Главная страница » Публикации » №4 (68) » Условия ведения инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации

Условия ведения инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации

Conditions for conducting investment activities in the constituent entities of the Russian Federation


Авторы

Панягина Ася Евгеньевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, туризма и массовых коммуникаций
Россия, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Муромский институт
a_panyagina@mail.ru

Аннотация

В статье даны результаты оценки условий инвестирования, существующих в экономике страны и ее отдельных регионов. Поскольку условия осуществления вложений имеют ключевое значение для привлечения инвесторов, такая оценка актуальна и может представлять как научный, так и практический интерес.

Ключевые слова

условия инвестирования, инвестиционная деятельность, субъекты Российской Федерации, рейтинг регионов, Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, инвестиционный климат.

Рекомендуемая ссылка

Панягина Ася Евгеньевна

Условия ведения инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (68). Номер статьи: 6830. Дата публикации: 26.12.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6830/

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-468-30

Authors

Panyagina Asya Evgenevna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Tourism and Mass Communications
Russia, Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs, Murom Institute
a_panyagina@mail.ru

Abstract

The article presents the results of assessing the investment conditions existing in the economy of the country and its individual regions. Since the conditions for making investments are of key importance for attracting investors, such an assessment is relevant and can be of both scientific and practical interest.

Keywords

conditions for investment, investment activities, constituent entities of the Russian Federation, rating of regions, National rating of the state of the investment climate in constituent entities of the Russian Federation, investment climate.

Suggested Citation

Panyagina Asya Evgenevna

Conditions for conducting investment activities in the constituent entities of the Russian Federation// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (68). Art. #6830. Date issued: 26.12.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6830/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-468-30

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Инвестиционная деятельность может рассматриваться как процесс обеспечения воспроизводства капитала, охватывающий три стадии. На первой стадии имеются заданные условия, предпосылки и факторы, определяющие стимулы к инвестированию. На второй реализуется инвестиционная активность, опосредующая существующие условия инвестирования и формирующая его результаты. На третьей реализуются инвестиционные возможности, формируется эффект вложений, в той или иной мере отвечающий ожиданиям участников инвестиционного процесса. В зависимости от характера связей между стадиями инвестиционной деятельности определяется её режим – суженное, простое или расширенное воспроизводство.

Поскольку существующие на первой стадии условия инвестирования имеют ключевое значение для привлечения инвесторов в региональную экономику, оценка этих условий актуальна и может представлять как научный, так и практический интерес. Результаты такой оценки для России в целом и двух её регионов, Владимирской и Нижегородской областей, входящих в сферу исследований автора, представлены в данной статье.

 

Основная часть

На стадии создания условий инвестирования активен институциональный фактор, воздействие которого позволяет улучшить существующие условия быстро и кардинально. Целям оценки воздействия этого фактора отвечает проект Всемирного банка «Doing Business», в рамках которого World Bank выносит оценку нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, и обеспечение их соблюдения в 190 странах по выборке из 41 показателя по ключевым направлениям: регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, разрешение неплатежеспособности.

Показатель благоприятности условий ведения бизнеса оценивает абсолютный уровень эффективности страны в регулировании условий ведения бизнеса и отражает разницу между показателем каждой страны и передовой практикой по каждому из индикаторов среди всех стран. Данный показатель измеряется по шкале от 0 до 100, где 0 – это наихудший результат, а 100 – наилучший. Рейтинг составляется по значению показателя благоприятности условий ведения бизнеса, соответственно, с 1 до 190 места.

На первых местах рейтинга традиционно находятся Новая Зеландия и Сингапур. До 2009 года третье место в рейтинге принадлежало США, затем позиции этой страны в рейтинге несколько ухудшились и в последние годы США находятся на шестом-восьмом месте. В пятерку лидеров рейтинга входят также Гонконг, Дания и Республика Корея.

На начальных этапах мониторинга Россия показывала низкие результаты. Самым низким её рейтинг был в 2011 году – 123 место из 183 стран, затем положение улучшилось. Немалую роль в этом сыграла планомерная работа по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности в России. В 2012 году Правительству РФ поручено реализовать меры, направленные, в том числе, на повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й в 2015 году и до 20-й в 2018 году. [3] Системная работа по улучшению инвестиционного климата в России и в её отдельных регионах проведена Агентством стратегических инициатив по реализации новых проектов. [2]

Несмотря на то, что установленных целевых показателей наша страна не достигла, к 2020 году Россия занимает неплохую позицию, находясь на 28 месте, показатель благоприятности условий ведения бизнеса в этом году составляет 78,20. Для сравнения – показатель Новой Зеландии, лидера рейтинга, равен в 2020 году 86,8, показатели Сингапура 86,2, Гонконга и Дании – 85,3, Республики Корея – 84.

 

Таблица 1 – Динамика рейтинговых позиций России по направлениям проекта DB [1]

Направления рейтинга DB 2020 Рейтинг Показатель благоприятности условий ведения бизнеса Изменение в значении Показателя (%)
DB 2020 DB 2019
Всего 28 78.2 77.4 ↑ 0.8
Регистрация предприятий 40 93.1 93.0 ↑ 0.1
Получение разрешений на строительство 26 78.9 78.4 ↑ 0.5
Подключение к системе электроснабжения 7 97.5 94.0 ↑3.5
Регистрация собственности 12 88.6 88.6 ..
Получение кредитов 25 80.0 80.0 ..
Защита миноритарных инвесторов 72 60.0 58.0 ↑2
Налогообложение 58 80.5 79.6 ↑0.9
Международная торговля 99 71.8 71.8 ..
Обеспечение исполнения контрактов 21 72.2 72.2 ..
Разрешение неплатежеспособности 57 59.1 58.4 ↑0.7

 

Значение показателя благоприятности ведения бизнеса, равное 78,2, означает, что условия осуществления предпринимательской деятельности и, соответственно, инвестирования в России, уступают лучшим примерам мировой практики примерно на 22%.

В разрезе отдельных аспектов деловой активности наша страна отстает от лучших мировых практик наиболее заметно (примерно на 40%) по направлениям «разрешение неплатежеспособности» и «защита миноритарных инвесторов». Отставание также наблюдается по направлениям «международная торговля» и «налогообложение». В рамках направления «международная торговля» низкие оценки получены по показателям времени и стоимости оформления документов по экспорту и импорту и времени прохождения процедур пограничного и таможенного контроля. В частности, по стоимости оформления документов по импорту Россия находится на 153 месте среди других стран, а по «международной торговле» в целом – на 99 месте. В сфере защиты миноритарных инвесторов проблемным фактором служит, прежде всего, низкий уровень ответственности директоров, кроме того, отмечается отставание по уровню развития систем управления, что в итоге и определило 72-е место нашей страны по данному направлению (https://russian.doingbusiness.org/ru/custom-query). Факторами, ухудшающими рейтинг России по направлению «налогообложение» выступают более сложные и длительные в сравнении со странами-лидерами процедуры после подачи отчетности и уплаты налогов (в отношении НДС и налога на прибыль, по их возврату, корректировке, аудиту), а также более высокая общая ставка и ставка «зарплатных» налогов и сборов.

В отношении процедур банкротства наихудшим параметром для нашей страны является низкий коэффициент возврата средств – 43 цента/доллар, в то время как в Республике Корея этот коэффициент составляет 84,3, в Дании – 88,5. Обращает на себя внимание и то, что конечным исходом процедур банкротства в России является, как правило, ликвидация предприятия, продажа активов по частям, тогда как в странах-лидерах рейтинга предприятие чаще всего продолжает функционировать.

Таким образом, проблемными факторами, ухудшающими условия ведения предпринимательской деятельности в целом, и инвестиционной деятельности, как её составляющей, в России служат: бюрократизация, лавинообразный документооборот и избыточный контроль хозяйственных операций, тяжесть налогового бремени, отсутствие эффективных систем управления и слабая защита интересов инвесторов, что обусловливает и высокий инвестиционный риск.

Российским аналогом рейтинга «Ведение бизнеса» является «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ). [2]

Для решения задач по улучшению условий предпринимательской деятельности, поставленных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 596, в 2012 году Агентством разработан и в 2012-2013 гг. внедрен Региональный инвестиционный стандарт, нацеленный на создание благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах. В 2014 году АСИ представлен проект оценки инвестиционного климата в регионах России. Пилотный рейтинг включал 21 регион России, в число которых вошла и Владимирская область. В 2015 году обнародован полномасштабный рейтинг 76 субъектов Федерации. С 2016 года рейтинг охватывает все субъекты РФ, а к 2019-20 гг. сформировался стабильный состав лидеров рейтинга.

Рейтинг рассчитывается по 42 показателям по 4 направлениям.

А. Регуляторная среда – направление, включающее показатели, оценивающие эффективность оказания государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами.

Б. Институты для бизнеса – наличие и качество инструментов защиты и улучшения инвестиционной среды, направление охватывает показатели работы и динамики развития институтов и механизмов для бизнеса.

В. Инфраструктура и ресурсы – показатели работы и уровня развития инфраструктуры, а также доступности ресурсов для ведения бизнеса и инвестиционной деятельности: оценка мер государственной поддержки и наличие финансирования, наличие автомобильных дорог, телекоммуникационной инфраструктуры, инвестиционной инфраструктуры, наличие, квалификация и достаточность необходимых трудовых ресурсов.

Г. Поддержка малого предпринимательства – уровень развития  малого предпринимательства и эффективность его поддержки.

Лидерами пилотного проекта стали Калужская, Ульяновская области, Красноярский край, Республика Татарстан и Костромская область. К регионам с комфортными условиями ведения бизнеса отнесены Тульская, Томская области, Краснодарский и Алтайский край.

В 2015 году в полномасштабном рейтинге 76 субъектов в группу регионов-лидеров вошли Республика Татарстан, Калужская, Белгородская, Тамбовская и Ульяновская области. Регионы с комфортными условиями для бизнеса: Костромская область, Краснодарский край, Ростовская область, Чувашская республика, Тульская область, Пензенская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Москва, Воронежская область, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Чеченская республика, Владимирская, Курская, Ленинградская, Кемеровская, Московская, Томская области, Республика Мордовия, Кировская область, Санкт-Петербург, Орловская область, Челябинская область и Республика Марий Эл.

В 2017 году улучшает свое положение 51 регион и в 2018 году – 78 регионов, что оценивается как тотальное улучшение инвестиционного климата в России (https://deloros.ru/asi-i-biznes-obedineniya-predstavili-na-pmef-rezultaty-nacrejtinga-investklimata-v-regionah.html). Результатом совместной работы руководства территорий и АСИ стала стабилизация состава основных категорий рейтинга в 2019-2020 годах, а именно – ТОП-10 и ТОП-20. Наконец, к 2021 году первую пятерку рейтинга составляют Москва, Республика Татарстан, Тюменская и Тульская области и Республика Башкортостан. За ними следуют: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и Нижегородская область (6 позиция), Московская, Новгородская области и Краснодарский край (7 позиция), Самарская, Сахалинская и Ярославская области, Санкт-Петербург и Калужская область (8), Челябинская область (9), Тамбовская, Ленинградская, Белгородская области и Республика Саха (10), Республика Крым, Калининградская область, Липецкая область, Республика Адыгея (11), Смоленская область, Камчатский край, Магаданская, Ростовская, Кемеровская, Астраханская, Ульяновская области, Республики Карелия и Калмыкия (12).

Позитивная динамика является результатом планомерного сотрудничества АСИ и регионов по выявлению и внедрению лучших практик, разработке и реализации целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса, и имеет своим прямым следствием общее улучшение инвестиционного климата в России и рост её позиций в международном проекте «Doing Business». Обзор лучших практик, формируемый Агентством, позволяет видеть, что наибольшие успехи по улучшению инвестиционного климата достигнуты по направлениям Б. «Институты для бизнеса» и А. «Регуляторная среда». В первую очередь это произошло за счет улучшения показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти, таких как подключение к электросетям, получение разрешений на строительство, регистрация прав собственности, качество интернет-порталов. В то же время ухудшаются показатели направления В. «Инфраструктура и ресурсы», связанные с бюджетными льготами и субсидиями, состоянием трудовых ресурсов и качеством телекоммуникационных услуг. Есть проблемы и в части показателей направления Г. «Поддержка малого предпринимательства», а именно, с доступностью объектов недвижимости и занятостью в малом бизнесе. «Так, по фактору В4 «Качество и доступность трудовых ресурсов» динамика по Российской Федерации составила -0,8 балла, по фактору В1 «Качество и доступность инфраструктуры» – -0,1 балла, а по фактору Г1 «Уровень развития МСП» – -1,5 балла». [4]

Таким образом, изучение результатов работы по улучшению инвестиционного климата и лучших управленческих практик в России показывает, что положительная динамика условий инвестирования связана в первую очередь с улучшением регуляторной среды, заметной де-бюрократизацией ряда процедур, упрощением документооборота, что было достигнуто во многом благодаря активному внедрению цифровых технологий и автоматизации процессов управления экономикой. Функционирование организационных и особенно финансовых механизмов поддержки бизнеса пока не демонстрирует принципиального улучшения.

Следует заметить, что методология составления рейтинга предусматривает большую долю субъективных оценок с ежегодным утверждением списка региональных респондентов, что, очевидно, оказывает сильное влияние на его результат. Также необходимо отметить, что с течением времени заметно снизилась прозрачность рейтинга. Если в пилотном проекте и 2015-2016 гг. можно было легко проследить не только полный рейтинг в разрезе основных категорий, но и результаты регионов по отдельным направлениям и показателям, то в последующие годы в свободном доступе находится только список ТОП-20, без разделения на четкие категории и без конкретизации результатов. Конкретные примеры лучших практик можно изучить по итогам 2014, 2017, 2018 годов. В этом смысле международный рейтинг «Ведение бизнеса» выгодно отличается от национального российского.

Так как в исследовании автора статьи уделяется особое внимание состоянию инвестиционного климата во Владимирской и Нижегородской областях, каждая из которых является ярким представителем классификационной группы в типологии регионов РФ [6], рассмотрим их результаты подробнее.

Владимирская область в первые годы составления рейтинга показала неплохую динамику.  Так, по итогам пилотного проекта она оказались на 10 месте из 21, рейтинговая категория – III. По направлениям А «Регуляторная среда» и Г «Эффективность поддержки малого и среднего предпринимательства» присвоен рейтинг D, по направлениям Б «Институциональная среда» и В «Доступность ресурсов и качество инфраструктуры для бизнеса» – рейтинг С. В это время в области уже активно внедрялся Региональный инвестиционный стандарт, разработан ряд программных документов, предприняты серьезные усилия по улучшению условий ведения бизнеса, формированию контента инвестиционного портала. В результате в полномасштабном рейтинге 2015 года Владимирская область занимает 18 позицию из 76 и достигает категории II «Регионы с комфортными условиями для бизнеса». По направлениям А, Б, В, Г  присвоен рейтинг соответственно В, В, С, C. Опыт Владимирской области в улучшении качества предоставления государственных услуг раскрыт в обзоре лучших управленческих практик, составленном АСИ. [4] Значительное улучшение произошло по тем факторам, которые воздействуют в равной степени на интересы как крупного, так и малого бизнеса, отечественных и иностранных инвесторов – эффективности процедур на выдачу разрешений и регистрации юридически значимых действий (событий, состояний), связанных с ведением инвестиционной деятельности. Показатели, характеризующие меры адресной поддержки, в частности, малого бизнеса, повысились менее заметно. В 2016 году результат еще более впечатляющий – 8 место, и до 2017 года Владимирская область находится в двадцатке лучших территорий по состоянию инвестиционного климата в стране.

Однако позднее ситуация в области и её положение в рейтинговой таблице ухудшились. В 2018 году Владимирская область покидает двадцатку лидеров, более того, по итогам 2018 года область названа «в числе территорий, где власти мешают развитию бизнеса» (https://zebra-tv.ru/novosti/biznes/investitsionnoe-okhlazhdenie/) и в последующие годы не входит в ТОП-20. Так, в 2019 году она находилась на 59 месте, в 2020 году улучшила показатели: средний срок подключения к электросетям сократился на 25 дней, срок постановки на кадастровый учет – на 17 дней,  доля рабочих мест в бизнес-инкубаторах и технопарках выросла с 0,19 до 2,17 процента, доля государственных и муниципальных контрактов с субъектами малого бизнеса – на 1,77 процента. По результатам рейтинга инвестиционного климата Владимирская область в 2020 году поднялся на 8 позиций и заняла 51 место (https://avo.ru/novosti/-/asset_publisher/E2PryKmsVruz/content/na-8-pozicij-podnalas-vladimirskaa-oblast-v-2020-godu-v-nacional-nom-rejtinge-investicionnogo-klimata).

Таким образом, инвестиционный климат в области в настоящее время неблагоприятный и условиями его улучшения служат, в первую очередь, рост качества трудовых ресурсов, активизация мер финансовой и нефинансовой поддержки малого предпринимательства и выработка эффективного механизма управления инвестиционной деятельностью.

 

Таблица 2 – Место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации [2]

Регион 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Владимирская область 18 8 15 нет данных 59 51 нет данных
Нижегородская область 46 36 71 70 57 18 6

 

Нижегородская область не принимала участия в пилотном проекте, а в рейтинге 2015 года заняла только 46 место. В 2016 году её рейтинг вырос на 10 позиций, но затем произошел его обвал и в 2018 году область находится на 70 месте и в 2019 году – на 57. Таким образом, в 2019 году Владимирская и Нижегородская области находились практически на равных позициях. Однако в 2020-21 гг. в отличие от Владимирской области, Нижегородская продемонстрировала значительные улучшения, поднявшись в рейтинге 2020 года на 18 строчку и войдя в 2021 году в ТОП-10 лидеров рейтинга. Необходимо подчеркнуть, что улучшение позиций в данном случае достигнуто не только за счет факторов регулятивной среды, но и тех, по которым в регионах России имеются проблемы, а именно, по факторам направлений В. «Инфраструктура и ресурсы» и Г. «Поддержка малого предпринимательства». Губернатор Нижегородской области отметил, что регион получил желаемый результат, опираясь на методическую поддержку АСИ, которая позволила властям «принимать управленческие решения в интересах инвесторов», а именно создать институт инвестиционных уполномоченных и две территории опережающего развития и особую экономическую зону «Кулибин» в Дзержинске (https://nn.rbc.ru/nn/freenews/5f0720549a794710c2c736e8). Представляется, что для Нижегородской области дальнейшая задача – удержать устойчивую позицию в первой десятке, сохранить стабильно благоприятные условия ведения бизнеса в регионе, что и является характерной чертой хорошего инвестиционного климата.

 

Выводы

В результате исследования, проведенного автором, сформулированы следующие основные выводы. При оценке условий инвестирования и, прежде всего, воздействия регулятивного фактора, способного изменить их быстро и радикально, можно выявить ряд  проблем, ухудшающих условия ведения предпринимательской деятельности в целом, и инвестиционной деятельности, как её составляющей. Такими проблемами в современной России являются: бюрократизация, сложный документооборот и контроль хозяйственных операций, налоговое бремя, недостаток эффективных систем управления и слабая защита интересов инвесторов, что обусловливает и высокий инвестиционный риск. Положительная динамика условий инвестирования связана в первую очередь с улучшением регуляторной среды, заметной де-бюрократизацией ряда процедур, упрощением документооборота, что было достигнуто во многом благодаря активному внедрению цифровых технологий и автоматизации процессов управления экономикой. Функционирование организационных и особенно финансовых механизмов поддержки бизнеса пока не демонстрирует принципиального улучшения.

При сравнении позиций регионов-соседей, можно видеть, что Нижегородская область демонстрирует существенно лучшие результаты. Здесь создан благоприятный инвестиционный климат и в настоящее время задача региональных органов управления – сохранить достигнутые хорошие условия ведения инвестиционной деятельности. Во Владимирской области инвестиционный климат в настоящее время неблагоприятный и условиями его улучшения служат, в первую очередь, рост качества трудовых ресурсов, активизация мер финансовой и нефинансовой поддержки малого предпринимательства и выработка эффективного механизма управления инвестиционной деятельностью.

По мнению автора, пути решения существующих проблем лежат в сфере управления инвестиционной деятельностью на региональном уровне. Для нивелирования противодействующих факторов необходимы: разработка и реализация эффективной инвестиционной политики, выбор приоритетных отраслей региона, использование механизма отбора инвестиционных проектов, основанного на оптимизационных моделях, активное внедрение территориального планирования инвестиционной деятельности.

 

Интернет-ресурсы

  1. Официальный сайт проекта Всемирного банка «Doing Business». URL: https://www.doingbusiness.org/en/doingbusiness
  2. Официальный сайт Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов. URL:  https://asi.ru

Литература

  1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // http://base.garant.ru/70170954/
  2. Сборник лучших региональных управленческих практик в сфере повышения инвестиционной привлекательности по результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации 2018 года, М, 2018. – 88 с./ https://asi.ru/upload/upload_docs/investclimate/BestPractices2018.pdf
  3. Лучшие управленческие практики. Итоги пилотного апробирования Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской федерации, Москва, 2014. – 174 с. // https://asi.ru/upload/upload_docs/investclimate/SLP.pdf
  4. Panyagina, A.E. The Nature of Investment Activity as a Criterion for Typologizing Russian Regions // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2021. Т. 227. С. 1019-1030.

 

Internet resources

  1. Official site of the World Bank project «Doing Business». URL: https://www.doingbusiness.org/en/doingbusiness
  2. Official website of the Agency for Strategic Initiatives to Promote New Projects. URL:  https://asi.ru

References

  1. Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2012 No. 596 «On long-term state economic policy» [O dolgosrochnoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy politike]// http://base.garant.ru/70170954/
  2. Collection of the best regional management practices in the field of increasing investment attractiveness according to the results of the National rating of the state of the investment climate in the constituent entities of the Russian Federation 2018 [Sbornik luchshikh regional’nykh upravlencheskikh praktik v sfere povysheniya investitsionnoy privlekatel’nosti po rezul’tatam Natsional’nogo reytinga sostoyaniya investitsionnogo klimata v sub»yektakh Rossiyskoy Federatsii 2018 goda], Moscow, 2018 . – 88 p./ https://asi.ru/upload/upload_docs/investclimate/BestPractices2018.pdf
  3. Best management practices. Results of pilot testing of the National rating of the investment climate in the constituent entities of the Russian Federation [Luchshiye upravlencheskiye praktiki. Itogi pilotnogo aprobirovaniya Natsional’nogo reytinga sostoyaniya investitsionnogo klimata v sub»yektakh Rossiyskoy federatsii], Moscow, 2014. – 174 р. // https://asi.ru/upload/upload_docs/investclimate/SLP.pdf
  4. Panyagina, A.E. The Nature of Investment Activity as a Criterion for Typologizing Russian Regions // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2021. Т. 227. С. 1019-1030.