Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №4 (48), 2016

Проектное финансирование в России и за рубежом

Project Financing in Russia and abroad

Авторы


аспирант
Россия, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт государственной службы и управления
shvidkoanastasia1992@mail.ru

Аннотация

В статье проанализирован российский и зарубежный опыт проектного финансирования, предложены пути совершенствования механизма проектного финансирования в России.

Ключевые слова

проектное финансирование, государственная поддержка инвестиционных проектов, зарубежный опыт проектного финансирования, проектное финансирование в России

Рекомендуемая ссылка
Швыдко Анастасия Олеговна
Проектное финансирование в России и за рубежом// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Номер статьи: 4817. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4817/
Authors

Shvydko Anastasija Olegovna
graduate student
Russia, Russian Academy of national economy and public administration under the President of Russian Federation, Institute of state service and management
shvidkoanastasia1992@mail.ru

Abstract

The article analyzes the Russian and foreign experience in project financing, the ways of improving the mechanism of project financing in Russia.

Keywords

project financing, state support of investment projects, foreign experience of project financing, project financing in Russia

Suggested Citation
Shvydko Anastasija Olegovna
Project Financing in Russia and abroad. Regional economy and management: electronic scientific journal. №4 (48). Art. #4817. Date issued: 2016-11-25. Available at: https://eee-region.ru/article/4817/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В условиях сохраняющихся западных санкций перед Российской Федерацией остро стоит вопрос модернизации экономики, проведения мероприятий по программе импортозамещения, активной интеграции в мировое экономическое пространство. Решение этих задач требует значительных инвестиций. Негативное влияние санкций особенно сказалось на возможности заимствований на внешних финансовых рынках. В 2014-2015 гг. Россия не только была отрезана от этих рынков, но и частично потеряла то, что было инвестировано в нее ранее.   Помимо отраслей экономики, которые попали под прямые санкции, пострадали и те отрасли, которые попали под них опосредованно, за счет снижения доступа к финансам. Кроме того, на экономическую ситуацию повлияло снижение экспортных доходов за счет падения мировых цен на нефть.

 

Состояние инвестиционной деятельности в России

Одной из причин замедления российской экономики стал инвестиционный спад, особенно в среднеразвитых регионах. По данным Росстата динамика инвестиций в основной капитал (в % к предыдущему году) составила: в 2013 г. – 100,8%, в 2014 г.- 98,5%, в 2015 г. -91,6% [4]. Снизилась доля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию, в общем объеме инвестиций в основной капитал в Российской Федерации (рис.1).

 

Доля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию, в общем объеме инвестиций в основной капитал в Российской Федерации

Рис.1 Доля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию, в общем объеме инвестиций в основной капитал в Российской Федерации, %

 

Помимо внешних факторов, влияющих на инвестиционную деятельность в России, существуют и внутренние, основными из которых по данным Росстата в 2015 году организации называли: недостаточный спрос на продукцию, недостаток собственных финансовых средств, высокий процент  кредита, инвестиционные риски, неопределенность экономической ситуации в стране [6]. Таким образом, отрезанный от внешних финансов, испытывающий недостаток собственных ресурсов и в условиях дорогих кредитов, бизнес пытался найти альтернативные пути финансирования проектов.

 

Государственная поддержка инвестиционных проектов в России и за рубежом

Одним из выходов из сложившейся ситуации стало внедрение в 2014 году Правительством программы, основанной на применении специальных форм финансирования — Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования [1] (далее – Программа ПФ), целью которой было стимулирование экономического роста, в частности промышленного производства; создание инновационных производств, в процессе которых используются новейшие технологии, в частности энергоэффективные и экологически чистые технологии; стимулирование выпуска российскими предприятиями готовой продукции с высоким уровнем добавленной стоимости; развитие промышленных производств, направленных на создание продукции импортозамещения [3].

Несмотря на востребованность со стороны бизнеса программа имеет свои недостатки.

В первую очередь, это процедура отбора проектов, которая отводит главную роль в этом процессе уполномоченным банкам и их критериям.

Программа имеет ограничения по срокам финансирования (в частности, до создания на финансовом рынке условий для их замещения рыночными инструментами).

Предусмотрено, что по объему финансирования программа должна соответствовать жесткой направленности денежно-кредитной политики и не препятствовать достижению ее основной цели – обеспечению ценовой стабильности. В минувшем году по Программе ПФ было отобрано 42 проекта общей стоимостью 347,3 миллиарда рублей, что составляет всего 2,4% от общего объема инвестиций в основной капитал в РФ, который в 2015 году составил 14,5 трлн. рублей.

Существенный недостаток – это величина процентной ставки. Кредитование под льготный процент (11%) все равно не дает российским производителям конкурентного преимущества по сравнению с западными аналогами в силу того, что вторые имеют гораздо более привлекательные условия кредитования (рис. 2) [9].

 

Базовые процентные ставки ЦБ мира

Рис.2 Базовые процентные ставки ЦБ мира, %

 

Если проанализировать 42 проекта, включенных в реестр 2015 года [8]  (рис. 3), с учетом рентабельности отраслей промышленности, к которым они относятся, то можно сделать вывод о том, что большинство из них относятся к достаточно рентабельным отраслям (по крайней мере, выше средней рентабельности по экономике в целом, которая в 2015 году составила 8,62% [5]) и могли бы быть профинансированы на общих основаниях через банковские кредиты, не прибегая к льготам, предоставляемым Программой.

 

Доля проектов, отобранных по Программе ПФ 2015 года, по отраслям, % и рентабельность соответствующих отраслей

Рис.3 Доля проектов, отобранных по Программе ПФ 2015 года, по отраслям, % и рентабельность соответствующих отраслей, %

 

Кроме того, в перечень приоритетных отраслей Программы включены  те, в которые бизнес и так хорошо инвестирует, и стимулировать его дополнительно не имеет смысла, а также отрасли, для которых разработаны и действуют отдельные государственные программы, под которые выделены бюджетные средства, определены сроки реализации и целевые показатели (например, Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, и т.д.). К слову, в мировой практике на долю проектного финансирования в области сельского и лесного хозяйства в среднем за последние 5 лет пришлось лишь 0,5% от всего объема финансирования [10].

По данным издания Global Project Finance Review Reuters статистика общемирового отраслевого распределения банковского проектного финансирования за 2011-2015 гг. показывает, что основное финансирование направлено на энергетику (35,7%), транспорт (20,9%), нефтегазовую сферу (22,8%), промышленность (5,5%) [10]. В совокупности доля их финансирования составляет 84,9%.

По опыту мировой и отечественной практики проектное финансирование является одним из наиболее эффективных способов масштабного и долгосрочного инвестирования. За рубежом ПФ широко развито и продолжает активно развиваться. Отечественные компании применяют передовой мировой опыт в области ПФ, адаптировав его к российским рыночным условиям. Этому также способствует ряд принятых в 2013-2014 гг. правовых актов, которые позволили приблизить российское законодательство к потребностям бизнеса. Дополнительно был принят ряд мер, позволяющих снизить негативное влияние валютных колебаний, снизить инфляцию, защитить внутренние рынки за счет введения программ импортозамещения и применения ответных мер на санкционное давление Запада.

 

Совершенствование механизма проектного финансирования в России

На современном этапе для совершенствования действующего механизма проектного финансирования необходимо принять ряд мер.

Во-первых, Программу ПФ невозможно рассматривать вне контекста общегосударственной экономической политики. Учитывая, что это государственная программа, план по ее применению должен быть государственным и составлен исходя из стратегических приоритетов развития экономики: где, что и в какие сроки должно заработать и только потом уже можно выбирать проекты и банки. То есть государство должно быть инициатором проектов. Очевидно, что Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2] в силу объективных причин (кризис, санкции, снижение нефтяных котировок и т.д.) в полном объеме выполнена не будет и на данном этапе может служить только неким ориентиром. В сложившихся условиях необходимо отказаться от разработки отдельных от общегосударственного плана стратегий субъектов Федерации и отдельных отраслей, а начать централизованное среднесрочное и долгосрочное прогнозирование и планирование по развитию отраслей, технологий, городов, регионов с целевыми показателями, которые можно контролировать и на которые при необходимости можно влиять. Речь не идет о госплане в чистом виде, но некоторые его элементы для стратегически важных направлений экономики можно использовать, по крайней мере, на период до выхода на стабильный рост. Кроме того, государство должно поощрять спрос на инновационную продукцию. Без этого программа не достигнет своего максимального эффекта. Для выхода из сложившейся экономической ситуации и переходу на новый экономический уклад основные усилия должны быть направлены, во-первых, на создание внутренних механизмов экономического роста, во-вторых, на развитие технологий, науки, передовых отраслей промышленности — машиностроение, приборостроение, станкостроение, обрабатывающие производства, в которые в последние годы снизились объемы абсолютных и относительных вложений; в третьих, для того, чтобы России встроиться в новую мировую индустриальную систему особое внимание должно быть направлено на развитие микроэлектроники, биотехнологий, новых видов энергии и материалов, робототехники, нанотехнологий и высокоскоростных транспортных систем, т.е. конкурентоспособных на внешнем рынке наукоемких технологий.

Необходимо создание условий, при которых бизнес поймет, что можно инвестировать, ситуация в экономике предсказуемая, риски прогнозируемы и оправданы. Поэтому государство должно приложить усилия по обеспечению стабильной среды для создания и реализации проектов, благоприятного инвестиционного климата, прогнозируемой макроэкономической ситуации, законодательной и налоговой определенности. Для этого государство само должно инвестировать, но по данным Росстата происходит урезание государственных инвестиционных расходов. Так 86,3% инвестиций в основной капитал (2015г.) было направлено в объекты, находящиеся в российской собственности, из них 68,9% (примерно 2/3) – частные. Падает доля инвестиций в государственную собственность (региональную, муниципальную, федеральную).

Как показывает опыт западных стран, инициатива модернизации экономик исходит от правительств и сопровождается созданием наиболее благоприятных условий для инноваторских начинаний, таких как льготное кредитование, налоговые послабления и т.д. Сторонники Джона М. Кейнса считают, что только государство в тандеме с Центральным Банком страны могут вывести экономику из рецессии, наращивая расходы и смягчая монетарную политику. Что касается России, то мерами, которые могу способствовать росту инвестиции, в том числе с применением такого инструмента, как проектное финансирование, могут стать:

  • снижение процентных ставок;
  • контроль инфляции;
  • стимулирование внутреннего спроса, в т.ч. за счет поддержки доходов населения;
  • предотвращение резких колебаний курса национальной валюты;
  • снижение внешнеполитических рисков, в т.ч. нормализация с учетом национальных интересов отношений с ключевыми западными партнерами;
  • совершенствование законодательства, в т.ч. банковского, а также по защите прав инвесторов;
  • поддержка передовых исследований и разработок, в т.ч. путем предоставления льготных кредитов и налогообложения;
  • развитие кадрового потенциала (чему не способствует сокращение в реальном выражении бюджетных расходов на здравоохранение и образование),
  • изучение и внедрение передового мирового опыта.

Необходима тщательная проработка будущего спроса на товары, услуги и т.д. на внутреннем и внешних рынках (если придерживаться ориентации на развитие несырьевого экспорта). Для формирования базы проектов для ПФ может быть использована вновь созданная площадка по поиску идей и решений, направленных на развитие и модернизацию экономики – Совет при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Совершенствование механизма проектного финансирования может значительно расширить возможности привлечения иностранных инвестиций в Россию. Это особенно актуально, в связи с тем, что по итогам 2015 года инвестиции в основной капитал в РФ упали на 8,4%. По прогнозу Минэкономразвития в 2016 году спад продолжится и достигнет 3-3,5% [11]. В 2015 году прямые иностранные инвестиции в Россию упали на 92 % [12]. Не принижая и не преувеличивая роль иностранных инвестиции в нашу экономику, все-таки необходимо понять конечную цель этих инвестиций – направлены ли они исключительно на получение прибыли (что само по себе правильно для любого инвестора) или на создание на территории России объекта инвестиций, дающего конкурентное преимущество нашей стране в какой-либо сфере, отрасли, технологии и т.д. (что гораздо важнее для модернизации российской экономики). Поэтому для того, чтобы развивать конкурентное преимущество в международном экономическом пространстве государству необходимо большее внимание уделять взаимовыгодным внешним инвестициям и совершенствовать внутреннюю инвестиционную политику с применением различных форм финансирования (в том числе ПФ) и использовать передовой опыт и западных и восточных партнеров.

Во-вторых, необходимо изменить процедуру отбора проектов по Программе ПФ, передав первичный отбор проектов не банкам, а Межведомственной комиссии.

В-третьих, сократить количество приоритетных направлений и сосредоточиться на тех проектах, в которые бизнес идет неохотно за счет длительных сроков окупаемости. Например на глобальных инфраструктурных проектах (транспортных, энергетических, телекоммуникационных и т.д.), которые будут способствовать «подтягиванию» за ними других отраслей, будут способствовать ускорению товарооборота, мобильности рабочей силы, движению финансовых ресурсов, росту внутреннего спроса, развитию регионов.

В-четвертых, необходимо увеличить финансирование на Программу ПФ. Программа заявлена как один из инструментов, дающих возможность ЦБ снизить дефицит ликвидности на рынке. При условии совершенствования подхода к отбору проектов по Программе ПФ в условиях дефицита бюджета она может стать основой рублевой эмиссии под реализацию крупных проектов.   Вливание в экономику денег под ПФ может быть обосновано еще и с точки зрения их целевого использования за счет особенностей самого механизма и которые не будут направлены банками на потребительский и валютный рынок. Влияние на инфляцию не будет существенным, а коррупционная составляющая будет нивелирована созданием Специальных обществ проектного финансирования (СОПФ).

Необходимо вести работу по расширению инструментов для финансирования Программы. В настоящее время рассматривается вопрос об участии УК «Лидер» (управляет средствами ряда крупнейших негосударственных пенсионных фондов), в программе проектного финансирования, правда вместо ЦБ РФ. Минэкономразвития предлагает допустить НПФ в качестве источника фондирования к финансированию проектов, которые отбираются в рамках Программы ПФ при условии соблюдения правильного соотношения риска и доходности.

 

Опыт зарубежных стран в области проектного финансирования

Если обратиться к последнему опыту зарубежных стран, то по данным издания Project Finance, глобальные проблемы, касающиеся изменения климата привели к повышению активности в использовании проектного финансирования в Европе и Северной Америке в энергетической отрасли. Правительственные программы стимулирования экономики, в частности целенаправленные усилия по стимулированию инвестиций в возобновляемые источники энергии и другие формы низкоуглеродистой энергетики, привели к увеличению проектного финансирования и в Европейском Союзе, который поставил перед собой амбициозную цель иметь 20% энергии из возобновляемых источников энергии к 2020 году [13].

В Германии примерами инвестиционных проектов, реализуемых на основе ПФ в 2015 году, являются IT-проекты для федеральных Вооруженных Сил, проекты в сфере государственных услуг в отношении больниц, тюрем, школьных зданий и тому подобное. Также на основе ПФ планируется реализовать реконструкцию автомагистрали А1 между Гамбургом и Бременом. В 2016 году для Германии актуальными являются альтернативные энергетические проекты, такие как ветряные парки «Nordsee One», «Nordergründe» и «Butendiek»; развитие автобана А7, строительство газораспределительных систем.

Наиболее интересными в 2014 – 2015 гг. инвестиционными проектами, реализуемыми на основе ПФ в Италии, были: финансирование строительства линии метро во Флоренции и финансирование расширения и эксплуатации аэропорта  «Фонтанаросса» («Fontanarossa») в Катании (Сицилия). Примером  среднесрочных инвестиционных проектов является строительство пятой линии метро в Милане.

В Японии одним из наиболее значимых проектов, реализуемых на основе ПФ, является расширение  пассажирского терминала Международного аэропорта Токио (Ханэда). Проект по использованию солнечной энергии (230 мегаватт мощности, с кредитом на сумму JPY90 млрд., и эксплуатация которого начнется в 2019 году) — один из крупнейших энергетических проектов. Кроме того, японская корпорация «Сумитомо» ищет возможности долевого участия в европейских проектах использования ветровой энергии. За счет новой программы стимулирования экономики к 2045 году правительство намерено запустить ветку поездов на магнитной подушке между Токио и Осакой.

Одним из ключевых проектов в Бразилии является строительство трубопровода для транспортировки этанола из центрально-западного региона страны к центрам потребления на юго-востоке. Проект обеспечит более надежную и менее затратную по сравнению с автомобильной транспортировку этого продукта.

В Испании на основе ПФ реализуется строительство дороги  Гериага – Элоррио в Бискайя, платных автомагистралей АП-1/АП-8 и ГИ-632 , строительство метро,  железнодорожной инфраструктуры. Осуществляются проекты в области переработки отходов, в частности строительство нескольких мусороперерабатывающих заводов. Отдельно, необходимо отметить участие Испании в международных проектах, таких как: строительство тепловой электростанции в Перу, нефтехимического завода в Саудовской Аравии, финансирование строительства и эксплуатации ветроэлектростанции в Мальдонадо (Уругвай).

 

Заключение

При условии совершенствования государственного подхода к инвестиционной политике и механизма Программы ПФ она имеет все возможности быть интегрированной в процесс выхода отечественной экономики из кризиса, а затем на новый этап развития.

 

Список литературы:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2014 №1044 (ред. от 21.02.2015) «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».
  2. Распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями)
  3. Материалы заседания Правительства РФ № 23 от 19.06.2014 по рассмотрению вопроса о механизме проектного финансирования// Официальный Интернет-ресурс Правительства РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/meetings/13163/decisions/ свободный.
  4. 4.Официальный Интернет-ресурс Росстата РФ [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/
  5. statistics/enterprise/investment/nonfinancial/# свободный.
  6. Официальный Интернет-ресурс Росстата РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi свободный.
  7. Инвестиции в России. 2015, Стат. сб./Росстат-М, 2015, с. 76.
  8. Россия в цифрах. 2016: Крат. стат. сб./ Росстат-М, 2016, с. 446
  9. Реестр инвестиционных проектов, отобранных для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования // Официальный Интернет-ресурс Минэкономразвития РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ CorpManagment/investprojectprogramme/reestr свободный.
  10. Официальный Интернет-ресурс FxTeam.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fxteam.ru/forex/cb-rates/ свободный.
  11. Официальный Интернет-ресурс издания Global Project Finance Review Reuters [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ifre.com/?&m=0&src=http://www.ifre.com/hybrid.asp?typeCode=68&pubCode=1&navcode=386 свободный.
  12. Официальный Интернет-ресурс Агентства Interfax [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/500085 свободный.
  13. Официальный Интернет-ресурс издания Global-finances.ru  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://global-finances.ru/pryamyie-inostrannyie-investitsii-v-mire-2015/ свободный.
  14. Официальный Интернет-ресурс издания Project Finance International, 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iclg.co.uk/practice-areas/project-finance/project-finance-2015 свободный.

 

References:

  1. Resolution of the Government of the Russian Federation from 11.10.2014 No. 1044 (ed. by 21.02.2015) «On approval of the program of support of investment projects implemented on the territory of the Russian Federation on the basis of project financing» [Postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 11.10.2014 №1044 (red. ot 21.02.2015) «Ob utverzhdenii Programmy podderzhki investicionnyh proektov, realizuemyh na territorii Rossijskoj Federacii na osnove proektnogo finansirovanija»].
  2. The decree of the RF Government No. 1662-R of 17.11.2008 «On the concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020» (with amendments and additions) [Rasporjazhenie Pravitel’stva RF № 1662-r ot 17.11.2008 «O Koncepcii dolgosrochnogo social’no-jekonomicheskogo razvitija RF na period do 2020 goda» (s izmenenijami i dopolnenijami)].
  3. Proceedings of the meeting of the RF Government No. 23 of 19.06.2014 for the consideration of the mechanism of project financing/ the Official online resource of the Government of the Russian Federation [Materialy zasedanija Pravitel’stva RF № 23 ot 19.06.2014 po rassmotreniju voprosa o mehanizme proektnogo finansirovanija// Oficial’nyj Internet-resurs Pravitel’stva RF]. Mode of access: http://government.ru/meetings/13163/decisions/ free.
  4. The official Internet resource of Rosstat of the Russian Federation [Oficial’nyj Internet-resurs Rosstata RF]. Mode of access: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/# free.
  5. The official Internet resource of Rosstat of the Russian Federation [Oficial’nyj Internet-resurs Rosstata RF].  Mode of access: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi free.
  6. Investments in Russia 2015, Stat. Sourcebook [Investicii v Rossii. 2015, Stat. sb]. Rosstat. M, 2015. 76.
  7. Russia in figures. 2016: Krat. stat. sourcebook [Rossija v cifrah. 2016: Krat. stat. sb]. Rosstat M, 2016, p. 446
  8. The register of investment projects selected for participation in the Program of support of investment projects implemented on the territory of the Russian Federation on the basis of project financing [Reestr investicionnyh proektov, otobrannyh dlja uchastija v Programme podderzhki investicionnyh proektov, realizuemyh na territorii Rossijskoj Federacii na osnove proektnogo finansirovanija]. Official Internet resource of the Ministry of economic development.  Mode of access: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/CorpManagment/investprojectprogramme/reestr free.
  9. Official online resource FxTeam.ru [Oficial’nyj Internet-resurs FxTeam.ru]. Mode of access: http://www.fxteam.ru/forex/cb-rates/ free.
  10. The official online resource of the publication of Global Project Finance Review Reuters [Oficial’nyj Internet-resurs izdanija Global Project Finance Review Reuters]. Mode of access: http://www.ifre.com/?&m=0&src=http://www.ifre.com/hybrid.asp?typeCode=68&pubCode=1&navcode=386 free.
  11. The official Internet resource of the Agency Interfax [Oficial’nyj Internet-resurs Agentstva Interfax]. Mode of access: http://www.interfax.ru/business/500085 free.
  12. Official Internet-resource publications Global-finances.ru [Oficial’nyj Internet-resurs izdanija Global-finances.ru]. Mode of access: http://global-finances.ru/pryamyie-inostrannyie-investitsii-v-mire-2015/ free.
  13. The official Internet resource of the publication Project Finance International, 2015 [Oficial’nyj Internet-resurs izdanija Project Finance International, 2015]. Mode of access: http://www.iclg.co.uk/practice-areas/project-finance/project-finance-2015 free.

Инвестиции и инновации