Социально-ориентированные некоммерческие организации как субъекты региональной экономики
Socially-oriented non-profit organizations as subjects of the regional economy
Авторы
Аннотация
Целью данной статьи является анализ подходов к трактовке термина «социально-ориентированные некоммерческие организации» и их анализ как субъектов региональной экономики. Мировая практика и опыт работы действующих социально-ориентированных некоммерческих организаций показывает, что наиболее существенный социальный эффект их деятельности достигается при: использовании новых технологий; обеспечении финансовой устойчивости; масштабируемости достигнутых результатов; прозрачности деятельности, честности руководителей и сотрудников. Авторами показано, что российский некоммерческий сектор в современных условиях становится активным участником социально-экономического процесса не только на федеральном, но и на региональном уровне, поскольку социально-ориентированные некоммерческие организации участвуют в региональном воспроизводственном процессе, способствуют реализации гражданских инициатив в регионе, содействуют развитию благотворительной и добровольческой деятельности в регионе, а также реализации социально значимых региональных проектов. Авторами представлены аспекты характеристики социально-ориентированных организаций в русле региональной экономики.
Ключевые слова
Социально ориентированные некоммерческие организации, субъекты региональной экономики, некоммерческие организации, экономическое пространство регионов, социально значимые региональные проекты, социальные услуги СОНКО, услуги государственных учреждений.
Рекомендуемая ссылка
Социально-ориентированные некоммерческие организации как субъекты региональной экономики// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (63). Номер статьи: 6322. Дата публикации: 14.09.2020. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6322/
Authors
Abstract
The purpose of this research is to analyze approaches to the interpretation of the term "socially-oriented non-profit organizations" and their analysis as subjects of the regional economy. International practice and experience of existing socially-oriented nonprofit organizations shows that the most significant social effect of their activities is achieved through: the use of new technologies; ensuring financial stability; scalability of the results achieved; transparency of operations; and honesty of managers and employees. The authors have shown that the Russian non-profit sector is now an active participant in the social and economic process, which is not only at the federal level but also at the regional level, because socially- oriented non-profit organizations take part in the regional reproduction process, contribute to the implementation of civil initiatives in the region, promote charitable and volunteer activities in the region and implement socially important regional projects. The authors present the aspects of the characteristics of socially-oriented organizations in the context of the regional economy.
Keywords
Socially-oriented non-profit organizations, regional economic entities, non-profit organizations, economic space of regions, socially significant regional projects, social services SONKO, services of state institutions.
Suggested Citation
Socially-oriented non-profit organizations as subjects of the regional economy// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (63). Art. #6322. Date issued: 14.09.2020. Available at: https://eee-region.ru/article/6322/
Введение
Понятие «социально-ориентированные некоммерческие организации» на территории РФ введено Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Понятие «социально ориентированные некоммерческие организации» – аналог термина «организации общественной пользы» (иначе, общественно полезные или благотворительные организации), используемого в законодательстве многих стран.
Как правило, статус организаций общественных благ устанавливается для развития видов деятельности, направленных на общественное благо [6].
Кто решает, какие организации могут претендовать на статус общественных благ? Этот выбор имеет решающее значение для регулирования деятельности организаций общественных благ и всего некоммерческого сектора. Актор, принимающий решения, имеет полномочия предоставлять статус общественного блага и его отменять, а в некоторых странах полномочия контролировать и поддерживать работу организаций общественных благ. Предоставляя статус общественной выгоды, лицо, принимающее решения, закладывает основу для отдельного нормативного режима, который влечет за собой как льготы (обычно налоговые льготы), так и обязательства (более строгие требования к отчетности). В разных станах эту функцию выполняют разные органы.
Нет единого исчерпывающего ответа на вопрос о том, кто должен принимать решение в пользу общества. В различных странах принимаются различные подходы. В некоторых странах эта функция принадлежит налоговым органам. В других странах судебные органы или государственные органы, таким, как Министерство юстиции, предоставляют статус общественного блага. Третьи уполномочивают независимые комиссии решать этот вопрос. Отметим, что для государств, отличающихся сложным территориальным устройством, целесообразно исследование социально ориентированных некоммерческих организаций в региональных условиях.
Таким образом, целью данной статьи является анализ подходов к трактовке термина «социально-ориентированные некоммерческие организации» и их анализ как субъектов региональной экономики.
Эволюция понятия «социально-ориентированная некоммерческая организация»
Согласно ФЗ «О некоммерческих организациях», «социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных данным ФЗ формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации» [20]. В качестве аббревиатуры используется сокращение — СОНКО.
Статьей 31.1 ФЗ выделены определенные виды деятельности, которые позволяют придать некоммерческой организации статус социально ориентированной. Однако, необходимо уточнить, что этот перечень не является исчерпывающим, поскольку для признания некоммерческих организаций социально-ориентированными наряду с Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут устанавливаться другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации. Социально-экономические и иные особенности субъекта Российской Федерации могут учитываться при выделении видов деятельности, которые позволяет отнести некоммерческие организации к социально-ориентированным. Это говорит о том, что термин СОНКО является очень широким и охватывает множество различных типов организаций.
Ларина Л.Б. дает следующее определение: «…социально ориентированные некоммерческие организации — это организации, систематически занимающиеся деятельностью, направленной на достижение социальных, культурных, образовательных целей, на охрану здоровья, развитие физической культуры и спорта, защиту прав и законных интересов граждан, на удовлетворение различных общественных потребностей; несущие расходы, связанные с этой деятельностью, и не распределяющие доходы от этой деятельности между собственниками» [18].
Еще одна дефиниция представлена у Бурцевой А.А. Она рассматривает социально ориентированные некоммерческие организации как «организации, создаваемые для благотворительной и социальной поддержки населения, защиты прав и свобод граждан, в том числе в условиях преодоления последствий стихийных бедствий, экологических или иных катастроф, профилактики несчастных случаев и социально опасных форм поведения населения, улучшения морально-психологического состояния граждан, а также культурной, образовательной, физкультурно-оздоровительной и иной социально значимой деятельности, осуществляемой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий или средств потребителя, на уровне, обеспечивающем не только самофинансирование, но и повышение конкурентоспособности этих организаций на рынке, с использованием имущества, находящегося в собственности или пользовладении, а также инновационных технологий и объектов интеллектуальной собственности, позволяющих увеличить социальный эффект деятельности с минимальными материальными затратами» [15].
Как считает Королева Л. П. «социально ориентированной может быть признана любая деятельность имеющая признаки общественно-полезной, т.е. приносящая пользу обществу, вне зависимости от того каковы источники доходов, направленных в последствии на реализацию общественно-полезных целей» [17].
По мнению Е.А. Сесявина, «…к социально ориентированным могут быть отнесены общественные организации, которые сами считают себя социально ориентированными и которых таковыми признают органы регионального управления и общество» [23, С. 138].
Вместе с тем некоторые ученые полагают, что оказания услуг в социальной сфере недостаточно, чтобы некоммерческая организация считалась социально ориентированной. Авторы А. Нещадин, В. Кашин, Г. Тульчинский приводят четыре признака предприятия, которое может считаться «социальным»:
- У такого предприятия должна быть организационная автономия.
- Инвестирование прибыли должно осуществляться на поддержание и развитие предприятия, на социальные нужды.
- Необходимо наличие сети социальных контактов вокруг бизнеса.
- Должны реализовываться долговременные социальные проекты, ориентированные на работников и внешнее сообщество [19].
Таким образом, подчеркивается долговременный характер деятельности организации в социальной сфере.
В иностранной литературе, как отмечалось выше, для обозначения «социально ориентированной некоммерческой организации» существует аналог термина «организация общественной пользы» — «организация общественной выгоды». Общий термин «общественная выгода» используется для обозначения тех организаций, которые преследуют цели, которые служат обществу в целом, в отличие от тех организаций, которые имеют частные цели или которые преимущественно или исключительно заинтересованы и / или приносят пользу своим членам.
Каждая страна сохраняет за собой право определять детали статуса «общественной выгоды» в соответствии со своими обычаями, правовой структурой и социальной реальностью. Примерами стран, которые прямо по закону определяют общественно-полезную цель, являются Дания («общественная полезность» и «общественно-благожелательная цель»), Германия («развитие и благосостояние широкой общественности») и США («благотворительные») [2]. В Великобритании все организации, действующие исключительно в общественно полезных целях, именуются «благотворительными» [5].
В Канаде используют термин «общественно-полезные некоммерческие организации» в качестве способа отличить их от «взаимно-выгодных некоммерческих организаций», которые сосредоточены исключительно на обслуживании своих членов и могут распределять активы между участниками в случае их ликвидации. Примерами могут служить кондоминиумы / ассоциации, торговые ассоциации и частные клубы. Что касается юридических лиц, в государственном законодательстве четко определены только благотворительные и некоммерческие кооперативы. «Некоммерческие организации» объединяются, независимо от того, служат ли они сообществам или их членам. В соответствии с Законом о подоходном налоге они называются общим термином «некоммерческие организации» [8].
В ряде стран нет точного определения «общественного блага» в каком-либо законодательстве, но органы власти, которые регистрируют или облагают налогом НКО, тем не менее, признают эту концепцию. Следующие страны подпадают под эту категорию: Франция («гуманитарная деятельность»), Греция («на благо людей в целом»), Ирландия («общая выгода для общества»), Нидерланды («благосостояние общества»), Португалия («цели, способствующие культурному или общему развитию страны») и Испания («цели для общественного блага») [2].
Lohmann R.A. отмечает, что «некоммерческий сектор» определяется как экономическая сеть корпораций с ограничением не распределения прибыли в качестве основной определяющей характеристики, и включает в себя как организации взаимной выгоды, так и организации общественной пользы [11].
Эвия Кауне, Ядвига Нейланд, Байба Криевина-Сутор и Расма Пайк в своей работе отмечают, что «статус организации общественной пользы предоставляется ассоциациям и фондам, цели которых указаны в уставах, конституциях или подзаконных актах, направленные на выполнение общественно-полезной деятельности, а также религиозные организации или их учреждения, которые осуществляют общественно-полезную деятельность, если они используют свой доход для деятельности некоммерческого характера и направлены на обеспечение общественной деятельности» [4].
Evers и Laville [3], Gidron, Kramer и Salamon [7] в своих исследованиях пришли к выводу, что данная форма организации («организации общественного блага») наилучшим образом подходит для некоммерческих поставщиков услуг, которые не могут быть разумно организованы как добровольные ассоциации. В некотором смысле «организации общественного блага» очень похожи на разрастающиеся гибридные организации, которые существуют в серой зоне между некоммерческим, коммерческим и правительственным. С их мнением также согласны Borzaga и Defourny [1], Kerlin [10], Nyssens [12], Osborne [13] отразив это в своих работах.
По мнению Katerina Hadzi-Miceva «организации общественной пользы» более эффективно удовлетворяют потребности местных общин и общества в целом. Рассматривая социальные потребности, они дополняют обязательства государства или предоставляют недостающие услуги. Они чаще выявляют социальные потребности и реагируют на них быстрее, чем правительства, и способны оказывать услуги более эффективно. Кроме того, при предоставлении своих услуг «организации общественной пользы» могут привлекать частные средства, которые дополняют и экономят государственные средства и мобилизуют более широкую общественную поддержку [6].
Таким образом, анализ мировой практики и опыта работы действующих социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) показывает, что наиболее существенный социальный эффект их деятельности достигается при сочетании следующих факторов:
- использование новых технологий;
- обеспечение финансовой устойчивости;
- масштабируемость достигнутых результатов;
- прозрачность деятельности, честность руководителей и сотрудников.
СОНКО как субъект региональной экономики
Российский некоммерческий сектор в современных условиях становится активным участником социально-экономического процесса не только на федеральном, но и на региональном уровне. Поэтому назревает необходимость преобразований, которые в первую очередь необходимо осуществлять в регионах, что понимает и Правительство РФ. Регионам предстоит внести изменения в свои государственные программы с конкретными мероприятиями и показателями по секторальным направлениям образования, здравоохранения и социальной поддержки для привлечения к решению задач социально ориентированных некоммерческих организаций.
СОНКО, с одной стороны, являются элементами организационно-правовой структуры региональной экономики; а с другой — элементами пространственной структуры региональной экономики. Они участвуют в региональном воспроизводственном процессе, способствуют реализации гражданских инициатив в регионе. Они способствуют развитию благотворительной и добровольческой деятельности в регионе, а также реализации социально значимых региональных проектов [21].
По мнению авторов, СОНКО в региональной экономике следует рассматривать в нескольких аспектах.
1) Системный: как компонент региональной социально-экономической системы (региональной социальной инфраструктуры).
Некоммерческий сектор входит в состав экономики региона и обладает собственной внутренней структурой. Структурными элементами региональной социально-экономической системы выступает население региона, которое создает совокупный спрос на товары и услуги СОНКО и, следовательно, сами СОНКО, удовлетворяющие спрос и создающие совокупное предложение. Следует учитывать, что рассматриваемый сектор обладает своей спецификой, которая заключается в многоаспектности деятельности НКО.
2) Пространственный: как компонент экономического пространства региона.
Каждый регион имеет свое внутренне экономическое пространство, вмещающие множество объектов и связей между ними. Оно зависит от: плотности (численность населения, объем валового регионального продукта, обеспеченность природными ресурсами, основной капитал и т.д); размещения (показатели равномерности, дифференциации, концентрации, распределения населения и экономической деятельности и неосвоенных территорий); связанности (интенсивность экономических связей между частями и элементами пространства, условия мобильности товаров, услуг, капитала и людей, определяемые развитием транспортных и коммуникационных сетей) [16]. Социально ориентированные некоммерческие организации являются экономическими агентами, функционирующими в экономическом пространстве региона, они насыщают экономическое пространство и выступают компонентами его связанности.
3) Институциональный: как институт гражданского общества.
Некоммерческие организации являются ключевым звеном гражданского общества, во многом благодаря гибкости и огромному потенциалу. Они способны создавать эффективные механизмы для решения острых социальных проблем общества, активно привлекая население для формирования социальной политики и воплощая гражданские инициативы. В последнее время государство активно поддерживает социально-ориентированную деятельность некоммерческих организаций путем предоставления государством грантов на развитие социально ориентированных НКО, проведение ряда гражданских форумов, функционирование Общественной Палаты при Президенте РФ, а также созданы Общественные палаты в Федеральных округах и субъектах РФ, партнерское участие НКО в реализации социальных целевых программ, принимаемых властью. Таким образом, СОНКО становятся дополнительной и весьма эффективно инстанцией в оказании социальной поддержки населению, участвуя в формировании и реализации государственной социальной политики в регионе, а также региональной и муниципальной социально-экономической политики.
4) Функциональный: как инструмент реализации социально значимых функций на уровне регионального управления и местного самоуправления;
Для формирования и эффективного функционирования новой системы управления важную роль приобретают факторы становления новой организационно-управленческой культуры, в том числе устанавливающиеся в обществе ценности, воззрения, индивидуальные и групповые нормы поведения, установки, типы взаимодействий и т.п. Этому в немалой степени способствуют СОНКО, беря на себя часть функций органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления для повышения уровня и качества жизни населения, обеспечивая его эффективное развитие.
5) Деятельностный: как ресурс для развития благотворительной и добровольческой деятельности в регионе.
В последнее время особый акцент ставится на развитии благотворительной и добровольческой деятельности. СОНКО имеют богатый опыт по привлечению частных инвесторов (меценатов) и капиталов для решения различных социальных задач, связанных с благотворительностью, что позволяет достигать определенного уровня экономии бюджетных средств. Им проще привлекать внебюджетные средства, гранты, налаживать партнерство с бизнесом. Социальные услуги, оказываемые СОНКО, по сравнению с услугами государственных учреждений, дешевле. Они способны привлечь дополнительные ресурсы для выполнения социальных проектов, которыми не располагают органы власти, в том числе привлекать для выполнения различной работы волонтёров.
6) Программно-управленческий: как объект региональных (муниципальных) программ поддержки.
Экономически СОНКО в большинстве своем являются слабыми. СОНКО в процессе осуществления своей деятельности могут получать поддержку от органов власти разных уровней в различных формах: финансовую, имущественную, информационную, консультационную, а также поддержку в области подготовки дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того, формами экономической поддержки СОНКО со стороны органов власти как Федерального, так и регионального уровня являются:
- предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям налоговых льгот;
- размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- предоставление юридическим лицам, оказывающим СОНКО материальную поддержку, налоговых льгот.
Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вместе с перечисленными формами поддержки могут оказывать поддержку СОНКО в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Заключение
Таким образом, обобщение международной и российской практики, дает возможность выделить следующие достоинства социально ориентированных организаций:
- возможность сосредоточения ресурсов на решении социальных проблем из различных источников (бюджетные средства, средства организаций коммерческого сектора, средства пожертвований и другие источники);
- внимательное отношение к потребностям своих целевых аудиторий, обнаружение существующих проблем, которые ранее не являлись объектом рассмотрения государственной социальной политики. Согласно многочисленным исследованиям, без вмешательства негосударственных НКО в большинстве регионов России не решались бы такие актуальные для общества проблемы, как обеспечение равных возможностей для инвалидов; поиск новых механизмов устройства детей, оставшихся без попечения родителей; защита от семейного насилия, помощь беженцам и вынужденным переселенцам, социальная реабилитация многие другие;
- инновационность подходов к решению социальных проблем: многие образовательные, управленческие и информационные технологии, современные методы социальной работы были впервые внедрены именно некоммерческими организациями, а в дальнейшем стали частью государственной и муниципальной политики (конкурсы социальных и образовательных проектов, кризисные центры для пострадавших от насилия и прочее);[22]
- возможность эффективного оказания социальных сервисов населению, характеризующихся высоким качеством и низкими издержками, в том числе в связи с привлечением добровольцев к деятельности социально ориентированных НКО [14].
Таким образом, в заключении следует отметить, что СОНКО являются активными элементами экономического пространства регионов. Эти организации (обычно объединенные под термином «некоммерческие организации») занимаются предоставлением социального жилья, управлением общественными лигами спорта и отдыха и управлением социальными предприятиями. Они обеспечивают общественное благо людям в сообществах и направляют ресурсы на реинвестирование в работу, осуществляемую в конкретных муниципальных образованиях для конкретных местных сообществ, согласно цели их создания и, следовательно, являются одним из важных субъектов социальной политики общества в целом, и региональной экономики, в частности.
Список использованных источников
- Borzaga, C. & Defourny. J. (Eds.) (2001). The emergence of social enterprise. London/New York: Routledge
- Derek Allen, Tax and Giving in Europe: A Guide to the Tax Treatment of Voluntary Bodies in the European Community and of Donations Made to Such Bodies (London: The Directory of Social Change, 1993)
- Evers, A. & Laville, J.L (Eds.) (2004). The third sector in Europe. Cheltenham: Northampton: Edward Elgar
- Evija Caune, Jadviga Neilande, Baiba Krieviņa-Sutora, Rasma Pīpiķe The Review of the NGO Sector in Latvia. 2015 [Электронный ресурс] http://www.nvo.lv/site/attachments/29/04/2016/NVO_PARSKATS_EN04-2.pdf (дата обращения: 24.07.2019)
- Fries, R. (2006). Charity Commission for England a 11. nd Wales. Th e International Journal of Not-for-Profi t Law, vol. 8, n. 2, pp. 7–16.
- Hadzi-Miceva, K. (2005). A Supportive Financing Framework for Social Economy Organizations. Budapest: European Centre for Not-for-Profi t Law.
- Hydron, B., Kramer, R. M., and Salamon, L. M., (ed.) (1992). Government and third sector. Emerging relationships in welfare states. San Francisco, California: Jossie-Bass
- Introducing the «Public Benefit Nonprofit Sector». How a new identity can better serve communities. [Электронный ресурс]. https://theonn.ca/wp-content/uploads/2017/08/ONN.Introducing-Public-Benefit-Sector.FINALpdf
- Katerina Hadzi-Miceva “A Supportive Financing Framework for Social Economy Organizations,” 2007 ECNL and OECD
- J.A. (2006). Social enterprise in the United States and Europe: Under-standing and learning from the differences. Voluntas. 17(3) pp.247-263.
- Lohmann RA The commons: New perspectives on nonprofit organizations and voluntary action Jossey-Bass Inc. Pub 1992
- Nyssens, M. (2006). Social enterprises at the crossroads of markets, public policies and civil society. London/New York: Routledge.
- Osborne, S.P. (Ed.) (2008). The third sector in Europe. Prospects and challeng-es. London/New York: Routledge.
- Аксенова В.С. Роль социально-ориентированных некоммерческих организаций в экономике России [Электронный ресурс]. https://elibrary.ru/item.asp?id=30544251
- Бурцева А.А. Социально ориентированные некоммерческие организации гражданско-правовое регулирование их деятельности [Электронный ресурс]. URL:http://www.lawtech.ru/sites/default/files/avtorefpdf
- Знаменский Д.Ю. К проблеме формирования национальной модели государственной политики в современной России // Вестник университета (Государственный университет управления). 2014. № 7. С. 047-052.
- Королева Л. П. Проблемы и предложения по квалификации статуса социально ориентированной некоммерческой организации в качестве налогоплательщика. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16458715
- Ларина Л.Б. Налогообложение социально ориентированных организаций [Электронный ресурс]. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01003332602.pdf
- Нещадин А., Кашин В., Тульчинский Г. К вопросу о формах социального предпринимательства // Общество и экономика. — 2014.— № 9, СТ. 9.
- Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 05 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».
- Дворядкина Е. Б., Простова Д. М. Некоммерческие организации в региональной экономике: теоретический подход к исследованию // Journal of New Economy. 2019. Т. 20, № 4. С. 47–69. DOI: 10.29141/2073-1019-2019-20-4-3
- Коковихин А.Ю., Кансафарова Т.А. Институциональные барьеры в региональной системе формирования и реализации профессиональных компетенций // Управленец. 2018. Т. 9. №3. С. 76–81. DOI: 10.29141/2218-5003- 2018-9-3-12.
- Сесявин Е.А. Понятия «некоммерческая организация», «социально-ориентированная некоммерческая организация» и «третий сектор» в России // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. №9-2. С. 136-140.
References:
- Borzaga, C. & Defourny. J. (Eds.) (2001). The emergence of social enterprise. London/New York: Routledge
- Derek Allen, Tax and Giving in Europe: A Guide to the Tax Treatment of Voluntary Bodies in the European Community and of Donations Made to Such Bodies (London: The Directory of Social Change, 1993)
- Evers, A. & Laville, J.L (Eds.) (2004). The third sector in Europe. Cheltenham: Northampton: Edward Elgar
- Evija Caune, Jadviga Neilande, Baiba Krieviņa-Sutora, Rasma Pīpiķe The Review of the NGO Sector in Latvia. 2015 [Электронный ресурс] http://www.nvo.lv/site/attachments/29/04/2016/NVO_PARSKATS_EN_20.04-2.pdf (дата обращения: 24.07.2019)
- Fries, R. (2006). Charity Commission for England a 11. nd Wales. Th e International Journal of Not-for-Profi t Law, vol. 8, n. 2, pp. 7–16.
- Hadzi-Miceva, K. (2005). A Supportive Financing Framework for Social Economy Organizations. Budapest: European Centre for Not-for-Profi t Law.
- Hydron, B., Kramer, R. M., and Salamon, L. M., (ed.) (1992). Government and third sector. Emerging relationships in welfare states. San Francisco, California: Jossie-Bass
- Introducing the «Public Benefit Nonprofit Sector». How a new identity can better serve communities. [Электронный ресурс]. https://theonn.ca/wp-content/uploads/2017/08/ONN.Introducing-Public-Benefit-Sector.FINAL_.pdf
- Katerina Hadzi-Miceva “A Supportive Financing Framework for Social Economy Organizations,” 2007 ECNL and OECD
- Kerlin. J.A. (2006). Social enterprise in the United States and Europe: Under-standing and learning from the differences. Voluntas. 17(3) pp.247-263.
- Lohmann RA The commons: New perspectives on nonprofit organizations and voluntary action Jossey-Bass Inc. Pub 1992
- Nyssens, M. (2006). Social enterprises at the crossroads of markets, public policies and civil society. London/New York: Routledge.
- Osborne, S.P. (Ed.) (2008). The third sector in Europe. Prospects and challeng-es. London/New York: Routledge.
- Aksenova V.S. Role of socially- oriented non-profit organizations in the Russian economy [Rol` social`no-orientirovanny`x nekommercheskix organizacij v e`konomike Rossii] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30544251
- Burtseva A.A., Socially-oriented non-profit organizations, civil law regulation of their activities [Social`no orientirovanny`e nekommercheskie organizacii grazhdansko-pravovoe regulirovanie ix deyatel`nosti]. URL:http://www.lawtech.ru/sites/default/files/avtoref384.pdf.
- Znamensky D.Yu., To the problem of forming a national model of public policy in modern Russia [K probleme formirovaniya nacional`noj modeli gosudarstvennoj politiki v sovremennoj Rossii] // Vestnik universiteta (Gosudarstvenny`j universitet upravleniya). 2014. № 7. S. 047-052.
- Koroleva L. P. Problems and proposals to qualify a socilly-oriented non-profit organization as a taxpayer [Problemy` i predlozheniya po kvalifikacii statusa social`no orientirovannoj nekommercheskoj organizacii v kachestve nalogoplatel`shhika] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16458715
- Larina L.B. Taxation of socially oriented organizations [Nalogooblozhenie social`no orientirovanny`x organizacij]. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01003332602.pdf
- Neshchadin A., Kashin V., Tulchinsky G. To the question of the forms of social entrepreneurship [K voprosu o formax social`nogo predprinimatel`stva] // Obshhestvo i e`konomika. — 2014.— № 9, ST. 9.
- Federal Law No. 7-FZ of January 12, 1996, On Non-Profit Organizations; Federal Law No. 40-FZ of April 05, 2010, On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation to Support Socially-oriented Non-Profit Organizations.
- Dvoryadkina E. B., Prostova D. M. Nonprofit organizations in the regional economy: A theoretical approach to the research [Nekommercheskie organizatsii v regional’noy ekonomike: teoreticheskiy podkhod k issledovaniyu]. Journal of New Economy, 2019, vol. 20, no. 4, pp. 47–69. DOI: 10.29141/2073-1019-2019-20-4-3
- Kokovikhin A.Yu., Kansafarova T.A. Institutional barriers in the regional system for the formation and implementation of professional competencies [Institucional`ny`e bar`ery` v regional`noj sisteme formirovaniya i realizacii professional`ny`x kompetencij] // Upravlenecz. 2018. T. 9. №3. S. 76–81. DOI: 10.29141/2218-5003- 2018-9-3-12.
- Sesyavin E.A. The concepts of «non-profit organization», «socially-oriented non-profit organization» and «third sector» in Russia [Ponyatiya «nekommercheskaya organizaciya», «social`no-orientirovannaya nekommercheskaya organizaciya» i «tretij sektor» v Rossii] // Fundamental`ny`e i prikladny`e issledovaniya v sovremennom mire. 2015. №9-2. S. 136-140.
Еще в рубриках
Государственное и муниципальное управление