Отзыв на материалы публикаций в научном журнале «Региональная экономика и управление», №1 (61)
Автор: Олег Юрьевич Красильников
д. э. н., профессор, профессор кафедры экономической теории и национальной экономики
Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (г. Саратов)
E-mail: ok-russia@yandex.ru
Представленные в номере статьи написаны на актуальные темы. Авторы статей рассматривают обширный круг проблем: оценки показателей стратегического планирования развития региональной экономики, развития Арктики в системе мирохозяйственных связей, роль этноэкономики региона на примере республики Крым, инновационной активности региональных организаций, рынка аддитивных товаров, развития государственно-частного партнерства, взаимного страхования, направлений оптимизации АПК, организации индустриального туризма, финансовой устойчивости и цифровизации федеральных округов.
Подробнее хотелось бы остановиться на 2-х статьях, представленных в номере, вызвавших с нашей стороны наибольший интерес:
- Новоселов А.С., Фалеев А.В. Проблемы оценки показателей стратегического планирования социально-экономического развития региона;
- Сетракова Е.В. Развитие государственно-частного партнерства в регионах России.
Целью авторов статьи «Проблемы оценки показателей стратегического планирования социально-экономического развития региона» является анализ актуальных проблем стратегического планирования или как они его называют – стратегирования территорий, а также основных показателей, характеризующих интересы участников регионального планирования. Авторам во многом удалось реализовать поставленную цель. Делается вывод о том, что оценка стратегического планирования с точки зрения валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, выраженного в рублях, не отражает реального состояния экономики региона. Рассматривая регион как интегрированную часть мировой экономики, необходимо применять более универсальную систему показателей с использованием, например, долларов США или корзины валют с определением их удельного веса. Не оспаривая в целом плодотворность подобного подхода, можно предложить методику оценки показателей стратегического планирования региона с точки зрения критерия паритета покупательной способности.
Авторы статьи выделяют организационные, экономические и правовые проблемы регионального стратегического планирования. Среди организационных предметов обсуждения превалируют следующие проблемы:
- рассогласование интересов федеральной и региональных властей, а также органов местного самоуправления в плане распределения финансовых ресурсов;
- низкая степень практической реализации стратегий социально-экономического развития регионов России;
- исключение участия частного бизнеса в процессе стратегического планирования.
Экономические проблемы, по мнению авторов статьи, в основном сводятся к недостатку бюджетного финансирования перспективных проектов и неразвитости механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП).
Среди правовых проблем отмечается несовершенство законодательства и недостаточность правоприменительной практики в сфере стратегического регионального планирования.
Авторы статьи в качестве основного показателя оценки стратегирования экономики региона предлагают рассматривать ВРП и доли тех или иных отраслей в его структуре, взятые в динамике. Данные показатели, а также доходы населения, бюджета, организаций и уровень безработицы проанализированы на примере Новосибирской области.
Следует согласиться с выводом о том, что динамика ВРП и других показателей Новосибирской области, выраженная в иностранной валюте (долларах США), заметно отличается в негативную сторону от подобной динамики, выраженной в рублях.
Также можно согласиться с мнением авторов о том, что при построении стабильной и эффективной экономики региона необходимо поддерживать высокий уровень предпринимательской активности, способствующей росту размеров регионального бюджета, который впоследствии приведет к увеличению доходов населения. Однако это не единственный путь повышения эффективности региональной экономики и уровня доходов. В условиях пандемии короновирусной инфекции актуальным становится стимулирование совокупного спроса населения путем, например, организации общественных работ и законодательного ограничения роста цен на жизненно необходимые товары и услуги.
В заключении, отмечая заметную научную новизну статьи, следует подчеркнуть тот факт, что авторы сводят проблему оценки стратегического планирования социально-экономического развития регионов в основном к анализу ВРП, доходов экономических субъектов и безработицы. При этом тема статьи, судя по формулировке, гораздо шире и предполагает рассмотрение других показателей, таких как средний размер заработной платы, уровень инфляции, прожиточный минимум и др.
Автор статьи «Развитие государственно-частного партнерства в регионах России» пытается проанализировать состояние развития государственно-частного партнёрства (ГЧП) по федеральным округам, доступность и эффективность взаимодействия властных структур с бизнесом в целях совершенствования социально-экономической системы.
Автором предлагается собственный механизм взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества для реализации инвестиционных проектов в структуре социально-экономической системы. Указанный механизм изображен на рисунке, однако слабо раскрыт в тексте статьи.
Далее автор исследует структуру реализации механизма ГЧП инвестиционных и инфраструктурных проектов по федеральным округам. Приведенные данные показывают, что по различным критериям развития ГЧП с большим опережением лидирует Центральный федеральный округ, далее следуют Приволжский и Дальневосточный округа, аутсайдером же является Северо-Кавказский федеральный округ. На наш взгляд следовало бы проанализировать причины подобного неравномерного развития ГЧП в пространственной структуре России.
Мы согласны с мнением автора о недостаточном использовании потенциала механизма государственно-частного партнёрства для реализации инвестиционных проектов на современном этапе. В плане дальнейшей работы над темой можно посоветовать автору исследовать условия и факторы роста эффективности развития ГЧП в российской экономике.
В целом необходимо отметить традиционный подход автора к изучению заявленной проблемы. С методологической точки зрения следует шире использовать структурный и институциональный подходы к исследованию темы, что позволит в дальнейшем наметить необходимые шаги в сторону прогрессивных преобразований развития ГЧП в федеральных округах.