Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (57), 2019

Проблемы энергетического обеспечения транспортной инфраструктуры прибрежных и островных территорий Арктической зоны Российской Федерации

Problems of transport infrastructure’s energy supply for coastal and island territories of the Arctic zone of the Russian Federation

Авторы


доктор географических наук, главный научный сотрудник. директор Северо-Западного отделения Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН
Россия, ФГБУН Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова РАН
szoioran@mail.ru


доктор технических наук, профессор, старший научный сотрудник
Россия, ФГАОУ Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)
yvserbin@etu.ru


кандидат физико-математических наук, доцент, ведущий научный сотрудник
Россия, ФГБУН Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова РАН
andgt64@yandex.ru


кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБУН
Россия, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова РАН
chijova.mila@yandex.ru


аспирант
Россия, ФГБУН Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова РАН
antipov_eo@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются факторы, необходимые для успешного энергообеспечения транспортной инфраструктуры (и других малых и средних объектов) в наиболее труднодоступных районах АЗРФ – островных и прибрежных территориях. Проанализированы действующие и потенциальные источники энергоснабжения в Арктике. Сделан вывод, что наиболее перспективными являются системы интеллектуального управления, использующие как минеральное топливо, так и альтернативные источники энергии. Авторы приходят к мнению, что основными причинами, препятствующими быстрому вводу в эксплуатацию таких комплексов, являются: отсутствие единой технической политики; нерешённость вопроса разработки и всесторонних испытаний оборудования и программных средств соответствующего качества отечественного производства; недоступность детальных планов развития энергетики и системы связи в Арктической зоне РФ; высокие инвестиционные затраты и необходимость государственной поддержки.

Ключевые слова

Арктика, природные условия, транспортная инфраструктура, энергетическое обеспечение, энергетические комплексы.

Финасирование

Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки РФ (№ государственной регистрации проекта - АААА-А19-119020490098-1)

Рекомендуемая ссылка
Коробов Владимир Борисович , Сербин Юрий Владимирович , Тутыгин Андрей Геннадьевич , Чижова Людмила Александровна , Антипов Евгений Олегович
Проблемы энергетического обеспечения транспортной инфраструктуры прибрежных и островных территорий Арктической зоны Российской Федерации// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (57). Номер статьи: 5710. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5710/
Authors

Korobov Vladimir Borisovich
doctor of geographical Sciences, chief researcher, Director of the Northwest branch of Institute of Oceanology named after P. P. Shirshov of RAS
Russia, Federal center for integrated Arctic research named after academician N. P. Laverov, Russian Academy of Sciences
szoioran@mail.ru

Serbin Yuri Vladimirovich
doctor of technical Sciences, Professor, senior researcher
Russia, Saint Petersburg Electrotechnical University «LETI» named after V. I. Ulyanov (Lenin)
yvserbin@etu.ru

Tutygin Andrey Gennadievich
candidate of physical and mathematical Sciences, associate Professor, leading researcher
Russia, Federal center for integrated Arctic research named after academician N. P. Laverov, Russian Academy of Sciences
andgt64@yandex.ru

Chizhova Lyudmila Aleksandrovna
candidate of economic Sciences, associate Professor, senior researcher
Russia, Federal center for integrated Arctic research named after academician N. P. Laverov, Russian Academy of Sciences
chijova.mila@yandex.ru

Antipov Evgeny Olegovich
postgraduate
Russia, Federal center for integrated Arctic research named after academician N. P. Laverov, Russian Academy of Sciences
antipov_eo@mail.ru

Abstract

The article discusses the factors necessary for the successful energy supply of transport infrastructure (and other small and medium – sized objects) in the most remote areas of the Russian Arctic-island and coastal areas. The existing and potential sources of energy supply in the Arctic are analyzed. It is concluded that the most promising are intelligent control systems that use both mineral fuel and alternative energy sources. The authors come to the opinion that the main reasons preventing the rapid commissioning of such systems are: the lack of a unified technical policy; the unresolved issue of the development and comprehensive testing of equipment and software of appropriate quality of domestic production; the inaccessibility of detailed plans for the development of energy and communication systems in the Arctic zone of the Russian Federation; high investment costs and the need for state support.

Keywords

Arctic, natural conditions, transport infrastructure, energy supply, energy complexes.

Project finance

The work was financially supported by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (state registration of the project is AAAA-A19-119020490098-1)

Suggested Citation
Korobov Vladimir Borisovich , Serbin Yuri Vladimirovich , Tutygin Andrey Gennadievich , Chizhova Lyudmila Aleksandrovna , Antipov Evgeny Olegovich
Problems of transport infrastructure’s energy supply for coastal and island territories of the Arctic zone of the Russian Federation. Regional economy and management: electronic scientific journal. №1 (57). Art. #5710. Date issued: 2019-03-11. Available at: https://eee-region.ru/article/5710/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Создание Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) как отдельного макрорегиона дало новый импульс развитию всего Севера России. Для успешного выполнения планов освоения этого богатого различными ресурсами региона и повышения уровня жизни проживающего здесь населения необходимо, в том числе, развитие транспортной инфраструктуры.

Основной особенностью, выделяющей Арктическую зону среди других макрорегионов страны, является, помимо суровых природных условий, большая протяжённость береговой черты и наличие большого количества островов и архипелагов. И в прибрежной зоне, и на островах расположено множество объектов и населённых пунктов, из которых лишь небольшая часть относится к крупным и средним. Малые объекты, такие как гидрометеорологические станции, маяки, заставы, научные стационары и ряд других постоянно нуждаются в снабжении и периодической смене персонала. Осуществляются они посредством судов, являющихся основным средством [1], и авиации. Эти операции с каждым годом становятся всё дороже главным образом из-за неудовлетворительного состояния транспортной инфраструктуры в Арктике и на Севере в целом и роста тарифов на перевозки. По прогнозам специалистов нынешний этап освоения АЗРФ связывается, в основном, со строительством вахтовых поселков и базовых поселений с численностью населения до 100 человек.

Ситуацию с транспортной инфраструктурой можно улучшить, если, с одной стороны оптимизировать сами перевозки и создать новые объекты инфраструктуры [2, 3], которые могли бы служить в качестве промежуточных баз.

Для имеющихся малых объектов, базирующихся в большинстве своём именно в прибрежной зоне и на островах, существует автономное энергетическое обеспечение. И здесь возникают определённые проблемы, влияющие на развитие транспортной инфраструктуры. Мощности используемых энергетических установок достаточно для выполнения производственных функций и проживания персонала, но явно недостаточно для обеспечения планируемых к созданию объектов транспортной инфраструктуры в этих местах.

 

Состояние проблемы

В соответствии со «Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» планируется, в том числе: «…создание комплексной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры»; «…развитие системы комплексной безопасности для защиты территорий,
населения и критически важных объектов Арктической зоны РФ от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Перечисленное невозможно без разработки и реализации современных решений транспортной и энергетической инфраструктуры.

В настоящее время в Арктической зоне отмечается недостаток причалов и пристаней [4], а также аэропортов и аэродромов. Для решения задач обеспечения объектов, расположенных в прибрежной зоне и на островах, их логичнее всего создавать либо непосредственно на самих этих объектах, либо поблизости, чтобы они могли обслуживать несколько таких объектов одновременно с минимальными издержками. Например, построить причал в устье реки, где уже есть, допустим, гидрометеорологическая станция или постоянно дислоцируется геологическая партия, откуда далее грузы и люди могут быть перемещёнными катерами и вертолётами в другие пункты.

Стационарные объекты транспортной инфраструктуры полностью зависят от энергетического обеспечения. Задачу эту целесообразно решать в комплексе: единый энергоблок для нового и уже существующего объекта. Примеры «ведомственного подхода» известны, когда для одной и той же территории (объекта) создаются «свои» связь, энергетические объекты, топливные склады, сети и пр. Это существенно удорожает строительство и усложняет дальнейшую эксплуатацию объектов, так как у различных ведомств, как правило, различные требования к созданию объектов инфраструктуры.

Традиционно электроснабжение в Арктике обеспечивалось бензиновыми агрегатами или дизельными электростанциями. На новых станциях за счет электроэнергии обеспечивается и отопление, но повсеместно аварийными были и остаются печки на «местном» твердом топливе, они же используются для обогрева старых строений. В результате длительной эксплуатации в условиях Севера на большинстве объектов приходили к принципу «одно топливо, одно смазочное масло и одинаковые агрегаты». Это позволяло существенно снизить номенклатуру снабжения новым оборудованием и запчастями, выполнять обслуживание оборудования силами одной и той же бригады наладчиков в короткое время. В настоящее время такого «единого» подхода к оснащению и снабжению энергетических объектов Севера нет.

Использование органического топлива связано с определенными проблемами: завоз топлива и смазочных жидкостей для агрегатов дорог; утилизация отработанного масла не производится, и бочки с отработанным маслом ржавеют в тундре, нанося урон природной среде. При сжигании жидкого и твёрдого топлива в атмосферу выбрасываются соединения углерода, азота, серы, тяжелые металлы. Несмотря на достаточно благоприятные условия для рассеивания примесей в северных широтах [5], локальные источники совместно с дальним переносом поллютантов вносят заметный вклад в загрязнение территорий и акваторий АЗРФ [6, 7, 8].

Сегодня обеспечение населённых пунктов и промышленных объектов в Арктике предлагается решать проектируемыми плавучими и наземными атомными станциями мощностью нескольких МВт и выше [9], но такие мощности не требуются для обеспечения малых объектов, а создавать и эксплуатировать сетевую инфраструктуру для расположенных на значительных расстояниях малых поселков с ничтожным электропотреблением экономически нецелесообразно. Есть предложения по использованию атомных энергетических установок меньшей мощности, в частности, для нефтегазовых промыслов, но экономическое обоснование применения таких установок выполнено только для некоторых отдельных проектов [10].

Поэтому сам собой напрашивается вывод о целесообразности использования возобновляемых источников энергии для обеспечения малых и средних объектов. Нельзя сказать, что эта мысль новая. Те же ветроустановки часто использовались и кое-где используются в настоящее время. Проблема заключается в том, что применяются они автономно и рассматриваются как дополнительный источник энергии к дизелям и бензоагрегатам, что не избавляет от завоза топлива на сами объекты.

 

Особенности природных условий и технические решения

Несмотря на то, что ключевым словом в АЗРФ является «арктическая», регион расположен в трёх климатических поясах: полярном, субполярном и умеренном. Это, наряду с наличием высоких гор, создаёт большое разнообразие природных условий. Если рассматривать все природные условия АЗРФ в комплексе, то часть из них однозначно благоприятствует развитию энергетики региона, часть же – препятствует.

К благоприятным условиям относятся: ветер и продолжительность солнечного дня, хотя это обстоятельство и носит сезонный характер. Тем не менее, за год на земную поверхность территории АЗРФ поступает от 400 до 1200 МДж/м2 [11], а это достаточно значимая величина, чтобы игнорировать её использование.

Неблагоприятные условия – это, прежде всего, заболоченность территории, наличие труднопроходимых лесов на юге, ледяной покров большую часть года на морских и речных акваториях (за исключением юго-западной части Баренцева моря), облачность, наличие возвышенностей и гор.

Анализ ветровых условий показывает следующее. Во-первых, скорость ветра значительно увеличивается в северном направлении и в прибрежной полосе. Во-вторых, изменчивость параметров природной среды в последние десятилетия не столь велика, чтобы оказывать значимое воздействие на экосистему региона [12]. Так, средняя годовая скорость ветра на территории Архангельской области изменяется в большом диапазоне: от  6-8 м/с на побережье Баренцева и Карского морей до  2,2-2,3 м/с в центре и на востоке области. Максимальные значения скорости ветра – до 40 м/с и более в порывах, приходятся на холодный период года – с октября по декабрь; минимальная скорость ветра везде наблюдается в июле и августе [13].

Годовой ход средней скорости ветра особенно хорошо выражен на островах и побережье морей, где её амплитуда составляет 1,6-3 м/с. По мере удаления от моря амплитуда уменьшается до 0,5-1 м/с [14].

Как показали исследования количественных характеристик изменчивости гидрометеорологических характеристик в арктических морях за последние десятилетия [15], при наличии трендов средняя месячная скорость ветра изменилась на малые величины: от -0.5 м/с в восточном секторе до +0.1 м/с в западном секторе Арктики при том, что сами тренды преимущественно положительные, т.е. скорость ветра имеет тенденцию к росту.

Для энергообеспечения малых поселений на побережье и островах АЗРФ о широком применении малой гидроэнергетики, биоэнергетики и геотермальной энергетики в настоящее время говорить не приходится.

Таким образом, можно констатировать, что природные условия в целом благоприятные для использования возобновляемых источников энергии, таких как энергия ветра и солнца, а потенциал для использования возобновляемых источников энергии значителен [16].

Энергетика удаленных районов – это современные интеллектуальные блочно-модульные энергетические комплексы повышенной заводской готовности суммарной мощностью 30…400 кВт (в электрическом и тепловом эквиваленте).  Такая единичная мощность и блочно-модульное построение комплексов позволяет перевозить отдельные их элементы любым видом транспорта, включая вертолеты, и в кратчайшие сроки собирать на местах модульный энергетический комплекс.

Обеспечение надежности и ремонтопригодности оборудования для таких объектов является приоритетным, несмотря на то, что на них может не быть квалифицированного энергетического персонала. Поэтому применение апробированных структурных решений, алгоритмов и программного обеспечения, надежного оборудования, использование резервных и аварийных агрегатов, а также блочного ЗИПа является обязательными условиями при разработке подобных энергетических комплексов [17]. Также обязательным должна стать и возможность удаленной диагностики и настройки отдельных блоков энергетического комплекса. Подобное позволит обеспечить монтаж и ввод энергетического оборудования в эксплуатацию бригадами монтажников и наладчиков не самой высокой квалификации.

Современные технологии позволяют объединить в единый энергоблок генерирующие мощности, работающие на органическом топливе, с возобновляемыми источниками энергии: ветрогенераторами и солнечными панелями. Применение в составе комплексов мощных накопителей электрической энергии и утилизаторов тепла в сочетании со специальными конструктивно-компоновочными решениями объединенного энергетического и жилого комплекса позволит «проходить» суточные пики нагрузки и периоды с минимальной солнечной активностью и слабыми ветрами без включения резервных дизель-генераторов. Определение требуемого состава (количества и номинальной мощности) генерирующих мощностей и емкости накопителей энергии должно выполняться исходя из расчета нагрузки для различных сценариев потребления, а также условий конкретной местности, с учетом интегральных возможностей получения энергии от ветрогенераторов и солнечных панелей. В процессе эксплуатации режим работы источников, накопителей энергии и нагрузки должен определяться интеллектуальным управляющим комплексом исходя из прогноза ветровой активности и инсоляции, а также запасов органического топлива, зарядной емкости накопителей энергии и состояния отдельных установок комплекса, включая учет обслуживания и ремонта агрегатов [18].

Перечисленное показывает, насколько сложным может оказаться комплекс. Основная сложность его, безусловно, будет заключаться в модулях управления (аппаратной и программной их части). При этом под модулями системы управления в настоящее время принято понимать не только IT-часть и системы коммуникаций, но и интеллектуальные силовые преобразователи энергии и интеллектуальные накопители. Поскольку без этих составляющих обеспечение совместной работы разнородного энергетического оборудования в различных режимах работы объекта, при ограничениях климатического и технического характера – невозможно. В то же время сложностью оборудования никого сегодня не удивляет, и каждый современный человек успешно пользуется мобильными средствами связи, компьютером и средствами интеллектуального управления жилищем.

Один из возможных вариантов построения интегрированного энергетического комплекса приведен на рисунке 1. Его особенность состоит в использовании шины постоянного тока для обеспечения силовых коммуникаций между фотоэлектрическими преобразователями (ФЭП), ветроэлектрическими установками (ВЭУ), накопителями электрической энергии (АБ) и потребителями, работающими на постоянном токе.  Напряжение шины постоянного тока определяется из стандартного ряда с учетом мощности источников и потребителей постоянного тока. Для энергетических комплексов малой мощности это 24 В или 48 В постоянного тока. Оставшиеся элементы энергокомплекса: микро-ГЭС (ГЭС), дизельные электростанции (ДЭС) и газогенераторной электростанции (ГГЭС) подключаются к шине переменного тока, от которой получают питание соответствующие потребители. Уровнем напряжения потребителей определяется напряжение шины переменного тока.

 

Структура интегрированного энергетического комплекса с использованием линий переменного и постоянного тока

Рисунок 1 – Структура интегрированного энергетического комплекса с использованием линий переменного и постоянного тока

 

В настоящее время один из таких комплексов проходит комплексные испытания в Приморском районе Архангельской области – территории, входящей в Арктическую зону Российской Федерации. В нём используется резервный дизель-генератор 16 кВт 3*380 В 50Гц, ВЭС 5 кВт 48 В, солнечные батареи 4,8 кВт 48 В и литий-ионный накопитель электрической энергии емкостью 720 А*ч на напряжение 48 В. Система управления комплекса обеспечивает автоматический подзаряд накопителей энергии при наличии солнца или ветра, запускает резервный дизель-генератор в случае отсутствия других источников электроснабжения потребителей, позволяет вести удаленный мониторинг своего состояния. Большая часть оборудование и программного обеспечения комплекса отечественной разработки [19]. Пока ещё рано подводить итоги эксплуатации комплекса, но одно достижение уже очевидно: расход дизельного топлива существенно сократился.

 

Перспективы развития

Что препятствует широкомасштабному внедрению автономных энергетических комплексов с возобновляемыми источниками энергии и системами интеллектуального управления в районах Крайнего Севера?

В первую очередь, отсутствие единой технической политики при разработке комплексов, создании оборудования и программного обеспечения для них. Каждый производитель оборудования пытается самостоятельно (в пределах определенной суммы затрат) выполнить разработку, иногда не имея ни достаточного опыта разработки, ни опыта эксплуатации, сервиса и ремонта подобного оборудования в условиях Севера. Кроме того, такой подход не позволяет достигать унификации отдельных блоков и модулей, снизить номенклатуру снабжения при эксплуатации и ремонте.

Во-вторых, не в полной мере решен вопрос разработки и всесторонних испытаний оборудования и программных средств соответствующего качества отечественного производства, что особо важно с точки зрения обеспечения заявленного в руководящих документах уровня конкурентоспособности и национальной безопасности.

В-третьих, авторам неизвестна общепризнанная стратегия и более детальные планы развития энергетики и системы связи в АЗРФ, которая определила бы районы возможного расположения, количество и мощности автономных энергетических комплексов с учетом дальнейшей организации эффективного производства, монтажа, сервиса и ремонта соответствующего оборудования.

В-четвертых, развитие Арктики – приоритет России и одновременно дорогостоящее мероприятие, которое не предполагает мгновенной окупаемости инвестиций, поэтому требует безусловной существенной государственной поддержки как бизнеса, так и муниципальных образований различного уровня. Как отмечено в работе [20], в случае построения инвестиционного сценария развития АЗРФ как составной части общего сценария социально-экономического развития России определение целевых критериев и индикаторов должно опираться главным образом на потребности, связанные с инфраструктурным развитием.

 

Заключение

Наиболее перспективными для энергообеспечения объектов транспортной инфраструктуры установками являются автономные интеллектуальные комплексы, которые наряду с традиционными используют возобновляемые источники энергии.

Природные условия в целом благоприятны для использования альтернативных источников энергии, особенно ветровой. Исследования трендов гидрометеорологических характеристик в прибрежной зоне и акваториях арктических морей показывают малую изменчивость ветровых условий, что создает положительные условия для развития автономных комплексов во всей зоне.

Требуется усиление государственного участия во всех сферах деятельности, связанных с освоением и обеспечением транспортной инфраструктуры АЗРФ. Только такой подход позволит реализовать весь комплекс мер системно, без перегибов, связанных с погоней за достижением сиюминутных интересов и выгод.

 

Список литературы:

  1. Тутыгин А.Г. Концепция создания комплекса моделей развития транспортной инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации // Научное обозрение. 2016. №24, с. 182-185.
  2. Есеев М.К., Коробов В.Б., Макаров Д.Н., Матвеев В.И., Тутыгин А.Г. Моделирование погрузочно-разгрузочных операций судна в процессе перевозок по Северному морскому пути. – Arctic Environmental Research, 2017, № 4, с. 273-282.
  3. Антипов Е.О., Тутыгин А.Г., Коробов В.Б. Проблемы осуществления транспортировки грузов в Арктической зоне Российской Федерации морским путём. – Управленческое консультирование, 2017, № 11, с. 72-79.
  4. Филатов Н. Н., Карпечко В. А., Литвиненко А. В., Богданова М. С. Водный транспорт и энергетика севера европейской части России (обзор) // Арктика: экология и экономика. — 2017. — № 1 (25). — С. 75-85.
  5. Губайдуллин М.Г., Коробов В.Б. Экологический мониторинг нефтегазодобывающих объектов Европейского Севера России: учебное пособие. – Архангельск, ИПЦ Северного (Арктического) федерального университета, 2012, 236 с.
  6. Котова Е.И. Оценка влияния местных источников загрязнения и дальнего переноса на формирование ионного состава атмосферных осадков и снежного покрова прибрежной зоны западного сектора Арктики. Диссертация … кандидата географических наук. – Архангельск, 2013, 257 с.
  7. Виноградова А. А., Котова Е. И. Вклады источников Европы в загрязнение свинцом и кадмием северных районов Европейской России // «Живые и биокосные системы». — 2018. — № 23; URL: http://www.jbks.ru/archive/issue-23/article-2
  8. Evangeliou, N., Shevchenko, V. P., Yttri, K. E., Eckhardt, S., Sollum, E., Pokrovsky, O. S., Kobelev, V. O., Korobov, V. B., Lobanov, A. A., Starodymova, D. P., Vorobiev, S. N., Thompson, R. L., and Stohl, A.: Origin of elemental carbon in snow from western Siberia and northwestern European Russia during winter–spring 2014, 2015 and 2016, Atmospheric Chemistry and Physics, 18, 963-977, https://doi.org/10.5194/acp-18-963-2018, 2018.
  9. Саркисов А. А., Смоленцев Д. О., Антипов С. В., Билашенко В. П., Шведов П. А. Экономическая эффективность и возможности применения атомных энергоисточников мегаваттного класса в Арктике // Арктика: экология и экономика. — 2018. — № 1 (29). — С. 4-14. DOI: 10.25283/2223-4594-2018-1-4-14.
  10. Велихов Е.П., Дёмин В.Ф., Исаков Н.Ш., Казеннов А.Ю., Крылов Д.А, Кузнецов В.П., Лысцов В.П., Мирзоев Д.А., Ибрагимов И.Э. Инновационная атомная энергетика малых мощностей для нефтегазовых промыслов на арктическом шельфе. – Энергия: экономика, техника, экология, 2016, № 7, с. 17-23.
  11. Хромов С.П., Петросянц М.А. Метеорология и климатология. М.: Издательство МГУ: Наука, 2006. — 582 с.
  12. Матишов Г.Г., Дженюк С.Л., Жичкин А.П., Моисеев Д.В. Климат морей Западной Арктики в начале XXI века // Известия РАН. Серия географическая, 2011, № 3, с. 17-32.
  13. Васильев Л.Ю. Климатическое районирование Архангельской области / Диссертация на соискание учёной степени кандидата географических наук. – Санкт-Петербург, 2006. – 148 с.
  14. Шевченко В.П., Лисицын А.П., Виноградова А.Н., Васильев Л.Ю., Иванов Г.И., Клювиткин А.А., Кривс М., Новигатский А.Н., Нютик Е.М., Политова Н.В., Селезнев П.В., Серова В.В., Смирнов В.В., Соколов В.Г., Х. Хаас, Р. Штайн. Новый взгляд на влияние эолового переноса на современное морское  осадконакопление и окружающую среду в Арктике. Результаты исследований аэрозолей и снежного покрова. В сб. «Новые идеи в океанологии». ч. 2. – М.: Наука, 2004. – С.168-214.
  15. Костяной А.Г., Гинзбург А.И., Лебедев С.А. Климатическая изменчивость гидрометеорологических параметров морей России в 1979-2011 годах  / Труды ГГО им. А.И. Воейкова, 2014, с. 50-87.
  16. Соловьёв Д.А., Моргунова М.О., Габдерахманова Т.С. Адаптация энергетической инфраструктуры в Арктике к климатическим изменениям с использованием возобновляемых источников энергии // Энергетическая политика, 2017, № 4, с. 72-80.
  17. Сербин Ю.В. Проблемы повышения энергетической безопасности и перспективы применения активных динамических фильтров и устройств стабилизированного питания в системах электроснабжения специального назначения. Труды ХХХV всероссийской научно-технической конференции «Проблемы эффективности и безопасности функционирования сложных технических и информационных систем» Часть 8 — Издательство Военной академии РВСН имени Петра Великого (филиал в г. Серпухове Московской области), 2016. — С.152-157
  18. Система интеллектуального управления автономными энергетическими комплексами с возобновляемыми источниками энергии для специальных объектов удаленных районов и Арктической зоны Российской Федерации: отчет о НИР (заключительный): в 9-ти книгах / ОАО «Авангард»; рук. Сербин Ю.В.; исполн.: Качкин А.А. [и др.]. – СПб., 2016. – Инв. № ГГО.008714.
  19. Сербин Ю.В. Системы интеллектуального управления автономными энергетическими комплексами с возобновляемыми источниками энергии для специальных объектов удаленных районов и Арктической зоны Российской Федерации. Концепция и результаты разработки. XIY Международная конференция «Возобновляемая и малая энергетика-2017» 17-18.04.2017, Москва. – 2017. — С.25-29.
  20. Тутыгин А.Г., Чижова Л.А. Методологический подход к формированию инвестиционных сценариев развития экономических систем // Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-2 (63). С. 66-69.

 

References:

  1. Tutygin A.G. The concept of creating a set of models for the development of transport infrastructure in the Arctic zone of the Russian Federation [Kontseptsiya sozdaniya kompleksa modeley razvitiya transportnoy infrastruktury Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federatsii]// Scientific Review. 2016. №24, p. 182-185.
  2. Yeseyev M.K., Korobov V.B., Makarov D.N., Matveyev V.I., Tutygin A.G. Simulation of loading and unloading operations of the vessel in the process of transportation along the Northern Sea Route [Modelirovaniye pogruzochno-razgruzochnykh operatsiy sudna v protsesse perevozok po Severnomu morskomu puti]. — Arctic Environmental Research, 2017, No. 4, p. 273-282.
  3. Antipov Ye.O., Tutygin A.G., Korobov V.B. Problems of cargo transportation in the Arctic zone of the Russian Federation by sea [Problemy osushchestvleniya transportirovki gruzov v Arkticheskoy zone Rossiyskoy Federatsii morskim putom]. — Management Consulting, 2017, No. 11, p. 72-79.
  4. Filatov N. N., Karpechko V. A., Litvinenko A. V., Bogdanova M. S. Water Transport and Energy of the North of the European Part of Russia (Review) [Vodnyy transport i energetika severa yevropeyskoy chasti Rossii (obzor)]// Arctic: Ecology and Economics. — 2017. — № 1 (25). — pp. 75-85.
  5. Gubaydullin M.G., Korobov V.B. Environmental monitoring of oil and gas facilities of the European North of Russia [Ekologicheskiy monitoring neftegazodobyvayushchikh ob»yektov Yevropeyskogo Severa Rossii]: a tutorial. — Arkhangelsk, TSPI Northern (Arctic) Federal University, 2012, 236 p.
  6. Kotova Ye.I. Assessment of the impact of local sources of pollution and long-range transport on the formation of the ion composition of precipitation and snow cover in the coastal zone of the western sector of the Arctic [Otsenka vliyaniya mestnykh istochnikov zagryazneniya i dal’nego perenosa na formirovaniye ionnogo sostava atmosfernykh osadkov i snezhnogo pokrova pribrezhnoy zony zapadnogo sektora Arktiki]. Thesis … candidate of geographical sciences. — Arkhangelsk, 2013, 257 p.
  7. Vinogradova A. A., Kotova Ye. I. Contributions of European sources to lead and cadmium pollution in northern regions of European Russia [Vklady istochnikov Yevropy v zagryazneniye svintsom i kadmiyem severnykh rayonov Yevropeyskoy Rossii]// “Living and bio-axial systems”. — 2018. — № 23; URL: http://www.jbks.ru/archive/issue-23/article-2
  8. Evangeliou, N., Shevchenko, VP, Yttri, KE, Eckhardt, S., Sollum, E., Pokrovsky, OS, Kobelev, VO, Korobov, VB, Lobanov, AA, Starodymova, DP, Vorobiev, SN, Thompson , RL, and Stohl, A .: During the winter – spring 2014, 2015 and 2016, Atmospheric Chemistry and Physics, 18, 963-977, https://doi.org /10.5194/acp-18-963-2018, 2018.
  9. Sarkisov A. A., Smolentsev D. O., Antipov S. V., Bilashenko V. P., Shvedov P. A. Economic efficiency and the possibility of using megawatt-class atomic energy sources in the Arctic [Ekonomicheskaya effektivnost’ i vozmozhnosti primeneniya atomnykh energoistochnikov megavattnogo klassa v Arktike]// Arctic: Ecology and Economics. — 2018. — № 1 (29). — p. 4-14. DOI: 10.25283 / 2223-4594-2018-1-4-14.
  10. Velikhov Ye.P., Domin V.F., Isakov N.SH., Kazennov A.YU., Krylov D.A, Kuznetsov V.P., Lystsov V.P., Mirzoyev D.A., Ibragimov I.E. Innovative atomic energy of low power for oil and gas fields on the Arctic shelf [Innovatsionnaya atomnaya energetika malykh moshchnostey dlya neftegazovykh promyslov na arkticheskom shel’fe]. — Energy: economy, technology, ecology, 2016, No. 7, p. 17-23.
  11. Khromov S.P., Petrosyants M.A. Meteorology and climatology [Meteorologiya i klimatologiya]. M .: Publishing House of Moscow State University: Science, 2006. — 582 p.
  12. Matishov G.G., Dzhenyuk S.L., Zhichkin A.P., Moiseyev D.V. Climate of the Seas of the Western Arctic at the Beginning of the 21st Century [Klimat morey Zapadnoy Arktiki v nachale XXI veka]// News of the Russian Academy of Sciences. Geographical series, 2011, № 3, p. 17-32.
  13. Vasil’yev L.YU. Climatic zoning of the Arkhangelsk region [Klimaticheskoye rayonirovaniye Arkhangel’skoy oblasti]/ dissertation for the degree of candidate of geographical sciences. — St. Petersburg, 2006. — 148 p.
  14. Shevchenko V.P., Lisitsyn A.P., Vinogradova A.N., Vasil’yev L.YU., Ivanov G.I., Klyuvitkin A.A., Krivs M., Novigatskiy A.N., Nyutik Ye.M., Politova N.V., Seleznev P.V., Serova V.V., Smirnov V.V., Sokolov V.G., KH. Khaas, R. Shtayn. A new look at the effect of eolian transfer on modern marine sedimentation and the environment in the Arctic. Research results of aerosols and snow cover [Novyy vzglyad na vliyaniye eolovogo perenosa na sovremennoye morskoye osadkonakopleniye i okruzhayushchuyu sredu v Arktike. Rezul’taty issledovaniy aerozoley i snezhnogo pokrova]. On Sat «New ideas in oceanology.» part 2. — M .: Science, 2004. — S.168-214.
  15. Kostyanoy A.G., Ginzburg A.I., Lebedev S.A. Climatic variability of the hydrometeorological parameters of the seas of Russia in 1979–2011 [Klimaticheskaya izmenchivost’ gidrometeorologicheskikh parametrov morey Rossii v 1979-2011 godakh]/ Works of GGO im. A.I. Voeikova, 2014, p. 50-87.
  16. Solov’yov D.A., Morgunova M.O., Gabderakhmanova T.S. Adaptation of the energy infrastructure in the Arctic to climate change using renewable energy sources [Adaptatsiya energeticheskoy infrastruktury v Arktike k klimaticheskim izmeneniyam s ispol’zovaniyem vozobnovlyayemykh istochnikov energii]// Energy Policy, 2017, № 4, p. 72-80.
  17. Serbin YU.V. Problems of improving energy security and the prospects for the use of active dynamic filters and stabilized power supply devices in special-purpose power supply systems [Problemy povysheniya energeticheskoy bezopasnosti i perspektivy primeneniya aktivnykh dinamicheskikh fil’trov i ustroystv stabilizirovannogo pitaniya v sistemakh elektrosnabzheniya spetsial’nogo naznacheniya]. Works XXXV All-Russian Scientific-Technical Conference «Problems of efficiency and safety of complex technical and information systems» Part 8 — Publishing House of the Peter the Great Strategic Missile Forces Military Academy (branch in Serpukhov, Moscow region), 2016. — P.152-157
  18. The system of intellectual management of autonomous energy complexes with renewable energy sources for special facilities in remote areas and the Arctic zone of the Russian Federation [Sistema intellektual’nogo upravleniya avtonomnymi energeticheskimi kompleksami s vozobnovlyayemymi istochnikami energii dlya spetsial’nykh ob»yektov udalennykh rayonov i Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federatsii]: research report (final): in 9 books / Avangard OJSC; hands Serbin Y.V .; performance .: A. Kachkin [and etc.]. — SPb., 2016. — Inv. No. GGO.008714.
  19. Serbin YU.V. Systems of intellectual management of autonomous energy complexes with renewable energy sources for special facilities in remote areas and the Arctic zone of the Russian Federation. The concept and results of development [Sistemy intellektual’nogo upravleniya avtonomnymi energeticheskimi kompleksami s vozobnovlyayemymi istochnikami energii dlya spetsial’nykh ob»yektov udalennykh rayonov i Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federatsii. Kontseptsiya i rezul’taty razrabotki]. XIY International Conference «Renewable and Small Energy 2017» 17-18.04.2017, Moscow. — 2017. — pp. 25-29.
  20. Tutygin A.G., Chizhova L.A. Methodological approach to the formation of investment scenarios for the development of economic systems [Metodologicheskiy podkhod k formirovaniyu investitsionnykh stsenariyev razvitiya ekonomicheskikh sistem]// Economy and Entrepreneurship. 2015. № 10-2 (63). Pp. 66-69.

Отраслевая экономика, Региональное развитие