Разработка модели информатизации импортозамещения в интересах экономики региона: целостно-эволюционный подход
Developing a model of import substitution in favor of informatization of the regional economy: a holistic-evolutionary approach
Авторы
Аннотация
Информационное обеспечение системы импортозамещения государства и его регионов представляется основой его регулирования. Целью информатизации является сохранение целостности процесса приобретения знаний в условиях эволюции макросистемы государственного импортозамещения. Результатом информатизации системы импортозамещения будет являться формирования системы новых знаний о структуре и свойствах импортоаналогичной продукции для последующего повышение ее конкурентноспособности.
Ключевые слова
Информатизация системы импортозамещения; производство импортоаналогичных товаров; формирование системы новых знаний.
Рекомендуемая ссылка
Разработка модели информатизации импортозамещения в интересах экономики региона: целостно-эволюционный подход// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (24). Номер статьи: 2402. Дата публикации: 25.12.2010. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/2402/
Authors
Abstract
Information support system of import substitution of the state and its regions is the basis for its regulation. The aim is to preserve the integrity of the information process of acquiring knowledge in the evolution of the macro state of import substitution. Result of the computerization of the system of import will be the formation of new knowledge about the structure and properties importoanalogichnoy products for subsequent enhancement of its competitiveness.
Keywords
Computerization of the system of import, production importoanalogichnyh products, the formation of new knowledge.
Suggested Citation
Developing a model of import substitution in favor of informatization of the regional economy: a holistic-evolutionary approach// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (24). Art. #2402. Date issued: 25.12.2010. Available at: https://eee-region.ru/article/2402/
Опыт импортозамещения (ИПЗ) других стран показывает, что эффективное регулирование ИПЗ региона зависит от таких факторов, как: уровень экономической безопасности государства и его регионов, их стабильность; экономическая модель хозяйственного устройства региона и степень её развития, интересы региона в системе ИПЗ, а также существующий уровень информационного обеспечения ИПЗ.
Опираясь в данной статье на исследования Букатовой И.Л. и Макрусева В.В. по разработке теории целостно-эволюционной интеллектуализации систем [1, 2, 3], можно утверждать, что информационное обеспечение ИПЗ представляется основой его регулирования и должно осуществляется в режиме информационного обмена между регионами страны в границах системного взаимодействия региональных экономик в целях формирования условий национальной безопасности государства.
При этом целью такого обмена будет являться формирование двух групп новых знаний об импортозамещении:
1. Знания о структуре производства импортоаналогичной продукции.
2.Знания о свойствах производимой импортоаналогичной продукции, которые будут определять ее конкурентноспособность.
Полученные в результате информационного обмена знания, как представляется, будут влиять на продуктивность системы ИПЗ.
Однако, в силу отсутствия политики импортозамещения на государственном уровне, возможности информационного мониторинга системы ИПЗ как на региональном, так и на государственном уровне ограничены. Следовательно, проблема эффективной информатизации системы ИПЗ становится одной из ключевых в комплексе проблем устойчивого развития государства и его регионов. Поэтому целью настоящей статьи является разработка модели информатизации импортозамещения на основе целостно-эволюционного подхода для повышения продуктивности системы импортозамещения.
Качественная информатизация ИПЗ, прежде всего, связана с решением таких задач, как:
-определение общих целей и принципов информатизации системы государственного ИПЗ;
-формирование единого информационного пространства для всех регионов — участников ИПЗ;
— создание организационного механизма для обеспечения его эффективного функционирования и вхождения в информационное пространство государства;
— создание отрасли информационных услуг в сфере ИПЗ;
-расширение правового поля информатизации и обеспечение информационной безопасности участников сферы ИПЗ [Приводится по: 1 ]
Согласно основных положений теории целостно-эволюционной интеллектуализации систем глобальные процессы в системах отображаются согласованной многоуровневой системой информационных потоков. Кроме того, информатизация представляет собой процесс прогрессивного развития знаний о рассматриваемой системе.
Следовательно, основным вопросом при решении проблемы эффективной информатизации ИПЗ является представление данной системы как объекта информатизации.
При этом систему ИПЗ можно рассматривать как часть экономических связей и отношений государства и его регионов, охватывающую различные направления, формы, методы и средства перемещения информационных, материальных, финансовых и трудовых ресурсов в целях организации производства импортоаналогичной продукции.
ИПЗ как объект информатизации — это «…большая, неоднородная, распределённая, многоуровневая, открытая, информативно неопределённая система. Её отличительной особенностью является сочетание товарных и финансовых потоков, комбинированный механизм регулирования и самоорганизации, большие объёмы и большая размерность измеряемых, контролируемых и регулируемых параметров» [Цит.по: 2,с.224 ] . В границах данной системы образуется подсистема производства импортоаналогичной продукции (СПИАП), которая находится под влиянием множества не формализуемых и постоянно изменяющихся факторов, что значительно затрудняет создание адекватных информационных моделей ИПЗ.
Представляется, что ИПЗ государства как макросистема состоит из следующих подсистем (Рис.1).
В свою очередь указанные подсистемы состоят из следующие элементов:
- государственная подсистема ИПЗ – потоки импортной продукции производственно-технического назначения (ППТН) в интересах государства, государственного информационного потока ИПЗ, межрегионального механизма регулирования ИПЗ;
- подсистема ИПЗ региона – потоки импортной ППТН региона, информационный поток ИПЗ региона, а также региональный механизм регулирования ИПЗ;
- подсистема предприятий региона — потоки импортной ППТН в интересах предприятий; информационный поток; механизм влияния потребности предприятия в импортоаналогичной продукции.
Доминирующим инструментом контроля в системе ИПЗ региона, несомненно, будет являться контрольный блок (КБ) Правительства области, основным инструментом которого является Центр экспортной поддержки Нижегородской области (ЦЭПНО). Последний должен определять соответствие СПИАП полученным новым знаниям влияющим на эффективность технических решений воплощенных в импортной аналогичной продукции.
Адекватность воздействия КБ зависит от его возможностей: его кадрового состава, технологического, правового, информационного обеспечения, а также от других компонентов, определяющих структуру и технологию деятельности контролирующего органа.
Все три подсистемы (государственная, региональная и предприятий) являются входящими друг в друга, а соответствующие импортные потоки, информационные потоки и механизмы регулирования — взаимозависимыми. Соответственно, в представляемой иерархии их взаимосвязь должна быть системной и в этом качестве призвана обеспечить иерархическую согласованность процессов ИПЗ.
Согласно структуры системы ИПЗ введем следующие определения.
Товаропоток ИПЗ — иерархическая система импортных товаропотоков, в форматах трех подсистем ИПЗ, в границах которых целесообразно и возможно комплексное воздействие на СПИАП.
Механизм регулирования ИПЗ — иерархическая система механизмов целенаправленного воздействия на СПИАП, в рамках подсистем ИПЗ.
Рис.1 — Структура системы импортозамещения государства
Информационный поток ИПЗ — иерархическая система государственного, регионального и правительственного информационных потоков, адекватно представляющая СПИАП как в целях защиты от импорта, так и в целях регулирования ИПЗ.
Кроме того, в границах системы ИПЗ необходимо выделить информационные подсистемы ИПЗ, а также механизмы регулирования ИПЗ относительно СПИАП. При этом Т-потоки означают поступление импортной продукции; I-потоки означают информационное обеспечение; M-потоки – направление интеграции механизмов регулирования ИПЗ; P-потоки – проблемные ситуации в системе ИПЗ; R- потоки направление реализации стратегии регулирования ИПЗ.
Целью информатизации, как представляется, является сохранить целостность процесса приобретения знаний в условиях эволюции макросистемы государственного импортозамещения. При этом процесс приобретения знаний происходит в К-канале – системе включающая в себя интегрированную базу знаний и инновационный потенциал научных подразделений предприятий, региона и государства, которые обеспечивают формирование нового знания и продуктивные действия в соответствии с проблемной ситуацией.
Объектом регулирования в подсистемах ИПЗ региона или государства являются СПИАТ при преобразовании импортных товаропотоков. Основное же содержание концепции регулирования связано с формированием и реализацией эффективной стратегии реструктуризации СПИАП для достижения, в первую очередь, экономических и других явно или неявно выраженных целей группы регионов или конкретного региона в подсистеме ИПЗ, в т.ч. соответствие СПИАП полученным новым знаниям влияющим на эффективность технических решений воплощенных в импортной аналогичной продукции.
Информационное обеспечение соответствующих подсистем ИПЗ составляет базу для подготовки таких решений.
Механизм регулирования иерархической системы ИПЗ представлен следующими блоками: межрегиональным механизмом государственного регулирования, механизмом регионального регулирования ИПЗ через ЦЭПНО, механизмом влияния на ИПЗ потребности предприятий в импортоаналогичной ППТН, а так же их взаимосвязями. Указанные механизмы структурированы относительно подсистем ИПЗ.
Таким образом, между механизмами и каналами информационного взаимодействия формируются 3 типа связей:
1. Р-связи, характеризующие ситуацию в подсистеме ИПЗ (ситуации государственного Pg, регионального Pr и уровня предприятий Pk уровней);
2. М-связи, по которым осуществляется согласование(интеграция) механизмов регулирования ИПЗ : предприятий Mk и регионального Mr с межрегиональным Mg;
3. R-связи, определяющие направление реализации стратегии регулирования ИПЗ (от межрегионального уровня до правительственного с непосредственным влиянием на СПИАП в виде стратегий : государственной Rg, региональной Rr и предприятий Rk)
Очевидно, что в модели информатизации импортозамещения основным объектом регулирования ИПЗ является СПИАП. Основное же содержание регулирования — поиск эффективной СПИАП на основе имеющегося информационного обеспечения и её реализация.
При этом доминирующей целью ИПЗ является производство конкурентноспособной импортоаналогичной продукции.
Наличие несоответствия между целью и результатами ИПЗ рассматривается как проблема. Её решение осуществляется на основе имеющегося информационного обеспечения по направлениям:
- анализ СПИАП;
- корректировка существующей или синтез более эффективной модели СПИАП;
- реструктуризация механизма регулирования ИПЗ;
- видоизменение существующей или формирование новой стратегии регулирования ИПЗ в виде локальной или масштабной реструктуризация СПИАП.
Анализ проблемной ситуации в СПИАП представляет собой качественную или количественную оценку результатов воздействия существующего механизма регулирования на экономические или другие показатели ИПЗ.
Процесс корректировки модели СПИАП сводится к оптимизации её параметров, а синтез связан с формированием новой модели СПИАП.
Реструктуризация механизма регулирования ИПЗ связана с поиском нового механизма реализации модели СПИАП.
Видоизменение или формирование новой стратегии регулирования ИПЗ реализуется процедурой локальных или масштабных структурно — параметрические изменений в СПИАП.
Реализация стратегии регулирования представляет собой процедуру непосредственного или опосредованного воздействия механизма регулирования на СПИАП. На каждом шаге реализации алгоритма формируется некоторая совокупность данных и знаний, а в целом — система новых знаний (CНЗ) о ИПЗ.
Таким образом, с учётом вышерассмотренных элементов ИПЗ с точки зрения целостно-эволюционного подхода предлагается модель информатизации ИПЗ на рис.2.
Рис.2 — Модель информатизации импортозамещения (СПИАП – система производства импортоаналогичной ППТН на уровнях П-предприятий, Р-региона, Г-государства)
Представляется, что конечным результатом информатизации системы импортозамещения является формирования системы новых знаний о структуре и свойствах импортоаналогичной продукции, являющейся основой продуктивности системы ИПЗ. При этом продуктивность последней заключается в производстве конкурентноспособной импортоаналогичной продукции производственно-технического назначения в интересах экономики региона.
Библиографический список:
-
Букатова И.Л. Теория целостно-эволюционной интеллектуализации как основа эффективного решения задач социальных систем// Вестник НТУ «ХПИ» — Харьков: НТУ «ХПИ», 2007.
-
В.В. Макрусев. Информатизация в сфере внешнеэкономической деятельности: целостно-эволюционный подход/ Таможня в условиях глобализации внешней торговли. Сборник трудов. М.: РИО РТА, 2000. 252с.)
-
Букатова И.Л., Макрусев В.В. Теория целостно-эволюционных социальных систем- М.: МИГКУ, 2004 -125с.