Главная страница » Публикации » №2 (82) » Планирование устойчивого развития сельских территорий на основе сельских агломераций

Планирование устойчивого развития сельских территорий на основе сельских агломераций

Planning sustainable rural development based on rural agglomerations

Авторы

Харитонов Алексей Викторович
доктор экономических наук, главный научный сотрудник
Российская Федерация, Кемеровский научно-исследовательский институт сельского хозяйства – филиал СФНЦА РАН
Al.kharytonov@mail.ru
Косинский Петр Дмитриевич
доктор экономических наук, профессор
Российская Федерация, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф.Горбачёва
krishtof1948@mail.ru

Аннотация

В современных социально–экономических условиях развития Российской Федерации сельским территориям отводится роль в качестве стратегического ресурса, обеспечивающего удовлетворения насущных жизненных проблем как се6льских жителей, так и населения страны в целом. Для этого Правительство РФ приняло комплексные программы, направленные на государственное регулирование, направленное на аграрную отрасль, обеспечивающую устойчивое развитие сельской территории. В Госпрограмме, посвященной комплексному развитию сельских территорий, определены основные цели и мероприятия по реализации. Однако, такому важному аспекту, как планированию, как планированию устойчивому развитию сельских территорий уделено недостаточное внимание. В статье предложен авторский подход к решению обозначенной проблемы. Стратегические направления, определяющие устойчивое развитие сельской территории, обеспечивающей свою главную задачу – продовольственное обеспечение, предлагается осуществлять поэтапно до 2035 года. Планирование устойчивого развития сельской территории предлагается проводить с учетом следующих ключевых ориентиров выраженных в Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года на основе сельской агломерации. Сделан вывод, что планируя направления устойчивого развития сельской территории на основе сельской агломерации необходимо основываться на достигнутых показателях, определенных нормативно-правовыми документами, определяющими стратегию развития сельскохозяйственной отрасли и выполнении главной задачи АПК - продовольственное обеспечение населения. А предлагаемые параметры планирования учитывают целевые установки, перечень задач, мероприятий показателей (индикаторов), отражающих государственную политику к устойчивому развитию сельских территорий и эффективному функционированию на их территориях предприятий АПК, призванных обеспечить национальные цели.

Ключевые слова

устойчивое развитие, сельская территория, планирование, индикаторы развития, сельская агломерация, ключевые ориентиры.

Рекомендуемая ссылка

Харитонов Алексей Викторович , Косинский Петр Дмитриевич

Планирование устойчивого развития сельских территорий на основе сельских агломераций// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (82). Номер статьи: 8207. Дата публикации: 17.06.2025. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8207/

Authors

Kharitonov Aleksey Viktorovich
Doctor of Economics, Chief Researcher
Russian Federation, Kemerovo Research Institute of Agriculture – Branch of the Siberian Federal Scientific Center of the Russian Academy of Sciences
Al.kharytonov@mail.ru
Kosinsky Petr Dmitrievich
Doctor of Economics, Professor
Russian Federation, Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev
krishtof1948@mail.ru

Abstract

In the modern socio-economic conditions of the development of the Russian Federation, rural territories are assigned a role as a strategic resource that ensures the satisfaction of the pressing life problems of both the rural residents and the population of the country as a whole. To this end, the Government of the Russian Federation has adopted comprehensive programs aimed at state regulation aimed at the agricultural sector, which ensures the sustainable development of rural areas. The State Program dedicated to the integrated development of rural areas defines the main resources and measures for implementation. However, insufficient attention has been paid to such an important aspect as planning and planning for the sustainable development of rural areas. The article proposes an author's approach to solving this problem. The strategic directions that determine the sustainable development of the rural area, which provides its main task - food supply, are proposed to be implemented in stages until 2035. It is proposed to plan the sustainable development of the rural area taking into account the following key guidelines expressed in the Strategy for the Development of Agro-Industrial and Fisheries Complexes of the Russian Federation for the Period up to 2030 on the basis of rural agglomeration. It was concluded that when planning directions for the sustainable development of rural areas based on rural agglomeration, it is necessary to be based on the achieved indicators determined by regulatory documents that determine the development strategy of the agricultural industry and the fulfillment of the main task of the APK - food supply to the population. And the proposed planning parameters take into account the target settings, the list of tasks, measures of indicators (indicators) reflecting the state policy for the sustainable development of rural areas and the effective functioning of agricultural enterprises on their territories, designed to ensure national goals.

Keywords

sustainable development, rural area, planning, development indicators, rural agglomeration, key benchmarks.

Suggested Citation

Kharitonov Aleksey Viktorovich , Kosinsky Petr Dmitrievich

Planning sustainable rural development based on rural agglomerations// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (82). Art. #8207. Date issued: 17.06.2025. Available at: https://eee-region.ru/article/8207/ 


Введение

Планируя устойчивое развитие сельской территории, следует акцентировать внимание на том, что важной составляющей здесь выступают основные параметры, определенные стратегическими показателями развития сельскохозяйственной отрасли, главной задачей которой, согласно Доктрины продовольственной безопасности, обеспечивать население продовольственными товарами. Решение данной задачи находится в числе приоритетных направлений развития страны, отдельно взятого региона, сельской территории.

Стратегические направления, определяющие развитие АПК основываются на принципах, изложенных в Стратегии развития СФО, предполагающие создание высокотехнологичного  законченного производственного цикла АПК, обеспечивающего жителей экологически чистыми  продовольственными товарами по основным их группам. Это создаст условия выхода на уровень межрегиональных и международных сельскохозяйственных рынков, прежде всего зернового, а также производных его переработки.

Особенностью законченного производственного цикла является совокупность отраслей входящих в агропромышленный комплекс:

1) предприятия производящие растениеводческую и животноводческую продукцию;

2) предприятия: по переработке сельскохозяйственной продукции,  заготовительные, по первичной доработке и хранению сырья, произведенного сельскохозяйственной отраслью, вторичную его переработку и доведение до готовности, позволяющей производить готовые к потреблению пищевые продукты, включающие мукомольно-крупяные, хлебопекарные, мясные, молочные, производящие консервы им др.:

3) промышленность, обеспечивающая техническое обслуживание и производство средств производства для сельскохозяйственной отрасли, включающие предприятия сельскохозяйственного машиностроения, робототехнику, производящие удобрения и химические средства, защищающие растения, технического сервиса.

Достичь необходимых результатов возможно посредством комплексного и взаимосвязанного развития предприятий и организаций образующих агропромышленный комплекс, на эффективность развития, как следствие, воздействующего на сельскую территорию, её ресурсную базу, состоящую из трудовых, земельных, финансовых, информационных возможностей, предпринимательской активности.

Методы исследования. Исследование проведено с использованием общенаучных методов познания включающие: логический, сопоставление и группировку, статистический, экономический анализ.

 

Результаты и обсуждение

Базовым, устанавливающим параметры и исходные показатели для планирования определим 2019 год. Стратегические направления, определяющие устойчивое развитие сельской территории, обеспечивающей свою главную задачу – продовольственное обеспечение, предлагается осуществлять поэтапно в три временных периода: 1-й – до 2025 года; 2-й- 2025 -2030 годы; 3-й- 2030 -2035 годы.

Целевые установки, задачи, мероприятия и показатели (индикаторы) характеризующие устойчивое  развитие сельской территории и эффективное функционирование на территории предприятий АПК, что согласовывается с государственной политикой в данной сфере и отражающие национальные цели, указанные в Указе Президента РФ  «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Национальные   цели:

  • первая — меры по поддержке рождаемости тесно связана с пятой целью, направленной на строительство качественное жильё, определяют Стратегию ввода (приобретения) жилья, гражданам, населяющим сельскую местность;
  • третья, направлена на оплату труда и повышение занятости, социальную обеспеченность, поддержку предпринимательской активности сельских жителей, определяют Стратегию роста среднемесячной заработной платы работающих в сельском хозяйстве;
  • шестая — достигается повышением уровня технологического развития и определяет Стратегию повышения развития научно-технологической обеспеченности АПК, посредством совершенствования работ, направленных на селекционную работу и генетику;
  • седьмая — достигается посредством цифровизации функционирования экономики, что определяет Стратегию цифровой трансформации АПК;
  • восьмая — обеспечивается повышением инвестиций в основной капитал, что определяет Стратегию получения добавленной стоимости и объемы инвестиций в основной капитал АПК;
  • девятая – достигается повышением конкурентоспособности отраслей, представляющих не сырьевую экономику и развитие импортозамещения, определяющие Стратегию увеличения объемов экспорта и обеспечение продовольственной безопасности государства.

Ключевыми ориентирами, характеризующими устойчивость развития сельской территории выступают приоритеты государственной политики федерального и регионального уровней, отраженных в программных документах стратегического развития РФ и Сибири, отраслевого и ведомственного уровня; долгосрочных концепциях, направленных на социально-экономическое развитие; положения Государственной программы определяют направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, продовольственных товаров и сырьевых ресурсов[1].

Планирование устойчивого развития сельской территории проводим учитывая такие ключевые ориентиры, как: — инновационный путь развития АПК; поддержку предпринимательской активности; цифровизацию АПК, его отраслей;  мероприятия по сохранению, восстановлению, улучшению  плодородных свойств сельскохозяйственных земель, вовлеченность неиспользуемых площадей пашни; организации селекционной работы и генетике; экспортных поставок и импортозамещения; формирования и развития сельских агломераций; развития систем мелиорации земель;  обеспечения современных сервисных видов услуг и решений, позволяющих оптимизировать производственные и логистические процессы.

Ключевые ориентиры позволяют решить следующие задачи:

  • улучшить общие задачи, направленные на сельскохозяйственное производство, его развитие, как базового элемента сельской территории с акцентом на животноводство, а также:
  • развивать формы, механизмы увеличения государственной поддержки, что повысит объемы доходов, которые создадут условия для инвестиционной привлекательности аграрного производства с целью своевременно осуществлять технологическое, техническое перевооружение, повысить эффективность землепользования и других ресурсов;
  • создать условия упрощения получения кредитных ресурсов, включить механизмы земельной ипотеки в кредитную и страховую, деятельность для сельских территорий  в кредитную и страховую, деятельность, что активизирует лизинговые рынки;
  • поддерживать подготовку кадров высокопрофессионального уровня для сельского хозяйства, посредством улучшения им жизненных условий с целью закрепления в отрасли;
  • добиться кадрового обеспечения предприятий аграрной отрасли через достижение нового его качественного уровня, с учетом экономических потребностей АПК и инновационного  развития;
  • достичь финансовой устойчивости субъектов хозяйствования на сельских территориях с разнообразными организационно- правовыми формами;
  • «развивать внутреннюю агропродовольственную рыночную инфраструктуру, поддерживать конкурентоспособный мировому рынку экспортный потенциал через государственное регулирование рынка сельхозпродукции и реализации мер защищающих интересы отечественных товаропроизводителей, включая товаропроизодящие сети, задействуя биржевую торговлю увеличивая ее объемы»[2,3];
  • оказание государственной поддержки развитию крупных инфраструктурных комплексов, обеспечивающих хранение, первичную переработку продукцию сельского хозяйства, которые строятся либо реконструируются, создание кооперативов, ассоциаций для обслуживания аграрной отрасли и создаваемых по инициативе сельхозтоваропроизводителей;
  • содействие созданию агротехнических парков;
  • обеспечение среды устойчивого развития сельской территории, обеспечивающей высокий уровень качества жизни сельскому населению;
  • создание условий улучшающих демографическую обстановку, меры по занятости в  сельской местности, при одновременной организации альтернативной занятости, что позволит  увеличить  доходы сельских жителей;
  • развивать социальную и инженерную сельскую инфраструктуру, обеспечивать сельское население жильём, улучшать состояние благоустройства сёл приблизить к городским условиям проживания;
  • повысить имидж работы в аграрной отрасли;
  • организации активного участия в осуществлении местного самоуправления;
  • сохранение и развитие традиционных укладов и агроландшафтное обустройство;
  • повышение эффективности землепользования сельхоз товаропроизводителями, улучшение плодородия почв, проведение работ по реконструкции мелиоративных систем, включающие;
  • аграрные технологии, направленные на усиление конкурентных преимуществ агропроизводства:
  • рост производительности труда, внедряя современные технологии, совершенствуя организацию производственных процессов и управления процессами;
  • возобновления и организуя племенную работу  в животноводстве, способствующей получению высокопродуктивных животных, аналогичных европейским  показателям;
  • интенсивных технологий в растениеводческой подотрасли, применяя элитные семена, способствующих получению высокой урожайности;
  • развития рыбохозяйственного комплекса, сопутствующего мясному на основе:
  • модернизированного рыбоперерабатывающего сектора и внедрения инновационных технологий;
  • долгосрочных и эффективных управленческих механизмов, способствующих  рациональному использованию ресурсов водного и биологического характера,  их искусственному воспроизводству;
  • внедрения стандартов, определяющих качество рыбной продукции, соответствующей показателям  международных стандартов;
  • мониторинговой системы, контролирующей качество и безопасность биоресурсов, их обитающей среды, произведённых продуктов, инновационных технологий в рыбоводческой отрасли;
  • наращивание экспортной составляющей рыбной продукции, имеющей высокую конкурентоспособность и наличествующую добавленную стоимость.

Устойчивое развитие сельской территории и решаемые для этого задачи подчинены общеэкономическим государственным приоритетам:

1) системе модернизации технической оснащенности сельскохозяйственного производства, перевод его на инновационное развитие.

2) повышению конкурентных преимуществ сельскохозяйственной отрасли реализуя стратегию,  направленную на эффективность использования ресурсов в производственных целях;

3)оптимальному уровню конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей, сопровождаемому снижением барьеров внутреннего административного характера;

4) усилению значения создаваемым общественным союзам, ассоциациям, саморегулируемым организациям на сельских территориях, как рыночным институтам развития;

5) развитию человеческих ресурсов сельской территории совершенствуя специальную образовательную систему.

Плановые цели, определяющие устойчивое развитие сельской территории и их реализацию осуществим используя индикаторы во временном периоде до 2030 года, отражены государственными программами. В Кузбассе разработана и реализуется государственная программа «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий Кузбасса»[3,4], в которой определены основные плановые индикаторы, представленные в таблице 1.

 

Таблица 1 – Перечень  планируемых индикаторов отражающих развитие   сельских территорий к 2030 году

Индикаторы включающие объемы производства: 2019

Года (факт)

Планируемые индикаторы к уровню 2019 года
2025 год 2030 год
Всего Для сельской агломерации Всего Для сельской агломерации
 Сельскохозяйственной продукции,   (хозяйства всех  категорий),  в сопоставимых ценах,  % к 2019 году 100 103,9 105 105,4 112
Растениеводческой  продукции  (хозяйства всех  категорий),  в сопоставимых ценах,  % к 2019 году 100 105,6 107,5 111,2 114,5
Животноводческой продукции   (хозяйства всех  категорий), в сопоставимых ценах,  % к 2019 году 100 102,52 105,5 105,04 111
Повышение производительности труда в аграрной отрасли, % к 2019 году 100 105 109 110 115
Среднемесячная заработная  плата работников  сельского хозяйстве  (без субъектов малого предпринимательства), руб. 23000 32285 35500 40396 44800
Наличествующие высоко производительные рабочие места,  ед. 1034 1359 280 1495 346
Валового сбора зерна  и зернобобовых:  все категории хозяйств к  2025 году, тыс. тонн 1095,6 1200,0 1420 1274,5 450
Объемы производства скота и птицы на убой во  всех категориях хозяйств в живом весе, тысяч тон 128,3 131,4 38,5 134,9 42
Производства молока во всех  категориях  хозяйств, тыс. тонн 174 180 52 185 55

 

Перечень индикаторов, определяющих развитие АПК сельских территорий на период 2025 – 2030 годы основываются на Стратегии  развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года и региональном инновационном развитии.

Согласно  Концепции, определяющей инновационное развитие  Кузбасса до 2030 года, предполагается достичь роста значений индикаторов, указанных выше в таблице, к достигнутому предыдущему периоду, если физический объем инвестиций в основной капитал аграрной отрасли достигнет   131 процента увеличения, при условии, если сохраниться экономическая стабильность.

Динамика других показателей, отражающих первый этап  реализации программы развития сельских территорий региона, сохранят средние   темпы роста.

К  2035 году, задачей развития аграрного производства сельских территорий являются  его опережающие темпы и конкурентоспособность сельской экономики, развитая социальная инфраструктура, высокое качество жизни сельского населения и высокий человеческий капитал.

Данную задачу, в качестве стратегических приоритетов, содержат региональные направления, отражающих социально-экономическую политику, через эффективную инвестиционную деятельность, динамичное развитие  отрасли сельского хозяйства территорий.

Целевые индикаторы обозначены в задачах, поставленных в стратегических документах:

Повысить эффективность использования сельхозугодий (роста урожайности).  В план включить разработку и внедрение научно-обоснованные современные системы в растениеводство, позволяющие оптимально структурировать посевные площади, использование минеральных и органических удобрений[3].

Обозначенные направления устойчивого развития сельских территорий позволят достичь 100-процентов самообеспеченности животноводческой продукцией в сибирских регионах к 2035 году.

Начиная с 2019 года на сельских территориях регионов Сибири в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» реализуются региональные проекты по направлениям: «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»; «Экспорт продукции АПК»; «Спорт — норма жизни»; «Современная школа».

— государственную поддержку агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий на период до 2025 года, состоящие из следующих подпрограмм:

  1. Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства.
  2. Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов.
  3. Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства.
  4. Стимулирование увеличения производства сельскохозяйственной продукции.
  5. Поддержка малых форм хозяйствования.
  6. Устойчивое развитие сельских территорий и сельских агломераций.
  7. Обеспечение реализации государственных программ развития.
  8. Экспорт продукции АПК

Целями долгосрочных программ устойчивого развития сельских территорий являются:

  • ускорение темпов экономического роста агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность регионов, на основе повышения ее конкурентоспособности;
  • увеличение производства продукции растениеводства, ее переработки, расширение ассортимента;
  • сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов;
  • восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
  • стимулирование роста производства продукции животноводства, повышение конкурентоспособности продукции животноводства;
  • повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства. Повышение эффективности производства, в том числе за счет научных исследований и формирования кадрового потенциала сельских территорий;
  • увеличение производства и сбыта сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования сельских территорий;
  • создание благоприятных социально-экономических условий для устойчивого развития сельской экономики, повышения занятости, уровня и качества жизни сельского населения;
  • обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти области и бюджетных учреждений в сфере устойчивого развития сельских территорий;
  • достижение объема экспорта продукции за счет создания новой товарной массы (в том числе с высокой добавленной стоимостью), создания экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, устранения торговых барьеров (тарифных и нетарифных) для обеспечения доступа аграрной продукции на целевые рынки и создания системы продвижения и позиционирования продукции сельских территорий;
  • обеспечение количества вновь вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве, создание и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Государственная программа предполагает решение следующих задач, связанных с планированием устойчивого развития сельских территорий:

  • стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;
  • создание условий для дальнейшего роста производства продукции растениеводства;
  • развитие элитного семеноводства; повышение доступности кредитных ресурсов, снижение рисков в подотрасли растениеводства;
  • систематическое воспроизводство природного плодородия почв;
  • организация мониторинга плодородия почв, земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв;
  • сохранение и увеличение численности маточного поголовья крупного рогатого скота молочных пород, повышение конкурентоспособности производства молочного скотоводства, увеличение объемов производства продукции мясного и молочного животноводства;
  • развитие племенного животноводства; обеспечение круглогодичного получения эмбрионов крупного рогатого скота с высоким генетическим потенциалом;
  • обеспечение устойчивого развития рыбохозяйственной отрасли;
  • повышение доступности кредитных ресурсов, снижение рисков в подотрасли животноводства;
  • государственная поддержка производства молока;
  • обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-­санитарном отношении и охрана здоровья населения;
  • создание условий для сохранения стойкого эпизоотического благополучия животноводства;
  • стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной техники, в том числе высокотехнологичной;
  • поддержка аграрного производства сельских территорий, научных исследований и подготовка кадров для сельского хозяйства;
  • повышение доступности кредитования малых форм хозяйствования; создание условий для увеличения количества субъектов малых форм хозяйствования в сельской местности и повышения уровня доходов сельского населения;
  • улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе; повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, стимулирование инициатив граждан, проживающих в сельской местности, по улучшению условий жизнедеятельности и развитию сельских территорий;
  • повышение доступности и качества оказания государственными бюджетными учреждениями государственных услуг в сфере сельского хозяйства, а также развитие материально-технической базы указанных учреждений;
  • обеспечение эффективного управления в сфере развития аграрного производства сельских территорий;
  • создание новой товарной массы аграрной продукции, в том числе продукции с высокой добавленной стоимостью, путем технологического перевооружения отрасли и иных обеспечивающих мероприятий;
  • создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.

 

Заключение

Подводя итог выше изложенному, подчеркнем, планируя направления устойчивого развития сельской территории на основе сельской агломерации необходимо основываться на достигнутых показателях, определенных нормативно-правовыми документами, определяющими стратегию развития сельскохозяйственной отрасли и выполнении главной задачи АПК — продовольственное обеспечение населения.

Параметры планирования учитывают целевые установки, перечень задач, мероприятий показателей (индикаторов), отражающих государственную политику к устойчивому развитию сельских территорий и эффективному функционированию на их территориях предприятий АПК, призванных обеспечить национальные цели.

Планирование сельскохозяйственного развития в сельской агломерации следует осуществлять с применением инновационно-экологических технологий на предприятиях аграрной отрасли, в виде аграрных центров пространственного развития. Аграрные центры в контексте развитие сельской агломерации, на наш взгляд, обеспечат необходимые темпы экономического роста сельского хозяйства основанного на постоянном развитии современных технологий и техническом обеспечении.

 

Библиографический список

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2019г. №696 «Комплексное развитие сельских территорий» // СПС Консультант Плюс / [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru
  2. Харитонов, А.В. Организационно–экономический механизм ус­тойчивого развития сельских территорий на основе сельских агломераций: диссертация док-ра экон. наук. –Новосибирск, 2021. -397с.
  3. Формирование механизма устойчивого развития сельских территорий региона на основе сельских агломераций/ Харитонов А.В., Бондарев Н.С., Бондарева Г.С. . – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2023. – 362 с.
  4. Юрзина, Т.А. К вопросу о комплексном развитии сельских территорий региона: в сборнике: Учим управлять и учимся управлять. сборник научных трудов х всероссийской с международным участием научно-практической конференции школьников, студентов и преподавателей. Кемерово, 2024. с. 36-40.
  5. Меркурьев, В.В., Мягков, Е.В. Развитие агломераций муниципальных образований как фактор совершенствования территориального размещения населения//Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2022.№1(69).

 

Bibliographic list

  1. Postanovlenie Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 31.05.2019 g. №696 «Kompleksnoye razvitie selskih territorial» [Decree of the Government of the Russian Federation No. 696 of May 31, 2019, «Comprehensive Development of Rural Territories»]. // SPS Konsultant Plyus / [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru
  2. Kharitonov, A.V. Organizatsionno-ekonomicheskiy mekhanizm ustoychivogo razvitiya selskih territorial na osnove selskih aglomeratsiy: dissertatsiya doktora ekonomicheskikh nauk [Organizational and Economic Mechanism of Sustainable Development of Rural Territories Based on Rural Agglomerations: Doctoral Dissertation]. – Novosibirsk, 2021. – 397 p.
  3. Formirovanie mekhanizma ustoychivogo razvitiya selskih territorial regiona na osnove selskih aglomeratsiy / Kharitonov, A.V., Bondarev, N.S., Bondareva, G.S. // Tomsk: Izdatel’stvo Tomskogo universiteta, 2023. – 362 p.
  4. Yurzina, T.A. K voprosu o kompleksnom razvitii selskih territorial regiona: v sbornike: Uchim upravlyat’ i uchimsya upravlyat’. Sbornik nauchnykh trudov X vserossiyskoy s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoy konferentsii shkolnikov, studentov i prepodavatelej [On the issue of comprehensive development of rural territories of the region: in the collection: Learning to manage and learning to manage. Collection of scientific papers of the 10th All-Russian scientific-practical conference with international participation of schoolchildren, students, and teachers]. Kemerovo, 2024. pp. 36-40.
  5. Merkurev, V.V., Myagkov, E.V. Razvitie aglomeratsiy munitsipal’nykh obrazovaniy kak faktor sovershenstvovaniya territorial’nogo razmeshcheniya naseleniya / Regional’naya ekonomika i upravlenie: elektronnyy nauchnyy zhurnal [Regional Economics and Management: Electronic Scientific Journal]. 2022. No. 1(69).

Еще в рубриках

Регионы России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *