Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (7), 2006

Необходимость управления малыми и средними городами на основе стратегического планирования

Necessity of manage small and medium sized cities on the basis of strategic planning

Авторы


Россия, Пермская государственная фармацевтическая академия
medvedeva@mail.ru

Аннотация

Город все чаще стал рассматриваться как среда обитания человека, место ведения предпринимательской деятельности, центр обширной сельской периферии. Поэтому важнейшей задачей развития небольших городов является создание условий для устойчивого социально-экономического развития, что означает выполнение функций, создающих благоприятную среду жизнеобеспечения граждан на собственной ресурсной базе за счет более эффективного ее использования. В связи с этим особую актуальность приобретает задача формирования системы документов стратегического характера, содержащих замысел социально-экономического развития административно-территориальных образований.

Ключевые слова

город, предпринимательская деятельность, социально=экономическое развитие, ресурсная база, территориальные образования, стратегическое планирование

Рекомендуемая ссылка
Медведева И.А.
Необходимость управления малыми и средними городами на основе стратегического планирования// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (7). Номер статьи: 702. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/702/
Authors

Medvedeva I.A.
Russia, Perm State Pharmaceutical Academy
medvedeva@mail.ru

Abstract

The city has become increasingly regarded as a human environment, a place of business, the center of a vast rural periphery. Therefore, the most important task of development of small towns is to create conditions for sustainable socio-economic development, which means that functions that create a favorable environment life support citizens in their own resource base through more efficient use of it. In this connection special importance is the task of forming a system of strategic documents containing the plan of socio-economic development of the administrative-territorial entities.

Keywords

city, entrepreneurship, social = economic development, natural resources and territorial entities, strategic planning

Suggested Citation
Medvedeva I.A.
Necessity of manage small and medium sized cities on the basis of strategic planning. Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (7). Art. #702. Date issued: 2006-09-28. Available at: http://eee-region.ru/article/702/

Print Friendly, PDF & Email

В процессе построения правового общества, становления рыночной экономики и введения местного самоуправления, предметом особого внимания для российских городов являются вопросы их собственного экономического развития. Современная ситуация требует своевременно учитывать изменяющиеся экономические условия, выдерживать конкурентную борьбу за рынки и инвестиционные ресурсы. Городским администрациям приходится самостоятельно формировать экономическую политику, добиваться привлечения инвестиций и форсировать создание новых рабочих мест, способствующих повышению качества жизни населения и улучшению перспектив развития подведомственных территорий.

Особый интерес представляет рассмотрение вопроса практики стратегического планирования малых и средних городов, составляющих самую многочисленную категорию, на долю которых приходится почти 85% общего количества городов страны.

В 1991 г . впервые за постсоветский период, для объединения усилий государственных и муниципальных организаций, общественности, предприятий различных форм собственности, инвесторов и благотворительных фондов Правительством Российской Федерации было принято решение о разработке Федеральной программы, где были определены основные задачи возрождения и развития малых городов России.

Впервые была предложена схема стратегического социально-экономического развития города.

Распад СССР, возрождение Российской Федерации, выход на первый план других проблем (в основном, политического характера), отсутствие финансовых средств, сохранение ведомственного подхода – все это и многое другое не позволило приступить к практическим действиям по реализации этой Программы.

В декабре 1994 г . Правительством РФ была одобрена новая Генеральная схема расселения на территории РФ, которая представляет собой стратегическую программу развития российских территорий и расселения граждан.

Основные направления государственной градостроительной политики расселения ориентированы на развитие исторических поселений и их систем, решение проблем градостроительного развития крупных, средних и малых городов, системы населенных пунктов. Основой эффективной градостроительной политики является разграничение функций между органами управления градостроительной деятельностью на федеральном, региональном и местном уровнях. В частности, на местном уровне градостроительная деятельность должна базироваться на комплексном учете всех факторов, характеризующих особенности конкретной территории и ее населения: ресурсного потенциала, экологического состояния городской среды, уровня развития инфраструктуры и других условий, способствующих или ограничивающих развитие города.

В рамках Генеральной схемы расселения реализуются, в частности, такие федеральные программы, как «Возрождение исторических городов» и «Развитие малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы». Последняя была разработана и утверждена Правительством РФ в 1996 г .

Главной целью программы развития малых и средних городов РФ явилось обеспечение выхода из экономического кризиса и создание условий для устойчивого саморазвития городов в период формирования рыночных отношений. Программа, включающая три основных блока (федеральный, региональный и местный городской), направлена на создание правовых, финансовых, экономических, организационно-хозяйственных и других условий, позволяющим городам, став полноценными субъектами самоуправления, эффективно использовать собственные природные, трудовые и экономические ресурсы и обеспечить повышение уровня и качества жизни населения этих городов.

На основании распоряжения Правительства РФ от 01.03.01 № 283–Р была разработана федеральная целевая Программа «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002–2010 годы)». Из 478 исторических городов России 332 города (почти 70% всех городов данной категории) – это малые и средние города, причем в 3 из них размещаются архитектурные ценности международного характера, а в 34 – общегосударственного (общенационального) значения.

К настоящему времени большинство исторических городов России находятся в запустении и разрухе, и, как правило, не способны самостоятельно решать многочисленные проблемы. Значительное количество памятников истории и культуры требует срочной реставрации либо консервации. Большинство жилых и общественных зданий исторической застройки нуждается в модернизации или реконструкции. Инженерное оборудование, особенно в малых и средних исторических городах, находятся на низком уровне. Неудовлетворительное состояние характерно для большинства улиц и дорог. Недостаточно развита социальная инфраструктура.

Решение проблемы сохранения и развития архитектуры исторических городов России является важной составной частью общего процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, институтов гражданского общества, а также социальной сферы.

С конца 90-х годов XX века в российской практике стали использоваться новые методы и технологии в управлении, как на уровне субъекта РФ, так и на уровне города (муниципального образования), нацеленные на активизацию городского развития в рыночных условиях. Среди них выделяются, например, информационный мониторинг социально-экономического развития города, политическая, экономическая и социальная консолидация и партнерство как фактор ускорения городского развития и привлечения инвестиций.

Город все чаще стал рассматриваться как среда обитания человека, место ведения предпринимательской деятельности, центр обширной сельской периферии. Поэтому важнейшей задачей развития небольших городов является создание условий для устойчивого социально-экономического развития, что означает выполнение функций, создающих благоприятную среду жизнеобеспечения граждан на собственной ресурсной базе за счет более эффективного ее использования. В связи с этим особую актуальность приобретает задача формирования системы документов стратегического характера, содержащих замысел социально-экономического развития административно-территориальных образований, в том числе малых и средних городов, где проживает более 30% городского населения страны.

В настоящее время более 200 городов России различной величины имеют или разрабатывают разнообразные концепции и программы, определяющие перспективы их развития.

В 2001 г . 35 малых российских городов завершили разработку стратегий своего развития в рамках программ «Малые города России», созданной в 1999 г . в рамках института «Открытое общество» (Фонда Сороса).

Из 35 стратегий 20 были утверждены представительными органами власти муниципальных образований, 4 – собранием городских представителей, 4 – главами городов. В Ивановской, Калининградской, Ленинградской и Саратовской областях города-участники программы по решению региональных властей стали модельными площадками по проблемам стратегического планирования для всех муниципальных образований региона.

Следует особо отметить, что управление городами с помощью стратегического планирования стало востребованным только после приобретения городами статуса местного самоуправления, субъекта общественных отношений.

Теория стратегического планирования на городском уровне находится в стадии становления, многие вопросы методологического характера носят дискуссионный характер. Вопрос об упорядоченности понятийно-терминологического аппарата в области стратегического планирования городов начал обсуждаться только в последнее время, когда пришло осознание необходимости практических действий в этой области.

В нашем понимании, стратегия развития города – это общее направление (вектор) развития города, путеводная линия (или ряд линий), которой придерживается город в своем развитии, исходя из заранее определенных основных целей, ресурсов и потенциальных возможностей; это долгосрочная перспектива, разделяемая членами городского сообщества в их направлениях и действиях.

Процесс стратегического планирования способствует укреплению взаимоотношений администрации с общественностью, улучшению имиджа города, создает единый вектор усилий всех активных сил города. В ходе разработки стратегии формируется механизм общественного партнерства, определения целей развития города и обеспечения согласованных действий по их достижению.

Вышесказанное позволяет констатировать, что стратегическое планирование является одним из основных элементов в системе городского управления и регулирования, который позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей, эффективно использовать всегда недостаточные ресурсы.

Литература:

  1. Возрождение и развитие малых городов России. Основные положения Федеральной программы и экономических методов ее практической реализации. М., 1994.
  2. Единая Россия в пространстве и во времени // Российская газета. 1995, 1 января; Басин Е. О Генеральной схеме расселения на территории Российской Федерации // Региональное развитие и сотрудничество. 1977. Нулевой выпуск. С. 48-56.
  3. Собрание законодательства РФ. 1996. № 28. ст. 3376.

References:

  1. The revival and development of small cities in Russia. The main provisions of the Federal program, and economic methods for its implementation. M., 1994.
  2. United Russia in space and time / / Rossiyskaya Gazeta. 1995, January 1, Basin, On the General Scheme of settlement in the territory of the Russian Federation / / Regional development and cooperation. In 1977. Zero release. S. 48-56.
  3. Collection of Laws of the Russian Federation. In 1996. Number 28. of Art. 3376.

Государственное и муниципальное управление