Главная страница » Публикации » №2 (66) » Финансирование развития экономики АТЭС в современных условиях

Финансирование развития экономики АТЭС в современных условиях

Financing the APEC economy development in modern conditions


Авторы

Ярыгина Ирина Зотовна
доктор экономических наук, профессор
Россия, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
jiz4@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей финансирования многостороннего сотрудничества стран АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), связанного с поддержкой устойчивого развития экономики. Цель – выявление приоритетов финансирования и разработка предложений, направленных на преодоление последствий эпидемиологических и прочих угроз современной мировой экономики. Информационной базой служат статистические данные официальных сайтов АТЭС, международных организаций, аналитические материалы исследовательских центров, а также национальных банков стран – членов. В работе представлены результаты анализа экономических связей АТЭС, выявлено влияние финансового сотрудничества на усиление валютного полицентризма и развитие международной конкуренции. На основании полученных результатов определены ключевые проблемы, раскрыты перспективы многостороннего сотрудничества стран в сфере экономики и способы их достижения. Статья содержит предложения по адаптации российской экономики к новой парадигме эволюции мировой валютно – финансовой системы, направленные, в том числе на развитие международной конкуренции.

Ключевые слова

АТЭС, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, региональные экономические отношения, электронная торговля, экономическое партнерство.

Рекомендуемая ссылка

Ярыгина Ирина Зотовна

Финансирование развития экономики АТЭС в современных условиях// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (66). Номер статьи: 6609. Дата публикации: 28.04.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6609/

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-266-9

Authors

Yarygina Irina Zotovna
Doctor of Economics, Professor
Russia, Financial University under the Government of the Russian Federation
jiz4@yandex.ru

Abstract

The article is devoted to the problems of APEC multilateral trade cooperation. The goal is to identify funding priorities and develop proposals aimed at overcoming the consequences of epidemiological and other threats of the global economy. The information base of the research is the statistical data of official APEC websites, international organizations and analytical materials of research centers as well as national banks of the member countries. The paper presents results of the APEC's economic relations, reveals the impact of financial cooperation on strengthening currency polycentrism, substantiates the impact of APEC on international competition and develops proposals for adapting the Russian economy to the new paradigm of the world monetary and financial system evolution. Based on the results obtained, the key problems are identified and the prospects for multilateral economic cooperation between the countries are revealed, and measures are proposed, including those aimed at increasing the international competition of the Russian economy.

Keywords

APEC, Asia-Pacific Economic Cooperation, regional economic relations, e-commerce, economic partnership.

Suggested Citation

Yarygina Irina Zotovna

Financing the APEC economy development in modern conditions// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (66). Art. #6618. Date issued: 28.04.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6609/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-266-9

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Деятельность стран – членов Азиатско – Тихоокеанского экономического сотрудничества направлена на обеспечение экономических потребностей региона, на базе использования крупнейших мировых валют (доллар США, канадский и австралийский доллар, юань, другие валюты стран – участниц). Целью АТЭС является создание условий устойчивого развития и процветания Азиатско – Тихоокеанского региона (40% населения мира, 54 % ВВП и 44 % мировой торговли). Страны – участницы стремятся к формированию интеграционного объединения, благоприятных условий сотрудничества, ключевыми приоритетами которого являются:

  • либерализация торговли и инвестиций;
  • совершенствование бизнес – процессов;
  • формирование цепочек добавленной стоимости;
  • содействие научно – техническому сотрудничеству.

Указанные направления регионального сотрудничества оптимизируют деятельность субъектов хозяйствования АТЭС и формируют условия предоставления участникам хозяйственных связей режима наибольшего благоприятствования. Развитие регионального сотрудничества стимулирует также Декларация 27-ой встречи лидеров стран АТЭС (20 ноября 2020 года, Куала-Лумпур), в которой отмечена необходимость скоординированных действий в целях преодоления проблем, связанных с COVID-19, а также реализации новых возможностей «процветания для всех» с учетом приоритетов – расширение торговли и инвестиций, инклюзивного роста на базе цифровой экономики и стимулирования инноваций.

Перспектива развития АТЭС (APEC Putrajaya Vision 2040) также связана с формированием открытого, динамичного и мирного Азиатско-Тихоокеанского сообщества к 2040 году в целях процветания народов и наибольшего благоприятствования торговле и инвестициям на принципах ВТО, способствующим стабильности и предсказуемости международных торговых потоков.

 

Ключевые механизмы финансирования развития экономики АТЭС

В целях содействия устойчивому росту национальных экономик сформирован механизм финансирования проектов и программ регионального развития за счет специальных фондов АТЭС: Общего фонда проектов и программ развития, Фонда содействия торговли и инвестициям, Фонда поддержки программ АТЭС, предусматривающего возможность формирования целевых фондов под проекты, представляющие интерес для стран – участниц и Фонда самофинансирования под эгидой АТЭС. Ведется активная работа по финансированию и администрированию проектов и программ регионального развития.

На начало 2021 года открыто фондирование по линии АТЭС соответственно: Общий фонд проектов и программ развития — $ 1,170,000; Фонд содействия торговли и инвестициям — $ 709,140; Фонд поддержки программ АТЭС — $ 1,294,414.

Сумма средств, доступных субъектам хозяйствования по линии АТЭС составляет $ 8 235 086. В настоящее время реализуются специальные программы, финансируемые из целевых фондов АТЭС, направленные на обеспечение безопасности населения ($ 478,465), энерго эффективности и низко углеродных программ ($ 893,536), структурных реформ ($ 276,257), логистике ($ 650,677), формирование Зоны свободной торговли Азиатско-Тихоокеанского региона и глобальных цепочек создания стоимости ($ 559,250), инновационное развитие и экономический рост ($ 432,334), телекоммуникаций ($ 410,074) финансирование микропроектов ($ 240,937), поддержка женщин в экономике ($ 342,188), развитие экономики отдаленных районов ($ 267,393), формирование цифровой платформы ($ 210,421), утилизация мусора ($ 300,000).

Многостороннее финансирование проектов и программ также способствует расширению финансового сотрудничества АТЭС, которое осуществляется через банки всех форм собственности, в том числе с участием банков развития стран–членов АТЭС. Практика показала, что основными участниками банков развития, обеспечивающими экономические потребности АТЭС являются крупнейшие промышленно – развитые и развивающиеся страны, в интересах которых принимаются решения, включая валюты контрактов. Важно отметить, что в рамках АТЭС имеет место тенденция развития многостороннего сотрудничества на базе использования национальных валют развивающихся стран. Укреплению такой тенденции способствует участие правительств развивающихся стран в капитале и управлении банками развития и предоставление благоприятных условий финансирования потребителям продуктов и услуг из стран – членов, что усиливает валютный полицентризм современной мировой экономики.

 

Влияние АТЭС на развитие международной конкуренции

Страны-участницы АТЭС вносят существенный вклад в развитие международной конкуренции и валютного полицентризма в рамках реализации проектов, представляющих интерес для региональной и формирования цепочек добавленной стоимости. Проекты и программы развития воспроизводственных процессов являются жизненно важной частью взаимодействия развивающихся стран стран – участниц АТЭС, что способствует воплощению политических намерений лидеров стран в конкретные действия и получению ощутимых выгод от участия в межгосударственном объединении Азиатско-Тихоокеанского региона. В соответствии с регламентациями АТЭС ежегодно финансирует более 100 проектов. В 2020 году, например, обеспечено финансирование региональных программ в объеме 16,5 миллионов долларов США. Мировой опыт свидетельствует, что страны – члены объединения поощряют вовлечение внешних заинтересованных сторон в реализацию проектов на частной основе. В настоящее время многие проекты используют электронные механизмы взаимодействия сторон, что связано с ограничениями, вызванными COVID-19. Практика показала, что большинство проектов АТЭС сосредоточено в сфере передачи знаний, технологий ведения бизнеса, а также производства продукции в целях ее реализации на региональных рынках в целях укрепления экономического пространства АТЭС.

Анализ Базы данных проектов показал, что АТЭС располагает опытом финансирования долгосрочных программ в США, Китае, Таиланде в сфере производства сельскохозяйственной продукции, энерго эффективности, торговли и инвестиций. Последнее время осуществляется финансирование проектов и программ развития предпочтительно на срок 18-21 месяцев. Так, например, в 2021 году поддержку получили проекты, направленные на развитие бизнеса в условиях преодоления последствий СOVID-19 (Корея, Япония), рыболовство и производство морепродуктов (Малайзия), развитие инфраструктуры туризма (Россия). На стадии завершения находятся 50 проектов обеспечивающих развитие новых технологий (Канада, Вьетнам, Россия), здравоохранения (Россия), торговли и инвестиций (Перу, Чили), возобновляемых источников энергии, «зеленой» энергетики (Вьетнам). Валютой финансирования является доллар США, а валюта контрактов во многом зависит от банка-агента, обеспечивающего реализацию проекта. В этой связи важно отметить возрастающую роль национальных и международных банков развития, нацеленных на создание благоприятных условий развития бизнес-процессов в странах – членах и использование «гибких» инструментов финансирования на базе приоритетов и методов благоприятствования.

Кредитные институты стран–членов АТЭС (Азиатский Банк Инфраструктурных Инвестиций (AIIB), Сити групп, Банк развития Японии и другие) также способствую формированию производственных цепочек и выпуску конкурентной продукции, востребованной мировым рынком. Важно отметить, что AIIB играет важную роль в укреплении роли АТЭС как института, способствующего экономическому росту и региональному развитию азиатско-тихоокеанского сообщества. Кроме того, институты развития, сопровождающие проекты и программы АТЭС, создают условия появлению инновационных продуктов, участвуют в развитии инфраструктуры местного производства, тем самым снижая давление внешних поставщиков и потребителей, направленное на формирование цен на конкурирующие товары и услуги. Мониторинг АТЭС деятельности субъектов хозяйствования также способствует устойчивому развитию и совершенствованию качества продукции, произведенной в зоне АТЭС. Комплексный анализ экономик и стратегических интересов стран – членов способствует развитию конкуренции и бизнеса с учетом новых вызовов мировой экономики и возможностей стран решать проблемы борьбы с бедностью населения. Важно отметить вклад АТЭС в расширение рынка сбыта продукции, произведенной в странах – членах и намерение продолжить практику стимулирования спроса и предложений продуктов и услуг, соответствующих целевым направлениям деятельности межгосударственного объединения. Отмеченная в Декларациях совещаний лидеров АТЭС поддержка региональной деятельности субъектов хозяйствования на условиях преференций способствует расширению профессионального горизонта, укреплению конкурентоспособности и развитию прибыльного бизнеса. В свою очередь, программа развития АТЭС до 2040 года предусматривает содействие трансферу технологий, профессиональных знаний и опыта, что создает благоприятные условия повышению качества профессиональной деятельности, формированию международных стратегий субъектов хозяйствования АТЭС, ориентированных на потребителей, на инновации, на географические и исторические связи в сфере торговли, инвестиций и других направлений экономического сотрудничества. Стратегические цели и их успешная реализация подтверждают важную роль АТЭС в современной региональной и мировой экономике, что оказывает существенное влияние на развитие мировых финансов. Поддержка деятельности субъектов хозяйствования стран – участниц АТЭС способствует международной конкуренции, а национальные и международные банки развития, действующие в интересах стран-акционеров и потребителей финансовых продуктов и услуг, вносят существенный вклад в развитие региональной экономики.

 

Заключение

Опыт АТЭС в сфере финансирования развития показал, что в целях адаптации российской экономики к новой парадигме эволюции мировой валютно–финансовой системы в направлении полицентризма и регионализации, а также оптимизации производственных процессов, представляется целесообразным продолжить усилия, направленные на реализацию инициатив по наращиванию потенциала соглашений ВТО и субсидированию приоритетных направлений международного сотрудничества Российской Федерации со странами – партнерами, включая расширение участия России в межгосударственных объединениях. Взаимодействие заинтересованных сторон по указанным направлениям, расширение финансирования с участием банков развития стран – партнеров, в том числе на долгосрочной основе представляет существенный интерес для России как страны – члена АТЭС и других межгосударственных объединений. Принимая во внимание конъюнктуру регионального рынка АТЭС, благоприятными перспективами обладает сотрудничество в сфере медицины, рыболовства, электронной торговли, обеспечения безопасности, в том числе в рамках преодоления последствий COVID-19 и совершенствования управления глобальными рисками. Согласованная стратегия экономического партнёрства стран и их субъектов в рассматриваемых направлениях создает благоприятные условия развития международной конкуренции. В целях обеспечения взаимодействия сторон важную роль играет внедрение бизнес-моделей: G2G, B2B, В2С, С2С. Потенциал для сотрудничества в сфере электронной коммерции также имеется. В настоящее время на базе технологической платформы трансграничной электронной торговли «Global Rus Trade» (Россия) осуществляется поддержка экспорта строительных материалов, промышленного оборудования. По данным E-commerce Cooperation Initiative (China), в Китае развиваются услуги сервиса облачных вычислений данных, электронных платежей, поисковых систем. Важную роль в развитии электронной коммерции играет Alibaba Group, в частности, с использованием моделей B2B и В2С. Кроме того, совместно с ICICI Bank (Китай) разрабатывается программа защиты от рисков неплатежей и неполучения товаров. Важным результатом развития электронной торговли станет снижение транзакционных издержек и затрат на организацию торгового взаимодействия, развитие прямого (без посредников) торгового сотрудничества участников хозяйственных связей АТЭС.

Рассматриваемые меры, направленные на оптимизацию деятельности субъектов хозяйствования АТЭС, несомненно способствуют устойчивому развитию экономики и решению важных задач повышения уровня жизни населения стран – участниц.

 

Список литературы

  1. APEC projects overview. Режим доступа: https://www.apec.org/Projects/Projects-Overview (дата обращения: 03.04.2021).
  2. International Trade Center (2020) Trade Map. Режим доступа: https://www.trademap.org (дата обращения: 03.04.2021).
  3. Joint Ministerial Statement Annex – 2020 Deliverables – 27th Finance Ministers’ Meeting 2020. Режим доступа: http://mddb.apec.org/pages/search.aspx?setting=BrowseMinisterialStatement&DocType=%22Ministerial%20Statement%20-%20 (дата обращения: 03.04.2021)
  4. Leaders’ Declaration (2020). Режим доступа: https://www.apec.org/Meeting-Papers/Leaders-Declarations (дата обращения: 14.04.2021)
  5. UNCTAD (2018) Publications Library. Режим доступа: https://unctad.org/en/Publications Library/tdr2018overview_ru.pdf (дата обращения: 10.04.2021).
  6. World Bank Group (2017), “World Development Indicators”, available at: https://databank.worldbank.org/data/reports.aspx (accessed 25 March 2021).
  7. World Bank Group (2018), “Logistics Performance Index”, available at: https://lpi.worldbank.org/international/scorecard (accessed 12 April 2021).

 

References

  1. APEC projects overview. Режим доступа: https://www.apec.org/Projects/Projects-Overview (дата обращения: 03.04.2021).
  2. International Trade Center (2018), “Trade Map”, available at: https://www.trademap.org (accessed 03 April 2021).
  3. Joint Ministerial Statement Annex – 2020 Deliverables – 27th Finance Ministers’ Meeting 2020. Режим доступа: http://mddb.apec.org/pages/search.aspx?setting=BrowseMinisterialStatement&DocType=%22Ministerial%20Statement%20-%20 (дата обращения: 03.04.2021)
  4. Leaders’ Declaration (2020). Режим доступа: https://www.apec.org/Meeting-Papers/Leaders-Declarations (дата обращения: 14.04.2021)
  5. UNCTAD (2018), “Publications Library”, available at: https://unctad.org/en/Publications Library/tdr2018overview_ru.pdf (accessed 10 April 2021).
  6. World Bank Group (2020) World Development Indicators. Режим доступа: https://databank.worldbank.org/data/reports.aspx (дата обращения: 25.03.2021).
  7. World Bank Group (2020) Logistics Performance Index. Режим доступа: https://lpi.worldbank.org/international/scorecard (дата обращения: 12.04.2021).