Авторы
Цыганкова Анна Аристокесовна
кандидат экономических наук, старший преподаватель
Россия, Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова
annaromany@yandex.ru
Романченко Ольга Викторовна
кандидат технических наук, доцент
Россия, Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова
ghjd1@mail.ru
Шеметкова Ольга Леонидовна
кандидат физико-математических наук, доцент
Россия, Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова
ol-shem@mail.ru
Аннотация
В статье проводится анализ состояния и проектов развития транспортной, производственной, инженерной, социальной, оборонной, информационной инфраструктур на территориях Арктической Зоны Российской Федерации. Приводится оценка капиталоемкости, приоритетности проектов и возможности и целесообразности применения экономических инструментов их государственной поддержки и стимулирования инвесторов.
Ключевые слова
Арктическая Зона, инфраструктура Арктической Зоны, опорные зоны, приоритетные проекты, экономические инструменты государственной поддержки
Рекомендуемая ссылка
Authors
Cygankova Anna Aristokesovna
PhD, Senior Lecturer
Russia, Russian University of Economics named G.V.Plehanov
annaromany@yandex.ru
Romanchenko Ol'ga Viktorovna
Ph.D., Associate Professor
Russia, Russian University of Economics named G.V.Plehanov
ghjd1@mail.ru
Shemetkova Ol'ga Leonidovna
Ph.D., Associate Professor
Russia, Russian University of Economics named G.V.Plehanov
ol-shem@mail.ru
Abstract
The analysis of a condition and development prospects of transport, production, engineering, social, defensive, information infrastructures on the territories of the Arctic Zone of the Russian Federation is carried out. The assessment of capital intensity, priority of projects and opportunity and feasibility of use of economic instruments of their state support and stimulation of economic entities is given.
Keywords
Arctic Zone, the infrastructure of the Arctic Zone, reference area, priority projects, economic instruments of the state support
Suggested Citation
Исторически Россия — ведущая арктическая держава, исходя из особенностей нашей страны, ее места и роли в глобальных и региональных международных отношениях. Арктика обеспечивает 11% национального дохода России и 22% объема общероссийского экспорта. На арктических территориях находятся более 700 месторождений нефти и газа, залежи цветных и драгоценных металлов, включая более 350 месторождений золота[11]. В арктическом регионе России проживает около 2,5 млн. человек, что составляет 2% населения страны и 40% населения всей Арктики. 22 600 км. — протяженность границ России на арктической территории. Уникальное геостратегическое расположение, суровые климатические условия, высокая ресурсоемкость, малое количество населения делает освоение территории чрезвычайно сложным и неравномерным. Арктика считается самостоятельным регионом, однако её границы определяются по-разному. Один из вариантов — провести южную границу Арктики по Северному полярному кругу, затронув, таким образом, Северный Ледовитый океан с окраинными морями, а также заливы Баффинов и Фокс, многочисленные проливы и заливы Канадского Арктического архипелага и северные части Тихого и Атлантического океанов. Территории Арктики можно разделить на несколько географических регионов: зона России, зона Канады, Гренландия, Аляска, Шпицберген (Свальбард), Исландия и Фенноскандия (рис. 1).
Рис 1. Границы Арктики [12]
Законодательство в отношении Арктики насчитывает более 500 нормативных документов, 50 из которых сохраняют силу со времен СССР. В большей степени в них преобладает отраслевой подход к развитию макрорегиона. В 2012 году Минрегионом РФ был подготовлен проект Федерального закона об Арктической зоне РФ, призванный создать условия для её комплексного и равномерного социально-экономического развития. Однако он так и не был направлен на рассмотрение. Ожидается, что в ноябре-декабре 2016 года проект нового федерального закона «О развитии Арктической зоны РФ», после длительных обсуждений на конференции по экономическому развитию Арктики в рамках ПМЭФ-2016, на V Мурманской международной деловой неделе в рамках пленарного заседания «Арктическим курсом» и прочих мероприятиях будет внесен на рассмотрение в Госдуму РФ. Это первый закон, который сформирован по территориальному принципу, создающий законодательные основы и механизмы для реализации целей и задач Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, а также государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», утверждённой Правительством Российской Федерации. В законопроекте сделан упор на развитие Арктической зоны (АЗ) на принципах проектного управления, путем выделения на территории опорных зон по типу ТОР. Система опорных зон – это новый инструмент территориального развития экономики, направленный на обеспечение стратегических интересов Российской Федерации в Арктике, в первую очередь, повышения качества жизни населения, в том числе коренного, развития всех видов инфраструктуры экономики и социальной сферы, обеспечение безопасности границ с севера, укрепление позиций России на международном уровне. В связи со стратегической важностью поставленных задач в законодательные документы заложены современные методы управления для эффективного использования значительных государственных и привлеченных капитальных вложений. Планируется создание сети проектных офисов, основное назначение которых состоит в объединении всех ведомств с целью реализации проектов комплексного развития территории Арктики. Целью настоящего исследования является обзор и анализ состояния инфраструктуры, проблем и подходов к обоснованию приоритетных проектов комплексного развития АЗ и методов государственной поддержки и регулирования их реализации.
Определены также экономические инструменты государственной поддержки приоритетных проектов в АЗ РФ (рис.2).
Рис.2 Экономические инструменты государственной поддержки проектов в АЗ РФ [2]
Также определены приоритеты инвестиционной политики, преимущественным механизмом реализации которой является ГЧП. Так, до 2030 года из предусмотренных на развитие АЗ 5 трл. руб. только 1 трл.руб. будет затрачен из бюджетных источников (рис.3) [13].
Рис.3 Отраслевая структура проектов в АЗ РФ [1]
Рис. 4 Классификация объектов инфраструктуры в АЗ РФ
Развитие всех видов инфраструктуры предполагает возведение зданий и сооружений различного назначения на территории АЗ и собственно развитие строительного комплекса региона, включающего:
Очевидно, что кроме технических и экологических требований будет существенно отличаться стоимость возведения объектов инфраструктуры. Так, средняя стоимость строительства 1 кв. метра общей площади отдельно стоящих жилых домов квартирного типа в Москве и, например, Мурманской области различается в 1,5 раза [15].
Проведем анализ проблем и перспектив развития отдельных видов инфраструктуры на территории АЗ с позиции её комплексного освоения. Первоочередной задачей является создание транспортной сети, необходимо проложить дороги, устроить логистические центры, в том числе для строительных материалов, обеспечить доставку морским, воздушным, железнодорожным транспортом людей и техники к местам будущей деятельности [3].
За последние 25 лет произошло значительное устаревание ранее созданной транспортной инфраструктуры Арктики. Исторически главной транспортной артерией являлся Северный Морской Путь (СМП), который собственно и послужил каркасом для создания АЗ, связывая воедино такие крупные центры как Мурманск и Архангельск с малонаселенными территориями Якутии и Чукотки. Однако, если в советское время по Северному морскому пути перевозилось 12 млн. тонн грузов за одну навигацию, то 90-е годы эти цифры снизились до 1 млн. и до настоящего времени не восстановились. СМП позволяет обслуживать не только внутренние потребности северных территорий, но и будет развиваться как международная магистраль. Вместе с тем, реализация мегапроекта комплексного развития инфраструктуры СМП и прилегающих территорий потребует существенных капиталовложений и координированных действий различных субъектов АЗ. Предусмотрено выполнение группы проектов, в том числе приоритетного строительства и реконструкции объектов Мурманского Транспортного узла, стоимостью проектирования и строительства около 145 млрд. руб. [14], портов Тикси, Сабетта (97 млрд.руб), Индига (120 млрд.руб ), Глубоководный район порта Архангельск (208 млрд. руб) [1] район некоторые из которых еще находятся в процессе обоснования.
Железнодорожное и автотранспортное сообщение развито в АЗ в меньшей степени и ориентировано на доставку грузов и сырья в порты [5]. Следует отметить, что проект железнодорожной магистрали «Белкомур» имеет стратегическое значение, так как напрямую соединит регионы Сибири и Урала, а в перспективе и Китая с предприятиями СЗФО. Общий объём инвестиций по укрупненным оценкам составляет около 225 млрд.руб, уточнение которого будет уже в условиях нового экономического механизма развития «опорных зон» в АЗ. Среди приоритетных проектов также находится создание «Северного широтного хода», примерной стоимостью 270 млрд. руб [8] и железная дорога «Сосногорск-Индига» стоимостью около 190 млрд. без учета стоимости отвода земли. Железная дорога Бованенково-Сабетта, стоимостью 113 млрд. руб., проект строительства который будет реализован в условиях ГЧП. Следует отметить, что оба объекта входят в состав мегапроекта «Энергия Арктики», который по оценкам к 2020 году принесет в бюджет всех уровней налоговых поступлений на сумму около 9 трлн. руб.[10], при общем объёме инвестиций в ключевые объекты оценочно более 2 трлн. руб.
Удаленность арктических регионов требует авиационного сообщения. Имеющиеся в Арктике аэропорты преимущественно предназначены для малой авиации, имеющей значение для текущей жизни регионов. Состояние этих объектов требует реконструкции, обновления навигационного оборудования. Так предусмотрена реконструкция аэропортов в Северо-Якутской опорной зоне, общим объёмом инвестиций около 13 млрд. руб. Для решения стратегических задач макрорегиона построен аэропорт Сабетта на Ямале, введённый в эксплуатацию 2 февраля 2015 года, который принимает самолеты практически всех типов.
Трубопроводы в АЗ транспортируют нефть и газ в порты, основная и вспомогательные сети которых возведены в 80-х годах ХХ века. Крупными транспортными объектами являются: магистральный газопровод Бованенково – Ухта, ставший частью единой газотранспортной системы; терминал для отгрузки нефти «Ворота Арктики», который позволяет круглогодично отгружать углеводороды в Европу по СМП; нефтепроводная система Заполярье – Пурпе, дающая выход новым месторождениям к единой магистральной системе нефтепроводов Транснефти.
Развитие транспортной системы АЗ должно повысить доступность территорий, инвестиционную привлекательность для бизнеса, снизить чрезмерные транспортные затраты, улучшить качество жизни населения.
Из Арктики продолжается отток населения, в первую очередь квалифицированных специалистов. Так только из Мурманской области за последние 25 лет выехало около 340 тысяч человек. Для того, чтобы остановить этот процесс, надо создавать комфортные условия для проживания и работы: строить современные жилые дома, детские сады, школы, больницы, спортивные сооружения, культурные комплексы, учреждения высшего и среднего образования.
В Арктике нет индивидуальных домов усадебного типа, преимущественно это двухэтажное жилье, оставшееся от геологов, нефтяников, очень ветхое, устаревшее, в котором живут люди. Требуется разработка, передача современных технологий возведения жилых зданий и проектов застройки территорий поселков с учетом климатических особенностей на основе использования типовых решений, уже применяемых в поселках газовиков, обслуживающих предприятия по сжижению газа. Так, в Якутии планируется до 2020 года ввести 144,9 тыс. кв. м жилья [8], строительство которого будет вестись добывающими компаниями, осуществляющими промышленное освоение территории. Такой подход, преимущественно, будет применяться и в составе других приоритетных проектов.
Также следует разработать подходы к выделению тех населенных пунктов, на которых целесообразно сохранять и развивать постоянное проживание, и территории, непригодные для проживания, которые могут обслуживаться вахтовым методом. При обосновании таких приоритетных проектов может стать показатель расходов на содержание одного жителя. Так, например, в АЗ Красноярского края проживает 300 тысяч населения, на поддержание жизнедеятельности которых расходуется 33-34 млрд. руб бюджетных средств в год [7], в том числе на строительство больничных комплексов, спортивных, культурных и других объектов, что является очень высоким показателем. Предусмотрена региональная программа по переселению граждан, проживающих в городах Норильск и Дудинка, в районы с благоприятными условиями с целью высвобождения жилых помещений для проживающих в аварийных домах [4]. Проект стоимостью 17,7 млрд. руб. планируется до 2020 года.
Для закрепления молодежи должны быть созданы условия для получения образования и квалификации, применительно к занятости в АЗ, в том числе геологоразведка, климатология, полярная авиация и др. Возведение современных зданий университетов, становящихся опорными точками развития АЗ, таких как Арктический плавучий университет, филиалы центральных Вузов России позволит решить эту задачу.
Объекты производственной, транспортной и социальной инфраструктуры невозможно возводить и эксплуатировать без надежного энергетического обеспечения и развитой инженерной инфраструктуры.
Отдельные территории АЗ имеют различные показатели обеспеченности и стоимости энергоресурсов. Так Мурманская область является энергоизбыточным регионом, который в полном объёме обеспечивает внутренний спрос и более четверти производства экспортирует.
В то же время на Чукотке энергетика является главным ограничителем развития, и приоритетные проекты предусматривают реконструкцию береговой инфраструктуры для установки плавучей атомной электростанции в г. Певек, стоимостью около 830 млн.руб, а также межрегиональное объединение энергосистем с районами избыточного производства энергии.
Развитие производственной инфраструктуры АЗ преимущественно связано с созданием добывающих мощностей, в том числе: нефть, газ, медь, олово, редкоземельные металлы, золоторудное сырье. Так Энергетической стратегией России до 2030 года Ямал определен основным газодобывающим регионом страны, поэтому 43 из 145 приоритетных проектов, утвержденных Государственной комиссией по вопросам развития Арктики, связаны с этим регионом. Ключевым объектом производственной инфраструктуры является завод «Ямал СПГ», строительство которого предусматривает привлечение различных источников финансирования, в том числе: 150 млрд. руб из Фонда национального благосостояния.
В Мурманской области в число приоритетных вошли собственные проекты развития горнопромышленных компаний региона, также в Кольской опорной зоне приоритетными проектами стали возведение специализированной верфи по строительству крупнотоннажных морских сооружений компании «Новатэк» и строительство опорной базы берегового обеспечения шельфовых проектов компании «Роснефть».
На территории Якутии в качестве приоритетного проекта рассматривается обеспечение и сохранение развитие сельского хозяйства в северных широтах в условиях вечной мерзлоты.
В Архангельской области предлагается приоритетный проект по продовольственной безопасности путем создания мощностей по выращиванию семенного экологически чистого картофеля для высадки в южных территориях страны. Также опорной точкой приоритетного развития региона является Северодвинский промышленный потенциал, с использованием которого построены платформы Приразломная и Арктическая. Перспективными проектами является обустройство месторождений по добыче алмазов и развитие ограночного производства, а также проект лесопромышленного комплекса.
На Чукотке сформировано две опорные территории как приоритетные проекты: Чаун-Билибинский узел по добыче драгоценных металлов и в целом с полиметаллической специализацией, а также Анадырский, который специализируется в сфере углеводородов, нефти и газа.
Приоритетные проекты развития АЗ создают спрос на развитие высокотехнологичных направлений, в том числе: робототехника, топливные технологии, материаловедение. Создание этих мощностей не предполагается на территории АЗ в составе приоритетных проектов, однако арктический проект формирует заказ в научно-исследовательской и инновационной сфере экономики страны.
АЗ стала областью возможного международного конфликта из-за начавшегося хозяйственного освоения арктических территорий. Кроме политических и правовых действий, актуальным является капитальное строительство по восстановлению инфраструктуры аэродромов и портов двойного назначения (Амдермы, Диксона, Тикси), развитие наземных сооружений для космических систем и навигационного оборудования.
В настоящее время мобильной связью, эфирным и спутниковым телевещанием обеспечено только 7% населённых пунктов арктической зоны, а радиовещание в отдельных населённых пунктах имеется только в FM-диапазоне [6]. В рамках приоритетного проекта создания единой концепции развития связи вещания в регионе, что будет способствовать повышению безопасности и эффективному контролю за развитием хозяйственной деятельности в АЗ.
Список литературы
References