Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (33), 2013

Интеграционная модель взаимодействия субъектов социального партнёрства как ключевое направление в развитии

Integration model of interaction of subjects of social partnership as the key direction in region development

Авторы


аспирант
Россия, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
elena_setrakova@rambler.ru

Аннотация

На развитие региона оказывает влияние структура взаимоотношений субъектов социального партнёрства: государства, профессиональных союзов, работодателей. Большое влияние так же оказывают структуры малого бизнеса. Повышается роль Союза работодателей, который представляет интересы и защиту прав своих членов во взаимоотношениях с органами государственной власти области и местного самоуправления, профессиональными союзами и их объединениями на принципах социального партнёрства. Развитие модели взаимодействия с учебными заведениями высшего, среднего и начального профессионального образования – одна из задач которую должен решать Союз работодателей, совершенствуя социально-трудовые отношения.

Ключевые слова

взаимодействие субъектов социального партнёрства, развитие региона, участие Союза работодателей.

Рекомендуемая ссылка
Сетракова Елена Владимировна
Интеграционная модель взаимодействия субъектов социального партнёрства как ключевое направление в развитии// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (33). Номер статьи: 3313. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/3313/
Authors

Setrakova Elena Vladimirovna
graduate
Russia, Rostov State Economic University (RINH)
elena_setrakova@rambler.ru

Abstract

The structure of relationship of subjects of social partnership has impact on development of the region: states, labor unions, employers. The great influence as is rendered by structures of small business. The role of the Union of employers which represents interests and protection of the rights of the members in relationship with public authorities of area and local government, labor unions and their associations on the principles of social partnership raises. Development of model of interaction with educational institutions of the higher, secondary and primary professional education – one of tasks which the Union of employers has to solve, improving the social and labor relations.

Keywords

interaction of subjects of social partnership, region development, participation of the Union of employers.

Suggested Citation
Setrakova Elena Vladimirovna
Integration model of interaction of subjects of social partnership as the key direction in region development. Regional economy and management: electronic scientific journal. №1 (33). Art. #3313. Date issued: 2013-01-21. Available at: https://eee-region.ru/article/3313/

Print Friendly, PDF & Email
В связи с проводимыми экономическими реформами в России все более актуальными становятся проблемы регионального развития. Уже сейчас весьма велика региональная дифференциация условий хозяйствования, уровня жизни населения. В ближайшей перспективе эта тенденция, видимо, сохранится. Причин тому может быть много. Однако анализ накопленного опыта позволяет выявить одну из важнейших — существует тесная взаимосвязь между экономической политикой, осуществляемой в данном регионе, и успехами его развития.

Ростовская область по объёмам ВРП входит в число первых 15 регионов России. Руководство Ростовской области открыто к взаимовыгодному сотрудничеству и приветствует конструктивные деловые предложения отечественных и иностранных инвесторов, реализация которых будет способствовать развитию, целостности и процветанию как области, так   России в целом.

Структура ВРП Ростовской области, предоставленная официальным порталам  Правительства Ростовской области представлена на рисунке 1.

5_clip_image002

Рисунок 1Структура ВРП Ростовской области

Большой вклад в развитие региона вносят  и структуры малого бизнеса. Самым распространенным основным видом экономической деятельности у малых предприятий без учета микропредприятий  остается «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», где  сосредоточено 28,3 процента предприятий. Предприятия с основным видом деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства» и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» составляют  в суммарном выражении 17,7  процента малых предприятий. Операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг занимаются 16,7   процента малых предприятий, строительством – 14,9  процента малых предприятий. По сравнению с 2008 годом  в области незначительно сократилась доля малых предприятий, занимающихся  промышленными видами деятельности и строительством (соответственно на  0,9  и 0,3 процентного пункта), при также незначительном увеличении доли малых предприятий, занимающихся оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (соответственно  на 1,4 и 0,7 процентного пункта). В целом можно сказать, что в Ростовской области малые предприятия наиболее успешно развиваются в сфере услуг. [1]

Во всех жизнедеятельностях общества для устранения возникновения серьёзных конфликтов необходимы качественные изменения в социальной сфере. И здесь выступает вопрос об институте социального партнёрства как одного из путей разрешения противоречий, возникающих в обществе.

Одним из субъектов социального партнёрства, регулирующим взаимоотношения между работниками, работодателями,  органами власти, местного самоуправления, профессиональными образовательными учреждениями и некоммерческими организациями является Союз работодателей. Деятельность таких объединение регламентируется Федеральным законом от 27 ноября 2002 г.№156-ФЗ «Об объединениях работодателей», в который        были уже внесены изменения и дополнения в 2005 и 2007 годах. Союз работодателей Ростовской области был образован 27 июля 2001 года на конференции промышленников и предпринимателей региона с участием Главы Администрации (Губернатора) области. Учредителями организации выступили: НА «Совет директоров предприятий г.Ростова-на-Дону», Торгово-промышленная палата Ростовской области, ОАО «Ростсельмаш», ОАО «Ростпромстройбанк», РВПК ОАО «Роствертол», Ростовское региональное отделение Общероссийской общественной организации Российский союз промышленников и предпринимателей – «Донской союз промышленников и предпринимателей» и др.

Основная цель Союза работодателей Ростовской области – представление интересов и защита прав своих членов во взаимоотношениях с органами государственной власти области и местного самоуправления, профессиональными союзами и их объединениями на принципах социального партнёрства. Основными задачами, решаемыми Союзом работодателей являются:

  • формирование согласованной позиции членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и отстаивание её во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления;
  • координация деятельности работодателей – членов Объединения в выполнении обязательств, принятых по соглашениям, коллективным договорам и осуществление контроля  их выполнения;
  • отстаивание законных интересов и защита прав своих членов во взаимоотношения с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления, иными организациями;
  • выступление с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений;
  • участие в разработке и внесение в установленном порядке предложений по принятию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, предпринимательскую деятельность и затрагивающих права и законные интересы работодателей;
  • участие в установленном порядке в подготовке и реализации мер по обеспечению занятости населения, развития рынка труда, профессионального образования и подготовки кадров;
  • получение от профессиональных союзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления имеющейся у них информации по социально-трудовым вопросам, необходимой для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;
  • содействие разрешению коллективных трудовых споров и повышению социальной ответственности бизнеса; и др.

В рамках системы социального партнёрства Союз работодателей Ростовской области участвует во встречах с Главой Администрации (Губернатором) области и заместителями Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области по проблемам социально-экономического развития региона; осуществляет работу в более чем 20 комиссиях, комитетах, советах и рабочих группах созданных при Администрации Ростовской области.

С органами власти, профсоюзами и другими организациями Союз работодателей строит свои взаимоотношения на основе Соглашения между Администрацией, Федерацией профсоюзов, решений Коллегии Администрации Ростовской области, направленных на совершенствование взаимодействия органов власти и объединений предпринимателей. Необходимо повышать эффективность существующих площадок взаимодействия бизнеса, власти и профсоюзов в формате социального партнёрства (комиссии, комитеты, советы и рабочие группы, созданные при Администрации области), а также формировать новые направления взаимодействия (включение работодателей в совещательные и экспертные органы всех министерств и ведомств, Законодательного Собрания области и органов местного самоуправления).[2]

Решая вопросы совершенствования социально-трудовых отношений, Союз работодателей ставит одну из задач — развитие модели взаимодействия с учебными заведениями высшего, среднего и начального профессионального образования.

На удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, всё в большей степени ориентируется профессиональное образование, которое становится инструментом решения в первую очередь экономических проблем общества. Растут требования индустрии к квалификации и качеству подготовки специалистов, ужесточается конкуренция на рынке труда, появляются новые профессии и специальности. В основе интересов работодателей всегда лежит экономическое начало. Опыт показывает, что учебные учреждения действительно обладают продукцией, способной заинтересовать работодателя. Такой продукцией является трудовой потенциал выпускников. При этом необходимо учитывать, что сегодня наряду с профессиональными характеристиками возрастают требования работодателей к функциональным и личностным качествам рабочей силы – таким, как отношение к работе, умение общаться с людьми, творческий подход к делу, умение принимать решение и организовывать его исполнение и т.д. Обучить всему этому молодёжь значительно проще, чем переучивать впоследствии взрослых. Для профессионального учебного заведения,  социальное партнёрство должно стать естественной формой существования. В условиях рыночной экономики только в тесном контакте с работодателями (непосредственными потребителями их продукции) образовательные учреждения смогут выполнять своё главное предназначение – давать качественную профессиональную подготовку по специальностям, востребованным на рынке труда. Основными социальными партнёрами образовательного учреждения на рынке труда являются: отдельные предприятия и объединения работодателей, объединения работников (профсоюзы, ассоциации и т.п.), органы управления (служба занятости, муниципальные, государственные органы власти). Создание, например, ресурсных центров базового профессионального образования придает особую актуальность формированию новой системы отношений между образовательными учреждениями и предприятиями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службой занятости – то есть со всеми, кто становится не просто потребителем продукции ресурсного центра, но и источником его финансового благополучия.[3]

Одной из ключевой фигур субъектов социального партнёрства является государство и органы государственной власти. Повышение благосостояния населения и комплексное развитие территории на основе динамичного и эффективного функционирования экономики — основная задача Правительства ростовской области в плане стратегического развития города Ростова-на-Дону и Ростовской области. Наиболее эффективным средством достижения намеченных целей является программно-целевой метод, заключающийся в системном подходе к решению всего комплекса взаимосвязанных проблем и позволяющий добиться устойчивых результатов во всех аспектах развития города. В целях осуществления Стратегического плана социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года Решением Ростовской — на- Дону городской Думы от 22 февраля 2011 года была утверждена Программа социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на 2011 — 2014 годы. Программа включает в себя комплекс социальных, экономических и правовых инструментов, нацеленных на повышение качества жизни и благосостояния населения Ростовской области. Основные программы представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Комплекс программ развития Ростовской области

Наименование программы

№ нормативно-правового акта

1

Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года

2

Программа социально-экономического развития Ростовской области на 2008-2012 годы О внесении изменения в Областной закон от 14 января 2008 года № 852-ЗС «Об утверждении Программы социально-экономического развития Ростовской области на 2008–2012 годы»

3

Стратегия привлечения инвестиций Ростовской области

4

Концепция демографической политики Ростовской области на период до 2025 года Постановление АРО от 29.12.2010г. №426

5

Концепция (основные направления) развития саморегулируемых организаций в Ростовской области на 2010-2011 годы

6

Концепция формирования антинаркотической культуры личности в Ростовской области Постановление Администрации Ростовской области от 11 сентября 2009 года № 448

7

Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Ростовской области

В связи с объективно ограниченными ресурсами перечень проблем социального развития Ростовской области был проранжирован в зависимости от влияния их решения на стратегические цели развития Ростовской области и остроты проблемы. Острота проблемы определялась экспертным путем с учетом отклонения соответствующих показателей от среднероссийского уровня. По результатам ранжирования была построена матрица «Острота проблемы – Влияние на реализацию стратегических целей развития Ростовской области» с определением места каждой из проблем в одном из трех сегментов (рисунок 2). Наиболее значимые проблемы расположены в зоне первого уровня приоритетности. В их числе определены:

  • низкий уровень доходов населения;
  • ограниченный доступ к капиталу;
  • инфраструктурные ограничения развития Ростовской области;
  • тенденции сокращения кадров на рынке труда;
  • недостаточный уровень развития инновационной инфраструктуры;
  • отраслевые и территориальные диспропорции.

Таким образом, ключевые действия органов власти Ростовской области в среднесрочной перспективе должны быть направлены на решение данного комплекса проблем.

5_clip_image004
Рисунок 2 Матрица «Острота проблемы – Влияние на реализацию стратегических целей развития Ростовской области [4]

Виктор Гуснай, заместитель министра труда и соцразвития области – начальник управления по труду, характеризует современное состояние системы социального партнерства на областном и муниципальном уровнях:

  • Социальное партнерство легло в основу сохранения социальной стабильности в обществе. Оно основано на диалоге трех важнейших сторон социально-трудовых отношений — работников, работодателей и государства,
  • Эти три стороны в условиях рыночной экономики существуют постоянно. И успех государственной социальной политики зависит от того, насколько она согласована с интересами работающих и работодателей.

На Дону действует областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений — стороны представлены союзом работодателей, федерацией профсоюзов и правительством Ростовской области. Во всех муниципальных образованиях сформированы территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Основной формой реализации социального партнерства в социально-трудовой сфере являются заключаемые соглашения и коллективные договоры.

Сегодня в системе социального партнерства Ростовской области действует около 2 тыс. соглашений всех уровней. За последние десять лет их количество выросло в 30 раз, и этот показатель социального партнерства находится в устойчивой позитивной динамике.

На региональном уровне в 2011 году подписано десятое соглашение между администрацией (правительством), федерацией профсоюзов и союзом работодателей Ростовской области на 2011-2013 годы, которое на практике доказало, что только совместными усилиями можно продвигаться во всех важнейших направлениях развития социальной сферы и экономики области.

Совершенствование нормативно-правовой базы для дальнейшего развития социального партнерства, в том числе разработка и принятие закона «О социальном партнерстве в Ростовской области» вызывает большой интерес со стороны всех участников социального партнёрства. Перспективы развития соцпартнерства связаны с выработкой эффективной политики на уровне организаций в сфере малого бизнеса, созданием в них профсоюзных организаций, неформальным выполнением коллективных договоров.

Список литературы:

  1. Тяглов  С.Г., Колячева  Ж.Я. Малый бизнес как инновационная составляющая устойчивого социально-экономического развития региона // Вестник «Ростовского государственного экономического университета ( РИНХ)». 2012. — №2.
  2. Официальный сайт Союза работодателей Ростовской области// доступ  www.srro.ru/position.htm
  3. Ильясов А.Х. Европейский опыт социального партнёрства в образовании//Север и рынок: формирование экономического порядка. 2009. Т. 3. — № 24. — С. 6a-9.
  4. Программа социального развития ростовской области. Официальный сайт правительства Ростовской области.

References

  1. Tiaglov  S.G., Koliacheva  Zh.Ia. Small business as an innovative component of sustainable socio-economic development [Malyi biznes kak innovatcionnaia sostavliaiushchaia ustoichivogo sotcialno-ekonomicheskogo razvitiia regiona]. Vestnik «Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta ( RINKh)». 2012.  №2.
  2. Official website of the Union of Employers of the Rostov region [Ofitcialnyi sait Soiuza rabotodatelei Rostovskoi oblasti]. dostup  www.srro.ru/position.htm
  3. Iliasov A.Kh. The European experience of social partnership in education [Evropeiskii opyt sotcialnogo partnerstva v obrazovanii]. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poriadka. 2009. T. 3.  № 24.  pp. 6a-9.
  4. Social development of the Rostov region. Official website of the Government of the Rostov region [Programma sotcialnogo razvitiia rostovskoi oblasti. Ofitcialnyi sait pravitelstva Rostovskoi oblasti].

Региональное развитие