Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (55), 2018

Социальная карта как финансово-социальный инструмент повышения эффективности и адресности предоставления мер социальной поддержки

Social card as a new financial and social tool for increasing efficiency and targeting of social support measures

Авторы


Главный специалист финансово-экономического отдела
Россия, Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области
0310171@bk.ru

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению эффективности и перспектив применения «социальной карты», как одного из финансово-социальных инструментов, способствующих повышению эффективности бюджетных расходов, развитию прозрачной и понятной системы социальной защиты населения, повышению эффективности адресных мер социальной поддержки. Определены и обоснованы плюсы применения системы социальных карт для её участников, в том числе для населения, финансовых институтов, экономики региона. Проведен анализ расходов учреждений социальной сферы и выявлена тенденция к росту заинтересованности учреждений данной сферы к развивающимся информационно-коммуникационным технологиям. Применение «социальной карты» будет способствовать не только повышению эффективности учета и расходования бюджетных средств всех уровней, но и росту социальной справедливости в стране, и как следствие – повышению уровня жизни населения.

Ключевые слова

эффективность бюджетных расходов, финансово-социальный инструмент, социальная карта, принцип адресности, социальная поддержка

Рекомендуемая ссылка
Димиржиева Галина Владимировна
Социальная карта как финансово-социальный инструмент повышения эффективности и адресности предоставления мер социальной поддержки// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (55). Номер статьи: 5508. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5508/
Authors

Dimirzhieva Galina Vladimirovna
The main expert of financial and Economic Department
Russia, Committee on labour and employment of the Leningrad region
0310171@bk.ru

Abstract

The article is devoted to the review of the effectiveness and prospects for the application of the "social card" as one of the financial and social instruments that contribute to increasing the efficiency of budget expenditures, the development of a transparent and understandable social protection system for the population, and the effectiveness of targeted social support measures. The advantages of using the system of social cards for its participants, including for the population, financial institutions, and the economy of the region were determined and justified. An analysis of the expenditures of social institutions has been carried out and a tendency has been revealed to increase the interest of institutions of this sphere in developing information and communication technologies. The application of the "social card" will not only contribute to improving the efficiency of budget expenditures at all levels, but also to the growth of social justice in the country - the main indicator of the development of the economy as a whole.

Keywords

efficiency of budgetary expenditures, financial and social instrument, social map, principle of targeting, social support

Suggested Citation
Dimirzhieva Galina Vladimirovna
Social card as a new financial and social tool for increasing efficiency and targeting of social support measures. Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (55). Art. #5508. Date issued: 2018-08-15. Available at: https://eee-region.ru/article/5508/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Переход с предоставления различных мер социальной поддержки без применения принципа адресности и критериев нуждаемости на предоставление социальной помощи гражданам с учётом вышеуказанных категорий, а также наиболее точное определение состава и условий предоставления данных мер способствует развитию более эффективной, понятной и открытой системы социальной поддержки в целом, а также  эффективному расходованию бюджетных средств.

В результате проведенной Минфином России инвентаризации мер социальной поддержки выявилось, что в России эти меры предоставляются в основном по категориальному принципу и при этом не учитывается уровень дохода получателей данных мер.

Предоставление социальной помощи предполагается осуществлять уже с учетом уровня дохода получателей различных мер социальной поддержки и, несомненно, слова Президента РФ В.В. Путина о том, что ресурсы должны направляться на социальную помощь тех граждан, которые действительно нуждаются в ней [2], олицетворяются в принятии конкретных законопроектов, которые определяют порядок применения принципа адресности и критериев нуждаемости.  Одним из таких законопроектов является принятый 29 декабря 2015 года Федеральный закон №388-ФЗ.

Вышеуказанный закон должен был реализовать такие целевые ориентиры Правительства России, как: перераспределение  на федеральном уровне объема социальных выплат в пользу тех, кто в этом действительно нуждается; предусмотреть иные виды социальной поддержки в качестве дополнения к уже имеющимся, но на которые бюджетных средств не хватало, а также предоставление самостоятельности регионам в определении и установлении критериев нуждаемости для сокращения объема социальных обязательств и дефицита соответствующего бюджета.

Для многих регионов России характерен недостаток бюджетных средств, необходимых для реализации основных направлений социальной политики. Вместе с тем наблюдаются определенные трудности учёта и контроля за расходованием бюджетных средств, в том числе при организации и реализации адресной социальной помощи отдельным категориям граждан. Рассматривая также эффективность предоставления адресной социальной помощи в регионах России сегодня необходимо отметить тот факт, что каждый выделенный из бюджета 1 рубль на адресные меры социальной поддержки сокращает дефицит дохода бедных семей всего лишь на 34 копейки [7].

 

Социальная карта жителя региона

Одним из направлений решения вышеуказанных проблем является применение «социальной карты жителя региона», позволяющей аккумулировать имеющиеся в регионе денежные средства, вовлекать в экономику региона, эффективно их использовать и снижать различные, сопутствующие предоставлению различных мер социальной поддержки, издержки.

Утверждение постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. №65 Федеральной Целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», целью которой прежде всего являлось повышение качества  взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения [9]  предположительно и положило начало рассмотрению субъектами РФ возможности создания, внедрения и развития такого финансово-социального инструмента как «социальная карта».

Основными направлениями использования социальной карты региона  могут являться:

Направления использования социальной карты региона

 

Повышение эффективности и адресности предоставления мер социальной поддержки в Ленинградской области

Необходимо отметить, что данное направление повышения эффективности бюджетных расходов и адресности предоставления мер социальной поддержки начинают воплощать и в Ленинградской области, руководствуясь, прежде всего Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года №203. «Социальную карту» предполагают запустить в обращение к 2022 гг. Расходы на такие проекты могут быть очень значительными, однако срок окупаемости составляет три-четыре года из-за значительного сокращения издержек, возникающих при  предоставлении мер социальной поддержки.

Положительную динамику применения в различных сферах жизнедеятельности цифровых технологий, и в частности в сфере предоставления социальных услуг, можно отследить на рисунках 1 и 2, представленных ниже.

 

Динамика показателя  электронного  обмена данными между своими и внешними информационными системами в организациях социальной сферы (в % от общего числа организаций соответствующего вида деятельности)

Рисунок 1. Динамика показателя  электронного  обмена данными между своими и внешними информационными системами в организациях социальной сферы (в % от общего числа организаций соответствующего вида деятельности)

Составлено автором по данным статистического сборника «Российский статистический ежегодник:2017:Стат.сб./Росстат.-М.,2017 -458с.. (https://www.gks.ru/)

 

Организации, использующие информационные и коммуникационные технологии по видам деятельности (в % от общего числа обследованных организаций)

Рисунок 2. Организации, использующие информационные и коммуникационные технологии по видам деятельности (в % от общего числа обследованных организаций)

Составлено автором по данным статистического сборника «Российский статистический ежегодник:2017:Стат.сб./Росстат.-М.,2017 -458с.. (https://www.gks.ru/)

 

Показатель роста расходов на закупку и применение новых информационных технологий в учреждениях социальной сферы также свидетельствует о развитие цифровых технологий и применении их при предоставлении, в том числе мер социальной поддержки (рис.3, рис.4).

 

Внутренние затраты на исследования и разработки в социальной сфере (млрд руб)

Рисунок 3. Внутренние затраты на исследования и разработки в социальной сфере (млрд руб)

Составлено автором по данным статистического сборника «Российский статистический ежегодник:2017:Стат.сб./Росстат.-М.,2017 -458с.. (https://www.gks.ru/)

 

Структура затрат на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) учреждений социальной сферы по видам экономической деятельности в 2016 году (в % от общего объема затрат на ИКТ)

Рисунок 4. Структура затрат на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) учреждений социальной сферы по видам экономической деятельности в 2016 году (в % от общего объема затрат на ИКТ)

Составлено автором по данным статистического сборника «Российский статистический ежегодник:2017:Стат.сб./Росстат.-М.,2017 -458с.. (https://www.gks.ru/)

 

Как можно заметить из данных рисунка 4 наибольшие затраты учреждений социальной сферы направлены на оплату услуг сторонних организаций, следовательно, спрос на разработки в области информационных технологий и применение их в учреждениях социальной сферы растет.

Основными преимуществами  эксплуатации  системы социальных карт в регионах её участниками (финансовые и банковские структуры, подразделения органов федеральной власти, региональные органы власти, государственные и частные учреждения, предприятия,  предоставляющие товары, услуги с оплатой в безналичной форме с использованием карт; держатели карт, процессинговый центр) будут являться:

  • повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию различных социальных программ,
  • обеспечение более эффективного государственного контроля над финансовыми потоками по компенсации затрат учреждений, сложившихся в результате предоставления различных социальных гарантий населению и целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на социальные цели,
  • функционирование цифровой среды по взаимодействию органов социальной защиты населения, внебюджетных фондов, финансовых органов, региональных, муниципальных органов власти,
  • уменьшение наличного денежного обращения и, следовательно, сопутствующих с ним, издержек,
  • получение прозрачной и понятной системы оказания различных мер социальной поддержки гражданам,
  • упрощение порядка действий по оформлению различных льгот и субсидий,
  • надежность сохранности денег и повышение безопасности за счет уменьшения наличных денежных средств,
  • получение дополнительных скидок и льгот при обслуживании в торгово-сервисных организациях;
  • увеличение клиентской базы,
  • упрощение учета при отпуске товаров по социальным программам и предоставлении социальных услуг,
  • отпадает необходимость контроля первичных документов, подтверждающих право на получение социальной скидки или бесплатной услуги,
  • наличие автоматизированного учета объема предоставленных услуг,
  • проведение маркетинговых исследований, получение оперативной информации.

 

Вывод

Таким образом, на основе проведенного анализа правовой регламентации и практической реализации аргументирована роль социальной карты, как нового финансово-социального инструмента, способствующего сокращению издержек, повышению эффективности учета и расходования бюджетных средств, а также соблюдению принципа адресности при предоставлении различных мер социальной поддержки, что в свою очередь будет способствовать росту социальной справедливости в стране, и как следствие – повышению уровня жизни населения.

 

Список литературных источников

  1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года №203.
  2. Послание Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию 01.03.2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://kremlin.ru 
  3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости: Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ.
  4. О внедрении социальной карты для жителей города Москвы: Постановление Правительства Москвы N 602-ПП от 6 августа 2002 г.
  5. Абдрахманова Г.И., Гохберг Л.М., Кевеш М.А. и др. Статистический сборник «Индикаторы цифровой экономики:2017// Нац.исслед.ун-т «Высшей школы экономики».-М.:НИУ ВШЭ, 2017.-320с.
  6. Алексеевских А.В. «Мир» станет «социальной картой россиянина» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:/http://iz.ru/news
  7. Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность/ Под ред. К.э.н. В.Назарова и А. Пошарац. Научный доклад. М.: Научно-исследовательский финансовый институт; Всемирный банк, 2017, 144 с. (с.64).
  8. Российский статистический ежегодник:2017:Стат.сб./Росстат.-686 с.М.,2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
  9. ФЦП «Электронная Россия (2002-2010годы)». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minsvyaz.ru

 

References: 

  1. Strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030 [Strategija razvitija informacionnogo obshhestva v Rossijskoj Federacii na 2017–2030 gody] : Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 No. 203.
  2. Message of the President of Russia V.V. Putin to the Federal Assembly 01/03/2018 [Poslanie Prezidenta Rossii V.V. Putina Federal’nomu Sobraniju 01.03.2018] , available at: http://kremlin.ru
  3. On the introduction of amendments to certain legislative acts of the Russian Federation with regard to the registration and improvement of the provision of social support measures, based on the obligation to comply with the principle of targeting and the application of eligibility criteria [O vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii v chasti ucheta i sovershenstvovanija predostavlenija mer social’noj podderzhki ishodja iz objazannosti sobljudenija principa adresnosti i primenenija kriteriev nuzhdaemosti] : Federal Law No. 388-FZ of December 29, 2015.
  4. On the introduction of a social card for residents of Moscow [O vnedrenii social’noj karty dlja zhitelej goroda Moskvy] : Resolution of the Government of Moscow N 602-PP of August 6, 2002.
  5. Abdrahmanova G.I., Gohberg L.M., Kevesh M.A. (2017) Statistical Digest «Indicators of the Digital Economy / National Research Examination of the Higher School of Economics. [Statisticheskij sbornik «Indikatory cifrovoj jekonomiki:2017]/ Nac.issled.un-t «Vysshej shkoly ehkonomiki».-M.:NIU VSHEH, 2017.
  6. Alekseevskih A.V. (2016), «The world» will become a «social card of a Russian» [«Mir» stanet «social’noj kartoj rossijanina»] , available at: / http: //iz.ru/news
  7. Development of effective social support of the population in Russia: targeting, need, universality [Razvitie jeffektivnoj social’noj podderzhki naselenija v Rossii: adresnost’, nuzhdaemost’, universal’nost’] / Ed. Candidate of Economic Sciences V.Nazarova and A.Posharac. Scientific report. M .: Research Financial Institute; The World Bank, 2017, 144 p. (p.64)
  8. Russian Statistical Yearbook: 2017 [Rossijskij statisticheskij ezhegodnik]: Stat.sb./Rosstat.-686.M., (2017 ), available at: http://www.gks.ru
  9. FTP «Electronic Russia» (2002-2010) [Jelektronnaja Rossija (2002-2010gody)], available at: http://minsvyaz.ru

Финансы регионов