Методологические основы разработки и реализации региональной кластерной политики
Methodological basis for the development and implementation of regional cluster policy
Авторы
Аннотация
Целью статьи является совершенствование методологических основ формирования и реализации кластерной политики на региональном уровне. Для достижения поставленной цели автором проведен анализ опыта зарубежных стран по стратегическому планированию в области кластерного подхода, рассмотрены основные составляющие кластерной политики, а также этапы формирования и реализации кластерных программ, предложена модель региональной кластерной политики. Практическое значение заключается в возможности применения органами государственной власти полученных в ходе исследования выводов для формирования и реализации кластерной политики в регионе.
Ключевые слова
кластерная политика, процесс разработки и реализации кластерной политики, принципы кластерной политики, агенты кластерной политики
Финансирование
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта «Эффективность кластерного пространственного развития региона в условиях перехода к инновационной экономике» №16-12-59011
Рекомендуемая ссылка
Методологические основы разработки и реализации региональной кластерной политики// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (52). Номер статьи: 5226. Дата публикации: 31.12.2017. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5226/
Authors
Abstract
The aim of the article is to improve the methodological foundations for the formation and implementation of cluster policy at the regional level. In order to achieve this goal, the author analyzed the experience of foreign countries in strategic cluster planning, examined the main components of cluster policy, as well as the stages in the formation and implementation of cluster programs, and proposed a model for regional cluster policy. The practical significance lies in the possibility of the government bodies applying the findings of the study to the formation and implementation of cluster policy in the region.
Keywords
cluster policy, the process of developing and implementing cluster policy, the principles of cluster policy, cluster policy agents
Project finance
Article is based on research carried out with the financial support of the grant of the Russian Humanitarian Scientific Fund. Project «The efficiency of cluster spatial development of the region in conditions of transition to innovative economy» №16-12-59011
Suggested Citation
Methodological basis for the development and implementation of regional cluster policy// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (52). Art. #5226. Date issued: 31.12.2017. Available at: https://eee-region.ru/article/5226/
Введение
В условиях нестабильной макроэкономической ситуации поддержание конкурентоспособности национальной экономики является одной из основных целей российской государственной политики. Реализация эффективных кластерных программ может стать одним из способов укрепления позиций государства на мировой арене и создать необходимые условия для перехода экономики на инновационный путь развития. Однако на сегодняшний день в рамках российской практики кластерного развития существует ряд проблем, связанных с формированием и реализацией региональной кластерной политики. К основным из них можно отнести недостаточность проработки нормативно-правовых, методологических и концептуальных аспектов политики кластеризации; несовершенство институциональной среды; слабую деловую активность хозяйствующих субъектов; недостаточный уровень развития сотрудничества между государственными структурами, представителями бизнеса и науки. Необходимость в повышении эффективности формирования и реализации отечественной кластерной политики на региональном уровне, а также поиске путей решения выше представленных проблем обуславливает интерес к анализу зарубежной практики кластерного развития территорий.
Зарубежный опыт формирования и реализации кластерной политики
Анализ зарубежного опыта показывает, что методологические аспекты формирования и реализации кластерной политики недостаточно разработаны. Зарубежные авторы, как правило делают акцент на отдельные элементы кластерной политики.
Benner M. [3] систематизировал существующие в литературе представления об агентах кластерной политики.
Raines P. [7], Benneworth P, Charles D. [4; с. 389–404], Aranguren M.J. [2; с. 258–280] в своих работах выделяют этапы кластерной политики.
Европейская комиссия определила основные правила (принципы) кластерной политики, а также выделила мероприятия (инструменты), которые целесообразно и не целесообразно реализовывать в рамках кластерных программ [9; с.21-24].
В работах Christensen T.А., Lämmer-Gamp Т. [5; с.36], Rosenfeld S.A. [8], Andersen T., Bjerre M., Hansson E.W. [1] представлены различные классификации показателей эффективности реализации кластерных программ.
Наиболее комплексный взгляд на процесс формирования и реализации программ кластерного развития представлен в работе «Clusters and clustering policy: a guide for regional and local policy makers» [6], в которой авторы попытались ответить на вопросы, связанные с необходимостью формирования кластерной политики, а также с определением ее основных инструментов и этапов.
Авторский подход к процессу разработки и реализации региональной кластерной политики
Опираясь на зарубежный опыт развития кластеров и научный подход к формированию политики, предлагается совершенствовать методологические аспекты формирования и реализации кластерной политики региона. На региональном уровне необходимо сформировать определенную систему управления региональным кластерным развитием.
Модель данной системы должна включать следующие элементы (рис.1):
- Механизм управления региональным кластерным развитием, который можно определить как применяемую региональными органами власти совокупность методов и способов воздействия на кластерные структуры с целью повышения эффективности их функционирования (рис.2). Механизм включает cубъектов управления региональным развитием (Министерства, департаменты, агентства); объекты управления (компании кластера, университеты, научно-исследовательские центры); инструменты, посредством которых осуществляется воздействие субъекта управления на объект для достижения поставленных целей (финансирование, создание центров внедрения инноваций, оказание помощи по получению патентов и др.); ресурсы управления (материальные, человеческие, финансовые, институциональные и др.).
- Процесс разработки и реализации кластерной политики. Особое внимание стоит уделить алгоритму формирования и реализации политики, который может быть представлен в виде следующих этапов.
На первом этапе происходит определение целей региональной кластерной политики. Основная цель политики — повышение конкурентоспособности экономики региона. К подцелям можно отнести: развитие социальной сферы за счет эффективного использования научного и кадрового потенциала региона, обеспечение устойчивого экономического роста, привлечение внешних и внутренних инвестиций. Второй этап заключается в определении принципов кластерной политики. На третьем этапе проводится комплексный анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на развитие региональных кластерных структур.
Рис.1. Модель управления региональным кластерным развитием
К основным факторам можно отнести: состояние институциональной структуры, экономический потенциал региона, макроэкономические факторы, факторы международной среды, в частности международные технологии и особенности развития мирового рынка, система управления кластером, система взаимодействия участников кластерной структуры.
Рис.2. Механизм управления региональным кластерным развитием
Четвертый этап заключается в идентификации критериев оценки эффективности разработки и реализации кластерной политики. Результатом прохождения этапа является формирование системы критериев, включающей показатели эффективности как системы управления кластером, так и показатели эффективности функционирования кластерных структур. Пятый этап заключается в определении основных мероприятий, посредством реализации которых будут достигнуты основные цели кластерной программы. Результатом данного этапа должно явиться создание документа, отражающего основные положения региональной кластерной политики. Шестой этап предполагает реализацию кластерных программ всеми участниками кластерного развития. После реализации кластерной программы обязательным этапом должен стать этап оценки эффективности проведенных мероприятий за определенный период времени. При этом необходимо оценить как эффективность реализации самой кластерной программы, так и эффективность системы управления кластерной политикой, которая должна быть представлена определенным механизмом. В результате проведенных оценочных мероприятий происходит корректировка политики.
- Принципы кластерной политики. К основным принципам кластерной политики на региональном уровне можно отнести:
- Принцип системности, предполагающий, что вопросы кластерного развития региона должны решаться системно всеми заинтересованными лицами (агентами кластерной политики);
- Принцип научной обоснованности подразумевает использование в процессе формирования и реализации региональной кластерной политики достижений современной отечественной и зарубежной науки в сфере кластерного развития территорий;
- Принцип единства государственного контроля предполагает наличие в регионе развитой системы органов управления кластерным развитием, а также их активного участия в процессе разработки и реализации кластерных программ на всех этапах;
- Принцип согласованности интересов всех агентов кластерной политики определяет необходимость идентификации интересов всех заинтересованных групп кластерного развития и поиска путей их согласования;
- Принцип единства государственной политики предполагает разработку и реализацию региональной кластерной политики на основе определения единых целей, а также при участии как органов государственной власти региона, так и федеральных структур с учетом интересов всех заинтересованных сторон (представителей государственных структур, бизнеса, общественности);
- Принцип социальной направленности связан с учетом интересов социума региона при разработке и реализации программ кластерного развития, которые в первую очередь связаны с повышением благосостояния региона, развития кадрового и научного потенциала;
- Принцип инновационности подразумевает c одной стороны, ориентацию на использование современных подходов в процессе разработки и реализации кластерной политики, c другой стороны создание условий региональными органами государственной власти условий для развития НИОКР и создания инноваций;
- Принцип ответственности подразумевает закрепление за каждым участников кластерной политики прав и обязанностей посредством реализации модели общественного договора между государством, бизнес-структурами и обществом;
- Принцип обратной связи (эффективности), указывающий на важность проведения оценки эффективности региональной кластерной политики на всех этапах;
- Принцип финансирования потенциально успешных кластеров предполагает содействие развитию не только крупных региональных кластерных структур, а также тех кластеров, которые смогут добиться успеха в будущем.
- Агенты кластерной политики, включающие компании; государственных агентов (Министерства, департаменты, агентства); университеты, научно-исследовательские институты.
- Ключевые факторы успеха. К основным факторам успеха кластерной политики можно отнести создание форума или площадки для общения всех заинтересованных сторон в развитии кластера; формирование системы частного и государственного управления, которая отражает интересы агентов кластера различных уровней; осведомленность основных участников кластера о проблемах кластера и его потенциальных преимущества/недостатки для региона; существование ранее реализованных “эталонных” кластерных политики; конечной целью кластерной политики является укрепление региональной конкурентоспособности; кластерная политика должна сочетаться с другими региональными политиками, которые ориентированы на развитие отдельных аспектов деятельности кластеров; участие в кластерной политике субъектов различных административных уровней; понимание необходимости кластерной политики.
- Критерии эффективности политики. Можно выделить ряд критериев, в частности институциональный критерий, включающий показатели эффективности функционирования региональных институтов; экономический критерий, состоящий из показателей экономической деятельности структур, входящих в кластер и кластера в целом; социальный критерий, состоящий из показателей, отражающих воздействие кластера на развитие социальной сферы региона; инновационный критерий, включающий показатели инновационной деятельности кластерных структур.
В таблице 1 представлены основные компоненты модели управления региональным кластерным развитием, а также их взаимосвязь.
Таблица 1 — Декомпозиция модели региональной кластерной политики
Заключение
Разработка и реализация региональной кластерной политики – это непрерывный и последовательный процесс, охватывающий весь цикл кластерной политики от этапа разработки до этапа корректировки. Предложенная на основе анализа зарубежного опыта модель регионального кластерного развития позволит решить следующие задачи, а именно, установить связи между всеми заинтересованными лицами в реализации кластерных программ; cформировать единое информационное пространство; увеличить скорость принятия решений в области кластерного развития; повысить уровень открытости системы государственного управления экономикой региона; повысить уровень лояльности жителей региона к органам государственной власти. В целом реализация выше представленных мероприятий повысит эффективность региональной кластерной политики и, как результат, обеспечит устойчивое экономическое развитие региона.
Библиографический список/References
- Andersen T., Bjerre M., Hansson E.W. The Cluster Benchmarking Project: Pilot Project Report — Benchmarking clusters in the knowledge based economy. Norden — Nordic Innovation Centre, Oslo, Norway, 2006. URL: http://www.nordicinnovation.org/Global/_Publications/Reports/2007/The%20cluster%20benchmarking%20project%20-%20Benchmarking%20clusters%20in%20the%20knowledge%20based%20economy.pdf (дата обращения 11.09.2017).
- Aranguren M. J., Larrea M., Navarro, M. The Policy Process: Clusters versus Spatial Networks in the Basque Country. In C. Pitelis (Ed.): Clusters and Globalisation. The Development of Urban and Regional Economies. With assistance of R. Sugden, J. R. Wilson. Cheltenham: Edward Elgar, 2006.
- Benner M. Clusterpolitik: Wege zur Verknüpfung von Theorie und politischer Umsetzung: Modellanhang A: Tabellen zum Modell der Clusterpolitik für die regionale und lokale Ebene, 2012 URL: http://www.geog.uni-heidelberg.de/md/chemgeo/geog/forschung/wiso_ clus- terpolitik_modellanhang_a.pdf (дата обращения: 15.08.2017).
- Benneworth P., Charles D. Bridging Cluster Theory an Practice: Learning from the Cluster Policy Cycle. In OECD: Innovative Clusters. Drivers of National Innovation Systems, OECD, 2001.
- Christensen T.А., Lämmer-Gamp T. Let’s make a perfect cluster policy and cluster programme. Smart recommendations for policy makers. Berlin/Copenhagen, VDI / VDE, Innovation + Technik GmbH, 2012. URL: https://www.cluster-analysis.org/downloads/Clusters_web_singlepagepdf (дата 13.10.2017).
- Clusters and clustering policy: a guide for regional and local policy makers. INNO Germany AG. European Union, 2010. URL: http://cor.europa.eu/en/documentation/studies/Documents/Clusters-and-Clustering-policy.pdf (дата обращения 24.08.2016).
- Raines P. Euro-Cluster: Final Report. Glasgow, University of Strathclyde, 2000. URL: http://home.furb.br/wilhelm/COMPETIV/Euro_Cluster_Report.pdf (дата обращения).
- Rosenfeld S.A. Creating smart systems — a guide to cluster strategies in less favoured regions. European Union-Regional Innovation Strategies, Regional Technology Strategies Inc., Carrboro, North Carolina, April 2002. URL:http://led.co.za/sites/default/files/documents/154.pdf (дата обращения 11.09.2017).
- Smart guide to cluster policy. European commission, European Union, 2016. URL: https://www.clustercollaboration.eu/sites/default/files/news_attachment/gb11_-_smart_guide_to_cluster_policy.pdf (дата обращения 28.09.2017).
Еще в рубриках
Государственное и муниципальное управление