Главная страница » Публикации » №4 (68) » Оценка влияния пандемии на пассажирские перевозки в Закрытых административно территориальных образованиях (на примере ЗАТО г. Железногорск)

Оценка влияния пандемии на пассажирские перевозки в Закрытых административно территориальных образованиях (на примере ЗАТО г. Железногорск)

Assessment of the impact of the pandemic on passenger transportation in closed administrative territorial entities (on the example of the city of Zheleznogorsk)

Авторы

Проскурнин Сергей Дмитриевич
Первый заместитель Главы ЗАТО г. Железногорск
Россия, Красноярский край, г. Железногорск
boger1111@mail.ru
Панкрац Алексей Иванович
Заместитель директора по экономике МП ПАТП ЗАТО Железногорск
Россия, Красноярский край, г. Железногорск
a-pankrats@yandex.ru

Аннотация

Рассмотрены особенности влияния пандемии COVID-19 на пассажирские перевозки в малых городах и определены основные инструменты уменьшения воздействия последствий на работу пассажирских автотранспортных предприятий на примере ЗАТО Железногорск.

Ключевые слова

закрытыe административно территориальныe образования, ЗАТО г. Железногорск, муниципальная экономика, пассажирские перевозки, влияние пандемии на пассажирские перевозки

Рекомендуемая ссылка

Проскурнин Сергей Дмитриевич , Панкрац Алексей Иванович

Оценка влияния пандемии на пассажирские перевозки в Закрытых административно территориальных образованиях (на примере ЗАТО г. Железногорск)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (68). Номер статьи: 6802. Дата публикации: 11.10.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6802/

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-468-2

Authors

Proskurnin Sergey Dmitriyevich
The first Deputy Head of administration of CATF Zheleznogorsk
Russia, Krasnoyarsk region, Zheleznogorsk
boger1111@mail.ru
Pankrats Aleksey Ivanovich
Deputy Director for Economics MP PATP ZATO Zheleznogorsk
Russia, Krasnoyarsk region
a-pankrats@yandex.ru

Abstract

The features of the impact of the COVID - 19 pandemic on passenger transportation in small cities are considered and the main tools for reducing the impact of the consequences on the work of passenger transport enterprises are identified on the example of the ZATO Zheleznogorsk.

Keywords

closed administrative territorial units, ZATO Zheleznogorsk, municipal economy, passenger traffic, the impact of the pandemic on passenger traffic.

Suggested Citation

Proskurnin Sergey Dmitriyevich , Pankrats Aleksey Ivanovich

Assessment of the impact of the pandemic on passenger transportation in closed administrative territorial entities (on the example of the city of Zheleznogorsk)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (68). Art. #6802. Date issued: 11.10.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6802/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-468-2

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Одним из основных вызовов для глобальной экономики на современном этапе стала пандемия COVID-19. Наиболее ощутимое влияния последствий пандемия оказала на муниципальную экономику. Прежде всего это снижение предпринимательской активности и уменьшение занятых в муниципальной экономике граждан. Своевременно принятые меры на государственном и муниципальном уровнях позволили существенно снизить негативное воздействие на экономику муниципальных образований. В работе [2] были рассмотрены основные механизмы и инструменты управления муниципальным пассажирским предприятием без учета влияния особых условий. Данная работа посвящена анализу рыночной ситуации в пассажирских перевозках в ЗАТО Железногорск с учетом пандемии и принятых мер по снижению ее влияния.

 

Результаты исследований

Мероприятия, принятые для стабилизации финансового состояния МП ПАТП ЗАТО Железногорск [2], позволили вывести предприятие из кризисного состояния в 2019 году. К сожалению, последовал значительный экономический стресс для предприятия, вызванный пандемии 2020 года.

Так, 2019 год отметился следующими положительными событиями:

  1. Впервые с 2011 года выполнение программы перевозок превысило 90%: 96,2% по пробегу и 95,8% по рейсам
  2. С 26 мая был повышен тариф на проезд в автобусе городского маршрута с 22 до 26 рублей

В целом стабилизировалась ситуация по расходам после почти 1,5 лет непрерывного роста из-за цен на ГСМ. (Рисунок 1)

 

Динамика  финансового состояния МП ПАТП ЗАТО Железногорск

Рисунок 1. Динамика  финансового состояния МП ПАТП ЗАТО Железногорск

 

Этот факт, а также произошедшее повышение тарифа позволили провести индексацию заработной платы на предприятии на 6,9% суммарно за 2017 и 2018 годы, поскольку в 2018 году индексация не производилась, у предприятия не было на это средств, из-за резкого повышения цен на ГСМ на протяжении 2018 г.

В целом 2019 год можно считать удачным для предприятия, однако начиная с середины года начала проявляться еще одна негативная тенденция – снижение числа кондукторов. Эта позиция в пассажирских перевозках считается проблемной – тяжелая физически и психологически работа не относится к числу высокооплачиваемых. При этом существенно повысить заработную плату не представляется возможным – затраты на сбор платежей и так достаточно высоки [2]. Численность кондукторов подвержена долгосрочным колебаниям, предыдущее снижение наблюдалось во второй половине 2016 года, когда их количество упало с 89 до 69, после чего зафиксировалось на уровне 77 человек.

В 2019 году снижение произошло с отметки в 89 до 69 человек и в дальнейшем на зафиксировалось на отметке в 68 человек.

С высокой вероятностью именно это вызвало некоторое снижение наблюдаемого пассажиропотока во второй половине 2019 года. (Рисунок 2)

 

Динамика пассажиропотока в ЗАТО Железногорск в 2019 г. по сравнению с предыдущими годами

Рисунок 2. Динамика пассажиропотока в ЗАТО Железногорск в 2019 г. по сравнению с предыдущими годами

 

Таким образом, эта ситуация высветила еще одну проблему и задачу, имеющую первостепенное значение для отрасли – переход на безналичную оплату без участия кондукторов. Это позволит повысить собираемость платежей при существенно меньших издержках [2].

Сегодня широкое применение этих технологий сдерживает тот факт, что в случае обнаружения контролером не оплатившего проезд пассажира можно только принудить последнего оплатить проезд, в кодексе об Административных правонарушениях, в т.ч региональном, нет штрафа за безбилетный проезд, т.е. у части пассажиров отсутствует мотивация оплачивать проезд в отсутствие кондуктора, и полный переход на бескондукторную схему оплаты может существенно сократить доходы предприятий.

В 2020 году отрасли в целом и предприятию в частности пришлось пережить шок, связанный с падением пассажиропотока из-за ограничительных мероприятий во время пандемии коронавируса. Пассажиропоток резко снизился с конца марта 2020 года, в апреле упал до 30%-ного уровня и затем постепенно восстанавливался по мере поэтапной отмены ограничений и адаптации населения к новым условиям. (Рисунок 3)

 

Динамика пассажиропотока в ЗАТО Железногорск в 2020 г. по сравнению с предыдущими годами

Рисунок 3. Динамика пассажиропотока в ЗАТО Железногорск в 2020 г. по сравнению с предыдущими годами

 

Так, пассажиропоток даже на фоне отсутствия дополнительных формальных ограничений осенью «отыграл» вторую волну эпидемии в октябре-ноябре и после чего вновь продолжил восстанавливаться. Однако значений прошлых лет пока не достиг и сложно строить прогнозы возвращения недостающей части пассажиров в автобусы на фоне неясных перспектив дальнейшего развития пандемии.

Несмотря на такое впечатляющее падение пассажиропотока предприятию удалось сохранить финансовую стабильность благодаря государственной помощи в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 696 [1].

В рамках этого механизма предприятие получило льготный кредит в сумме 50 млн. руб., выполнило все необходимые условия предоставления кредита, и он был субсидирован 1 апреля 2021 года, т.е. полученные в рамках этого кредита денежные средства перешли в собственность предприятия, что перекрыло финансовые потери от пандемии.

 

Выводы

В целом, 2019 и 2020 гг показали, что необходимыми условиями устойчивого развития предприятия, как уже было показано в работе [2], должен быть поиск баланса между пассажиропотоком и выполняемым объемом перевозок.

Кроме того, необходимо скорейшее внедрение бескондукторных технологий оплаты проезда с адаптацией к текущему законодательству в области административных правонарушений или с корректировкой последнего для возможности контроля и мотивации оплаты проезда пассажиром.

 

Литература

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности» // «Собрание законодательства Российской Федерации от 2020 г.», № 21, ст. 3277
  2. Проскурнин, С.Д. Особенности пассажирских перевозок в локальных административно территориальных образованиях (на примере ЗАТО г. Железногорск) / С.Д. Проскурнин, А.И. Панкрац // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. — 2019. — №3 (59). — Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5916/

 

Referenses

  1. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 696 of 16.05.2020 «On approval of the Rules for granting subsidies from the federal budget to Russian credit organizations for reimbursement of their lost income on loans issued in 2020 to legal entities and individual entrepreneurs for the resumption of activities» [Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya subsidiy iz federal’nogo byudzheta rossiyskim kreditnym organizatsiyam na vozmeshcheniye nedopoluchennykh imi dokhodov po kreditam, vydannym v 2020 godu yuridicheskim litsam i individual’nym predprinimatelyam na vozobnovleniye deyatel’nosti]// «Collection of Legislation of the Russian Federation of 2020», No. 21, Article 3277
  2. Proskurnin, S.D. Features of passenger transportation in local administrative territorial formations (on the example of the city of Zheleznogorsk) [Osobennosti passazhirskikh perevozok v lokal’nykh administrativno territorial’nykh obrazovaniyakh (na primere ZATO g. Zheleznogorsk)]/ S. D. Proskurnin, A. I. Pankrats // Regional economics and Management: an electronic scientific journal. — 2019. — №3(59). — Access mode: https://eee-region.ru/article/5916/

Еще в рубриках

Красноярский край

No items found

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *