Авторы
Терновская Елена Петровна
кандидат экономический наук, профессор
Россия, Финансовый университет при Правительстве РФ
eptern@mail.ru
Аннотация
В условиях сохранения кризисных явлений в экономике России необходимой предпосылкой их преодоления становится обеспечение экономического роста на основе структурной перестройки экономики, что невозможно без финансовой и кредитной поддержки отраслей производственной сферы. В статье рассмотрены основные направления такой поддержки, дана оценка результатов их реализации. На этой основе предложены меры по повышению эффективности государственных программ поддержки экономики и активизации с этой целью кредитной деятельности российских банков.
Ключевые слова
экономическое развитие, государственная поддержка экономики, государственная поддержка региональных проектов, банковское кредитование.
Рекомендуемая ссылка
Authors
Ternovskaja Elena Petrovna
PhD, Professor
Russia, Financial University under the Government of the Russian Federation
eptern@mail.ru
Abstract
In the preservation of crisis phenomena in the Russian economy a necessary precondition to overcome them is to ensure economic growth through structural adjustment of the economy, which is impossible without financial and credit support of production sectors. The article describes the main directions of such support, evaluation of the results of their implementation. On this basis the measures are proposed to improve the effectiveness of government programmes to support the economy and revitalizing this purpose of the credit activity of Russian banks.
Keywords
economic development, government support for the economy, state support for regional projects, bank lending.
Suggested Citation
Основными факторами, которые определяют направления кредитной политики российских банков, являются тенденции в развитии экономики в целом и особенности экономической политики государства. Именно они определяют основные тенденции в развитии кредитования, возможности расширения его объема и целевую направленность кредитов банковского сектора. Поэтому целесообразно исследовать, в каких макроэкономических условиях формируется кредитная политика банков и какие меры государственной поддержки в наибольшей степени влияют на ее целевые ориентиры.
Прежде всего, можно выделить некоторые основные тенденции, которые определили особенности функционирования российского банковского сектора в 2016 г.
Во-первых, в макроэкономической ситуации пока не наблюдается существенных положительных сдвигов, что выражается:
Таблица 1. Показатели технической оснащенности продукции аграрного сектора*
Показатели | 1917 | 1955 | 1990 | 1995 | 2000 | 2015 |
Нагрузка пашни на один трактор, га | — | — | 95 | 108 | 135 | 289** |
Приходится зерноуборочных комбайнов на 1000 га посевов соответствующих культур, шт. | — | — | 7 | 6 | 5 | 2** |
Парк тракторов в сельскохозяйственных организациях, тыс. шт | — | — | — | 1052,1 | 746,7 | 247,3 |
Парк зерноуборочных комбайнов, тыс.шт | — | — | — | 291,8 | 198,7 | 64,6 |
*Составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики [7. 9]
** Данные за 2014 г.
При этом докапитализация банковской системы в размере 827 млрд. руб. и существенный рост прибыли коммерческих банков в 2016 г. (почти до 1 трлн. руб.) не обеспечили соответствующего роста кредитования реального сектора, что признается и официальными властями [Путин призвал наращивать кредитование реального сектора экономики// РИА Новости, 01.12. 2016 г. // https://ria.ru/economy/20161201/1482598740.html].
Именно поэтому продолжается активный поиск путей преодоления этих негативных явлений. Так, с одной стороны, для разработки и реализации ключевых проектов был создан Совет при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. С другой стороны, продолжают активно пропагандироваться действия экономических властей по реализации стратегии стимулирования материального производства.
Одним из предметов обсуждения в предпринимательской и научной среде становятся проблемы эффективности мер, которые предпринимаются государством с целью поддержки развития российской экономики в соответствии с положениями законов «О стратегическом планировании» и «О промышленной политике в Российской Федерации», оптимизации деятельности в этом направлении институтов развития и денежно-кредитных органов. В комплекс таких мер вошли такие инструменты, как:
Однако эффективность реализации разработанных мер пока недостаточна, чтобы стимулировать российские банки к активному участию в этих процессах.
Так, анализ деятельности Фонда развития промышленности в 2015-2016 гг. позволил отметить следующее:
Рис.1. Динамика количества и объема заявок, поданных в Фонд развития промышленности в 2015-2016 гг.
Составлено автором по данным ФРП [1]
В 2015 г. Фонду было выделено 20 млрд. руб., а уже на конец апреля 2015 г. поступило более 800 заявок от отечественных предприятий на общую сумму около 280 млрд рублей [11]. В связи с этим в начале 2016 г. вставал вопрос о необходимости внесения в Фонд дополнительных ресурсов. Фактически в 2016 г. было профинансировано проектов и зарезервировано на их финансирование 28 млрд. руб.
Рис. 2. Темпы роста активов, прибыли и кредитов нефинансовых организаций российских банков
Составлено автором по данным Банка России [5]
Таким образом, прирост активов направлялся не на кредитные, а на другие сегменты финансового рынка, прежде всего, валютного, рост прибыли не был обусловлен расширением кредитных операций, а избыток ликвидности и прибыли не используется в полной мере для кредитования экономики. Эти обстоятельства снижают вероятность привлечения заемных средств в необходимом объеме.
Кроме того, авторы среднесрочной программы социально-экономического развития «Стратегия Роста» отмечают, что из-за снижения с начала 2016 г. предельных размеров займов (например, для программы «Проекты развития» — с 500 до 300 млн. руб.) среди заемщиков ФРП стали преобладать предприятия МСП, средняя сумма займа в 2016 г. уменьшилась с 350 млн. руб. до 219 млн. руб., ухудшилось качество обеспечения, которое могут представить такие предприятия. Очевидно, что вероятность финансирования и реализации крупных проектов в промышленности при этом снижается.
Другая форма государственной поддержки экономического роста связана с деятельностью Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. При этом в перечень приоритетных отраслей вновь вошли практически все отрасли, кроме добывающих, что еще раз подтверждает тезис об отсутствии четкой государственной стратегии развития экономики. С другой стороны, согласно Отчету Счетной палаты РФ [6] было отмечено, что:
Кроме того, в 2016 году Корпорация МСП практически не выдавала гарантий в пользу ФРП. Хотя плата за предоставление гарантий Корпорации незначительна (1,25%), она не готова предоставлять безотзывные и неснижаемые по размеру гарантии, которые в соответствии с установленными правилами требует от заявителей ФРП.
Не были выполнены Корпорацией в 2016 году и планы по объемам кредитования по программе 6,5% и по программе государственных гарантий. Объем финансирования малых и средних предприятий через Корпорацию МСП остается незначительным в масштабах экономики страны: на начало декабря 2016 года было выдано только 1 362 кредита на сумму 44,3 млрд руб. Объем поручительств по кредитам составил всего 23 млрд руб. [Сайт Корпорации МСП // http://corpmsp.ru].
Кроме того, субсидирование предприятий со стороны государства через банки ограничено в силу излишней бюрократизации этого процесса, а поддержка кредитования субъектов МСП недостаточно эффективна из-за невозможности создать условия для их кредитования на рыночных, прозрачных условиях [4].
Эти обстоятельства ограничивают заинтересованность российских банков в расширении кредитования такого сегмента реальной экономики, как малый и средний бизнес.
Еще одним направлением государственной финансовой поддержки отраслей материального производства является развитие новых и совершенствование традиционных форм рефинансирования Банком России коммерческих банков. Так, в соответствии с программой проектного финансирования под утвержденные Минэкономразвития проекты предоставляются кредиты в специально отобранных банках (прежде всего, ВТБ и Сбербанке) под льготный (11,5%) процент, при этом ЦБ должен рефинансировать банку затраты по ставке 9% годовых.
На начало марта 2016 года ЦБ рефинансировал кредиты по программе лишь на 69,2 млрд рублей, что объяснялось ограничениями по объему выделенных на эти цели средств в размере 100 млрд. руб. и длительной процедурой согласования. К тому же, по мнению специалистов, перечень проектов Минэкономразвития включает проекты из самых различных отраслей без выделения каких-либо приоритетов, а основные критерии отбора таких проектов определяются банками, участвующими в кредитовании проекта, которые учитывают, прежде всего, платежеспособность заемщика, а не государственную значимость самого проекта.
Нельзя признать также удовлетворительной роль российских институтов развития в финансовом обеспечении устойчивого экономического роста.
Не отработана в полной мере стратегия дальнейшего развития ВЭБа, а для деятельности Россельхозбанка, предоставляющего кредиты аграрному сектору, характерны особенности, которые могут ограничить эффективность его влияния на решение задачи финансового обеспечения развития АПК. Во-первых, для обеспечения прибыльного развития он вынужден расширять свою деятельность в качестве коммерческого банка. В частности, это предусмотрено Стратегией развития банка до 2020 г. и предполагает активное привлечение новых розничных клиентов для кредитования с 2018 года; расширение карточного бизнеса; ограничение кредитования среднего бизнеса целями рефинансирования задолженности и пополнения оборотных средств с возможной активизацией инвестиционного кредитования в дальнейшем; активизацию деятельности по обслуживанию государственного оборонного заказа, привлечению на обслуживание клиентов, работающих в сфере оборонно-промышленного комплекса.
Другой негативной, на наш взгляд, тенденцией является недостаточное финансирование отраслей, обеспечивающих технологическое развитие аграрного сектора, Так, в целевой структуре кредитов Россельхозбанка на развитие АПК доля кредитования прочих смежных отраслей (кроме переработки) крайне низка и снижается с каждым годом (рис.3).
Рис.3. Отраслевая структура кредитования ОАО «Россельхозбанк»
Составлено автором по данным годовых отчетов ОАО «Россельхозбанк» за 2013, 2014, 2015 гг. [2]
Таким образом, отсутствие четких первоочередных приоритетов государственной экономической политики наряду с ограниченностью их финансирования не в полной мере обеспечивают заинтересованность российских банков в переориентации своей кредитной политики на поддержку наиболее значимых для страны секторов реальной экономики. Недостаточное понимание того, каковы должны быть стратегические приоритеты новой индустриальной модели развития экономики проявляется, например, в наличии большого количества (более 40 государственных программ, у которых есть 181 подпрограмма, 45 федеральных целевых программ) и множестве программ, формируемых ведомствами и регионами [10].
В связи с этим выбор и обоснование основных стратегических приоритетов развития страны приобретает особую актуальность и позволит учитывать эти приоритеты в как государственной экономической политике, так и в кредитной политике коммерческих банков. При этом должна быть построена иерархия приоритетов, среди которых необходимо выделить объекты первоочередной поддержки, развитие которых будет в наибольшей степени способствовать расширению деятельности в смежных отраслях или секторах экономики.
В число первоочередных приоритетов, на наш взгляд, следует включить отрасли, ориентированные на массовый потребительский спрос, прежде всего, отрасли агропромышленного комплекса, учитывая как природный и кадровый потенциал российской экономики, так и необходимость обеспечения основных потребностей населения в качественном продовольствии.
Интересно отметить, что согласно опросу о том, какие направления развития страны должны быть приоритетными, проведенному Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) еще в конце сентября 2014 г. среди 1670 респондентов, больше половины опрошенных (53%) назвали сельское хозяйство в числе первоочередных приоритетов. Учитывая, что опрос проводился до введения против России экономических санкций, нельзя не согласиться, что наиболее серьезная проблема, которая требует незамедлительного решения как с учетом состояния дел в аграрной сфере, так и на фоне потенциального снижения импорта и продолжающегося роста цен на продукты питания – это достижение продовольственной безопасности страны. При этом во многих регионах страны именно отрасли АПК «первоочередным образом включились в процессы импортозамещения, создавая условия для восстановления роста и в сопряженных отраслях» [8].
Необходимым условием решения данной проблемы становится обеспечение модернизации технологической базы и развития современной инфраструктуры для сельского хозяйства страны, чему пока уделяется недостаточно внимания как государством, так и коммерческими банками. Так, из 181 профинансированного Фондом развития промышленности проекта только 3 предприятия (АО «Евротехника», ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш», ООО «Воронежсельмаш») производят технику для аграрного сектора.
Для оказания эффективной финансово-кредитной поддержки отраслей агропромышленного комплекса необходим комплекс мер, включающий:
Первоочередное развитие агропромышленного комплекса на основе активизации его финансово-кредитной поддержки позволит обеспечить экономию валютных ресурсов, снизить темпы роста инфляции, увеличить занятость населения, его реальные доходы и платежеспособный спрос, способствовать деятельности смежных отраслей, определяющих возможности устойчивого экономического роста.
Библиографический список
References