Современные проблемы обеспечения конкурентных преимуществ региональной бизнес-среды
Modern problems of providing competitive advantages of the regional business environment
Авторы
Аннотация
В статье получили отражение некоторые аспекты формирования эффективного механизма обеспечения реальной конкурентоспособности региональной предпринимательской среды и разработки предложений. В процессе исследования региональных условий функционирования предпринимательской среды были выявлены институциональные и экономические барьеры бизнес активности хозяйствующих субъектов, определены направления и инструменты повышения конкурентоспособности производства на региональном уровне в рамках реализации экономической политики регионального развития. Автором аргументирован смысл устойчивого регионального развития, который состоит в расширении экономических возможностей регионального предпринимательства, развитии рыночной инфраструктуры, способствующей повышению как количества, так и качества совершаемых трансакций по поводу обмена регионального продукта.
Ключевые слова
региональная бизнес-среда, региональный рынок, малое предпринимательство, рыночная конъюнктура, институциональные барьеры, экономическая политика регионального развития
Рекомендуемая ссылка
Современные проблемы обеспечения конкурентных преимуществ региональной бизнес-среды// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (52). Номер статьи: 5219. Дата публикации: 11.12.2017. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5219/
Authors
Abstract
The article reveals the problems of forming an effective mechanism for ensuring the real competitiveness of the regional business environment. In the process of research, institutional and economic barriers to business were identified by business entities. Directions and tools for increasing the competitiveness of production at the regional level have been determined within the framework of implementing the economic policy of regional development. The meaning of sustainable regional development is seen by the author in the expansion of economic opportunities for regional entrepreneurship, the development of market infrastructure conducive to increasing transactions with regard to the exchange of regional products.
Keywords
regional business environment, regional market, small business, market conditions, institutional barriers, economic policy of regional development
Suggested Citation
Modern problems of providing competitive advantages of the regional business environment// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (52). Art. #5219. Date issued: 11.12.2017. Available at: https://eee-region.ru/article/5219/
Введение
В современных условиях приоритетным направлением экономической политики социально-экономического регионального развития является активизации мероприятий, связанных с созданием эффективной конкурентной бизнес-среды, отражающей характер и условия реализации рыночных трансакционных отношений в регионе.
В традициях рыночной экономики институтом, ответственным за эффективную реализацию экономических интересов, является институт предпринимательства. На него возлагается ответственная задача – обеспечить рациональное использование ресурсов в процессе их целесообразного распределения. Такого, которое позволяет сосредоточить их в руках наиболее результативных хозяйствующих субъектов, способных обеспечить качественную трансформацию факторов производства в конкурентоспособный региональный внутренний продукт.
Предпринимательский потенциал региональной социально-экономической системы складывается из трех составляющих: производственные возможности (производственные ресурсы), развитость отношений обмена (рыночная инфраструктура), информационная емкость. Тем самым, смысл регионального развития состоит в расширении экономических возможностей регионального предпринимательства, развитии рыночной инфраструктуры, способствующей повышению как количества, так и качества совершаемых трансакций по поводу обмена регионального продукта, создании качественной информационной среды, обеспечивающей удовлетворение инвестиционно-инновационных потребностей бизнеса.
Особое место в системе повышения предпринимательского потенциала региона занимает сектор малого и среднего бизнеса, составляя основу механизма обеспечения региональной составляющей деловой активности, в силу присущей данному сегменту предпринимательства гибкости, маневренности, высокой адаптивности к изменениям внешней среды [2]. Именно благодаря развитию малого предпринимательства растет конкурентность рынков, ускоряется процесс насыщения платежеспособного спроса, усиливается мотивация к обновлению, совершенствованию форм и методов хозяйственной деятельности, решается вопрос эффективной занятости населения в регионе, формируется социально-адаптивная система жизнеобеспечения региона [3]. Основные преимущества малых предприятий проявляются в относительной устойчивости в условиях нестабильной конкурентной среды, восприимчивости к инновационным формам реализации рыночных интересов. Однако, малый сегмент бизнеса наиболее уязвим в отношении заемного финансирования, доступность которого часто обусловлена условиями экономической конъюнктуры. Поэтому в рыночно развитых странах особый статус занимают те аспекты внешней и внутренней региональной экономической политики, которые направлены на создание институциональных условий для благоприятного режима функционирования региональных бизнес-сообществ, уменьшения барьеров для вступления на рынки капиталов, информационной поддержки бизнес-процессов региональной локализации.
Качественные и динамические характеристики регионального предпринимательства в российской экономике
Обобщая опыт развитых зарубежных стран в системе организации предпринимательской деятельности, можно отметить устойчивую тенденцию роста удельного веса малых предприятий. Так, в Японии они составляют 99 % от общего числа предприятий, в странах ЕС — 99,8 % (во Франции около 2,0 млн., в Германии — 2,3 млн., в Великобритании — 3,0 млн., в Италии — 5,0 млн.), в США – 99,6 %. Если европейский сегмент малого предпринимательства обеспечивает 67,4 % занятости всего населения, то в России (по данным Росстата на 01.01.2016) зарегистрировано и работает 4,5 млн. субъектов малого и среднего бизнеса, обеспечивающих занятость свыше 18 млн. чел., или 25% от общего числа занятых в экономике. Вклад сектора малого и среднего предпринимательства в ВВП страны определяется экспертами в 23-25%. Это значительно меньше, чем в рыночных экономиках развитых стран [8].
В России в силу недостаточной развитости кредитных институтов высокие барьеры к использованию заемных средств: банковский кредит используют 32% субъектов малого бизнеса, в то время как в Европе – 50%; услуги лизинговых компаний доступны 13% регионального малого бизнеса, в Европе – 47%; факторинговый сегмент бизнес-услуг реализуют только 5% МП (в Европе – 10%, в Италии – 7%, в Германии – 6%) [5]. Банковские кредиты самый актуальный источник внешнего финансирования малого и среднего бизнеса, который обеспечивает деятельность 61% европейских предприятий, что усиливает требования к инструментам поддержки малого и среднего бизнеса в кредитной сфере в рамках реализации экономической политики регионального развития (система гарантий на возврат кредита, субсидирование формирования собственного капитала предприятия, предоставление грантов и консалтинговая (образовательная) поддержка (4).
По данным рейтингового агентства Эксперт РА, рынок кредитования малого и среднего бизнеса в 2016 году продолжил тенденцию к сокращению, начавшуюся в 2014 году. Объем выданных займов малому бизнесу снизился на 3% до 5,3 трлн. рублей (Кредитование малого и среднего бизнеса в России по итогам 2016 года, Эксперт. URL: https://raexpert.ru/researches/banks/frb_2016_itog/part1), а размер кредитного портфеля сузился на 9%, что связано с повышением рисковости кредитных операций (просроченная задолженность достигла уровня 14-15%). Прогнозные оценки аналитиков на текущий год указывают на возможность компенсировать только 5 % потерь кредитного портфеля малого и среднего бизнеса, существенным образом благодаря инициации программ льготного кредитования субъектами российской федерации, а также снижению ключевой ставки, в том числе по кредитам МСП, стимулированию банковского кредитования (По данным рейтингового агентства Эксперт РА. URL: https://raexpert.ru/ ).
В 2012 г. число созданных малых предприятий сравнялось с количеством прекративших свою деятельность. Данное обстоятельство имело целый ряд как объективных причин, нехватка знаний и навыков ведения бизнеса, недостаток инвестиций и низкий уровень доступности кредитов, так и институциональных, связанных с неэффективной поддержкой со стороны органов региональной власти, несовершенством в сфере правовой защиты, изменениями законодательства, в частности с вступлением в действие приказа Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [7].
Как показывают данные Росстата РФ, наметилась устойчивая тенденция роста экономических показателей деятельности сектора малого и среднего предпринимательства, как самого мобильного сектора региональной экономики, хотя темпы роста незначительные и не способствуют устойчивым количественно-качественным изменениям в региональной хозяйственной среде (см. табл.1).
Таблица 1 — Динамика числа малых предприятий в РФ
Параметры | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
Число малых предприятий, тыс. | 1137,4 | 282,7 | 227,8 | 219,7 | 229,2 |
Процент к общему числу предприятий | 24,33 | 5,92 | 4,64 | 4,55 | 4,71 |
Численность работников, занятых на малых предприятиях, тыс. чел. | 9239,2 | 6217,6 | 5720,6 | 5562,9 | 6423,3 |
Составлено по данным Росстата. URL: http://www.gks.ru. Режим доступа: 12.04.2017.
Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 46 регионах (наиболее значительный рост показателя отмечен в Свердловской области — на 46,5 ед., Краснодарском крае — на 45,3 ед., Самарской области — на 21,8 ед. и Мурманской области — на 20,9 ед. При этом одновременно наблюдается снижение этого показателя в 37 регионах, что в среднестатистической динамике показывает незначительный прирост – 2,6%. Однако, если учитывать динамику сектора малого предпринимательства с поправкой на ИПЦ, столкнемся с устойчивой отрицательной динамикой данного показателя.
Ряд статистических показателей, отражающих экономическую активность сектора малого и среднего предпринимательства в регионах последних лет имеют отрицательную динамику. Так, снижается удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых (13,86% в 2016 г. – это — 0,12 % по отношению к 2015 г.), объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях сократился на 4,7%. Во всех регионах оборот малых предприятий с учетом ИПЦ сократился. Наибольшее сокращение отмечено в Приволжском федеральном округе – на 14,5%., в Уральском федеральном округе – на 8,9%, в Северо-Кавказском федеральном округе – на 8,9%, в Северо-Западном федеральном округе – на 8,6%, в Сибирском федеральном округе – на 7,4%, в Дальневосточном федеральном округе – на 6,5%, в Центральном федеральном округе – на 6,4%, в Южном федеральном округе – на 6,2% (По данным Росстата. Электронный ресурс: http://www.gks.ru.). Все это свидетельствует о низкой мотивации к предпринимательской деятельности, вследствие нарастания негативных тенденций в развитии российской экономики, налагаемых политикой экономических санкций, высоким уровнем фискальной нагрузки, значительными институциональными барьерами ведения бизнеса.
Система ограничений развития конкурентоспособности региональной бизнес-среды
Если динамика роста числа малых предприятий в регионах положительная, то удельный вес, выживших в течение пяти лет предприятий после их регистрации, невысок.
Причиной такой динамики, как отмечают многие специалисты, является существование значительного количества административных барьеров, выступающих ограничивающими факторами и регионального развития в целом (табл. 2). В качестве основных препятствий предпринимательской деятельности можно назвать:
- низкая доступность кредитования в силу удорожание услуг банковского сектора;
- высокий удельный вес крупного бизнеса, что выступает барьером для вступления на региональные рынки;
- несовершенство налоговой системы, отсутствие гибкости и сегментности в соответствии с региональной спецификой;
- отсутствие адекватной условиям ведения бизнеса в регионе нормативно-правовой базы, особенно в сфере защиты прав инвесторов;
- коррумпированность государственных органов, что порождает новые статьи расходов предприятий – на привлечение административных ресурсов и оказывает дестимулирующее влияние на предпринимательские инициативы;
- избыточный надзирающий контроль над деятельностью предприятий.
Таблица 2 — Оценка значимости факторов, влияющих на развитие бизнеса
№ | Наименование факторов | Оценка | ||
-1 | 0 | +1 | ||
доля в выборочной совокупности, % | ||||
1 | Уровень налогообложения и налоговая система | 61 | 28 | 11 |
2 | Нормативно-правовое и административное регулирование малого бизнеса (процедуры регистрации, лицензирования, сертификации и прочее) | 59 | 17 | 24 |
3 | Уровень производственных затрат в регионе (уровень цен на энергию, топливо, услуги инфраструктуры, транспорта) | 57 | 34 | 9 |
4 | Коррупция и взяточничество чиновников | 53 | 36 | 11 |
5 | Деятельность контролирующих и инспектирующих органов | 55 | 28 | 17 |
6 | Уровень арендных ставок на производственные и офисные помещения | 47 | 39 | 14 |
7 | Достаточность собственных оборотных средств | 42 | 17 | 41 |
8 | Просроченная дебиторская задолженность | 39 | 52 | 9 |
9 | Наличие свободных производственных помещений | 39 | 46 | 15 |
10 | Уровень конкуренции | 38 | 15 | 47 |
11 | Степень износа основных фондов | 37 | 44 | 19 |
12 | Наличие и уровень квалификации рабочей силы, специалистов | 37 | 28 | 35 |
13 | Уровень барьеров для выхода на новые рынки сбыта, установление связей с иностранными партнерами | 35 | 47 | 18 |
14 | Развитость банковской системы и других финансовых институтов; доступность кредитования | 29 | 34 | 37 |
Источник: Данные Росстата. URL: http://www.gks.ru. Режим доступа: 15.03.2017
Все эти факторы увеличивают трансакционные издержки ведения предпринимательской деятельности, снижая экономическую активность в регионе. Нестабильность нормативно-законодательной платформы функционирования региональной хозяйственной системы в части регулирования деятельности предпринимательского сектора приводит к столкновению интересов представителей бизнес-сообщества и региональными контролирующими инстанциями [9]. Это, в свою очередь, способствуют развитию нелегитимных форм реализации единичных хозяйственных интересов существенно дестабилизирующих работу региональных экономических институтов, ограничивающих возможности производственного роста [6].
Инструменты стимулирования регионального предпринимательства
Резюмируя приведенные данные, можно утверждать, что основным направлением экономической политики регионального развития является реализация программ формирования благоприятных условий для развития регионального предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер господдержки (классификация форм и видов которой см. в табл. 3).
Таблица 3 — Классификация инструментов стимулирования регионального предпринимательства
Прямая поддержка | Косвенная поддержка |
Организационно-инфраструктурные инструменты | |
— Ведение государственного реестра малых предприятий;
— Упрощенный порядок регистрации новых предприятий; — Оптимизация платы за лицензирование деятельности и сертификацию продукции; -Унификация системы контроля деятельности предприятий, а также защита прав предпринимателей.
|
-Стимулирование межорганизационных связей на основе механизмов франчайзинга, субподряда и лизинга;
— Развитие информационно-маркетинговой инфраструктуры обеспечение (центры по изучению внутреннего и внешнего рынков, организация ярмарок, выставок и т.п.); — Консалтинг в сфере налогового, экономического, юридического сопровождения и аудита; — Обучение и переподготовка кадров; — Создание положительного бренда регионального предпринимателя через СМИ.
|
Финансово-налоговые инструменты | |
-Упрощенный порядок представления финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета;
-Использования ускоренной амортизации; — Рационирование режима налогообложения; -Льготное кредитование высокоэффективных региональных инвестиционных проектов |
— Стимулирование банков и страховых компаний к кредитованию и страхованию бизнеса;
— Предоставление субвенций и дотаций регионам и муниципальным образованиям на развитие предпринимательства. |
Имущественные инструменты | |
-Льготные условия предоставления в аренду помещений и оборудования, находящихся в государственной собственности, формирование государственных лизинговых компаний; научно- технологическая поддержка. | — Льготы для лизинговых компаний, работающих с малыми предприятиями;
— Предоставление государственных гарантий по кредитам. |
Как показывает отечественная практика, административные барьеры выступают институциональным препятствием рыночной генерации ресурсов и порождают пессимистические инвестиционные ожидания в региональной бизнес-среде [1]. Очевидно, что развитие предпринимательства возможно только в рамках четко направленной стратегии профессионального взаимодействия субъектов предпринимательства с органами региональной власти, способствующей обеспечению стабильности в сфере реализации экономических интересов [10]. Ключевыми аспектами такой стратегии являются следующие направления:
- в части нормативно-правового регулирования мониторинг нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность предпринимательства с точки зрения заложенных в них административных барьеров;
- унификации контролирующих инстанций и надзирающих органов и разграничения их функциональных приоритетов для исключения дублирования полномочий и действий;
- обеспечение прозрачности региональных бюджетов и введение открытой процедуры проведения тендеров, средствами электронного государства;
- совершенствование системы организации тендеров и конкурсов на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Заключение
Тем самым, в процессе представленного анализа выявлено, что необходимым шагом в обеспечении устойчивого регионального развития становится снижение административных барьеров, которые выступают не только ограничителями предпринимательской активности, но и экономической активности населения региона в целом, ибо влияют на уровень его платежеспособности. Отсюда, экономическая политика стимулирования регионального развития предполагает целую систему мероприятий противодействия высоким административным барьерам ведения бизнеса в регионе, которые включают правовое упорядочивание вопросов регистрации и процедуры предоставления лицензий, а также системы государственных преференций для самостоятельно хозяйствующих субъектов. Также наиболее актуализированными направлениями повышения конкурентности региональной рыночной среды являются: усовершенствование практики конкурсных принципов размещения государственного и муниципального заказов; активизация регионального товарообмена посредством ликвидации региональной обособленности товарных рынков и снятия созданных барьеров для входа на рынок новых субъектов предпринимательской деятельности; усиление общественного контроля за принятием решений в исполнительной сфере государственной власти по реализации актов своих законодательных органов; расширение применения технологии электронного государства, сетевых средств отчетности и контроля, систем электронного консалтинга и бухгалтерского учета.
Литература.
- Виленский А. Федеральный и региональный аспект поиска новой политики в отношении малого и среднего предпринимательства России // Проблемы теории и практики управления. – 2017. — № 4. – С.99.
- Заболоцкая В. Теоретико-концептуальные подходы к исследованию сущности малого предпринимательства //Экономика: теория и практика. – 2012. — №1 (25). — С. 57.
- Колесниченко Е., Смольянинова Е. Стратегия развития предпринимательства на региональном уровне: тенденции реализации// Социально-экономические явления и процессы. – 2011. — №5-6. – С. 123.
- Коробов С. Формирование региональной системы развития малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях// Вестник Волгоградского государственно университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2016. — № (36). – С. 49.
- Мониторинг уровня доступности финансовых услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства, 2016. Электронный ресурс. https://www.mspbank.ru/userfiles/findex%202016%20MSP.pdf.
- Санникова Е., Вершинина А. Оценка особенностей развития региональной политики по поддержке малого предпринимательства // Интернет-журнал. Науковедение. — 2015. — №1 (26). — С.39.
- Стрябкова Е. Новый подход к оценке конкурентоспособности региона // Фундаментальные исследования. – 2016. — № 5-2. – С.425.
- Тяглов С., Колычева Ж. Модернизация поддержки малого предпринимательства в системе региональной экономики. – М.: ЗАО «Вузовская книга», 2011. – С.86-87.
- Нестеренко И. Направления и инструменты поддержки предпринимательства на региональном уровне // Региональная экономика: теория и практика. – 2013. — №31. – С.16-17.
- Ющенко А., Суслов Е. Особенности оценки региональной системы предпринимательства // Экономика и предпринимательство. – 2015. — №6-2. – С. 1057.
References.
- Vilenskij A. Federal and regional aspects of the search for a new policy in relation to small and medium-sized enterprises in Russia [Federal’nyj i regional’nyj aspekt poiska novoj politiki v otnoshenii malogo i srednego predprinimatel’stva Rossii]// Problems of management theory and practice. — 2017. — № 4. — С.99.
- Zabolockaja V. Theoretical and conceptual approaches to the study of the essence of small business [Teoretiko-konceptual’nye podhody k issledovaniju sushhnosti malogo predprinimatel’stva]// Economics: theory and practice. — 2012. — №1 (25). — P. 57.
- Kolesnichenko E., Smol’janinova E. Strategy of entrepreneurship development at the regional level: trends of realization [Strategija razvitija predprinimatel’stva na regional’nom urovne: tendencii realizacii]// Socio-economic phenomena and processes. — 2011. — №5-6. — P. 123.
- Korobov S. The formation of a regional system for the development of small and medium-sized enterprises in the current economic conditions [Formirovanie regional’noj sistemy razvitija malogo i srednego predprinimatel’stva v sovremennyh jekonomicheskih uslovijah]// Bulletin of the Volgograd State University. Series 3: The Economy. Ecology. — 2016. — No. (36). — P. 49.
- Monitoring the level of accessibility of financial services for small and medium-sized businesses, 2016 [Monitoring urovnja dostupnosti finansovyh uslug dlja sub#ektov malogo i srednego predprinimatel’stva, 2016]. Electronic resource. https://www.mspbank.ru/userfiles/findex%202016%20MSP.pdf.
- Sannikova E., Vershinina A. Evaluation of the features of the development of regional policies to support small business [Ocenka osobennostej razvitija regional’noj politiki po podderzhke malogo predprinimatel’stva]// Online Magazine. Science. — 2015. — No. 1 (26). — P.39.
- Strjabkova E.A new approach to assessing the competitiveness of the region [Novyj podhod k ocenke konkurentosposobnosti regiona] // Fundamental research. — 2016. — No. 5-2. — P.425.
- Tjaglov S., Kolycheva Zh. Modernization of support of small business in the system of regional economy [Modernizacija podderzhki malogo predprinimatel’stva v sisteme regional’noj jekonomiki]. — Moscow: ZAO «The University Book», 2011. — P.86-87.
- Nesterenko I. Directions and tools for supporting entrepreneurship at the regional level [Napravlenija i instrumenty podderzhki predprinimatel’stva na regional’nom urovne]// Regional economy: theory and practice. — 2013. — №31. — P.16-17.
- 10. Jushhenko A., Suslov E. Features of the evaluation of the regional system of entrepreneurship [Osobennosti ocenki regional’noj sistemy predprinimatel’stva]// Economics and Entrepreneurship. — 2015. — №6-2. — P. 1057.