Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (63), 2020

Анализ перспектив рынка труда Челябинской области в условиях изменений экономики и образования

Analysis of the labor market prospects of the Chelyabinsk region in the context of changes in the economy and education

Авторы


к.п.н., доцент, доцент кафедры экономики, финансов и управления
Россия, Финансовый университет, Уральский филиал


к.п.н., доцент кафедры общетехнических дисциплин Военного учебно-научного Центра военно-воздушных сил
Россия, Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, филиал в г. Челябинске

Аннотация

Целью статьи является обзор ближайших перспектив регионального рынка труда Челябинской области, возникающих в ходе постоянных изменений экономики и динамики современной образовательной системы, а также в условиях тотальной цифровой трансформации общества. В статье предложены основные результаты статистического исследования по вопросу, на основании которых сделаны прогностические выводы. Проанализированы основные противоречия между рынком труда, текущей экономической, а также сделана попытка проектирования дальнейшего развития системы образования с учетом динамики изменений цифрового общества.

Ключевые слова

Челябинская область, рынок труда, перспективы рынка труда, система образования, региональная экономика, кадровые перспективы региона

Рекомендуемая ссылка
Перевозова Ольга Владимировна , Возилова Елена Владимировна
Анализ перспектив рынка труда Челябинской области в условиях изменений экономики и образования// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (63). Номер статьи: 6314. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6314/
Authors

Perevozova Olga Vladimirovna
Ph.D., Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics, Finance and Management
Russia, Financial University, Ural branch

Vozilova Yelena Vladimirovna
Ph.D., Associate Professor of the Department of General Technical Disciplines of the Military Educational and Scientific Center of the Air Force
Russia, Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin, branch in Chelyabinsk

Abstract

The article is devoted to the review of changes in the economy and dynamics of the modern educational system. The article presents the main results of statistical research on this issue, on the basis of which prognostic conclusions are made. The main contradictions between the labor market, the current economic and social situation are analyzed.

Keywords

Chelyabinsk region, labor market, labor market prospects, education system, regional economy, personnel prospects of the region.

Suggested Citation
Perevozova Olga Vladimirovna , Vozilova Yelena Vladimirovna
Analysis of the labor market prospects of the Chelyabinsk region in the context of changes in the economy and education. Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (63). Art. #6314. Date issued: 2020-08-20. Available at: https://eee-region.ru/article/6314/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Актуальность заявленной темы можно рассмотреть на нескольких уровнях: социальном, экономическом, технологическом. Рынок труда является самой динамичной и гибкой сферой в системе экономических перемен. Существенное значение на содержание и качество рынка труда оказывают и образовательные учреждения. Уровень компетентности выпускающихся специалистов формируют кадровый портрет региона и определяет его экономический потенциал и особенности.  Постоянный мониторинг рынка труда и его связь с системой образования позволяют выстроить возможные сценарии развития экономического сектора региона с минимальными кадровыми потерями и сохранением кадровой устойчивости отдельных отраслей. Анализ статистических данных и экономических прогнозов показывает, что назревают перемены и противоречия, с которыми раньше регионы не сталкивались.

Все перечисленные факторы позволили нам сформулировать тему статьи и выделить ключевую проблему исследования: неопределенность развития рынка труда из-за высокой турбулентности экономических изменений и глобальной цифровой трансформации общества.

Научное противоречие обозначенной ситуации заключается в том, что преобразования экономических реалий характеризуются такими признаками как интенсивность, неопределенность, стихийность. Все эти признаки снижают уровень управляемости экономического развития, затрудняя прогнозные и сценарные методики исследования. Исходя из заявленной актуальности и установленных причинно-следственных связей рассматриваемого вопроса, мы сформулировали цель статьи.

Цель статьи – провести анализ перспектив развития регионального рынка труда с учетом текущих изменений в секторе экономики и образования.

Объектом исследования в статье мы выбрали региональный рынок труда (Челябинская область), предметом исследования стали кадровые процессы региона на фоне экономических перемен. В качестве основного метода исследования мы выбрали статистический анализ данных и метод опроса.

Хронология научного развития вопроса и степень разработанности проблемы не являются новыми. Проблемы и особенности развития рынка труда и его связи с экономическими процессами являлись центральными темами как среди экономистов, так и ведущих социологов, а также аналитиков других отраслей народного хозяйства. В данном случае мы рассматриваем для анализа текущий промежуток времени, а именно динамику вопроса по отношению с 2019 и 2020 году и прогнозы на 2021 год.

Научной и методологической базой для рассмотрения нашего вопроса послужили труды экспертов в области экономики, управления и педагогики. Детальному анализу современного рынка труда посвящены работы Е.Е. Гориной, Е.В. Жертповской, Е.П. Сичинского, И.Р. Сташкевич [3,4,8]. Вопросы труда и их связи с современной экономикой рассматривались в исследованиях В.А. Базжиной, Дж. Эренберга [1, 11]. Связь экономики и образования подробно изучены Н.В. Мормужевой, Е.П. Сичинским, И.Р. Сташкевич [5, 7, 9, 10]. Связь между развитием экономики и рынка труда рассматривала Е.Б. Яковлева в разрезе демографической ситуации в России и проблем трудовой миграции [12].

Соглашаясь в целом со всеми рассмотренными идеями ученых, мы сделали попытку обосновать собственную точку зрения на текущую ситуацию на рынке труда Челябинской области. Ранее к этому вопросу мы уже обращались и частично затрагивали аспекты развития рынка труда с позиции стратегического партнерства предпринимательства и учебных заведений для развития и активизации инновационной деятельности учебных заведений [2]. А также изучали вопрос об управлении конкурентоспособностью менеджеров на рынке труда [6] через призму роли и значения вузов для профессиональной мобильности выпускников.

 

Результаты исследований

В рамках данной статьи мы поставили себе задачу усилить анализ в изучении перспектив развития регионального рынка труда с учетом происходящих преобразований общества. К числу наиболее существенных факторов, влияющих на структуру и динамику рынка труда, мы отнесли глобальную цифровизацию экономических процессов и пандемию, связанную с приходом нового вируса COVID-19.

Анализ цифровизации показал, что, наряду с очевидными плюсами для прогресса и развития общества, она имеет неоднозначное значение для более локальных процессов. Например, кадровые процессы под влиянием цифровизации имеют четкую тенденцию сокращения большого числа трудящихся за счет автоматизации процессов. То есть, преобразуя технологические процессы, мы вымещаем кадровую прослойку предприятий. Под воздействием цифровой трансформации общества на рынке труда оказываются специалисты, которые вынуждены заниматься поиском работы. На фоне различных отрицательных тенденций тотальной цифровизации для рынка труда мы в качестве ведущего определили снижение целевого трудоустройства населения (рисунок 1).

 

Структура и наполнение рынка труда Челябинской области за период с 2017 по 2020 годы

Рисунок 1 – Структура и наполнение рынка труда Челябинской области за период с 2017 по 2020 годы

 

Согласно результатам, отраженным на диаграмме, мы видим, что прослеживается тенденция сокращения числа трудоустроенных по специальности выпускников с 38% от 2017 года до 25% от 2020 года. То есть студенты вузов, получая специальности, предусмотренные образовательными программами, затрудняются устроиться на работу именно по выбранной профессии. Также наблюдается рост числа студентов, трудоустраивающихся не по специальности, то есть работа «не по диплому» как шанс быть трудоустроенным (с 42% от 2017 года до 50% от 2020 года). И до 5% за четыре года (с 20% от 2017 года до 25% от 2020 года) выросло число студентов, которые вообще не смогли трудоустроиться. Следовательно, от цифровизации пострадали ВУЗы, которые ежегодно пополняют рынок труда выпускающимися специалистами. По сути, ВУЗы занимаются подготовкой специалистов «в никуда», так как образовательные программы, предусмотренные для реализации за 4 года, просто не успевают реагировать на динамику рыночных запросов. И ситуация складывается так, что, помимо ежегодного пополнения рынка труда выпускниками вузов, его также наполняют регулярно сокращаемые рабочие кадры, вымещенные из предприятий автоматизацией основных процессов. То есть представители профессиональных сообществ от лица работодателей отмечают перенасыщение рынка труда самыми различными категориями профессий. И сама ситуация по движению кадров отмечалась как нестабильная и неопределенная. Однако еще больше нестабильности и неопределенности для рынка труда принес февраль-март 2020 года. Более уязвим рынок труда стал от ситуации, связанной с приходом нового вируса COVID-19.

Прогнозы ведущих экспертов в области кадровых процессов стали существенно расходиться. Главная особенность мартовского российского рынка труда – это адаптация к изменениям. По мнению одного из экспертов рекрутингового агентства, «многие работодатели в Москве смогли в течение недели перевести своих сотрудников на удалённую работу или гибкий график. У компаний самая главная задача – выжить, поэтому именно у топ-менеджеров есть возможность показать свои компетенции» [13]. Однако, не следует забывать, что Москва и Московская область – это один из экономически успешных и ведущих регионов. Другие регионы не смогли среагировать так оперативно и быстро. Возникли объективные препоны как технического, так и юридического толка.

На поверхность профессиональных проблем, например, всплыла цифровая некомпетентность большой категории сотрудников, которая существенно затруднила качественное выполнение работы в удаленном режиме на дому. Если анализировать наиболее востребованные категории компетенций на современном рынке труда, то можно отметить, что работодатели отдают предпочтение специалистом с высоким уровнем цифровой, финансовой и языковой грамотности. Однако фактическая ситуация по Челябинской области далека от запроса (рисунок 2).

 

Степень проявленной компетентности специалистов по рынку труда Челябинской

Рисунок 2 – Степень проявленной компетентности специалистов по рынку труда Челябинской

 

Мы разделили участников рынка труда по возрастным категориям и сравнили их резюме по степени их выраженности профессиональных компетенций (цифровых, финансовых и языковых). Под цифровой грамотностью мы совместно с работодателями понимаем совокупность проявленных знаний, навыков и умений (компетентность) в области цифровых и информационных технологий. Под финансовой грамотностью мы совместно с работодателями понимаем совокупность проявленных знаний, навыков и умений (компетентность) в области финансово-экономической плановой и расчетной деятельности. Под языковой грамотностью мы совместно с работодателями понимаем совокупность проявленных знаний, навыков и умений (компетентность) в области лингвистических и коммуникационных процессов (владение языками на базовом уровне).

Так была замечена закономерность, что в возрасте 18-25 лет соискатели на рынке труда обладают высокой цифровой компетентностью (60%) и слабо выраженной цифровой и языковой компетентностью (по 20%). Категория соискателей 26 – 35 лет обладают умеренной цифровой компетентностью (50%) и средне и слабо выраженной финансовой (30%) и языковой (20%) компетентностью. Далее, если смотреть по результатам диаграммы, мы можем установить, что практически у всех возрастных категорий соискателей достаточно слабо выражена языковая компетентность (14-20%), слабо выражена финансовая компетентность (20-35%) и неоднородно выражена цифровая компетентность, в которой прослеживается закономерность: чем старше соискатель, тем менее выражен уровень цифровой компетентности.

Соответственно, простейшая динамика и изменения рынка труда стали причиной сбоя и дисбаланса на нем, так как работодатели сделали акцент на специалистов, готовых свободно работать на расстоянии с различными видами программ, готовыми осуществлять простейшие финансово-экономические операции и готовыми к самостоятельному освоению иностранных сайтов и информации. То есть усилилась уже имеющаяся проблема неопределенности развития рынка труда.

Анализ перспектив развития регионального рынка труда до 2021 – 2024 года с учетом текущих изменений в секторе экономики и образования показывает, что будут усиливаться реформы образовательной системы с преимущественным акцентом подготовки специалистов в дистанционном режиме для формирования мудьтискиллинговых компетенций. В секторе экономики будут формироваться отрасли совершенно новых профессий и специальностей, ориентированных на виртуальный и он-лайн сервис, а на рынке труда будут юридически закреплены новые формы трудовых отношений,  в том числе, удаленная работа и иные формы деятельности в «он-лайн» формате. Внедрение цифровизации и разработка новых форм трудовых отношений сегодня привели к очевидным смещениям профессий из реального сектора взаимодействия в виртуальный (рисунок 3).

 

Перспективы развития регионального рынка под влиянием цифровых процессов и возможной пандемии

Рисунок 3 – Перспективы развития регионального рынка под влиянием цифровых процессов и возможной пандемии

 

Мы видим, что на начало 2018 года процент удаленной работы или работы в он-лайн формате составлял не более 15%, в 2019 году он составлял 18%, в 2020 году – сразу перескочил на 24%. По прогнозным методикам ожидается, что на он-лайн платформу в 2021 году перейдет 38% предприятий всех форм и отраслей, в 2022 году – 48%, в 2023 году – до 60%. В долгосрочном прогнозе к 2030 году ожидается переход на 80%.

 

Выводы

Таким образом, можем констатировать несколько фактов, существенно изменяющих рынок труда. На текущий период времени рынок труда Челябинской области находится на этапе активного преобразования с преимущественными предпочтениями мультискиллинговых специалистов. Наблюдается смена требований к конкурентоспособным специалистам с преобразованием профессиональных стандартов по уровням компетентности. А сам рынок труда формируется с учетом динамики макросреды, в которой цифровизация и вирус COVID-19 сокращают реальный сектор взаимодействия работодателей с соискателями и обеспечивают стремительный уход в глобальную виртуальную систему. По пессимистическим прогнозам футурологов, к 2030 году работа в живом реальном формате будет рассматриваться как привилегия избранных профессионалов, а 85% трудящихся станут «он-лайн» рабочей силой.

 

Список литературы:

  1. Базжина В. А. Об отношении к труду в современной политической экономии // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 3 (48). — С. 72-75.
  2. Возилова Е.В. Стратегическое партнерство предпринимательства и учебных заведений для развития и активизации инновационной деятельности // Управление инновационным развитием экономики: теория, методология, практика: сборник посвящается 95-летию Финансового университета при Правительстве РФ. Челябинск. — —  С. 125 – 129.
  3. Горина Е. Е. Рынок труда в России: вопросы теории и практики // Современные научные исследования и инновации. — 2013. — № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/08/25761.
  4. Жертповская Е. В., Якименко М. В., Маслова А. А. Анализ состояния российского рынка труда и занятости населения на федеральном и региональном уровнях в условиях новой реальности // Современные научные исследования и инновации. — 2015. — № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61598.
  5. Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений //Педагогика: традиции и инновации: Материалы IV Международной научной конференции (г. Челябинск, декабрь, 2013.г). Челябинск: Два комсомольца, 2013. с. 160-163
  6. Перевозова О.В. Управление конкурентоспособностью менеджеров на рынке труда: особенности реализации управленческого потенциала. Челябинск. 2018. 112 с.
  7. Сичинский Е.П. Профессиональное самоопределение молодежи: ценностно-ориентационный контекст // Инновационное развитие профессионального образования. 2016. №2 (10). С. 9-12.
  8. Сичинский Е.П., Сташкевич И.Р. Прогноз потребности в квалифицированных кадрах для цифровой экономики региона // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. Т.22. №2. С. 23-30.
  9. Сташкевич И.Р. Условия подготовки кадров для цифровой экономики в среднем профессиональном образовании // в сборнике: Кадры для цифровой экономики: Материалы IV Международной научно-практической конференции «Среднее профессиональное образование в информационном обществе». 2019. С. 9-14.
  10. Сташкевич И.Р., Серебренникова Е.А. Модель формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов, обучающихся по специальностям технического профиля // Мир науки, культуры, образования. 2013. №3 (40). C. 207-209.
  11. Эренберг Р. Дж., Смит Р. С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. — М.: Изд-во МГУ, 1996.
  12. Яковлева Е. Б., Кислова О. Е. Демографическая ситуация в России и проблемы трудовой миграции // Вестник Санкт- Петербургского университета. — Сер. 5. — 2015. — Вып. 1. — С. 5—19.
  13. Опрос профессиональных работодателей // https://bankstoday.net/last-articles/rynok-truda-vo-vremya-epidemii-i-posle-chto-budet-s-vakansiyami-i-zarplatami-i-chto-nuzhno-delat-uzhe-sejchas

 

List of references:

  1. Bazzhina V. A. On the attitude towards labor in modern political economy [Ob otnoshenii k trudu v sovremennoy politicheskoy ekonomii] // Problems of modern economy. — 2013. — No. 3 (48). — S. 72-75.
  2. Vozilova Ye.V.Strategic partnership between entrepreneurship and educational institutions for the development and activation of innovation [Strategicheskoye partnerstvo predprinimatel’stva i uchebnykh zavedeniy dlya razvityai i aktivizatsii innovatsionnoy deyatel’nosti]/ Management of innovative development of the economy: theory, methodology, practice: the collection is dedicated to the 95th anniversary of the Financial University under the Government of the Russian Federation. Chelyabinsk. — 2014 .— S. 125 — 129.
  3. Gorina Ye. Ye. Labor market in Russia: theory and practice [Rynok truda v Rossii: voprosy teorii i praktiki] // Modern scientific research and innovations. — 2013. — No. 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/08/25761.
  4. Zhertpovskaya Ye. V., Yakimenko M. V., Maslova A. A. Analysis of the state of the Russian labor market and employment at the federal and regional levels in the new reality [Analiz sostoyaniya rossiyskogo rynka truda i zanyatosti naseleniya na federal’nom i regional’nom urovnyakh v usloviyakh novoy real’nosti] // Modern research and innovation. — 2015. — No. 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61598.
  5. Mormuzheva N.V. Motivation for teaching students of professional institutions [Motivatsiya obucheniya studentov professional’nykh uchrezhdeniy]// Pedagogy: traditions and innovations: Materials of the IV International scientific conference (Chelyabinsk, December, 2013). Chelyabinsk: Two Komsomolets, 2013. p. 160-163
  6. Perevozova O.V. Managing the competitiveness of managers in the labor market: features of the implementation of managerial potential [Upravleniye konkurentosposobnost’yu menedzherov na rynke truda: osobennosti realizatsii upravlencheskogo potentsiala]. Chelyabinsk. 2018.112 p.
  7. Sichinskiy Ye.P. Professional self-determination of youth: value-orientational context [Professional’noye samoopredeleniye molodezhi: tsennostno-oriyentatsionnyy kontekst]/ Innovative development of vocational education. 2016. No. 2 (10). S. 9-12.
  8. Sichinskiy Ye.P., Stashkevich I.R. Forecast of the need for qualified personnel for the digital economy of the region [Prognoz potrebnosti v kvalifitsirovannykh kadrakh dlya tsifrovoy ekonomiki regiona]/ Innovative development of vocational education. 2019.T.22. # 2. S. 23-30.
  9. Stashkevich I.R. Conditions for training personnel for the digital economy in secondary vocational education [Usloviya podgotovki kadrov dlya tsifrovoy ekonomiki v srednem professional’nom obrazovanii]/ in the collection: Personnel for the digital economy: Materials of the IV International scientific and practical conference «Secondary vocational education in the information society.» 2019.S. 9-14.
  10. Stashkevich I.R., Serebrennikova Ye.A. A model of the formation of entrepreneurial competencies among students enrolled in technical specialties [Model’ formirovaniya kompetentsiy predprinimatel’skoy deyatel’nosti u studentov, obuchayushchikhsya po spetsial’nostyam tekhnicheskogo profilya]/ World of science, culture, education. 2013. No. 3 (40). S. 207-209.
  11. Erenberg R. Dzh., Smith R. S. Modern labor economics. Theory and public policy [Sovremennaya ekonomika truda. Teoriya i gosudarstvennaya politika]/ — M .: Publishing house of Moscow State University, 1996.
  12. Yakovleva Ye. B., Kislova O.E. The demographic situation in Russia and the problems of labor migration [Demograficheskaya situatsiya v Rossii i problemy trudovoy migratsii] // Bulletin of St. Petersburg University. — Ser. 5. — 2015. — Issue. 1. — S. 5-19.
  13. Survey of professional employers [Opros professional’nykh rabotodateley] //https://bankstoday.net/last-articles/rynok-truda-vo-vremya-epidemii-i-posle-chto-budet-s-vakansiyami-i-zarplatami-i-chto-nuzhno- delat-uzhe-sejchas

Экономика труда