Главная страница » Публикации » №4 (64) » Опыт электронизации и перспективы цифровизации региональной системы публичных закупок в Ростовской области

Опыт электронизации и перспективы цифровизации региональной системы публичных закупок в Ростовской области

The experience of electronization and the prospects for digitalization of the regional public procurement system in the Rostov region


Авторы

Белокрылова Ольга Спиридоновна
доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории, Заслуженный деятель науки России
Россия, Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет
belokrylova@mail.ru
Кишковская Алена Олеговна
магистрант
Россия, Ростов-на-Дону, Южный Федеральный университет
alenakishkovskaya@gmail.com

Аннотация

Достигнутый уровень цифровизации экономики России обеспечил ее функционирование в условиях пандемии. Цель статьи: выявить результаты завершения электронизации публичных закупок и перспективы их цифровизации посредством оценки эффектов электронизации закупок малого объема на региональном уровне с применением методов бенчмаркинга, статистического анализа данных, прогнозирования. Обоснован вывод об эффективности масштабирования опыта Ростовской области по электронизации закупок малого объема с целью их оптимизации как закупок у единственного поставщика.

Ключевые слова

Ростовская область, региональная система публичных закупок, цифровизация, электронизация, публичные закупки, блокчейн, электронизация закупок малого объема.

Рекомендуемая ссылка

Белокрылова Ольга Спиридоновна , Кишковская Алена Олеговна

Опыт электронизации и перспективы цифровизации региональной системы публичных закупок в Ростовской области// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (64). Номер статьи: 6419. Дата публикации: 02.12.2020. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6419/

Authors

Belokrylova Olga Spiridonovna
Doctor of Economics, Professor of the Department of economic theory, honored scientist of Russia
Russia, Rostov-on-Don, Southern Federal University
belokrylova@mail.ru
Kishkovskaya Alena Olegovna
Russia, Rostov-on-Don, Southern Federal University
alenakishkovskaya@gmail.com

Abstract

The achieved level of digitalization of the Russian economy ensured its functioning in a pandemic. Purpose of the article: to identify the results of the completion of the electronicization of public procurement and the prospects for their digitalization by assessing the effects of the completion of the electronicization of public procurement and the prospects for their digitalization by evaluating the effects of the electronicization of small-volume purchases at the regional level using benchmarking methods, statistical data analysis, forecasting. The conclusion about the effectiveness of scaling the experience of the Rostov region on the electronization of small-volume purchases is substantiated in order to optimize them as purchases from a single supplier.

Keywords

Rostov region, regional public procurement system, digitalization, electronization, public procurement, blockchain, electronicization of small volume purchases.

Suggested Citation

Belokrylova Olga Spiridonovna , Kishkovskaya Alena Olegovna

The experience of electronization and the prospects for digitalization of the regional public procurement system in the Rostov region// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (64). Art. #6618. Date issued: 02.12.2020. Available at: https://eee-region.ru/article/6419/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Масштабные государственные закупки для строительства новых медицинских центров, радикального апгрейта инфекционных больниц и отделений, закупки медоборудования и средств защиты в условиях борьбы с распространением нового коронавируса  COVID-2019 и более чем двухмесячного режима самоизоляции были осуществлены лишь благодаря высокому уровню электронизации национальной системы публичных закупок. Это доказывает необходимость ускорения ее цифровой трансформации на базе таких новейших технологий 4-й промышленной революции [1], как смарт-контракты, блокчейн, big Data, обеспечивающих расширение положительных эффектов публичных закупок на  экономическое развитие в условиях формирования цифровой экономики, которая, в свою очередь, изменяет способы общения, работы, пользование медицинскими услугами, способ ведения бизнеса и функционирования компаний. В недалекой перспективе изменится способ проектирования, производства, коммерциализации и создания стоимости на основе продуктов и сопутствующих услуг [2, р. 1]. В результате цифровые предприятия, цифровые предприниматели и цифровые работники со всего мира смогут подключаться к одной и той же сети [3].

Обзор литературы. В научной литературе процесс цифровизации экономики отражается по разному. Нуреев Р.М. и Карапаев О.В. выделяют три этапа в процессе развития цифровой экономики, подчеркивая значимость доступности интернета для осуществления экономических сделок. Первый этап характеризуется доступностью интернет-технологий только на стационарных компьютерах, вследствие чего пользователь не имеет круглосуточного доступа к информации и интернет-ресурсам. Второй этап датируется развитием мобильного интернета, появлением смартфонов, что в совокупности позволяет получить круглосуточный доступ в интернет без привязки к стационарному устройству. Более того, возможность подключать к сети различные электрические приборы обусловила появления интернета вещей [1, р. 1]. Третий этап, по мнению авторов, характеризуется разработкой и внедрением таких передовых цифровых технологий, как Big Data и блокчейн [4, с. 17].

Независимыми международными организациями, например, ООН оценивается с использованием индексов, характеризующих процессы диджитализации правительства. Так, индекс развития электронного правительства (EGDI), характеризующий значимые для оценки электронного государства составляющие – IT-инфраструктуру, человеческий капитал и электронные госуслуги, для России в 2020 г. составил 0,824 [5]. Учитывая, что величина индекса варьируется в пределах от 0 до 1, где 1 — наиболее высокий уровень развития e-government, уровень развития цифровизации общественного сектора в России можно идентифицировать как очень высокий. К тому же его значение выросло только за 2019 г. — год завершения электронизации публичных закупок — на  0,027, поскольку  в 2018 г. он составлял 0,797 [6], что свидетельствует о положительном эффекте внедрения цифровых технологий в общественном секторе.

Наиболее масштабной сферой электронного государства, в которой новые электронные технологии все шире применяются, выступает  система бюджетных закупок для нужд организаций общественного сектора. С 1 января 2019 г. по общим правилам закупки товаров для производственных нужд субъектов общественного сектора России осуществляется только в форме электронных торгов. С 1 января 2019 г. по общим правилам закупки товаров для производственных нужд субъектов общественного сектора осуществляется только в форме электронных торгов. По мнению Белокрылова К.А., завершение электронизации всех способов торгов обеспечило:

  • повышение уровня конкуренции – электронная подача заявок расширила возможности участия бизнес-структур в закупках, так как элиминируется значимость фактора территориальной близости к заказчику;
  • установление равновесных цен – как следствие увеличения конкурентности закупочных процедур;
  • эффективную загрузку имеющихся мощностей IT-ресурсов;
  • повышение прозрачности закупочного процесса – размещение всей информации о ходе закупочного процесса в сети Интернет обусловила свободный доступ к закупкам для потенциальных поставщиков, а также возможность стейкхолдеров осуществлять независимый контроль, что повышает вероятность идентификации нарушений [7, 88].

Соотношение процессов электронизации и цифровизации национальной контрактной системы закупок как последовательных этапов ее институциональной эволюции обосновано Бижоевым Б.М. [8, 115]. Однако нами выдвигается гипотеза о том, что критерием завершения электронизации закупочных процедур является перевод в электронную форму таких неконкурентных способов определения поставщика, как закупки малого объема, которые в законодательстве о закупках идентифицируются как закупки у единственного поставщика. Для выявления степени готовности национальной системы публичных закупок и ее субъектов к качественно новому этапу развития, предполагающему внедрение блокчейн технологий, применение смарт-контрактов, Big Data, искусственного интеллекта, необходимо оценить эффективность осуществленной электронизации закупок, в том числе малого объема прежде всего на региональном уровне.

 

Результаты исследований 

Статистический анализ динамики процесса электронизации публичных закупок

Необходимо подчеркнуть, что, по нашему мнению, именно достигнутый уровень цифровизации экономики, государства и общества России позволил сформировать цифровую платформу государственного управления, обеспечившую функционирование государства в дистанционном режиме в условиях глобальной пандемии. Поставленная задача ее дальнейшего совершенствования в направлении создания единой цифровой облачной системы по оказанию 100% госуслуг онлайн обеспечит ускорение и упрощение механизмов взаимодействия государства с бизнесом и гражданами. Более того, трансформация электронного государства в цифровое способствует, на наш взгляд, повышению эффективности экономики в целом благодаря:

  • снижению коррупционных рисков на основе вытеснения человеческого фактора и использования «безлюдных» схемы взаимодействий;
  • оптимизации налогообложения за счет применения интеллектуальных агентов, использующих принцип «умного» или «смарт-контракта», обеспечивающих индивидуальный расчет налогового бремени;
  • снижению трансакционных издержек контрактных отношений;
  • повышению эффективности реализации бюджетных расходов государства за счет электронных закупок.

Важным этапом электронизации публичных закупок стало создание Единой информационной системы (ЕИС) – цифровой платформы, агрегирующей информацию обо всех осуществляемых закупках. Функционирование ЕИС позволяет осуществлять контроль за соответствием законодательству и закупочных процедур, минимизировать риски коррупции. В данной системе представляются в обязательном порядке планы-графики закупок, сведения о нечестных агентах, банковских гарантиях, контрактах, жалобах сформированные в отдельные реестры, публикуются итоги проведенных мониторингов.

Количественные характеристики национальной системы публичных закупок отражаются статистическими данными о стоимостных объемах размещенных объявлений и заключенных контрактов (рисунок 1), наглядно отражающих положительную динамику объемов закупок для нужд государства. Общая тенденция к их росту свидетельствует о повышении доступности и открытости закупок для участия малых и средних предприятий на основе применения современных технологий на всех этапах закупочного процесса. Наиболее значительный прирост данных показателей произошел в 2019 г., когда все конкурентные способы определения поставщика были переведены в электронную форму.

 

Динамика стоимостных объемов размещенных объявлений о закупках и заключенных контрактов

Рисунок 1 — Динамика стоимостных объемов размещенных объявлений о закупках и заключенных контрактов

Источник: составлено авторами на основании данных Единой информационной системы закупок [10].

 

К сожалению, для российской системы публичных закупок в настоящее время все еще характерна высокая доля  конкурентных закупок. Неконкурентные способы определения поставщика являются источником повышенного коррупционного риска. Как показывают данные таблицы 1, отражающие структуру публичных  закупок по способам торгов, на втором месте по объемам заявленных цен контрактов в 2019 г. оставались  неконкурентные закупки у единственного источника.

 

Таблица 1 — Структура бюджетных закупок РФ, 2019 г.

Способ определения поставщика Согласно планам-графикам на 2019 г.
Количество позиций плана графика (шт.) Количество позиций плана графика (%) НмЦК (млрд. руб) НмЦК (%)
Электронный аукцион 2 376 339 61 4 900 67
Закупка у единственного поставщика 891 882 23 989 14
Закупки иными способами 621 202 16 1400 19

Источник: расчеты авторов на основании данных Единой информационной системы закупок [10].

 

Масштабность объемов такого способа осуществления закупок снижает эффективность государственных расходов [9]: относительная экономия при осуществлении закупок, представленная на рисунке 2, снизилась с 8-10% в 2014-2017 гг. до 5% 2019 г. [10], к тому же при росте доли закупок у единственного поставщика.

 

Относительная экономия при заключении государственных и муниципальных контрактов, %

Рисунок 2 — Относительная экономия при заключении государственных и муниципальных контрактов, %

Источник: составлено авторами на основании данных Единой информационной системы закупок [10].

 

Электронизация закупок у единственного поставщика: бенмаркинг накопленного опыта

Учитывая выявленные тенденции, закономерным этапом завершения электронизации национальной системы публичных закупок России стала электронизация неконкурентного способа закупки у единственного источника. Вследствие его  неконкурентности заказчик вправе использовать этот  только в случаях, указанных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ФЗ-44) (статья 93 часть 1). Следует отметить, что опыт электронизации закупок у единственного поставщика уже накоплен в некоторых, наиболее продвинутых регионах России. Так, для обеспечения транспарентности осуществления закупок малого объема в регионах созданы специализированные порталы закупок или электронные магазины, которые позволяют оптимизировать процесс поиска контрагента и обеспечить рост конкуренции при осуществлении данного способа определения поставщика. Например, в 2018 г. в целях повышения прозрачности муниципальных закупок Ростовской области, а также расширения спроса на продукцию местных производителей  был введен в действие новый электронный ресурс  — Региональный портал малых закупок [12] (rpmz.donland.ru), позволяющий заказчикам подобрать поставщика, предлагающего наилучшее по соотношению цены и качества коммерческое предложение. Это означает, что традиционно идентифицируемые как закупочная деятельность заказчика у единственного поставщика [13] (например, в Постановлении Правительства Ростовской области «О некоторых вопросах, связанных с организацией осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)»), закупки малого объема приобрели признаки конкурентной процедуры. Необходимо отметить, что на портале не только заказчики могут размещать свои заявки, но и бизнес-структуры в открытом доступе представляют свои коммерческие предложения с ценами. При этом документооборот осуществляется в электронном форме, что способствует ускорению и упрощению процедуры закупок.

Так, за два года функционирования электронного портала объем закупок на нем составил около 10 млрд. руб., а экономия бюджетных средств, которой кстати ранее вообще не было при таких закупках, достигла 300 млн. руб. (около 3%) [14]. К настоящему времени на портале зарегистрировано более 15 тыс. фирм, большая часть которых являются региональными производителями. Таким образом, региональные электронные магазины способствуют эффективному взаимодействия государства и регионального бизнеса, так как электронизация закупок у единственного поставщика ведет, с одной стороны, к оптимизации расходования бюджетных средств, а с другой, появляется новая транспарентная ниша сбыта продукции местных производителей.

Эффективность электронизации закупок малого объема также тестируется и в Калининградской области, где был создан аналогичный региональный электронный магазин. В результате в 2019 г. в 2 раза возросло количество заключенных контрактов по закупкам малого объема, а их  тоимостный объем составили 310 млн. руб. [15]. Однако в Ростовской области такие объемы существенно выше, что свидетельствует о недостаточной популярности данного электронного ресурса у субъектов регионального рынка публичных закупок Калининградской области.

Для федеральных заказчиков согласно Распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018. №824-р [16] с 1 июля 2018 г. функционирует единый агрегатор торговли (ЕАТ) «Березка», предназначенный для оптимизации закупок у единственного поставщика в соответствии с ч. 4, 5 п. 1 ст. 93 ФЗ-44. Данная цифровая экосистема агрегирует ценовые предложения товаров, работ и услуг зарегистрированных поставщиков, что  позволяет заказчикам выбрать лучшее предложение по цене и качеству и осуществлять закупки малого объема с наибольшей экономией. Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения обязаны использовать платформу «Березка» для осуществления закупок у единственного поставщика, в вне ее закупить продукцию лишь в случае, если цена будет ниже предложенной единым агрегатором торговли. Для региональных и муниципальных заказчиков реализация закупок малого объема на ЕАТ «Березка» не является обязательной, поскольку они могут осуществлять данные закупки и через региональные или муниципальные электронные магазины, как это происходит в Ростовской, Калининградской и других областях.

Оценка результаты закупок на ЕАТ «Березка» с использованием метода статистического анализа данных, характеризующих результаты его функционирования за два прошедшие года свидетельствуют о высокой эффективности электронизации закупочных процедур: совокупный показатель абсолютной экономии превысил 400 млн. руб., что в относительном выражении составляет около 7-10% снижения цены, т.е. экономии бюджетных средств. В целом заключено контрактов на более чем 4 млрд. руб. [17]. При этом необходимо подчеркнуть, что по объему заключенных контрактов Региональный портал закупок Ростовской области опередил ЕАТ «Березка», однако в регионе пока не удалось достичь такого высокого совокупного показателя экономии как на ЕАТ. Как и региональные электронные магазины, ЕАТ «Березка» более привлекателен для малых и средних предприятий, специализирующихся на поставках государству и муниципалитетам небольших партий продукции в короткие сроки. Подтверждением этого является заключение 75% контрактов на ЕАТ «Березка» с субъектами малого бизнеса.

Таким образом, использование метода бенчмаркинга свидетельствует о возможности использования положительного опыта Ростовской области по электронизации закупок малого объема для других  регионов России.

 

Оценка эффективности электронизации закупки у единственного поставщика

В целом база анализируемых данных исследования сформирована нами на основе обобщения научной и  периодической литературы, а также привлечения статистических данных, характеризующих закупочный процесс на макро- и мезоуровнях из Единой информационной системы  и с Регионального портала малых закупок Ростовской области. Это позволило провести авторское исследование эффективности использования возможностей Регионального портала области на основе оценки динамики показателей, характеризующих закупки малого объема. Для проведения анализа эффективности осуществления этих закупок у единственного поставщика согласно пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 ФЗ-44 в электронной форме нами собран массив данных о 300 закупках, выбранных на Региональном портале закупок региона случайным образом, за 2018-2020 гг. (по 100 закупок в каждом году). Из протокола о закупке для каждого наблюдения были взяты данные о начальной максимальной цене контракта, цене контракта и количестве поданных заявок. Далее для каждой закупки по формуле (1)  рассчитан показатель абсолютной экономии, показывающий на какую величину была снижена начальная максимальная цена контракта и сколько бюджетных средств было сэкономлено. Для каждого года по выбранным наблюдениям  рассчитаны абсолютные (совокупный объем закупок в денежном выражении, полученный путем суммирования цен заключенных контрактов; совокупный объем абсолютной экономии в стоимостном выражении), а также средние показатели (средняя цена контракта, число  заявок в среднем на 1 закупку). Также для каждого года по формуле (2) рассчитан показатель относительной экономии, показывающий на сколько процентов была снижена НмЦК. Данная выборка в объеме 100 наблюдений за каждый рассматриваемый год является репрезентативной, позволяет отследить общую тенденцию эффективности использования портала для реализации закупок малого объема в электронной форме.

 

 (1)

 (2)

 

Анализ показателей, приведенных в таблице 2, показывает, что от года к году увеличивается количество закупок малого объема, совокупный объем закупок, реализованных с помощью портала, и средняя цена контракта. Тенденция роста его использования свидетельствует о том, что региональный портал является эффективным каналом взаимодействия региональных и муниципальных заказчиков с поставщиками [18, с. 98].

 

Таблица 2 – Анализ эффективности закупок малого объема, проведенных на региональном портале Ростовской области

2018 2019 2020
Количество закупок малого объема (шт.) 100 100 100
Совокупный объем закупок малого объема (руб.) 4 041 047,85 8 753 257,68 9 239807,48
Средняя цена контракта (руб.) 40 410,47 87 532,57 92 398,07
Абсолютная экономия при осуществлении закупок (руб.) 422 725,14 1 258 906,68 1 387 684,71
Относительная экономия при осуществлениизакупок (%) 9,47 12,57 13,06
Количество заявок в среднем на один лот (шт.) 1,82 3,09 3,69

Источник: составлено авторами на основании данных Единой информационной системы закупок [10].

 

В результате в 2019 г. и в текущем 2020 г. достигнуты высокие показатели экономии – 12,57% и 13,06% соответственно, что достаточно значимо  для такой, ранее неконкурентной процедуры, как закупки малого объема, по которым до последнего квартала 2017 г. экономии бюджетных средств вообще не наблюдалось. С учетом того, что на макроуровне контрактной системы в среднем относительная экономия составляет всего 5,7% за 2019 г. [10], успешный опыт электронизации процедур закупки у единственного поставщика в Ростовской области может быть применен в других регионах России для оптимизации закупочного процесса на уровне отдельных заказчиков. Важным показателем в оценке эффективности закупочной деятельности является уровень конкуренции, который измеряется средним число заявок на один лот. Как показывают экспертные оценки [19], в 2018 г. данный показатель в среднем составлял 2,3 заявки на 1 лот, а в 2019 г. — первом году полной электронизации всех способов закупок — вырос до 3,12 [10]. Но при этом аналогичный показатель для закупок малого объема Ростовской области  составил 3,69 заявки на 1 лот по нашим оценкам в 1 полугодии 2020 г. Достаточно высокий уровень конкуренции среди поставщиков свидетельствует о том, что взаимодействие с заказчиками посредством Регионального портала закупок является привлекательным для бизнес-структур. Также необходимо отметить, что интерфейс портала является простым в использовании, а требования к поставщикам — более лояльные.

Подтверждением эффективности функционирования электронных ресурсов российских регионов по  закупкам малого объема являются также систематические изменения институционально-правовой базы их регулирования в сторону повышения  критериального уровня НмЦК таких закупок:

  • 100 тыс. руб. с 2014 г. согласно пункту 4, части 1 ст. 93 ФЗ-44;
  • 300 тыс. руб. с 1октября 2019 г. по  Федеральному закону от 1.05.2019.  «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • 600 тыс. руб. с 1 июля 2020 г. в составе антикризисных мер, предусмотренных Федеральным законом от 24.04.2020  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции»;
  • 3 млн. руб. с 1 апреля 2021 г.  (Федеральный закон от 27.12.2019  «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Правила проведения неконкурентных закупок в Ростовской области  установлены Постановлением Правительства  области от 30.05.2018. «О некоторых вопросах, связанных с организацией осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)» [13], регламентирующим этот процесс закупок органами исполнительной власти и подведомственными им организациями на Региональном портале за исключением некоторых случаев. Анализ номенклатурной структуры закупок малого объема показывает, что данным способом в основном закупаются продукты питания, оборудование, необходимое для текущего оснащения учреждения, топливо и незначительные по стоимости, но требующие быстрой поставки товары или услуги, такие как ремонт, утилизация. В связи с этим, порталы закупок малого объема становятся эффективным инструментом, позволяющим в короткие сроки закупать необходимую продукцию у местных производителей. Преимуществом Регионального портала закупок Ростовской области является возможность присвоения предложению о закупке статуса «срочно», что позволяет поставщикам быстрее реагировать на такие закупки.

Таким образом,  электронизация закупок у единственного поставщика ведет к более эффективному расходованию бюджетных средств, так как проведение на регионом портале процедуры приема заявок в электронной форме вместо прямого заключения контракта обеспечивает понижение НмЦК, повышение  уровня конкуренции, оцениваемое  ростом среднего количества заявок на 1 лот. Это свидетельствует о привлекательности данной формы участия в публичных закупках для представителей бизнеса, что также способствует  повышению качества закупаемой продукции, работ и услуг. Проведенные нами оценки свидетельствуют о значительном экономическом эффекте электронизации  закупочных процедур, причем выгоду получают как заказчики, которые оптимизируют расходование бюджетных средств, при этом более качественно удовлетворяя потребности общественного сектора, так и представители бизнеса, прежде всего малого,  выходящие на новый рынок реализации своих продуктов и услуг.

 

Перспективы цифровизации системы публичных закупок

Следующим этапом развития технологической основы национальной закупочной системы прогнозируются цифровизация и автоматизация закупочного процесса, которые позволят минимизировать риски оппортунистического поведения субъектов рынка госзакупок, а также исключить возможность случайных ошибок, обусловленных человеческим фактором. Это оптимизирует  реализацию функционала специалистов контрактных служб заказчиков, контролирующих органов и институтов гражданского общества, на которые законодательно возложена функция общественного контроля эффективности использования бюджетных средств в процессе закупок для удовлетворения производственных потребностей общественного сектора [20].

Для цифровизации системы публичного прокьюремента перспективной технологией, на наш взгляд, является, прежде всего, блокчейн. Представляя собой технологию распределенного хранения информации на разных независимых устройствах, блокчейн обладает значительными преимуществами, которые могут быть эффективно применены в контрактной системе закупок. Так, с помощью блокчейн-технологии может быть оптимизирован процесс проверки подлинности информации о потенциальных поставщиках и их продукции, например, наличие лицензий, разрешений, квалификаций и сертификатов, что обеспечит снижение трансакционных издержек и сократит  время определения госпоставщика [21, с.52].

На базе технологии блокчейн функционируют «умные» или смарт-контракты, обеспечивающие автоматизированное исполнение условий соглашения, при этом исключая из процесса исполнения контракта третьих лиц. Отечественные экономисты отмечают, что трансформация договоров в форму смарт-контрактов не применима одинаково ко всем типам контрактов, выделяемых в теории контрактов. Так, наиболее вероятна трансформация классических контрактов, которые наиболее четко детализированы и фиксируют все потенциально возможные факторы, влияющие на исход контрактных отношений [22, с.75]. Именно к данному типу относятся контракты, заключаемые в сфере публичных закупок. В связи с этим применение смарт-контрактов вместо или в качестве дополнения к традиционным контрактам на удовлетворение государственных или муниципальных нужд, на наш взгляд, наиболее вероятно в ближайшем будущем.

Перспективным направлением цифровизации контрактной системы, на наш взгляд, является интеграция технологий блокчейн и смарт-контрактов в Единую информационную систему закупок и Автоматизированную систему контроля госзакупок (АЦК госзаказ). При успешном внедрении данных цифровых технологий процесс государственных закупок станет более автоматизированным, значительно снизятся трансакционные издержки участников закупок, что позволит быстрее закупать более качественную продукцию. Однако реализация цифровых инноваций является достаточно дорогостоящей, требует масштабных инвестиций, а также подготовки квалифицированных кадров по разработке и внедрению данных технологий. Еще одним барьером на пути цифровой трансформации национальной системы публичных закупок выступает несформированность в России институционально-правовой базы по регулированию смарт-контрактов.

Примером веб-сервиса, использующего вторую технологию — регулярный сбор Big Data о ценах при помощи специального ценового алгоритма и аукционных роботов для автоматизации трудоемкого и длительного процесса выявления и доказывания картельных сговоров является уже функционирующая в Федеральной антимонопольной службе многопараметрическая система «Большой цифровой кот». Так, выявление картельного сговора на торгах по закупкам для Национального медицинского исследовательского центра им. Мешалкина (Новосибирск) осуществлено дистанционно, заняло 1 день, а процесс сбора и анализа доказательств — около 1 месяца. Это стало основанием для возбуждения уголовных дел в отношении руководства компаний «ФИТО» и  «Терра», а также руководства Центра.

На основе принципа анализа Big Data функционирует также следующая цифровая технология — искусственный интеллект, обеспечивающий не просто автоматизацию рутинных операций ручного ввода данных о закупках в электронные системы, их последующего дублирования в других системах и, в конечном итоге, распечатки на бумаге, которые ежедневно осуществляют более 2 млн специалистов по регламентированным закупкам, а их интеллектуализацию. Обученный анализу больших данных о госзакупках, искусственный интеллект делает выводы и строит прогнозы о поведении участников этого рынка. Например, искусственный интеллект электронной торговой площадки OTC-tender, осуществляющей закупочные процедуры согласно Федеральному закону от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» оценивает вероятность победы поставщика в тендере и применяется для:

  • автоматического подбора кодов ОКПД2 и ОКВЭД2;
  • формирования списков потенциальных поставщиков на тендер;
  • подбора подходящих тендеров для поставщика;
  • оценки конкуренции и вероятности победы в тендере;
  • оценки снижения цены;
  • анализа заказчика.

Система позволяет прогнозировать наиболее вероятный исход тендера, определить всех вероятных участников, спрогнозировать снижение НМЦК и количество поданных заявок в каждой закупке на любой торговой площадке России.

 

Заключение

Электронизация бюджетных закупок малого объема стала  завершающим ее этапом, а  анализ их эффективности позволил нам обосновать необходимость масштабирования этого опыта регионов, в частности Ростовской области, в электронизации закупок у единственного поставщика других российских территорий. Об этом свидетельствуют достаточно высокие и имеющие тенденцию к росту показатели относительной экономии бюджетных (13,06%) и рост числа поданных заявок в среднем на один лот (3,69). Более того, участие в электронных закупках малого объема наиболее привлекательно для представителей регионального малого бизнеса, так как требования к поставщикам менее строгие и процесс определения поставщика происходит в более короткие сроки.

Таким образом, электронизация закупок у единственного поставщика позволяет не только оптимизировать расходование бюджетных средств, но и выступает инструментом поддержки малого бизнеса, создавая новую нишу сбыта для местных производителей. Именно электронизация данного сегмента закупок открывает доступ на данный рынок большему числу потенциальных поставщиков, что способствует более полному и качественному удовлетворению нужд учреждений и организаций общественного сектора. Это обосновывает перспективность применения передового опыта Ростовской области в сфере электронизации закупок малого объема  другими регионами России, а также на макроуровне крупных компаний с целью  оптимизации закупок у единственного поставщика путем привлечения большего количества бизнес-структур и позволяет сделать вывод об эффективности масштабирования опыта Ростовской области для завершения электронизации и перехода к цифровизации системы публичного прокьюремента.

Цифровизация национальной системы публичных закупок идентифицирована нами как новый  этап ее эволюции, а в качестве основных технологий цифровизации закупок выделен блокчейн, на базе которого будут заключаться «умные» (смарт)-контракты, анализ Big Data, позволяющий предотвратить картелизацию рынка публичных закупок, а также искусственный интеллект, обеспечивающий автоматизацию рутинных операций специалистов контрактных служб и закупочных подразделений госпоставщиков. В качестве положительных эффектов цифровой трансформации контрактной системы нами выделены: снижение трансакционных издержек при заключении контрактов, устранение из закупочного процесса третьих лиц, повышение производительности труда закупщиков. Ускорение цифровизации тормозят: несформированность правовой базы, регулирующей заключение смарт-контрактов, необходимость масштабных инвестиций и повышения IT-компетенций персонала контрактных служб.

В долгосрочной перспективе при преодолении пандемического кризиса, вызванного коронавирусной инфекцией, и ускоренной выработке законодательства, регулирующего использование цифровых технологий, таких как смарт-контракты, Big Data, искусственный интеллект начнется этап цифровизации национальной системы публичных закупок, который сделает закупочный процесс менее затратным и более эффективным.

 

Литература

  1. Industry 4.0. Changes and solutions for the digital transformation and use of exponential technologies. Zurich: Deloitte AG0, 2015.
  2. Kerikmäe Т., Pärn-lee Е. Digitalisation and Automatisation as challenges for changing the European Union // The European Union – What Is Next? A Legal Analysis and the Political Visions on the Future of the Union. Publisher: Wolters Kluwer, 2019. 348 р.
  3. Digital economies at global margins. Е M. Graham. Cambridge: MIT Press, 2018.
  4. Нуреев, Р.М. Три этапа становления цифровой экономики / Р.М. Нуреев, О.В. Карапаев // Journal of economic regulation. – 2019. — №2. – С.6-28.
  5. United nations E-government survey 2020 [Electronic resource] – URL: https://www.un.org/development/desa/publications/publication/2020-united-nations-e-government-survey (Дата обращения — 30.07.2020).
  6. United nations E-government survey 2018 [Electronic resource] – URL: https://www.un.org/development/desa/publications/2018-un-e-government-survey.html (Дата обращения — 30.07.2020).
  7. Белокрылов, К.А. Проблемы и перспективы инновационной трансформации системы публичных закупок /К.А. Белокрылов. // Российская экономическая модель – 8: будущее в условиях кризиса глобализации– Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2018. – С. 87-99.
  8. Бижоев, Б.М. Основы интеллектуальной контрактной системы в сфере государственных закупок / Б.М. Бижоев // Journal of economic regulation. – 2018. — №1. – С.110-122.
  9. Калюков, Е. Transparency International оценила госзакупки без конкурса в 413 млрд. руб. / Е. К алюков. [Электронный ресурс] – URL: https://www.rbc.ru/society/27/02/2019/5c7689349a79474f48eeb65c (Дата обращения: 24.07.2020).
  10. Единая информационная система в сфере закупок. [Электронный ресурс]– URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/ public/home.html (Дата обращения: 26.07.2020).
  11. Федеральный закон от 5.03.2013 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [Электронный ресурс] – URL: https://base.garant.ru/70353464/ (Дата обращения 02.08.2020).
  12. Региональный Портал Закупок Малого Объема. [Электронный ресурс]- URL: https://rostovoblzmo.rts-tender.ru (Дата обращения: 29.07.2020).
  13. Постановление правительства Ростовской области от 30.05.2018. «О некоторых вопросах, связанных с организацией осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». [Электронный ресурс] – URL: http://docs.cntd.ru/document/550115383.
  14. Итоги работы минэкономразвития Ростовской области за прошедшие 5 лет, итоги реализации национальных проектов по направлению «Экономический рост» за 2019 год, задачи на 2020 год и до 2024 года [Электронный ресурс]. – URL: https://mineconomikiro.donland.ru/presscenter/lectures/133/ (Дата обращения: 29.07.2020).
  15. Количество закупок в Калининградской области выросло на сорок четыре процента. [Электронный ресурс]. – URL: https://gov39.ru/news/101/201473/?sphrase_id=15026042 (Дата обращения: 09.08.2020).
  16. Распоряжение Правительства РФ от 28.042018. «О создании единого агрегатора торговли, с использованием которого заказчики вправе осуществлять закупки для осуществления государственных и муниципальных нужд». [Электронный ресурс] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71835580/ (Дата обращения 01.08.2020).
  17. «Березка» Ростеха помогла сэкономить на закупках более 400 млн рублей. [Электронный ресурс]. – URL: https://rostec.ru/news/berezka-rostekha-pomogla-sekonomit-na-zakupkakh-bolee-400-mln-rubley/?sphrase_id=211721 (Дата обращения 01.08.2020).
  18. Белокрылов К.А. Модернизация контрактных отношений государства и регионального бизнеса в сфере публичных закупок / К.А. Белокрылов, А.О. Кишковская // Модернизация и развитие национальной экономики в условиях цифровизации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2 т.– Ростов-на-Дону, Таганрог: Изд. ЮФУ, 2019. С. 94-101.
  19. Система закупок в России – 2018 (Экспертный доклад ВШЭ). [Электронный ресурс] — URL: https://fcs.hse.ru/data/2019/04/01/1190217413/doklad-2018.pdf (Дата обращения: 26.07.2020).
  20. Федеральный закон от 21.06.2014 «Об основах общественного контроля в РФ». [Электронный ресурс] http://base.garant.ru/70700452/#ixzz5dxzRswIi (Дата обращения 02.08.2020).
  21. Белокрылова, О.С. Блокчейен как эффективный инструмент согласования экономических интересов акторов цифровой экономики России / О.С. Белокрылова, Е.В. Гончарова // Journal of economic regulation. – 2019. — №1. – С.50-63.
  22. Иващенко Н.П. Смарт-контракты в свете новой институциональной экономической теории / Н.П. Иващенко, А.Е. Шаститко, А.А. Шпакова // Journal of institutional studies. – 2019. — №3. – С.64-84.

 

Literature

  1. Industry 4.0. Changes and solutions for the digital transformation and use of exponential technologies. Zurich: Deloitte AG0, 2015.
  2. Kerikmäe Т., Pärn-lee Е. Digitalisation and Automatisation as challenges for changing the European Union // The European Union – What Is Next? A Legal Analysis and the Political Visions on the Future of the Union. Publisher: Wolters Kluwer, 2019. 348 р.
  3. Digital economies at global margins. Еd. M. Graham. Cambridge: MIT Press, 2018.
  4. Nureyev, R.M. Three stages of the formation of the digital economy [Tri etapa stanovleniya tsifrovoy ekonomiki]/ R.M. Nureyev, O.V. Karapaev // Journal of economic regulation. — 2019. — No. 2. — S.6-28.
  5. United nations E-government survey 2020 [Electronic resource] – URL: https://www.un.org/development/desa/publications/publication/2020-united-nations-e-government-survey (Дата обращения — 30.07.2020).
  6. United nations E-government survey 2018 [Electronic resource] – URL: https://www.un.org/development/desa/publications/2018-un-e-government-survey.html (Дата обращения — 30.07.2020).
  7. Belokrylov, K.A. Problems and Prospects for Innovative Transformation of the Public Procurement System [Problemy i perspektivy innovatsionnoy transformatsii sistemy publichnykh zakupok]/ K.A. Belokrylov. // Russian economic model — 8: the future in the context of the globalization crisis — Krasnodar: Krasnodar Center for Science and Technology, 2018. — pp. 87-99.
  8. Bizhoyev, B.M. Fundamentals of the intellectual contract system in the field of public procurement [Osnovy intellektual’noy kontraktnoy sistemy v sfere gosudarstvennykh zakupok]/ B.M. Bizhoev // Journal of economic regulation. — 2018. — No. 1. — S. 110-122.
  9. Kalyukov, Ye. Transparency International has estimated public procurement without competition at 413 billion rubles. [Transparency International otsenila goszakupki bez konkursa v 413 mlrd. rub.]/ E. Kalyukov. [Electronic resource] — URL: https://www.rbc.ru/society/27/02/2019/5c7689349a79474f48eeb65c (Date of access: 07/24/2020).
  10. Unified information system in the field of procurement. [Yedinaya informatsionnaya sistema v sfere zakupok] — URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/ public / home.html (Date of access: 07/26/2020).
  11. Federal Law of March 5, 2013 44-FZ «On the contract system in the procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs.» [O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal’nykh nuzhd] — URL: https://base.garant.ru/70353464/ (Date of treatment 08/02/2020).
  12. Regional Portal for Procurement of Small Volume. [Regional’nyy Portal Zakupok Malogo Ob»yema] — URL: https://rostovoblzmo.rts-tender.ru (Date of treatment: 07/29/2020).
  13. Decree of the government of the Rostov region of 05/30/2018. «On some issues related to the organization of procurement of goods, works, services from a single supplier (contractor, performer).» [O nekotorykh voprosakh, svyazannykh s organizatsiyey osushchestvleniya zakupok tovarov, rabot, uslug u yedinstvennogo postavshchika (podryadchika, ispolnitelya)] — URL: http://docs.cntd.ru/document/550115383.
  14. The results of the work of the Ministry of Economic Development of the Rostov Region over the past 5 years, the results of the implementation of national projects in the direction of «Economic growth» for 2019, tasks for 2020 and until 2024 [Itogi raboty minekonomrazvitiya Rostovskoy oblasti za proshedshiye 5 let, itogi realizatsii natsional’nykh proyektov po napravleniyu «Ekonomicheskiy rost» za 2019 god, zadachi na 2020 god i do 2024 goda]. — URL: https://mineconomikiro.donland.ru/presscenter/lectures/133/ (Date of access: 07/29/2020).
  15. The number of purchases in the Kaliningrad region increased by forty-four percent. [Kolichestvo zakupok v Kaliningradskoy oblasti vyroslo na sorok chetyre protsenta]. — URL: https://gov39.ru/news/101/201473/?sphrase_id=15026042 (Date of access: 09/08/2020).
  16. Order of the Government of the Russian Federation of 28.042018. «On the creation of a unified trade aggregator, with the use of which customers have the right to make purchases for the implementation of state and municipal needs.» [O sozdanii yedinogo agregatora torgovli, s ispol’zovaniyem kotorogo zakazchiki vprave osushchestvlyat’ zakupki dlya osushchestvleniya gosudarstvennykh i munitsipal’nykh nuzhd] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71835580/ (Date of treatment 08/01/2020).
  17. Rostec’s Berezka helped to save more than 400 million rubles on purchases. [«Berezka» Rostekha pomogla sekonomit’ na zakupkakh boleye 400 mln rubley]. — URL: https://rostec.ru/news/berezka-rostekha-pomogla-sekonomit-na-zakupkakh-bolee-400-mln-rubley/?sphrase_id=211721 (Date of treatment 08/01/2020).
  18. Belokrylov K.A. Modernization of contractual relations between the state and regional business in the field of public procurement [Modernizatsiya kontraktnykh otnosheniy gosudarstva i regional’nogo biznesa v sfere publichnykh zakupok]/ K.A. Belokrylov, A.O. Kishkovskaya // Modernization and development of the national economy in the context of digitalization. Materials of the All-Russian scientific and practical conference: in 2 volumes — Rostov-on-Don, Taganrog: Publishing house. SFedU, 2019.S. 94-101.
  19. Procurement System in Russia — 2018 (HSE Expert Report). [Sistema zakupok v Rossii – 2018 (Ekspertnyy doklad VSHE)] — URL: https://fcs.hse.ru/data/2019/04/01/1190217413/doklad-2018.pdf (Date of access: 26.07.2020).
  20. Federal Law of June 21, 2014 «On the Foundations of Public Control in the Russian Federation». [Ob osnovakh obshchestvennogo kontrolya v RF] http://base.garant.ru/70700452/#ixzz5dxzRswIi (Date of treatment 08/02/2020).
  21. Belokrylova, O.S. Blockchain as an effective tool for reconciling the economic interests of the actors of the digital economy of Russia [Blokcheyyen kak effektivnyy instrument soglasovaniya ekonomicheskikh interesov aktorov tsifrovoy ekonomiki Rossii]/ O.S. Belokrylova, E.V. Goncharova // Journal of economic regulation. — 2019. — No. 1. — S.50-63.
  22. Ivashchenko N.P. Smart contracts in the light of the new institutional economic theory [Smart-kontrakty v svete novoy institutsional’noy ekonomicheskoy teorii]/ N.P. Ivaschenko, A.E. Shastitko, A.A. Shpakova // Journal of institutional studies. — 2019. — No. 3. — S.64-84.