Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №4 (32), 2012

Реформирование налогообложения недвижимого имущества в регионах Украины

Reforming the taxation of real estate in the regions of Ukraine

Авторы


кандидат экономических наук, доцент кафедры международных финансов
Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетмана
tokar.ww@ukr.net

Аннотация

В статье раскрываются особенности налогообложения недвижимого имущества в соответствии с Налоговым кодексом Украины, указываются направления его реформирования с целью гарантирования увеличения поступлений в доходную часть региональных бюджетов в Украине. Автором проведены предварительные расчеты эффективности внедрения прогрессивной шкалы налогообложения недвижимого имущества на примере жилого недвижимого имущества физических лиц.

Ключевые слова

Налогообложение, регионы Украины, недвижимое имущество.

Рекомендуемая ссылка
Токарь Владимир Владимирович
Реформирование налогообложения недвижимого имущества в регионах Украины// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (32). Номер статьи: 3209. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/3209/
Authors

Tokar V.V.
PhD in economics, Associate Professor, International Finance Department
Vadym Hetman Kyiv National Economic University
tokarwtokar.ww@ukr.netw@ukr.net

Abstract

The article discloses peculiarities of the real estate taxation according to the Tax Code of Ukraine. The author reveals the direction of its enhancement in order to guarantee the growth of regional budget revenue growth. The scoping calculation of effectiveness of introduction of the progressive scale of real estate taxation by way of example of natural persons’ real estate is conducted.

Keywords

Taxation, Ukrainian regions, real estate.

Suggested Citation
Tokar V.V.
Reforming the taxation of real estate in the regions of Ukraine. Regional economy and management: electronic scientific journal. №4 (32). Art. #3209. Date issued: 2012-11-30. Available at: https://eee-region.ru/article/3209/

Print Friendly, PDF & Email
Введение

Глобальный финансовый кризис установил жёсткие ограничения по привлечению внешних заимствований национальными экономиками, в том числе Украины. Совокупная внешняя задолженность актуализирует необходимость поиска возможностей пополнения доходной части региональных бюджетов. Особое внимание вызывает недвижимое имущество физических и юридических лиц, оптимизация налогообложения которого является достаточно сложным процессам по сравнению с доходами и затратами.

Краткая характеристика налогообложения имущества в Украине

Налог на недвижимость взимается в 130 государствах. В странах Европейского Союза ставка налога на недвижимость составляет в среднем 1,0‑2,0 % от её рыночной стоимости [4, С. 1].

По мнению И. Мазур и Н. Габельчук, недвижимость является уникальным объектом, способным обеспечить стабильный и прогнозируемый доход для государства. Уникальность обусловлена рядом её особенностей [5, С. 62]: наглядность (наличие блага, очевидность уровня дохода, благосостояния), постоянность расположения, продолжительность существования, обязательность государственной регистрации (как объекта собственности и залога).

Базируясь на исследовании мировой практики, В. Павлов и Кадебская настаивают на том, что величина налога на недвижимость не должна превышать 3,5-4,5 % от общей суммы личных доходов граждан [7, С. 6], но в условиях высокого уровня «тенизации» социально-экономической деятельности в Украине тяжело установить реальные доходы разных слоев населения.

Имущественное налогообложение в Украине представлено акцизным налогом, сбором за первую регистрацию транспортного средства, платой за землю и налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. Согласно ст. 10 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ), к местным налогам принадлежит налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка.

В ст. 265 НКУ указано, что налогоплательщиками на недвижимое имущество, отличное от земельного участка выступают физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые являются владельцами объектов жилой недвижимости. Таким образом, законодатель без внимания оставил существенные сегменты, такие как производственная и коммерческая недвижимость. В пункте 265.4.1 НКУ отмечается, что база налогообложения объекта жилой недвижимости, которая находится в собственности физического лица — налогоплательщика, уменьшается: а) для квартиры — на 120 кв.м.; б) для жилого дома — на 250 кв.м. Таким образом, свыше 90 % жилой недвижимости в Украине вообще не подпадает под налогообложение.

Пункт 265.5.1 ПКУ нивелирует смысл внедрения имущественного налога в таком виде. За 1 кв.м: для квартир, жилая площадь которых не превышает 240 кв.м, и жилых домов, жилая площадь которых не превышает 500 кв.м, ставки налога не могут превышать 1,0 % размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года; для квартир, жилая площадь которых превышает 240 кв.м, и жилых домов, жилая площадь которых превышает 500 кв.м, ставка налога составляет 2,7 % размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года.

Мировой опыт налогообложения недвижимого имущества

Рассмотрим опыт применения имущественных налогов в некоторых странах мира. Главным источником наполнения местных бюджетов Великобритании является налог на имущество. Он взыскивается как с владельцев, так и из арендаторов недвижимости – земли, жилых домов, магазинов, заводов, фабрик и т.д. Базой для налогообложения выступает годовая чистая стоимость имущества. Перерасчет ее стоимости проводится раз в 10 лет. Ставка налога устанавливается местными муниципалитетами, исходя из нужд местного бюджета. Налог может платиться раз в год, ежеквартально, или 10 раз в год равными долями. Не подлежит налогообложению земля сельскохозяйственного назначения, здания, которые находятся на ней, церкви, имущество благотворительных организаций. Величина муниципального налога зависит от стоимости собственности плательщика. Имущество классифицируется по одной из восьми оценочных категорий и облагается налогами по ставке, установленной местной властью. Если в доме или квартире проживает лишь один житель, то такому плательщику муниципального налога предоставляется налоговая льгота в размере 25,0 % от суммы начисленного налога [6, С. 3].

В Японии юридические и физические лица платят налог на недвижимость по единой фиксированной ставке – 1,4 % от стоимости имущества. Его переоценка проводится один раз на три года, в налогооблагаемую базу входит как земля, так и все недвижимое имущество на ней, а освобождение от уплаты налогов предоставляется новостройкам на протяжении нескольких лет [9, С. 150].

Большинство стран при определении базы налогообложения используют преимущественно рыночную стоимость налогооблагаемых объектов. Налог на недвижимость может взыскиваться как в государственный, так и в местный бюджет.

В условиях чрезмерного дифференциации населения Украины по критерию дохода налогообложения имущества выступает эффективным методом изъятия части доходов, которые были сформированы за счет «теневых» схем, что позволит, во-первых, уменьшить уровень «тенизации» экономики, во-вторых, пополнить региональные бюджеты в Украине.

Экономическое обоснование целесообразности реформирования налогообложения недвижимого имущества в Украине

На первом этапе нами предлагается внедрение усеченной прогрессивной шкалы налогообложения относительно недвижимого имущества (земельные участки, здания и сооружения) на уровне 0,15 % от рыночной стоимости объекта налогообложения (в большинстве стран мира – 1,0-3,0 %) и 0,5 % к элитной группе (критерий элитарности предлагается установить в зависимости от рыночной цены объекта налогообложения).

По нашему мнению, налогоплательщиками должны быть как физические, так и юридические лиц; как резиденты, так и нерезиденты. Для резидентов объектом налогообложения должно выступать недвижимое имущество независимо от места его расположения или регистрации. Нерезиденты должны платить имущественный налог лишь из того недвижимого имущества, которое принадлежит им на правах собственности и находится, зарегистрировано или используется на территории Украины.

Для сравнения существующей ситуации и предложенных реформ рассмотрим следующий условный пример. Предположим, что загородный дом украинского предпринимателя занимает площадь 1 500 кв.м. Средняя цена 1 кв.м элитного жилья составляет около 40 тыс. грн. или приблизительно 160 тыс. рубл. [3] (согласно официальному курсу Национального банка Украины, 1 украинская гривна приблизительно равняется 4 рублям. Таким образом, рыночная стоимость дома составляет приблизительно 240 млн. рублей (60 млн. грн.).

С целью налогообложения общая жилая площадь уменьшается на 250 кв.м,  т.е. превышение составляет 1 500 – 250 = 1 250 кв.м.. Согласно Закону Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год», на 01.01.2012 г. минимальная заработная плата установлена на уровне 4 292,00 рубл. (1 073,00 грн.) [2], т.е. максимальный денежный эквивалент налога будет составлять 115,88 рубл. / кв.м (2,7 % от 4 292,00 рубл.). Таким образом, начисленный налог будет составлять 144,850 тыс. рубл. (115,8 рубл./кв.м *  1250 кв.м), эффективная ставка налогообложения равняется 0,06 %. В случае проведения реформ и налогообложения по ставке 0,5 %, общая сумма поступлений в консолидированный бюджет составит 1,2 млн. рубл. в год.

Уже в конце 2010 г. общая площадь жилого фонда в Украине составляла 1 079,5 млн. кв.м [10]. В 2012 г. себестоимость строительства жилья составляла 32 тыс. рубл./кв.м, соответственно налоговая база составляет 34,544 трлн. рубл. (32 тыс. рубл./кв.м * 1 079,5 млн. кв.м).

Минимальная потенциальная сумма налога составляет 51,816 млрд. рубл. (34,544 трлн. рубл. * 0,15 %), что составляет 3,49 % от доходов (1,483 трлн. рубл.), 3,27 % от расходов (1,587 трлн. рубл.) и 51,55 % от дефицита (100,518 млрд. рубл.) консолидированного бюджета Украины на 2012 г.

Заключение

Учитывая указанное выше, необходимо реформировать налогообложение имущества физических и юридических лиц в Украине с целью: 1) пополнения доходной части местных (региональных) бюджетов; 2) уменьшения дифференциации населения; 3) перенесения налоговой нагрузки с производственного процесса на пассивный капитал; 4) противодействия спекулятивному потреблению; 5) предотвращение монополизации на рынке недвижимости, в частности жилой и коммерческой.

В случае внедрения налогообложения жилой недвижимости на уровне 0,15-0,5 % от рыночной стоимости объекта налогообложения минимальная потенциальная сумма поступлений в региональные бюджеты составит 51,816 млрд. рубл., или 3,49 % от доходов (1,483 трлн. рубл.), 3,27 % от расходов (1,587 трлн. рубл.) и 51,55 % от дефицита (100,518 млрд. рубл.) консолидированного бюджета Украины на 2012 г.

Перспективными для дальнейших исследований являются следующие направления: оценка налогового потенциала нежилой (коммерческой) недвижимости в Украине; разработка алгоритма налогообложения имущества домохозяйств в зависимости от уровня доходов на члена семьи.

Библиографический список

  1. Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.zakon1.rada.gov.ua.
  2. Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» от 22.12.2011 № 4282-VI [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.zakon1.rada.gov.ua.
  3. Жильё со статусом [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://halupa.org.ua/article.php/Eltne_jitlo_v_Ukrain.
  4. Кравчун А. С. Относительно отдельных вопросов реформирования налогообложения имущества в Украине / А. С. Кравчун // Журнал Национального университета «Острожская академия». Серия «Право». – 2011. – № 1 (3). – С. 1-11.
  5. Мазур И. М. Особенности внедрения имущественного налогообложения в Украине на примере налога на недвижимость / И. М. Мазур, Н. В. Габельчук // Научно-информационный вестник. – 2010. – № 2. – С. 60-67.
  6. Молодченко Т. Г. Местные налоги как основа финансовой независимости местного самоуправления / Т. Г. Молодченко // Теория и практика государственного управления. – Выпуск 4 (27). – 2009. – С. 1-6.
  7. Павлов В. И. Механизм обеспечения действенности налогообложения недвижимого имущества / В. И. Павлов, Е. В. Кадебская // Научный вестник Волынского национального университета имени Леси Украинки. – 2009. – № 7. – С. 5-11.
  8. Фрадинский О. А. Отечественный и международный опыт эволюции налогообложения недвижимого имущества / О. А. Фрадинский // Вестник Хмельницкого национального университета. – 2010. – № 6. – Т. 4. – С. 346-351.
  9. Хромьяк Н. Анализ проблем и перспектив внедрения налога на недвижимость в Украине на современном этапе развития экономики / Н. Хромьяк // Галицкий экономический вестник. – 2010. – №4(29). – С.149-154.
  10. Официальный сайт Государственной службы статистики Украины [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua.

References

  1. Nalogovyi kodeks Ukrainy ot 02.12.2010 № 2755-VI [Elektronnyi resurs] – Rezhim dostupa: http://www.zakon1.rada.gov.ua.
  2. Zakon Ukrainy «O Gosudarstvennom biudzhete Ukrainy na 2012 god» ot 22.12.2011 № 4282-VI [Elektronnyi resurs] – Rezhim dostupa: http://www.zakon1.rada.gov.ua.
  3. Zhile so statusom [Elektronnyi resurs] – Rezhim dostupa: http://halupa.org.ua/article.php/Eltne_jitlo_v_Ukrain.
  4. Kravchun A. S. Otnositelno otdelnykh voprosov reformirovaniia nalogooblozheniia imushchestva v Ukraine / A. S. Kravchun // Zhurnal Natcionalnogo universiteta «Ostrozhskaia akademiia». Seriia «Pravo». – 2011. – № 1 (3). – S. 1-11.
  5. Mazur I. M. Osobennosti vnedreniia imushchestvennogo nalogooblozheniia v Ukraine na primere naloga na nedvizhimost / I. M. Mazur, N. V. Gabelchuk // Nauchno-informatcionnyi vestnik. – 2010. – № 2. – S. 60-67.
  6. Molodchenko T. G. Mestnye nalogi kak osnova finansovoi nezavisimosti mestnogo samoupravleniia / T. G. Molodchenko // Teoriia i praktika gosudarstvennogo upravleniia. – Vypusk 4 (27). – 2009. – S. 1-6.
  7. Pavlov V. I. Mekhanizm obespecheniia deistvennosti nalogooblozheniia nedvizhimogo imushchestva / V. I. Pavlov, E. V. Kadebskaia // Nauchnyi vestnik Volynskogo natcionalnogo universiteta imeni Lesi Ukrainki. – 2009. – № 7. – S. 5-11.
  8. Fradinskii O. A. Otechestvennyi i mezhdunarodnyi opyt evoliutcii nalogooblozheniia nedvizhimogo imushchestva / O. A. Fradinskii // Vestnik Khmelnitckogo natcionalnogo universiteta. – 2010. – № 6. – T. 4. – S. 346-351.
  9. Khromiak N. Analiz problem i perspektiv vnedreniia naloga na nedvizhimost v Ukraine na sovremennom etape razvitiia ekonomiki / N. Khromiak // Galitckii ekonomicheskii vestnik. – 2010. – №4(29). – S.149-154.
  10. Ofitcialnyi sait Gosudarstvennoi sluzhby statistiki Ukrainy [Elektronnyi resurs] – Rezhim dostupa: http://www.ukrstat.gov.ua.

Локальные рынки и межрегиональные связи