Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (55), 2018

Государственная поддержка инновационных и инвестиционных проектов АПК регионов России

State support of innovative and investment projects of agrarian and industrial complex of Russian regions

Авторы


кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов
Россия, Одинцовский филиал МГИМО МИД РФ
Platonova5@mail.ru

Аннотация

Обеспечение продовольственной безопасности России требует ухода от использования направлений производства сельскохозяйственной продукции, нацеленных на количественный рост, в сторону перехода на инновационно ориентированные технологии на безопасной экологической основе. В России с 2017 года наиболее перспективным видом государственной поддержки инновационных и инвестиционных проектов АПК регионов является предоставление консолидированной субсидии, включающей в себя поддержку отдельных подотраслей растениеводства и животноводства, связанных в том числе с развитием традиционных для регионов направлений развития сельского хозяйства ("единая" субсидия). Автором приводятся данные о размерах и направлениях «единой» субсидии в разрезе отдельных регионов и направлений использования, рассматриваются проблемы и пути повышения эффективности данного инструмента государственной поддержки АПК за 2017-2018 гг. Российский опыт решения проблем государственной поддержки сельскохозяйственного производства, выполнение задачи обеспечения глобальной продовольственной безопасности требует эффективного использования всех источников финансирования как государственных, так и частных инвестиций с целью эффективного и динамичного развития аграрного сектора.

Ключевые слова

государственное регулирование АПК, «единая» субсидия, регионы, распределение инвестиций на уровне регионов, бюджеты регионов

Рекомендуемая ссылка
Платонова Татьяна Егоровна
Государственная поддержка инновационных и инвестиционных проектов АПК регионов России// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (55). Номер статьи: 5509. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5509/
Authors

Platonova Tat'jana Egorovna
PhD in Economic sciences
Russia, Moscow State Institute of International Relations (University)
Platonova5@mail.ru

Abstract

Ensuring Russia's food security requires avoiding the use of directions for the production of agricultural products aimed at quantitative growth, towards the transition to innovative technologies based on a safe ecological basis. In Russia, since 2017, the most promising type of state support for innovative and investment projects in the agro-industrial complex of the regions is the provision of a consolidated subsidy that includes support for selected sub-sectors of crop production and livestock production, including the development of traditional agricultural development directions ("single" subsidy) . The author gives data on the size and directions of the "single" subsidy in the context of individual regions and areas of use, examines the problems and ways to increase the effectiveness of this instrument of state support for the agroindustrial complex for 2017-2018. The Russian experience of solving problems of state support for agricultural production, fulfilling the task of ensuring global food security requires the effective use of all sources of financing for both public and private investments with a view to efficient and dynamic development of the agricultural sector.

Keywords

State regulation of agroindustrial complex, "unified" subsidy, regions, distribution of investments at the regional level, regional budgets.

Suggested Citation
Platonova Tat'jana Egorovna
State support of innovative and investment projects of agrarian and industrial complex of Russian regions. Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (55). Art. #5509. Date issued: 2018-08-23. Available at: https://eee-region.ru/article/5509/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В последнее время государственные органы управления экономикой России уделяют большое внимание совершенствованию мер по государственной поддержке сельскохозяйственной отрасли. Особенно актуальным является это направление в свете проблем импортозамещения продуктов питания и обеспечения глобальной продовольственной безопасности страны.

В настоящем периоде развития сельского хозяйства России наиболее актуальными являются проблемы распределения государственных ассигнований и определения методов этого распределения. В статье исследуются вопросы использования методики «единой» субсидии при распределении бюджетных средств для агропромышленных  предприятий на уровне РФ и отдельных регионов РФ.

Цель работы заключается в рассмотрении основных форм государственной поддержки инновационных и инвестиционных процессов в сельском хозяйстве РФ, изучение основных параметров методики распределения «единой» субсидии между регионами и агропромышленными предприятиями, недостатков этой методики и направлений ее совершенствования.

Информационной основой являются материалы Минсельхоза РФ, Росстата и ряда публикаций, посвященных проблемам государственной поддержки АПК.

 

Основная часть

Агропромышленный бизнес существует в условиях глобализации и международной интеграции. В связи с этим в сельскохозяйственной отрасли России используются различные меры государственной поддержки, подобные мерам в других развитых странах.

Основные направления этой поддержки изложены в «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

Одним из основных направлений  этой программы, является развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса.

Министерством сельского хозяйства России в 2017 году на реализацию Государственной программы было получено из федерального  бюджета средства в объеме 225 317,4 млн. рублей[2].

Дополнительные ассигнования из резервного фонда Правительства России в 2017 году Минсельхозу России были выделены на инвестиционные мероприятия, такие как поддержка инвестиционного кредитования в АПК — 3689,2 млн. рублей, создание и (или) модернизация   объектов   АПК   —   280,4 млн. рублей; предоставление «единой» субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации — 80 млн. рублей. Кроме того, на обновление парка сельскохозяйственной техники  Минсельхозу России были выделены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 15 700 млн. рублей [2].

Особенно перспективным видом государственной поддержки инновационных и инвестиционных мероприятий АПК регионов является предоставление  консолидированной субсидии, включающей в себя поддержку краткосрочного кредитования, страхования, малых форм хозяйствования, селекции и племенного дела, а также отдельных подотраслей растениеводства и животноводства, связанных в том числе с развитием традиционных для регионов направлений развития сельского хозяйства («единая» субсидия).

Для расчета размера «единой» субсидии, предусмотренный бюджету конкретного субъекта Российской Федерации, применяется  методика, учитывающей различные экономические показатели региона, при этом для обеспечения сбалансированности распределения «единой» субсидии между субъектами Российской Федерации применяется система повышающих и ограничивающих коэффициентов, данные приведены в таблице 1 [2].

 

Таблица 1 — Определение доли субъекта РФ для распределения «единой субсидии» между бюджетами субъектов РФ

Показатели, учитываемые в распределении «единой субсидии» Конкретные показатели для определения доли
1 2
 Доля субъекта РФ в производстве продукции растениеводства, животноводства и пищевых продуктов Средняя стоимость валовой продукции растениеводства, животноводства и пищевых продуктов
Остаток ссудной задолженности по краткосрочным кредитам
Доля субъекта РФ в численности поголовья сельскохозяйственных животных Численность условного маточного поголовья племенных животных
Численность маточного поголовья овец и коз, поголовья оленей, маралов, мясных табунных лошадей
Прирост товарного поголовья коров специального мясных пород
Доля субъекта РФ в сумме площадей под сельскохозяйственными культурами Размер площадей под конкретные сельскохозяйственные и кормовые культуры
Площади многолетних насаждений, садов, виноградников, питомников
Размер посевных площадей, засеянных элитными семенами
Размер площадей низкопродуктивной пашни
Доля субъекта РФ в численности и объеме производства продукции малых форм хозяйствования Средняя стоимость валовой продукции растениеводства и животноводства, произведенной малыми формами
Количество малых форм и кооперативов
Остатки ссудной задолженности по кредитам

 

За три последних года на  реализацию  мероприятий,  вошедших   с  2017  года    в  «единую»  субсидию было выделено более 120 млрд. рублей.

Рассмотрим структуру использования «единой субсидии» в 2017 году в таблице 2 [2].

 

Таблица 2 — Информация о структуре распределения «единой субсидии» по данным регионов в 2017 году

Направления расходования средств «единой субсидии» В млрд руб. Структура в %

К итогу

1 2 3
Поддержка инвестиционных программ подотраслей растениеводства 7,8 20
Поддержка инвестиционных программ подотраслей животноводства 9 23
Возмещение части процентных ставок  по кредитам 9,3 24
Развитие малых форм хозяйствования 10,3 26
Другие направления (агрострахование, реализация региональных программ и др.) 2,6 7
Итого 39,0 100

 

Как показывают, данные таблицы 2 наибольшая часть средств, выделенных по «единой субсидии» была направлена на развитие малых форм хозяйствования и  возмещение части процентных ставок по кредитам.

Если рассмотреть объемы распределения вложений «единой субсидии» между регионами, то можно выделить десять наиболее дотируемых регионов. В 2017 году наибольшую «единую субсидию» получили Брянская область – 1,68 млрд. рублей, Белгородская область – 1, 67 млрд. рублей, Татарстан – 1, 65 млрд. рублей, Ставропольский край – 1,58 млрд. рублей, Краснодарский край – 1,53 млрд. рублей, Ростовская область – 1,53 млрд. рублей, Воронежская область – 1, 52 млрд. рублей, Дагестан – 1,3 млрд. рублей, Крым – 1,16 млрд. рублей, Алтайский край – 0,91 млрд. рублей [2]. Эти данные свидетельствуют о том, что наиболее значимо субсидируются регионы с традиционно сильно развитым сельскохозяйственным производством, т.е. слабые в аграрном отношении территории  получают недостаточно средств на инвестирование растениеводства и животноводства.

При распределении «единой субсидии» обнаруживается большое количество проблем, на которые обращаю внимание практические работники и ученые. Сейчас формируется новая экономическая реальность, связанная с жесткой кредитной политикой ЦБ и низким уровнем инфляции, в связи с чем необходимо анализировать процессы  адаптации и  динамики рынков. Изменения в условиях перераспределения  господдержки и ее прозрачности, приводит к снижению уровня инвестиционной активности регионов. При этом без субсидий в регионе крайне сложно увеличивать объемы производств, вовлекать в оборот новые земли. Основные меры господдержки  направлены на увеличение производства, но не обеспечивают сохранения или повышения доходности аграриев, не гарантируют, что они не окажутся в убытке на фоне роста объемов выпуска продукции.

Замечания по недостаткам системы «единой субсидии»  начали звучать еще до того, как она начала работать, и не прекращались в течение всего 2017 года. Тем не менее, представители самого агроведомства не раз подчеркивали, что господдержка стала эффективнее и благодаря ей отрасли удается удерживать высокие темпы развития и демонстрировать рекордные показатели производства.

В соответствии с действующей нормативно-правовой базой до 1 июля 2018 года субсидии выплачивались сельхозтоваропроизводителям в следующем соотношении: 94% из федерального бюджета и 6% из краевого.

В целях усиления роли региональных властей в инвестировании сельскохозяйственного производства и повышения их ответственности за контроль расходования средств «единой субсидии» с 1 июля Министерством сельского хозяйства РФ предложен новый формат предоставления средств: из федерального бюджета – 70%, из регионального – 30%.

Основными проблемами при распределении средств государственной поддержки АПК и средств «единой субсидии» в настоящее время являются:

  • неравномерность распределения субсидирования по регионам и сельхозпроизводителям;
  • недостаточная прозрачность системы отбора заявок для включения в реестр заемщиков;
  • замкнутость списка целей льготного кредитования и избыточные требования к списку документов в  обоснование кредитов;
  • сдвиг в сторону субсидирования крупных агрохолдингов;

В Госдуме предлагается включить в систему льготного кредитования – сельскохозяйственных потребкооперативов, увеличить долю краткосрочных кредитов для рядовых фермеров. Кроме того предлагается включить в систему критериев распределения средств по регионам динамику оттока сельского населения, долю неиспользуемой сельхозугодий, потенциал наращивания агропромышленного производства.

 

Выводы

На современном этапе развития экономики и сельскохозяйственного производства все более актуальными становятся проблемы ускорения научно-технического прогресса на основе инновационных процессов и эффективных инновационных разработок, особенно в свете достижения продовольственной безопасности и независимости развитых стран.

Российским правительством и органами законодательной власти предпринимаются существенные меры для стимулирования инновационного развития сельского хозяйства в целом и отдельных сельхозпроизводителей. Из Федерального бюджета на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»  на 2018 год выделено более 240 млрд рублей.

Особым инструментом государственной поддержки АПК стало введение с 01 января 2017 года «единой» субсидии на уровне отдельных регионов РФ. Эта субсидия распределяется между регионами по определенной методике, в соответствии с долей региона в объеме производства продукции растениеводства и животноводства, доли субъекта в посевных площадях, доли региона в развитии малых форм хозяйствования и др.

Такое распределение средств позволяет учитывать специфику развития агропромышленного производства отдельных регионов и поддерживать особые направления и подотрасли сельского хозяйства в каждом отдельном регионе.

В целях совершенствования этой системы распределения бюджетных средств следует решить следующие проблемы:

  • преодолеть перекосы в системе кредитования сельхозпроизводителей в сторону крупных агрохолдингов;
  • усилить прозрачность и доступность льготных кредитов;
  • внедрить новые параметры при распределении «единой субсидии» между регионами;
  • включить в систему кредитования потребительские сельхозкооперативы.

Таким образом,  развитие сельского хозяйства России на современном этапе нуждается в совершенствовании распределения государственных ассигнований и определения методов этого распределения, для этого в статье исследуются вопросы международного опыта государственной поддержки АПК и  использования методики «единой» субсидии при распределении бюджетных средств для агропромышленных  предприятий на уровне РФ и отдельных регионов РФ.

 

Список литературы

  1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы // kogo-hozyaystvhttp://www.gosprog.ru/gp-razvitiya-selsa/
  2. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы // http://mcx.ru/press-service/news/aleksandr-tkachev-predstavil-natsionalnyy-doklad-ob-itogakh-razvitiya-apk-v-2017-godu/
  3. Василевская Н.С., Платонова Т.Е., Афонина В.Е. Развитие малых форм хозяйствования в АПК России и вопросы выборочного обследования личных подсобных хозяйств// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (51). Номер статьи: 5103. Дата публикации: 2017-08-08 . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5103/
  4. Пожидаева Н.А., Зюкин Д.А. Государственное регулирование и импортозамещение продовольственной продукции: проблемы и решения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2016.-№ 11. — с.17-20.

 

Bibliography

  1. State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and foodstuffs for 2013-2020 [Gosudarstvennaja programma razvitija sel’skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel’skohozjajstvennoj produkcii, syr’ja i prodovol’stvija na 2013-2020 gody]// kogo-hozyaystvhttp: //www.gosprog.ru/gp-razvitiya-selsa/
  2. National report on the progress and results of the implementation in 2017 of the State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020 [Nacional’nyj doklad o hode i rezul’tatah realizacii v 2017 godu Gosudarstvennoj programmy razvitija sel’skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel’skohozjajstvennoj produkcii, syr’ja i prodovol’stvija na 2013-2020 gody]// http://mcx.ru/press-service/news/aleksandr-tkachev -predstavil-natsionalnyy-doklad-ob-itogakh-razvitiya-apk-v-2017-godu /
  3. Vasilevskaja N.S., Platonova T.E., Afonina V.E.Development of small forms of management in the agrarian and industrial complex of Russia and questions of selective survey of personal part-time farms [Razvitie malyh form hozjajstvovanija v APK Rossii i voprosy vyborochnogo obsledovanija lichnyh podsobnyh hozjajstv]// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (51). Number of article: 5103. Publication date: 2017-08-08. Access mode: https://eee-region.ru/article/5103/
  4. Pozhidaeva N.A., Zjukin D.A. State regulation and import substitution of food products: problems and solutions [Gosudarstvennoe regulirovanie i importozameshhenie prodovol’stvennoj produkcii: problemy i reshenija]// Economics of agricultural and processing enterprises .- 2016.-No. 11. — p.17-20.

АПК и сельское хозяйство региона