и развитии агломераций эволюционным путем, стихийно, без формирования соответствующих планов социально-экономического развития, вместе с очевидными преимуществами такими как эффект экономии пространства (в том числе снижение логистических издержек), синергетический (агломерационный) эффект, развитая социальная инфраструктура и сфера услуг и торговли), возникают негативные моменты такие как повышение экологической и антропогенной нагрузки, внутренняя миграция населения в ядро агломерации, в том числе суточная (поездки на работу), что как результат приводит к транспортный проблемам (пробкам).

В связи с вышесказанным, необходимо процессы развития агломераций регламентировать и проводить глубокие научные исследования по данной тематике. Так как устранение последствий стихийного формирования агломераций может иметь колоссальный финансовый объем, в том числе на решение транспортных и экологических проблем.

Можно выделить следующие основные принципы, которые отражают сущность агломерации:

  • компактное расположение городских и сельских населенных пунктов на определённой территории;
  • наличие единых логистических транспортных узлов, которые позволяют передвигаться населению в рамках населенных пунктов агломерации, а также осуществлять перемещение товаров и грузов в ограниченный временной период. Особенно важным является пропускная способность и скорость перемещения в транспортных коридорах;
  • доступность и удобство использования социальных объектов, организаций торговли  и бытового обслуживания, расположенных в границах агломерации;
  • высокая степень концентрации производства и человеческого капитала, особенно вдоль транспортных коридоров;
  • наличие большого количества кооперационных связей между организациями и предприятиями на территории агломерации;
  • наличие большого количества маятниковых миграций между населенными пунктами, входящими в агломерацию. Ежедневные или еженедельные маятниковые миграции могут носить различный характер и иметь трудовые, деловые, культурно — бытовые или рекреационные цели;
  • наличие значительного количества связей и коммуникаций политического, хозяйственного, административного и организационного значения, что характеризуется общими для нескольких поселений административными и деловыми центрами и учреждениями;
  • высокой степени функциональная взаимодополняемость поселений, которые входят в агломерацию. То есть каждый населенный пункт имеет определенную функциональную специализацию, которая имеет высокую степень зависимости от функциональных специализаций других поселений входящих в агломерацию.
  • наличие единых рынков недвижимости, товаров, работ, услуг, земли и труда;
  • административно-правовая самостоятельность поселений, которые входят в агломерацию;
  • многокомпонентный характер взаимоотношений поселений в рамках агломерационных связей, в том числе объединение (сращивание) их территорий в сложные многофакторные системы;
  • высокая степень адаптации к изменяющимся экономическим и социальным условиям;

Для одноядерных агломераций можно добавить такие принципы:

  • наличие центрального особенно крупного города, который имеет достаточно плотные коммуникации с окружающими его территориями (миграционные, товарные, рекреационные связи) и часто имеет особый административный статус (в виде административного центра субъекта Российской Федерации).
  • наличие территориально — отраслевых процессов, которые заключаются с одной стороны в развитии периферийной территории (вне границ города), строительство муниципальных образований спутников, вынос промышленного производства, строительство полигонов твердых бытовых отходов, мусороперерабатывающих заводов, создание транспортной и коммунальной инфраструктуры, а с другой стороны действий внешних субъектов (организаций, корпораций, органов государственной власти) в расположении на территории города своих офисов и других объектов.

Выявленные принципы развития агломераций определяют ее как многофакторный, разно отраслевой центр национального значения и наличием большого числа инновационных отраслей. Таким образом, агломерации муниципальных образований являются ключевой подсистемой системы территориального размещения населения и подсистемой производственного размещения.

Агломерации на данный момент играют ключевую роль в социально-экономическом развитии территорий, образуя инновационные процессы в больших территориальных системах.  В связи с этим становится очевидным высокий интерес органов государственной власти и органов местного самоуправления к проблеме развития агломераций и в поиске новых решений повышения качества жизни населения. В нашей стране, учитывая колоссальные размеры территории и значительную удаленность населенных пунктов друг от друга, наблюдается высокая неравномерность в размещении предприятий, населения, обеспеченности транспортной и социальной инфраструктурой, значительной разницей в уровне жизни. Данные факторы определяют высочайшую актуальность проведения исследований агломераций и процессов в них, особенно с точки зрения территориального размещения населения.

Стратегии и концепции развития агломераций уже давно разрабатываются в зарубежных странах и в целом показали свою высокую эффективность с точки зрения наиболее рациональной формы территориальной организации населения, которая позволяет создавать точки роста для инновационных социально – экономических и территориальных систем, расположенных в относительной близости и имеющие общую инженерную инфраструктуру.

Органами федеральной государственной власти агломерациям уделяется значительное внимание. В указе Президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», а также в Стратегии пространственного развития страны агломерации определяются как полюса экономического роста и воспроизводства человеческого капитала [7]. Агломерации муниципальных образований являются приоритетным вектором развития федеральных и региональных органов власти, а также механизмом совершенствования существующей системы местного самоуправления, так как именно они аккумулируют инновации, финансовые ресурсы и человеческий капитал и определяют темпы экономического роста развитых стран.

На данный момент полноценный механизм развития агломераций в нашей стране не выработан и в первую очередь это касается как отсутствия нормативно-правового регулирования, так и отсутствия единого подхода в этом вопросе научного сообщества. Все эти факторы приводят к снижению эффективности управления социально-экономическим развитием городских систем. Очевидно, что для решения данных проблем на первом этапе необходимо выработать единые методические подходы, на которые можно будет опираться при разработке законодательства по определению агломераций и их управления в рамках пространственного развития и территориального управления.

В настоящее время разработан проект федерального закона «О городских агломерациях»[6].  Он должен установить организационные и правовые условия, как формирования, так и функционирования городских агломераций, в том числе по каким критериям, в каком порядке определять территории как городские агломерации. Определены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении агломераций, требования к механизмам управления и государственной поддержки развития агломераций.

Цель проекта заключается в законодательном определении условий функционирования городских агломераций, порядок межмуниципального сотрудничества, входящих муниципальных образований. Также приводится определение городской агломерации, которое в целом соответствует трактовкам в научной литературе и акцентирует внимание на обязательном наличии устойчивых связей: хозяйственных, экономических и социальных. Приведены критерии отнесения территорий к городским агломерациям, наличие всех является обязательным. Большинство критериев является общепризнанными, например такие, как наличие административного центра (городской округ, город федерального значения); средняя плотность населения (плотность населения периферийной части агломерации должна быть выше средней по субъекту). Интересным является третий критерий, который вносит новшество в определении границ агломерации муниципальных образований и звучит как транспортная доступность до административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех муниципальных образований и населенных пунктов [6].  Рабочий день в Российской Федерации составляет 8 часов, скорость транспортных потоков (разрешенная максимальная скорость) на федеральных трассах в среднем составляет порядка  90 км/ч. Таким образом, потенциальный радиус агломераций может достигать 360 километров, а с учетом наличия высокоскоростных магистралей (разрешенная скорость до 130 км/ч), например Кемерово – Ленинск-Кузнецкий, этот радиус еще увеличивается.

В случае принятия данного федерального закона можно говорить о том, что вся территория Кемеровской области может потенциально входить в городские агломерации: либо Кемеровскую, либо Новокузнецкую. При этом между этими агломерациями будет значительное «наслоение территорий», что в целом позволяет говорить о существовании 2-х ядерной агломерации. В случае если рассматривать Новосибирск как ядро потенциальной агломерации, то в состав могут войти такие города как Кемерово, Томск, Барнаул, Новокузнецк (с учетом скоростных магистралей Кемерово — Новокузнецк). В науке такой форме дано определение конурбация, что в проекте нормативно-правового акта не находит отражения. Определение таких крупнейших агломераций (конурбаций) как Сибирская (с центральным ядром в Новосибирске и ядрами в городах Барнаул, Кемерово, Новокузнецк и Томск) должны стать современным каркасом расселения России.

В случае применения третьего критерия проекта федерального закона, особенно в Европейской части России, территории потенциальных агломераций могут охватывать несколько субъектов Российской Федерации, что будет затруднять трактовку второго критерия: плотность населения периферийной части агломерации должна быть выше средней плотности населения по соответствующему субъекту. Таким образом, данный критерий ограничивает формирование агломераций существующими границами регионов, что требует его изменения, либо разработки механизма изменения существующих границ субъектов.

Предполагается следующее распределение полномочий между уровнями власти в сфере развития агломераций [6]:

Полномочия федерального уровня государственной власти: определение основных направлений, стратегических целей и задач; оказания государственной поддержки; полномочия по ведению перечня агломераций; методическое обеспечение разработки и реализации комплексных планов социально-экономического развития агломераций и др. полномочия.

Полномочия регионального уровня государственной власти: координация деятельности региональных и муниципальных органов власти; подготовка предложений по определению целей и задач в данной сфере; осуществление государственной поддержки; оказание правового, информационного и информационного сопровождения; содействие в  развитии межмуниципального сотрудничества; согласование проектов комплексных планов развития городских агломераций и др. полномочия.

Полномочия органов местного самоуправления: участие в совместном решении вопросов местного значения; подготовка проектов межмуниципальных соглашений; создание межмуниципальных компаний и управлении их деятельностью; участие в формировании межмуниципальных координационных советов и др. полномочия.

Перечень агломераций утверждает Правительство Российской Федерации, инициатива об отнесении территорий к городским агломерациям может быть выдвинута федеральными органами государственной власти, высшими должностными лицами субъекта и представителями органами муниципальных образований. Общей координацией развития занимается Комиссия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам функционирования агломераций под председательство высшего должностного лица. Она является консультативным и совещательным органом. В состав комиссии входят представители законодательного, исполнительного органа государственной власти субъекта, главы муниципальных образований, могут по согласования также входить руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Законопроектом [6] предусмотрен следующий механизм нормативного оформления агломераций:

  1. Заключение межмуниципального соглашения о совместном решении вопросов местного значения между муниципальными образованиями в составе городской агломерации.
  2. Принятие решения представительным органом всех муниципальных образований о формировании межмуниципального координационного совета.
  3. Обоснование экономической эффективности формирования городской агломерации, перечень ключевых целей, задач и проектов развития городской агломерации.

Такая форма образования агломераций называется договорная. Основная суть данной формы – это заключение межмуниципального соглашения, которое является ключевым документом по организации межмуниципального сотрудничества в целях развития и укрепления агломерационных связей и формирование межмуниципального координационного совета по вопросам развития городской агломерации.

Координационный совет является ключевым органом управления городской агломерацией и формируется в целях координации муниципальных образований по совместному решению вопросов местного значения на территории городской агломерации. В совет входят высшие должностные лица и депутаты муниципальных образований, по согласованию также могут включаться руководители организаций и учреждений (как коммерческих, так и некоммерческих). Члены совета назначаются в равной степени от каждого муниципального образования вне зависимости от численности населения. Председатель совета – глава административного центра городской агломерации, может создаваться аппарат координационного совета. Совет будет иметь следующие полномочия: определение целей, задач и мероприятий по стимулированию социально-экономического развития; утверждение комплексного плана; рассмотрение и утверждение ежегодного отчета о развитии агломерации; предложения по кандидатурам в состав совета; утверждение планов, отчетов о деятельности межмуниципальных компаний [6].

С целью системного развития агломераций предполагается разработка комплексного плана на 10 летний период. Его разрабатывает рабочая группа (срок 50 дней), которая состоит их представителей исполнительных органов власти муниципальных образований, либо (при его наличии) аппарат координационного совета. В том числе осуществляется сбор предложений по составу и содержанию от всех заинтересованных лиц. Комплексный план должен содержать: оценку текущего состояния социально-экономического развития муниципальных образований; проблемы развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры; цели и задачи развития агломерации по сферам: коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, здравоохранения, благоустройства, экологии и переработки ТБО, образование, промышленности, потребительского рынка, иных сферах; основные индикаторы достижения цели и задач; комплекс мероприятий, сгруппированным по задачам; объекты капстроительства в рамках программы; оценку социально-экономической эффективности.

Важнейшим вопросом развития агломераций является их государственная поддержка. Проектом федерального закона предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджета субъектов РФ. Бюджетное финансирование предполагается на следующие мероприятия: развитие транспортной, производственной коммунальной и социальной инфраструктуры; поддержка занятости населения; привлечение высококвалифицированной рабочей силы; развитие малого и среднего предпринимательства; вопросы экологии и защиты окружающей среды; иные мероприятия [6].

С точки зрения организационно-экономического механизма функционирования агломерации предполагается создание межмуниципальных компаний. Такие организации должны решать общие для всех муниципальных образований вопросы местного значения, такие как: транспортное сообщение; строительство дорог, аэропортов, вокзалов; строительство полигонов и заводов по переработке твердых бытовых отходов, водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение и другие. Функционирование таких компаний требует значительной переработки Гражданского кодекса, в том числе и возможности закрепления муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за данными предприятиями [1].

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что муниципальные образования получат реальный механизм объединения ресурсов с целью реализации финансово затратных межмуниципальных проектов (например, строительство заводов по переработке ТБО), развития общей инфраструктуры (автомобильные дороги, аэропорты), создания международного уровня объектов социально-бытового, культурного и  образовательного назначения (например, культурный кластер в Кузбассе, Президентское кадетское училище и др.). Что в конечном итоге должно привести к повышению качества жизни населения в агломерациях, росту инвестиционной активности и как следствие уменьшения оттока населения с данных территорий, а в перспективе в рамках проведения маркетинга территории будут созданы предпосылки для привлечения высококвалифицированных кадров на территорию агломерации (в частности, Новосибирской конурбации).

На взгляд автора исследования, целесообразней в законодательстве перейти от термина городские агломерации к термину агломерации муниципальных образований, что более полно и четко отражает суть явления.

В целом делая вывод по проекту федерального закона по городским агломерациям стоит сказать, что, это важный шаг на пути нормативного регулирования развития городских агломераций как важнейшей составляющей территориального размещения населения. Но предстоит еще разработать большое количество нормативно – правовых актов в таких сферах как:

  • экологическая политика;
  • совместные схемы территориального планирования;
  • создание единых объектов коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, полигоны ТБО, места захоронения и др.);
  • эксплуатация совместной инфраструктуры (транспортная и дорожная); организация пассажирских перевозок;
  • совместное использование социальных объектов (детские сады, школы, больницы, учреждения культуры и досуга).

Проблемы развития агломераций муниципальных образований необходимо решать, совершенствовать теоретические и практические подходы, что в конечном итоге позволит органам государственной власти улучшить систему территориального размещения населения и создать новые полюса экономического роста и воспроизводства человеческого капитала.

 

Заключение

В целом делая вывод можно сказать, что важным шагом на пути нормативного регулирования развития агломераций как важнейшей составляющей территориального размещения населения, должно стать принятие соответствующего федерального закона. Дополнительно предстоит еще разработать большое количество нормативно – правовых актов в таких сферах как:

  • экологическая политика;
  • совместные схемы территориального планирования;
  • создание единых объектов коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, полигоны ТБО, места захоронения и др.);
  • эксплуатация совместной инфраструктуры (транспортная и дорожная); организация пассажирских перевозок;
  • совместное использование социальных объектов (детские сады, школы, больницы, учреждения культуры и досуга).

Проблемы развития агломераций муниципальных образований необходимо решать, совершенствовать теоретические и практические подходы, что в конечном итоге позволит органам государственной власти улучшить систему территориального размещения населения и создать новые полюса экономического роста и воспроизводства человеческого капитала.

 

 

Библиографический список

  1. Агибалов, Ю. Проблемы реформирования местного самоуправления в России / Ю. Агибалов // Федерализм. 2007. – №3. С. 111–122
  2. Лаппо, Г.М. География муниципальных образований: Учеб. пособие для геогр. ф-тов вузов / Г.М. Лаппо – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  3. Лейзерович, Е.Е. Экономические микрорайоны России (сетка и типология) / Е.Е. Лейзерович – М.:Трилобит, 2004
  4. Меркурьев, В. В. Организационный механизм управления агломерацией муниципальных образований (на примере городского округа Кемерово и Кемеровского муниципального района) / В. В. Меркурьев // В мире научных открытий. – 2012. – № 10-1(34). – С. 80-101.
  5. Меркурьев, В. В. Развитие агломераций муниципальных образований в регионе : специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)» : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Меркурьев Владимир Владимирович. – Кемерово, 2014. – 177 с.
  6. Проект Федерального закона «О городских агломерациях» (подготовлен Минэкономразвития России, ID проекта 01/05/09-20/00107906) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 04.09.2020)[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/189686-7
  7. Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 16.01.2017 No13 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420389221
  8. Робец, Д.С. Развитие агломерационных систем индустриально-аграрного типа на основе механизма муниципально – частного партнерства (на материалах Барнаульской агломерации): специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Робец Дарья Сергеевна. – Барнаул, 2020. – 182 с.
  9. Kosinskiy, P. D. Estimation of Gross Regional Product Losses Due to the Influence of Environmental Factors (in the Context of an Industrial Region) / P. D. Kosinskiy, V. V. Merkuryev, A. V. Medvedev // Coal in the 21st Century: Mining, Processing and Safety, Kemerovo, Russia, 10–12 октября 2016 года. – Kemerovo, Russia: ATLANTIS PRESS, 2016. – P. 366-371.

 

Bibliographic list

  1. Agibalov, Yu. Problems of reforming local government in Russia [Problemy reformirovaniya mestnogo samoupravleniya v Rossii]/ Yu. Agibalov // Federalism. 2007. — No. 3. pp. 111–122
  2. Lappo, G.M. Geography of municipalities: Proc. allowance for geogr. faculty of universities [Geografiya munitsipal’nykh obrazovaniy: Ucheb. posobiye dlya geogr. f-tov vuzov]/ G.M. Lappo — M .: Humanitarian ed. center VLADOS, 1997.
  3. Leizerovich, E.E. Economic microdistricts of Russia (grid and typology) [Ekonomicheskiye mikrorayony Rossii (setka i tipologiya)]/ E.E. Leizerovich — M.: Trilobite, 2004
  4. Merkuriev, V. V. Organizational mechanism for managing the agglomeration of municipalities (on the example of the urban district of Kemerovo and the Kemerovo municipal district) [Organizatsionnyy mekhanizm upravleniya aglomeratsiyey munitsipal’nykh obrazovaniy (na primere gorodskogo okruga Kemerovo i Kemerovskogo munitsipal’nogo rayona)]/ V. V. Merkuriev // In the world of scientific discoveries. — 2012. — No. 10-1(34). — S. 80-101.
  5. Merkuriev, V.V. Development of agglomerations of municipalities in the region [Razvitiye aglomeratsiy munitsipal’nykh obrazovaniy v regione]: specialty 08.00.05 «Economics and management of the national economy (by sectors and areas of activity, including: economics, organization and management of enterprises, industries, complexes; management innovations; regional economics; logistics; labor economics; population economics and demography; environmental economics; economics of entrepreneurship; marketing; management; pricing; economic security; standardization and product quality management; land management; recreation and tourism)» : dissertation for the degree of candidate Economic Sciences / Merkuriev Vladimir Vladimirovich. — Kemerovo, 2014. — 177 p.
  6. Draft Federal Law «On urban agglomerations» [O gorodskikh aglomeratsiyakh] (prepared by the Ministry of Economic Development of Russia, project ID 01/05/09-20/00107906) (not included in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, text as of 09/04/2020) [Electronic resource]. Access mode: https://sozd.duma.gov.ru/bill/189686-7
  7. On the approval of the Fundamentals of the State Policy of Regional Development of the Russian Federation for the period up to 2025 [Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy politiki regional’nogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda]: Decree of the President of the Russian Federation of 16.01.2017 No13 [Electronic resource]. — Access mode: http://docs.cntd.ru/document/420389221
  8. Robets, D.S. Development of agglomeration systems of industrial-agrarian type based on the mechanism of municipal-private partnership (based on the materials of the Barnaul agglomeration) [Razvitiye aglomeratsionnykh sistem industrial’no-agrarnogo tipa na osnove mekhanizma munitsipal’no – chastnogo partnerstva (na materialakh Barnaul’skoy aglomeratsii)]: specialty 08.00.05 «Economics and management of the national economy: dissertation for the degree of candidate of economic sciences / Daria Sergeevna Robets. — Barnaul, 2020. – 182 p.
  9. Kosinskiy, PD Estimation of Gross Regional Product Losses Due to the Influence of Environmental Factors (in the Context of an Industrial Region) / PD Kosinskiy, VV Merkuryev, AV Medvedev // Coal in the 21st Century: Mining, Processing and Safety, Kemerovo, Russia, October 10–12, 2016. — Kemerovo, Russia: ATLANTIS PRESS, 2016. — P. 366-371.

Еще в рубриках

Экономика народонаселения и экономика труда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *